Источник

Изъяснение псалма 61-го.

Пс.61:1. Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.

«В конец, о Идифуме, псалом Давиду». Симмах же перевел так: «победный от Идифума, песнь Давиду». А сим дает видеть, что псалом принадлежит блаженному Давиду, пет же был Идифумом, потому что он, будучи начальником лика в Божественном храме, песнословил Бога всяческих, как говорит о сем книга Паралипоменон (1Пар. 16, 41). Предвещает же псалом востания македонян и злоумышления против Маккавеев Антиоха Епифана, и учит, какими помыслами надлежит водиться подвижникам добродетели во время нашествия сопротивных.

Пс.61:2. Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.

Пс.61:3. Только Он – твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.

«Не Богу ли повинется душа моя?» Иудеи, принуждаемые преступить Божественный закон, приносить жертвы идолам и есть свиныя мяса, возбуждают помысл свой к благочестию, и поощряют к ревности по благочестию, говоря: не всему ли предпочтешь ты, душа, служение Богу? Потом указывают на происходящую от сего пользу.

«От того бо спасение мое».

«Ибо Той Бог мой и Спас мой, заступник мой: не подвижуся наипаче». Сие служение подает тебе, душа, спасение, потому что Он – Бог и податель благ и может подкреплять колеблющихся. Посему, призвав Его помощь, избавлюсь от покушающихся низложить меня. Так, помыслы свои воспламенив ревностию к благочестию, иудеи обращают речь к сопротивникам.

Пс.61:4. Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.

«Доколе належите на человека? Убиваете вси вы, яко стене преклонене и оплоту возриновену». Мысль, заключающаяся в стихе сем, изложена не в обыкновенном порядке речи, и она есть следующая: долго ли будете поступать с нами жестоко, не взирая на общее наше с вами естество? Имея это убийственное намерение, спешите оттолкнуть и низринуть нас, как наклонившуюся какую-нибудь стену и оплот, который в опасности упасть от ветра. А сие значит: вы не слишком превозноситесь над нами, как над немощными, потому что имеем помощником Бога всяческих.

Пс.61:5. Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.

«Обаче цену мою совещаша отринути». Одна у них цель, говорит Пророк, лишить меня Божия о мне промышления, от котораго вся моя цена и слава; потому что слава благочестивых – служить Богу; почему и божественный Павел везде именует себя рабом Христовым.

«Текоша в жажди». Но это злоумышление не стороннее для них дело; напротив того, со всем усердием занимаются им, жаждут низвергнуть меня в пучину нечестия. И объясняет Пророк, какия к тому употребляют ухищрения.

«Усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху». Употребляют обольстительныя слова, покушаясь ввести меня в обман, а внутри у них сокрыта пагуба. Так иудеи, показав злоумышления врагов, снова сами себе поставляют законом, пребывать в терпении и ожидании Божественной помощи.

Пс.61:6. Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.

«Обаче Богови повинися душе моя: яко от Того терпение мое». Не оставляй, душа, служения Богу, но, укрепленная подаваемою от Него помощию, переноси удары бедствий.

Пс.61:7. Только Он – твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.

«Ибо Той Бог мой и Спас мой, заступник мой: не преселюся». Зная, что Он истинный Бог и источник спасения, не соглашусь оставить служение Ему и прибегнуть к иному владычеству. Слово: «преселюся» Пророк употребил вместо: переменюсь, то есть, не сделаюсь переметчиком и рабом нечестия.

Пс.61:8. В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.

«О Бозе спасение мое и слава моя. Бог помощи моея, и упование мое на Бога». Часто употребляют одни и те же слова, Бога всяческих называя Богом, и Спасителем, и славою, и помощником, чтобы отразить приражения злочестия. Посему-то и всех прочих единоплеменников возбуждают к тому же благочестию, не желая, чтобы им одним именоваться победоносными.

Пс.61:9. Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.

«Уповайте на Него, весь сонм людей: излияйте пред ним сердца ваша, яко Бог помощник наш». В пренебрежении оставив всех людей, на Него упование твердым соделайте, единоплеменники, и Ему посвятите всю мысль, несомненно ожидая от Него помощи. Сие означают слова: «излияйте пред Ним сердца ваша», то есть, Ему посвятите все помыслы, и не допускайте никакого раздвоения в мыслях.

Пс.61:10. Сыны человеческие – только суета; сыны мужей – ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.

«Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати». Яснее перевел сие Феодотион: «однако же сыны человеческие – пар, лживы сыны мужа, как колебание весов». В делах человеческих ничего нет постояннаго, говорит Пророк, они подобны пару, поднимающемуся вверх и тотчас изчезающему, и колебанию коромысла у весов, которое движится то вниз, то вверх, ни на чем не останавливаясь. А перевод седмидесяти должно разуметь так: суетно все человеческое, однакож многие и на скоротечное полагаются, как на нечто постоянное, и нерадят о соблюдении равенства, не ровно держат весы ума, пренебрегают то, что справедливо, и радуются неправде.

«Тии от суеты вкупе». Однако же никакой из того не извлекают выгоды, потому что все суетно и подлежит скорой перемене. Так перевел Симмах: «они изчезают вместе». Отселе начинается увещание противникам, которые гордятся богатством.

Пс.61:11. Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.

«Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте». Не почитайте достолюбезным человеческаго благоденствия, достигнутаго неправдою.

«Богатство аще течет, не прилагайте сердца». Видя, что богатство, подобно реке, течет в ваши домы, не порабощайте ему вашего помысла. И для чего же советуешь сие и предлагаешь такое увещание?

Пс.61:12. Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога.

Пс.61:13. И у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.

«Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия».

«И твоя Господи милость: яко Ты воздаси комуждо по делом его». Слышал я, говорит Пророк, так определено Богом всяческих, что будет суд и воздаяние за добро и зло. Слово: «единою» употреблено не в означение числа, но в том смысле, что будет сие непременно. «Единою» определил Бог, и не возможно сему не совершиться. Говорит же Пророк: «двоя», то есть, наказание беззаконных и человеколюбие оказываемое благочестивым. А возвестил сие Бог, давая закон. Ибо говорит: «Аз есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертаго рода ненавидящим Мене, и творяй милость в тысячах и тьмах любящим Мя и хранящим повеления Моя» (Исх. 20:5–6).


Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с. ISBN 5-94625-081-7

Комментарии для сайта Cackle