Источник

Б

Багрец. См. Сукно.

Байберек, бамберек, банберек

Байберек, бамберек, банберек – ткань из крученого шелка, гладкая или с золотыми и серебряными узорами42; по описям: Бухарская, Китайская, Турецкая. Название этой ткани происходит от Греческого βαμβάχηρος. Около половины XVII столетия аршин Турецкого байберека ценился в 30 алтын43. Из байберека шились: кафтаны, ферези, чюги, телогреи, верхи на рукавах44. – Байберековый сделанный или сшитый из байберека. «Верхней кафтан байберековой маковой, золотной холодной»45.

Байдана, бадана

Байдана, бадана – (Араб.

бадан и
бадана lorica curta acbrevis, по Арабско-Латин. словарю Г. В. Фрейтага, 1830 г.) доспех в виде рубахи, из плоских довольно крупных колец, длиной до колен, с рукавами до локтей и ниже. Если этот доспех был в длину немного ниже пояса и с рукавами выше локтей, то назывался полубайданою, полубоданьем46. «Бадана Мисюрская с сеченым колцом, с мишенью, без ожерелья; ворот и рукава и по подолу пушена в три ряда медью золоченой»47. – «Полубайдана, на ней три мишени медные, посеребрены»48.

Банделер. См. Берендейка.

Бармица. См. Шелом.

Бармы, барма

Бармы, редко барма, драгоценное, украшенное священными изображениями, широкое оплечье49, которое, до времен Петра Великого, возлагали на себя русские государи при венчании на царство и при других торжественных случаях. Как принадлежность княжеского и царского сана, бармы, вместе с золотой шапкой и такой же цепью с крестом, были преемственным наследием великих князей и царей русских. Великий князь Иоанн Данилович Калита (1328 г.) завещал сыну своему Иоанну «коц великий з бармами», а другому сыну Андрею «скорлатное портище сажено з бармами»50; сын Калиты Иоанн (1356) завещал также сыну своему Дмитрию бармы51. Тоже находим и в последующих завещаниях великих князей: Димитрия Иоанновича (1389 г.)52, Василия Дмитриевича (1423 и 1424 г.)53, Василия Васильевича (1462 г.)54. В 1498 г. великий князь Иоанн III Васильевич, благословляя внука своего Дмитрия Иоанновича «при себе и после себя великим княжеством», в Успенском соборе возложил на него шапку Мономахову и бармы55, которые, по устранении Дмитрия от престола, сделались достоянием другого сына Иоанна Василия Иоанновича (1502 г.)56; а сын последнего Иоанн IV Васильевич, в 1547 г., торжественно «венчан бысть прародителя его венчанием царя великаго князя Владимира Мономаха животворящим крестом и царским венцем и диадемою, еже древле тем животворящим крестом и венцем царским и диадемою венчан бысть на царство Русское прародитель его князь великий Владимир»57. Из чинов венчания на всероссийское царство Федора Иоанновича (1584 г.)58, Михаила Федоровича (1613 г.)59, Алексея Михайловича (1645 г.)60, Федора Алексеевича (1676 г.)61 и, в последний раз, Петра и Иоанна Алексеевичей62 видно, что «по древнему царскому чину» были возлагаемы на них бармы63. – В описях, выходных книгах и других памятниках древней письменности бармы называются и диадемами, а по священным изображениям на них – святыми бармами. В чине венчания на царство Алексея Михайловича читаем: «в лето 1645 сентября в 28… великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович… изволил венчаться царским пресветлым венцем и святыми бармами, еже есть диадемою по древнему царскому чину… А как придет время, и благочестивый государь царь и великий князь Алексей Михайлович… послал из Золотые палаты на казенной двор по животворящий крест Господень и по святые бармы… и по весь царский чин своего государева боярина Василия Ивановича Стрешнева… А несли с казенного двора царский чин: протопоп Стефан нес святой животворящий крест Господень, в нем же древо святого животворящего креста Господня, да святые бармы, еже есть царская диадема, да царский венец, еже есть шапка Мономахова, да чепь злату, а нес на главе на златом блюде, под дорогою низаною пеленой с дорогим со многими каменьями, с великою честью, со страхом и трепетом и со всяким благоговением и благочинием, и тихо и зело стройно»64. – В 1822 году, близ с. Старой Рязани найдены бармы, заслуживающие особенного внимания любителей отечественной страны. Они состоят из одиннадцати круглых, из чистейшего золота блях, украшенных накладной, золотой узорчатой сканью с жемчугом и драгоценными камнями. Таких блях, в 3½ дюйма в диаметре, находится на передней стороне пять: на одной представлено изображение Богоматери с Греческой подписью МР – ΘΥ. По сторонам этой бляхи две подобные с поясными изображениями великомученицы Варвары и мученицы Ирины, как значится в надписях, идущих от верху к низу: ВАР–ВАР и ОР–ИНА; над нею овальная бляха, в д. длины и д. ширины в диаметре, на ней изображено Распятие Спасителя с предстоящими у креста Богоматерью и Иоанном Богословом, с двумя Херувимами над крестом и с Греческой надписью по обе стороны креста

. Две крайние бляхи на передней и четыре на задней стороне состоят только из украшений драгоценными, разной величины, камнями и жемчугом, которым обнизаны как средние каймы, так и края блях. На задней же стороне, над средними бляхами помещена односторонняя также круглая бляха, в диаметре д., представляющая поясное изображение Богоматери (?), с надписью
. На двух самых больших, в д. в диаметре, представлены поясные изображения князей (Бориса и Глеба) в венцах, с крестом в правой руке и в крестчатой приволоке, а по бокам их два украшения из цветов на поддонах; венцы, одежды и цветы из синей финифти, равно как и одежды прочих изображений. Все бляхи с проушинами, значит они были навесные65.

Барс

Барс – санная барсовая полсть. «Барс большой санный, подложен бараном. – Барс наметный (то есть, которым покрывался оседланный конь), подложен бархатом алым Немецким»66.

Бархат

Бархат – шелковая ткань с лица ворсистая, а с изнанки безворсовая. Бархаты были: Бурские, Виницейские, Калмыцкие, Кызылбашские, Китайские, Литовские, Немецкие, Турские, Флоренские; гладкие, косматые, петливатые, или петельчатые (неразрезные), рытые, с вытисненными узорами, одноморхие и двоеморхие (с двойной ворсой). «Бархат Венедицкой, на золотой земле шолк червчат с золотом и с серебром, петлеват. – Бархат Виницейской, по золотной земле, по нем травы золотныя и серебряныя петельчатыя да травы морх червчат. – Бархат Турской, по золотной земле травы шолк червчат, листье серебряное. – Бархат Кызылбашской, по серебряной земле люди сидячие и барсы, и звери, шолки розные. – Бархат Кызылбашской рытой, по серебряной земле травы и листья, шолк ал да вишнев»67. Конечно, эти-то сорта бархата и назывались в старину аксамитом. В 1584 году аршин бархата Венедицкого гладкого стоил рубль; в 1585 году аршин с четвертью бархата Бурского «большия земли» стоил 2 рубля, а аршин такого же бархата «меньшия земли» 40 алтын68. В XVII столетии аршин бархата с золотом ценился в 1½ рубля69, а бархата червчатого и гладкого по рублю70. В 1673 г. апреля 8, куплено для верховых расходов 22 аршина двоеморхового червчатого бархата, ценою по 9 руб. аршин71. В XVII столетии являются бархаты Московского дела. Кроме шелкового употреблялся еще бумажный бархат или бархатель – нынешний плис. Из бархата делались те же нарядные одежды и украшения, какие и из атласа. Бархатный – сделанный или сшитый из бархата. «Шапка бархатная. ходильная. – Подножье бархатное, теплое». Бархаченый – сделанный как бархат, на бархатное дело. «Вошвы шиты золотом и серебром лученчеты, бархочены черчатым да зеленым шолком»72.

Баус

Баус – драгоценный камень «сиз, голуб, яхонт его имеет». См. Камни.

Бахрама, бахрома

Бахрама, бахрома (Араб.

макрама) шнур или тесьма с обращенными в одну сторону махрами из нитей или прядей – золотых, серебряных, шелковых, гарусных. Пришивалась, для украшения, к краям одежд и уборов – иногда с круживом, а иногда без кружева. У перевязи «по краем бахрома золотая с переперы»73. У запястий рукавиц «бахрома золотная; бахр. золото с серебром; бахрома золотная с звестками; бахр. лопусти канитель золотная»74. У кафтанов «круживо ткано шолк червчат с золотом, бахр. шолк зелен с серебром; круживо ткано золото с зеленым шолком, бахр. шолк червчат с серебром; круживо шолк червчат золото с серебром, бахр. шолк зелен с серебром; круживо золотное с серебром, бахр. шолк червчат с серебром»75. У завес и завесных подзоров бахрома вязеная с кистми; бахр. золотная; бахр. уская шелк ал да зелен. Завес тафта двоелишная, кругом бахрома шелк ал да желт; к тому же завесу подзор, а у него бахрома вязеная с кистми, шелки желт да алой. Два подзора завесных тафта двоелишная, у одного бахрома длинная шелк ал да желт, а у другого подзора кругом бахрома уская шелк ал да желт; вокруг завеса у двух полотнищ бахрома уская шелк ал да зелен. – Кругом ковров бахрома шелк зелен»76. Вокруг попон, полстей, наметов бахромы гарусные и шелковые разных цветов77. – В северных описях бахромы называются тряпками: «ширинка по белой тафте шита золотом и серебром, и шолками, тряпки червчатой шолк с серебром. – Ширинка на полотне шита золотом и серебром и шолки, с наугольники, тряпки шолк червчат. Две ширинки на полотнах шолки шиты, тряпочки червчатые»78.

Бахтерец, бехтерец

Бахтерец, бехтерец – доспех из стальных, железных или медных пластинок, соединенных кольцами в несколько рядов, с разрезами на боках и на плечах, с подзором или железной сеткой внизу. Боковые и плечные разрезы, для застегивания, имели пряжи (пряжки) и запряжники или ремни с металлическими наконечниками. Пластинки и подзор или опушка, пряжи, запряжники и наконечники иногда наводились золотом и серебром. «Бахтерец Кононова дела стальной, наведен через ряд золотом; опушка и пряжи и запряжники железные золочены, наконешники серебреные резные золочены»79. Бахтерцы делались и без рукавов, и с рукавами. В одной описи: «восмь рукавов бахтерцовых стальные, немного поржавили. – Бехтерец Борисова плеча Федоровича, по подолу в две доски золочен»80. Название этого доспеха происходит из Монгольского

бектер, по-персидски
, означающего доспех, у которого на боковых, нагрудной и спинной частях было по нескольку рядов металлических дощечек81.

Башмаки

Башмаки – шились из юфти и сафьяна; нарядные – из алтабаса, атласа и бархата разных цветов; унизывались жемчугом с запанами и драгоценными камнями; вышивались и строчились золотом, серебром и шелками; украшались круживом или бахромой; подошвы и каблуки подбивались, как у сапогов, или сплошь или только по краям, гвоздями, а каблуки, сверх того, и скобками. Их носили как мужчины, так и женщины. Полагают, что башмаки стали вводиться у нас около XVII столетия. Название этой обуви Татарское:

башмак – значит обувь. В описи платью и другой казне царя Михаила Федоровича значатся: «башмаки хоз яринной цвет, шиты золотом волоченым, скобы серебрены, в них чулки камка Кызылбашския еринной цвет, подвязки камка еринной же цвет». – «Башмаки сафьян жолт, подряд бел, пятки обшиты золотом. – Башмаки строченые по белому сафьяну. – Башмаки назаны жемчюгом по червчатому бархату с запаны»82. – У царицы Евдокии Лукьяновны были: «башмаки бархат червчат, рыт, по рудожолтой земле низаны жемчугом мелким; скобы серебряны. – Башмаки бархат червчат по рудожолтой земле, круживо кованое серебро с перепелы; скобы серебряны. – Башмаки с чедыги, Крымское дело, шиты по отласу по червчатому золотом да серебром волоченым. – Башмаки отлас бел гладкой, круживо ткано шолк ал с золотом, скобы железныя»83. – У князей Голицыных: «Четверы башмаки розных бархатов и в том числе одни шины золотом и серебром; цена 10 алт. – Двои башмаки: одни бархатные, а другие суконные красные; цена 3 алт. 2 д.»84.

Безар, безур, безуй, заберзат

Безар, безур, безуй, заберзат. См. Камни. В 1613 г. дек. 13, «Государю в хоромы (взято) в коробочке в Немецкой в круглой 10 золотн. камени безару; 21 году марта 16, три камени безур, весу в них 24 золотника без денги, цена 215 руб.»85. – «Камень безуй в коробочке»86.

Безь = Бязь.

Бенделер. См. Берендейка.

Бенд – Бердыш

Бенд или бендь – (Перс. также

бенд от
бестен связывать) означает вообще связь. В наших описях бендями назывались плащи в округленных углах налучи и колчана; к этим плащам прикреплялся или привязывался пояс саадачный. Бенди были украшаемы драгоценными камнями: «в налуче бендь, a в ней в гнезде в золоте камень алмаз граненой, да изумруд граненой в гнезде ж золотом, двадцать семь яхонтов червчатых»87. – Бенди привязочные y налучей, колчанов и кишеней Бориса Годунова были серебряные, золоченые, с концами, наведенными финифтью или чернью; y колчанов и налучей людских саадаков – серебряные с травами, наведенными чернью и резными88. У саадачного лубья царя Михаила Федоровича бенди были серебряные, позолоченные с зеленым финифтом или с каменьями того же цвета, и просто серебряные, позолоченные89.

Бердыш – широкий и продолговатый, с лезвием в виде полумесяца и с копьем на верху, топор, насаженный на длинном древке с металлическим втоком или оковкою на нижнем конце. Бердыши были весьма разнообразны и употреблялись только пешими. По объяснению Вельтмана «бердыш по-польски bardycz90 и bard есть одно из древнейших рукопашных оружий в виде широкаго на длинном древке топора, с острыми рогами, как y луны; по этой причине бердыш и назывался y Римлян lunata securis; y Славян просто секирой, y Готов Bart и Bardisan»91. «У Чехов и Венгров», говорит он в другом месте, «Bard и Bart называется косарь, большой нож, сделанный из косы. Из этого земледельческого орудия, насаженного на ратовище, образовалось бардище и бердыш. У Франков бердыш bardis(an) принял название partisane и pertuisane. Это было преимущественно оружие наемных телохранителей»92. – В Руси бердыши царских телохранителей носили название алебард, которыми эти телохранители были вооружаемы при разных торжественных случаях. Так, 8 мая 1660 г., при встрече Грузинского царевича Николая Давидовича, «от проходных сеней до сеней же, что перед Грановитою полатою, стояли жильцы93 в терликах в бархотных и в объяринных и в шапках золотных с протозаны и с олебарды, 62 человека»94; и 20 мая 1661 г., при встрече цесарских послов, когда они, «к Грановитой полате к сенем пришли, и у сенех по крыльцу поставлено было жильцов 50 человек в терликах розными цветы, с протозаны и с олебарды»95. – «Бердыш болшой прорезной с обухом; цена 13 алт. 2 д. – Два бердыша болших, на ратовищах зеленых; цена 20 алт. – 88 бердышей, без ратовищ; цена 4 р. 13 алт. 2 денги»96.

Берендейка

Берендейка – деревянная, оклеенная кожею трубочка, с донышком и крышечкой, для помещения пороха и пули, потребных на один заряд; зарядец. По нескольку таких зарядцев привешивалось к перевязи или ремню, который надевался через левое плечо и назывался также берендейкою. Вельтман приводит выписку из описной книги 1687 г., где берендейка называется бенделером и банделером (Bandelier): «Двадцать банделеров мушкетных. Да на дворе Никиты Ивановича Романова, сверх прежних переписных книг: пятьдесят ремней с банделеры, цена по 3 алт. по 2 денги, и того 5 рублей. Восмь сот банделеров без ремней, цена по 3 алт. по 2 денги за сто»97. В Воинском уставе 1647 г. значится: «что о зарядцах, и в том никому указывати немочно, потому многия розныя образцы; только перевязям доведется быти на три или на четыре перста шириною; а на ней (т. е. на перевязи) одиннадцать зарядцев, а тем зарядцам доведется быть из целаго древа точеным, а не склеенным, с кровельками и кожею оклеены, и те есть лучшия, потому что порох в них сух живет, и зарядцы перед иными, которые медные или жестяные и у которых дна вставлены, доле живут… Да у банделира, сиречь у перевяза, быти кожаному мешечку, во что пульки и сало и пыжи и иное надобие, чем мушкет чинить, класти»98. Висковатов говорит, что «у одних берендеек привешивались: сумка фетильная, т. е. для фитиля, сумка пулечная и рог для пороху; у других была одна только сумка для пуль и рог, или в замен его натруска, а фитиль наматывался на ремень берендейки, около сумки. Рога и натруски делались из дерева, кости, перламута, меди и серебра. Рога были всегда одинаковаго вида – к одной стороне широкие, а к другой узкие, почти остроконечные; натруски же делались разнообразно, но преимущественно круглыя»99.

Бечета – драгоценный камень «к свету в нем как пузырьки». См. Камни.

Бешмет

Бешмет – (Тат.

бешмет) стеганое полукафтанье, стеганая поддевка под кафтан. «Бешмет камка Китайская дымчатая, подкладка киндяк темномаков, у ворота пугвица обшивная, на рукавах 6 гапель; цена 2 р. 16 алт. 4 денги»100.

Бирюза – драгоценный камень небесно-голубого цвета. См. Камни.

Боболев кутаз, Боболев хвост

Боболев кутаз, Боболев хвост – по объяснению Висковатова, большая, длинная кисть из шелка или шерсти, преимущественно белого цвета с красным; она вешалась на шнуре под шеей лошади101. В. Броневский говорит, что «бобылем называли коня чисто белаго»102, а кутаз – Польск. kutas, означает кисть. Но Сенковский объясняет это иначе: он говорит, что словом кутаз называется «особая порода быков, встречающаяся в Малой Бухарии и Тибете; она отличается особенно широким и пушистым хвостом, который Бухарцы сравнивают с хвостом туземных и Крымских баранов. Из хвоста этих быков они делают бунчуки или волосяныя космы, которыя носят на своих штандартах; отсюда-то воинские хвосты у Оттоманов и получили название кутас

»103. В описи 1589 г. находим после тулумбазов «два кутаза боболевы чорны; кутаз боболев был курчават; 5 кутазов белые нацветы; кутаз боболев бел, чекма серебряна через грань; 2 кутаза белы, чекмы медяные»104. У казаков боболев хвост есть один из знаков атаманского достоинства, состоящий из древка, у коего, вместо набалдашника, золотой шар, на верху украшенный двуглавым орлом; белый конский хвост выходит из шара – знак этот в войсковом кругу означает волю105. Между предметами конского прибора у князей Голицыных оказались: «наряд лошадиной тафтяной, плетен золотом и серебром по алому бархату; кутас, у него чашка медная, позолочена, лопасти розных тафт; цена 6 рублев. – Наряд розных отласов по червчатому бархату, оплетен серебром с золотом, бахрама золотная; кутас деревянной, оплетен узлами Кафимскими, под кутасом и в средине, и в концах узлы кафимские, кисти серебряныя; цена 15 рублев»106.

Бокан

Бокан – пурпуровая краска, добываемая из червеца (кошенили); но в Торговой книге говорится: «камень бокан выбирать с приметом как соболь доброй». См. Камни.

Болт самострельный. См. Стрелы.

Брань, Бранина

Брань или Бранина – узорчатая ткань, у которой нити основы прибираются особенным счетом для составления желаемого узора. Употребляется для убрусов, скатертей, пологов и т. п. Браный сшитый из этой ткани. «Скатерти браныя; браный полог; полотенце браное»107.

Броня

Броня – составляла прикрытие воина, оборонявшее его от неприятельских ударов. Была броня досчатая: бехтерец, зерцало, калантарь, кирис, куяк, латы, юмшан; колчатая: байдана, кольчуга, панцирь. В летописях упоминается о броне под 968 годом: «вда Печенежьскый князь Притичю конь, саблю, стрелы; он же дасть ему брони, щит, меч»108.

Брусь

Брусь – знак военачалия в виде каменной булавы, обтесанной углами. У Бориса Федоровича: «брусь аспиден; топорищо поволочено газом чорным, по газу перевито серебром». Другой брусь аспиден; топорищо железно, поволочено бересты жолты»109.

Брюкиш. См. Сукно.

Бряцары. См. Ножны.

Бугай

Бугай – верхняя одежда на меху. Покрой ее нам неизвестен. Великий князь Иоанн Данилович (1328 г.) завещал сыну своему Андрею «бугай соболий с наплечки с великим женчугом с каменьем»110. Ныне в Галическом уезде Костромской губернии бугаем называется шубка без рукавов, в отличие от шугая или шубки с рукавами.

Буздыхан или буздуган. См. Булава.

Булава

Булава – деревянный или металлический жезл с шаром или яблоком на верхнем конце; сперва – оружие, потом знак военачалия или властительства. Вместо шара или яблока, на конце властительских жезлов насаживались обушки, или брусы, клевцы, перья: от чего и самые булавы назывались обушками, брусями, клевцами, пернатами, шестоперами. В описях встречается название пернатов буздыханами или буздуганами: «буздуган костеной шестерогранной, прорезной; цена 16 алт. 4 денги»111. У Турок и Татар

буздыган означает воеводский жезл, у которого яблоко набито острыми гвоздями. – Яблоко булавы делалось из золота, серебра, булата, железа, хрусталя; украшалось бирюзой и драгоценными камнями. «Булава и черен золотые, в булаве и в ободу и в обручах камни: вверху изумруд, попорчен, граненой, около булавы и обруча камни ж, в обруче камня нет; цена 200 руб. – Булава ж серебреная, золочена, с камни; цена 50 руб.»112. Гречане Дмитрий Фомин и Иван Петров били челом царю Михаилу Федоровичу булавами, оправленными серебром с позолотою; одна из них «с каменьем с бирюзами и с винисами и с яшмою, а в яшме искорки яхонтовыя, мелкия»; другая «с бирюзами, вверху яшма, а в ней 4 искры яхонтовыя»113. В оружейной палате хранится более 40 разных булав, буздыханов, пернатов, и проч. Одни из них достались государям по праву владения, другие получены из покоренных стран, иные присланы в дар от разных владельцев. Замечательнейшие из них: а) Новгородская булава, бывшая знаком посадничества; б) Лифляндская; в) Казанская; г) Сибирская; д) гетмана Богдана Хмельницкого, поднесенная им царю Алексею Михайловичу в 1654 году, при вступлении Малороссии в подданство России; е) Польских конфедератов, принадлежавшая Вавржецкому; ж) хрустальная; з) Грузинский буздыхан, поднесенный царю Алексею Михайловичу в 1658 г. Грузинским царем Теймуразом, в изъявление подданства его со всею Грузией; и) два железные шестопера, отобранные в 1675 г. у Калмыцких тайшей.

Булавка

Булавка – спень с головкой на одном конце и с острием на другом; употребляется для прикалывания разных уборов. «Три булавки зерна Гурмыжские на золотых спнях, большие, скатные. Четыре булавки зерна невелики Гурмыжские ж – три на золоте ж, а четвертая на серебре»114. – Пять булавок убрусных серебряные, золочены, з жемчюгами. – Три булавки с орликами, на них пять жемчюжков мелких; да булавка ж с камешком червчатым в кожушке (в оправе): все те булавки серебреные»115.

Бумажная шапка. См. Шелом.

Бумажник

Бумажник – бумажная (набитая хлопчатою бумагою) постель, подкладываемая под пуховик. На бумажки надевались наволоки камчатные, тафтяные, байберековые, атласные и др. В 1627 г. окт. 26 «царице скроен бумажник да зголовейцо в камке червчатой мелкотравной, пошло 11 арш. 1 верш., да в простилку пуд бумаги хлопчатой битой, а на зголовейцо камки 7 арш. 10 верш., да пуху лебяжия белого 7 фунт.»116. – «Постеля бумажная; на постеле наволока отлас по серебряной земле круги велики золоты, около кругов шолк зелен, меж кругов крушки невелики золоты ж, в кружках в деревцах шолк ал»117.

Бутырлык, поножи

Бутырлык или поножи – доспех, состоящий из трех выгнутых железных или стальных пластин, закрывавших ногу всадника, от колена до подъема, и соединявшихся назади пряжками с запряжниками и наконечниками118. По объяснению Дорджи Банзарова, название этого доспеха Турецко-Татарское

и значит «панталонник» или «наножник»119. В описи 1687 г. значатся: «Бутурлыки косые долики, Григорьева дела Вяткина, через дол золочены; пряжи и запряжники и наконечники серебряные, золочены; тесьма шолк червчат с золотом и серебром; гвоздья серебряные репейчатые; кольца железные; подложены отласом червчатым. – Бутурлыки стальные с долами, через дол и около бутурлыков коймы наведены золотом травы; кольца и пряжи железные; наконечников нет; тесьма шолк червчат, зелен, с золотом и серебром; гвозди серебреные горощетые, подложены отласом червчатым»120.

Бязь, безь

Бязь или Безь – (Тат.

) бумажная прочная ткань, в роде толстого миткаля121. Она привозилась из Хивы и Бухары; ее употребляли преимущественно на подкладку и поднушку кафтанов, опашней и др. одежд, также на фаты, ширинки и т. п. «Кафтан Турецкое дело … подложен тафтою зеленою да бязью белою. – Кафтан сукно порпиан … подпушен бязью». – «Зипун … рукава подложены бязью». – У намета Турецкого шатра … «две полы яринныя бязи»122. – Безинный сделанный из бязи. «Фата безинная синя, полосы белые»123.

* * *

42

По Энциклик. Люкс. т. IV (СПб. 1835) стр. 238: «Бамберек род Бухарской шелковой ткани, на которой в ровном расстоянии по всей поверхности вытканы шишечки».

43

Описан. кн. 148 г. № 678. л. 271.

44

Описан. кн. 190 г. № 140 и Пере. кн. 189 г. 148.

45

Вех. сосуд. стр. 701.

46

Истории. опус. од, и вооружи. ч. 1. стр. 45. Сна. прим. 109. стр. LXVI.

47

Описан. кн. 97 г. № 665. л. 168.

48

Истории. опус. од, и вооружи. стр. LXXV.

49

Митрополит Ефрем «целовав образ Спасав и образ пречистая Богородицы и животворящий крест, и прочих святых на святой бармен», говорится в чине венчания на царство Михаила Федорович. Собр. сосуд. грам. и догов. ч. III. стр. 72

50

Собр. сосуд. грам. и догов. ч. I. стр. 32.

51

Там же, стр. 41.

52

Там же, стр. 61.

53

Там же, стр. 81–84.

54

Там же, стр. 206.

55

Собр. сосуд. грам. и догов. ч. II. стр. 28.

56

Лето. по спи. Никон. ч. VI. стр. 167: «тоям весны (1502 г.) апреля 11, в понедельник, князь великий Иван положил опалу на внука своего, на в. князя Дмитрия и на его матерь на в. княгиню Елену, и от того дни не велел их поминай в ектеньях и литиях, ни нарасти великим князем, и посади их за приставы. – Апреля 14, в четверток, князь великий Иван Васильевич пожаловал сына своего Василия, благословил его и посадил на великое княжение Владимирское и Московское и всея Руси самодержцем, по благословению Симона, митрополита всея Руси».

57

Лето. по Ник. спи. ч. VII. стр. 50–52. – Царств. кн. СПб. 1769. стр. 129–132.

58

Собр. сосуд. гр. и догов. ч. II. стр. 72–85.

59

Собр. сосуд. гр. и догов. ч. III. стр. 70–87.

60

Др. Рос. Ввил. изд. 2. ч. VII. стр. 234–303.

61

Там же, стр. 304–371.

62

Там же, стр. 407–477.

63

Там же, стр. 234, 241, 242. Сна. Полн. Собр. Зек. II. 47.

64

Др. Рос. Ввил. ч. VII. стр. 234, 241 и сл.

65

Письма К. Ф. Калайдовича к А. Ф. Малиновскому. М. 1833. Раз. древности Оленина.

66

Описан. кн. 97 г. № 665.

67

Описан. кн. 97 г. № 665; 190 г. № 140; 150 г. № 679.

68

Дополни. к Акт. Истёр. т. I. стр. 200 и 193.

69

Ист. Гос. Рос. т. X. прим. 426.

70

Торг. кн. в Зап. Рус. и Слав. Археол. т. I. отд. III. стр. 127.

71

Дополни. к Акт. Истёр. т. VII. стр. 122.

72

Вех. Сосуд. стр. 126–127 и мн. др. – Забил. Дом. быт рус. нар. т. II. стр. 37.

73

Забелин. Дом. быт рус. нар. т. II. матер. стр. 28.

74

Вех. сосуд. стр. 287, 283–295.

75

Там же, стр. 142, 153, 158, 195.

76

Оп. ими. кн. Голиц. столб. 80–84.

77

Там же, столб. 151–152.

78

Оп. Сельвы. Благов. собора 1579 г. в арх. Им. Археол. Общ.

79

Описан. кн. 195 г. в арх. Ору. Пал. л. 511.

80

Описан. кн. 97 г. № 665.

81

Зап. Археолог. Общ. т. II. стр. 353.

82

Описан. кн. 138 г. №128. – Вех. сосуд. стр. 633. 4. 5 и др.

83

Описан. кн. 150 г. № 679.

84

Оп. ими. кн. Голиц. столб. 111. 168.

85

Расах. кн. 122 г. № 717 и 124 г. № 903.

86

Забелин. Дом. быт Рус. ЦАР. т. II. матер. стр. 48. – Торг. кн. ркп. гл. 43.

87

Описан. кн. 195 г. в Арх. Ору. Пал.

88

Описан. кн. 97 г. № 665.

89

Описан. кн. 148 г. № 678.

90

Linde Slow. jazz. polls.: «Bards, birdies kid z silkier a ksztalt halabardy, lunata securis, die Streitaxt. Berdych zee pizza, zamias bards... Nasi kgotla brownie od moskiewskich berdyszow zaslaniac sie nie mogli. Siekiera, ktora bardyszem zowia glowe jego rozcial... Piechota sie berdyszem siekla.

91

Истор. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 66 и 67. – Вельтман Моск. Оруж. пал. слов. стр. 5.

92

Древн. Рос. Госуд. Отд. III. М. 1853. стр. 110 и XVIII.

93

Жильцами назывались дети боярские и дьячьи и подьяческие. «Чин их таков: для походу и для всякого дела, спят на царском дворе, человек по 40 и больше, и посылают их во всякие посылки; а будет их числом с 2000 человек. Да и всем боярским и околничих и думных людей детем первая служба бывает при царском дворе такова же, только по породе своей одни с другими не равны». Котош. О России, изд. 2. стр. 21.

94

Др. Росс. Вивл. ч. VIII. М. 1789. стр. 128.

95

Там же, стр. 156–157.

96

Оп. имущ. кн. Голиц. стлб. 135.

97

Древн. Рос. Госуд. Отд. III. стр. 108.

98

Учение и хитр. ратн. строен. – Котошихин говорит, что «банделеры, как и другое «ружье: карабины и пистоли и олстры и мушкеты на царской обиход покупали в-ыных государствах». О России, изд. 2. стр. 90.

99

Истор. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 75 и 76.

100

Оп. имущ. кн. Голиц. стлб. 68.

101

Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 32.

102

Ист. Дон. войска. ч. III. СПб. 1834. стр. 119.

103

Baron G. de Meyendorf Voyage d’Orenbourg a Boukhara, fait en 1820. Paris, 1826 p. 341. Cp. Notices et extraits. t. XIV. pag. 495. Эти указания сообщены В. В. Вельяминовым-Зерновым. О. Н. Бетлингк говорит, что упомянутая порода быков у Индейцев известна под именем

чамари bos grunniens. Хвосты этих быков называемые
чамара, по словам одного Индейского поэта, уступают в красоте только прекрасной косе жены бога Шивы; «если бы», говорит он, «в сердце животных было чувство стыда, то чамари, при взгляде на эту прекрасную косу дочери Гималая, без сомнения, меньше любовались бы своим хвостом». О. Böhtlingk, в Indische Sprüche. Th. II. St.-Petersb. 1864. S. 188. По высокой ценности, чамара употребляется только владетельными или самыми богатыми людьми на опахала и на конские головные украшения.

104

Описн. кн. 97 г. № 665 и 150 г. № 679.

105

Ист. Дон. войска, стр. 119. Ныне, по словам М. Г. Хомутова, бывшего наказным атаманом войска Донского, бобылев хвост состоит из древка с золоченым копьем; к нему на золотых шнурах в золотой сетке прикреплен лошадиный белый хвост. – В описании путешествия Наследника Цесаревича по земле войска Донского в 1863 г. (см. Рус. Инв.) читаем: «Знаки атаманского достоинства: 2 бунчуга и 2 бобылевые хвоста были везены впереди Государя Наследника к собору (в Новочеркасске) офицерами л.-гв. атаманского полка; пернач же (также знак атаманской власти), на приготовленном месте, оставался в войсковом кругу регалий».

106

Опис. имущ. кн. Голиц. стлб. 326.

107

Сахаров. Песни Рус. нар. ч. V. СПб. 1839. стр. 383. – Акт. Юрид. стр. 266. – Оп. имущ. кн. Голиц. и мн. др.

108

Новг. летоп. по Синод. сп. стр. 19.

109

Описн. кн. 97 г. № 665.

110

Собр. госуд. грам. и догов. ч. 1. стр. 32.

111

Опис. имущ. кн. Голиц. стлб. 121.

112

Там же, стлб. 218.

113

Переп. кн. 148 г. № 678.

114

Забелин. Дом. быт Рус. нар. т. II. Матер. стр. 44.

115

Изв. Имп. Археолог. Общ. т. III. стр. 60 и 63.

116

Кроил. кн. 136 г. № 746.

117

Описн. кн. 150 г. № 679.

118

Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 52.

119

Зап. Археол. нумизм. Общ. т. II. СПб. 1850. стр. 354.

120

Древн. Рос. Госуд. отд. III. стр. 56.

121

Писали бязь и безь: «рухлядь свою приказали Олешуне Селиванову полшестьдесят косяков бези» и проч. Ист. Гос. Рос. т. VI. прим. 603. – В Толков. слов. Даля: «Бязь Азиатская, Персидская и Бухарская ткань, бумажный холст, бурмет. Бязь в торговле двух сортов: простая шиля, лучшая ханагай».

122

Описн. кн. 150 г. № 679 и 97 г. № 665. – Оп. имущ. кн. Голиц. стлб. 60. 317.

123

Забелин. Дом. быт Рус. нар. т. II. Матер. стр. 51.


Источник: Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. Bac. 0стр., 9 лин., № 12. 1896г.

Комментарии для сайта Cackle