Источник

§ 104. Жизнь св. Евстафия Антиохийского.

Блаженный Евстафий, уроженец памфилийского города Сиды, сперва был епископом Берии сирской62 и во время языческого гонения украсился именем Исповедника Христова63. Александр Александрийский писал к нему, как известному защитнику чистой истины, послание о Арии64. Общее желание верных вызвало его на кафедру Антиохийскую65. И отцы Вселенского Собора (325 г.) в самом начале своих действий утвердили это избрание66. На этом собрании св. Евстафий приветствовал императора речью, и был одним из самых ревностных обличителей богохульства Ариева67. В конце 326 г. он отправлялся в Грузию поставить там пастырей для новых чад веры68. Искренний и мужественный пастырь преследовал арианство не только в явных защитниках его, но и в тех двоедушных друзьях истины, которые, по расчетам суетности, не стыдились действовать по временам за одно с врагами истины. В числе последних был Евсевий Кесарийский; патриарх Антиохийский уличал его в неискренности к св. Православию. Понятно, что ариане не могли терпеть, чтобы смелый обличитель их занимал такую важную кафедру, какова Антиохийская. Евсевий Никомедийский и Феогнид Никейский под предлогом благочестия явились в Иерусалиме и, соединяясь здесь с другими друзьями арианства, прибыли в Антиохию, будто бы с тем только, чтобы оказать честь пастырю великой Церкви. Но на деле внезапно открылся Собор, пред которым презренная женщина явилась с обличением против святителя в любодеянии. Этот донос сочли достаточным, чтобы объявить Евстафия лишенным сана. Но клеветница, поражаемая смертельными муками, скоро принуждена была пред всеми исповедать, что деньги ариан склонили ее оклеветать святителя, и что отец рожденному ею дитяти – поденщик Евстафий69. ариане, решившись низвергнуть Евстафия, настаивали на том, что Евстафий учит также, как Савеллий. Евсевий Никомедийский и Феогнид поспешили явиться к императору и присовокупили пред ним новую клевету, будто Евстафий оскорбительно отзывался о матери императора. Волнение народа, открывшееся в Антиохии в то время, помогло арианам в их кознях против Евстафия. Невинный святитель с несколькими священниками и диаконами отослан во Фракию70. Это было в 331 г.71. Злоба ариан упорно преследовала св. Евстафия из Фракии в Иллирию и наконец скончался он в македонском городе Филиппах72, около 315 года73.

* * *

62

Иероним De vir. illustr. § 85. Феодорита ист. 1, 7.

63

Афанасия Apologet. Т. 1. р. 702. Epist. ad solitarios р. 812. Златоуст Похвальное слово св. Евстафию. Ор. 2, 604. Феодорит Dialog. 2. р 56. Анастасий Синаит lib. 9. In Hexaem.

64

Епифаний Haeres. 79. § 4.

65

Феодорит Н. Е. 6. 7. Иероним in Chronic.

66

Феофан Chronograph, р. 16. Никита Хониат Thesaur. ortod. fid. libr. 5. 6. 9.

67

Феодорит Η. E. 1, 7.

68

Свидетельства о том в грузинских памятниках, а за вероятность ручается несомненный ход событий в Грузии.

69

Феодорит Н. Е 1. 20–21. Иероним lib. 3. in Rufin.

70

Сократ. Н. E. 1, 24. Созомен Η. E. 2, 28. Златоуст в слове о Евстафии. Афанасий Epist. ad solitarios, р. 629.

71

Сократ (Η. E. 6, 13) говорит, что Евстафий недолгое время (πρὸς ὀλίγον управлял Антиохийскою Церковью; он же (Н. E. 1, 24), а равно Созомен (Η. Е. 2, 19), Феодорит (Н. E. 1, 11) и Филосторгий (lib. 2, с. 7) показывают, что низложение Евстафия было при Константине. Кроме того, известно, что Антиохийскую кафедру предлагали Евсевию Кесарийскому († 339 г.), от которой он, как сам говорит, отказался (De vita Constant. 3, 60, 70); а в 335 г. Флакилл, Антиохийский епископ, уже подписывался под определением Тирского Собора (у Афанасия Apolog. 2. р. 618). Следовательно, низложение Евстафия арианами было не при Констанции, которого имя читается у Иеронима (De vir. illustr. § 85), а при Константине.

72

Феодорит Η. E. 1, 21. Феодор чтец 2. 1. По свидетельству Златоуста, тело св. Евстафия «погребено во Фракии, гроб его в той варварской стране· (Похв. слово Евстафию § 2. Ор. Т. 2. р. 605). Тоже Иероним (de vіr. illustr. § 85. Феодор чтец пишет (Н. Е. 2, 1), что мощи св. Евстафия в 482 г. перенесены были в Антиохию. Похвальное слово Златоуста св. Евстафию показывает, что память его чтили в Антиохии еще в 387 г. Память св. Евстафия февраля 21 дня.

73

Точного известия о годе смерти Евстафиевой нет в памятниках. Феодорит пишет, что св. Евстафий скончался «прежде рукоположения Мелетия» в патриарха Антиохийского. (Н. Е. 3, 4); тоже св. Златоуст. Мелетий вступил на кафедру в 361 г.; следовательно, Евстафий, возвращенный Ювинианом и рукополагавший в 370 г. Евагрия Константинопольского. (о чем пишут Сократ 4, 13, 14, Созомен 6, 13), был другое лицо. Поскольку же св. Евстафия не видно в живых во время Соборов Сардийского и Филиппопольского (347 г.), то вероятно, что он умер ранее сего времени.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle