Изъяснение псалма 63-го.
Пс.63:1. Начальнику хора. Псалом Давида.
«В конец, псалом Давиду». И сей псалом имеет то же содержание. Описывает же злоумышления Сауловы, и предсказывает избавление от оных.
Пс.63:2. Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага.
«Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к Тебе: от страха вражия изми душу мою». Приими молитву мою, Владыка, и укрепи ум мой, чтобы не бояться мне вражеских нападений.
Пс.63:3. Укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев.
«Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду». Сонмом называет Пророк собрание единомысленных и согласных на зло, и умоляет, чтобы ему, как бы некоею стеною, оградясь Божиим попечением, соделаться победителем сего сонма. Потом описывает различныя их ухищрения.
Пс.63:4. Которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой – язвительное слово.
Пс.63:5. Чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него и не боятся.
«Иже изостриша яко мечь языки своя, напрягоша лук свой, вещь горьку».
«Состреляти в тайных непорочна». Соплетают они клеветы, говорит Пророк, для уготовляемой против меня брани, между тем как не подал я к тому никакой причины. Ибо непорочным называет здесь невиннаго. Вместо «вещь горьку» Акила сказал: «речь горькую», а Феодотион: «слово горькое»; Симмах же перевел: «наполнили лук свой словом горьким». «В тайных» : по переводу Симмаха, «тайно», то есть, употребив засады и подстерегательство. Сие показывает и присовокупляемое:
«Внезапу состреляют его, и не убоятся». Из скрытной засады нападают внезапно, не боясь назирающаго Бога.
Пс.63:6. Они утвердились в злом намерении, совещались скрыть сеть, говорили: кто их увидит?
«Утвердиша себе слово лукавое, поведаша скрыти сеть». Сие яснее выразил Симмах: «утвердили слово лукавое, удумали скрыть сети». Умышляя о моей смерти, удумали и уговорились, какия ухищрения употребить против меня, и слова подтвердили самым делом. Но отваживаются они на сие, думая, что никто не промышляет о делах человеческих. Сие показывает и присовокупленное:
«Реша: кто узрит их?» Думают, что нет никакого судии над делами их.
Пс.63:7. Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца.
Пс.63:8. Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены.
Пс.63:9. Языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся от них.
«Испыташа беззаконие: изчезоша испытающии испытания». Устремили весь ум, придумали против меня всякия средства, не оставили ни одного вида козней, и явно нападая, и скрытно подстерегая, употребляя соглядатаев, обходя пустыни, осматривая места утесистыя.
«Приступит человек и сердце глубоко».
«И вознесется Бог». Яснее перевел сие Феодотион; выражается же так: «и разум мужа и сердце глубокое пронзит Бог стрелою». Хотя и тьмократно укроют свои начинания, явны оныя назирающему все Богу, Который открывает высоту Свою, подвергая таковых наказанию.
«Стрелы младенец Быша язвы их»,
«И изнемогоша на ня язы́цы их». Впрочем, и употребив столько хитрости, не достигли они цели. Как стрелы, пущенныя малыми детьми, не причиняют никакого вреда тем, в кого попадают, так и языки их не сделали никакого вреда ими пораженным, вред же обратился на самих поражавших.
«Смутишася вси видящии их». А увидевшие, что обманулись они в своих предприятиях, исполнились смятения и страха и подивились Божию промышлению. Сие показывают и последовавшия слова.
Пс.63:10. И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело.
«И убояся всяк человек: и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша». Ибо, размыслив о Божией попечительности, убоялись суда Божия.
Пс.63:11. А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся все правые сердцем.
«Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него». Преимущественно же ревнители законов Божиих, исполнившись веселия, утвердятся в уповании на Бога.
«И похвалятся вси правии сердцем». И у людей приобретут себе добрую славу направляющие помысл свой к Богу и не позволяющие себе ходить вне пути праваго.