Источник

Замечание на 28-ю статью: о изменениях в чине венчания

Денисов обвиняет св. церковь за следующие «изменения в чине венчания»: 1) в обручении положено иерею крестообразно знаменать жениха и невесту перстнем; 2) к псалму 127 припевается: «слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»; 3) положено петь: «Исайе ликуй» и прочие стихи.

1) Итак, и в том уже св. церковь виновна стала, по мнению Денисова, что священник, обручая брачущихся перстнем, который напред положен был (как требует и старопечатный Потребник) на св. престоле, воображает сим перстнем крест на брачущихся! Но сие действие оправдывается сказанным в Прологе марта 12, что без крестного знамения никакая тайна не совершается. Если крестному знамению усвояется такое значение в совершении таинств, то и в обручении брачущихся священник справедливо, с приглашением имени Св. Троицы, предограждает их знамением креста, и обвинять за сие действие св. церковь может разве только неверующий в крестную силу. А что об этом действии не говорится в старопечатных Потребниках, это не дивно, ибо в старопечатных Потребниках, изданных ранее 7147 (1639) года, не показано и стихов, с которыми священник должен подавать перстни обручающимся, которые уже потом в Потребнике 7147 года напечатаны. Здесь говорится: «Посем священник, взем перстни от святыя трапезы, подает златый убо мужеви, сребряный жене. И дая мужеви глаголет: обручается раб Божий (имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь. Таже и жене дает, глаголя: обручается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь». Вот какие приглашения в чине обручения при подании перстней обручаемым, не находящиеся в прежде изданных Потребниках, внесены в напечатанный при патриархе Иоасафе Потребник. Если этих необходимых приглашений при обручении не находилось в изданных прежде 1639 года Потребниках, то удивительно ли, что в старопечатных Потребниках не упоминается и об осенении при сем обручаемых знамением креста? И можно ли за прибавленное патриархом Иоасафом наставление подавать обручаемым перстни с именем Святой Троицы обвинять его в нововнесении, а тем паче в ереси и делать за сие разделение с церковию? Такого обвинения и сам Денисов не сделал и не мог сделать: как же он дерзает обвинять св. церковь за изображение над брачущимися крестного знамения перстнями? Именуемые старообрядцы скажут: не за то Денисов обвиняет церковь, что на брачущихся совершается крестное знамение, но за то, что оно совершается перстнем, а не рукою с известным перстосложением? Ответствуем: в разных тайнодействиях знамение креста изображается различными относящимися к ним орудиями и веществами: к крещении при помазании елеем крест начертывается перстом, в миропомазании и елеопомазании – спицею, в омовении св. мира, совершаемом губою, губою же изображается крестное знамение. А когда обручальные перстни удостаиваются положения на св. престол и с преподанием их приглашается имя Святой Троицы, то почему же Денисову противно именно сим перстнем действуемое изображение крестного знамения?

2) Противное православию приложение, служащее оправданием отделения старообрядцев от церкви, Денисов указывает здесь в припевании к псалму 127 стиха слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. В древлеписанных певчих Обиходах, употреблявшихся до патриарха Никона, мы видим, что на утрени кафизмы и пелись со стихами на клиросах, причём к одним стихам припевалось «аллилуйа», а к другим прилагались иные припевания, которыми славословили Господа, и читались просто без припевов, но за такое приложение и опущение припевов употреблявшие их и не употреблявшие еретиками друг друга не порицали и между собою не делились. А стих «слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» есть стих общеупотребительный и у старообрядцев в запевах на утрени на канонах; и если он, на утрени поемый, не только не составляет ереси, но и возвещает Божию хвалу, то как же он в чине венчания, будучи припеваемым ко псалмам, может составлять ересь и быть виною отделения от церкви?

3) Столь же важным приложением в чине венчания признаёт Денисов и пение ирмоса «Исайе ликуй». Но это не есть нововнесение и в наших славянских Потребниках, ибо ирмос сей положен в чине венчания в Потребнике, напечатанном при ревнителе православия Гедеоне Балабане, епископе Львовском, и в других киевских Потребниках.

Между тем Денисов, поставив в вину церкви и в оправдание своего отделения от оной приложение в чине венчания стихов «слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и ирмоса «Исайе ликуй», не обратил внимания на то, какие прибавления к напечатанному в прежних Потребниках чину венчания сделаны в Потребнике 7147 года и последующих. Напр., в чине обручения в Иоасафовском Потребнике 7147 г. и в Иосифовском положения ектения: «Помилуй нас Боже по велицей милости твоей… Еще молимся о рабе твоем (имярек) и рабе твоей (имярек), обручающихся друг с другом, о здравии и о спасении» и проч., которой ектении в прочих Потребниках нет. В чине венчания пред молитвой по стихе «Положил еси на главах их венцы» в Потребнике 7147 г. и Иосифовском напечатана ектения: «Заступи и спаси, помилуй и сохрани» и проч., которой в других старопечатных Потребниках также не обретается. В прежних Потребниках положено было действие причащения брачущихся преждеосвященными дарами, причём показано возглашать «И сподоби нас, Владыко», а во время причащения петь «Чашу спасения приму» и проч. А в Потребнике 7147 г. и в Иосифовском это действие причащения исключено, возглас же «И сподоби нас» положено говорить прежде главопреклонной молитвы, а причастный стих «Чашу спасения прииму» и по отмене причащения сохранён и велено его петь при распитии брачущимися чаши с вином, хотя к этому действию совсем неприлично петь сей стих, приличествующий только чаше крови Христовой. О других несходствах старопечатных Потребников между собою в чине венчания, приложениях и отложениях желающий да чтёт в книге о. игумена Филарета «Опыт сличения Потребников». И все эти приложения и отложения Денисов оставил без внимания, и церковь времён первых патриархов за оные не обвиняет, почему же он хочет обвинить церковь за приложение в сем чине стиха «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и ирмоса «Исайе ликуй»?

Но Денисов оставил без внимания даже и такое сделанное в старопечатных Потребниках существенное опущение, которое касается самой формы совершения таинства брака. В Кормчей на л. 521 говорится: «Вещь сея тайны (брака) есть муж и жена, в приобщении брака честно кроме всякаго препятия правильного совокупитися изволяющии, форма, си есть образ, или совершение ея, суть словеса совокупляющихся, изволение их внутреннее пред иереом извещающая». То же подтверждает и Великий Катехизис: «Вопрос: кто есть действенник сея тайны? Ответ: Первое убо сам Господь Бог, яко Моисей Боговидец пишет: и благослови я Господь Бог, глаголя: раститеся и множитеся, исполняйте землю и обладайте ею; еже и Господь во Евангелии утверждает, глаголя: яже Бог сочета, человек да не разлучает. Посем брачущиеся сами сию тайну действуют, глаголюще: аз тя посягаю в жену мою, аз же тя посягаю в мужа моего» и проч. (Катехизис Великий о тайне супружества). И в Малом Катехизисе, напечатанном при патриархе Иосифе, говорится: «Вопрос: Которая есть шестая тайна? Ответ: Достояние брака, иже бывает общим изволением от тех, иже входят в то достояние без всякия пакости, и благословением священническим». На сем основании церковного законоположения в исправленных Потребниках в чине венчания положены брачущимся следующие вопросы: «Вопрошает иерей жениха, глаголя: Имаши ли (имярек) произволение благое и непринужденное и крепкую мысль пояти себе в жену сию (имярек), юже зде пред собою видеши? И отвещает жених, глаголя: Имам, честный отче. Иерей паки: Не обещался ли еси иной невесте? Жених: Не обещахся, честный отче. И абие иерей, зря к невесте, вопрошает ю, глаголя: Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль пояти себе в мужа сего (имярек), егоже пред собою зде видеши? И отвещает невеста, глаголюще: Имам, честный отче. Иерей паки: Не обещалася ли еси иному мужу? И отвещает невеста: Не обещахся, честный отче». Таковых вопросов и ответов, соответствующих учению православной церкви о браке, изложенному и в старопечатных законоположительных и учительных книга (Кормчей и Катехизисах), не обретается в старопечатных Потребниках. Денисов поступил бы гораздо справедливее, если бы вместо того, чтобы обвинять церковь за приложение в чине венчания общеупотребительного в богослужении стиха «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и ирмоса «Исайе ликуй», который есть творение великих учителей церкви, воздал ей должную похвалу за исправление сделанного в старопечатных Потребниках опущения столь важного действия, как торжественное пред священником и церковию исповедание брачущимися их взаимного желания вступить в брак.


Источник: Типография Э. Лисснера и Ю. Романа, Воздвиженка, Крестовоздвиж. пер., д. Лисснера, 1890

Комментарии для сайта Cackle