В
Варворка = ворворка.
Варежки. См. Рукавицы.
Вареник
Вареник – камень «хотя красен, ино целое место светит бело, как и всякой хрусталь». См. Камни. «Серебрянаго ряду торговому человеку за серги с жемчюги, каменье вареники, рубль 16 алт. 4 денги»124.
Венгерка. См. Пищаль.
Вениса = Виниса.
Веревка
Веревка – шнурок; обводка. «Петли и круживо сажены рясою, кругом веревка канительная. – Кругом каем веревочка литая»125.
Вертлуг
Вертлуг – стержень, шалнер (charniѐre), соединяющий две пластинки так, что они могут удобно поворачиваться взад и вперед, или складываться и раскрываться. В духовной граммате кн. Дмитрия Иоанновича (внука в. кн. Иоанна III) значится «пояс золот на вертлизех, резан с чернью»126. – У Бориса Федоровича «у колчана чепь серебряна, золочена, на вертлугех, звончата»127.
Взголовье. См. Зголовье.
Виниса, вениса (ср. Перс.
) драгоценный камень, гранат, «а цвет у него красен, жидок». См. Камни.Влагалище, лагалище, нагалище
Влагалище, лагалище, нагалище – ящик или футляр для хранения какой-либо вещи. Во влагалищах хранились напр. кресты (влагалище крестовое), венцы, серьги, ожерелья, жезлы, зеркала и т. п.128. В 1667 г., при отпуске царем Алексеем Михайловичем послов Польского короля у царевича Алексея «шапку горлотную с колпаком, и колпак болшой обнизной, и посох, и ожерелье низаное круглое во влагалище бархатном несли в Грановитую полату стряпчие»129. «Оболочено два каптурные лагалища сафьяном червчатым, пошло 4 сафьяна, на подкладку 5 арш. дорогов гилянских зеленых; а на другое 3 арш. киндяку жолтого, да на жуки на серебренье пошло 2 ефимка». «Скроено два нагалища на рясы низаные жемчюжные, в тафте червчатой, пошло тафты по 9 верш., на подкладки тафты жолтой по 9 верш., на настилку бумаги хлопчатой четьф.» – «Скроено (на хоромное зеркало) лагалище в бархате червчатом гладком, пошло 5 верш., на подкладку полтретья верш. тафты алой»130.
Волосник
Волосник – сетка или шапочка для уборки волос, с обшивкой по околу. В описях: «64 волосники золотных; 3 волосники с ошивками, везены золотом и серебром; волосник серебрен; 2 волосника шолк червчат да зелен с золотом, ошивка шита золотом»131.
Ворворка
Ворворка, реже варворка – шарик на шнурке или тесьме над вотолкою кисти. Ворворки делались золотные, серебряные, шелковые, шерстяные, нитяные, часто жемчужные, иногда с камешками. «Пояс ткана шелк зелен з золотом и серебром крестовой; варворки серебряные литые позолочены, с камешками; пряжа (пряжка) и наконешник резные серебряные; четыре кисти золоты с шелком зеленым; даяние боярина Федора Ивановича Шереметева»132. У наузов Бориса Федоровича Годунова: «ворворка золотная, по вотолки ворворки серебряны; – ворворки жемчюжные, а наверх ворворок по плящику серебряну золочену; – ворворка шолк червчат да бел». У ухватов его же: у одного «на столпцех по 5 кистей … а по верху кистей 11 ворворок: 3 с конителью да малых ворворок у кисти по 8 ворворок низаны жемчюгом»; у другого «на столпце по 6 кистей, а у них ворворки враны серебром»133. У однорядки его же «кисти Ирейские134, ворворки серебряны на Литовское дело»; у ферези «на вороту и на прорехах 12 завязок плоских с лопатками, шолк ал с серебром; кисти Ирейские; ворворки канительные золоты». У небольших кистей иногда употреблялись, вместо ворворок, драгоценные камни и жемчужные зерна: «науруз … у него кисть золота да серебра, за ворворки место яхонт лазорев. Вершок шапошной … у него 2 кисти … за ворворки место зерно жемчюжное, продолговато»135. – В северных описях ворворки называются соврулями или соврульками. «Завязки з золотом да с серебром, две соврули жемчюгом сажены»136. «Осмнатцать кистей сканных з золотом и с серебром, и с шелком, и с соврулки. – Девятнатцать кистей шелковых с сребром и золотом, а поверх кистей соврюлки жемчюгом обнизаны. – Пояс шелковый разных цветов, при нем четыре кисти шелковые, узлы серебряные, над ними и под ними восемь соврулек шелковые, шиты серебром; пряжка медная. – Четыре кисти шелковые разных цветов, на них четыре сорвули шелковые, шиты мишурой и шелком; пряжка железная. – Пояс нитяной, две подвези (завязки) и кисти и соврулки – все тканое; пряжка железная»137.
Вотола
Вотола, вотолка – головка кисти или чашечка, в которой скреплены пряди кисти. В. кн. Димитрий Иоаннович завещал сыну своему кн. Юрию «пояс золот, Шышкина дела, вотола сажена»138. – «Науз шолк бел, на нем вотолка плетена золотом, с ворворками»139.
Вотола грубая, толстая ткань, дерюга, у которой основа посконная, а уток из льняных охлопьев. Отсюда вотоляный сделанный или сшитый из этой ткани. «Облечеся (Исакий) в власяницю и на власяницю свиту вотоляну»140.
Вошва
Вошва – лоскут или вырезок дорогой ткани, пришиваемый, для украшения, к другой ткани. Как материей, так и цветом вошвы всегда были отличны от тех тканей, к которым пришивались. В духовной граммате кн. Михаила Андреевича Верейского (ок. 1486 г.) значатся: «кортель соболей, а вошва аксамит синь, да кортель соболей, а вошва аксамит черн; … летник объяри полосат, а вошва аксамит черн; летник червьчат, а вошва аксамит синь; летник цини (ценинный?) голубы, вошва аксамит черн; летник камка зелена, вошва аксамит багрян; летник отласен, вошва камка зелена з золотом»141. Вошвы большей частью вышивались золотом, серебром и шелками, иногда с канителью, трунцалом и перепелами; унизывались жемчугом с драгоценными камнями. У летников царицы Евдокии Лукьяновны были «вошвы по бархату по червчатому низаны жемчюгом орлы и инроги с канителью и с трунцалы и с нацветы. – Вошвы по бархату по-черному низаны жемчюгом травы, меж трав в золотых гнездех 18 яхонтов лазоревых да 41 яхонтов червчатых, дробницы и репьи золоты, в травах канитель цветная с зерны жемчюжными, промеж трав звездки золоты. – Вошвы по бархату по чорному шиты птицы и травы золотом с серебром и с шолки. – Вошвы стараго дела. делано золото волоченое, по них столбцы низаны жемчюгом. – Вошвы бархат золотной петельчатой. – У роспашницы «вошвы по бархату по чорному шиты золотом да серебром травы, меж трав орлы и инроги и птицы и листье, аксамичено». У кортлей «вошвы шиты по атласу червчатому травы золотом да серебром»142. У торлопа «вошвы бархат на золоте шолк червчат да зелен»143. У седла Бориса Федоровича «крылца и вошвы шиты золотом и серебром по бархату по-черному». У тулумбаза «вошва по бархату по червчатому да по лазоревому месты шиты шолки, промеж шолков писано золотом». – Вошивка шита золотом и серебром волоченым. – Вошивка нахтермянная144.
Вощага. См. Тулумбаз.
Враный
Враный – плетеный (от вирать плести)145. В. кн. Иоанн Иоаннович (1356 г.) завещал сыну своему Дмитрию «чепь золоту великую врану с крестом золотым»; такую же «чепь золоту врану с крестом» и другому сыну, Ивану146. В духовной кн. Василия Иоанновича (1509 г.) записаны «две чепи золоты: одна врана, а другая огнивчата с колотками»147.
Выбойка
Выбойка – крашеный холст с набивным узором. «Фата цветная выбойка турская. –Дурке Катерине сделана телогрея в выбойке по лимонной земле, пошло 8 арш. 1 верш. по 5 алт.»148.
Венец царский
Венец царский – головное украшение, состоящее из золотого окола и такой же тульи, украшенных Бурмыжскими зернами и драгоценными камнями, с крестом на верху; это – одна из утварей царского сана (регалий). В описи государеву большому наряду царя Михаила Федоровича (1642 г.) значится «венец золот с каменьем: с олмазы и с яхонты червчатыми и лазоревыми и с лалы и с-ызумруды и с зерны Гурмыжскими»; в росписи каменьев этого венца, присланной думным дьяком Ив. Грамотиным, показано: 561 алмаз, 148 бурм. зерен, 19 лалов, 72 изумруда и 161 яхонт, и самый венец назван коруною новою149 У царя Федора Алексеевича был «венец царской золот с запаны; на нем крест золот, в кресте 24 алмаза, да на верху и по сторонам и под крестом 4 зерна гурмыжских; да в венце ж яхонт червчат велик, да 3 яхонты лазоревы велики, гранены; 20 яхонтов лазоревых менши тех, 118 яхонтов червчатых да 4 изумруда велики, 36 средних и менших, 16 лалов, 539 алмазцов и искорок алмазных, 110 зерен гурмыжских; под запаны и под дугами тесмяк золот с шемаханским шолком; подложен отласом червчатым. Влагалище деревянное, сверху оклеено бархатом чорным» (Помечено: 190 г. июня в 20 день с сего венца из-под креста зерно гурмыжское снято на крест же на Мономахову шапку великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца150. Царские венцы назывались также шапками. При поставлении на в. княжество кн. Дмитрия Иоанновича (4 февр. 1498 г.), среди Успенского собора был поставлен «налой, а на нем положили шапку да бармы, да покрыли ширинкою»; … митрополит «велил к себе принести шапку двема архимандритом; да взем митрополит у архимандритов шапку, дал еа великому князю … и князь великий положил шапку на внука; … а князь великый Дмитрей в шапке и в бармах из Пречистыа пошел в двери, что от площади, к Архангелу»151. – Шапкою называется знаменитый венец Владимира Мономаха, который между утварями царя Федора Алексеевича описывается так: «шапка царская золотая, сканная, Мономахова; на ней крест золот, гладкой, на ней по концам и в исподи 4 зерна гурмыжских; да в ней каменья в золотых гнездах: яхонт жолт, яхонт лазорев, лал, изумруд, 2 бирюзы, кора яхонта лазореваго, 4 винисы, 28 зерен гурмыжских на золотых синях; окол соболей, подложен отласом червчатым. Влагалище деревянное, оклеено сверху и изнутри бархатом червчатым с голуном золото с серебром; крючки и петли серебряные гладкие»152. Об этой шапке Карамзин замечает: «В Оружейной Московской Палате хранятся: так называемая Мономахова златая шапка или корона, цепь, держава, скипетр и древние бармы, коими украшаются самодержцы наши в день своего торжественного венчания, и которые действительно могли быть даром императора Алексия (Владимиру Мономаху). Мы знаем, что и в X веке государи Российские часто требовали царской утвари от Византийских императоров; знаем также, что великие князья Московские XIV столетия отказывали в завещаниях наследнику трона некоторые из сих вещей, сделанных в Греции (как то свидетельствуют надписи оных и самая работа»153. Но А. Ф. Вельтман полагает, что «животворящий крест и наследственный царский чин присланы, по уставному повсеместному обычаю (?), Греческими императорами (Василием и Константином) первовенчанному царю и великому князю Владимиру Киевскому» (равноапостольному, а не Мономаху). Он старается доказать, что «сохранность царскаго чина (т. е. златаго венца, святых барм, державы и крещатой цепи при животворящем кресте), с 988 года по настоящее время, могла бы подлежать сомнению, если б ряд положительных свидетельств не подтверждал, что он сбережен и в гибельную эпоху разгрома России Татарами, и в Московскую поруху 1611 и 1612 годов»154. В недавнее время В. Регель, на основании сообщаемых им исследований и соображений относительно так называемой шапки Мономаховой, хранящейся в Московской Оружейной Палате, утверждает, что «la forme et le travail du «bonnet de Monomaque» indiqueraient qu’il n’avait jamais vu Byzance (?). Il est plutôt d’origine orientale barbare et pareillement à la couronne de Kazan, conservée au Palais des Armures, il doit provenir du Volga ou des contrées avoisinantes de la Mer Caspienne (?) … Il est bien probable (?) que ce «bonnet» prѐcieux fût envoyé en don à un des grands-ducs russes par un khan tartare. Avec le temps il subit différents changements, la partie inférieure, le bonnet proprement dit, fut perdu et il ne restait plus que la partie supérieure formée de huits plaques d’or. Quand les grands-ducs prirent le titre de tsar ils complétѐrent le bonnet par la coiffe surmontée d’une croix correspondante à une couronne impériale. Sous cette forme modifiée le «bonnet» primitif tartare a été con-servé jusqu'à nos jours comme couronne des tsars. C'est donc commettre une erreur en voulant identifier le «bonnet de Monomaque» avec la couronne qui fut envoyée de Byzance à Vladimir le Saint. La dernière a dû périr avec les autres ornements lors de la prise et du pillage de Kiev par les Tartares en 1240. Le «bonnet de Monomaque» est d'origine beaucoup plus récente. Il doit appartenir aux XIII–XV siècles et il semble que c'est lui qui est mentionné pour la première fois en 1356 dans le testament du grand-duc Ivan II simplement comme «шаика» (bonnet). Ce n'est qu'à partir du XVI s. que la légende le précisa sous le nom de «bonnet de Monomaque»155.
Венцы царские носили и царицы. В описании царского свадебного чина Котошихин говорит: «Царь со всем своим поездом ходит к царице, а царица в то время бывает во всем своем одеянии и в венце царском»156.
Венец девичий
Венец девичий – нарядный головной убор157, состоящий из золотой или серебряной, прорезной цки, усаженной жемчугом и драгоценными камнями и обнимающей голову в виде кольца или обруча; верхний край ее украшался замысловатыми фигурами в виде зубцов, репьев, теремов, звездок и т. п.; к нижнему краю привешивалась спереди жемчужная поднизь; по сторонам, близ ушей, прицеплялись рясы, а сзади пришивался косник. Верх венца оставался открытым. Этой особенностью девичий венец отличался от головных уборов замужних женщин. Князь Михаил Андреевич Верейский (около 1486 г.) назначает дочери своей Марии «венец царской з городы да с яхонты да с лалы да з зерны с великими; другой венок низан великим жемчюгом … рясы с яхонты да с лалы, колтки золоты с яхонты»158. Подробности этого головного убора можно видеть в следующих описаниях его: «Венец теремчат о десяти верхех, делан по золотой цке травы прорезные с финифты с розными; а в венце в нижних теремах в золотых гнездех три яхонта червчаты гранены да три яхонта лазоревы да четыре изумруда гранены; да в верхних теремах в золотых же гнездех четыре яхонта червчаты да три яхонта лазоревы да три изумруда четвероугольны; около верхних и нижних теремов и на низу обнизано жемчюгом; поверх теремов на спнях десять зерен гурмыжских; подложен тафтою червчатою. Поднизь по отласу по червчатому низана жемчюгом большим и средним; меж жемчюгу звездки золоты; у поднизи в пяти репьях жемчюжных пять звезд золоты четвероугольные, а в гнездех три яхонты червчаты да два изумруда; по сторонам у поднизи по репейку жемчюжному, а в них два изумрудца невелики; да меж больших репьев четыре перьи жемчюжных без каменья; у поднизи на привесках 31 зерно гурмыжских на золотых спнях. Рясы жемчюжные, у ряс колодочки и колца серебряны золочены с финифтом с червчатым, меж ряс и по концам 6 яхонтов лазоревых да 6 лалов. Косник по цке серебреной золоченой низан жемчюгом репьи; ворворка низана жемчюгом, кисть золота с шолком с червчатым»159. Таков был нарядный головной убор царевен и княжон. Его носили также дочери бояр и даже богатых простолюдинов, но большей частью они употребляли перевязку, которая, по украшениям, иногда делалась похожей на венец и даже называлась венцом и коруною. См. Перевязка.
* * *
Расход. кн. 160 г. № 816.
Описн. кн. 97 г. № 665.
Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 407.
Описн. кн. 97 г. № 665.
Вых. госуд. стр. 8. 26. 149. 197 и др.
Там же, стр. 484.
Кроил. кн. 158 г. № 811.
Забелин. Дом. быт рус. нар. т. II. стр. 595 и Матер. 30. 42.
Описн. кн. Кирил. Белоез. мон. 1668 г. ркп. л. 384.
Описн. кн. 97 г. в арх. Оруж. Пал. № 665.
В Дополн. к Акт. Истор. т. I. стр. 199: «Завязки шолк бел с золотом, на гирейское дело». – В описи имущ. царя Ивана Васильевича (Врем. кн. VII. отд. III. стр. 16): «Кушаки гирейские дымчаты».
Описн. кн. 97 г. № 665.
Оп. Сольвыч. Благов. соб. 1578 г. (в арх. Археол. Общ.).
Писц. кн. г. Устюга 1683 г. и Оп. Глед. мон. 1756 г. Выписки из этих описных книг сообщены известным Вологодским археологом Н. И. Суворовым.
Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. М. 1813. стр. 61.
Описн. кн. 97 г. № 665.
Летоп. по Лавр. сп. изд. 1872. стр. 189. – У И. И. Срезневского в Матер. для слов. древнерус. языка приведено следующее место из грам. митр. Кипр. Пск. «а мужи бы к святому причастью во вотолах не приходили, но снимаа вотолы».
Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 302 и 303.
Описн. кн. 150 г. № 679. У летников царевны Софии Алексеевны, Переп. кн. 181 г. № 145; Агафеи Симеоновны, Переп. кн. 189 г. № 148.
Описн. кн. 97 г. № 665.
Описн. кн. 97 г. № 665.
В Новгородской губернии можно и ныне слышать выражение «вирать лапти». От вирать произошло также обвирать, обвиранный: «петли серебряны. концы обвираны золотом» (Оп. кн. 97 г. № 665).
Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 40.
Там же, стр. 407.
Забелин. Дом. быт рус. нар. т. II. Матер. стр. 46. 83.
Описн. кн. 150 г. № 681 л. 5.
Описн. кн. 190 г. № 140.
Уст. церк. (собр. Погод.) ркп. Публ. Библ. л. 284 и сл.
Описн. кн. 190 г. № 140.
Ист. Госуд. Рос. т. II. изд. 2. стр. 153.
Моск. Оруж. Пал. изд. 1860. стр. 27. 30–36.
Anal. Byzant.-Russ. ed. W. Regel. Petrop. 1891. p. XCVI. XCVII.
О России, изд. 2. 1859. стр. 10.
Котошихин. О России, стр. 6: К царскому бракосочетанию «новую царевну прикажет (царь) нарядити во все царственное одеяние, опричь короны, а положат на нее венец девичей.
Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 303.
Описн. кн. 138–144 г. № 672. л. 125.