Источник

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы. Св. Германа, патриарха Константинопольского

Восторжествуем ныне, племена, языки, и все многочисленное праздничное собрание, – восторжествуем ныне в радости духовной и соплетем со всяким попечением песни Богоприличные Царице из рода Давидова, составим торжество торжеств нашего упования во благознаменитый день праздника нашего. Ибо ныне, воистину, небесные духовные Силы свыше приклонились с нами земнородными к Toй, с помощью Которой превозносится духовный и богоцарствующий град, вечно ограждаемый.

Итак, радуйся, благодатная, златая стамна манны и скиния порфироносная, которую изукрасил новый Веселеил. Радуйся, благодатная, превосходящее всех богодержимое облако и источник вечно источающий всем. Радуйся, благодатная, высокий и превознесенный престол Творца всяческих, Содержащего вся в руце, яже на небеси и на земли. Радуйся, благодатная, духовный храм велелепной славы. Вочеловечившегося нас ради и облекшегося в плоть для нашего спасения. Радуйся, благодатная, питающая Питателя и млеком напояющая Источившего древле воду из камня. Радуйся, благодатная, гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора несекомая. Радуйся, благодатная, благое предстательство всех грешников. Радуйся, благодатная, крепкое заступление чистым сердцем исповедающих Тебя Богородицею. Радуйся, благодатная, носившая во чреве Человеколюбца Владыку для общего спасения человеческого рода. Радуйся, благодатная, всех христиан любезное прибежище и превосходное зрелище неизреченной красоты. Сие мы, бренные, недостойными устами возносим Небесной Невесте, Царице и Богородице, – познав из богодухновенного Писания. Но обратимся, возлюбленные, к Божественному благовещению архангела Гавриила и послушаем, что благовествовал он, пришедши к Ней – чистой.

Ангел изрек: „внемли, Препрославленная, сокровенным словам Вышнего: се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Я пришел возвестить Тебе о том, что уготовано прежде сложения мира“. Богородица ответствовала: „уйди из Моего града, человече, и скорее оставь горницу; удались от преддверий Моих, говорящий Мне, и не приноси подобного благовестия Моему ничтожеству». Ангел: „Восхотев исполнить древний совет и помиловать заблудшего человека, Человеколюбец благоизволил соделаться человеком; почему же Ты, благодатная, не принимаешь приветствия моего»? Богородица: „Вижу, юноша, твою достойную кисти красоту и явление твоего светлого образа, слышу от тебя слова, которых никогда не слышала, и помышляю, не хочешь ли ты прельстить Меня“? Ангел: „знай же и поверь, что я более Тебя поразился, увидев Твою богописанную красоту; и потому, узрев Тебя, думаю, что познаю славу Господа моего». Богородица: „слышу язык незнаемый, – созерцаю лицо, никогда не виденное: но почему Я не трепещу, тем более, что имею обрученника, и совершенно не навыкла беседовать с чужестранцем»? Ангел: „прими достойную радость благовещения и похвалу приличествующую Тебе: ибо Рождаемое от Tебя Сын Вышняго наречется (Лук. 1:35), и Он будет держим Тобою, освященною за превосходство святости“. Богородица: „боюсь подобных слов и подозреваю, не пришел ли ты обмануть Меня, как в древности Еву; но Я не пойду по ее пути. Как же ты приветствуешь деву, которой никогда не видел“? Ангел: „благовествую Тебе радость; благовествую Тебе рождение недоступное пониманию; благовествую Тебе невыразимое пришествие Вышнего Царя». Богородица: „так как ты предрекаешь и не престаешь предсказывать Мне подобное, то скажу тебе, что Я не верю такому благовестию твоему: ибо ты пришел уничижить Мое девическое достоинство и опечалить Моего обрученника.». Ангел: „пророк Захария и возлюбленный Твоей сродницы Елизаветы разрушит твое неверие. Посему отправься к ней, дабы узнать от него то, что произойдет у него“. Богородица: „Мои родители Иоаким и Анна представляют чету благороднейшую и чистую; как же Я, порождение их, произведу грешного? Кто увидит и поверит, что Мария не преступила закона»? Ангел: „когда сказанное мною в свое время сбудется, тогда Ты поймешь силу высочайшего таинства: тогда Ты узнаешь исполнение моих слов». Богородица: „Произшедшая из дома и отечества Давидова, как послужу Я таким страшным и небесным таинствам? и как прииму Святого Иисуса, седящего на херувимах»? Ангел: „Ты наречешься престолом Богодержащим и царским седалищем Небесного Царя: поскольку Ты – Царица и Владычица, дщерь земного царя, и образ у Тебя – царский». Богородица: „объясни мне, вестник, как соделаюсь Я престолом Вышнего? как бренная плоть прикоснется тому неприкосновенному Свету Солнечному? Невозможные вести сообщаешь ты». Ангел: „почему, по какой причине, Препрославленная, Ты так не веришь моему благовестию? и до какой поры Ты не будешь подчиняться посланному с небес ангелу? Ибо я не – тот, который прельстил Еву. Богородица: „Я увидела твой многознаменательный лик и услышала чудеснейшие глаголы, которых никто никогда не слышал, потому и не в состоянии принять подобное благовестие“. Ангел: „хотя мой вид поражает Тебя, но я знаю, что слова уст моих соделаются причиною радости; и ублажат Тебя небо и земля“. Богородица: „каким же образом Я узнаю то, что будет совершение соделанного Им? ибо Я – Дева, не бывшая в чертоге, и не знаю совсем греха сладострастия... Но Я – раба Господа, сотворившего Меня“. Ангел: „Скажу Тебе ясно, что и Елизавета сродница Твоя родит теперь же сына в старости; и многие обрадуются и удивятся рождению его, и имя ему будет Иоанн“. Богородица: „прими от Меня дары, вестник, и удались от Меня; ангел ли ты или человек, подлинно Я не знаю; по образу Я созерцаю ангела, а взором познаю человека“. Ангел: „Разве, благословенная, Ты не видела меня, будучи во Святом святых? Ты видела меня и принимала пищу от моей пламенной руки. Я – Гавриил, постоянно предстоящий пред славой Божией». Богородица: „Я имею жениха благоразумного, святого и праведного, знающего искусство древоделия, и боюсь, как бы он не увидел Meня разговаривающей с тобою чужим, и особенно наедине». Ангел: „я исполнен глаголов вечных; поэтому скажу Тебе, что от Тебя имеет родиться Господь, Царь царей, – что Он воцарится в дому Иаковли, и царствию Его не будет конца«. Богородица: „Ныне душа Моя содрогнулась: Я не знаю, как понимать это страшное видение. Но, полагаю, что глаголы твои истинны, и Иосиф выдаст Меня в руки судящих об этом». Ангел: „дивлюсь я, Препрославленная, что Ты так смущаешься моего пришествия с высот: ибо мне приличнее бояться Тебя, как Имущей стать Матерью Господа моего, и трепетать пред Твоим царским достоинством. Вот, Царь славы еще во время моих слов поселился в Твоем чертоге». Богородица: „Ты, приветствующий Деву неискусомужную и возвещающий это Деве неискусобрачной, знаешь истину: „когда и откуда», и како мне будет сие, идеже мужа не знаю“? Ангел: „Дух Святый найдет на Тя, и cuла Вышняго осенит Тя: темже и Раждаемое Свято, наречется Сын Божий. Не бойся, Мариам: обрела бо еси благодать у Бога». Богородица: „Важное таинство ты принес Мне с неба, возвещая о пришествии Святого Духа; и скажи Мне, вестник: как бы Мне более не отрицать оного преславного благовестия»? Ангел: „отвергни неверную мысль, Дева. Ты родишь Спасителя – Господа, единого из живоначальной Троицы и произведешь миру радость неизреченную, которую не произвел никто из ангелов и человеков: и будет имя Твое благословенно“. Богородица: „скажи Мне, юноша, как Я имею родить Спасителя, по слову твоему. Поистине, странно твое благовестие для ангельских духовных Сил и для архангельских пламенных и многоочитых чинов». Ангел: „Препрославленная, приятны и совершенно сладостны слова Твои: и потому скажу Тебе, что не от хотения плоти, но от наития Духа Святого совершится Твое чревоношение». Богородица: „чем убедится Иосиф, что Я зачну не от похоти мужеской, но от наития Святого Духа? ибо от века не слыхано, чтобы дева неискусомужная рождала чад“. Ангел: „Под Твое милосердие будет притекать весь род человеческий, и всякий язык ублажит Тебя; и прославится имя Твое во всяком роде и роде: поскольку чрез Тебя имеет родиться Господь, Спаситель мира». Богородица: „Кто такое – Я, имеющая земное рождение, и каким образом прибегнет ко Мне род человеческий? Как Я объиму Христа, – Света миру? Содрогаюсь пред чудесностью чуждого Мне начала рождения; боюсь и Иосифа, и потому Мне следует пойти в дом Захарии, к своей сроднице». Ангел: „Ты родишь умилостивление всех христиан, и потому опять я возвещаю Тебе приличный глас: Благодатная! Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего“. Богородица: „Нося царский образ, и воспитанная в палатах моего Вифлеема, пребывшая во Святом с детства непорочною и остающаяся девою, как Я соделаюсь матерью чада Моего“? Ангел: „Всевышний обозрел весь мир и, не найдя матери подобной Тебе, Сам по человеколюбию благоволил родиться плотски от Тебя, освященной“. Богородица: „Воспевая восхвалю Господа, яко призре на смирение рабы Своея: се бо отныне ублажат Мя вси роди (Лук. 1:48), и народ языков всегда восхвалит Меня». Ангел: „о, Дево, вина небесной радости, приятное и чудесное обиталище, умилостивление всего мира, едина воистину в женах благословенная! уготовай Себя к таинственному пришествию Христову“. Богородица: „О, юноша! вина небесной радости, пришедший от бестелесных и беседующий с брением! доколе Я буду противиться тебе, и доколе ты не прекратишь слов своих? Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему“. – Так говорила всехвальная и всеблаженная Дева; говорила, конечно, Она и более таинственное.

Но послушаем, возлюбленные, что говорил Деве и праведный Иосиф. Иосиф: „Непорочною я принял Тебя из дома Господня, чистою девою оставил Тебя дома; что же вижу теперь? – будущую матерь, а уже не деву. Скажи мне скорее, открой мне всю правду, Мария“. Богородица: „Непорочною, как говоришь ты, оставил Меня дома, чистою находишь и по возвращении: с детства Я ненавижу одежду, запятнанную плотью; сладострастия нет во Мне и следа». Иосиф: „убойся, Мария, строгого собрания судей, правдивого приговора иудейской синагоги и скажи мне прямо, не скрой от меня того, что должно случиться». Богородица: „убойся, Иосиф, трибунала и нелицеприятного суда будущего века, пред каковым судом трепещут даже безгрешные ангелы; о земном же суде и царе не заботься». Иосиф: „в законе Моисеевом написано: аще кто обрящет отроковицу деву, яже несть обручена, и насиловав будет с нею, да даст отцу отроковицу пятьдесят дидрахм (Второз. 22:28)... Что Ты скажешь на это»? Богородица: „у пророков написано: „дадут книгу запечатленную человеку, ведущему писания,.., и речет: не могу прочести, запечатленна бо (Ис. 29:11). По-видимому, это пророчество изречено о тебе». Иосиф: „Выдай, Мария, злодея моего дома; назови того, кто опозорил его, и я своею секирою древоделя поражу его, как обесчестившего мои седины; и пусть тогда посмевается надо мною весь Израиль». Богородица: „ты прав и безупречен; но, уповаю, Бог Мой откроет тебе, что должно произойти со Мною, – во сне укажет тебе того, кого ты именуешь злодеем». Иосиф: „немедленно удались отсюда, отселе я не – кормилец Твой; отселе Ты не вкусишь хлеба от моей трапезы: вместо радости горем и позором Ты покрыла мои седины». Богородица: „подожди, Иосиф, и не изгоняй Меня открыто из дома; Я не навыкла бродить и не знаю, куда Мне идти и у кого укрыться». Иосиф: „Находясь между жизнью и смертью, скажи мне правду, Мария: кто – тот, который ограбил меня? кто разговаривал с тобою? какого он звания и из какого города, дабы я мог отыскать его». Богородица: „Жив Господь! чиста Я и мужа не знаю; явившийся Мне, кажется, был ангел Господень в человеческомъ виде; предстал предо Мною он незаметно, как бы из пространства, и повел тихую речь». Иосиф: „На Тебя и на меня состаревшегося падет вина осквернения брака и презрение, и обоих нас будет омывать вина обличения». Богородица: „Ты слышал, что Елизавета, жена Захарии, моя сродница, недавно, сверх чаяния, зачала Пророка и Предтечу: ибо если бы он не был пророком, то не приветствовал бы радостью носимого Мною Господа». Иосиф: „Дивлюсь Тебе и сильно недоумеваю: я знаю, что имя Твое будет на устах сынов Израилевых; и Господь поразит меня за то, что, взяв Тебя из священного жилища под свой надзор, я не сохранил Тебя девою». Богородица: „День скорби настал для Меня; Меня обвиняют по подозрению; допросы мужа мучают Меня; Мое чревоношение обличает Меня; сказавший же Мне: „радуйся“ ангел быстро скрылся, и Я не знаю, что подумать». Иосиф: „Я вижу плод чрева Твоего и весь трепещу. Как я могу показать Тебя, и куда укрыть от синедриона? Ступай из моего дома, уходи скорее». Богородица: „Ты гонишь Меня, Иосиф, из дома; но я не знаю, куда идти; возвратиться ли во святилище, или отправиться к родителям; с какими же глазами Я явлюсь к ним»? Иосиф: „если я и умолчу о Твоем грехе, то камни возопиют: и Святое святых воззовет; ибо я принял Тебя от священников для сохранения, но девой не сохранил». Богородица: „Итак, Я сокроюсь в одной из пещер Вифлеема и буду выжидать определенное время Моего чревоношения и узнаю, кто имеет родиться от Меня: ибо полагаю, что Бог призрит на смирение Мое». Иосиф: „Скажи мне прямо, кто был тот чужестранец и предатель, который пришел в мой дом, как некий соглядатай, в мое отсутствие из града Назарета»? Богородица: „В то время как Я взяла сосуд, чтобы почерпнуть воды для питья, Я услышала тихий голос, говорящий: радуйся, благодатная, Господь с Тобою». Иосиф: „От века не было слыхано, чтобы от звука слов зачинала дева, дотоле не чревоносившая; да и отцы не возвестили нам, чтобы случалось подобное в древние времена». Богородица: „разве не написано у пророков: Дева во чреве зачнет и родит сына“ (Иc. 7:14)? Не скажешь ли Ты, что и пророки обманывают? Итак, Иосиф, ты ошибаешься, сильно возмущенный». Иосиф: „теперь я скажу, Мария, что Ты последовала по стопам Своей матери Евы; но та была отлучена от рая, как обратившая внимание на шептавшего ей; а Ты будешь изгнана из дома моего, как виновная». Богородица: „Я знаю, что Твой ум поражается преславным таинством чудесного чревоношения. Но не Я стала причиною случившегося события, ибо с детства Я навыкла служить Господу Творцу». Иосиф: „Не сказал ли я Тебе: покажи мне злодея дома моего, и я освобожу Тебя от подобной вины? Не сказал ли я Тебе: уходи скорее к возлюбленному Своему? На что же Ты еще надеешься»? Богородица: „Я не знаю хорошо, где пребывает он. Я, действительно, хотела бы встретиться с ним, – желала бы созерцать его достойную кисти красоту и беседовать с ним, ибо он сказал Мне: „радуйся“. Иосиф: „Не достоин ли я заплевания? я взял Тебя девой из дома Господа моего и не сохранил Тебя. Как же отныне я приближусь к Господу Богу моему и исполню повеленное законом»? Богородица: „Поверь пророкам Божиим и не предавайся печали: ибо найдешь написанное у них: се Дева во чреве имать и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил“. Иосиф: „жезл первосвященнический убедил меня взять Тебя из дома молитвы для хранения; и я оставил Тебя со всяким попечением в доме моем; почему же Ты не ожидала, Мария, пока (в моем отсутствии) я совершу дела»? Богородица: „Жив Господь! Скверны чуждого ложа и греха плотской похоти Я не знаю; но Я слышала ангельский глас, взывающий: не бойся, Мариам: обрела бо еси благодатъ у Бога“. Иосиф: „останься еще в доме моем, тем более, что приблизилось время переписи Кесаря Августа, ныне царствующего: я же боюсь записать Тебя женою, и особенно из-за Давидова родства». Богородица: „сохраню глаголы твои в сердце Своем и подожду немного в доме твоем; подожду время переписи и чревоношения, пока не исполним повинностей Августа Кесаря, римского царя». Иосиф: „Вероятно, был ангел тот, кто явился мне во сне и сказал: Иосифе сыне Давид, не убойся прият Мариам жены твоея: рождшееся бо в Ней от Духа Свята есть, родит же Сына, и наречеши имя Ему Иисус“ (Матф. 1:20). Богородица: „Да, это был тот, кто воззвал ко мне: „радуйся! Потому отыщи пещеру и женщину из рода нашего: она сохранит тайну и по обычаю будет служить Мне». Иосиф: „Во всяком случае он, явившись, покажет мне и место и пещеру; а Ты, Мария, уготовай пелены. И хотя бы Он был пророком, мы знаем, что Он Назореем наречется» (Матф. 2:23). Богородица; „Полагаю, что Имеющий родиться наречется Царем, ибо у пророков написано: радуйся зело, дщи Сионя: проповедуй дщи Иерусалимля: сей Царь Твой грядет праведен и спасаяй“ (Захар. 9:9). Иосиф; „Полагаю, являющийся во сне откроет мне и то, что случится после сего. Однако я боюсь и Ирода, как бы кто-либо не уведомил его, и как бы он не потребовал рождаемое у нас чадо»? Богородица: „На небесах явится знамение, ибо у пророков написано: возсияет звезда от Иакова, и востанет человек от Израиля и погубит князи моавитския“ (Числ. 24:17). Иосиф: „Объятый подозрением я вчера нанес оскорбление красоте Твоей; ныне же, получив извещение свыше, со благочестием покланяюсь Твоему величию и благословлю имя Твое»... Аминь143.

* * *

143

См. Curs. Compl. Pаtrоlоg. Mіgnе, series graeca, tom. XCVIII. col. 320–340. В Великих Четьи Минеях, под 25-м марта (л. л. 605–611), настоящее слово св. Германа, патр. Константинопольского, приписывается св. Иоанну Дамаскину.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle