Псалом 61
В конец, о Идифуме, псалом Давиду. С Евр.: «Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида». «Симмах, – говорит бл. Феод., – перевел так: «Победный от Идифума, песнь Давиду». А сим дает видеть, что псалом принадлежит бл. Давиду, пет же был Идифумом; потому что он, будучи начальником лика в Бож. храме, песнословил Бога всяческих (1Пар. 16:41). Предвещает же псалом восстания Македонян и злоумышления противу Маккавеев Антиоха Епифана, и учит, какими помыслами надлежит водиться подвижникам добродетели во время нашествия сопротивных». «Псалом сей, – говорит св. Василий В., – преимущественно рассуждает о терпении, которым укрощается душевная раздражительность, а по истреблении всякого высокомерия, усовершается смирение». В духовн. смысле, по св. Афан, «псалом сей пророчествует о будущем избавлении всего рода человеческого домостроительством Спасителя, и о низложении мысленных врагов».
2. Не Богу ли повинется душа моя? С Евр.: «Только в Боге успокаивается душа моя; от Него спасение мое». Порывистые и решительные слова эти дают основание предполагать, что душа псалмопевца сильно была взволнована представлением бедствий, которые или сам испытал, или предвидел в будущем. Пророк находит успокоение в Едином Боге, решившись безусловно покориться Его воле, молчать там, где глаголет Господь, подвергая праведника огню искушений на пользу души его. Уверенность, что от Единого Господа спасение – вот причина этой глубокой покорности и душевного успокоения. Св. Василий В. в словах: от Того спасение – видит «пророчество о грядущей благодати воплощения Господня». По мнению бл. Феод., слова: не Богу ли повинется душа моя – произносят (или должны былн произносить) Иудеи, принуждаемые приносить идолам жертвы и есть свиные мяса; сами себя поощряют, и говорят себе: «Не всему ли предпочтешь ты, душа, служение Богу?»
3. С Евр.: «Только Он – твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более».
4. Доколе належите на человека? Убиваете вси, яко стене преклонене, и оплоту371 возриновену372. С Евр.: «Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся». Речь, по бл. Феод., обращена к врагам Сирийцам: «Долго ли будете поступать с нами жестоко, не взирая на общее наше с вами естество? Имея это убийственное намерение, спешите оттолкнуть и низринуть нас, как наклонившуюся какую-нибудь стену и оплот, которые в опасности от ветра? А сие значит: вы не слишком превозноситесь над нами, как немощными; потому что имеем помощником Бога всяческих». По мнению св. Вас. В. и Афанасия Ал., речь пророка обращена к духовным врагам. «Мы люди – слабые живые существа, а вы належите на нас, не довольствуясь первым нападением, но нападаете в другой и третий раз, пока не низложите душу, встретившегося вам, так что она будет подобна стене наклоненной, оплоту разрушенному» (Вас. В.). «Укоряет сопротивные силы в том, что нападают на человеческую природу, преклонную ко злу, и по естественной немощи уподобляющуюся стене преклонене – готовой упасть, и оплоту возриновену» (Св. Афан.).
5. Обаче цену мою совещаша отринути, текоша в жажди: усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху. С Евр.: «Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут». Т.е. на совете своем вы положили отнять у меня мою честь373, и к сему стремились в жажде – с жаждою, усиленно; устами меня благословляли, а в сердце проклинали. Под ценою здесь бл. Феод. разумеет Божеств. промышление, от которого зависела вся цена и слава человека: св. Афан. – честь служить Единому Господу. «Цена человека, – говорит св. Вас. В., – есть кровь Христова (1Кор. 7:23). Сию-то цену умыслили сделать для нас бесплодною воители лукавого, снова вводя в рабство освобожденных однажды. Текоша в жажди. Пророк выражает жестокость злокозненности демонов: они устремляются на нас, жаждая нашей погибели».
6. С Евр.: «Только в Боге успокаивайся, душа моя; ибо на Него надежда моя».
7. Не преселюся. «Слово не преселюся, – говор. бл. Феод., – прор. употребил вместо переменюсь, т.е. не сделаюсь переметчиком и рабом нечестия... не соглашусь оставить служения Богу и прибегнуть к иному владычеству». С Евр.: «Только Он – твердыня моя, и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь».
8. С Евр.: «В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге».
9. Излияйте пред ним сердца ваша, яко Бог помощник наш. «Как бы так говорит: не приступайте к Нему с сердцем двойным; но как написано: возлюбиши Господа всем сердцем твоим» (Мф. 22:37. Св. Афан.). По св. Вас. В. – излейте из сердца вашего все нечистоты, очистите от них свою душу, чтобы соделаться способными к приятию Божествен. благодати.
10. Лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати, тии от суеты вкупе. С Евр.: «Сыны человеческие – только суета; сыны мужей – ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты». Феодотион перевел: «Однако же сыны человеческие – пар, лживы сыны мужа, как колебание весов». «Перевод 70-ти, – говорит бл. Феод., – должно разуметь так: суетно все человеческое, однакож многие и на скоротечное полагаются, как на нечто постоянное, и не радят о соблюдении равенства, неровно держат весы ума, пренебрегают то, что справедливо, и радуются неправде». Тии от суеты вкупе. «Однако же никакой из того не извлекают выгоды, потому что все суетно, и подлежит скорой перемене. Симмах перевел: «они исчезают вместе» (Бл. Феод.). В мерилех еже неправдовати. «Что значит сказанное пророком? – вопрошает св. Василий Б., и отвечает так: – «то, что внутри каждого из нас есть некое мерило, устроенное Творцом нашим, с помощию которого можно различать природу вещей... И так, люди лживы, потому что у них растлилось судилище души (Ис. 5:20). Неправду делают они первоначально против себя, а потом и против ближних; потому что и сами себе худые советники в делах, и для других служат дурным примером. Тебе нельзя сказать в день суда: я не знал добра; тебя обличают собственные твои весы, достаточные к различению добра и зла. Телесные тяжести познаем по наклонению стрелки на весах, а что в жизни достойно предпочтения, то различаем свободным произволением души, и сие-то псалмопевец назвал мерилом, потому что свобода равно может склоняться на ту и на другую сторону».
11. С Евр.: «Не надейтесь на грабительство, и не тщеславьтесь хищением: когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца».
12. Единою глагола Бог, двоя сия слышах: зане держава Божия. С Евр.: «Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога». «Слово: единою – употреблено не в означение числа; но в том смысле, что будет это непременно. Единою определил Бог, и невозможно сему не совершиться. Говорит же пророк двоя, т.е. наказание беззаконных и человеколюбие, оказываемое благочестивым» (Бл. Феод.). «Однажды было мне Божие явление, но два предмета, о которых говорил мне Бог, т.е. что Бог силен на силе, и что Он же милостив» (Вас. В.).
13. С Евр.: «И у Тебя, Господи, милости ибо Ты воздаешь каждому по делам его».
* * *
Оплоту φραγμω – μος – ограда, забор.
Возриновену ωσμενω (от ωθεω – толкаю, быть столкнуту) – ограде пошатнувшейся, получившей толчен и т. п.
Цену τιμηv – честь. В жажди εν διψει – с жаждою, стремительностью.