Псалом 63
В конец, псалом Давиду – таково надписание этого псалма. Оно хотя и не дает никакого указания ни на какое время, ни на случай к написанию псалма, но судя по содержанию самого псалма, которое имеет немалое сходство с предыдущим псалмом (62), можно думать, что и этот псалом составлен Давидом во время гонения Саулова и развивает ту основную мысль, что коварные клеветники будут посрамлены, а праведные будут иметь похвалу и возвеселятся о Господе.
Опасаясь за свою жизнь со стороны своих злобных врагов (от страха вражия), Давид молится Богу о помощи, просит Его всесильной защиты, в которой он сильно нуждается (ст. 1-З), потому что враги его в высшей степени опасные люди, подобные разбойникам, которые в тайном месте предусматривают путешественника и внезапно нападают на него, чтобы умертвить его, это люди, не имеющие страха Божия, твердо установившие свои пагубные планы и ни о чем более не говорящие, как только о том, как бы хитростью погубить невинного псалмопевца (ст. 4–6). Они исследовали всю область человеческой злобы, чтобы осуществить свой пагубный план, который они приготовили на погибель ему. Вот они уже приближаются, как бы так говорит он, с этим глубоко задуманным планом против меня, но вместо торжества надо мной, которого они с уверенностью ожидали, Бог показывает Свою высоту, наказывая их и спасая меня. Стрелы, которые они направляют против меня, оказываются безвредными, детскими стрелами, и клеветливые языки их притупились, сделались безвредными (ст. 7–9). Весь злокозненный план врагов псалмопевца Промыслом Божиим обращен им же в наказание, которое имело самые благодетельные последствия, страхом объяты были все видевшие это и должны были признать во всем происшедшем перст Божий и праведное наказание Его; праведники же, видя торжество веры и добродетели над злобой и нечестием, возымеют большую надежду на Бога и похвалу от Него, что и послужит для них причиной всегдашней радости о Господе (9–11).
Составляет надписание, о котором сказано выше.
Пс.63:2–3 Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к тебе: от страха вражия изми душу мою. Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду.
Начиная псалом, псалмопевец, во-первых, просит об услышании его молитвенных прошений: услышь, говорит он, Боже, голос молитвы моей, когда я молюсь Тебе, – а затем излагает и самый предмет этих прошений, выразительно изображая те бедствия, которым подвергли его коварные и злобные враги его, и прежде всего упоминает о том страхе, который он испытывает при виде разнообразных козней со стороны тех врагов: от страха вражия, говорит он, избавь душу мою; враги во множестве собираются против меня, измышляют хитростью и неправдой погубить меня и тем наводят на меня страх; но Ты, Господи, не допусти их причинить мне какое-либо зло, укрой меня от замысла коварных (сонма лукавнующих), от мятежа злодеев (от толпы делающих неправду).
Пс.63:4–5 Иже изостриша яко мечь языки своя, напрягоша лук свой, вещь горьку, состреляти в тайных непорочна: внезапу состреляют его, и не убоятся.
Слова мечь и лук, особенно же первое, псалмопевец употребил здесь в переносном смысле, сравнивая гибельное действие злых языков своих врагов со смертоносными оружиями – луком и мечом. Иже, т.е. те, которые делают неправду (ст. 3), изострили язык свой, как мечь, которым изрыгают хульные слова и клеветы, натянули лук свой, чтобы испустить из него язвительные, ядовитые стрелы клевета – вещь горьку, т.е. язвительное слово (по пер. с евр.), а по переводу с греческого – дело горькое, т.е. имеющее горькие последствия. Под именем непорочна разумеет себя самого, потому что, не зная за собой никакой вины, терпел от злых и беззаконных людей напрасное гонение. Говоря, что враги его напрягают луки и бросают из них стрелы тайно и внезапно, псалмопевец дает тем понять, что они действуют с необыкновенной хитростью, крайней бдительностью и чрезвычайной осторожностью, так что пронзят сердце человека прежде, чем он возымеет какое-либо против них подозрение. Действуя так, они, замечает еще псалмопевец, не убоятся, чем обозначает самую отчаянную дерзость людей нечестивых, которых не сильны удержать от злодейской склонности ни страх Божий, ни стыд человеческий или обвинения от людей: они внезапно стреляют в непорочного и ничего не боятся.
Пс.63:6–7 Утвердиша себе слово лукавое: поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их? Испыташа беззаконие: исчезоша испытающии испытания: приступит человек, и сердце глубоко.
Продолжая изображать усилия нечестивых, направленные к погибели праведника (непорочна), псалмопевец говорит: сонмы (сборища) лукавых людей утвердиша себе слово лукавое, т.е. утвердились против меня в злом намерении, по взаимном совещании решились (поведаша) скрытно поставить мне сети, думая и говоря, что никто их не увидит. Таким образом, эти нечестивые обнаружили явное неверие в Промысл всеведущего Господа, которое произошло у них оттого, что они привыкли все подвергать испытанию: испыташа беззаконие, т.е. испытали беззаконно. Есть испытание законное, узаконенное Господом: «Испытайте Писания, – говорит Спаситель, – яко вы мните в них имети живот вечный» (Ин.5:39). Чтобы различить от этого священного и узаконенного испытания испытание неверующих, псалмопевец говорит: испыташа беззаконно. Испытующие беззаконно хотят обнять бесконечную истину своею близорукою мыслью, хотят исчерпать бездну скорлупою, которой ничтожная вместимость уже наполнена нечистотою земных помыслов, силятся постигнуть непостижимое, оскорбляя таким образом и веру и Откровение Божественное. От этого испытания остерегая, премудрый Сирах говорит: «Вышших себе не ищи и крепльших себе не испытуй» (Сир.3:21). И если есть тайны природы, испытание которых непосильно для человека, то испытание тайн благодати Божией, испытание непостижимых судеб Божиих составляет ту безрассудную дерзость, которая всегда посрамляется. Эту мысль и выражает псалмопевец в следующих стихах псалма. Исчезоша испытающии испытания – это свойство еврейского языка (гебраизм), по которому повторением того же слова выражается напряжение, усиленное действие. Исчезоша (греч.) значит: «перестали искать»; но не потому что изменили свои намерения, а потому что считали план своих действий готовым, – с которым они и решились приступить: приступит человек и сердце глубоко, т.е. приближается ко мне человек с сердцем, исполненным глубоко обдуманных планов. Но как бы ни было глубоко сердечное помышление, испытывающее то, что превышает силы, но всесильный и непобедимый Бог выше всего (ст. 8). «Болий есть Бог сердца нашего и весть вся» (1Ин.3:20).
Пс.63:8–9 И вознесется Бог: стрелы младенец Быша язвы их, и изнемогоша на ня язы́цы их: смутишася вси видящии их.
Испытающии испытания все сделали для погибели кроткого Давида: они, по словам блж Феодорита, устремили весь ум, придумали против него всякие средства, не оставили ни одного вида козней, и явно нападая, и скрытно подстерегая, употребляя соглядатаев, обходя пустыни, осматривая утесистые места... Но хотя и тьмократно укроют свои начинания, но оныя явны назирающему все Богу, Который открывает высоту Свою (вознесется Бог), подвергая таковых наказанию. А вследствие того и стрелы, которые направили враги против Давида, оказались потом детскими стрелами, пущенными из слабых рук младенцев, и раны (язвы их) от них были то же, что от стрел, пущенных малыми детьми. Точно так же и языки их, произносившие клеветы и злословия, настолько оказались слабыми, что не могли причинить никакого вреда ими пораженным, а если и был от них какой вред, то он обратился на самих поражавших – изнемогоша на ня язы́цы их. А увидевшие, что они обманулись в своих предприятиях, исполнились смятения и страха и подивились Божию промышлению [6, с. 289].
Пс.63:10 И убояся всяк человек: и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша.
Глаголы этого стиха: убояся… возвестиша… и разумеша, – в переводе с еврейского читаются в будущем времени: «И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют...», как глаголы следующего 11-го стиха. Псалмопевец изображает здесь те последствия, какие произошли и должны происходить от правосудия Божия, столь очевидно проявившегося в судьбе Давида и врагов его. Пораженные, говорит он, новым и столь необычайным зрелищем суда Божия люди, которые дотоле не верили в Божественный Промысл, убоятся и познают, что Бог есть Защитник и Помощник всем страждущим от неправды, самым делом убедятся в истине того, чему прежде не верили, и будут пересказывать одни другим о чудесах, совершенных надо мною Богом.
Пс.63:11 Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него: и похвалятся вси правии сердцем.
Псалмопевец, по-видимому, различает здесь праведника и правых сердцем; в сущности же под именем правых сердцем он разумеет тех же людей, которых в первой половине стиха назвал праведниками, потому что Богу приятна только та правда, которая происходит от правой – истинной веры и правого – чистого сердца. И те и другие, видя на примере Давида промышление Божие о праведных и помощь, оказываемую им Богом, будут веселиться о Господе и уповать на Него, будут надеяться, что и к ним Господь будет столь же правосуден и милостив, каковым Он был к рабу Своему Давиду. И в этих чувствах радости и упования на Бога они будут иметь повод и причины к безгрешной похвальбе: и похвалятся еси правии сердцем – похвалятся так, как хвалится в другом месте сам псалмопевец: «Коль благ Бог Израилев правым сердцем» (Пс.72:1).
Кроме этого буквального объяснения Пс.63, св. Афанасий Александрийский и некоторые другие отцы Церкви видят в нем таинственный и пророческий смысл и говорят, что св. пророк-псалмопевец изображает в нем усилия нечестивых и неверных иудеев, направленные против Господа Иисуса Христа, единого Праведного и Всесвятого. По св. Афанасию, «Давид воспевает псалом этот от лица святых апостолов, которые молятся об избавлении от врагов евангельской проповеди» [3, с. 208]. В словах приступит человек, и сердце глубоко некоторые видят пророчество об Иуде, который, как глубоко скрытный и злой, пошел к врагам Христовым – иудеям – и дал им обещание предать Его. Но Христос, как Бог, вознесся и еще более возвеличился, совершив страшные чудеса во время Своего распятия и воскресения из мертвых. Далее, в словах: испыташа беззаконие: исчезоша испытающии испытания... и изнемогоша на ня языки их (ст. 7 и 9), изображая бессилие восстающих на тайны веры, псалмопевец имел в виду, конечно, прошедшие опыты, но, как пророк, он говорит в них и о будущем. Во все времена были люди, которые пререкали судьбам Божиим, как, например, Дафан и Авирон (Чис.26:9), как Рапсак, горделивый полководец вавилонский (4Цар.18:19 и далее); но скоро умолкал дерзновенный язык их. И не только немощные люди чувствовали бессилие, когда восставали против тайн Божиих, – сам диавол, который первый побудил человека на богооскорбительные испытания судеб Его, даже и после того, как Иисус Христос заставил его умолкнуть (Мф.4:11), все еще не переставал посредством своих клевретов вооружаться на Иисуса Христа теми же беззаконными испытаниями духа, непокорного вере. Сколько раз иудеи покушались уловить Иисуса Христа своими испытательными вопросами, каковы, например: «Достойно ли дати кинсон кесареви или ни?.. Кая есть большая заповедь в Законе?.. Коею властию сия твориши?..» и проч. Наконец, не враждебный ли дух испытания вопиял в них: «Аще Царь Израилев есть, да снидет ныне со креста, и веруем в Него!» (Мф.27:42) Но это слово их истощилось, изнемогло. Христос воскрес, послал на проповедь апостолов. И хотя иудеи опять восстали на них, подвергли испытанию их благовестие, произносили клеветы и обвиняли их в общественных преступлениях, но и в этом случае опять испытательное и враждебное слово обессилело. Храм Иерусалимский разрушен, из жителей Иерусалима одни пали от меча, другие взяты в плен римлянами. И тогда-то все язычники смутились, видя иудеев преданными римлянам на истребление и конечную гибель, смутились и убоялись Христа Бога, уразумели дела Его и прославили святую истину. Под праведными нужно разуметь здесь тех же язычников, оправданных верою, которые возвеселятся о Христе и уповают на Него.