Источник

Состояние иночества в Египте с половины пятого века

История иночества в Египте с половины пятого века представляет большею частью грустную картину распространения разного рода ересей. Ещё при Феофиле грубое заблуждение антропоморфистов заразило некоторых простых и необразованных пустынников, а другие не умели отличить истины от лжи при чтении сочинений Оригена и с доверием принимали самые погрешительные его мнения. Это было как бы только вступление к другим ересям, таившимся между иноками и совершенно изменившим вид сих пустынь, освященных таким сонмом верных рабов Христовых. Пока Церковью Александрийскою управлял Св. Кирилл, он умел охранять иноков от ереси Нестория, с которою он так сильно и твердо боролся. Но после смерти его преемник его Диоскор объявил себя ревностным защитником Евтихия, другого ересеначальника, и увлек в его заблуждение множество пустынников. Теперь начали исполняться проречения св. Отцов об упадке иноческой жизни. Однажды в собрании старцев предложен был вопрос: что сделают те иноки, которые будут после нас? Они, сказал Авва Исхорион, исполнят в половину против нас. – А те, которые после них будут? – Люди века того ничего не сделают. Но к ним придет искушение. И те, кои в то время окажутся добрыми, будут выше нас и отцов наших. Нет сомнения, что к сему времени можно применить то, что Бог в Ветхом Завете сказал Пророку Илии, когда он жаловался на нечестие народа Израильского472. В числе пустынников Господь сохранил для Себя великое число рабов, которые соблюли Его веру и истинное послушание среди гонений и преследований от еретиков. С великим мужеством противостояли они худым примерам и обольщению и этим стали не ниже первых отцов. Хотя на кафедре Александрийской после смерти Кирилла возседали большею частью недостойные пастыри Диоскор, Тимофей, Петр Монг, но были и православные епископы, которые старались уврачевать бедствия, причиненные ересями, и привести в лоно Церкви заблудшую часть своей Церкви. Таковы были Св. Протерий, Тимофей, Иоанн и др. Последние двое взяты были из Конопа из Тавеннского монастыря. В горе Нитрийской в начале VI века из двух церквей одна принадлежала еретикам Евтихианам, и один великий подвижник Иаков только по Божественному откровению утвердился в верности Православной Церкви. И в это горестное время большая часть монастырей египетских были в таком положении, что Евлалий Епископ Сиракузский не позволял путешествовать туда благочестивым инокам473.

Иоанн Лествичник в своей духовной Лествице представляет вблизи Александрии обитель иноков под управлением превосходного настоятеля, цветущую всеми добродетелями. Иноков было здесь 330 человек. Это было во времена св. Евлогия, 580–606 г. Назидательный пример иноческой жизни и описания темницы или места кающихся можно читать в 4, 5 степенях духовной Лествицы.

Около 607 г. посещали Египет Иоанн Мосх с своим другом и учеником Софронием. Они явились помощниками Иоанна Милостивого в борьбе с еретиками. По словам жизнеописателя Иоанна Милостивого, укрепляемые Святым Духом, они мудростью своею препирались с Северянами и другими нечестивыми еретиками и многие скиты, многие церкви, многие монастыри исхищали из уст зверей сих, как добрые пастыри. В пустынях Египетских они нашли ещё многих добрых подвижников.

В Оазисе Ливийском нашли они инока Льва, отличавшегося смирением, безмолвием, нелюбостяжанием и любовью, которую он имел ко всем. Этот старец не раз повторял странникам: Дети! я буду царствовать. Действительно, он воцарился, положивши душу свою за друзей своих. В то время вторглись Мазики и захватили в плен Авву Иоанна, Евстафия Римлянина и Федора, которые были немощны. Так как варвары требовали за них большой выкуп, которого не было средств выплатить, то они оставались пленными. Взяв восемь золотых у Епископа, Лев пришел с ними в шатры Мазиков и упрашивал их взять его и восемь монет, а пленных иноков отпустить, потому что они немощны и не могут служить, а он в состоянии работать. Варвары согласились и, отпустив прежних пленников, взяли с собою Льва, но увидав, что он не может быть работником, обезглавили его. Указывая на сей высокий пример любви, св. Иоанн Лествичник говорил: никто да не отговаривается своею немощью исполнять евангельские заповеди; ибо есть души, которые сделали и сверх заповеди. И в сказанном без сомнения убедит тебя Тот, Кто возлюбил ближнего выше Себя и положил за него душу Свою, хотя не имел на то повеления Господня474. Они слышали о Данииле Египетском, по слову которого, для уничтожения клеветы, проглаголало дитя 22-х дней от рождения475.

В Теренуфе они видели Иринея, который, удалившись из Скита по страху нападения варваров, возвратился опять в пустыню Скита, чтобы не лишиться молитв скитских476. Другой инок, Маркелл, услышав, что одному отличному ездоку Филерему, лишившемуся пальмы, друзья его кричали: Филерем (любитель пустыни) не получит венка в городе, удалился в пустыню и там 35 лет прожил безвыходно. Всякий раз, как помысл склонял его выйти из пустыни, он говорил себе: Филерем не получит венка в городе. Захваченный в плен варварами, он, освободившись из плена, поселился в пустыне келлий. «Поверьте, дети мои, – говорил сей старец, – ничто так не возмущает и не тревожит, ничто так не раздражает и не уязвляет, ничто так не ослабляет демонов, как наше всегдашнее упражнение в псалмопении. Ибо мы, поя псалмы, то молимся о себе, то проклинаем демонов». Поспешим, говорил он ещё, выйти из плотской жизни, как Израиль из рабства Египетского. Великие и восхитительные блага обещал нам Бог взамен грубого удовольствия мирского. Ничто так не приближает монахов к Богу, как добрая, целомудренная и Богоподобная чистота, которая доставляет честь и делает нас способными предстоять Господу без развлечения. Не удивляйся, что ты, будучи человеком, можешь сделаться Ангелом; ибо одинаковая с Ангелами ожидает слава, которую Подвигоположник обещает подвизающимся. Познай опытом добрую жизнь и не станешь страшиться её, как чего-то невозможного477. Иоанн видел подвижников в Никополе, Антиноэ. Здесь ему разсказали об обращении одного начальника разбойников, Давида, сделавшегося столь великим подвижником, что он удостоился дара чудотворений. В Александрии он встретил великих подвижников Палладия, Мина, Иоанна Евнуха, Феодора и некоторых других.

В Лавре Октодекитской в Александрии нашли они великого старца, который давал им прекрасные наставления. Научи нас, как должно жить? – спросили его странники. Дети! если желаете спасения, удаляйтесь общения с людьми. Сидите в келлии, где вы изберете себе место; тщательно храните молчание и непрестанно молитесь, я надеюсь, что Бог даст вам ведение и просветит ваш ум, если желаете. Увы! Сколько будем плакать и раскаиваться, в чем ныне не раскаиваемся. Когда хвалят нас, не умеем смиряться, а когда поносят нас, не умеем переносить. Первое рождает в нас любочестие, а последнее причиняет нам скорбь. Но где скорбь и тщеславие, там нельзя найти ничего доброго. Будь стражем сердца твоего, чтобы не вошел в него кто-либо чужой478.

В 640 г. Египет подпал власти Аравитян. Понятно, что при владычестве изуверных поклонников лжепророка монашество не могло процветать в Египте и без особенных насильственных мер. Но правитель Египта Абаза выдал прямой закон, запрещающий кому бы то ни было, принимать обеты монашества. Один из преемников его, Азама, после 715 г. повторил его закон и кроме того, переписав всех монахов, велел им на правой руке носить железную цепь, на которой находилось имя его дома и год магометанского летосчисления. Те, которые покушались убежать или были находимы без этого знака, лишаемы были языка или глаз. Многие были предаваемы смерти, многие умирали в пытках. Калиф Омар дал приказ, чтобы все исповедующие имя Христово или оставили страну или приняли магометанство479. Вследствие таких и подобных мер не только число монахов, но и вообще христиан чрезвычайно сократилось в Египте.

* * *

472

Достопамятные сказания о пожвижничестве… 119.

473

Surii vitae Sanctorum M. Jannarius p. 15.

474

Ст. 26. 12.

475

Луг духовный, глд. 115.

476

Там же, гл. 54.

477

Луг духовный, гл. 150. 151.

478

Renaudot. Hist. Patvn. Alex. p. 191.

479

Els


Источник: История православного монашества на Востоке : Соч. Экстраорд. Проф. Моск. Духов. Акад. Петра Казанского. : в 2 част. - М. : Паломникъ : Воскресенiе, 2000. / Ч. 2. - 606, [1] с. - (Православное монашество и аскетика в исследованиях и памятниках). ISBN 5-87468-087-Х

Комментарии для сайта Cackle