Псалом 62
Пс.62:1. Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей.
НАДПИСАНИЕ
В Еврейском тексте: Песнь Давидова.
Пространнейшее описание бытия сего зри в первой книге Царств в гл. 21 и 23.
СОДЕРЖАНИЕ
Сей псалом содержит молитву, растворенную благочестивыми размышлениями, которыми Давид, находяся посреде скорбей, страданий и печалей, утешал себя. К сим присовокуплены обеты, которые возсылал он к Богу посреде страхов и опасностей.
Пс.62:2. Боже, Боже мой, к тебе утренюю: возжада тебе душа моя, коль множицею тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне.
Сими словами описывает Давид, в чем он упражнялся будучи в пустыне, при наступлении каждаго дня, и глаголет, что первое упражнение его состояло во взыскании Бога и во исповедании пред Ним бедствий своих. Аки бы сказал: Господи Боже мой, крепосте и сила моя, без Негоже ничтоже есмь, и ничтоже могу! к Тебе утреннюю, к Тебе духовному и несозданному свету возвожу мысленный мой взор, коль скоро утренний свет озарит мои телесныя очи. Сие же того ради творю, понеже душа моя желает и стремится к Тебе, яко ко свету и виновнику веселия моего: но и самая плоть моя многоразличными образы жаждет к Тебе, яко источнику всех благ, яко к пище своей, яко к питию, якоже сухая земля жаждет дождя, без котораго не может никакого плода произвести. За сим описывает местоположение и свойства той пустыни, в которой гонимый укрывался, нарицая оную землею пустою, непроходною и безводною. А сим показывает, что земля оная хотя была необитаемая, и не имела даже и самых нужных вещей к содержанию жизни, однако послужила ему вместо храма святаго, где он являлся пред Богом чрез восхождение мысленное, как следует ниже.
Пс.62:3. Тако во святем явихся тебе, видети силу твою и славу твою.
Слово тако, немалую здесь имеет силу, аки бы сказал: хотя в пустыне сей ничего кроме печальнаго и унылаго не представляется, ибо дикость места поражает и душу и чувства: однако я и здесь удовольствие нахожу, упражняяся в умозрении величества и славы Твоея, так как бы был я во святилище Твоем. Ибо душа, чем более устраняется от плотских пристрастий и чем более презирает земныя вещи, тем удобнее возносится к богомыслию и созерцанию небесных. Давид, доколе имел свободу во святилище ходить, дотоле никогда не пренебрегал присутствовать при богослужении и законных обрядах, дабы видеть образ славы и величия Божия, приосенявшаго олтарь. Ныне, будучи удален от храма, утешает себя духовным зрительством Бога. Да и самым делом доказывает, колико успел он в благочестивых упражнениях оных, которыя повелел Господь в законе. Сие свидетельствуют псалмы и песни его. Грубые и суеверные люди, доколе видят пред очами своими священные обряды, дотоле с усердным жаром стремятся к небу; но как скоро священное зрелище кончится, тотчас и вера исчезает в них. Но Давид хотя ныне и удален от внешних обрядов, однако память оных сохраняет, дабы чрез то усерднее вознестися мыслию к Богу, Котораго образ видел сияющ во святилище.
Пс.62:4. Яко лучши милость твоя паче живот: устне мои похвалите тя.
Пс.62:5. Тако благословлю тя в животе моем и о имени твоем воздежу руце мои.
Понеже люди, наслаждающиеся земными благами, Бога почти совсем забывают: сего ради Пророк утверждает, что лучше нам умереть, и при смерти возложиться на милость Божию, нежели уповать на жизненная видимая благая. Аки бы сказал: милость Твоя, Господи, лучше мне паче самыя жизни. Ибо она не токмо жизнь мне дарует, но и сохраняет ю; и хотя бы жизнь сию погубил для Тебя, но милость Твоя паки возвратит мне оную несравненно блаженнейшую: но ежели сохраняя жизнь мою, лишуся милости и благоволения Твоего, то и жизнь мою и милость Твою погублю. И потому, что бы со мною ни случилось, счастие ли или несчастие, буду прославлять Тебя во всякое время, и в молитвах моих воздевать руки мои, благословляя имя Твое, и от Тебя единаго ожидая помощи в злополучии, и паки Тебе единому возсылая благодарение в благополучии. Обычай воздевать руки к небу во время молитвы, был издревле употребителен: о чем зри в книге Исх. 17:11, и 1Тим. 2:8.
Пс.62:6. Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят тя уста моя.
Тук и масть не телесное нечто означает здесь, но духовное утучнение, состоящее в благодатных дарах Духа Святаго, то есть, в туке мудрости и правды. Сего духовнаго тука, по примеру Давида, можем желать и просить и мы, находящиеся во многоплачевной и бедственной юдоли сей; речено бо есть: блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся (Мф. 5:6). Но в смысле буквальном Давид сими преносными словами обещает себе от Бога и временных благ изобилие. Ибо хотя псалом сей сочинил будучи уже в покое и в изобилии: однако вероятно, что во время пребывания своего в пустыне, где без сомнения скитался гладен и алчен, просил и телеснаго насыщения, котораго лишался. Сей его пример научает нас, дабы мы не завидовали, когда нечестивые роскошествуют и пресыщаются, изобилуя всем, а мы яко нищие алчем и жаждем. Ибо бедность и недостаток могли и Давида привесть в отчаяние: но понеже ведал он, что Господь силен есть препитати душу тщу, и алчущу, сего ради надеялся, что по милости Его ни в чем недостатка иметь не будет. А как Бог и наше терпение искушает иногда многими нуждами в жизни сей, то отсюду научимся терпеливно сносить недостатки, донележе приидет время полнаго насыщения. Впрочем под именем тука и масти не должно разуметь такое пресыщение, какое примечается у людей мирских, которые, неумеренно роскошествуя, наполняют чрево, и таким образом будучи обременены пищею, делаются ни к чему неспособными: ибо Давид предполагает здесь умеренность в насыщении, дабы быть всегда готову к песнопению и хвалению Бога.
Пс.62:7. Аще поминах тя на постели моей, на утренних поучахся в тя:
Пс.62:8. яко был еси помощник мой, и в крове крилу твоею возрадуюся.
Понеже немного выше сказал, благословлю Тя в животе моем, сего ради и здесь повторяет то же, обещая всегда памятовать благодеяния Божия, и быть достойным отеческих милостей Его. Помяну Тя, глаголет, и во время глубокия нощи, лежа на постели, и во время утренних часов, стоя на молитве, помыслю о Тебе, яко был еси помощник мой. А понеже сказал, яко был еси помощник мой, то, дабы не возмнился по приятии благодеяний быть безпечен, и о Божием покровительстве ктому уже не тщателен, присовокупляет: и в крове крилу Твоею возрадуюся, то есть, и впредь буду покоиться под тению крил Твоих, радуяся. Ибо не буду бояться угрызения внутренних и внешних псов, сокровен будучи под крылами небеснаго орла.
Пс.62:9. Прильпе душа моя по тебе: мене же прият десница твоя.
Сими словами Пророк означает, что душа его, привлеченная Божиими благодеяниями, так крепкою любовию прилепилася к Нему, что никакою силою искушений отторжена быть не может от Него, и что он готов повсюду следовать за Ним, хотя бы самый далечайший и труднейший путь надлежало предпринять, или какия бы затруднения ни сретили его. Прильпе, глаголет, душа моя по Тебе, то есть, готова следовать за тобою, куда ни повелишь. А дабы не возмнил кто, что он приписывает сие силам своим, сего ради присовокупляет: мене же прият десница Твоя. Аки бы сказал: того ради готов есмь следовать за Тобою, понеже Ты привлекл мя еси. Отсюду явствует, что прилепиться к Богу, не значит простою и безплодною любовию любить Бога, но любить Его душею, и от души заповеди Его хранить. Аще бо кто любит Мя, глаголет Господь, той слово Мое соблюдет (Ин. 14:23). Сего ради не сказал: прильпе к Тебе, но по Тебе, то есть, Тебя любя, Тебе последуя, и Тебе покаряяся. Коль убо блажен тот человек, который прямо рещи может: прильпе душа моя по Тебе, и который не токмо в крове крил Божиих надеется, но и от всего сердца так любит Бога, что со Апостолом сказать может: кто мя разлучит от любве Божия? (Рим. 8:35). Но более блажен тот, кто собственным опытом, сосвидетельствующу ему Духу Святому, говорить научился: мене же прият десница Твоя. Ибо сам Господь о таковых глаголет: никтоже может восхитити их от руки Моея (Ин. 10:28).
Пс.62:10. Тии же всуе искаша душу мою: внидут в преисподняя земли:
Пс.62:11. предадятся в руки оружия, части лисовом будут.
Сущность слов сих такая, что враги Давидовы, хотя ныне стоят над его главою, однако скоро падут и погибнут: понеже Бог стремглав низринет их, и не токмо погибели предаст, но и сделает то, что трупы их, без погребения лежать будут на земле. Ибо быть частию лисиц означает то же, что быть на части растерзану и изъедену от зверей. Бог часто угрожает сею казнию людям нечестивым, что на них и сбывается. Они погибши от меча, делаются добычею голодных волков и псов. Бог не удостоивает их даже и погребения. Правда, то же случается иногда и с людьми благочестивыми, так как временныя казни общия суть и злым и добрым: но различие в том состоит, что Бог кости рабов Своих, разсеянныя повсюду, собирает и хранит под верною стражею, дабы ни едина из них не погибла (Пс. 33:21). Но разсеяние костей людей отверженных есть начало вечныя погибели.
Пс.62:12. Царь же возвеселится о Бозе: похвалится всяк кленыйся им, яко заградишася уста глаголющих неправедная.
Понеже Бог не токмо частно помогал Давиду, но и в лице его промышлял о благосостоянии всея церкви: сего ради прилично общую радость, соединяет с своею, так как от главы зависела целость всего тела. Здесь заметить должно благочестивое великодушие Давида; ибо, будучи отвсюду окружен многими смертьми, не сомневается нарицать себя царем. Хотя обещаннаго царства еще не получил, однако стяжание онаго объемлет верою. Впрочем когда говорит о веселии, которое полагает в Боге, тем признает себя благодарным пред Богом; еще же и милость Его превозносит, относя оную к сохранению всех благочестивых. Ибо сказали мы, что благосостояние избраннаго народа не могло иначе пребывать в целости, как разве при цветущем состоянии царства Давидова. Ибо Бог под образом онаго хотел нас научить, что все блаженство наше, и вся слава наша основана на Христе. Чрез кленущихся именем Его, то есть, именем Божиим, разумеет всех благочестивых людей. Ибо как клятва есть род богопочтения, где Бог поставляется свидетелем и судиею, то засвидетельствование благочестия часто под именем клятвы разумеется не потому, аки бы Бог за истинных почитателей Своих признавал токмо тех, которые обносят во устах священное имя Его. Ибо многие есть и такие, которые, беззаконно кленяся, наносят Ему претяжкую обиду, а другие и самыми легкомысленными и пустыми клятвами зело унижают величество Его, каковы суть лицемеры, во зло употребляющие имя Его. Но Давид не иных здесь чрез кленущихся означает, как токмо тех, которые с благоговейным почтением именем Божиим кленутся, и которых языкам соответствуют сердца: что и из противоположения явствует лучше. Ибо кленущимся именем Бога противополагает глаголющих неправедная, которыми словами не токмо вероломных и коварных людей замечает, но и таких, которые проклятыми лжами имя Божие оскверняют.