Изъяснение псалма 64-го.
Пс.64:1. Начальнику хора. Псалом Давида для пения.
«В конец, псалом Давиду, песнь Иеремиева и Иезекиилева, людий преселения, егда хотяху исходити». Сии слова: «песнь Иеремиева и Иезекиилева, людий преселения, егда хотяху исходити», – прилагаются в некоторых списках, но их нет в еврейском, нет у других переводчиков, даже у семидесяти в экзаплах. И кажется, надписание сие прибавил кто-нибудь, не вникнув в мысль псалма и не изучив истории. Ибо, во-первых, Иеремия не участвовал в плене, но, получив дозволение жить, где хочет, избрал пребывание в отечестве. Притом псалом сей приличен вовсе не отходящим в пленение, но живущим в плену. Будучи вдали от отечества и желая воспевать Бога, но воспящаемые законом делать сие (ибо разсуждали: «како воспоем песнь Господню на земли чуждей» (Пс.136:4) в Вавилоне произнесли они, умоляя Бога: «Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалиме. Услыши молитву мою: к Тебе всяка плоть приидет». И все изречения псалма приличны живущим в Вавилоне. Желая возвращения, возносили они песнопение сие Богу. К предречению же о них присоединяется в псалме пророчество о спасении язычников.
Пс.64:2. Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет [в Иерусалиме].
«Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздастся молитва моя во Иерусалиме». В этом городе повелел Ты возносить Тебе песнь, посему умоляю, чтобы там была возсылаема Тебе молитва.
Пс.64:3. Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть.
«Услыши молитву мою». Приими моление мое и освободи меня от уз плена.
«К Тебе всяка плоть приидет». Сие заключает в себе ясное предречение о Боговедении язычников. Теперь, говорит Пророк, умоляем о том, чтобы возвратиться и возносить песнь в освященном Тебе храме, а чрез несколько времени весь род человеческий, избавившись от прелести многобожия, притечет к Тебе, истинному Богу.
Пс.64:4. Дела беззаконий превозмогают меня; Ты очистишь преступления наши.
«Словеса беззаконник премогоша нас». Симмах переводит так: «слова беззаконных возобладали мною», то есть, принужден я быть в рабстве у людей злочестивых и живущих в беззаконии. Потом Пророк открывает причину рабства.
«И нечестия наша Ты очистиши», то есть, не несправедливо осужден я на рабство, но за нечестие, на какое я издавна отваживался, от котораго умоляю избавить меня по Твоему человеколюбию. После сего пленники начинают ублажать пребывание в отечестве, потому что оно наставляет в благочестии и руководит к оному.
Пс.64:5. Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святаго храма Твоего.
Пс.64:6. Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко.
«Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих: исполнимся во благих дому Твоего»; то есть, счастлив и блажен народ, предпочтенный Тобою другим народам. Ибо, пребывая в священных дворах Твоих, пользуется приобретаемою там пользою и благословением.
«Свят храм Твой»,
«Дивен в правде». Храм Твой исполнен святыни и входящих Твоими словесами поучает правде Твоей.
«Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концей земли и сущих в мори далече». Здесь опять Пророк предсказывает спасение вселенной, и напоминает предречение патриарха Иакова, ибо им изречено: «не оскудеет князь от Иуды, вождь от чресл его, Дóндеже приидут отложеная ему: и Той чаяние языков» (Быт.49:10). Его-то и здесь Пророк назвал упованием «всех концей земли и сущих мори далече». А чрез сие означает как жителей островов, так и тех, которым досталось в удел населять по ту сторону лежащую сушу и пределы вселенной. Посему Пророк говорит: услыши нас Ты, Который в скором после сего времени озаришь весь род человеческий светом Боговедения. А потом изображает, сколько можно, силу Божию.
Пс.64:7. Поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом
Пс.64:8. Укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов!
«Уготовляяй горы крепостию Своею, препоясан силою»:
«Смущаяй глубину морскую, шуму волн его кто постоит?» Слово: «уготовляяй» Симмах перевел: «утверждающий», и слово: «смущаяй» Феодотион заменил словом: «укрощающий». Разумеет же Пророк следующее: горы делаешь Ты твердыми и неподвижными, а море, как угодно Тебе, приводишь в движение и снова утишаешь, так что не слышно и шума его; совершаешь же все сие неизреченною и неизмеримою силою, которою облагаешься как бы некиим поясом. Поскольку, препоясанный с большим удобством делает, что хочет, то Пророк и Божию силу в переносном смысле наименовал поясом. А после сего начинает уже по порядку описывать благия действия новаго завета.
«Смятутся язы́цы». Сим указывает на проповедь Апостолов, которая мгновенно произвела в людях смятение и волнение, по изречению Господа. Ибо Он сказал: «приидох разлучити человека с ближним его, сына на отца своего, дщерь на матерь свою, невесту на свекровь свою» (Мф. 10:35). А потом уже утишил бурю, и даровал мир.
Пс.64:9. И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли. Утро и вечер возбудишь к славе Твоей.
«И убоятся живущии в концах от знамений Твоих». Предшествовало смятение, а последовал страх, произведенный величием чудес, и научил благочестию.
«Исходы утра и вечера украсиши». Человеки, пораженные страхом, при виде чудес, оставив прежнее заблуждение и познав истиннаго Бога, при наступлении и окончании дня, возносят приятное и угодное Богу песнопение. Сие выразил и Симмах: «песнословят при наступлении утра и вечером».
Пс.64:10. Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил ее.
«Посетил еси землю, и упоил еси ю, умножил еси обогатити ю». Симмах перевел так: «многоплодием обогати ее». Уже не нам одним приносишь духовное напоение, но до сытости напаяешь и целую вселенную: «умножил еси обогатити ю».
«Река Божия наполнися вод». Симмах все три действия представил, как нечто желаемое: «посети землю и напой ее и обогати ее многоплодием из потоков Божиих, наполненных водами». Неплодную же древле вселенную Владыка соделал и благоплодною и многоплодною, напоив ее из Божественных потоков. А сии потоки Божии, исполненные вод, кто иные, как не божественные Апостолы, о которых сказал Владыка Христос: «веруй в Мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы» (Ин.7:38); и еще: «иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки: но вода, юже Аз дам ему, будет источник воды живыя текущия в живот вечный» (Ин.4:14)? А река Божия, по переводу седмидесяти, есть благодать Духа, разделяемая на потоки; и на одного изливает она слово премудрости, другому сообщает ведение, иному дарование исцелений, а иному роды языков, и чрез них напаяет вселенную. «Уготовал еси пищу им, яко тако (есть) уготование». Симмах перевел так: «плодотворным соделаешь всякое семя ея, так основал Ты ее». Ибо, освободив ее от прежняго заблуждения, соделаешь способною приносить зрелые плоды добродетели, которые и Тебя возвеселят, и произращающих препитают. А по переводу седмидесяти, приносимый плод служит пищею самим приносящим оный. Ибо сказано «уготовал еси пищу им, яко тако уготование Твое»; то есть, для того соделал Ты их приносящими плод, чтобы питались им.
Пс.64:11. Напояешь борозды ее, уравниваешь глыбы ее, размягчаешь ее каплями дождя, благословляешь произрастания ее.
«Бразды ея упой». Из сего видно, что это есть предречение будущаго, а не описание бывшаго.
«Умножи жита ея», то есть, продолжай, Владыка, подобно браздам некиим, напоевать их умы и возбуждать к плодоношению.
«В каплях ея возвеселится возсияющи». Возвеселят же и соделают ее процветающею благовременно приносимыя учителями капли росы.
Пс.64:12. Венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук.
Пс.64:13. Источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью.
«Благословиши венец лета благости Твоея». Лето благости есть наименованное у Исаии «лето Господне приятно». Ибо сказано: «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза мя, благовестити нищим посла мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно» (Ис. 61:1–2). Посему летом благости именует Пророк время по вочеловечении Спасителя нашего, как приносящее Ему единый плод – благочестие. Сему-то времени пророческое слово испрашивает благословения.
«И поля твоя исполнятся тука»
«Разботеют красная пустыни, и радостию холми препояшутся». По явлении сей благости прежняя пустыня даст зрелый плод, и холмы, оскверненные бесовскими жертвами, прияв на себя непрестанно песнословящих Бога и возлюбивших ангельскую жизнь, соделаются как бы светлыми и знаменитыми. И сказанное подтверждается самым делом. Ибо видим, что все притекают к поселившимся на вершинах гор и упражняющимся в самой высокой добродетели.
Пс.64:14. Луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют.
«Одеяшася овни овчии». Овнами овчиими и Пророк Иезекииль именует сильных. Но Пророк обвиняет их, что паслись они на благой пажити, а останок ногами попирали, пили чистую воду, а останок ногами возмущали (Иез. 34, 18); но здесь и им предрекается доброе. Ибо Давид говорит, что одеялись и облеклись они: качество одежды сей показывает божественный Павел. Ибо говорит «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал.3:27). Поскольку Владыка Христос первоначально избрал рыбарей, живущих трудами рук и в бедности, то благодать Духа предвещает также спасение богатых и властелинов. Посему говорит: «одеяшася овни овчии». Ибо не другия только овцы, но и самые овцы приступают к спасительному крещению.
«И удолия умножат пшеницу». И получившие в удел бедность, избрав жизнь благочестивую, принесут Богу плод свой, кто – тридцать, кто – шестдесят, кто – сто.
«Воззовут, ибо воспоют». Все же поименованные выше со всем усердием воспоют Бога, даровавшаго роду человеческому такое пременение.
Знаем, что иные писатели, поверхностно выразумев сказанное в псалме, утверждали, будто бы все сказанное в нем совершилось по возвращении из плена, и сверх свободы дарованы были иудеям плодородие и обильные дожди, так что наводнился Иордан, который, по словам их, и назван рекою Божиею. Но дознав из истории, что ничего подобнаго не было, что иудеи долгое время жили в великой бедности, как показал это Эздра; а притом нашедши в псалме ясное предречение о спасении язычников (в нем сказано: «к Тебе всяка плоть приидет», и: «услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концей земли, и сущих в мори далече»), – сообразным с сими изречениями признал я данный мною псалму сему смысл. А любители басен, мечтая о построении Иерусалима и разсказывая свои подобные сновидениям вымыслы, говорили, что сего еще не было, но будет по призвании иудеев: так к искажению иных догматов приложили они и эту баснь. Но мы, предоставляя им суесловить, будем держаться Божественных словес, взывая с Давидом: «светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим» (Пс.118:105).