Источник

Чудов монастырь

Московский, именуемый кафедральным, Чудов монастырь был основан Святителем Алексием Митрополитом в 1365 году.

Святый Алексий Митрополит родился около 1293 г., от благочестивых родителей, Черниговских бояр, по имени Феодора и Марии. Во св. крещении он наречен был Елевферием. В отрочестве Елевферий занимался обычною в детском возрасте ловлею птиц. Раз он на этой ловле заснул и во сне услышал голос: «Алексие! Что всуе трудишься, отныне будеши человеки ловящ». Пробудившись от сна Елевферий никого не видел пред собою. С этого времени он пребывал в дому отца своего, недоумевая о слышанном гласе, скрыв его от своих родителей. Когда минуло Елевферию 15 лет, он пожелал вступить в иноческую жизнь. С этой целью он пришёл в монастырь Св. Богоявления и, с благословения настоятеля, принял образ иноческий, под именем Алексия. С этого времени он начал вести строгую иноческую жизнь, упражняясь в посте, молитве и чтении иноческих книг. В то время на кафедре Российской митрополии был Феогност. Любя духовных старцев и подвижников, он полюбил и строгого по жизни инока Алексия. Высокая добродетельная жизнь его, и высокое по тому времени образование скоро обратили на него внимание Митрополита, который сделал Алексия наместником своего митрополичьего дома и возложил на него управление судами церковными. Впоследствии, он возвел его на кафедру епископскую во Владимир. По смерти Митрополита Феогноста Великий Князь Симеон Иоаннович и собор Русских Святителей определили поставить на место Феогноста Митрополитом епископа Алексия; вследствие чего, он послан был в Константинополь, где и получил сан святительский от бывшего тогда Патриарха Филофея. Возвращаясь в Россию и плывя морем, Алексий подвергся опасности от сильной бури, так что его корабль, на котором он плыл, был в опасности потонуть. С пламенною молитвою Алексий обратился к Богу и дал обет: если в тот день Господь спасёт его от погибели, то он воздвигнет храм. По Божиему устроению, буря утихла; св. Алексий и все плывшие с ним были спасены. Итак, св. Алексий в сане митрополита благополучно прибыл в Россию, 16 августа 1354 года.

Через несколько времени, по прибытии в Москву из Константинополя, святый Алексий призван был в Орду, для исцеления больной супруги татарского хана Чанибека, Тайдулы. Страдая глазною болезнею, она нигде не могла найти исцеления. Услышавши о святой жизни и чудесах св. Алексия, Тайдула обратилась к нему за помощью, дабы молитвами его Господь исцелил болезнь. С твёрдою верою в помощь Божию, св. Алексий отправился в Орду к больной царице. Пришедши к страждущей, он благословил её и, по вере, царица тотчас получила исцеление.

Прошло немного времени, св. Алексий не успел ещё успокоиться, как опять должен был идти в Орду. По смерти татарского хана Чанибека, сын его Бердибек занял престол царский; он отличался жестокостью и необузданным нравом; все трепетали в его царстве. Он вознамерился вторгнуться с огнём и мечом в Россию. Услышавши об этом, Князь Иоанн Иоаннович просил св. Алексия снова идти в орду, дабы умиротворить хана Бердибека. Благочестивый и кроткий Алексий показал и здесь великие подвиги своей пастырской ревности: он успел смягчить гнев и гордость Бердибека и благополучно прибыл в Россию. Радостно было его возвращение для всего русского народа. Сам Великий Князь Иоанн Иоаннович с сыном своим Дмитрием и бесчисленное множество народа торжественно встретили Митрополита с крестным ходом. Все благодарили Бога, давшего благодать Свою Угоднику Алексию.

Во время путешествия в Орду, св. Алексий неоднократно испрашивал от татарского хана благоволение и милость для Церкви и государства. Ясным доказательством этого служат хранящиеся в Патриаршей Ризнице грамоты и перстень, подаренный ему ханом Чанибеком. Этот подарок имел большое значение для Святителя, так как служил печатью татарского хана, которую он прикладывал к грамотам. Говорят, что вследствие получения этого перстня или печати, на коей изображён дракон, – герб татарский, св. Алексий назначил себе место для Чудова монастыря.

Спустя несколько времени, после последнего путешествия в Орду, где св. Алексий оказал необыкновенные подвиги пастырской деятельности, он начал заниматься устройством монастырей. Вспоминая обет свой Богу, когда избавлен был от потопления в море, он возымел желание основать монастырь. Но, прежде чем приступил к исполнению своего намерения, он отправился за советом к Преподобному Сергию, славившемуся в то время духовною жизнью. Получивши от него согласие и в помощь одного из учеников его, по имени Андроника, Митрополит пришёл в Москву начал строить близ реки Яузы монастырь, во имя Нерукотворного образа Спасителя и здесь поставил образ Спасов, который принёс собою из Константинополя. Это было в 1360 году.

Спустя немного времени Алексий устроил и некоторые другие монастыри, как то: Владычный в Серпухове, Благовещенский В Нижнем Новгороде и Цареконстантиновский во Владимире. За несколько лет до своего преставления, св. Алексий воздвигнул в 1365 году монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом монастыре он приготовил себе и гроб, в котором завещал положить себя по смерти; написал завещание и вручил монастырь самому Великому Князю Дмитрию Иоанновичу, призвал к себе преподобного Сергия и дал ему золотой крест с парамандом. Преподобный долго отказывался, говоря, что «от юности моея не был я златоносцем, и в старости хочу в нищете пребывати»; но св. Алексий принудил его принять крест и параманд. «Исполни чадо послушание», говорит Святитель и своими руками возложил крест на преподобного Сергия. После этого он начал говорить, что приближается конец его жизни, и что он желает избрать преемником себе преподобного Сергия, как достойного по жизни пастыря. Сергий, отказываясь от сего предложения, говорил: «Прости меня, Владыко Святый, выше меры моея есть сие». Блаженный Алексий, видя непреклонность Сергия, отпустил его в прежнюю обитель.

Предчувствуя конец своей жизни, Святитель Алексий, будучи в глубокой старости, дал знать об этом Великому Князю Дмитрию Иоанновичу. Совершивши Божественную литургию причастившись Св. Христовых Таин, он всем окружающим его преподал мир и благословение, после чего начал читать отходную молитву, но, не успев ещё окончить её, мирно скончался на 85 году своей жизни, 12 февраля 1378 года.

Место, где теперь находится Чудов монастырь, говорят, было некогда двором ханских послов, в котором жили приезжавшие на Русь послы ханов. Пользуясь милостию хана, приобретённою исцелением его жены, Св. Алексий избрал это место для своего монастыря и устроил церковь во имя Чуда Архистратига Михаила. Спустя около 60-ти лет по смерти св. Алексия, верх церкви обрушился, но алтарь остался невредимым, так что священнослужители, совершавшие Божественную Литургию, были спасены. Когда копали ров для нового каменного здания, на южной стороне полуразвалившегося храма были обретены нетленные мощи святителя Алексия.

Настоящим своим устройством и благолепием церковь Чуда Архистратига Михаила обязана Митрополиту Платону. При нём она была возобновлена и внутренность её расписана изображениями чудес Архистратига Михаила и некоторыми событиями Священной истории. Иконостас этой церкви устроен по подобию иконостаса Успенского собора. В южной стороне алтаря сохранилось и место, где обретены нетленные мощи Святителя Алексия.

В 1686 году придел Благовещения, находившийся при храме Чуда Архистратига Михаила, перенесён был в новую церковь, сооружённую впоследствии Патриархом Адрианов в честь святителя Алексия Митрополита. Когда сооружена была церковь св. Алексия, то и мощи его перенесены были из Архангельской церкви в новоустроенную. Сами Благочестивейшие Цари Иоанн и Пётр и Царевна София переносили мощи святителя Алексия, торжественно, с крестным ходом, и поставили на место, где они почивают и доныне. По левую сторону мощей его, в киоте за стеклом, хранится драгоценное его облачение, в коем он был погребён, а в ризнице находится драгоценное Евангелие, писанное, по преданию, самим святителем.

Кроме церквей Архангельской, Благовещенской и Алексиевской, к Чудову монастырю принадлежала некогда церковь апп. Петра и Павла, находящаяся в прежде бывшем архиерейском доме, а ныне в Императорском Николаевском Дворце.

В Чудовом монастыре было некогда кладбище, на котором погребались Российские Первосвятители и знаменитые бояре. Здесь, напр., погребены Митрополиты: Феодосий, Симон и Афанасий и знаменитый Патриарх Гермоген, который в этом монастыре мученически окончил жизнь свою; Епифаний Славинецкий, учёный муж XVII в.. Здесь был погребен блаженный и Христа ради юродивый Тимофей, который скончался в 1731 году, при Императрице Анне Иоанновне. 28 лет трудился он в подвиге юродства. Императрица Анна Иоанновна неоднократно посещала Чудов монастырь и над гробом сего юродивого, в присутствии своём, приказывала служить панихиды.

Чудов монастырь служил более пяти столетий убежищем иноческой жизни; из него выходили достойные пастыри церкви. Во время Патриархов Всероссийсикх Чудов монастырь назывался лаврою и служил рассадником духовного просвещения.

В 1506 году, когда вызван был Великим Князем Василием Иоанновичем учёный грек Максим, для разбора рукописей царской библиотеки, он был помещён в Чудовом монастыре. Во время Патриарха Филарета Никитича в этом монастыре заведена была школа, называвшаяся Патриаршей, потому что состояла под ведением самого Патриарха; первым учителем в ней был Грек Арсений. Упражняясь в духовной жизни, иноки Чудова монастыря занимались изучением греческого и латинского языков и переводили книги на русский язык. Между другими занятиями иноков этого монастыря было и исправление церковных книг по греческим подлинникам. Главным образом в этом деле трудились Арсений Грек и потом Епифаний Славинецкий.

Чудов монастырь был местом упокоения для оставлявших паству святителей. Так, напр., сюда уединился Всероссийский Митрополит Феодосий в келию простого монаха и принял к себе одного прокажённого, которого покоил и омывал раны до самой его смерти. Здесь в иноческих подвигах провождали последние дни свои Всероссийские Митрополиты Симон и Афанасий, также и Новгородский Архиепископ Геннадий.

Чудов монастырь отличался от других монастырей особыми обычаями, которые утвердил впоследствии Патриарх Адриан. Дабы иноки сей обители более прилежали безмолвию, он установил в понедельник, среду и пятницу запирать ворота обители; а для того, чтобы иноки более заботились о своём спасении и богомыслии, в особенности во время Богослужения, устроил особые входы в церковь: для мужеского пола – в Алексиевскую, а для женского – в Благовещенскую, как делается и доселе.

Все русские цари, начиная с Дмитрия Иоанновича Донского, чтя св. обитель, посещали её для поклонения св. угоднику Алексию Митрополиту. Эта обитель была некогда купелью русских государей, со времени Великого Князя Дмитрия Иоанновича Донского. Здесь же восприял св. крещение и ныне царствующий государь Император Александр Николаевич, который при этом возложен был на раку Алексия Митрополита.

В 1812 году Митрополит Платон, предвидя нашествие неприятелей, находясь в Чудове монастыре, горько оплакивал судьбу Москвы, обречённой на сожжение и поругание. Предчувствуя конец своей жизни, он простился со своею Московской паствою, после чего скоро и скончался.

Ризница Чудова монастыря

Чудов монастырь замечателен также и своею богатою ризницею. Из священных сосудов, хранящихся в ней, заслуживают особенного внимания:

Золотые потир и дискос для св. причащения, устроенные в поминовение по боярину Илье Морозову в 1674 году. Эти сосуды украшены различными драгоценными каменьями.

Из напрестольных крестов замечателен золотой крест в частицами св. мощей, украшенный жемчугом и драгоценными каменьями. Этот крест устроен был при Патриархе Иове и Архимандрите Пафнутии в 1589 году.

Из напрестольных Евангелий самыми драгоценными по богатству украшений почитаются: евангелие, писанное, по преданию, Святителем Алексием Митрополитом, и Евангелие 1681 г., сделанное усердием боярина Морозова.

Здесь хранятся две замечательные по драгоценности панагии Митрополита Платона: одна панагия с изображением Спасителя, несущего на раме заблудшееся овча; назади её вырезан герб Митрополита Платона со словами: «Слава Богу о всем» 1792 года. Другая – с изображением Божией Матери всех скорбящих Радости, – осыпанная бриллиантами, пожалована была ему Императрицею Марией Феодоровною; на задней стороне этой панагии изображён её портрет.

Достойны особого внимания хранящиеся здесь митры, из них замечательнейшая митра, так называемая Потёмкинская. Она украшена жемчугом, крупными алмазами, сапфирами и другими драгоценными каменьями.

Три посоха Митрополита Платона: один посох костяной, пожалованный ему Императрицею Екатериною II; другой – Императором Павлом I-м, – из трости его и с портретом; третий посох серебряный с самоцветными каменьями – дар Потёмкина Митрополиту Платону в 1778 году.

Ризница Чудова монастыря замечательна также и священными облачениями; из коих драгоценнейшими почитаются облачения Митрополита Платона.


Источник: О московских соборах и монастырях, находящихся в Кремле / [И. Иосиф]. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Москва : Тип. С. Орлова, 1874. - 70, [1] с. (Авт. указан в конце текста).

Комментарии для сайта Cackle