Источник

6. Замечание на беспоповское сочинение «Обрядовцы церковного иерархичества»

Один близкий мой знакомец, сын святой православной церкви, житель одного далекого от Москвы города, увидал у живущих в том месте беспоповцев вышепоименованное сочинение, которое кем-то, и, как надобно полагать, в недавнее время составлено на защиту безъиерархического их существования56 и людей малосведущих в Писании действительно удерживает в беспоповстве и уловляет в беспоповскую секту. Ревнуя о пользе святой церкви, мой знакомец списал это сочинение и прислал ко мне, чтобы сделать на оное замечания. При помощи Бошей, с искренним желанием послужить матери нашей церкви православной и вразумлению блуждающих во тьме раскола братий наших, предпринимаю труд сей.

Сделаю прежде всего замечание о самом названии сочинения: Обрядовцы церковного иерархичества.

Обрядовцами беспоповский писатель называет чад святой церкви, за то, что они содержат преданные Евангелием святые тайны и исповедуют вечность иерархии новоблагодатного Христова священства. Очевидно, называть за сие сынов церкви православной обрядовцами никак нельзя. Православная церковь не одну только обрядовую сторону таин и священства содержит. Незыблемо утверждаясь на положенном от самого Господа основании, сиречь на правом исповедании веры во Святую Троицу и воплощение Господне, содержа и преемственно от Апостолов идущую хиротонию, она, по неложному Господню обетованию, имеет вечно пребывающего в ней Духа Святого (от Ин. зач. 48), которого благодатью и силой тайны святые совершаются. Итак, православная церковь содержит богоустановленные таинства и богоучрежденное священство в самом их существе, и за это сынов церкви называть обрядовцами значит уничижать самые божественные установления и издеваться над оными. Имя же обрядовец по справедливости может быть усвоено самим беспоповцам и всем так называемым старообрядцам; ибо они содержать только некоторые обряды церкви российской времен Иосифа патриарха, как-то: хождение посолонь, сугубое аллилуиа и прочее тому подобное, сущности же церковной, преемственно от Апостолов идущей иерархии и святых таин, которые церковь российская содержала при Иосифе патриархе, отверглись и не имеют. Да и разделились они от святой церкви не из-за повреждения в оной богословия и существенности таин, чего отнюдь не было и нет, а только из-за обрядов, – из-за того, что захотели во что бы ни стало удержать некоторые, особенно любимые ими, но не вполне правильные обряды времен Иосифа патриарха. Посему-то имя обрядовец надлежало беспоповскому писателю приложить к своему обществу, а не к церкви православной.

Из беспоповской тетради

В последнее время (православные), оставя в небрежении основание краеугольного камене и раболепствуя полноте обрядовой зоркости таин церковных, представляют на поддержание своего увлечения книгу Симеона Солунского, во главе 73 пишущего: «аще от седми и едину тайну изгубит, то уже несть таковая церковь православная, но еретическая». Не должно ли здесь разуметь, что изгубление таин есть или противобожное отметание оных, или нарушение существенных материальностей, оным таинствам усвоенных, с законной формой и действием, или наконец отметательство всесовершающей богословия силы и крестного знамения, священие иерархии и прочих таинств совершающего, как пишет Златоуст в 54 нравоучении на евангелие Матфея?

Замечание

Рассмотрю в отдельности изложенные здесь суждения беспоповского писателя.

Неправду говорит он о церкви греко-российской, акибы она оставила в небрежении основание краеугольного камене, иже есть Христос, акибы отступила от повелений Христовых. Пусть покажут беспоповцы точно и определенно, в чем православная Греко-российская церковь отступила от сих в Евангелии открытых повелений Христа Спасителя, или чем оные нарушила. Беспоповцы не показуют сего, и показать не могут: ибо святая церковь учению евангельскому во всем повинуется и соблюдает оное непоколебимо. Сами же беспоповцы не только нарушили и отвергли евангельские установления о священстве и бескровной жертве тела и крови Христовы, также о прочих таинствах, но и глумятся над ними, как, например, и в сих словах, мною разбираемых, где содержание установленных Господом таинств назвали кощунственно «раболепством обрядовой зоркости». Таким пренебрежением святых таинств и глумлением над соблюдающими оные верно и благочестно, беспоповцы ясно показуют, что не кто другой, а они сами «в небрежении оставили основание краеугольного камене». Напротив, совершенно справедливо к глаголемым старообрядцам православные прилагают свидетельство святого Симеона Солунского: «аще от седми и едину тайну церковь изгубит, то уже несть таковая церковь православная, но еретическая». Ибо они действительно, и притом не едину, а все тайны церковные изгубили, или отвергнув оные, как беспоповцы, или исказив незаконным совершением, как поповцы, погрешившие в тайне хиротонии, от неяже все тайны совершение приемлют.

Предлагая свои разъяснения, в чем состоят «изгубление таин», беспоповский писатель, очевидно, имеет в виду показать читателю, что будто бы в таком изгублении таин повинна сама православная церковь; но, по смыслу его же собственных разъяснений, вина сия падает всею своею тяжестью именно не беспоповцев.

«Не должно ли разуметь, спрашивает беспоповский писатель, что изгубление таин есть противобожное отметание оных?». Так; но у кого же находим мы это противобожное таин отметание? – не у вас ли, ревнители беспоповского учения? Христос Спаситель установил таинство священства, да пребывает во век, якоже и сам Он не умирает, и священство имать непреступное по силе живота неразрушимого (к Евр. зач. 316): престало Аароново временное; восстало же Христово вечное (кн. Кир., л. 77). И еще: повелел Господь, принесением бескровной жертвы в таинстве евхаристии, воспоминание смерти его творить, дондеже приидет (к Коринф. зач. 149 и 150). А вы сказуете, что сим на веки установленным от Христа таинствам (священства и евхаристии), ныне уже не время совершаться, и таким образом противобожно отметаете оные, а следственно делаете себя повинными и в изгублении таин.

«Или, продолжает вопрошать беспоповский писатель, изгубление таин есть нарушение существенных материальностей, оным таинствам усвоенных с законной формой и действием?». Так; но и в подобном «нарушении существенных материальностей» кто виновен по преимуществу, как не сами же опять беспоповцы? Материальность, или вещество в таинстве причащения суть хлеб и вино, соединенное с водой, которые благодатью Святого Духа, чрез молитвы и благословение иерейское, прелагаются в тело и кровь Христовы; в таинстве миропомазания материальность, или вещество есть святое миро, в крещении вода, в елеопомазании елей, смешанный с вином. А форма таинств: в хиротонии возложение на посвящаемого рук с уставленной молитвой, в евхаристии по преданию Христову благословение хлеба и вина с уставленными молитвами, в миропомазании и елеопомазании крестовидное с уставленными приглашениями помазание частей тела миром и елеем, в покаянии от священника данной ему в рукоположении и властью разрешение грехов, в святом крещении тричисленное с Тройческим приглашением погружение крещаемого в воду. Зри о сем в Катехизисах Малом и Великом, у Симеона Солунского, у Гавриила Филадельфийского в книге О семи тайнах. И сии-то существенные материальности, а равно и законные формы таин беспоповцы именно отвергли и нарушили, точное исполнение оных кощунственно нарицают (как в разбираемом сочинении) раболепством обрядовой зоркости и тщатся объяснить сущность таинств, по своему произволу, в духовном и возводном значении, являясь чрез сие подражателями и единомышленниками так называемым молоканам (что ясно покажет дальнейший разбор этого же беспоповского сочинения).

«Или наконец, спрашивает беспоповский писатель, изгубление таин есть отметательство всесовершающей богословия силы и крестного знамения, освящение иерархии и прочих таин совершающаго?». Так; но беспоповский писатель должен сознаться, что и в этом последнем действии изгубления таин, «отметательство всесовершающей богословия силы» повинны беспоповцы же. Ибо сам он в своем сочинении свидетельствует, что все таинства, кроме крещения, почитают они возможным совершать без установленных богословских слов и тайнодействий, богословскую силу в себе содержащих, а только посредством постов, поклонов и прочих подвигов добродетельной жизни. Не есть ли это отметание всесовершающей богословия силы в совершении таин? К тому же еще таинства, с установленными богословскими приглашениями совершаемые в греко-российской церкви, ни в чем не повредившей богословия догматы, беспоповцы отвергли и похулили: не отметание ли это и самой всесовершающей богословия силы в таинствах? Равным образом сами беспоповцы отметают и «силу крестного знамения, освящение хиротонии и прочих таинств совершающего». В церкви православной издревле каждое таинство печатлеется знамением честного креста, или рукою воображаемого, или кистью начертываемого, или спицей, или губой, и какую силу имеет в совершении таин рукой воображаемое крестное знамение, такую же силу заключает в себе и изображаемое в таинстве миропомазания кистью, в таинстве елеопомазания спицей, знамение креста Христова. Беспоповцы же сие последнее воображение знамением креста Христова не признают, и тем ясно показуют, что «всесовершающей силы креста, совершающей тайны», отмещутся. Да и вообще глаголемые старообрядцы, как известно, не признают действительной силы в кресте четырехконечном, и почитают оный только сенью ветхозаветной. Согласно такому разумению должно им признать, что святое миропомазание и прочие тайны, под четырехконечным знамением креста совершаемые, уже не нового завета суть таинства, а ветхого, а православная Христова церковь, издревле под сим крестным знамением тайны святыя действующая, есть служительница сени ветхого завета. Не страшное ли это злохуление? и не восходит ли оно и на столь уважаемую глаголемыми старообрядцами православную церковь времен Иосифа патриарха? Не осуждают ли они чрез это и самих себя на служение ветхозаветной сени (а служащие сени не имут власти приступать к алтарю нового завета (Евр. зач. 334)? Ибо четырехконечным крестом и сами знаменуются.57

Из беспоповской тетради

При таких случаях не таинства отмещутся, а безбожие и бестаинственное действие: ибо как православно и законно совершаемые тайны святы и причина спасительна, так неправославных строителей действия незаконны и силы спасения непричастны.

Замечание

Православная, вселенская, соборная и апостольская церковь от случаев не зависит и не подлежит времени тления (Злат. в Кн. о вере, гл. 2, л. 19 на об.): таинств, православно и законно совершаемых, церковь никогда не лишалась и впредь не лишится. Ибо одолеть оную, а следственно и лишить таинств, существенно ей принадлежащих, никто не может по обетованию Христову: созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей (Евангелие от Мф. зач. 67). Посему никакого оправдания не имеют беспоповцы во своем лжеучении, якобы ныне церковь уже не имеет таинств, по божественному установлению совершаемых, и напрасно указывают на какие-то случаи и на строителей неправославных.

Из беспоповской тетради

А оскудение видимой иерархии, обрядового действия таин, оной усвоенных, не есть преступление для церкви и изгубление.

Замечание

Здесь беспоповский писатель яснее выражает мысль свою, прямо высказывает общее беспоповцам презрение к богоучрежденному священству, без которого будто бы церковь ненарушимо существовать может, и к законному совершению таинств, которое именует кощунственно обрядовым только действием.

Из беспоповской тетради

По Даниилову пророчеству, аще и отъимется жертва и возлияние, и во святилище мерзость будет, и скончается рассыпание руки людей освященных, но царство Христово во веки не рассыплется (Дан.12:7; 9:26; Мих.4:7); не будет конца богоразумию и христианству (в толк. 3 зач. Луки); не прейдет род избранных (Мк. зач. 16). И посему Христово достояние, пребывающее в духовном союзе Жениха своего, при хранении обручения веры, правды, суда, милости и щедрот (Ос.2:19, 20), и в лишении видимой иерархии сподобляется спасения и причаствует всем семи церковным тайнам.

Замечание

Свое ложное мнение, что церковь может существовать без иерархии и таин, беспоповский писатель тщится здесь подтвердить превратно истолкованными и не точно приведенными свидетельствами из священного Писания.

Приводит он слова из книги Даниила пророка: отимется жертва и возлияние, разумея оные о жертве новозаветной. Но святые отцы, Златоуст и Феодорит, согласно свидетельствуют, что слова сии речены о жертве не нового, а ветхого завета: зри о сем в 3-м Златоустовом слове на иудея и в Феодоритовом толковании на пророчество Даниила. И еще приводит из той же книги слова: скончается рассыпание руки людей освященных, которые слова также разумеет о новозаветном священстве, тогда как по смыслу пророчества они относятся к людям Даниила, к ветхозаветному священству, в каковом смысле объясняет слова сии и блаженный Феодорит.58 Итак, беспоповский писатель усвояет совершенно превратный смысл словам Писания, которыми тщится подтвердить нечестивую беспоповскую мысль, якобы непрестающее Христово священство имеет престать и уже престало, и якобы жертва, которая будет совершаться до второго славного Христова пришествия, также имеет прекратиться и уже прекратилась.

Затем и приводимый далее изречения уже не могут иметь того смысла, какой желает усвоить им беспоповский писатель. Верно слово и приятия достойно, что царство Христово не рассыплется вовеки, что не будет конца богоразумию и христианству, что не прейдет род избранных, но все сие не без священства и таин; напротив, царство Христово пребудет вечно в том самом устройстве, какое дал ему Христос, именно во всей полноте иерархии и таин, и в сем-то царстве не будет конца богоразумию и не прейдет род избранных.

Еще привел беспоповский писатель, без связи и не точно, выражения из книги Осии пророка о союзе Христа с церковью, «при хранении обручения веры, правды, суда, милости и щедрот». Но вера, правда, суд, милость и щедроты, все сии благие расположения и деяния, указанные пророком Осией, составляют только условия со стороны человека к обручению со Христом и сохранению обручения. А в чем состоит самое обручение, на это беспоповский сочинитель не обращает никакого внимания. О сем обручении пишет св. Апостол Павел во втором послании к Коринфянам: извествуяй нас с вами во Христа, и помазавый нас Бог, иже и запечатле нас, и даде обручение Духа в сердца наша (зач. 170). Здесь святая церковь видит указание на тайну миропомазания: зри о том в Катехизисе Малом, на листе 31. Еще же сообщение и сожительство верующих со Христом происходит чрез единение в тайне евхаристии, как и святой Златоуст пишет: «союз духовной церкви со Христом не только по любви, но и вещию самою в его плоть обращается: брашном се бывает, егоже причащаемся тела Его» (Нравоуч. 46 на Евангелие Иоан.). Не имея сих таин, или паче отвергнув оные, беспоповец и не обратил внимания на самое действие обручения и союза со Христом, а обратил внимание только на условия сего обручения и союза, как будто условия могут иметь какую-нибудь силу, когда отвергаются самые действия обручения и союза. Да могут ли беспоповцы признать себя сохраняющими даже и одни эти условия обручения со Христом, от нихже первое есть вера? Могут ли сказать они по истине и совести, что имеют веру во Христа, когда не всему сказанному Христом в Евангелии веруют, когда не приемлют Христовых обетований о непреступном священства Нового Завета и непрекращаемом до скончания века приношении бескровной жертвы.

Свои ложные, на превратно истолкованных свидетельствах основанные, положения беспоповский писатель навершает и соответствующим заключением, что якобы «и в лишении видимой иерархии общество их сподобляется спасения и причаствует всем церковным тайнам».

Так дерзновенно отвергает беспоповский писатель нужду священства в церкви Христовой, презирая бесчисленные свидетельства слова Божьего и святых отцов, утверждающие безусловную необходимость оного для спасения верующих, из каковых свидетельств приведу едино точию. В Великом Катехизисе, в том изложении православный веры, которое несомненно приемлют и сами старообрядцы, во главе о семи тайнах (л. 359 на об.) писано: «аще и не всяк должен есть священствовать, но убо потребовать священничества всяк должен есть, без него бо спастися не может». Впрочем, это не ново и вполне свойственно беспоповцу, что он утверждает, якобы «и в лишении видимой иерархии сподобляется спасения»: сказать противное сему, признать, согласно Катехизису, что без священства никто спастися не может, для него значило бы отказаться от себя самого, стать не безпоповцем, а сыном церкви, «от времен апостольских, согласно Христову обетованию, при полноте иерархического чиноначалия неизменно пребывающей. Но представляется новым и неожиданным что беспоповский писатель проповедует, якобы в лишении видимой иерархии беспоповцы причаствуют всем семи тайнам церковным, и даже старается доказать эту странную мысль рассуждениями и свидетельствами. Разберем же доказательства беспоповского писателя, обличающие в нем скорее даже человека, принявшего молоканское учение, нежели истого беспоповца.

Из беспоповской тетради

1.Крещение. По свидетельству Номоканона (на листе 65), Господь наш Исус Христос многим Апостолам, священства не имущим, повеле крестить.

Замечание

Это свидетельство Номоканона беспоповский писатель привел с тою целью, чтобы показать, будто по примеру Апостолов, не имевших священства, и простолюдины (как принято у беспоповцев) имеют право совершать крещение. Но в том же Номоканоне, на листе 67, должен бы он усмотреть правило, повелевающее священнику от простолюдина крещенного святыми молитвами исправлять. Что сим правилом означается? Означается, что с таковым, по требованию случайных обстоятельств чрез простолюдина совершаемым, крещением не только вселенская церковь существовать не может (как мнится существовать именующее себя церковью беспоповское общество), но не может остаться даже и один человек, получивший оное, а должен непременно от священника принять навершение. Беспоцовцы могут возразить, что младенец, по нужному обстоятельству угрожающей смерти крещенный простолюдином, спасается, хотя бы умер и не получив от священника навершения таковому крещению. Ответствую: Пример сей к оправданию беспоповцев, простолюдинам предоставивших совершение крещения, благоприятствовать не может. Когда отцы и учителя церкви говорят о простолюдинах, по нужде крещающих, то они разумеют верующих евангельским обетованиям о вечности священства Христова, принадлежащих к святой церкви, приемлющих иерархию оной и признающих по нужде действуемое ими крещение необходимо требующим навершения от законного совершителя таин – священника. Таковая вера простолюдина, нуждой призванного совершить крещение, и служит залогом спасения для крещенного им, хотя бы сей последний и умер без навершения крещения священническими молитвами. Сему залогу не может быть места в крещении, совершаемом беспоповцами, не имущими веры евангельским обетованиям о вечности священства Христова, отмещущими бытие иеррархии и действующими крещение без надежды навершения оного от священников и без сознания нужды в таковом навершении.

Притом не должно забывать, что совершать крещение простолюдину дозволяется правилами только по требованию случайных обстоятельств, а отнюдь не по обдержному примеру некоторых Апостолов, не имевших священства, якоже мнится беспоповскому писателю. А случайным и временным обстоятельствам подлежать только частные лица, к которым правила сии и могут иметь применение; а вселенская соборная церковь, по выражению святого Златоуста, не подлежит времени тления, ибо и врата адова одолеть ее не могут по Господню обетованию: почему и остаться с одним только по случайным обстоятельствам дозволяемым крещением никак не свойственно церкви. Посему-то общество беспоповцев, мнящееся быть церковью, сим одним крещением довольствуясь, и подобия церкви иметь не может.

Таким образом пример некоторых Апостолов, приявших повеление крестить, не имея священства, нимало не служить к оправданию беспоповцев, удовольствующихся крещением простолюдинов. И не крайнее ли дерзновение приравнивать самочинные действия своих никем не поставленных наставников и стариков действием Апостолов, имевших чрезвычайное, им одним свойственное служение? Между тем далее беспоповский писатель дерзает именно утверждать, что эти наставники и старики имеют ближайшее сходство с Апостолами (уже без различия имевших и не имевших священство), и притом по нравственному совершенству; а то единственно возможное для человека уподобление Апостолам в деле служения церкви, которое подается благодатью Духа, чрез возложение рук священничества, отвергает, как не имеющее будто бы никакого значения.

Из беспоповской тетради

При сем должно ведать, что апостольское совершенство достигается не постепенностью чиноначалия, но преспеянием добродетелей, чистоты сердечной и бесстастия (Пролог 1 марта).

Замечание

Рассматривая слова эти в связи с предыдущими, мы находим у беспоповского писателя такую мысль: апостольское совершенство достигается преспеянием добродетелей, и кто посредством такого преспеяния достигнет сего совершенства, может совершать крещение, хотя бы и не имел священства: ибо «Господь многим Апостолам, священства не имущим, повеле крестить». Итак, у беспоповцев каждый простолюдин потому дерзает совершать крещение, что почитает себя достигшим апостольского совершенства по добродетели! Не есть ли это, поистине, крайняя степень дерзости и презорства?

Но лжу глаголет беспоповский писатель, утверждая, что апостольское достоинство достигается преспеянием в добродетелях, а не «постепенностью чиноначалия». Если бы кто из людей, благодатью Божьей споспешествуем, и достиг полного преспеяния в добродетели, таковой достиг бы не апостольского точию совершенства, но вообще совершенства святых, житием благоугодивших Богови. Апостольское же звание и достоинство, в церковном служени и строении таин являемое, достигается именно «постепенностью чиноначалия», или, говоря точнее, принятием священных степеней, друг-друго-преемственне от Апостолов преподаемых.

Беспоповский сочинитель делает указание на Пролог, якобы оттуда заимствовал слова для выражения своей погрешительной мысли. Но напрасно так делает: этих слов – «апостольское совершенство достигается не постепенностью чиноначалия», в Прологе нет, да и быть не может: ибо писавый и сам чиноначальник бяше. Руководя новоначального инока к добродетельному житию, он показует ему в пример апостольское совершенство в добродетели: о «постепенности чиноначалия» он здесь не говорит и не имел побуждения говорить. А между тем беспоповский писатель не посрамился представить его даже отмещущим апостольское чиноначалие, и следственно повинным тому же осуждению, которому сам подлежит за такое отметание: ибо не признающих нужды апостольского чиноначалия, преемственно сохраняемого в церкви, святые отцы тяжкой облагают виной. Слыши о сем святого Златоуста, глаголющего: «Неистовство явленно презирать толикого начальства, егоже кроме ниже спасение нам, ниже обещанных благ получить» (О священстве слово 2, гл. 4). И паки он же о священстве глаголет: «Имеют убо и обладающие землей еже вязать власть, но телес токмо; сей же союз самые касается души и проходить небеса, и яже аще соделает доле иерей, сия Бог горе известна творит, и рабский совет Владыка подтверждает. И что бо ино, разве всю им небесную даде власть? Имже бо, рече, отпустите грехи, отпустятся, а имже держите, держана суть. Кая была бы сея власть большая? Весь суд Отец даде Сынови: зрю же всю сию врученную им от Сына (в том же слове). И святой Симеон Солунский (в кн. 2, гл. 88) пишет: «священнические молитвы отметаяй в совершении таинств, ниже иную в священных всех таинствах совершительную молитву приемлет, и не христианин есть».

Из беспоповского сочинения

И сам прошедый небеса архиерей и глава церкви Исус Христос, по свидетельству святого Златоуста, в восприятом человечестве ниже благороден бе, ниже племене бяше священнического, ниже на земли священник (в 8-й беседе к Евреям).

Замечание

Святой Златоуст в приведенных словах говорить только, что Христос не был священником ветхого завета, но чину Ааронову; но Христос Господь есть священник вовек по чину Мельхиседекову, якоже о нем святой Павел глаголет: Христос не себе прослави быти первосвященника, но глаголавый к Нему: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя, якоже и инде глаголет: Ты еси иерей во веки по чину Мелхиседекову (к Евр. зач. 311). А беспоповский писатель сими словами Златоуста тщится оправдать своих непосвященных совершителей крещения, и уже не только Апостолам их приравнивает, но и священства самого великого архиерея новые благодати, Христа и Бога нашего, дерзновенно касается… До такого страшного дерзновения доводит беспоповцев их отторжение от церковной иерархии и желание оправдать свое незаконное безъиерархическое состояние!

Из беспоповского сочинения

Святой Григорий Богослов: «ты же, человече, не рцы, да мя крестит епископ, или иерей иерусалимлянин, или не женат, и не испытуй о житии крестителеве, но точию дабы христианин был яве, а не еретик». Зри, како печать царева, златая и железная, в воске влепляемая едино есть.

Замечание

Ничего более не мог сказать беспоповский писатель в защиту действуемого простолюдинами крещения, и все, что нашел он сказать, основано на искаженных, или превратно понятых свидетельствах. Надлежащее же понятие о крещении простолюдинов дает Номоканон в правиле, напечатанном на листе 67: крещение сие допускается только по нужным обстоятельствам и случаям, которым подлежат одни частные лица, а церковь подлежать не может, и притом еще требует навершения: «поставит и (крещенного простолюдином) священник в купель, и молитвы и миро по обычаю творит». Если же величаемая беспоповцами церковь их, за неимением священства, совершаемому их стариками и наставниками крещения навершения подать не может, но вся крещена таковым, еще требующим навершения крещением: то может ли она именоваться церковью, тем паче соборной, апостольской? Напротив, по Номоканону, беспоповцы суть общество людей, стоящих пред купелью, и требующих крещению своему навершения, каковое может преподать им только православная церковь, от времен апостольских в непрерывном преемстве и во всей полноте иерархического чиноначалия содержащая богоустановленное священство.

Из беспоповской тетради

2.Тайна миропомазания. Тайне сей причаствуем христиане за миро, излиянное на нас, имени и учения Исус Христова. В завещании апостольском, седьмой главы 23, пишет: «аще ниже елей будет, ниже миро, довольствует вода едина и к помазанию, и к печати, и ко исповеди умирающего». Святой Златоуст: «Аще хощеши миро, суть ароматы, имиже можеши помазати душу: сие миро купи, егоже воня вселенную наполнити может. Сим дышаху Апостолы. Сия ароматы не земля издает, но добродетель рождает, не увядают, но цветут; сие честных имущих е творит. Сим помазуемся, егда крещаемся, тогда доброй воней дышим; а еже и прочее сим дыхати, от нашего есть тщания».

Замечания

Вот какие свидетельства привел беспоповский писатель, желая внушить своим читателям мысль, что якобы и без видимого помазания миром, действуемого чрез священников, беспоповцы причаствуют второй тайне церковной. Но, во-первых, свидетельству апостольских завещаний, Климентом писанных, что акибы мощно при крещении и без мира водой печатствовать, сами беспоповцы не дают значения. Ибо, если бы сему завещанию они придавали силу, то бы и печатствовали крещаемых вместо мира водою, с приглашением: печать дара Святого Духа. Но они этого не делают, очевидно, признавая такое действие неправильным и недозволительным. Если же так, то зачем и приводят в оправдание себе Климентовы книги, повелевающие водой печатствовать! Беспоповцам надлежало бы знать, что книги сии не во всем достойны приятия, и что шестой вселенский собор, во-втором своем правиле, повелевает отврещи оные, понеже в них некая ложная от иноверных приложена на вред церкви (зри в Корм. л. 24 и 176). В Катехизисе Великом, в статье о миропомазании, приемлется от Климентовых книг свидетельство, но согласное церковным учителям и сообразное действам церковным, – именно, что без тайны миропомазания никтоже совершен христианин быти может (л. 377). А еже водой вместо мира печатствовать крещаемых, сего от церковных учителей никто не подтверждает, и завещание сие, согласно 2-му правилу шестого вселенского собора, отврещи подобает, яко от еретиков прившедшее, ихже части приобщает себя и беспоповский писатель, на прельщение неопытных приведший сие завещание во свидетельство себе.

Во-вторых, слова святого Златоуста, приведенные беспоповским писателем, вовсе не имеют того смысла, какой ему желательно усвоить сим словам. Он хочет показать, что будто бы вселенский учитель поучал употребляемое в таинстве миро заменять духовным помазанием добродетелей. Но лжесвидетельствует беспоповец на великого учителя церкви: не о мире, которым помазуемся в таинстве, говорил он в беседе своей, а о тех благовонных мирах, или мастях, которыми намащали себя любители роскоши, особенно женщины, и сии-то миры, умащающие тело, учил заменять духовным помазанием, украшением добродетелей. Прочтите сию беседу его на первое послание к Тимофею, нравоучение второе, и ясно в том убедитесь. Сначала Златоустый учитель говорил о разном украшении, – о том, что не должно украшать себя ризами ценными и пышными; засим начинает беседу о пристрастии к благовонным мастям, о многоценных ароматах, индийских, аравийских, персских, сухих, мокрых мирах, кадилах, яже иждивение имут многое, но неполезное. «Почто, о жено, миры мажеши тело, отвнутрь нечистоты исполненное? почто на злосмрадное изнуряеши, и тожде твориши, якоже бы кто влагал в кал миро, или плинфу омакал в валсамон? Аще хощеши миро, суть ароматы, имиже можеши помазати душу» и прочее. Не ясно ли, о каком мире беседовал святой Златоуст, требуя заменять оное добродетелями? Не о мире, в тайне миропомазания употребляемом, якоже безпоповец лжесвидетельствует, но о мирах, или мастях, имиже сладострастия ради некоторые умащаться имеют обычай. Правда, в словах святого Златоуста есть выражение, которому, вероятно, беспоповский писатель придает особенно важное значение: «сим миром (т.е., добродетелями) помазуется, егда крещаемся». Но и здесь отрицает ли вселенский учитель нужду употребления мира в таинстве миропомазания? Нет; он только говорит, что в крещении мы без нашего труда, единственно по благодати Божьей получаем прощение грехов и освящение, помазуемся добродетелями, «доброю вонею дышим». Почему и прибавляет далее, что в прочее время благоухати добродетелями уже нашего тщания есть потребно.

Вместо того, чтобы превратно толковать изречения святых отцов, не страшась за сие гнева Божьего, беспоповскому сочинителю надлежало бы твердо помнить сказанное в Катехизисе, яко без таинства миропомазания «никтоже совершен христианин может быти» (Кат. Вел., л. 377, о тайне миропомазания), и слова Симеона Солунского: «не помазавшийся миром, ниже Богу, ниже ангелом знаеми, и не печатствовани и не знаменанни тии Христу» (кн. 1, гл. 73).

Из беспоповской тетради

3. Причащение исполняется Христоподражательной жизнью, по слову Христову: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и обитель у него сотворима (Евангелие Ин. зач. 48). Аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною (Апок.3:20).

Преподобный Козма: «Ядите, ученикам рече Слово, пасху на горнем месте, еюже ум утверждается, и сею тайноводительно сотворите безквасным истины словом, твердое же благодати величайте» (в 9 песни канона великого четвертка).

Святой Иоанн Богослов: Соблюдаяй заповеди Его, в Нем пребывает, и Той в нем. Иже аще исповесть, яко Исус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает и той в Бозе.

Замечание

Приведенные здесь слова божественного Писания не только не служат к оправданию беспоповцев, мнящихся спастися без причастия святых таин и проповедающих прекращение бескровной жертвы, но и служат к вящшему их осуждению. Христос Господь к тому обещает приити и обитель у него сотворит, кто, как истинно любящий Его, слово Его соблюдает, и в том обещает пребывать, кто соблюдает заповеди Его. А вот непреложное Его слово: аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе (Евангелие от Ин. зач. 24), и вот заповедь Его о евхаристии: сие творите в Мое воспоминание (по Апостолу: дондеже приидет). Что же, соблюдают ли сие слово и сию заповедь беспоповцы? Нет, они отвергли непреложное слово Христа Спасителя, что бескровная жертва должна приноситься до второго славного Его пришествия, и проповедают, якобы она уже престала; Христу, толкущему внити святыми тайнами внутрь их, дабы живот имели в себе, они не отверзают и мнят спастися без причастия тела и крови Христовы. Итак, словес и заповедей Христовых они не соблюдают: следственно, по приведенным у самого беспоповского писателя изречениям, не любят Христа и на спребывание с ним надежды иметь не могут.

И церковная песнь, приведенная беспоповским сочинителем, никак не может служить к подтверждению его погрешительной мысли, якобы беспоповцы, и не приобщаясь тела и крови Христовы, причаствуют тайне причащения. Ибо песнь сия гласит об установлении Христом Спасителем той самой бескровной жертвы, которую доныне приносит святая церковь, той самой трапезы, от которой питаются и не престанут питаться верные, а не о том странном причащении, какое подразумеваем беспоповский писатель. «Ядите, ученикам рече Слово (т.е., Христос), пасху на горнем месте, еюже ум утверждается». Не ясно ли, что здесь говорится о таинствах, которые Христос преподал Апостолам на горнице Сионской, установляя на вечное время тайну евхаристии в церкви своей? И о сих-то таинствах сказано далее, что ими утверждается ум. Вторая половина приведенной церковной песни: «и сею тайноводительно сотворите бесквасным истины словом», представляется недостаточно ясной по невразумительности славянского перевода. Из переводов, более близких к подлинному греческому тексту, видно, что здесь содержится такая мысль: сею, т.е., на горнем месте преподанной пасхой, утверждается ум тайноводствуемых бесквасным словом истины, или утверждается ум просвещаемых верой чрез слово истины.

Из беспоповской тетради

Причаствуют тайне сей христиане и верою и огнепальным желанием, по псаломской молитве: желание убогих услышал еси Господи, и уготованию сердца их внят ухо Твое (псал. 9). Апостол Павел: причастницы бо быхом Христу, аще убо начаток состава даже до конца известно держим (зач. 309). Святой Златоуст, в беседе на сии слова, начаток состава веру глаголет, еюже составихомся, и родихомся и осуществовахомся. Он же в 4-м слове Маргарита: «отжени всяк лукавый помысл, яко да будеши храм Духа».

Замечание

Вот обычный и любимый ответ беспоповцев тем, которые справедливо порицают их за уклонение от приобщения тела и крови Христовы: мы-де участвуем в сей тайне верою и огнепальным желанием! Посмотрим, какими свидетельствами подтверждают они ответ сей.

Приведенный стих из псалма 9-го не имеет никакого отношения к таинству евхаристии, и потому приведен беспоповским писателем вотще.

Апостол же Павел причастниками Христу называет тех, иже начаток состава, т.е., (по толкованию Златоуста) веру во Христа, удержат даже до конца всецело и ненарушимо, а не тех, которые части Евангелия веруют, часть же оного не приемлют и отмещут, как именно дерзают поступать беспоповцы, отвергшиеся евангельских установлений о непрерывном, до второго Христова пришествия имеющем совершаться, принесении бескровной жертвы и непрестающем продолжении Христом учрежденного священства, напротив утверждающие, якобы ныне уже не время совершаться пречистым тайнам тела и крови Христовы, и не время быть богоустановленному священству. Ясно, что беспоповцы не удержали даже до конца начаток состава: посему и причастниками Христу именовать себя не должны.

Из беспоповской тетради

Златоуст на 108 зачало от Луки: «Достоит бо таинством Исусовым питаться: готовите же сии тайны Петр и Иоанн – деяние и видение, теплота, ревность и кротость мирна: достоит бо верну теплу быть о деянии добра, и ревность иметь на лукавство злобы». В толковании 24 зач. Иоанна: «И ты можешь не токмо по тайному причащению ясти и пити плоть и кровь Владычню, но и по-иному образу: ибо плоть ясть кто, егда по детели проходит действенное». В толковании 108 зачала от Луки: «Якоже бо кто по добродете и нужно деятельне трудится, и тогда достоин даров бывает».

Замечание

Свидетельства, приведенные из Златоустова толкования на 108 зачало Евангелия от Луки, вовсе не отвергают нужды видимого и действительного приобщения таинств Иисусовых, плоти и крови Владычни, и не дают ни единого повода к мысли беспоповского писателя, якобы оное заменить можно иным приобщением, например посредством веры, добродетелей и проч. Святой Златоуст поучает только, что деяние и видение, добродетель и вера уготовляют человека к приобщению святых таин (подобно как Петр и Иоанн, ихже тайноводственно разумеет деяние и видение, уготовляли тайную вечерю), что для достойного принятия даров нужно трудиться в добродетели. И сие действительно требуется от каждого, приступающего к таинству тела и крови Христовы, наипаче же от совершителей таин. Ту же мысль выражает и блаж. Феофилакт в приведенных словах из толкования на 24 зач. Евангелия от Иоанна, именно поучает верующих, чтобы они, приобщаясь плоти и крови Владычни, и по иному образу входили в общение со Христом, т.е., прохождением добродетельной жизни, каковое общение имеет тесную и необходимую связь с оным таинственным приобщением.

Итак, беспоповский сочинитель лжесвидетельствует на вселенских учителей, якобы они, презрев Господни словеса: аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе (Ин. зач. 23), проповедовали, что приобщаться Христу должно не принятием плоти и крови Его, а добрым житием и верой. И особенно преступно и нерассудно такое лжесвидетельство на святого Златоуста: ибо ни один из отцов и учителей церкви не поучал столь сильно и убедительно о нужде и спасительных плодах общения со Христом в таинстве тела и крови Его, как именно сей великий учитель и проповедник евангельской истины.

Из беспоповской тетради

Блаженный Августин: «веруй, и ял еси, и причастился еси».

Замечание

И здесь лжесвидетельство на учителя церкви, на блаженного Августина, якобы он писал, что если христианин (вообще) верует, то и ял уже и причастился. Нет! не говорил сего блаженный учитель, и не то означают слова его, приведенные беспоповским писателем. В сих словах блаженный Августин говорит не вообще о христианах и христианской жизни в ее правильном течении, но разумеет человека, подпавшего особенному, исключительному случаю, постигнутого смертным часом и не имеющего возможности принять в последнее напутствие бессмертные и животворящие тайны тела и крови Христовы. Притом же он разумеет такого человека, который несомненно верует словеси Христову, что без принятия пречистых таин невозможно живота иметь в себе, и посему по уставу церкви, может быть даже неоднократно в год приобщался святых таин, – верует, что согласно Христову же обетованно, святая церковь неоскудно преподает сии тайны чадам своим и до скончания века будет преподавать, каковая вера тем паче возбуждает в нем желание в час смерти напутствовать себя святыми тайнами, и тем большую в нем возбуждает скорбь, что не видит возможности удовлетворить сему желанию. Такому-то человеку и в таких обстоятельствах желая подать утешение и предостеречь его, дабы не отчаялся спасения, блаженный Августин напоминает, что он лишается предсмертного напутствия святых таин не по презрению к оным, или неверию; но так как несомненно верует, что тайны сии, святой церковью преподаемые, служат залогом спасения и жизни вечной, и со всем усердием желал бы принять оные, то сие может вмениться ему в правду, в самое принятие таин: «веруй, и ял еси!».

Понятно, что слова сии никак не могут служить оправданием для беспоповцев, не соблюдших веры в евангельские обетования о непрекращаемом приношении бескровной жертвы в церкви Христовой в залог живота вечного, но дерзновенно утверждающих, якобы ныне уже не приносится сия жертва, и якобы без приобщения оной можно получать наследие живота вечного. Притом же, сказанное на особенный случай, могущий постигнуть человека, как можно применять ко всей церкви, не подлежащей случайным обстоятельствам? Сказанное верующему, поставленному в печальную необходимость, вопреки его убеждениям и желания, умереть без предсмертного напутствия святых таин, как могут беспоповцы обращать в постоянное правило для всего своего общества, именуемого у них церковью, – общества, которое по собственному произволу лишает себя участия во святых тайнах, и даже отвергло самое существование их в церкви Христовой!

Вот мы рассмотрели все свидетельства, которыми беспоповский писатель тщится доказать, якобы можно и без приобщения тела и крови Христовы причаствовать сей святой тайне, и оказалось, что все приведенные им свидетельства нимало не служат к подтверждению такого нечестивого мнения. Да если бы где-нибудь, даже в отеческих писаниях (предположим невероятное), и нашел он свидетельство, благоприятствующее его мнению, такое свидетельство принято быть не может, как противоречащее непреложному слову Господа и Спаса нашего Иисуса Христа: аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе. А святой Кирилл Иерусалимский, в своих Огласительных Поучениях, повелевает и ему самому не верить, если бы сказал что-нибудь несогласно слову Божьему.

Из беспоповской тетради

4.Тайна священство Христово духовное усвоено каждому христианину, освящающему себя дарованиями Святого Духа: Ис.11:2; Иоил.2:28; 1Пет.2:9; Апок.1:6; 5:10.

Святой Златоуст в 3 беседе на 2 Коринфянам: «Три достоинства с преиметельством имеют христиане: ибо царствие имамы восприять, и священники бываем, приносяще жертву телеса наша, и с сими пророками поставляемся; яже бо око не виде, и ухо не слыша, и сия откровена суть нам».

В третьем нравоучении на 2 к Коринфянам: «Тако и ты бываеши царь, и священник, и пророк крещением. Царь убо вся долу поверг лукавая деяния и согрешения заклав, священник же себе принес Богови и пожер тело и сам заклан быв, пророк же будущая навыкая и божествен быв и печатлеем».

Преподобный Максим исповедник: «Диакона слово имать, иже к священным подвигам поучая ум и страстные помыслы отгоняя от себе; пресвитера же, в разуме сущих просвещая ум и ложный свой разум погубляя; епископа же, иже святое миро скончавая разума поклонного Святой Троицы» (в гл. 24).

Замечание

Правильны все сии свидетельства; но беспоповец напрасно тщится оправдать ими свое безъиерархическое существование и неимущих законного, установленного Христом священства показать причастниками оного.

Велико, поистине, христианина достоинство: христианин есть царь страстям, и священник, Богу принося себя, и пророк, зря, яже око не виде и ухо не слыша. Но все сии достоинства он получает (как сказано в приведенном свидетельстве из 3 нравоучения святого Златоуста на 2 послание к Коринфянам) крещением, или чрез таинство крещения. Хиротония же иная есть тайна, и сия святыня хиротонии разделяет хиротонисанных от мирских человек верных, и пребывает сие начертание на души во веки (Зри Катехизис Великий, л. 357 на об. о семи тайнах). Такожде и подвижничества, или иночества велико есть достоинство: им отгоняются страстные помыслы, просвещается ум, подается разум поклоняемой Троицы. Но все сие, и подвижничество с его совершенствами, и христианство с его достоинством, получается чрез посредство таинственного, Христом преданного священства, и без священства ничто спасти человека не может: «аще бо и не всяк должен священствовать, но убо потребовать священничества всяк должен есть: без него бо спастися не может» (Катехзис Вел. л. 359 на об. о семи тайнах). И святой Златоуст о священстве глаголет: «неистовство явлено презирать толикого начальства, егоже кроме ниже спасения нам, ниже обещанных благ получить» (Кн. о священстве, слово 2, гл. 4). Зри читателю, яко по приношении себе самого Богу и подвигам добродетели каждый христианин есть царь и священник, но не тем священством священник, еже от Христа на строение таин церковных уставлено, егоже всякий христианин (не взирая на то, что он добродетелями священнодействует Богу) неотменно потребовать должен есть: без того бо спастися не может, ниже священнодействовать, ниже христианин быть. Если потребны и еще свидетельства о нужде священства, довлеет сих не многих: «Без епископа, пишет святой Симеон Солунский, ниже жертвенник будет, ниже крещение, ниже христиане» (гл. 77). Святой Игнатий Богоносец пишет: «без епископов и пресвитеров, и без диаконов кто что-либо творит, таковой оскверняется совестно, и неверного горший есть» (Первое посл. к Траллианам).

Апостольские наместники поведают: без епископа ни спастися, ни христианином мощно быти; без епископа и пресвитера сущий неверного горше. А беспоповец глаголет: без епископского и священнического чина можно, точно добродетелями, священствовать…

Из беспоповской тетради

5.Покаяние. Святой Апостол: исповедуйте убо друг другу согрешения (зач. 57). Номоканон на листе 71: «Аще убо кто есть священник не искусен же, а другой не священник, искус же имея духовного деяния, сему паче священника праведно есть помышления приимати и правильно исправляти. (Ниже:) Елицы убо суть освященные, по повелению епископа исповедания человеческая да приемлют, не священному же иноку наказание его и искусство дает власть примирения: аще убо себя самого безбедно соблюдает исповедающихся Богови да примиряет». Святой Василий Великий: «плоды достойны покаянию не токмо отбежание злу, но и приложение добродетели». Примечание: сие совершение зависит от деятельности кающегося. Святой Исаак Сирин: «благодать со благодатью дается человекам, покаяние бо есть порождение второе от Бога: егоже убо от веры залог прияхом, покаяния ради дар, егоже чаем. Покаяние есть благодать вторая, и рождается от веры и страха в сердце».

Замечание

Слова святого Апостола Иакова: исповедайте друг другу согрешения, беспоповский писатель разумеет в таком смысле, что якобы оными повелевается исповедовать согрешения друг перед другом, кроме священника, так что и нужды в сем последнем для разрешения грехов будто бы нет. Но церковь не так разумеет указанные слова Апостола Иакова: по учению святой церкви сии слова Апостола не только не исключают необходимости исповедовать грехи пред священником, но и указывают именно на священные, а не простые лица. Зри, чтó пишется о сем в Катехизисе Малом в статье о тайне покаяния. «Вопрос: Како, или что подобает разуметь в сей тайне? Ответ: Первее, кающемуся подобает быть христианином православно верующим. (Ниже:) Второе, разрешить кающегося никтоже может, точию православный священник. (Ниже:) Третье, который к покаянию приступает, подобает ему иметь сетование и сокрушение сердечное. (Ниже:) Четвертое, яко да имать вся грехи своя, ихже кается, исповедать: понеже не имать его разрешить от того, о чем не ведает священник, якоже о том много свидетельств во святом Писании обрящеши. (Ниже:) Исповедайте убо друг другу согрешения. Исповедаться убо никомуже иному имамы, точию пред теми, иже имут силу разрешить и с ведением нам совещати» (л. 36 и обор.). Здесь ясно говорится, что в словах апостола Иакова: исповедайте друг другу согрешения, разумеется исповедь пред таким лицом, которое имеет силу, или власть от Бога разрешать грехи, т.е., пред священником: ибо (по второму правилу ответа) кроме православного священника разрешить кающегося никто не может. Итак, неотменная нужда исповедовать грехи священнику, дабы получить в оных разрешение; а лицу неосвященному, по опытному в жизни духовной, исповедовать грехи повелевается не ради их разрешения, но ради совета и наказания к исправлению. И сие наипаче подобает инокам творить: им надлежит помышления свои и искушения исповедовать утвердившимся в иночестве и искуснейшим, да приимут наставление к борению с помыслами и прохождение иноческих подвигов. О сем-то и пишется в Номоканоне, что искусному неосвященному иноку паче освященного правильно помышления приимать и правильно исправлять. А того, чтобы неосвященному иноку, или мирянину можно было исповедовать грехи не ради совета и наставления, а ради прощения и разрешения во грехах, не обретается ни во едином правиле. Напротив же, не только простому иноку, но и освященному воспрещается принимать исповедь, если не получил на это повеления от местного епископа, и разрешение, от него полученное исповедавшимися, ни во чтоже вменяется. Ибо сказано в Номоканоне (л. 6): «не точию себе погуби, но и елицы у него исповедашася, не ясповедани суть, и елицех связа или разреши, не исправлени суть, по шестому правилу иже в Карфагене собора, и по четыредесять третьему того же собора». Наконец, изречение святого Исаака Сирина: «покаяние рождается от веры и страха в сердце», говорит не о исповеди, а о внутреннем раскаянии, или сокрушении о грехах, которое исповеди пред священником не только не исключает, но и служит еще непременным условием оной, по сказанному в Катехизисе: приступающий к покаянию должен имети сетование и сокрушение сердечное (зри выше, правило третье).

Из беспоповской тетради

6. Брак совершается взаимным соизволением брачущихся в неразрывный союз на законное деторождение. В Катехизисе Большом о сей тайне, по вопросу о действителе, следует ответ, что действители тайны брака, во-первых, сам Бог, яко Моисей боговидец пишет: и благослови я Господь Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и исполняйте землю, и обладайте ею, еже Господь и во Евангелии утверждает, глаголяй: яже Бог сочета, человек да не разлучает. Посем сами брачующиеся сии себе тайну действуют, глаголюще: аз тя посягаю в жену мою, аз тя посягаю в мужа моего, и проч. Святой Златоуст: «Реку, како и тайна церковная брак есть. Христос прииде к церкви, и из нее бысть, и совниде ей совокуплением духовным» (12 нравоуч. к Колоссянам). В 48 главе книги святого Симеона Солунского пишется: «Брак же снисхождением есть дар Божий, ради детотворения, дóндеже все сие стоит».

Замечание

Брак по взаимному произволению брачущихся совершается и у неверных идолопоклонников, у диких народов, и никто их в том не порочит; но никто однако же не говорит и сказать о них не может, что так как они имеют брак, то уже и тайнам церковным причаствуют, и спасение приемлют. То же сказать надлежит о беспоповском браке: тайной церковной брак сей именоваться не может, ибо чадам церковным гласа церковного подобает слушать, и по церковному уставу брачную тайну, во образ Христа и церкви, совершать.

Из беспоповской тетради

7.Елеосвящение исполняется милостыней и слезами. Евангелие от Матфея, зач. 104: мудрыя же прияша елей в сосудех со светильники своими. В толковании сего текста елей изъявляется в деянии милостыни. Святой Апостол: суд без милости не сотворшему милости. Хвалится милость на суде (зач. 52). Святой Златоуст: Ничтоже тако веселит Бога, якоже милостыня. Темже и священники сим помазовахуся, и царие и пророки, человеколюбия бо Божьего имеху знамение елей (В 4 нравоуч. Филипписиом). Святой Андрей Критский: Ты убо, душе моя, аще хощеши вышнего царствия, миром помажися – слезами (в блаженнах великого канона). Таковое тайнодействие совершено преподобным Феоктистом Киево־Печерским, ангельского священнослужения удостоенным, якоже пишет в житии его (29 декабря, в Патерике и Четей Минеи).

Замечание

Вотще трудился беспоповский писатель, собирая свидетельства сии о пользе милостыни и слез: ибо не могут свидетельства сии служить к подтверждению его мысли, что таинство елеосвящения можно будто бы заменить милостыней и слезами, посредством которых беспоповцы якобы и делаются причастниками оной тайны. Воспользовавшись тем, что милостыня в Писании именуется приточно елеем, и что елей же употребляется в таинстве елеосвящения, он силится показать, что и милостыня, и елеосвящение суть едино. Нет, не так учит святая церковь, строго последуя апостольским и отеческим писаниям. Елеосвящение, учит она, есть таинство церковное, совершаемое священником над верным, болезнью содержимым, по заповеди Апостола Иакова: болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковные, и молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне (зач. 57). А милостыня есть добродетель, которая притом и в неверных совершается, и от них приемлется, исходатайствуя им благоволение от Бога, как сие показует примерь Корнилия и Евстатия Плакиды; тайны же церковные вне церкви не совершаются, и кроме верных никто участия в них иметь не может. Итак, милостыня есть великая добродетель, но не есть тайна церковная, каково елеосвящение.

Так как беспоповский писатель, дабы показать, что «и в лишении видимой иерархии беспоповцы причаствуют всем семи тайнам церковным», и каждую почти из сих таин, как выше было указано, тщится заменить добродетелями, то я приведу в заключение сказанное на сей конец в Катехизисе Великом: «Моление, пост, милостыня, вера, надежда, любовь и святыня, и прочая подобная сим, аще убо все человеки, удолжнотворени повелением Божьим, яко должны их сохранять и употреблять их, зане без них не могут в царство Божье внити; обаче сии вещи не суть тайны: темже якоже повеление, должно творяще всех ко употреблению сих святых вещей, не творить я тайны» (л. 360, о седми тайнах). Зрите убо: добродетели не суть тайны, и вместо оных служить не могут. Посему беспоповцы, хотя бы со всем тщанием проходили все добродетели христианские, но в лишении священства и прочих таин причастниками таин именовать себя не могут и необходимо должны применить к себе приведенное беспоповским писателем, в начале тетради, слово блажен. Симеона Солунского, яко «аще от семи и едину тайну изгубит, то уже несть таковая церковь православная, но еретическая». Аще и едину!... Беспоповцы же (как мы, по мере разумения нашего, показали в сих замечаниях) не едину токмо, но все тайны церковные изгубили и отринули. Ибо и самое крещение их, совершаемое не по нужде простолюдинами, священной иерархии не признающими, совершенной силы таинства иметь не может, по свидетельству блаженного Симеона: «без епископа ниже жертвенник будет, ниже хиротония, ниже миро святое, ниже крещение, ниже убо христиане».

* * *

56

Составитель сочинения теперь уже помер, и посему мы можем, не нарушая скромности, объявить, где и кем составлено это сочинение. Оно составлено в Казани федосеевцем Филиппом Осиповым.

57

Правда, в рассмотренных словах беспоповский писатель намекает по преимуществу на то, что будто бы таинства совершаются под одним только воображением креста с двуперстным сложением руки, и потому церковь, приняв троеперстное сложение, будто бы и стала повинна «в отметательстве всесовершающей силы крестного знамения». Но ложь беспоповского писателя и здесь обличается сама собой: ибо некоторые таинства, как миропомазание, совершаются чрез начертание креста кистью, или спицей. Следственно «всесовершающая сила крествого знамевния в таинствах» принадлежит самому крестному знамению, а не тому, или другому перстосложению, для сего употребленному.

58

О том и другом изречении полнее говорил я в беседе о седминах Данииловых. (См. 1-ю часть).


Источник: Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. - 1-е изд., посмерт. Братство св. Петра митрополита. - Т. 1, 2, 4. - Москва : Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1897-1899. / Т. 2. - 1897. - IV, 576 с.

Комментарии для сайта Cackle