Источник

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы. Св. Андрея, архиепископа Критского

Ныне настала радость для всех, вознаграждающая прежнюю скорбь: предстал Вездесущий, чтобы все исполнить радости. Но как Он предстал? – не с телохранителями, не в сопровождении воинств Ангельских, не с пышностью и шумом: а тихо и безмятежно, дабы укрыть Свое шествие от князя тьмы и дабы, благоразумною хитростью уловив змия и посмеявшись над бдительностью того Ассирийского дракона, который поработил себе благородство природы человеческой, – похитить у него добычу. Неизреченное великое милосердие Его не хотело видеть потери такого творения, каков человек, для которого Он распростер свод небесный, утвердил землю, разлил воздух, образовал море, устроил все видимое создание. Поэтому является Бог на земле, Бог с небес, Бог между человеками, Бог во чреве Девы, – Тот, Которого не вмещает вся вселенная. Теперь природа человеческая начинает предвкушать радость и получает начало обожения; теперь, отвергнув от себя обманчивое богатство греха, она уневещивается Творцу; теперь первоначальный состав наш принимает новый вид, и состаревшийся мир отлагает ветхость – плод греха. Да радуется небо свыше, и облацы да кропят правду: да источают горы сладости и холмы веселие, яко помилова Бог люди Своя (Ис. 45:8; 49:13). Ныне открывается запечатленное прежде всех веков таинство, и все получает во Христе восстановление. Ныне всемогущая сила Зиждителя вселенной приводит в окончательное исполнение совет, держанный Им о сотворении мира, дабы разрушить совет, издревле составленный против нас начальником злобы. Посему-то ликуют Ангелы, сорадуются человеки и весь обновляемый мир приходит в себя. Какой ум, какой язык выразит все это? Ни слово изречь, ни слух принять это –не в силах. Итак, мы справедливо совершаем настоящее торжество с веселием и радостью, празднуя совершеннейшее воспринятие (Господом) нашего смешения.

Что же это – за торжество и каково оно? Оно – радость всей твари и восстановление (нашего) рода. Ныне – благовестие радости, свидетельство человеколюбия Божия, радостная проповедь о спасении всего мира. Откуда, от кого и кому? – С небес, от Бога, к обрученной мужу Деве. Кто – эта Дева? Кто – этот муж? Какие им – имена? Деве – Мария, а мужу – Иосиф: оба от рода Давидова. Кто – исполнитель Божественных повелений, и откуда приходит он? Архангел Гавриил, свыше посланный для служения чуду: таинство удивительнейшее в сравнении со всем, достойным удивления, возвестить должен был служитель Вышнего, слетев с горних стран на землю. Что же именно? – снизшествие Господа, несказанное явление Его смотрения о нас, обнаружение и подтверждение Божественного совета и предведения, хотя сокровенного от вечности. Но где, когда и для чего? – В Галилейском городе Назарете, в месяц шестой после того, как Иоанн зачат, чтобы этот возвестил о воплощении грядущего Господа. Итак, Гавриил, слетев с горних обителей в земные страны, предстал в Назарете и, пришедши к Деве, кротко объявил Ей о неизреченном смотрении Божием. В этом-то и состоит таинство примирения Бога с человеками. Вот и предмет настоящего торжества – соединение Бога с человеками, обожение воспринятой Им природы, обновление образа нашего, перемена состояния нашего на лучшее, возвышение и восхождение наше на небеса. Посему все ныне преисполнено радости, и все умные чины небесных Сил вступают с нами в союз при нашем примирении с Богом: им приятны возвращение наше к Богу, переход и восхождение к лучшему состоянию (потому что они весьма сострадательны и любвеобильны, почему и посылаются на служение для тех, которые должны наследовать спасение. Евр. 1:14). Итак, все днесь да веселится, природа да взыграет! Ныне отверзается небо, и земля невидимо приемлет Царя всяческих. Назарет, соревнуя Едему, в недро свое приемлет насадителя Едема; Отец милосердия обручает человеческую нищету единственному и единородному Сыну Своему; Гавриил служит таинству и взывает к Деве: радуйся! (Лук. 1:28), чтобы Дщерь Адама, происшедшая от племени Давидова, возвратила Собою ту радость, которую потеряла праматерь. Ныне Отец славы милостивым оком взирает на растленное в Адаме естество; ныне Податель милосердия открывает нам бездну всеблагих щедрот Своих. Тому, из Которого, чрез Которого и в Котором все существует, надлежало преложить на милость древний приговор проклятия против нас, славою Своею прославить обесславленное в Адаме естество наше и истиною разрушить тот лукавый совет отца лжи, последствием которого было первое преступление, т. е. падение Адамова рода.

Об этом-то великий между царями Богоотец Давид пророчественно воспел: милость и истина сретостеся, правда и миp облобызастася (Псал. 84:11). Говоря так, не разумеет ли он милость, которую, по благоволению Отца, явил к нам Сын – Податель милости, из сожаления к нам соделавшийся подобным нам во всем, исключая грех, чтобы изгладить преступление наше, восставить нас от падения и разрушенное снова исправить? Что такое – истина, как не то, что Его явление людям не было каким-либо призраком? Не вид только человеческий (как некоторые говорят) Он принял на Себя; но движимый человеколюбием и снисходя к человекам, Непостижимый, по самой истине, усвоил Себе существо человеческое и обожил в Себе воспринятую Им общую нашу природу. Его смотрение не было призраком, так как Он, при неизменяемости Своего Божества, имел истинное тело. Поскольку же милость и истина, по словам Пророка, сретостеся, то правда и мир, как и надлежало, облобызастася. Правда – это определение, произнесенное против обольстителя праотцев. Когда и кем? Ныне, Отцем Всевышним. По этой правде, человеколюбивый по естеству, Он положил, чтобы Единородный Сын Его, явись в образе человека, осудил врага. Mиp – это тот мир, который тотчас, при плотском рождении Начальника мира – Сына (Божия), единогласно воспел лик Ангелов, взывая: слава в вышних Богу и на земли мир, к человекам благоволение (Лук. 2:14), – та слава, которою прославился чрез Христа человеческий род, быв вознесен, как говорит великий Апостол, превыше круга небесного, превыше всякаго начальства, и власти, и силы (Евр. 1:21); тот мир, который Сам Он исходатайствовал нам, соединив небесное с земным и открыв земнородным новую стезю к восхождению на небеса: то благоволение, по которому Отцу было угодно послать к нам, осужденным, возлюбленного Сына Своего, чтобы – как имеющий одну волю с Отцем – совершил спасение, предназначенное нам от Отца чрез Него. Вот – предмет нынешнего нашего торжества! Вот – то важное поручение, которое ныне исполняет Гавриил и, как посредник между Божеством и человечеством, первый благоговествует Деве залог совершенного примирения!

Милосердый Отец, с сожалением воззрев на род наш, уже растленный грехопадением, вспомнил о творении рук Своих и, не хотя видеть нас навсегда погибшими, сначала вручил Моисею письменный закон, начертанный на каменных досках. А так как писанный закон не производил спасительных действий, то Он посылал Духоносных мужей, т. е. прозорливых пророков, показывавших все правые пути к Богу. И после хотя те, к которым они были посылаемы, закрыв свои чувства, ни мало не сделались лучшими, – Творец однако же не презрел нашего естества; но из преблагих и пренепорочных недр Своих послал к нам недостойным, в конце веков, Сына Своего, равного Себе и по власти, и по силе, и по благости. Он восхотел лучше соделать спасение преступников воли Его, нежели оставить в презрении столь прекрасное и столь высокое Свое создание, каков человек. Поэтому, определив служить при таинстве одному из первейших Ангелов, Он манием Своего величия дал (думаю) Ангелу такое повеление: „Гавриил! иди в Назарет, город Галилейский, в коем живет Отроковица Дева, обрученная мужу, именем Иосифу; имя Деве – Мария». Для чего в Назарет? – для того, чтобы там Вседержителю избрать для Себя богоблагодатное украшение девства, как розу в тернистом месте, также для исполнения пророчества, что Он Назореем наречется (Матф. 2:23). Кто? – Тот, Которого Нафанаил впоследствии называет Сыном Божиим и Царем Израильским (Ин. 1:49). Что же касается до Гавриила, то он обыкновенно служит при совершении Божественных таинств, как мы знаем это из Даниила. „Итак, иди, – глаголет Бог Архангелу, – в Назарет, город Галилейский; там немедленно и прежде всего скажи Деве то благовестие радости, которого лишилась некогда Ева, и не смущай души Ее: это – благовестие радости, а не печали; это приветствие веселия, а не уныния». В самом деле, была ли и будет ли для рода человеческого какая-нибудь радость более той, как быть в соединении с Богом, быть с Ним едино по причине соединения, и притом ипостасного? Что может быть удивительнее того, когда Бог видимо снисходит на землю и даже носится во чреве жены? Неслыханное дело! Бог, Которому престол – небо и подножие – земля (Ис. 66:1), – в женской утробе! Всевышний Бог, сопрестольный с Отчею вечностью – во чреве! И есть ли что необыкновеннее, как Богу явиться в образе человека, не разлучаясь со Своим Божеством, – как нам видеть все естество человеческое соединенным с Творцом для того, чтобы обоготворился весь человек – первая жертва греха?

Что же – Гавриил? Выслушав это и узнав повеление, изреченное ему гласом Божиим, но превышающее силы его, он находился между страхом и радостью: не дерзал тотчас исполнить его, но остерегался и отрицаться от него. Впрочем, повинуясь Божию велению, полетел к Деве и, по прибытии в Назарет, предстал в дом Ее: потом, как бы погрузившись в размышление и недоумевая в себе, колебался в мыслях, как бы рассуждая сам с собою: „с чего начать мне исполнение воли Божией? Мгновенно ли явиться в чертоге? но таким появлением я устрашу душу Дѣевы. Или взойти не вдруг? – но, Отроковица почтет вход мой тайным. Постучать ли в дверь? – но каким образом? Ангелам это не свойственно, потому что никакой предмет, ни содержащий, ни содержимый, не может препятствовать существу бестелесному. Или просто отворить дверь? – но и тогда, как она заперта, я могу пройти сквозь нее. Назвать ли Деву по имени? – но этим я приведу в трепет Отроковицу. Итак, вот что сделаю: по воле Пославшего меня, укрощу мое стремление; намерение Его – спасти род человеческий; воля Его, хотя необыкновенная, исполнена милосердия и служит залогом примирения. Но, опять, каким образом мне приступить к Деве? О чем прежде всего говорить с Нею? о благовестии ли радости, или о вселении в Нее Господа моего? о наитии ли Духа Святого, или об осенении Всевышнего? Сделаю обращение к Деве, возвещу Ей о чуде, приближусь к Ней, сделаю Ей приветствие и кротко воззову: радуйся! Приветствие будет для меня счастливым вступлением в свободный разговор с Нею. На самом деле, прилично приветствовать Царицу благовестием радости. Радостен дух! восхитительно это время! Утешительно повеление! Это воля Божия о спасении и начало радости безмерной!» Приняв такое решение, Архангел предстал в доме Девы и, приступив к чертогу, в котором находилась Она, тихо приблизился к двери и, вошедши в нее, кротким голосом воззвал к Деве: радуйся, Благодатная: Господь с Тобою (Лук. 1:28), – Господь, Который был прежде Тебя, Который ныне с Тобою, Который, спустя немного, родится от Тебя. Одно рождение Его было вечное, другое будет временное». О, безмерное человеколюбие и благость! Ангел не только объявляет радость, но указывает и на Виновника радости, во чреве Девы, потому что слова: Господь с Тобою ясно обозначают, что присутствует Сам Царь, всецело воплощающийся в Ней и не оставляющий Своей славы. Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Радуйся, орудие радости, которым упразднен приговор клятвы и возвращено право на радость. Радуйся, истинно благословенная; радуйся, препрославленная; радуйся, преукрашенное святилище славы Божией; радуйся, священное жилище Царя. Радуйся, чертог, в котором Христос обручил Себе человечество. Радуйся, избранная Богом прежде рождения; радуйся, орудие примирения Бога с человеками; радуйся, сокровище бессмертной жизни; радуйся, небо – пренебесное жилище солнца славы; радуйся, пространное селение Бога нигде невместимого, в Тебе одной вместившегося; радуйся, святая девственная земля, из которой неизреченным действием Божиим образовался новый Адам, чтобы спасти древнего Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Тот, Который сказал: да будет твердь (Быт. 1:6), и все прочие дела Творческого величия Его; радуйся, родительница безмерной радости; радуйся, новый ковчег славы, в котором почил сошедший Дух Божий, – ковчег в котором Святой по естеству, чрез воплощение, чудным образом устроил Себе святыню новой славы в девической утробе, не перестав быть тем, чем был (ибо Он непременен), но сделавшись тем, чем не был (ибо Он человеколюбив). Радуйся, сосуд златый, носящий Того, Который усладил манну и источил неблагодарному Израилю мед из камня; радуйся, серафимская клеща таинственного угля; радуйся, умное зеркало созерцательного познания, чрез которое пророки, просвещенные Духом Святым, таинственно видели бесконечное снисхождение Божие к нам; радуйся, труба зрительная, сквозь которую осеняемые унылою тьмою греха, увидев восхождение грядущего свыше со славою Солнца правды, озарились чудным светом; радуйся, украшение всех пророков и патриархов, и истиннейшее проповедание непостижимых предопределений Божиих.

Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего (Лук. 1:2). И поистине, благословенна, потому что Бог избрал Тебя в жилище Себе, потому что Ты непостижимо носила в утробе Своей исполненного славы Отчей Иисуса Христа – человека и вместе Бога, имеющего вместе свойства той и другой природы. Благословенна Ты в женах, нетесно вместившая в священном хранилище девства Своего то небесное сокровище, в котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Колос. 2:3). Ты истинно благословенна; Ты без семени, без возделания произрастила плод благословения и клас нетления – Христа и принесла обильнейшую, тысячекратную жатву, приведя тысячи радующихся к Делателю нашего спасения. Ты истинно благословенна: потому что одна из всех матерей, будучи предуготована быть матерью Создателя Своего, не испытала свойственного матерям: матернее рождение не повредило чистоты Твоего девства; девственный плод Свой сохранил печать Твоей непорочности. Ты истинно благословенна: Ты одна, не познав мужа, носила во чреве Своем Того, Который распростер небеса и чудным образом соделал землю девства Твоего небом. Благословенна Ты в женах, одна наследовавшая то благословение, Которое Бог чрез Авраама обещал народам. Ты истинно благословенна, – одна наименовавшаяся Матерью благословенного Сына – Иисуса Христа и Спасителя нашего, чрез Которую народы взывают: благословен грядый во имя Господне (Матф. 21:9), и благословено имя славы Его во век, исполнится славы Его вся земля: буди, буди! (Псал. 71:19). Благословенна Ты в женах, Которую ублажают поколения и прославляют цари, Которой покланяются владыки и служат богатейшие из людей, Которую девы среди сонма своего вводят во храм Царя. Благословенна Ты в женах, Которую Исаия, увидев прозорливыми очами, наименовал пророчицею, девою, плинфою, местом, видением, главою книги, и притом запечатленной. Ты истинно благословенна, Которую Иезекиил назвал востоком, вратами заключенными, отверстыми только Богом, и опять заключенными (– 44:2). Ты одна истинно благословенна, Которая Даниилу, мужу желаний, казалась горою великою, а чудному Аввакуму горою приосененною (Аввак. 3:3), Которую царь, Твой Праотец, пророчески воспел горою Божиею, горою тучною, горою усыренною (Пс. 67:16), на коей благоволил обитать Бог. Благословенна Ты в женах, которую Богопрозорливейший Захария провидел в золотом светильнике, украшенном семью лампадами (– 4:2), т. е. сияющем семью дарами Божественного Духа. Ты истинно благословенна; Ты – умный рай, в котором – живоносное древо спасения; в Тебе таинственно зрится и Сам Насадитель эдема – Христос, Который, неизреченною силою исходя из утробы Твоей, подобно живоносному источнику, посредством Евангелия, как бы четырьмя потоками, напояет вселенную. Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, – плод, вкусив которого первосозданный Адам изверг из себя древний яд, принятый им, по обольщению, – плод, который услаждает горький вкус древа, очищая естество человеческое, который странствующему в пустыне Израилю источал реки воды, услаждал Мерру и дождил хлеб чудный, несеянный. Благословен плод, который бесплодную и горькую воду, посредством всыпанной в нее Елисеем соли, соделал приятною и плодотворною. Благословен плод, который из неповрежденной отрасли девического чрева прозяб, подобно грозду, полному и совершенно зрелому. Благословен плод, из которого истекают источники воды, текущей в жизнь вечную, – плод, из которого происходит хлеб животный – Тело Христово и спасительное питие – Чаша бессмертия. Благословен плод, который славит всякий язык небесных, земных и преисподних, в Троице Святого Божества исповедуя Его тождественным в существе, но различая в Нем личные начальные свойства. Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего.

Она же, – как говорит св. Писание, – смутися о словеси его, и помышляше, каково будет целование сие (Лук. 1:29). Смутилась, – сказано. Не неверие какое-нибудь поколебало Ее душу, – нет; но скорее удивление к необычайному вещанию, так так в явлении представлялось предвестие. Она не была подобна Захарии, обнаружившему свое неверие во святилище, который, хотя и приобрел способность к деторождению, но, в наказание, лишился орудий слова и, перестав быть бесчадным, сделался немым. Она почувствовала в душе смущение от сделанного Ей приветствия, как Дева совершенно непорочная, не имевшая не только смешения, но и обращения с мужем, и привыкшая непрестанно устремлять ум Свой к созерцанию вещей небесных. Быв, как и естественно, стыдливою, Она должна была сначала прийти в недоумение, потом, предавшись размышлению о сказанном Ей, слушать говорящего, так сказать, не без внимания и рассуждения. Поэтому Евангелист мудро заметил, что Она размышляла (как бы поверяя мысль судом чистого разума, чтобы сказанного Ей не понять превратно), говоря: „что бы это было за приветствие»? Происходя от благородного племени и будучи дшерию, Она, конечно, знала Божественные повествования, заключающиеся в Писании, и потому тотчас могла обратить ум Свой к падению праматери, представляя Себе прельщение ее и другие такие же события, преданные древними. Итак, не без причины Евангелист написал, что Она размышляла; но этим показал Ее ум и то, что Она любила иметь познание о предметах не поверхностное, а твердое и основательное. В самом деле, Ей не надлежало принимать приветствия, не поверив мыслей Своих о (возвещаемом) благе созерцанием разума. Стараясь успокоить смущенный дух Свой, Она не произносила слов, но только одним взором показывая некоторое недоумение, вместо голоса обнаруживала состояние Своей души выражением внешнего Своего вида. „Что это – за приветствие? говорит Она. Неужели Я одна из женщин дам природе новые законы? Неужели Я одна могу понести во чреве плод, не имев сообщения с мужем? Что бы это было за приветствие? Кто принес такую весть, и откуда он пришел? Почитать ли вещающего человеком? но он представляется бестелесным. Назвать ли его Ангелом? но он говорит, как человек. Я не понимаю того, что вижу, – недоумеваю о том, что слышу».

Что же делает тогда Гавриил? Приметив смущение Отроковицы и не размышляя более ни о чем, тотчас взывает, говоря: „не бойся, Мария! Ты обрела благодать у Бога“. Итак, Он прежде устранил страх Ее, потом внушил бодрость, сказав: „не бойся! Ты обрела благодать у Бога, которую потеряла Ева“. (Словом благодать он ясно определил свою мысль и рассеял все кажущиеся сомнения, а присовокупив: обрела благодать у Бога, совершенно отогнал страх от Девы). „Не бойся, Мария! Это – не обманчивая речь; не обольстить Тебя пришел я; не змий лукавый опять говорит с Тобою; не земной вестник предстоит Тебе; с неба несу Тебе благовестие, и притом не простое, но благовестие радости. Не бойся, Мария! Не тщетно это приветствие, и не печаль оно предвещает Тебе! Господь с Тобою. Податель всякой радости, Спаситель всего мира, – с Тобою Тот, Который, не отлучаясь Отеческих недр, вместился в Твоей утробе. Я назвал Тебя благодатною, чтобы выразить радость сокрываемого в Тебе таинства. Я назвал Тебя благодатною, потому что всю эту радость Ты вмещаешь во чреве Твоем, потому что Ты – одежда благолепная по красоте Божественных даров. Господь с Тобою! – воззвал я, чтобы выразить могущество вселившегося в Тебя. Он – Господь и Бог, Властитель, Начальник мира, Отец будущего века, – Твой Сын, о Дева, и Спаситель всех (Ис. 9:6). Господь с Тобою: с Тобою благодать и истина. Господь закона, но Отец благодати и источник истины. Не бойся, Мария! Господь с Тобою. Властитель всякого начальства, Сын Отца светов, Который в вечности родился от Него, но во времени воплотился от Тебя, Который на небе весь – в недрах Отца, а на земле весь – с Тобою во чреве; Он – с Тобою и в Тебе, Невместимый по естеству, вселившись в Твою утробу, вместился в Тебе. Не бойся, Мария! Ты обрела благодать у Бога, – благодать, которой не получила Сарра, которой не испытала Ревекка, которой не познала Рахиль; Ты обрела благодать, которой не удостоилась ни славная Анна, ни соперница ее Фенанна: ибо хотя они из бесчадных сделались матерями, – но вместе с бесчадием потеряли девство; а Ты, став Матерью, сохранила и девство Свое невредимым. Итак, не бойся: Ты обрела благодать у Бога, – благодать, какой никто, кроме Тебя, не обретал от вечности. В чем же состоит это преимущество благодати у Бога? Ты обрела благодать у Бога; и се, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь имя Ему Иисус (Лук. 1:30, 31). О, чудо! Сперва Ангел разрешает Ее сомнение, а после объясняет самое дело. И смотри, что производит его краткая речь: прогоняет страх, предвозвещает благодать, объясняет зачатие, предсказывает рождение и назначает имя Рождаемому. Но здесь еще не – конец словам его. Чтобы показать великое могущество Младенца, он тотчас присовокупил: Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его: и воцарится над домом Иаковлевым во веки, и царствию Его не будет конца (Лук. 1:32–33). Видишь, как он изгнал из Девы страх? как ободрил дух Ее? Назвав имеющего родиться Сыном Всевышнего и наименовав Давида отцом Его, он вдруг возвысил ум Ее, как видно из последующего.

Смотри, какой разум имеет Дева! Она, услышав сие, и зная непреложность высочайшей власти воли Божией, сказала Ангелу: „како будет сие, идеже мужа не знаю? Ты обещаешь Мне, говорит Она, что-то странное; ты возвещаешь Мне то, что превосходит естество; Я браку не причастна. – Я обручилась жениху, но браком не сочеталась: Я знаю только в Иосифе обрученника, но не мужа; со Мною живет жених, но не разделяя брачного ложа. Как будет сие, когда Я не знаю мужа? Неужели природа одну Меня сделает Матерью без брака? Неужели Я одна, вопреки природе, покажу новый для нее образ рождения? Бракосочетания не было, сообщения с мужем Я не имела, Иосифа Я не познала; Я признавала в нем Своего защитника, но не мужа. Итак, каким образом это будет со Мною“? Гавриил тотчас ответствует и высоким ответом своим утончает простой вопрос Ея, говоря: „почему Ты, всеблаженная, говоришь это? Почему произносишь эти слова? Я с неба пришел возвестить Тебе о новом образе зачатия; не земнородный говорит с Тобою. Я сказал: „Господь с Тобою»; а Ты с сомнением говоришь: „как это будет со Мною»? Я благовествую Тебе о Том, Который был прежде моего пришествия и Который вошел во чрево Твое, – а Ты говоришь мне о муже, о земном рождении, спрашивая: „как это будет с Тобою»? Размысли, – как процвел жезл (Числ. 17:8), – как камень источил воду и откуда он исполнился ею (Исх. 17:6), – как огонь купины обнял кустарник, не сожигая его? (Исх. 3:2). Если Ты веришь этим событиям, то верь и мне. Виновник чудес – и тех и этих – один и тот же, Которого Ты носишь во чреве. Ты особенным образом будешь питать носимого Тобою Младенца – не так, как Елисавета, или Анна, мать Твоя: они сделались матерями по обыкновенному закону природы; Ты родишь Сына, без мужа и без семени в Тебе зачатого. Если ты хочешь знать самый образ события, то я объясню Тебе и его».

Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя (Лук. 1:31). Имеющий родиться произойдет не от хотения плоти (Ин. 1:12). Хотение плоти не будет иметь места при рождении Богоматерью, потому что оно выше пределов естества; и если оно вовсе не имеет ничего естественного, – то и самый способ его выше и превосходнее естественного. Итак, никакая страсть не примешалась к земному зачатию Ее, как бывает у людей, – не сопровождала и небесное рождение Господа. Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя. Смотри, как открывается здесь таинство Троицы. Говоря о Святом Духе, Архангел разумел не иного кого-либо, как Утешителя; Силою Всевышнего он явно назвал Сына, а словом: „Всевышний» – обозначил Лице Отца. Выражением же: осенит Тебя, он говорит, кажется, тоже, что, по моему мнению, сказал Аввакум, когда, взирая прозорливыми очами, назвал Деву горою приосененною (Авв. 3:3), как бы изображая силу Духа, осеняющую Ее, и неизреченную скинию, самодействующую в Ней способом воплощения, по которому в утробе Девы, свободной от страстей и чистой от всякой вещественной привязанности, воздвиг нерукотворенный храм тела (Спасителя), как видно из последующего. Посему Рождаемое будет Свято, и наречется Сын Божий. Тот предвечный Младенец, Который от Святого Духа, чрез Святого Отца, непостижимо образовался, поистине будет Святым и назовется Сыном Всевышнего, как Слово, совечное Всевышнему. Таким образом, ясно показано Деве, кто, от кого и каким образом зачался во чреве Ее, – показано и то, что имеющий родиться от Нее будет Сын Божий. А чтобы яснее и точнее показать силу своих слов, Ангел указывает на зачатие Елисаветы, как бы так говоря: „Кто мог разрешить (неплодную) утробу в старости, сверх чаяния, Тот, без сомнения, может сделать и Деву чревоносяшею. Потом присоединяет: яко не изнеможет у Бога всяк глагол. Дева, услышав это, особенно же будучи озарена в уме светом обитающего в Ней и проникнута радостью о благовестии, совершенно успокоилась и, как Писание говорит о Давиде, явилась радостною в душе с красотою очей, потому что радовалась чуду и приняла приветствие с удовольствием. Да и сказанное Ей исполнено было неизреченной радости. Гавриил весьма удобно и весьма ясно убедил Деву принять чудо, сказав: „нет ничего невозможного для Бога».

Но что говорит Евангелие? Мария же сказала: се раба Господня: буди Мне по глаголу Твоему. Видишь ли разум Ее? видишь ли превосходство скромности, облекающей Ее? Узнав о зачатии и рождении от Нее, также и о том, кто родится и чьим будет Сыном, как Он назовется и чей займет престол, над кем будет царствовать; наконец, узнав и то, что имеющий от Нее родиться никогда не будет без царства, – Она ответила радостным гласом: се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему. Очевидно, Она выразила этими словами следующее: „вот, Я в готовности, и препятствия не будет никакого; душа Моя желает, чрево Мое достойно, ибо оно неприкосновенно и сберегается для одного Создателя. Се раба Господня, беспрекословная к повиновению, способная к служению и готовая к принятию; да будет Мне по слову твоему. После того, как ты все возвестил Мне, как должно, оно ознаменовалось радостью и славою вышнею. Се раба Господня; да будет Мне по слову твоему“. Какое неизреченное смотрение! Какая благодать! И еще более, какая вечная воля и предведение! Поистине, Дух Святой вселился в Деву, и сила Всевышнего осенила Ее, по предопределенному совету и предведению Божию.

И отъиде от Нея Ангел, – сказано (Лук. 1:38), – то есть, по исполнении порученного ему дела. Отшел Ангел, но Господь не отступил от Нее. Тот ограничен, хотя и бестелесен, – а Этот не ограничен, хотя – в теле и во чреве Девы; тот возвестил <слова нераспознанны> от Девы, для спасения людей; а Этот <слово нераспознанно> наше, преобразил в Себя, возвратив природе нашей образ Божий и первое достоинство, потерянное непослушанием прародителей, и после сего воссел на небесах, превыше всякаго начальства, и власти, и силы, и всякаго имени, каким именуются в нынешнем веке и в будущем (Ефес. 1:21–22). Ему слава, держава, честь и поклонение, со безначальным Отцем и с Пресвятым Животворящим Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь142.

* * *

142

См. Curs. Compl. Patrolog. edit. Міgnе, series gracca, tom. ХСVII, col. 881–914; cравн. „Избранные слова святых отцев в честь и славу Пресвятой Богородицы“. Издание второе. 1886 г. Москва, cтрaн. 94–112; Христианск. Чтен. 1829 г., ХХХIII ч., стран. 245–476.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle