Источник

Псалом 63

Пс.63:1. В конец, псалом Давиду.

НАДПИСАНИЕ

В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу песнь Давидова.

СОДЕРЖАНИЕ

Сей псалом содержит жалобу, растворенную молитвами. Давид, чтоб лучше преклонить Бога на милость, жалуется Ему то на жестокую лютость своих врагов, то на их злыя коварства и козни. Потом, обращая очи к Богу, ободряет себя лучшим успехом. Некоторые псалом сей относят ко Христу, Котораго образ носил на себе Давид, також к мученикам и к другим праведным мужам. Здесь предлагается толкование буквальное, а таинственное изволяяй да чтет в первом издании.

Пс.63:2. Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к тебе: от страха вражия изми душу мою.

Пс.63:3. Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду:

Пророк по обычаю своему, во-первых, просит выслушания, потом предлагает, чего желает от Бога. Услыши, глаголет, глас мой, внегда молитимися. Гласное моление знак есть сильнаго и жаркаго движения духа, аки бы сказал: сотвори, молю, да не всуе молюся. За сим тотчас приступает к бедствиям своим, коими угнетаем был, упоминая о страхе смертельном, наносимом от врагов, потом и о других обстоятельствах, дабы лучше приобресть милость Божию. Аки бы сказал: молю, свободи мя от страха врагов, хотящих убить меня; сотвори, дабы они или не могли, или не желали убить. Во втором стихе глаголет, что он имеет подвиг не с одним врагом, но со многими, и потому не равносилен к выдержанию нападений их, аще Бог не поможет ему.

Пс.63:4. иже изостриша яко мечь языки своя, напрягоша лук свой, вещь горьку,

Пс.63:5. состреляти в тайных непорочна: внезапу состреляют его, и не убоятся.

Хотя враги всеми образы ярилися на Давида, но он наипаче обвиняет ядовитую злость языка их. Из чего видеть можно, что он говорит здесь особливо о клевете и ложных наговорах, коими неповинно пред народом обносим был, и потому в ненависти находится. Итак сравнивает языки их с мечами, а ядовитыя и огорчительныя слова с стрелами. Напротив того, себя оправдывает, показывая, что они мещут стрелы на человека праваго и невиннаго. На сем основании, ободряет себя надеждою получить просимое; поскольку не зная за собою никакой вины, от злых и беззаконных людей напрасное нападение терпел. А когда говорит, что они луки свои напрягают и стрелы мещут тайно и скрытно; тем знать дает, что они исполнены многоразличныя хитрости, и что не токмо весьма склонны ко вреду и крайне бдительны, но и зело замысловаты и осторожны, так что скорее пронзят сердце человека, нежели может он возиметь какое-нибудь подозрение на них. К сему присовокупляет другое обстоятельство, говоря, что они мещут ядовитыя стрелы свои, и не боятся. А таковая безопасность означает самую отчаянную дерзость людей нечестивых, которые, будучи стократно изобличены, продолжают злодействовать. Ни страх Божий, ни стыд человеческий не сильны удержать их от убийственной склонности. Сие обстоятельство тем важнее, что, по причине поврежденнаго нашего естества, скорее и удобнее делается зло, нежели добро. Злые люди заслуживали бы наше сожаление по несчастному их состоянию; но понеже они не усыпают, Дóндеже не сотворят зла другим, и Дóндеже не погубят, то посему не только достойны нашего отвращения, но и всякаго проклятия.

Пс.63:6. Утвердиша себе слово лукавое: поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их?

Пс.63:7. Испыташа беззаконие: изчезоша испытающии испытания: приступит человек, и сердце глубоко.

Здесь, во-первых, жалуется на жестокосердие врагов и на их беззаконное согласие. Потом присовокупляет речь о их дерзости, с каковою они отважились на все, в чем, без сомнения, больше смелости придавала и робость Давидова, котораго видели они лишенна всякия помощи, и потому отважнее вооружались на беднаго человека. К сему присовокупляет нечто о их взаимных между собою разглагольствиях и об изыскании способов, каким бы образом погубить его, но потаенно, дабы скрыть хитрые наветы свои. Совещаша скрыти сеть, реша: кто узрит их? В следующем 7 стихе более увеличивает коварства их: ибо говорит, что они испытали все способы, служащие ко вреду, и ничего не оставили без изследования, что в Еврейском тексте весьма ясно изображено так: изследоваша неправду следствием (хитро) изследованным. К сему присовокупляет речь о самых скрытнейших убежищах их; ибо чрез сердце глубокое разумеет самые коварные виды, которыми обыкновенно прикрывают себя злые люди, и которых глубину проникнуть не возможно. Вкратце сказать, сущность места сего такая, что враги не токмо явною силою, но и сокровенною злобою устрояли погибель Давиду, и в том столько были остроумны и искусны, что из самых глубочайших недр мрака умели извлекать способы, служащие ко вреду.

Пс.63:8. И вознесется Бог: стрелы младенец Быша язвы их,

Давид, будучи удостоверен, что молитвы его будут не тщетны, паче же чувствуя, что Бог уже услышал их, ободряется духом и восприемлет лучшия надежды. Ибо хотя не видел еще мщения Божия над врагами, однако надеялся на правосудие Божие, которое им и предвозвещает, чрез что являет нам преизящное веры своея доказательство. Он, видя людей нечестивых благоденствующих и счастием своим гордящихся, а Бога презирающих и мщения Его не боящихся, не падает под бременем уныния или отчаяния, но духом своим возносится выше, ожидая, доколе Бог, по долговременном терпении, явит правосудие свое. Притом и незлобие свое доказывая, прощает врагам нанесенныя ему обиды. Что бо, глаголет, Быша язвы их, как разве стрелы, пускаемыя руками младенцев? Руки младенцев некрепки и слабы, и потому неудобны какой-либо чувствительный вред причинять.

Пс.63:9. и изнемогоша на ня язы́цы их: смутишася вси видящии их.

Продолжает ту же мысль, как бы так говоря: какой бы яд в мыслях своих ни составляли и как бы его языками своими ни прикрывали, но яд оный не для меня, а для них будет смертоносен. То же, хотя иными словами, изобразил инде: ров изры, и ископа, и падет в яму, юже содела (Пс. 7:16). И инде: сего ради изнемогут в них мнози и падут, и сокрушатся (Ис. 8:15). Сия есть праведная нечестивым награда: Бог видимо обращает на главу их все те козни, которыя они устрояют добрым и простосердечным людям. Примеры таковаго правосудия ежедневно представляются очам нашим, хотя многие не верят им. При конце стиха говорит, что род наказания будет примечателен: понеже де вси видящии их смятутся и вострепещут. Ибо как слепотствующие люди проходят без внимания Божия судьбы, то по нужде являет Бог приметные знаки правосудия Своего, дабы мир, видя их, поражался страхом.

Пс.63:10. И убояся всяк человек: и возвестиша дела Божия, и творения его разумеша.

Пс.63:11. Возвеселится праведник о Господе и уповает на него: и похвалятся вси правии сердцем.

Пророк полнее описывает здесь тот плод, который произойти имел от правосудия Божия. Аки бы сказал: люди пораженные новым сим и необыкновенным зрелищем, которые прежде промысл Божий за ничто поставляли, начнут лучше разсуждать о том, чему они доселе не верили, и одни другим то же будут пересказывать. Таким образом Давид не к малому числу людей относит достопамятный пример милости Божией, явленныя к нему, но говорит, что он повсюду известен и славен будет. Сего ради полагает всех человеков, глаголя: убоится всяк человек, то есть, все и каждый человек принужден будет признать дело Божие, и быть онаго проповедником. В последнем стихе еще больший и обильнейший плод описывается: ибо Пророк показывает, что избавление его подаст случай всем благочестивым людям к веселию, к благой надежде и к безгрешной похвальбе. Чего ради? Понеже узнают, что Бог и к ним таков же есть, каковым явил Себя к рабу Своему Давиду. Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него: и похвалятся вси правии сердцем. Здесь заметить должно, что Пророк в последнем члене нарицает правыми сердцем тех же самых людей, которых в первом наименовал праведниками, дабы знали мы, что Богу не иная правда приятна, как токмо та, которую износит из себя внутреннее человека чистосердечие.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle