Источник

Слово на день Благовещения Пресвятой Богородицы. Святого Анастасия, патриарха Антиохийского

Что означает пришествие на землю великого Гавриила? Не для нас ли снова пришел он? Каким сокровенным тайнам Божиим служит он? – Конечно, не малым, так как действительно дивные повеления исполняет этот Архангел. Великое вверяется ему, и никто другой не может хорошо понять возвещаемого им: ему только доверяются неизреченные сокровища премудрости Божией, и через него становится ясною глубина неисследимых судов Его. Некогда приходил он к нам, чтобы вразумить Даниила, мужа желаний (Дан. 9:23), открыть ему преемство царств и кончину мира, изъяснить воскресение, возвестить суд, воздаваемый каждому по делом его, и явить откровение будущего. Снова пришел он, благовествуя отцу о дивном рождении Божественного Предтечи (Лук. 1:8) и объявляя ему о соединении людей с Богом, при посредстве его сына. Вы, достойные верить Писанию, заметьте, что явился возвещенный Писанием, что неплодные рождают, старцы имеют детей, младенцы играют во чреве, и иерей за неверие осуждается на молчание.

Каждому из святых ангелов поручается что-либо свое. На одного Гавриила возлагается самое важное: ему поручается возвестить о бессеменном зачатии Бога во утробе девичей, о содействии Духа Святого рождению, – и по повелению Того, Кто есть Сый над всеми Бог и Отец (Римл. 9:5), приветствовать Деву словами: радуйся, Благодатная: Господь с Тобою (Лук. 1:28)! О, благодетельный и Божественный глас! О, безмерное человеколюбие и благость! О, служение истинно ангельское! Блаженна Дева, удостоившаяся таких слов, или, вернее, удостоившаяся послужить такому делу! Безмужно зачав и неискусобрачно родив, Ты Одна единственно пребыла Матерью и Девою. Зачатие не лишило Тебя чистоты, рождество не нарушило Твоего девства, – печать девства Ты сохранила невредимою и по рождестве. Как младенца, питала Ты млеком Дающаго пищу всякой плоти (Пс. 35:25); как дитя, привлекла Ты к Своей груди Того, Кто рождающим источает млеко для питания младенцев. Ибо Ты стала Матерью не простого человека или какого-либо пророка, или того, в ком обитает Бог, но истинною Матерью Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Тит. 2:13). Кто возглаголет силы Господни? Чей слух вместит, и какое слово окажется достойным истолковать то, чему внимаем мы? До Тебя жены слышали: в болезнях родиши чада (Быт. 3:16), – и на всех исполнялось это непреложное Божественное повеление. Теперь, после Тебя, жены услышат: радуйтеся (Матф. 28:9), имеющие основание радости в Одной Благодатной среди дев, в Чистой, Непорочной, Святой Богоматери Марии.

Архангел благовестил об этом Деве, и одновременно с его словами вселился в девственную утробу Единородный Сын Божий. Чрево вместило Того, Кого не вмещает целое небо. Младенцем ради нас стал Сый над нами. Постепенно возрастало, усосершаясь телесно, всесовершенное Слово Божие, нося всяческая глаголом силы Своея (Евр. 1:3). Получил начало во времени Творец времен, существующий предвечно. Человеком стал Создатель человеков. Единородный Сын Божий получил Матерь из человеческого рода, приняв от Нее плоть, которая – одного естества с нашею.

Но слово наше невыразительно для чудес, и смертный язык по достоинству не может возвестить великие дела Божии. Предстань, ревностнейший и велегласнейший из пророков Исаия; предстань и научи нас величию Божию; воспой Духом совершившееся; повели, чтобы было услышано то, что возвещается; славословь Просвещающего тех, кого хочет; предвещанием удостоверь невероятное. Се Дева во чреве зачнет, – говорит он, – и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил (Ис. 7:14). Воспой нам, Пророк, песнь после этого славословия: Господи Боже мой, прославлю Тя, воспою имя Твое, яко сотворил еси чудныя дела, совет древний истинный: да будет, Господи (Ис. 25:1). Что же это – за древний совет Бога и Отца? – Спасение всех нас. Ибо Тот, Кто дал нам бытие, разве не дал нам благополучия, призывая создание Свое в прежнее жилище и к соблюдению заповеди, чрез которое мы имеем обетование нескончаемой жизни, утраченной нами, по всей справедливости, за несоблюдение заповеди? Божественная и благодатная Дева, – лествица, восходящая на небо, дверь райская, доступ к нетлению, единение людей с Богом! Тобою мы окончим наше слово во Христе Иисусе, Господе нашем, через Которого и с Которым Отцу слава и держава, со Пресвятым и Животворящим Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь141.

* * *

141

См. Galland. Biblioth. veterum patrum, tom. XII. Uenetiis. 1778. p. p. 262–263; сpaвн. „Mocкoвск. Церковн. Ведом.“ 1899 г. № 12, стран. 155–156.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle