Псалом 64
В конец, псалом песнь Давиду, песнь Иеремиева и Иезекиилева, людей преселения, егда хотяху исходити. С Евр.: «Начальнику хора. Псалом Давида для пения». О сем надписании уже сказано в статье: Предварительные сведения о псалмах. «Все изречения сего псалма, – говорит бл. Феод., – приличны живущим в Вавилоне. Желая возвращения, они возносили сие песнопение Богу. К предречению же о них присоединяется в псалме пророчество о спасении язычников». «В сем псалме, – говорит св. Афан., – пророк вводит лице язычников, уверовавших во Христа, которые укоряют мудрецов века сего, себе же просят отпущения прежнего нечестия».
2. Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалиме.. С Евр.: «Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет (в Иерусалиме)». Слова: во Иерусалиме нет ни в Еврейском, ни в Греческом тексте Римск. издания, но читают бл. Феод. и св. Афан. Первый из этих толковников разумеет здесь молитву Евреев, находящихся в Вавилонском плену, последний – христиан, которые приносят молитвы в Иерусалиме, т.е. в Церкви земной и желают возносить оные в небесном Иерусалиме.
3. К Тебе всяка плоть приидет, т.е. все люди. «Сим благовествует о призвании всех язычников (Иоил. 2:28)», говорят св. Афан. и бл. Феод.
4. Словеса беззаконник премогоша нас, и нечестия наша Ты очистиши. С Евр.: «Дела беззаконий превозмогают меня: Ты очистишь преступления наши». «Словесами беззаконника, – говорит св. Афан., – называет мудрость мудрецов века сего, от которой изнемогли они, утратив истинное ведение. И нечестия наша Ты очистиши. Молятся об избавлении от того нечестия, какому предались во время своего заблуждения». По мнению бл. Феод., это говорят Еврейские пленники в Вавилоне. Т.е. «принужден я быть в рабстве у людей злочестивых и живущих в беззаконии. Потом пророк открывает причину рабства». Это – нечестие, от которого и молят Бога избавить их.
5. Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих. Т.е. блажен тот, кого Ты, Господи, избрал, предпочел другим и приял в Свое благоволение. Таковый будет обитать в священ. дворах Твоих. Или, как с Евр.: «Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтоб он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, св. храма Твоего». Исполнимся во благих дому Твоего. Говорят это пленные, умоляющие о возвращении. По возвращении, мы исполнимся благами св. храма Твоего – учением, пророчествами, чудесами, благодатию, спасением. Св. Афанасий под блаженными разумеет христиан, достигших почести вышнего звания, под благими дому – различные дарования Св. Духа. Свят храм Твой, – ибо есть селение Божие, – исполнен святыни, освящает других; по св. Афанасию: всякий христианин есть святой храм Божий (1Кор. 3:17).
6. Дивен в правде, т.е. «храм Твой, Господи, словесами Твоими приходящих научает правде Твоей» (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Страшный в правосудии». Услыши ны, Боже, Спасителю наш и проч. «Здесь опять пророк предсказывает спасение вселенной, и напоминает предречение патр. Иакова (Быт. 49:10). Его-то (т.е. Господа Иисуса Христа) пророк называл упованием всех концей земли, и сущих в мори далече. А чрез сие означает как жителей островов, так и тех, которым досталось в удел населять по ту сторону лежащую сушу и пределы вселенной» (Бл. Феод.).
7. Уготовляяй горы крепостию Своею. Уготовляяй с Евр.: «Поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом». Своею силою Ты делаешь горы твердыми и неподвижными (Бл. Феод.). Св. Афанасий под горами разумеет сопротивные силы, коих Бог уготовляет к наказанию.
8. Смущаяй глубину морскую, шуму волн его кто постоит377? С Евр.: «Укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов»! Смущаяй и проч. Т.е. Един Господь производит бури на море, и снова утишает его. Св. Афанасий под морем разумеет здесь множество нечистых духов, коих смутило пришествие Христово. Смятутся язы́цы. «Сим указывается на проповедь Апостолов, которая мгновенно произвела в людях смятение и волнение» (Бл. Феод.).
9. И убоятся живущии в концах от знамений Твоих. С Евр.: «И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли». Под знамениями разумеются чудные явления и дела Божии. В концах, т.е. на пределах земли убоятся народы, видя чудные явления и дела Божии. «Предшествовало смятение, а последовал страх, произведенный величием чудес, и научил благочестию» (Бл. Феод.). «Когда смятутся язы́цы, т.е. полчища демонов, тогда и живущие на пределах вселенной люди убоятся Тебя, увидев великие знамения; разумеет же знамения, бывшие во время пришествия Христова» (Св. Афанасий). Исходы утра и вечера украсиши. С Евр.: «Утро и вечер возбудишь к славе Твоей». Украсиши378 – радуешь, утешаешь. Т.е. явлением чудес Твоих Ты радуешь восток и запад, т.е. весь мир. «Когда населяющие вселенную люди, увидев великие знамения, убоятся добрым страхом; тогда во время утренних и вечерних исходов, т.е. во всякое время будет радование у них, восхищаемых тем, что совершено Твоим пришествием» (Св. Афан.).
10. Посетил еси землю, и упоил еси ю, умножил еси обогатити ю. С Евр.: «Ты посещаешь землю, и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее». – Т.е. посетил Ты, Господи, милостию землю нашу, и обильно напоил ее водою и премного обогатил плодами; по бл. Феодориту: «До сытости напояешь и целую вселенную». Река Божия наполнися вод. С Евр.: «Поток Божий полон воды». Может быть, здесь разумеется Иордан, который славился своим многоводием379, и необыкновенный благотворный дождь, наполнивший водами Иордан и оплодотворивший землю Иудейскую после той страшной засухи, которую предсказывал св. пророк Аггей (Агг. 1:10–11). Отцы и учители разумеют в духовном смысле. «Река Божия, – говорит бл. Феод., – есть благодать Духа, разделяемая на потоки»; по св. Афан. – «евангельское слово», а воды – «Бож. обетования и духовная пища. Уготовал еси пищу им, яко тако (есть) уготование380. С Евр.: «Ты приготовляешь хлеб; ибо так устроил ее». Симмах перевел: «Плодотворным соделаешь всякое семя ее, так основал Ты ее». – Т.е. потому Ты даешь пищу людям, что так уготовал или устроил землю, т.е. чтобы чрез орошение она приносила плоды. По бл. Феодориту, «для того соделал Ты их (верующих, освободившихся от прежнего заблуждения) приносящими плод (духовный), чтобы (сами приносящие) питались им». Св. Афанасий разумеет также духовную пищу: «говорится, что она уготована; потому что прежде сложения мира определена тайна о Христе, Который есть хлеб сшедый с небесе. Ин. 6:33».
11. Бразды ея упой, умножи жита381 ея: в каплях ея возвеселится воссияющи. С Евр.: «Напояешь борозды ее, уравниваешь глыбы ее, размягчаешь ее каплями дождя, благословляешь произрастения ее». Вместо воссияющи св. Афанасий читает прозябающи – производящая. Т.е. напой водою борозды земли (или полей), умножь ее плоды, да возвеселится раждающая земля чрез капли или чрез орошение ее росою и дождем; спаси нас от засухи, да орошается земля; и таким образом да возвеселится плодами своими. Св. Афанасий под браздами разумеет «сердечные глубины, под житами – благочестивые помыслы, под каплями – малыя Бож. дарования». – Бл. Феод.: в каплях ея возвеселится и проч. – «возвеселят же (т.е. душу верующего) и соделают ее процветающею благовременно приносимые учителями капли росы» (т.е. учения или слова Божии).
12. Благословиши венец лета благости Твоея, и поля Твоя исполнятся тука382. С Евр.: «Венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук». Венец есть символ величия и вместе счастия, а здесь, как видно из сего и последующих стихов, означает особенное плодородие земли. Потому, благословлять венец лета благости Божией значит – благословлять время на особенное плодородие и благополучие, которое зависит от обилия земных плодов. Благослови, Господи, увенчай это время Твоего благоволения, или увенчай Твою благость особенным плодоношением земли, именно да будут поля Твои полны тука, тучности, т.е. плодородия, обилия плодов. Св. Афанасий под летом разумеет «время будущего века, который потому называется венцем благости, что в оное святые увенчаются великою благостию, а под полями – души уверовавших»; Бл. Феод. под летом благости разумеет лето Господне приятно (Ис. 61:1–2), т.е. время по вочеловечении Спасителя – время духовного плодоношения или благочестия.
13. Разботеют383 красная384 пустыни, и радостию холми препояшутся. С Евр.: «Источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостию». Красная пустыни. Под пустынею Евреи разумели и в собственном смысле пустыни и места пустые – луга, пастбища. Под словом красная можно разуметь то, что украшает луга и пастбища – сочную траву, чистую воду и т.п. Да увеличится или усилится то, что составляет красоту лугов или пастбищ:, и холмы да препояшутся радостию – да украсятся тем, что радует человека, – цветами, тенистыми деревьями, кустарниками и т.п. В духов. смысле св. Афанасий под горами разумеет св. Апостолов и Евангелистов, которые были упитаны духов. дарованиями, под пустынею – Церковь из язычников, под холмами – предстоятелей Церкви. Бл. Феодорит под красотою пустыни и холмов разумеет равноангельскую жизнь христиан, поселившихся на вершинах гор и упражняющихся в самой высокой добродетели.
14. Одеяшася овнии овчии385. Прошедшее вместо будущего.
Т.е. да оденутся лучшею шерстию овны пасущегося там (на пастбищах и холмах) стада; удолия, т.е. долины да умножат хлеб. Видя это, люди в благодарном и радостном чувстве воззовут к Тебе и воспоют хвалебные и благодарные песни или проще: с восклицанием воспоют Тебе. С Евр.: «Луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом; восклицают и поют». Св. Афанасий под овнами овчими разумеет «народных правителей, одетых в одежду нетления и ризу веселия, и св. Апостолов; под удолиями – бесплодные прежде души язычников и после исполнившиеся плодов духовных». – По бл. Феодориту, овны овчии – «люди сильные (Иез. 34:18), облекшиеся во Христа; удолия – люди бедные, приносящие плоды Богу».
* * *
Слова: кто постоит τις αποςησετα. – находятся в Комплютен. издании LХХ, и нет их в Римск. и в Еврейском тексте; в Вульг: qui conturbas produndum maris, sonum fluctuum ejus. Ты, Который возмущаешь глубину моря, шум волн его.
Украсити τερψεις – τερπω – радую, веселю и т. п.
См. Зах. 11, 3. – шатание Иорданово – с Евр: еlаtіо, superbia – возношение, гордость Иордана, т. е. многоводие. Под. Иер. 50, 44 – рыкание (superbia) Иорданово.
Уготование ετοιμασια – готовность, укрепление, обеcпечение.
Жита γεννηματα – всякія произведения, плоды. Возсияющи ανατελλουσα – λω – произвожу, являюсь, возникаю. Vulg: germinans.
Тука Вульгат: ubertate – плодовитости, обилия плодов. Стези у Гезеніуса – gleis – колея; или: оrbіta – колея и участок земли. Здесь можно разуметь облака или небеса.
Разботеют πιανθησεται от πιανω – утучняю, делаю плодоносным, умножаю, усиливаю, увеличиваю.
Красная ωραια – ος – зрелый, хороший, расцветший, прекрасный. Так в Компл. издании LХХ, а в Римск. τα ορη – горы, холмы.
Овчии προβατων – τον – всякое четвероногое животное, скот, стадо.