Изъяснение псалма 62-го.
Пс.62:1. Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской.
«Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни иудейстей». Божественный Давид, спасшись бегством от Саула, пришел к Авимелеху, оттуда же к Анхусу, который царствовал в Гефе. Потом, снова подвергшись опасности и спасшись от оной, приходит в пустыню, в которой и написал этот псалом, изливая в нем любовь свою к Богу и предвещая погибель Саулову.
Пс.62:2. Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной.
Пс.62:3. Чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище.
«Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю: возжада Тебе душа моя». Любовь к Тебе, Владыка, говорит Пророк, и сон отгоняет, и возбуждает меня на поклонение Тебе. «Коль множицею Тебе плоть моя». Феодотион перевел: «сколько раз», Акила: «устремлена», Симмах: «желает». Привел же я все сии переводы, желая показать, что в слове: «ποσαπλων», («коль множицею») надобно видеть не два речения, отделяя «ποσ» от »ἁπλως», но одно речение, означающее усиление любви. Душевной любви, говорит Пророк, соответствует и плоть; не противится она тому, что совещала душа. Хочет же выразить сим следующее: душа моя и тело мое желают и вожделевают Тебя, как жаждущий желает сладкой и чистой воды.
«В земли пусте и непроходне и безводне».
«Тако во святем явихся Тебе». Никакого вреда не причинила мне пустыня, но, как бы стоя при самой святой Твоей скинии, приношу Тебе песнопение. Ибо речение: «во святем» означает скинию, так как храм Божий не был еще построен. «Видети силу Твою и славу Твою». Предстою же Тебе, представляя мысленно неизреченную силу. Поскольку естество Твое непостижимо, то побуждения к славословию заимствую в том, что от Тебя.
Пс.62:4. Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя.
«Яко лучши милость Твоя паче живот: устне мои похвалите Тя». Всякой жизни и богатых и властелинов, жизни беззаботной и многозаботливой, изнеженной, покойной, предпочитаю Твою милость, и возбуждаю уста свои к Твоему песнопению.
Пс.62:5. Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои.
«Тако благословлю Тя в животе моем: о имени Твоем воздежу руце мои». Не престану делать сие во всю мою жизнь, воспевая Тебя устами, воздевая руки и прося Твоего человеколюбия.
Пс.62:6. Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои.
«Яко от тука и масти да исполнится душа моя». Песнопение Твое почитаю умащением души и думаю, что душа делается от него тучною и упитанною, потому что поучаться словесам Твоим, значит постоянно утешаться и наслаждаться.
«И устнама радости восхвалят Тя уста моя». Посему-то со всем усердием вознесу Тебе песнопение, зная происходящую от того пользу.
Пс.62:7. Когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи.
Пс.62:8. Ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь.
«Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя»:
«Яко был еси помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся». Симмах перевел сие так: «воспоминаю Тебя на постеле моей; в каждую стражу помышлял о Тебе, и покрываемый крилами Твоими, благословлял Тебя». Стражами называет Пророк стражи ночныя, потому что приставленные стеречь, разделяя ночное время, исполняют обязанность эту, сменяя одних другими, и иные делят ночь на три, а другие на четыре части. Так Господь пришел к священным Апостолам в четвертую стражу ночи. Посему божественный Давид говорит: лежа на постели, отгонял я от себя сладостный сон, каждую стражу помышляя о Тебе, и песнопениями воздавал за оказанныя мне благодеяния, потому что Ты, как бы некиим покровом крил, охранял меня необоримым Твоим промыслом.
Пс.62:9. К Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня.
«Прильпе душа моя по Тебе». Даже и на малое время, говорит Пророк, не могу отрешить помысла своего от памятования о Тебе, но распаляемый горячею любовию, к памятованию о Тебе привязуюсь сею любовию, как бы некиим клейким составом. Потом показывает он плод любви.
«Мене же прият десница Твоя». Видя такую мою приверженность, удостоиваешь меня Твоего промышления.
Пс.62:10. А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли.
«Тии же всуе искаша душу мою». Стараются они умертвить меня, не сделавшаго им никакой обиды.
«Внидут в преисподняя земли». Но знаю, что преданы будут смерти. Потом предвещает и самый образ их кончины.
Пс.62:11. Сразят их силою меча; достанутся они в добычу лисицам.
«Предадятся в руки оружия». Потерпят сие от вражеской руки.
«Части лисовом будут». И подвергнутся сему не от сильных каких врагов, но от соседних иноплеменников, которые, подобно лисицам, иногда нападают, а часто, и почти всегда, прогоняемые обращаются в бегство. Представляющийся же с перваго взгляда смысл дает и то разуметь, что бóльшая часть падших на войне не удостоятся погребения, но оставлены будут на снедение зверям.
Пс.62:12. Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду.
«Царь же возвеселится о Бозе». А я не смертию их, говорит Пророк, от Тебя прияв царство, буду увеселяться, но Твоим промышлением, пользуясь которым избежал я всяких вражеских злоумышлений.
«Похвалится всяк кленыйся им, яко заградишася уста глаголющих неправедная». Наконец все свободно будут именовать его царем и клясться его спасением, не боясь уже клеветников, которых уста заграждены стали смертию. Ибо при жизни Саула боялись и говорить с Давидом, а по смерти его все безбоязненно воздали ему подобающую царю честь и стали клясться спасением царя, поставляя себе это в честь и в случай снискать благоволение.