Источник

Т

Тарч. См. Щит.

Татаур

Татаур – ременной пояс с металлическими наконечниками, в роде употребляемых монахами и послушниками, иногда вышитый золотом и серебром. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской завещал (1389 г.) сыну своему «князю Ивану пояс золот татаур»843. У Монголов

татуур означает вообще затяжку, пояс. Может быть это название имеет отношение и к Перс.
татуре путы для лошадей, как заметил П. И. Лерх. Как Лат. compedes означало не только путы, но и украшение, которое женщины носили на ногах: так и
могло. кроме первого значения, иметь и другое, относившееся к одежде.

Тафта

Тафта – известная шелковая ткань. По названию, образовавшемуся из Перс.

тафтэ, можно заключать, что первоначальный вывоз ее к нам был из Персии. По описям известны тафты: Бурская, Вавилонская («ферези тафта Вавилонская»), Виницейская, Шамохейская, Китайская, Немецкая, гунгулинная (у кафтана «подпушка тафта гунгулинная») клеенка, такатцская («подкладка тафта зеленая такатцская»). В торговой книге означены «имена тафтам: Шамская тафта не леняет, широта ей вершков, тонконита, без покромок; (купят по)
; а черчатая ино дороже
. Бурская толстонита, как узор на ней, ширина вершков, покромок нет; длина тем тафтам (Диз: не одна; Зап: длина тем тафтам, каков косяк мерою выдет) косяк всяко, меря купят аршин
(Зап: купят аршин по 3 алтына с деньгою, по 4 и по 5 алтын). Тафта Виницейская (Зап: Виницейская, Диз: виницейка), широта ее полтора аршина, леняет, а иная не леняет; купят по
; а длина всякой тафте аршин, и боле и мене бывает; а добрая знати по краске, коя не леняет, покромки хороши (Диз: широки) у тое тафты. Тафта китайка хуже всех, широта поларшина с покромью; купят аршин
. Тафта клеенка (Диз: клеянка), одна сторона клеена (Зап: а другая нет), ширина поларшина; купят аршин
»844. По описям – из тафты шились опашни, ферези, телогреи, роспашницы, кортли, шубы, шапки, чулки, бумажники, зголовья, одеяла, завесы у постелей, каймы у телогрей и одеял; на тафте вышивались кружива; тафту употребляли на подкладку, подпушку и подбивку платен, кафтанов, терликов, зипунов, чюг, подлатников, штанов, роспашниц, телогрей, шубок, одеял, на подольники и подкладку летников845; из тафты делались знамена846.

Тафья

Тафья – скуфья, шапочка, закрывающая плотно макушку головы. Слово

такия употребляется и теперь у Татар, которые иначе называют ее
тюботай от
тюбе – верх, маковка. Тафьи делались из сафьяна, сукна, атласа, тафты, бархата, парчи; украшались серебром, золотом, жемчугом и драгоценными камнями. У Бориса Федоровича: «тафья шиты орлы двоеглавые конителью по отласу по червчатому, низана жемчугом с берюзами. – Тафья Крымская отласна синя, шита золотом»847. – У царя Михаила Федоровича: «тафья скорлат червчат; на ней запона золота, в запоне 10 алмазов гранены, клинчаты, на верху в репейке на спне яхонтик червчат; около запоны и тафьи в обнизи 90 зерен гурмыжских. – Тафья скорлат червчат; на ней запона золота с финифты; в запоне 5 алмазцов четвероугольны, гранены, в гнездах, да 4 зерна жемчюжных на спнях; круг запоны и тафьи обнизано жемчюгом большим, а в обнизке жемчюгу 111 зерен»848. В выходах царя Алексея Михайловича упоминуются тафьи: большая, первая, вторая, третья и четвертая849. У царя Федора Алексеевича тафьи «бархат черн; – сафьян черн»850.

Тахтуй. См. Тохтуй.

Тебенек

Тебенек – четырехугольный отрезок кожи, привешенный у седла, для защиты ноги от трения о стременной ремень. Тебеньки крымские (тамошние), бухарские, московские851. У Киргизов и других народов Средней Азии и ныне употребляется слово

тебеньга в том же значении.

Тебеняк = Кебеняк.

Тегиляй

Тегиляй – одежда в роде кафтана с короткими рукавами и высоким стоячим воротником, подбитого хлопчатой бумагой или пенькой и насквозь простеганного. Тегиляи делались из шелковых, шерстяных, бумажных и холщовых тканей; были в длину ниже колен, надевались в рукава и застегивались пуговицами на груди. Ратники, не имевшие средств делать дорогие доспехи, являлись на службу в тегиляях из толстого сукна и других недорогих тканей. «Три человека в тегиляех, на двух шеломы, а на третьем шапка медяна. – Три в тегиляех, на двух шапки железныя, на третьем бумажная»852. – В одной старинной описи царского платья значатся: «тегиляй бархат венедицкой шолк червчат на золотой земле, петли золоты и серебряны; опушен горностаем, подложен тафтою зеленою, без пугвиц. – Тегиляй бархат венедицкой рудожелт, стеган; круживо на нем ткано шолк червчат с серебром; на нем, на вороту и по боком, в четырех местех образцы аксамичены серебром по червчатому отласу; бахрама шолк голуб; пуговки на нем серебряны, угольчаты»853.

Терлик

Терлик – одежда похожая на узкий кафтан, только с перехватом, с короткими петлями и с короткими же рукавами, которые были почти без сборок. У шеи, вдоль пол, по подолу и у рукавов терлики по большей части обшивались серебряным или золотым газом, жемчугом и каменьями854. – У Татар до сих пор терликом называется нижняя одежда, которую они носят под халатом. У Монголов, по словам ламы Галсан Гомбоева,

тэрлик означает халат, верхнюю одежду. Слово это известно и Персиянам: по замечанию П. И. Лерха, Перс.
тирлик или
тирлûк и
дирлик или
дирлûк означает платье с короткими рукавами и спереди открытое (по словарю Бургани Катии:
). Терлики шились из бархата, камки, сукна – на подкладке и на меху. В духовной граммате князя Михаила Андреевича Верейского (1486 г.) значится «терлик камка голуба, с пугвицами»855. На свадьбе царя Алексея Михайловича с Мариею Ильичною (в 1648 г.), при шествии невесты из своих хоромов в Грановитую Палату, «перед государынею шли свечники, коровайники и фонарники, … а на них были терлики золотые, на соболях, и шапки черныя лисьи, горлатныя, да кушаки подпоясаны золотными; а даны им те терлики с казеннаго двора, а шапки и кушаки были свои; и ходили они в терликах подпоясаны кушаками по три дни и за столы сажались в терликах»856. У Бориса Федоровича были: «терлик бархат червчат венедицкой, двоеморх. – Терлик Руской камки стравинская, на синей земле шолк рудожолт да лазорев да зелен да ал; подложен тафтою зеленою». – В возничей рухляди «терлик возничей, на черевах на лисьих, бархат бурской шолк червчат да жолт. – 2 терлика суконных: один зелен, а другой вишнев, на хрептех на заичьих»857.

Тесак

Тесак – оружие пешего воина, короткий, широкий меч858; по этому и все его части назывались так же, как у сего последнего; различие между ними было только в том, что тесак имел, вместо двух, одно лезвие859. В Оружейной Палате хранится тесак, сделанный по повелению царя Михаила Федоровича, мастером Нилом Просвитом: тесак этот булатный, прорезной, превосходной работы, с золотою насечкою и золотою же подписью на обеих сторонах полосы: «Sy tesak sdeelan poweleniem gossudara tzaira i welikobo knesa Michaila Feodorowitcha vsea Rrusyi v paetoie leeto gossudarstwa іево maesetz … Po prikasu kraitschebo y oruschnitschebo Michaila Michailowitscha Saltikowa, deelal master Nial Proswit860.

Тесмяк, Тесма

Тесмяк, Тесма, Тур.

тасма, опояска в роде ленты с пряжкой и крюком на концах. Тесмяки делались золотные, серебряные, шелковые, гарусные, полотняные, бумажные; дорогие украшались золотом и серебром; отличались от поясов тем, что были большею частью уже их. В Выходах государей тесмяки и тесмы упоминаются очень часто – иногда кратко: «кафтан становой; тесмяк»861, или: «кафтан становой отлас червчат, тесма»862; а иногда с некоторыми подробностями, напр. «тесмяк тесма меншая»863, «тесма болшая»864, … «лутчея»865, … «алмазная»866, … «тесма с крюки золотыми»867, «кафтан ездовой, … тесма с крюки алмазными»868, «кафтан ездовой холодной, … тесма золотная с крюки алмазными»869, «кафтан отласной алой, … тесма серебрена, крюки и наконечник золоты с алмазы»870.

Тетива. См. Лук, Самострел.

Тирон

Тирон – турмалин, драгоценный камень.

В былине о Дюке Степановиче поется:

«Почему ты стрелки дороги?

Потому они дороги,

Что в ушах поставлено по тирону,

По каменю по дорогу самоцветному»871.

Ток

Ток – металлический наконечник или оковка трости, древка (напр. стягового) и т. п. «Ток от знамени серебреной, цена 40 алт. – 2 тока от знамен медные, цена 10 алтын»872.

Томара. См. Стрелы.

Топорище. См. Топор.

Топор, Топорец, Топорок

Топор, Топорец, Топорок – (ср. Перс.

табар)873 оружие, похожее на нынешний обыкновенный топор. Острие топора называлось лезом, задняя сторона – тыльем или обухом. По обеим сторонам леза и по обуху делались серебряные и золотые насечки, наводились золотом травы, репьи, мишени. Топор утверждался железной или медной закрепкой с шипом на деревянном или железном топорище, которое поволокалось – или все, или только по середке либо на конце – хзом, сукном, атласом, бархатом и оканчивалось иногда металлическим наконечником. В летописях упоминается о топорах под 1071 годом, при рассказе о появлении двух волхвов или кудесников в Ростовской области: «Яневи же идущю с топорцем, выступиша от них 3 мужи … сунушася на Яня, един грешися Яня топором. Янь же оборотя топор удари и тыльем». – Подобным образом «сиць бе волхв встал при Глебе Новгороде … Глеб же возма топор под скутом, приде к волхву … вынем топор, ростя и»874. – У Бориса Федоровича были топоры Турские – широкие и узкие: «Топор турской широкой; лезь по обе стороны наведен каймы золотом по обе стороны мишени; от мишень наведены по 4 репьи; на обухе и по сторон обуха наведены мишени золотом; закрепка железна; на закрепке шип железной, грановит; от обуха и на концы обнято железом, по середке волочено газом чорным. – Топор турской узкой с обухом; по обе стороны лезу, по обуху мишени и травы наведены золотом в каймах; закрепка железна; на закрепке шип железной грановит; под обухом в топорище гвоздь железной; а закрепки по обе стороны медяны; топорищо железное; на конце рукоядь поволочена газом чорным»875. В оружейной палате Кириллова Белоезерского монастыря было «пятдесят один топорик подорожных, новых, все с топорищами крашеными; один в них с пистолью и с обушком»876. – Для торжественного приема царем чужестранных послов рындам выдавались особенные, нарядные топоры с золотой и серебряной насечкой. «Подле царя», – пишет Котошихин, – «по обе стороны стоят рынды, четыре человека, наряжены в белое платье камчатое на горностаях, в шапках белых же высоких, и в сапогах, а в руках держат по топору нарядному з золотом и с серебром; а бывает на тех рындах платье и топоры царское; а люди они первой и другой и третей статьи родов, боярские дети»877.

Торлоп

Торлоп – женская верхняя нарядная меховая одежда, то же что кортель. О торлопе говорит Стоглав: «ино (одеяние) женам, якоже им носити и глаголемыя торлопы, их же имеют обычай и причетницы носити, златом и бисером и камением украшены, и сие неподобно есть причетником тако украшатися женским одеянием»878. В описях: «торлоп черева бельи. Торлоп белей черевей под тафтою под лазоревою под широкою; вошвы бархат на золоте шолк червчат да зелен; подольник червчат»879. В 1576 г. стрелецкий сотник Розварин заложил Прилуцкого монастыря казначею «торлоп куней, а не нем поволока дороги лазоревы, вошвы бархат цветной»880.

Торок, Торочек

Торок или Торочек – тесемка, ленточка, снурок, гайтан. В отписке от 24 июня 1681 г. в царский поход требовалось «… торочков белого. жарково, червчатого, алово»881.

Торочка

Торочка 1) оторочка, обшивка по краям лентою, тесьмою, кожею или какою-нибудь тканью в виде ленты; 2) строчка в шитье иглою.

Торочковый

Торочковый – обшитый по краям или по швам, выстроченный. «Три сорочки полотняных, нашивка торочковая»882.

Торчь

Торчь – щит с рукою и кинжалом. «Торчь булатной черен каменой сиз, шляк и оковы золоты, ножны по хзу по-черному, оковы серебреные позолочены с резью, поцепка шолк червчат с золотом»883.

Тохтуй

Тохтуй. См. Саадак. У Монголов токтуй или доктуй означает вообще чехол, а частнее – кожаный чехол, сделанный по форме лука и употребляемый для защиты его от сырости и для ношения на плече884. У царя и великого князя Ивана Васильевича был «Тохтуй по белой тафте шит золотом да серебром клетчат, по нем по всем пелепелы серебрены золочены; на одном углу по той же тафте в каймах репьи шиты золотом да серебром»885.

Травы. См. Узор.

Тресилка, Тресило

Тресилка, Тресило – привеска к серьгам. «Две тресилки алмазныя, в них средния камень грушами; две тресилки алмазныя, подвешены зернами Бурмицкими; тресилка алмазная узлом подвескою алмазною. Тресило яхонтовое лазоревое, подвешено зернами бурмицкими з бролиантами. Две тресилки яхонтовые красные с алмазами, подвешены зернами бурмицкими. Две тресилки звездочками яхонтовые красные с алмазами»886.

Треух

Треух – шапка с тремя лопастями. Такие шапки носились мужчинами и женщинами, но несколько различались по виду. Из-под женских треухов обыкновенно виднелись подзатыльники, унизанные жемчугом, как видно на портрете царевны Маргариты Алексеевны, хранящемся в Московской Оружейной Палате. Верхи этих треухов делались из дорогих тканей: алтабаса, атласа, зарбафа; испод и опушки из пластин собольих; поверх опушки украшения из кружив, золотых запон, жемчужных зерен и драгоценных камней. Таковы треухи царицы Агафьи Семеновны. «Треух алтабас по золотной земле травы, кубы серебряны; испод и опушка пластины собольи; вместо кружива запаны золоты с каменьи с алмазы и с яхонты червчатыми, с городы; кругом запан обнизано жемчугом скатным. – Треух отлас Виницейской по золотной земле травы и розвод шолк червчат; испод и опушка пластины собольи; кругом опушки поверх низано жемчугом кафимским. Треух отлас ал; испод и опушка пластины собольи, кругом опушки поверх низано жемчугом887. С треухом имеет сходство и ныне употребляемый в некоторых местностях деревенскими жителями малахай. Это – меховая шапка на меху же с четырьмя лопастями, из коих две большие и длинные закрывают уши и щеки и даже обматываются вокруг шеи и завязываются на затылке, а две небольшие закрывают затылок и лоб. В других местах малахаем называют род кафтана, носимого без пояса, на распашку.

Трок

Трок – широкая тесьма или ремень с пряжкою для укрепления седла или попоны на спине лошади. «Трок, цена 6 ден.»888.

Трость

Трость. См. Жезлы, Посохи. «В трости сибирское лекарство ленза; цена 16 алт. 4 д. Трость, а на ней рожечик, оправлен серебром, на одном конце оправы нет»889. «Трость с запаною алмазною»890.

Трубы

Трубы – ратные были медные и серебреные. Для украшения привешивались к ним шнуры с кистями или шелковые четвероугольные завесы с золотой и серебреной бахромой и с такими же кистями891. Трубы – Литовские и Московские892. «5 труб вороненых с снуры гарусными; цена 5 р. – 2 завеса (от труб) тафты алой, писаны золотом, круг их кайма тафты зеленой. с бахрамою шолковою; цена рубль. 2 завеса шелковых плетеных с золотом и с кистми, цена рубль. От труб 8 снуров шелковых с кистми; цена 16 алт. 4 д.893.

Трунцал, Струнцал

Трунцал, Струнцал – растянутая канитель; шелковая нить, обвитая канителью. Употреблялся при вышивании и при низании. «Вошвы по бархату по чорному деланы трунцалом. – 11 пугвиц низаны жемчугом с трунцалом»894. У науруза «веревки трунцалны»895.

Тряпки. См. Бахрама.

Тузлук

Тузлук – украшение или принадлежность пояса. В духовной великого князя Димитрия Иоанновича Донского: «сыну моему князю Петру … пояс золот с калитою да с тузлуки»896. Не происходит ли слово тузлук от Тат.

туз соль? Не было ли и в старину обыкновения, какое встречаем ныне в некоторых местах у простонародья, во время путешествия носить при поясе соль в привешенных к нему сосудцах или солоницах?

Тулея. См. Копье, Рогатина.

Тулумбаз, Тулунбаз

Тулумбаз и Тулунбаз – небольшой бубен, состоявший из булатной, железной, медной или деревянной чашечки, с натянутой на верху ее кожей, по которой ударяли вощагою, то есть шариком. прикрепленным к короткой плети. Название тулумбаза Турецкое (

) тулум значит мех, кожаный мешок, волынка; а
тулумбаз литаврщик897. – У Бориса Федоровича были тулумбазы Турские и Бухарские, украшенные позолотой, резьбой. образцами, гранями, бархатными вошвами898; а у царя Михаила Федоровича один тулунбаз был «посеребрян; мишени серебряны позолочены, с каменьями с бирюзами и с винисами; покрыт хозом черленым; опушка и травка вшита хоз объяринной»899. Пешие носили тулунбазы в левой руке, а конные привязывали их с правой стороны к луке седла, у которого делались для этого особые подушечки900.

Тул = Колчан.

Тыл, Тылье. См. Меч, Нож, Сабля, Тесак, Топор.

Телогрея

Телогрея – женская одежда с длинными суживающимися рукавами, покроем похожая на сарафан, на который и надевалась901. Телогреи шились из атласа, камки, кутни, объяри, тафты, зарбафа, алтабаса, байберека; холодные – на шелковой подкладке с подпушкой, а теплые – на горностаях, пупках и пластинах собольих, черевах лисьих и бельих, с меховой же опушкой; делались с проймами и без пройм, украшались круживом или галуном; застегивались пуговицами, число которых было неодинаково от 14 до 24902. У одной из телогрей царицы Агафьи Семеновны был «испод черевей белей, нацвечен горностаевыми хвостами, с пухом», т. е. с меховой опушкой903. С телогреей имеет сходство душегрея, которая, впрочем, делалась без пройм904.

Тельник

Тельник – небольшой крест, носимый под одеждой на теле, на груди. Тельники делались золотые, серебряные, медные, оловянные, каменные, деревянные; украшались жемчугом и драгоценными камнями; носились на гайтане или на цепочке. Концы у каменных тельников делались металлические. «Крест, золот литой тельник, наведен чернью; гойтан шолк червчат, на нем два королка невелики»905. «Женская цепочка на ней семь крестов, все серебряное, цена 5 рублев; другая цепочка женская ж с крестом, ценою 2 рубли»906. Тельники, в случае надобности употреблялись вместо печати: «Запечатали есмя (духовную) хресцем телником поповым Ивановым»907.

Тюфяк

Тюфяк – ружье, от Турецкого

туфэнк и туфэк ружье. В описи 1687: «пара тюфяков коротких винтовальних Тимофеева дела Лученинова, стволы резные посеребрены, на конце по орлу и пояски золочены; замки аглинское дело резные золочены и серебряны; станки яблоновыя почернены, а в них врезываны раковины прорезныя; против раковин разводы и гвоздье серебреные, по концам у станков и трубки у забойников (шомполов) серебряны резные золочены, ольстры (чушки) бархат цветной по желтой земле и окладено круживом серебряным»908.

* * *

843

Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 61.

844

Торг. кн. ркп. гл. 217. – Сн. Зап. Рус. и Слав. Археол. т. I. отд. III. стр. 128. – Кн. глагол. Дизим, ркп. л. 62 об. 63. В расходной книге 1585 г. цена портища бурской тафты показана в 2 рубля с гривною. Дополн. к Акт. истор. т. I. стр. 210. – Название бурской взято от «Бурга – старинного многолюдняго и торговаго города Французскаго, главнаго в области Беррнской» замечено в Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 339. А Карамзин говорит: «нет сомнения, что так назывались у нас ткани славных фабрик города Бурсы в древней Вифинии (Анатолии), где жили султаны до взятия Константинополя». Ист. Гос. Рос. т. Х. прим. 110.

845

Описн. кн. 97 г. № 665; 150 г. № 679; 190 г. № 140. – Вывесн. кн. 137 г. № 127. – Переписн. кн. 180 г. № 148.

846

Вывесн. кн. 137 г. № 127.

847

Описн. кн. 97 г. № 665.

848

Описн. кн. 138 г. № 128.

849

Вых. госуд. стр. 39. 15. 49. 30. 6. 32. – По ерлыку, царевича Димитрия Ивановича тафья «сукно червчато, на нем по краям 64 зерна кафимских». Оп. кн. 190 г. № 140.

850

Там же.

851

Описн. кн. 97 г. № 665. – Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 325: «тебенки бархатные зеленые, шиты волоченым золотом».

852

историч. опис. од. и вооруж. рус. войск. ч. I. прилож. стр. CVI. CVII. и рис. 92.

853

Викторов. Опис. записн. кн. дворц. прик. вып. I. М. 1877. стр. 3.

854

Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 18.

855

Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 302.

856

Сахаров. Сказ. Рус. нар. т. II. кн. VI. стр. 87.

857

Описн. кн. 97 г. № 665.

858

Linde, Slown. jez. polsk.: Tesak, tasak – miecz krótki szeroki.

859

Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 63.

860

Вельтман. М. Оруж. Пал. М. 1860. стр. 239. 272. – Др. Рос. Госуд. отд. III. стр. 112 и рис. 611.

861

Вых. госуд. стр. 185. 256.

862

Там же, стр. 246. 259. 319. 320. 345.

863

Там же, стр. 165. 245. 246.

864

Там же, стр. 44. 45. 47.

865

Там же, стр. 319–330.

866

Там же. стр. 688.

867

Там же, стр. 597. 633.

868

Там же, стр. 643.

869

Там же, стр. 667.

870

Там же, стр. 690.

871

Древн. Рос. стихотв. М. 1818. стр. 24.

872

Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 136.

873

Заметим мимоходом, что от слова

производят название Табаристана (страны «топоров»), который Греки называли Таруриею Tαπουρία, Tαπυρία, Tαπηρία. Мельэ. О южн. бер. Касп. моря (в Зап. Акад. Наук. 1863. т. III. кн. II.). стр. 10. 11.

874

Летоп. по Лавр. сп. изд. 1872. стр. 171. 175. 176.

875

Описн. кн. 97 г. № 665.

876

Описн. кн. Кирил. Белоез. мон. 1668. ркп. л. 743.

877

О России. СПб. 1859. стр. 51.

878

Стогл. гл. Ф. Казань. 1862. стр. 386. 387.

879

Забелин. Дом. быт Рус. нар. т. II. изд. 2-е. стр. 643 и Матер. стр. 17. 42. 45.

880

Акты Юрид. стр. 266. 444.

881

Дом. быт Рус. нар. т. II. изд. 2-е. Матер. стр. 129.

882

Дом. быт Рус. нар. т. II. изд. 2-е. Матер. стр. 32.

883

Дом. быт Рус. нар. т. II. изд. 2-е. Матер. стр. 44.

884

Зап. Археолог. Общ. т. II. стр. 355.

885

Прих.-расх. кн. 139 г. № 755.

886

Зап. Имп. Археолог. Общ. т. XI. СПб. 1865. стр. 600 и 601.

887

Зап. Имп. Археол. Общ. т. XI. стр. 402. 403.

888

Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 161.

889

Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 43. 99.

890

Вых. госуд. стр. 692.

891

Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 103–106.

892

Зап. Имп. Археол. Общ. т. XI. стр. 307.

893

Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 133. 134.

894

Зап. Имп. Археолог. Общ. т. XI. стр. 324. 375. 376. 392.

895

Времен. Моск. Общ. Ист. и Древн. Рос. кн. VII. отд. III. стр. 30.

896

Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 61.

897

Diction. turc-francais par Kieffer et Bianchi. Paris. 1835.

898

Описн. кн. 97 г. № 665.

899

Вывесн. кн. 137 г. № 127.

900

Истор. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 106. – Древн. Рос. Гос. М. 1853. отд. III. стр. 135. 136.

901

Покрой телогрей показан, по кроильным книгам 1634 года, у Вельтмана в слов. к Оруж. Пал. стр. 60 и 61: «декабря 14, государыне царице и великой княгине Евдокии Лукьяновне скроена телогрея … длина шубе по передам 2 арш., позади длина 1 арш. 15 верш.; в плечах 1 арш. ½ верш.; в подоле ширина 3 арш.; рукава длина с полустану 2 арш. 1 верш.; в корени рукава ширина 6 верш.; в запястье ширина 2½ верш.; проймы на мышках от передов ½ арш.; ворот 9 верш.; проймы длиною 5 верш.». Другая: «длина по передам 2 арш. ½ верш.; в плечах 1 арш. 2 верш.; в подоле ширина 3 арш.; рукавам длина с полустану 2 арш. 2 верш.; проймы от ворота 6 верш.; а пронято проем 5 верш.».

902

Зап. Имп. Арх. Общ. т. XI. стр. 381–384. 398–401. 407–412.

903

Зап. Имп. Арх. Общ. т. XI. стр. 407.

904

Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 340: «душогрея моа лисья». В некоторых местах Вологодской губернии шьются ныне телогреи большей частью парчовые, а не штофники; на душегреи употребляется штоф.

905

Забелин. Быт Рус. нар. т. II. изд. 2-е. Матер. стр. 43.

906

Изв. Импер. Археолог. Общ. т. III. стр. 61.

907

Акты Юрид. стр. 440.

908

Вельтман. Моск. Оруж. Пал. слов. стр. 63.


Источник: Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. Bac. 0стр., 9 лин., № 12. 1896г.

Комментарии для сайта Cackle