Источник

Псалом 62

Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей. Таким надписанием начинается этот псалом. Из этого надписания видно, что псалом этот принадлежит Давиду и составлен им во время пребывания его в пустыне Иудейской, или по случаю этого пребывания. Из библейской истории известны два случая пребывания Давида в пустыне: первый, когда он, помазанный на царство, укрывался бегством от гонения царя Саула, который преследовал и всячески старался изловить и умертвить его (1Цар.23:14–28), и второй, когда он также бегством из Иерусалима принужден был спасаться от преследования восставшего против него сына его, Авессалома (2Цар.15:23, 28). Хотя некоторые из новейших исследователей и толковников небезосновательно относят происхождение этого псалма к последнему случаю, но мы, согласно с мнением св. отцов Церкви (св. Афанасия Александрийского, блж. Феодорита и др.), находим более основательным и более согласным с самым содержанием псалма признать, что этот псалом написан Давидом в то время, когда он скрывался в пустыне Иудейской от преследований Саула [3, с. 205:6, с. 285].

Из содержания этого псалма видно, что псалмопевец находится в земле пустой и безводной, вдали от того места, в котором находилось тогда святилище скинии Божией с ковчегом Завета, и его душа томится желанием созерцать силу и славу Божию, как он прежде созерцал ее во святилище (ст. 2–3). Далее, он выражает пламенную любовь к Богу, готовность к прославлению Его, твердое упование на Него и радостную уверенность, что десница Божия поддерживает и защищает его от врагов, ищущих его погибели (ст. 4–9). Наконец он предсказывает, что гонители его, искавшие смерти его, сами погибнут, а он, в звании и положении царя, возвеселится о Боге, те же, которые были враждебными ему и распространяли о нем неправду, должны будут умолкнуть (ст. 12). Во всем вообще псалме выражается светлое и радостное настроение души Давида,

Ст. 1 Составляет надписание, объясненное выше.

Пс.62:2–3 Боже, Боже мой, к тебе утренюю: возжада тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне. Тако во святем явихся тебе, видети силу Твою и славу Твою.

Утренюю – от слова «утреневати», что значит «рано вставать, бодрствовать утром»; к Тебе утренюю – то же, что «ранним утром стремлюсь к Тебе». Кратко, но весьма выразительно в изречениях этих стихов, как и в последующих за ними, псалмопевец выражает любовь свою к Богу. «Поскольку Давид, – говорит св. Иоанн Златоуст, – не мог любви своей представить словом, то поэтому в разных вещах ищет примеров, чтобы по крайней мере так выразить для нас влечение свое и сделать нас участниками своего вожделения. Ибо желая показать чрезмерность расположенности и изобразить силу любви, говорит: возжадала душа моя, т.е. возжелала» [7, с. 478, прим. 1]. Как человек, находящийся в пустыне, постоянно мучается жаждою и стремится к чистой и сладкой воде, способной утолить его жажду, так и я, говорит псалмопевец, ищу Тебя, Господи, от ранней зари, в молитвах к Тебе провожу утреннее время и молитвою моею посвящаю Тебе начало дня. Жаждет Тебя, томится по Тебе не только душа моя, но и самое тело мое – все существо мое стремится к Тебе, подобно тому как человек, изнуренный сухим и палящим воздухом пустыни, ищет отрады, отдохновения в тенистом и прохладном месте. Вспоминая далее о том, как, живя среди народа своего, он любил посещать скинию и участвовать в богослужении (Пс.83:2–5), как душа его предавалась там созерцанию Бога, стремилась проникнуть в существо Божественное, насколько это возможно было при посредстве совершаемых в скинии обрядов и богослужебных действий, он как бы так говорит: а и здесь в пустыне, устремляюсь к Тебе и мысленно предстою пред Тобой, как бы во святом храме Твоем, чтобы видеть силу Твоего всемогущества и славу Твоего величия: тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою.

Пс.62:4–5 Яко лучши милость Твоя паче живот: устне мои похвалите Тя. Тако благословлю Тя в животе моем и о имени Твоем воздежу руце мои.

Преисполненный глубокого чувства любви к Богу и желая как можно выразительнее проявить это чувство, псалмопевец изливает его в прославлении высочайших и совершеннейших свойств Божиих. Сказав в предыдущих изречениях, что он предначинает день утреннею молитвой к Богу, что душою и телом он стремится к Нему, и, находясь в пустыне, он, как бы предстоя во святилище скинии Божией, мысленно созерцает силу и славу Божественную, теперь – во изречениях сих стихов – говорит о милости Божией, которую находит превосходнее всякой жизни (лучши милости Твоя паче живот) и за которую считает нужным прославлять Бога (устне мои похвалите Тя). Как будто эти самые чувства преискренней любви к Богу псалмопевца записаны в книге о. Иоанна Кронштадтского: «Господь – жизнь в смерти моей, сила в немощи моей, свет во тьме моей, радость в скорби моей, дерзновение в малодушии моем, спокойствие в смятении моем, благопослушество в молитве моей, слава в бесчестии моем и избавление от бесчестия моего. Дивно, могущественно, скоро заступает и спасает Он меня в бедах и теснотах моих, в увлечениях моих. Когда я взываю к Нему о спасении своем, – невидимые враги бегут от меня, после пакостей своих внутри меня, и я осязательно познал над собою спасительную деснину Бога моего, Спасителя моего. Слава, благодарение Пастырю и Посетителю души моей!» («Моя жизнь во Христе»). Тако благословлю Тя в животе моем! Так буду прославлять Твою благость, за всякое проявление милости Твоей надо мною, во всю жизнь мою буду благословлять всесвятое имя Твое – и не в безмолвии и бездействии, но с воздеянием рук: о имени Твоем воздежу руце мои. Обычай воздевать руки к небу во время молитвы был употребителен издревле (Исх.17:11), и сам псалмопевец говорит о нем неоднократно (Пс.27:2, 43:21, 87:10, 133:2, 140:2), он известен и употребителен был и при апостолах (1Тим.2:8).

Пс.62:6–8 Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя. Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя: яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся.

Тук значит «жир», и слово масть имеет то же значение, но здесь оно употреблено в значении «масла, елея». Выражение устнама радости с еврейского переводится словами: «радостным, или торжественным, гласом». Здесь псалмопевец говорит о насыщении души изобильной пищей, какой бывает пища, приправленная жиром и маслом; но о последних веществах он говорит, конечно, не в собственном, а в переносном смысле, так как душа не нуждается в вещественной пище, и под туком и мастию он разумеет духовные блага, или благодатные дары Святого Духа, коими насыщается и исполняется душа благочестивого человека. Таким образом, изречение 6-го стиха, по связи с предыдущим, где говорится о превосходстве милости Божией, имеет такой смысл: как тело насыщается жирной и маслянистой пищей, так душа моя, говорит псалмопевец, да насытится прославлением милости Твоей, Господи, и посему радостным голосом будут восхвалять Тебя уста мои. И не только днем, но и в ночное время я вспоминаю о Тебе (поминах Тя на постели моей), размышляю в утренние часы о Тебе (на утренних поучахся в Тя). Здесь словом на утренних псалмопевец означает утреннюю стражу, или раннее время, конец ночных страж «Стражами, – говорит блж. Феодорит, – называет пророк стражи ночные (части ночного времени); потому что приставленные стеречь, разделяя ночное время, исполняют обязанность эту, сменяя одних другими, иные делят ночь на три, а другие на четыре части» [6, с. 286]. Лежа на постели, говорит псалмопевец, я отгонял от себя сладостный сон, каждую стражу помышляя о Тебе, и песнопениями воздавал за оказанные мне благодеяния. Потому что Ты единственный Помощник мой, Ты не раз спасал меня в этой пустыне от врагов и гонителей моих, Ты охранял меня необоримым Твоим Промыслом, подобно тому как птица охраняет своих птенцов под своими крыльями, так что под кровом Твоих крыльев (Пс.16:8, 56:2), охраняемый Твоею помощью, я буду радоваться: в крове крылу Твоею возрадуюся.

Пс.62:9 Прильпе душа моя по тебе: мене же прият десница Твоя.

Изречениями этого стиха псалмопевец выражает такие мысли, что душа его, привлеченная Божиими благодеяниями, столь крепкою любовью прилепилась к Нему, что никакою силой искушений не может быть отторгнута от Него, и что он готов повсюду следовать за Господом, хотя бы для этого последования потребовалось совершить самый далекий и самый трудный путь. Прильпе душа моя по Тебе, т.е. готова душа моя последовать за Тобою, Господи, куда ни повелишь. И в чувстве столь всецелой преданности Господу Богу испытывал такое блаженство, такое счастье, что мог говорить о себе: мене же прият десница Твоя, т.е. за такую привязанность и Ты удостоил меня особенного Своего промышления. «Что же такое Отчая десница, – вопрошает св. Афанасий, – как не Единородный Сын Отца?» [3, с. 207], Который о таких избранниках Божиих Сам изрек: «И никтоже может восхитити их от руки Отца Моего» (Ин.10:29).

Пс.62:10–11 Тии же всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли: предадятся в руки оружия, части лисовом будут.

Здесь псалмопевец говорит о врагах своих, что они напрасно искали погибели его, с одной стороны, потому, что человек, смерти которого они всячески домогались, не был ничем виновен против них, с другой же – их домогательство его смерти было суетно и напрасно, потому что Сам Господь покровительствовал Давиду, и они не могли не видеть это. И за это они сами, говорит он, подвергнутся страшной участи: внидут в преисподняя земли, т.е. преданы будут смерти и снидут во ад, но смерть их будет необыкновенная: они предадятся в руки оружия и части лисовом будут, т.е. поражены будут вражеским мечем во время войны, и как «большая часть падших на войне не удостоятся погребения, но оставлены будут на съедение хищным зверям (лисовом – лисицам)», говорит блж. Феодорит [6, с. 287]), что, по всей вероятности, и было с ними во время несчастной битвы израильтян с филистимлянами (1Цар.31).

Пс.62:12 Царь же возвеселится о Бозе: похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная.

Сказавши впереди о погибели врагов своих, Давид уже предвидит, что он, согласно Божественному назначению и помазанию, займет царский престол, и что настанет вместе с тем торжество милости и правды Божией, прославление которых составляет главную цель и задачу его жизни, и тогда он, уже ставши царем израильским, возвеселится о Бозе, возрадуется о милости Божией и силе Его (ст. 3), которые будет благословлять в животе своем, и не только он, но и всякий в царстве его, боящийся Бога и клянущийся именем Его, будет восхвален, похвалится всяк кленыйся Им, т.е. всякий израильтянин может безопасно клясться Его именем, спасающим избранного своего царя. При жизни царя Саула опасно было заявлять свое сочувствие гонимому им Давиду, по смерти же его всякий мог безопасно давать клятву и присягу за Давида, не боясь уже клеветников, уста которых, глаголющия неправедная, теперь стали заграждены (заградишася) смертью гонителей и врагов его.

Так и Небесный Царь наш, Господь Иисус Христос, гонимый и оклеветанный врагами, был распят и погребен, но потом воскрес, вознесся на небо и сидит одесную Отца, в вечной славе Своей. Потому-то и всякий истинный христианин, который исповедует святое имя Его и клянется Им, похвалится в последний день Суда, потому что тогда ясно откроется истина и заградятся уста всех нечестивых, всех тех, которые ныне хулят Бога, злословят ближних, клевещут, укоряют и поносят.


Источник: Объяснение священной книги псалмов / Прот. Григорий Разумовский. - Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2002. - 990, [1] с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle