Источник

§ 106. Жизнь великого Антония.

Антоний Великий, после Павла Фивейского, начальник отшельнической-монашеской жизни, в Египте85. После богатых родителей своих, он по гласу Евангельскому, раздал имение нищим и на 19 году, по совету прп. Павла, поселился в уединенной пещере, невдали от места рождения, (Кома в Гелиополе среднего Египта); здесь пищей его был хлеб и соль, питьем – вода, притом никогда дважды в день, а иногда чрез день и два; сон его был короткий на голой земле; занятием были молитва, псалмопение и рукоделие. В 285 г. он удалился для большего уединения, на берег Черного моря, где в полуразрушенной башне на горе провел 20 лет, два раза в год заготовляя на полугодие пищу; с 305 г. стал он принимать к себе ревнителей благочестия; Иларион, в последствии Великий, основатель монашеской жизни в Палестине, был первый, которого принял Антоний для изучения подвигов отшельничества; с того времени пустыня Антониева стала населяться более и более. Затяжкою борьбой со врагами спасения, следовал в жизни великого ряд чудотворений. Слава необыкновенных подвигов, чудес, душеспасительных наставлений, привлекала весьма многих в пустыню Антония, и он одним указывал жить не вдали от Арсинои (ныне Суэца в нижнем Египте), другим на той же горе, где сам жил. В жестокое гонение Максимина в 311 г. Он приходил в Александрию с тем, чтобы делить с прочими крестные страдания, и одних укреплял на подвиги, за других ходатайствовал пред судьями; около года провел он в этих подвигах. По возвращении в пустыню, обеспокоиваемый множеством посетителей, он отошел на другую гору Колцим (доныне известную с именем горы Антония Великого) и жил попеременно в трех ее пещерах. Когда открылась ересь Ария, Антоний опять явился защитником истины; в 335 г. он письмом ходатайствовал у императора Константина за пастыря Александрийского Афанасия, тогда изгнанного86; арианский епископ Григорий и гражданский правитель Александрии также арианин получали от него обличительные письма; Антоний бегал от ариан с своей горы как от ядовитых змей, как от предтечей антихриста. Тем не менее они были столько бесстыдны, что подкрепляли свои мысли именем Антония. По возвращении Афанасия на свою кафедру, Антоний явился в Александрии, и в св. собрании пред всеми обличил бесстыдство и нечестие ариан. Это путешествие 104 летнего Антония было торжеством и для Православия, и для Антония; толпы народа следовали за ним, как за великим человеком Божиим, ожидая благословения и чудес. В начале 356 г., на 105 г. жизни, Великий скончался, заповедав, никому не сказывать о месте погребения его87.

* * *

85

Жизнь вел. Антония описана Афанасием Александрийским и жизнеописание издано in t. 2. р. 2. Op. S. Athanasii ea ed. Montfauconii. См. об Афанасии.

86

Созомен Н. Е. 2, 31. Письмо императора Константина, изд. Котельером in t. 4. Monum. Есcl. Graec. р. 351 f.

87

Память св. Антония и в греческой и в Римской Церкви 17 января.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle