§ 105. Просвещение и сочинения его.
Блж. Иероним, называя св. Евстафия самогласною трубою и первым, который стал писать против Ария, изумляется учености его и говорит, что он был весьма образован в духовных и светских науках, и особенно в философии74. Св. Афанасий75, Златоуст76, Анастасий Синаит77 также говорят о его высокой образованности. По словам Созомена красноречие Евстафия было предметом удивления для современников. «То же можно видеть в книгах его, которые доселе целы», прибавляет Созомен78. К сожалению, ныне нельзя сказать, что книги Евстафия целы: но и в том, что до нас дошло, видны все те качества, которые хвалили древние в сочинениях Евстафия. За исключением двух сочинений, дошедших в целости, из других сочинений сохранились для нас только выписки, сделанные древними – Феодоритом, Евлогием и другими79.
По дошедшим до нас выпискам из книг против Ария видно, что св. Евстафий писал восемь книг против Ария. Эти места показывают, что защитник истины прежде всего положил отличать места Свящ. Писания, которые говорят о человечестве Христа Иисуса от мест, которые изображают Его, как Сына Божия и Бога, и он выполняет это с особенным успехом, верно объясняя смысл тех и других мест; тем он наносил самое верное поражение арианам, которые намеренно отыскивали места, относящиеся к уничиженному состоянию Христа Иисуса и отклоняли от своего внимания, и особенно от внимания других, места другого рода.
Против ариан же писаны замечания на Притч. 8:22 и на Пс. 15–56 и 92. Как первое место, так и некоторые слова из показанных псалмов, ариане старались употреблять в свою пользу. Св. Евстафий и здесь то же средство употребляет против них, соединяет и объясняет параллельные места, относящиеся к человеческой и божественной природе Искупителя80.
Объясняя таким образом Свящ. Писание, св. Евстафий показывал арианам, что в Христе Иисусе соединено было божество и человечество, без изменения своих свойств, что Сын Божий был под законом только для того, чтобы спасти рабов греха и осуждения81. «Если, говорит он, помазующий называет Того Богом, коего престол вечен: то явно, что это Бог по естеству и рожден Богом, который помазан. А кто помазан, приял силу усвоенную, будучи украшен храмом превосходным по силе обитающего в Нем Божества.... Если же кто обратить внимание на рождение: явно найдет, что рожденный в Вифлееме повит был пеленами, от замыслов жестокого Ирода провел несколько лет в Египте, а в Назарете достиг зрелого возраста».
Сочинение о душе составляло философско-богословское рассуждение о душе Иисуса Христа, направленное также против ариан82.
О чревоволшебнице. По изложению мыслей и языку, сочинение образцовое. Сочинитель делает строгие, но справедливые замечания Оригену за его излишнюю любовь к аллегорическому объяснению Свящ. Писания. «Не изъясняет ли он аллегорически, пишет св. Евстафий, колодцы, вырытые Авраамом и прочее, относящееся к тому, в длинной речи, давая всему делу другой смысл, тогда как их доселе могут видеть в той стране обыкновенными очами?» О аэндорской волшебнице доказывает он вопреки Оригену, что не могла она и не вызывала души Самуила, а являлся по ее чарам призрак, представлявший пророка на пагубу Саулу. Св. Евстафий учит, что в Ветхом Завете души праведников покоились в недрах Авраама, но не восходили на небо прежде того, как Иисус Христос отверз двери небесного царства; праведники Нового Завета счастливее тех праведников, – они по разрешению с телом достигают славы небесной, общения с Господом Иисусом.
Блж. Иероним писал, что Евстафий «писал бесчисленное множество писем.» Для нас они неизвестны, если только дошедшие до нас выписки, по крайней мере некоторые, не взяты из писем83. Что касается до известного с именем Евстафия Воспоминания о Шестодневе, продолжающего историю до времен судей: то, по всей вероятности, оно не принадлежит Антиохийскому святителю IV века. Хотя в нем много сведений любопытных и достоверных: но и дух его не близок к духу святителя Евстафия, да и в нем многое взято из Шестоднева св. Василия, и кое-что из Евсевиевой хроники84.
* * *
Epist. 84. р. 327.
«Муж знаменитый исповедничеством, благочестивый по вере, много ревновавший за истину, ересь арианскую ненавидел и отвращался людей с ее мыслями» (Epist. ad solitarios, р. 629).
Op. T. 2. p. 605. Похвальное слово Евстафию.
In Hexaem. lib. 4.
Hist. E. 2. 2, 19.
Эти выписки и целое сочинение о Аэндорской волшебнице, также речь к императору Константину, изданы в 4-м томе Галландовой Библиотеки и у Миня in Patr. T. 18. Первые напечатаны также в Фабрициевой Греч. Библиотеке (Tom. 9, р. 133, f. 68, 170). Дополнения к этим изданиям сделаны Майем (Т. 7. Collect, vet. Patr.).
Такое направление сочинений Евстафия вполне объясняет, почему в сводах толкований на Свящ. Писание так часто встречаются толкования св. Евстафия, как напр.: в своде толкований на книгу Бытия (Fabrit. Bibl. Graec. 8. р. 641. 643–645), на книги Царств (Bibl. Coislian. р. 43–45), на притчи Соломоновы (ibid. р. 60, 247).
«Не Слово подлежало закону, как думают кощуны; Оно Само – закон; и не Бог имел нужду в очистительных жертвах; Он единым мановением все очищает и освящает. Но так как носил Он человеческое орудие, заимствованное от Девы; то был под законом, – да освободит от рабства закона преданных осуждению клятвы» (In Titul. Psal.).
К сему сочинению довольно значительное прибавление издано Майом (Т. 7, р. 85, 86).
De vir. illustr. J 85. Майо напечатал еще краткие места из двух дотоле неизвестных сочинений св. Евстафия: а) Ἐκ τοῦ περὶ ἐρραϊσμοῦ – из сочинения об евраизме, р. 106; б) «Опровержение Цельса, из слова на 26 гл. Евангелия Иоанна», р. 203. Это сохранилось в 4 кн. пресвитера Анастасия против монофизитов; другие – в сборнике Леонтия Византийского., жившего в VI веке.
Это сочинение в первый раз издано с латинским переводом и обширными примечаниями Львом Алляцием 1629 г. Lugduni; потом іn Bibl. Patr. 27 Lugduni. Оно помещено и у Миня in 18 t. Patr.