Источник

Беседа 52 на псалом 142115

Пс.142:1. Псалом Давида, когда его преследовал Авессалом, сын его. Господи! Услышь молитву мою, вонми молению моему во истине Твоей, услышь меня в правде Твоей.

Молитва бывает прошением или обетом. – «Во истине Твоей». – С какою молитвою нужно обращаться к Богу и с каким душевным располо­жением? – Как нужно понимать: «услышь меня в правде Твоей»? – Благодетельность для грешника угрозы судом Божиим. – «Ибо враг преследовал душу мою» (Пс.142:3). – Различные виды смирения и между ними – смирение от несчастий. – Живущие в грехах подобны находящимся во тьме. – Не малое утешение приносит знание раскрытых в Писании дел Божиих. – «Душа моя (стремится) к Тебе, как земля безводная» (Пс.142:6). – Об указании какого пути просит псалмопевец? и в силу чего просит? «В землю правды» (Пс.142:10).

1. Молитва бывает и словесным прошением, бывает и обетом. Поэтому один премудрый и предлагает такое уве­щание: «не повторяй слова в прошении твоем» (Сир.7:14). Не то внушает и советует он, чтобы мы, прося и моля Бога, не повторяли дважды одного и того же, – нет, нам заповедано даже непрестанно молиться, – но чтобы мы не откладывали обе­тов, данных нами Богу, а спешили исполнить их. Потому и в другом месте говорится: «когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его» (Еккл.5:3). Будущее неизвестно; или болезнь, или какие-нибудь неожиданно случившиеся занятия могут воспрепятствовать исполнению обета; также если придет смерть и воспрепятствует, ты не получишь прощения. Но здесь Псалмопевец говорит о прошении и молении, почему, объясняя это, он и продолжает: «во истине Твоей, услышь меня». Другой переводчик (Симмах) говорит: «в вере твоей» (εν τη πίστει). Третий (Акила): «в крепости твоей» (εν τη βεβαιότητι). Т.е. услышь прошение и приведи его в исполнение, утверждая истиною Твоею; употреби силу к исполнению того, о чем я прошу. Посмотрим же, в чем со­стоит его прошение. У людей, когда кто-нибудь приносит про­шение, принимающие рассматривают его и, если оно справедливо и законно, выслушивают.

Но у людей просьбы бывают о почестях, о деньгах, иногда о защите от несправедливости; некоторые просят и того, что превышает власть судей. Но мы просим о прощении грехов и приступаем к прошению тогда, когда внутренний наш судия, т.е. находящаяся в нас совесть, не прощает нам, потому что не имеет власти прощать. И как к царю никто не смеет приступить с просьбою о разодранной одежде или о десяти отнятых оволах, так и ты еще более опасайся, чтобы не приступить к Богу с просьбою о предметах маловажных и ничтожных, напр., если бы кто обидел тебя в деньгах, или оскорбил тебя. Когда же нападает на тебя диа­вол, тогда особенно нужна высшая помощь. Но ты не имеешь никого, кто бы ходатайствовал за тебя и представил твое про­шение? Взывай сам, когда проходит Царь; избери благо­приятное время. Когда же проходит Царь? Всегда, во всякое время. Когда ты хочешь, когда ты сделаешь себя достой­ным того, иудеям, когда они являлись пред лице Божие, запо­ведано было стоять под горою, иметь белые одежды и не входить к женам; а ты, вместо одежды, очищай душу, и по­том иди и приступай к Царю с целомудрием, кротостью и великим спокойствием, если хочешь получить просимое. Это путешествие не требует больших издержек; возьми на дорогу добродетель. А где живет этот Царь? Близ сокрушенных сердцем. Иди этим путем. «Близок Господь ко всем, говорит про­рок, призывающим Его истинно» (Пс.144:18). Там най­дешь Его, там встретишь Его. Он – близ тех, которые раз­дробляют хлеб, алчущим и творят милостыню. Если пой­дешь этим путем, то найдешь Его готовым услышать твое прошение, – «ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» (Ис.58:9), – и не будешь иметь нужды в посреднике, но сам предложишь Ему прошение. «Услышь меня в правде Твоей». Что говоришь ты? Далее ты намереваешься сказать: «и не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих» (Пс.142:2); а здесь просишь быть услышанным по правде? Что же означа­ют эти слова? «Правдою» он называет здесь человеколюбие; и во многих местах Писания «правда» употребляется в этом значении, – и весьма справедливо. У людей правда не соединяется с мило­стью; а у Бога не так, но с правдою соединяется и милость, и притом такая, что и сама правда называется человеколю­бием. Посмотри, например, на потоп: сколько тогда оказано было милости, и сколько правды! Хотя тогдашние грешники и получили наказание, но не такое, какого заслуживали. Не указы­вай на глубину вод, на множество дней, в которые продолжа­лось наводнение, на вселенную, сделавшуюся бездною. Что зна­чило это для погибших? Все это могло внушать сначала вели­чайший страх, но для умерших уже не составляло никакого на­казания. Как могли нести наказание те, которые не чувствовали происходившего, которые погибли в краткое мгновение времени, подверглись смерти самой скорой и легкой, гораздо скорейшей и легчайшей, нежели смерть от огня, меча, петли и пыток? Это событие, так сказать, составляло для них более зрелище наказания, нежели наказание на самом деле. Те, которые совер­шали такие преступления в течение всей жизни до глубокой ста­рости, получили наказание в краткое мгновение времени, если только можно назвать наказанием неизбежный долг природе.

2. Видишь ли, как велико человеколюбие Божие? Хочешь ли видеть его еще с другой стороны? Бог не вдруг навел потоп, но предсказал о нем однажды, и дважды, и многократно; и посредством ковчега Он возвещал людям, но они и тогда не послушались, хотя беззакония их не заслуживали и предсказания. Сама природа не научила их, но как свиньи, или даже хуже всяких свиней, они растлевали друг друга, нис­провергали законы природы с самого основания, не слушали никакого ни убеждения, ни совета, не получали пользы и от соседства праведника, и между тем только в краткое мгнове­ние времени потерпели наказание, или, лучше сказать, избавились от растления и освободились от наказания, потому что делать такие дела гораздо хуже, нежели утонуть. Скажи мне, в самом деле, наказание ли это – людей, растлевающих себя пороками, беззаконно смешивающихся друг с другом, оскверняющих и оскверняемых, освободить от такой заразы? О враче, кото­рый отсекает гнилые члены, мы не скажем, что он терзает тело, но назовем его человеколюбивым; не гораздо ли более должны мы удивляться премудрости и человеколюбию Бога, Ко­торый наказывает Своих таким образом? Итак, должно непрестанно удивляться Ему и прославлять Его. По этой причине не перестанем удивляться промышлению Его, но будем непрестанно прославлять Его и за то, что Он сделал кратковре­менное отсечение, остановил распространение зла и употребил безболезненное врачество. Не смущайся тем, что все и вдруг были потоплены. Чем отличается это от смерти, постигающей мало-помалу? Какая польза умершему от того, что он умер один, или какой вред от того, что – вместе со всеми? «Услышь меня в правде Твоей» твоей, т.е. в человеколюбии. А чтобы видеть, что именно это он выражает, пророк присовокупляет: «и не войди в суд с рабом Твоим». Того же просил и Иов, который был «непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов.1:1). «Нет между нами посредника, говорил он, который положил бы руку свою на обоих нас» (Иов.9:33); а когда Бог явился, то он сказал: «руку мою полагаю на уста мои» (Иов.39:34), хотя Бог взывал к нему: «препояшь, как муж, чресла твои» (Иов.40:2). Также Бог обли­чал и иудеев, когда говорил: «какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились» (Иер.2:5).

Он поступает так не для того, чтобы сделать приговор Свой более тяжким, но чтобы пробудить в людях чувство и сознание грехов, и тогда уже даровать им прощение, дабы та­ким образом они видели величие благодеяния. Потому Он и говорит: «грехов твоих не помяну: припомни Мне; станем судиться..., не для того, чтобы тебе быть осуждену, но чтоб оправдаться» (Ис.43:25–26). Вот, по­чему Он не Сам высказывает беззакония, но располагает к тому грешника. Если бы Он хотел наказать, то прямо произ­нес бы обвинение; а теперь, так как Он хочет помиловать, то предоставляет это самому грешнику, чтобы он получил венец за признание и исповеданием приобрел помилование. Что может сравниться с таким человеколюбием? Ничто. Скажи, говорит, и больше ничего я не ищу; признайся, и этого для Меня довольно; скажи, и от всего Я удержусь. «И не войди в суд с рабом Твоим». Многие исправились от того, что Бог будет судить их. Люди благочестивые наперед знают это; а неразумные научаются этому от частого повторения пророками: «у Господа суд с народом Своим, и с Израилем Он состязуется». И еще: «слушайте, горы..., и вы, твердые основы земли» (Мих.6:2); «слушайте, небеса, и внимай, земля» (Ис.1:2). Таким образом, от частого повторения, что Бог будет судить, исправлялись и бесчувственные. Неко­торые из иудеев говорили: «почему мы постимся, а Ты не видишь?» (Ис.58:3); и еще: «всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и... мы считаем надменных счастливыми» (Мал.2:17; Мал.3:15); и еще: «неправ путь Господа» (Иез.33:17). И блаженный Иов, подвергшись искушению, не с такою мыслью, как иудеи, и не тоже – да не будет, – однако говорил: «нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас. Да отстранит Он от меня жезл Свой, и страх Его да не ужасает меня» (Иов.9:33, 34). Потому Бог говорит ему: «Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне» (Иов.38:3). Потом, когда Иов в изумлении сказал: «вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе?»; и еще: «я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле, руку мою полагаю на уста мои» (Иов.39:34; Иов.42:5, 6), – тогда Бог говорит ему: «препояшь, как муж, чресла твои» (Иов.40:2); как бы припоминает слова его и говорит: так как ты хо­тел судиться со Мною, то вот я предстою, желая судиться. Видишь ли неизреченное человеколюбие, видишь ли беспредельную благость Божию? Потому и три отрока говорили: «согрешили мы, и поступили беззаконно» (Дан.3:29). Так как многие из людей бесчувственных, по внушению диавола, слагают грехи свои на Бога, то Бог, желая истребить эту привычку в самом корне, часто говорит, что Он будет судиться с ними.

3. Подобным образом согрешил и первозданный. Он говорил: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3:12). Подобным образом многократно грешили и иудеи. «Ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих». Что, продолжает про­рок, говорю я о себе, о таком-то и таком-то? Нет на земле человека, который, судясь в Твоих заповедях, мог бы оправдаться; так сильна победа с Твоей стороны. «Ибо враг преследовал душу мою, смирил до земли жизнь мою, посадил меня в темноте, как от века умерших» (Пс.142:3). Можно думать, что это сказано о Сауле, который был врагом ему и тогда преследовал его. Можно, в переносном смысле, разуметь и врага – диавола, потому что он непрестанно преследует людей Божиих. Как же мы можем избавиться от его преследования? Если найдем такое место, куда он не может войти. А какое, скажешь, это место? Какое же другое, кроме неба? А как можно, взойти на небо? Послушай Павла, который говорит и объясняет, что мы еще облегченные плотью можем обитать там: «ищите горнего, говорит он, где Христос сидит одесную Бога» (Кол.3:1); и еще: «наше же жительство – на небесах» (Флп.3:20). «Смирил до земли жизнь мою».

Слово: «смирение» имеет много значений. Есть смирение добро­детели, напр., когда говорится: «сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит» (Пс.50:19). Бывает смирение от несчастий; бы­вает и от грехов. Здесь пророк говорит о смирении от несчастий. Это выражает он, продолжая: «смирил до земли жизнь мою». Бывает смирение от гордости, напр., когда говорится: «возвышающий сам себя, унижен будет» (Лк.18:14). Бывает и другого рода смирение – от ненасытимости. Что презреннее тех, кото­рые погребают себя в богатстве, власти и славе? Такие люди низки в двояком отношении: во-первых, потому, что пресмы­каются по земле; во-вторых, потому, что почитают важными такие вещи, подобно малым детям, которые считают важными бабки, мячики и другие игрушки. Это – знак не того, что сами вещи важны, но того, что занимающиеся ими имеют ум не­совершенный и низменный. Впрочем, у детей это – недостаток возраста и природы, а у тех – вина воли. Человек, ставший мужем и пришедший в полный возраст, считает важным делом пиршества, блудодейства и роскошь; что может быть презреннее этого? Многие называют таких даже людьми великой души, но сами они еще гораздо презреннее их. Будем же знать, в чем состоит истинное величие и от чего происходит низость. Ничто не делает столь высоким, как презрение к упомянутым вещам. Псалмопевец говорит затем о смире­нии – от несчастий. «Посадил меня в темноте, как от века умерших». Он говорит о двояком несчастии: о том, что – «в темноте», и что – «от века умерших», означая тем и другим тогдашний плен. Как и находясь во тьме, можно делать что-нибудь при зажженном светильнике, то он, желая сильнее выразить крайность бедствий, названием «умерших» увеличивает печальную картину. Таковы и те, которые живут во грехах: они подобны мертвым, находящимся во тьме. Хотя они бывают окружены бесчисленными светильниками, хотя являются свет­лыми от одежд и других украшений, но они нисколько не лучше уже умерших и находящихся во тьме, даже гораздо хуже их, потому что та тьма естественная, а эта зависит от преступной воли. Есть тьма будущая, о которой говорит Господь: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю» (Мф.22:13); есть и тьма греховная: «сидящих, говорит евангелист, во тьме и тени смертной» (Лк.1:79). Также Павел: «мы – не сыны ночи, ни тьмы» (1Сол.5:5); и еще: «осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Рим.1:21).

Подобно тому как находящееся во тьме не знают свойства вещей, так и живущие во грехах бывают слепы, не различа­ют являющихся предметов, гоняются за тенями, как за истин­ными вещами, гоняются за богатством, удовольствиями и властью, не узнают врагов, не узнают и друзей, доверяясь врагам как друзьям, и враждуя против друзей как против врагов. Не видишь ли ты ежедневно бедных, которые взывают, плачут, и никто не слушает их? Почему же другие не слушают? Потому, что диавол «посадил их в темноте, как от века умерших». Что для тех – тьма и смерть, то для них – бесчеловечие. Сидящим в тьме свойственно не видеть угрожающих бедствий; тоже испы­тывают и они, не видя предстоящих бедствий, стремясь в бездны и пропасти. Сидящим во тьме свойственно со всею сме­лостью решаться на дела постыдные; так поступают и живу­щие в нечестии, подобно сидящим во тьме и как будто нет ни одного человека, который видел бы дела их, они дерзко решаются на все преступления, среди городов, как будто в пустыне.

4. Сидящие во тьме находятся в постоянном страхе; та­ковы и нечестивые. Ни один корыстолюбец и хищник не сво­боден от страха, хотя бы он безмерно превозносился и по внешности казался веселым. Таково свойство совести. Подобные люди и прежде были неизвинительны, а тем более теперь, когда воссияло Солнце правды, а они еще продолжают сидеть во тьме. Почему же они еще сидят во тьме, когда воссияло Солнце? По слабости своего зрения. Погрузившись в рытвины, пещеры и пропасти нечестия, они не могут взирать на лучи Его, по сла­бости своего зрения. «И уныл во мне дух мой, смутилось во мне сердце мое» (Пс.142:4). Другой (Симмах): «и смущалась во мне душа моя» (περιελειτο ψυχή). Сму­щением души пророк выражает крайне великую скорбь. Что значит: «во мне»? Я не мог, говорит, высказать скорбь свою другим и получить какое-нибудь утешение. Так, души людей порочных постоянно возмущаются не только от настоящих но и от ожидаемых бедствий. У них никогда не бывает спокой­ствия, никогда не бывает душевного мира, но они волнуются сильнее всякого моря; ни ночью, ни днем они не находят по­коя от бури, но тревожатся везде, хотя никто не беспокоит их, нося в самих себе внутреннюю борьбу; они не наслаж­даются тем, что уже получили, терзаясь и мучась мыслями о том, что еще не получено, заботясь о делах всех людей, раз­ведывая об имуществе других и обдумывая, как бы одного убедить, другого устрашить, того обольстить словами, этого при­нудить, иного обмануть услужливостью, составляя клеветы, покупки, продажи, обязательства, доверенности, собирая себе проценты, капиталы и весь сор подобных зол; и когда дела их идут благополучно, тогда особенно они и беспокоятся. Посмотри на богача, как он беспокоился, когда было плодородие на его ниве, как он затруднялся, недоумевал и говорил: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие» (Лк.12:18). А бедный ничего подобного не испытывает. «Вспомнил я дни древние, находил поучение во всех делах Твоих, творениями рук Твоих назидался» (Пс.142:5). Не малое утешение – знать и прошедшее и настоящее. Так как Бог, можно сказать, по одним и тем же законам управляет и настоящим и про­шедшим, то величайшее утешение в настоящем – воспоминать о прошедшем. Потому и в другом псалме он говорит: «ужели на веки отвергнет Господь и более не будет благоволить? Или навсегда милость Свою пресечет?» (Пс.76:8, 9)? То же и другой говорит: «взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу – и был постыжен?» (Сир.2:10)? И Павел: «все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор.10:11). И не только о чужих, но и о своих обстоятельствах часто воспоминая, мы получаем пользу. Это выражает и апостол, когда говорит: «вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий» (Евр.10:32); приводит и про­тивное: «какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь» (Рим.6:21)? И другой премудрый говорит: «во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир.7:39); хотя это – будущее, но общая смерть получила начало в прошедшем. Так поступает, и Па­вел: когда нужно утешить кого-нибудь, или вразумить, он заимствует доказательства и от прошедшего и от будущего. «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу..., но не о многих из них благоволил Бог» (1Кор.10:1–3, 5). А иногда от будущего: «которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2Сол.1:9); и еще: «но приближается на них гнев до конца» (1Сол.2:16); «ибо день покажет, потому что в огне открывается» (1Кор.3:13); и еще: «ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления» (Еф.5:6). Так он говорит, когда нужно вразумить; также, когда нужно утешить, он заим­ствует утешение от того и другого, например, от прошедшего: «благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2Кор.1:3, 4), и от будущего: «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8:18). Потому-то и Псалмопевец говорит: «вспомнил я дни древние, находил поучение во всех делах Твоих», не просто: «вспомнил», но: «находил поучение», т.е. сделал для себя заня­тием и тщательно старался размышлять в самом себе о том, что случилось в древности. Действительно, великое утешение и назидание получаем мы от событий, повествуемых в Пи­саниях. Потому Павел и говорит: «терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим.15:4); и еще: «все Писание богодухновенно и полезно для научения» (2Тим.3:16).

5. Так и Псалмопевец, находясь в скорби и смущении, отсюда заимствовал утешение, от размышления о древних со­бытиях, от воспоминания о различных действиях промышле­ния Божия. Другой переводчик (Акила) говорит: «и изучал все деянии твои» (καὶ εμελέτησα). «Творениями рук Твоих назидался». Другой (Симмах): «дела рук твоих я изучал» (τά εργα). Этим он выражает, что, поступая таким образом, он получал великое утешение и становился ближе к Богу. Тоже объясняет он и в дальнейших словах: «Простирал116 к Тебе (молитвенно) руки мои: душа моя (стремится) к Тебе, как земля безводная» (Пс.142:6). Не сказал: «простер», но: «воз­дел», желая выразить сильное расположение сердца, стремив­шегося как бы вырваться из тела и удалиться к Богу. Во­одушевившись, говорит, воспоминанием великих событий, раз­мыслив о человеколюбии, о вразумлении посредством несчастий и спокойствии, доставляемом по избавлении от них, я при­бегнул к тебе. «Душа моя (стремится) к Тебе, как земля безводная». Другой (Симмах, Акила): «как земля, жаждущая к тебе всегда» (διψωσα πρὸς σὲ αεί): это и означает: διάψαλμα117. И в несчастии, говорит, и в счастье, и во всякое время я показывал одинаковую ревность. Что значит: «как земля безводная»? Как земля иссохшая жаждет дождя, так и я же­лаю быть постоянно с Тобою. Такое желание особенно усилива­лось в нем от тяжести бедствий; потому Бог и попускал им умножаться, показывая великое Свое промышление. Он не только создал твари, но и промышляет о созданном, как о людях, так и о всем прочем. Зная это, Павел говорит: «ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:28); и еще: «и все Им стоит» (Кол.1:17). И Давид: «все ожидают от Тебя пищи, чтобы Ты дал им благовременно: когда Ты дашь им, примут, когда Ты откроешь руку, все насытятся благом. А когда Ты отвратишь лице, – смятутся, возьмешь дух их, и исчезнут, и в землю свою возвратятся» (Пс.103:27–29); и еще: «он посмотрит на землю, и заставит ее трястись» (Пс.103:32). И Исаия: «восседает над кругом земли» (Ис.40:22). Также о добродетели: «если Господь не построит дом, напрасно трудятся строители» (Пс.126:1); и еще: «Поселяющий неплодную в дом матерью, веселящейся о детях своих» (Пс.112:9). Для того Он потрясает землю, и прикасаясь к горам воспламеняет их, чтобы явить Свое владычество (Пс.103:32). Для того Он помрачает солнце и производит затмение, чтобы воз­вестить о творческой силе Своей.

Ты видишь в Писаниях, что солнце обращалось назад и луна останавливалась вместе с ним, и много других чудес. Так было тогда, когда познания о Боге еще не были распро­странены; а теперь нет нужды в таком наставлении, потому что сами события возвещают и являют Господа. Видишь ли бывшие в Египте тьму и изменение стихий? Если некоторые скажут, что это затмение произошло естественно, а не по по­велению Божию, то пусть они скажут, как произошло затмение во время распятия Христова? Оно случилось не в опреде­ленное время, но тогда, когда, по законам природы, ему особенно не следовало быть, именно: в четырнадцатый день месяца, в полнолуние, когда затмения не бывают. Но сказать они не могут. Отсюда очевидно, что как все прочее, так и все затмения происходят по повелению Творца. «Скоро услышь меня, Господи, дух мой исчез, не отвращай лица Твоего от меня, (а иначе) я уподоблюсь сходящим в могилу» (Пс.142:7). Что говоришь ты? Побуж­даешь врача спешить к уврачеванию тебя? Нет; но стражду­щие души, равно как и больные люди, обыкновенно призы­вают врачей, хотя еще не пришло время, и требуют скорее доставить исцеление. Так и он просит и присовокупляет причину: «дух мой исчез». Бог может и из мертвых воскре­сить, а тем более избавить прежде смерти; но, как я сказал, здесь обнаруживается слабость природы. Псалмопевец знал, что для Бога все легко, но не мог переносить удара бедствий. «Не отвращай лица Твоего от меня, (а иначе) я уподоблюсь сходящим в могилу». Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «не скрой лица твоего от меня» (μὴ κρύψης). А от­чего бывает это отвращение? Сам Бог говорит чрез Исаию: «рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать..., грехи ваши отвращают лице Его от вас» (Ис.59:1–2). Итак, когда мы сделаем что-ни­будь греховное, то Он отвращается от нас. «Чистым очам Твоим, го­ворит пророк, не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь» (Авв.1:13). Потому Он отвращается и от людей надменных: «на кого Я призрю, говорит, на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66:2)? Итак, будем приобретать эту добродетель, чтобы обратить к себе лицо Его, чтобы нам не впасть в бездну зла среди великой тьмы. Можно и упавши восстать; и потому падающие не должны оставаться лежащими.

Грех по свойству своему есть ров, содержащий в себе свирепых зверей и исполненный мрака. Поэтому спустим туда цепь Писаний, приложим старание, и мы скоро восста­нем, если упали. Но как мы можем начать путь? Если, упавши, не будем беспечными и не станем отчаиваться, но будем воспевать пророческие слова: «разве, упав, не встают» (Иер.8:4); и еще: «если голос Его услышите, не ожесточайте сердец ваших» (Пс.94:7, 8), и препоясав себя такими мыслями, выйдем вон. «Возвести мне скоро милость Твою, ибо я на Тебя уповал; покажи мне, Господи, путь, по коему мне идти, ибо к Тебе я вознесся душою моею» (Пс.142:8). Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «услышанною сотвори мне с утра милость твою» (εξ ορθρου), т.е. скоро.

6. Видишь ли душу, находящуюся в скорби и смущении? Она хочет быть услышанною прежде испытания, чтобы укре­питься надеждами и испытанием. Смысл этих слов следую­щий: воставь меня по Своему обещанию. Затем присовокупляет и основание прошения: «я на Тебя, говорит, уповал». Бог ничего так не требует, как постоянного обращения к Нему. «Покажи мне, Господи, путь, по коему мне идти, ибо к Тебе я вознесся душою моею». Что говоришь ты? Когда и природа имеет закон, в самом начале внедренный в нее Богом, и Моисеевы писания обнов­ляют его, ты опять просишь: «покажи мне, Господи, путь, по коему мне идти»? Это можно понимать или так: совесть моя заглушена грехом, и потому я прошу обновить ее; или под именем пути здесь разумеется многое, неизвестное людям, на что указывает и Павел, когда говорит: «мы не знаем, о чем молиться, как должно» (Рим.8:26). Если же Павел, при таком ведении, не знал этого, то можно ли удивляться словам Псалмопевца? Впрочем, посмотри, он не желает здесь ничего чувственного, но ищет пути, ведущего к Богу, и сам от себя полагает тому начало. Он не просто сказал: «покажи мне, Господи, путь», ведущий к Тебе, но что? «Ибо к Тебе я вознесся душою моею», т.е. к Тебе стремлюсь, к Тебе обращаю взоры. Таким людям особенно Бог указывает путь. Вот потому-то об иудеях Господь, на вопрос, почему Он говорит им в притчах, сказал: «что они видя не видят, и слыша не слышат» (Мф.13:13). А слово: «вознесся» зна­чит: я перенес, или передал Тебе душу мою. «Удали меня от врагов моих, ибо я к Тебе прибег» (Пс.142:9). Смотри, как мо­лящийся везде прибавляет и причины: «не отвращай, – говорит, – лица Твоего от меня..., ибо я на Тебя уповал; покажи мне, Господи, путь..., ибо к Тебе я вознесся душою моею. Удали меня от врагов моих, – потому что – ибо я к Тебе прибег: научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой. Дух Твой благий поведет меня в землю правды» (Пс.142:10). Не сказал просто: научи меня воле Твоей, но: «творить волю Твою», т.е. руководи к самим делам, – потому что необходима высшая помощь и высшее наставление, чтобы идти путем, ведущим к добродетели, впрочем не так, чтобы мы могли бездействовать, но чтобы и сами привносили должное с нашей стороны. «Ибо Ты – Бог мой». Видишь ли, как духовны его прошения? Он воз­носит прошение не о богатстве, власти и славе, но об исполне­нии воли Божией: это – сокровище всех благ, неиссякаемое богатство, начало и корень, средина и конец благоденствия. «Дух Твой благий поведет меня в землю правды». Видишь ли, как он внушает нам, как научает нас совершать путь Духом Святым? Потому и Павел говорит: «нам Бог открыл это Духом Своим» (1Кор.2:10). «В землю правды». В букваль­ном смысле он говорит здесь о своем отечестве; а в пе­реносном – о пути, ведущем к добродетели. Другой пере­водчик (Акила) говорит: «по земле ровной» (ὸιὰ γης όμαλης). Действительно, нет ни­чего ровнее добродетели, свободной от шума и смятения. «Имени Твоего ради, Господи, даруешь мне жизнь по правде Твоей, изведешь от печали душу мою» (Пс.142:11). Видишь ли, как он опять прибегает к Богу, а не на свою жизнь возлагает надежду?

«По правде Твоей, изведешь от печали душу мою». Другой (Симмах): «мило­стью твоею» (ὲλεημοσύνη). Видишь ли, как справедливо то, о чем я выше сказал, т.е. что «правдою» он часто называет человеколюбие Божие? «Изведешь от печали душу мою», – потому что «молитесь, сказал Господь, чтобы не впасть в искушение» (Мк.14:38). «И по милости Твоей истребишь врагов моих и погубишь всех угнетающих душу мою, ибо я раб Твой» (Пс.142:12). Не потому, говорит, чтобы я был достоин, но по человеколюбию Твоему избавь меня от восстающих на меня, освободи от строящих мне козни, дай немного перевести дух от скорби. «И по милости Твоей истребишь врагов моих и погубишь всех угнетающих душу мою, ибо я раб Твой». Смотри, как опять приводится причина. Иначе нам невозможно получить просимое, но необходимо всегда делать самих себя достойными получения того, чего просим; нужно привносить должное и с нашей стороны, и тогда уже приступать к Богу. Одна молитва сама по себе недостаточна. Молились и иудеи, но услышали: «и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу» (Ис.1:15). Впрочем уди­вительно ли, что иудеи не были услышаны, когда и Иеремия, просивший за них, получал запрещение и слышал не одно­кратно: «не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя» (Иер.7:16)? И удивительно ли, что не был услышан Иеремия? «И если бы нашлись..., говорил Бог, Ной, Даниил и Иов..., то сии три мужа... не спасли бы ни сыновей, ни дочерей» (Иез.14:14, 16). Итак, зная это, будем не только молиться, но вместе с молитвами делать и самих себя достойными получения, чтобы достигнуть и настоящих и буду­щих благ, которых да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

* * *

115

Псалмы в тексте даны в переводе П.Юнгерова – Редакция «Азбуки Веры»

116

В славянском «воздел».

117

Διάψαλμα собственно значит: перемена тона. Этого слова нет в сла­вянском переводе.


Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1899. Том 5, Книга 1-2, Беседы на Псалмы, с. 5-596.

Комментарии для сайта Cackle