Беседа четвертая
Начали мы нашу первую беседу, говоря о праведном Аврааме. Это – ключевая фигура, потому что Книга Бытия заканчивается созданием верующей семьи, причем очень большой и верующей семьи. А Книга Исход уже рассказывает о том, как из семейства возникает целая нация, целый народ.
И на прошлой беседе мы делали отступление, мы говорили о грехопадении, чтобы нам понять, откуда произошли люди, преданные Богу, откуда произошло язычество. И мы рассматривали родословные линии: сифитов – это последователи праведного Сифа, и каинитов – последователей нечестивого Каина.
Сегодня, разбирая эти линии, мы дойдем до Авраама, то есть как бы опять вернемся к Аврааму. Но пройдем и через некоторую ситуацию, которая возникла вокруг праотца всего рода человеческого – Ноя.
Мы читаем сегодня с вами Бытие, 6-ю главу, с 9-го по 12-й стих:
«Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета. Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6:9–12).
Итак, мы с вами прочитали, что «Ной ходил пред Богом». А что это значит? Дословный перевод получится: אֶת הָאֱלֹקִים הִתְהַלֶּךְ נֹחַ «Ной ходил с (אֶת) Богом», то есть он как бы опирался на Бога – самостоятельно он не смог бы выжить в той ситуации! Ной ходил туда, куда его направлял Господь, поэтому правильнее сказать, что Ной ходил вслед за Богом: куда Господь ему указывал, туда он и шел.
Был ли Ной человеком праведным и непорочным с точки зрения христианской веры? Достаточно сложный вопрос. Потому что сказано, что он «был человек праведный и непорочный в роде своем». Вот эта добавка: «в роде своем» подсказывает нам, что, живи Ной в другое время, возможно, он считался бы грешником. Но вот в роде своем, в своем поколении он был лучший человек. Более благочестивого человека не было. А живи он во дни Моисея, Авраама, Исаака и Иакова – может быть, отношение к нему было бы совсем иное.
Но можно понять эти слова «в роде своем» и иначе: даже в таком роде, в такие времена он оставался праведным, и это будет уже другая характеристика Ною.
Это связано с тем, что целое поколение людей к тому времени развратилось, и сохранить праведность и непорочность среди них было очень сложно. Еврейское слово «праведный» – צַדִּיק «цадик». Это означает – «цельный человек». Так как слово «цадик» и слово «цдака» («милостыня») сходны, то праведник – это, прежде всего, тот, кто отдает, жертвует, одалживает, то есть живет больше интересами других, чем своими собственными! И прежде всего отдает всю свою жизнь на служение Богу.
Но в любом случае, выражение «в роде своем» как-то оттеняет все вышесказанное о Ное.
Имя Ной – мы с вами говорили об этом последний раз, – означает «утешение». נֹחַ «Ноах» – «тот, кто утешит в печали». Его отец, Ламех, что значит «слабость», дал ему такое имя, потому что кризис наступил уже повсеместный.
Сначала нравственный кризис завладел каинитами, потом этот процесс перекинулся и на сифитов, случается даже совпадение имен этих линий, и Ламех, отец Ноя, возлагает на него свою надежду. И дает ему имя, которое является духовной характеристикой.
Святые отцы считали, что тогда имена давались в пророческом озарении, имя означало духовную характеристику человека. И если человек менял свой характер, то менялось и его имя. Например, имя Иаков означает «обманщик». Мы знаем, как Иаков обманул своего отца – слепого Исаака. Но за это он сам был обманут, когда вместо Рахили ему подсунули в шатре слепую, плохо видящую невесту Лию.
Если обманщик наказан обманом, он делает какие-то выводы из этого. И Бог поменял Иакову имя. Он стал Израилем. Причем это имя является характеристикой всего еврейского народа! Мы можем перевести слово «Израиль» как «воюющий с Богом», то есть на стороне Бога «воин Божий» или же: «воюющий против Бога». Все зависело от того, как эти люди себя поведут.
Точно так же, как и Аврааму было сказано, что его потомки будут, как «звезды на небе» или как «песок морской». Звездами можно любоваться, а песок – попирать ногами. Ни одно пророчество не является безусловным, потому что Бог смотрит, что происходит с людьми!
И вот у Ноя рождается три сына: Сим, Хам и Иафет. Имя Сим – по-еврейски שֵׁם «Шем» – переводится как «тот, кто прославил свое имя». И действительно, от Сима происходит весь еврейский народ: это плеяда Божиих пророков, имена которых знают по всему миру. И от Сима – через Авраама и Агарь – происходит весь арабский мир. Арабы настолько расплодились по всему миру, что уж практически все народы знают об этой нации и об этой религии, то есть они создали себе имя!
Другой сын Ноя – это Хам. Сыновья Ноя – это родоначальники человеческих рас, и нам очень важно понять их расовые характеристики. חָם «Хам» – означает «жар», «горячность», «страсть». От Хама произошли негроиды.
Причем в сыне Измаиле, который является праотцем всех арабов, хамитская кровь Агари – горячая кровь! – встретилась с семитской кровью Авраама, которая есть «религиозность, преданность Богу, покорность». Вот арабы – это как бы сплав и горячности хамитов, и религиозной фанатичности Авраама. Узнаете Ислам?
И третий сын Ноя, очень важная для нас персона, Иафет, יָפֶת «Йефет» по-еврейски. Это имя означает «красота» и происходит от слова «яфе» – «красивый». Также оно обозначает «распространение», «расширение», от глагола «пота» – «давать простор».
И действительно, от Иафета происходят европейские народы так называемой индоарийской группы. Эти народы – самые распространенные во всем мире. Все Западное полушарие – это потомки Иафета (Северная и Южная Америка), вся Европа. Если вы откроете «Повесть временных лет» Нестора Летописца, то там Нестор пишет, что славяне – от Иафета.
Те цивилизации, которые были созданы иафетянами, античные цивилизации Греции, Рима – это красивый мир даже при всех своих заблуждениях. И когда этот мир воцерковлялся, то все то лучшее, чего достигли иафетяне, они воцерковили, привнесли в Христианскую Церковь. Иафет – это и цивилизация Святой Руси!
Итак, сыновья Ноя – Сим, Хам и Иафет – это родоначальники человеческих рас.
«И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6:12).
Как понять эти слова? Некоторые истолкователи говорят, что тогда очень сильны были сексуальные извращения. Причем не только среди людей, но даже и среди животных! Началось какое-то дикое смешение! Мы говорили в прошлый раз, что это связывают с тем, что две линии – сифиты и каиниты – стали перемешиваться, а это ни в коем случае не допустимо, когда в дом верующих берут неверующих невесток или неверующих женихов, это, простите, недопустимо!
И тогда в мир вошел хаос, и произошел потоп!
А когда потоп окончился, восемь всего душ спаслись от вод: Ной, его жена по имени Ноема, Сим, Хам, Иафет со своими женами.
То, что у Ноя была жена Ноема – это только версия. Дело в том, что Ноема принадлежала к каинитам (см.: Быт. 4:22). И те комментаторы, которые утверждают, что она была жена Ноя, строят свои предположения только на том основании, что ее имя по корневой основе близко к самому имени Ной (Ноах), как, например, Олег – Ольга. Ими, комментаторами, и был сделан соответствующий вывод, что Ноема – жена Ноя, и именно через нее хамитские крови проникли в новый мир, не удалось полностью хамитство это потопить! Вот, например, в церкви иногда произносятся слова молитвы: «От бесовской крови очисти мя, Господи!» – именно это и имеется в виду!
Есть текст в Библии, где сказано: «Берегись, сын мой, всякого вида распутства. Возьми себе жену из племени отцов твоих, но не бери жены иноземной, которая не из колена отца твоего, ибо мы сыны пророков. Издревле отцы наши – Ной, Авраам, Исаак и Иаков. Помни, сын мой, что все он брали жен из среды братьев своих и были благословенны в детях своих, и потомство их наследует землю» (Тов. 4:12). По крайней мере, такая версия есть, что именно через Ноему мир Каина попал, миновав воды потопа, на новую землю…
И вот люди выходят из ковчега. Сказано:
«И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]» (Быт. 9:1).
Здесь нам очень важно обратить внимание на то, что когда они выходили из ковчега, Бог их благословил. Есть учение Церкви (это, собственно говоря, библейское учение): то, что Бог благословил, человек не имеет права проклясть.
И далее люди начинают жить на земле, Бог дает им разные законы, в том числе и так называемые «законы Ноя». Законы Ноя считаются обязательными для всех людей, верующих и неверующих. Считается, что в день Суда эти законы будут спрошены с каждого, все они помещаются в 9-й главе.
Далее мы читаем:
«Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт. 9:2–3).
То есть до потопа люди не вкушали мяса. И только после потопа Бог повелел людям вкушать мясную пищу!
Я слышал такое предание – правда, оно нигде не зафиксировано, – что однажды батюшку Иоанна Кронштадтского спросили: «А почему после потопа Господь людям разрешил мясо вкушать?» На что святой праведный отец Иоанн ответил: «Люди до потопа были такие злые, что если бы им не разрешили вкушать мясо животных, они б друг друга начали есть! И даже после потопа!» Отчасти, подобное объяснение, подтверждается Иоанном Златоустом:
«С этого-то времени начинается употребление в пищу мяса, но не для того, чтобы чрез это возбудить людей к чревоугодию. Они должны были животных приносить в жертву и чрез это воздавать благодарность Господу. Поэтому, чтобы они не вздумали воздерживаться от употребления их как посвященных Богу, Он дает людям позволение употреблять животных в пищу и чрез это освобождает их от всякого недоумения. Как зелень травную, говорит, даю вам все. Потом, как Адаму, дозволив пользоваться всем, Бог повелел воздерживаться от одного дерева, так и здесь, дозволив свободно употреблять в пищу все, говорит: только мяса в крови души не ешьте. Что же означают эти слова? Что такое: мясо в крови души? Это значит – удавленина, потому что кровь есть душа животного. Так, ввиду того что люди должны были со временем приносить животных в жертву Богу, Он как бы дает им такое наставление: кровь предназначена Мне, а мясо вам. А делает Он это для того, чтобы с самого начала остановить в них наклонность к человекоубийству»99.
Но вот идут законы Ноя:
«Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт. 9:4).
Нельзя, если душа еще находится в животном, то есть кровь не слита, отрезать кусок, пожарить его и съесть! Ни в каком виде не разрешается кровь для употребления в пищу! Это жесткий закон! Сказано:
«Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша» (Быт. 9:5).
Этот закон подтвержден в Моисеевом законе, этот закон подтвержден на Первом апостольском соборе в Иерусалиме, о чем говорится в книге Деяний святых апостолов, когда было постановлено, чтобы христиане «… воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови…» (Деян. 15:20).
Что такое «удавленина»? Это когда кровь не сливают! И 63-е правило Святых Апостолов ясно гласит: «Если кто, – епископ, пресвитер, диакон или вообще из священного чина, будет есть мясо в крови души его, или звероядину, или мертвячину: да будет извержен. Если же сие соделает мирянин: да будет отлучен».
То есть на всех уровнях: и после потопа это было установлено, и Моисей это подтвердил, и у пророков об этом говорится, и апостольский собор это подтвердил, и правила Поместных и Вселенских соборов, и святые отцы подтверждали неоднократно это правило, потому что кровь – всегда скоромна! Поэтому никаких кровяных колбасок, кровянок, кровавых бифштексов христианам есть нельзя.
Далее сказано:
«Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя (то есть если зверь забодает человека, сказано в законе, то этого зверя надо убить, – О. С.), взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его» (Быт. 9:5).
Здесь Библия устанавливает смертную казнь за убийство: убийца должен быть убит. Это первое такое свидетельство из слова Божьего.
Кстати, очень интересная деталь: древние, которые очень внимательно изучали Писание, обратили внимание на то, что если какое-то явление в Библии описывается в первый раз, то это ключевая ситуация. Если вы потом хотите понять, что означает вот это явление, обратите внимание на его первое описание. Тогда вам станет понятно, о чем идет речь.
«Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека (то есть должен быть суд справедливый, – О. С.): ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6).
Здесь устанавливается статус человека. Древнее предание прибавляет к заповедям Ноя запрет на блуд, идолопоклонство и богохульство.
И далее Бог подтверждает:
«Вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней» (Быт. 9:7).
Вот эта заповедь: «плодитесь и размножайтесь» останавливает блуд, эта заповедь против блуда! Потому что в Писании сказано: «лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор. 7:9).
И еще заповедь «плодитесь и размножайтесь» нас учит тому, что сколько Бог пошлет детей, столько и должно быть. Если бы было сказано: «плодитесь», то достаточно было бы иметь и одного ребенка, ну двоих: одного мальчика, одну девочку. Но здесь сказано: «размножайтесь»! И еще добавляется: «и распространяйтесь» – это уже точно больше одного-двух. То есть сколько Господь пошлет, столько и должно быть детей!
Итак, семья живет в долине Арарата. Они боялись далеко уходить от ковчега, и Господь заключает «завет радуги»: чтобы люди не боялись дождя на небе, будет появляться радуга, и всякий раз, увидев ее, люди будут понимать, что такого потопа, который был, уже не будет.
И сказано:
«Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля» (Быт. 9:19).
То есть все мы их потомки, а Сим, Хам и Иафет – родоначальники человеческих рас.
И вот далее рассказывается об одном семейном кризисе, который случился с Ноем и который повлек за собой тяжелые последствия для членов его семьи, для некоторых из них.
«Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем» (Быт. 9:20–21).
Некоторые говорят, что Ной, поскольку это первое упоминание о вине, не знал, что такое вино. Он посадил виноградник, сделал сок, оставил горшки с соком на солнце, они забродили, и получилось вино.
«Случившееся произошло по неопытности, а не от невоздержанности. Ной был первым из людей, взявшим сок от плода виноградной лозы, и не знал не только приемлемого количества напитка, но и того, что надлежит сначала разбавлять его водой и лишь потом пить; потому и впал он в глубокий сон. И ничего необычного не было в том, что он обнажился. Да и теперь всякий, укладываясь, раздевается, потому что сон притупляет чувства. Опьянение же, способствующее сну, еще более извиняет его наготу»100.
Но есть святые отцы, которые говорят, что и до потопа у Ноя такие проблемы были, то есть он был пьющий праведник. Другими словами, через воды потопа можно было спасти человеческие жизни, а проблемы – проблемы остаются с нами, их надо решать.
«Опьянение Ноя произошло не оттого, что он выпил много вина, но оттого, что долгое время он не пил вина вообще. В ковчеге не пил он вина, потому что в день гибели всякой плоти не мог и подумать, чтобы внести с собою вино в ковчег. Итак, Ной не вкушал вина в течение года, пока продолжался потоп. Не насаждал он винограда и в тот год, как вышел из ковчега, потому что в двадцать седьмой день месяца Иора – в такое время, когда не могло быть даже незрелых гроздьев, – нельзя было насаждать виноград. Посему не ранее как в третий год Ной насадил виноград, использовав семена сухих ягод, взятых им с собою в ковчег. И только три или четыре года спустя мог он получить от них плоды. Значит, праведник не вкушал вина в течение шести лет»101.
«И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим» (Быт. 9:21–22).
Почему Хам называется отцом Ханаана? Мы с вами уже договорились, что ни одного лишнего слова в Писании нет. Есть такое истолкование: когда мужчины, то есть Ной с сыновьями, находились в ковчеге, плавали достаточно длительное время, они дали обет, что на время плавания не будут вступать в сексуальные отношения со своими женами.
Косвенно это подтверждается тем описанием, как они вошли в ковчег и как от туда вышли. Сравним эти два описания. Читаем: «И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа» (Быт. 7:7). Здесь мы видим, что мужчины входят отдельно, женщины – отдельно.
А теперь описание того как они вышли из ковчега: «Выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою» (Быт. 8:16). Здесь мы видим, что они выходят попарно. Возможно, это законодательный прецедент – не совокупляться во дни траура. И только Хам нарушил этот обет, и от этого нарушения родился Ханаан. Потому что ничьи другие дети не упоминаются.
«И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим» (Быт. 9:22). Здесь возникает вопрос: как нам относиться к тому, если мы видим наготу наших родителей, если мы видим наготу отца, матери, если мы видим наготу духовных наших отцов, пастырей и архипастырей, слыша, как какие-то слухи раздаются о том, что тот или иной совершил ужасный какой-то грех?
Ной был, прежде всего, религиозным лидером этой общины. Он был настоящим патриархом в своей семье. А действует ли благодать через недостойных служителей Церкви?
Что об этом пишет Ефрем Сирин в «слове о священстве»? Он пишет:
«Если и не знаешь о каком иерее, достоин ли он сана или не достоин; то не презирай его ради заповеди Христовой. Как не терпят вреда светлое золото, если покрыто оно грязью, а также и самый чистый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам; так подобно сему и священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его был и недостоин»102.
Ной был не просто патриарх всего народа – он приносил жертвоприношения перед Богом, он был как первосвященник, и Ефрем Сирин пишет, что если принявший священство и недостоин, то благодать все равно продолжает действовать.
То же самое мы находим у преподобного Феодора Студита, который пишет:
«Ибо благодать снисходит и при недостойных священниках ради преступающих»103.
То есть ради верующих, которые в храме.
И я в молодости слышал такую историю, когда в большой храм привели старца из пустыни, отшельника. А в храме было очень много народу. И старец спросил: «Зачем такой большой храм построили – народу-то нету!» Ему говорят: «Ну как же нет народу? Полный храм!»
Старец продолжает: «Да нет никого. Вот этот – он уже на базаре, выбирает, что ему купить, этот уже за столом сидит, уже готовится кушать. А эта – стала уже ругаться со своей свекровью!»
И его решили в алтарь отвести: может быть, там он будет поспокойней? Заходит старец в алтарь, а там два священника служат, которые были отступники от истинной веры. И он им улыбнулся.
Служащие говорят: «Что ты усмехаешься над нами, мы же литургию служим!» А он им отвечает: «Нет-нет! Вы связаны веревкой толще трех пальцев и лежите под жертвенником. А два ангела Божьих ради трех молящихся в храме совершают литургию!»
Вот, оказывается, и так иногда бывает!
Блаженный Августин пишет:
«Церковь не перестает быть святой и освящающей, если имеет священнослужителей недостойных и членов грешных. Кто имеет общение с грешником, но не соизволяет на его грех – тот остается чистым! Ибо ни пророки, ни апостолы, ни Сам Иисус Христос не чуждались общения грешников, но только обличали и исправляли их. Служители Церкви Божией не перестают быть орудиями благодати Божией, хотя бы сами не были святыми! Каков бы ни был священник – когда он молится за народ, его молитва возносится к Богу, его поучения, если содержат истину, полезны для других, его священнодействия имеют всю силу для верующего. Для себя он сам даст ответ Богу, но для паствы своей он есть истинный пастырь»104.
А вот свидетельство Иоанна Златоуста о том, что благодать может действовать через недостойных:
«Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога! А кто стал презирать священника, тот постепенно дойдет когда-нибудь и до оскорбления Бога… А откуда, скажешь, известно, что Бог рукоположил его? Но если ты не имеешь убеждения в том, то суетна твоя надежда; ибо, если Бог ничего не совершает чрез него, то ты ни Крещения не имеешь, ни Тайн не причащаешься, ни благословений не получаешь, и следовательно, ты – не христианин. Как, скажешь, неужели Бог рукополагает всех, даже и недостойных? Всех Бог не рукополагает, но чрез всех Сам Он действует, – хотя бы они были и недостойными, – для спасения народа… А если кто преподает правое учение, то смотри не на жизнь его, а на слова… В отце, хотя бы он имел бесчисленное множество слабостей, сын прикрывает все; не славися, говорит Премудрый, в безчестии отца твоего, несть бо ти слава отчее безчестие: аще и разумом оскудевает, прощение имей (Сир. 3:10, 13). Если так говорится о плотских отцах, то тем более надо сказать об отцах духовных. Устыдись: он каждый день служит тебе, предлагает чтение Писания, для тебя украшает дом Божий, для тебя бодрствует, за тебя молится, за тебя предстоит и ходатайствует пред Богом, за тебя творит прошения, для тебя совершает все свое служение. Этого устыдись, это представляй и подходи к нему со всяким благоговением. Он не хорош? Но скажи мне, что из этого? И хороший разве сам сообщает тебе великие блага? Нет! Все совершается по твоей вере. И праведный не принесет тебе никакой пользы, если ты – неверующий; и нечестивый нисколько не повредит тебе, если ты – верующий. Бог действовал и чрез воров при кивоте, когда хотел спасти народ Свой. Разве жизнь священника или добродетель может совершить что-либо подобное?»105
Итак, мы видим, что святые отцы учат: благодать действует и через недостойных пастырей. И когда Ной повел себя недостойно, его сыновья должны были буквально закрыть глаза на то, что произошло!
В некотором Патерике я как-то читал, что один монах вышел в сад и случайно увидел собрата, который совершал блуд. Он подошел и своей мантией накрыл его. Брат вскочил и говорит: «Почему ты не кричишь, не шумишь?» На что монах ответил: «Грех моего брата – это мой грех!»
Ведь мы же молимся не «Отче мой», а «Отче наш», осознавая ответственность друг за друга!
Поступок Хама, то, что он осудил своего отца, дал название этому преступлению. Всякий, кто не почитает старших, называется хамом.
И в Священном Писании рассказывается о царе Давиде – помните эту удивительную историю, когда он еще не был царем, а царь Саул из дома Вениаминова гонялся за Давидом, потому что он думал, что Давид хочет занять его место? И однажды Давид спрятался в пещере, а Саул расположился со своими людьми прямо возле входа. И по нужде Саул пошел в эту пещеру. По нужде – это значит в туалет. Он снял с себя плащ, одежду, а в мраке этой пещеры Давид и его люди все это видели, их глаза уже привыкли к темноте. И друзья Давида говорят ему на ухо:
«Ну вот, смотри, тебе Бог отдает его в руки! Убей его!» Ну, Саул в таком виде неприглядном…
Давид сказал: «Я не подниму руки на помазанника Божьего!» Давид увидел в Сауле даже в такой ситуации, чересчур, скажем так, интимной, помазанника Божьего. И он отрезал только край его плаща незаметно.
Когда же Саул вышел из пещеры, одевшись после туалета, Давид вышел вслед за ним и крикнул: «Вот, смотри! – и показал кусок плаща. – Если бы я хотел причинить тебе зло, я бы запросто это сделал!» (см.: 1Цар. 24:4–12).
Был случай в дореволюционной России, описанный русским юристом Плевако, когда один священник совершил уголовное преступление. Его судили, и все были настроены против него. Только адвокат был спокоен. Когда же наступила его очередь сказать слово, он встал и спросил у присяжных: «Сколько лет этот священник служит в вашем городе?» Они ответили: «Двадцать пять лет. Так и не рассмотрели его, что за человек». Спрашивает у прокурора: «Вы подтверждаете, что двадцать пять лет служит?» Он говорит: «Да». Судью спрашивает: «Вот, мы установили, что он двадцать пять лет служит, вы, наверное, тоже владеете этой информацией?» Он отвечает: «Да!»
И тогда адвокат говорит: «Все двадцать пять лет с какими бы гадостями вы ни приходили к нему на исповедь, чтобы вы ни шептали бы в его уши, он прощал вам все ваши грехи. Все двадцать пять лет он слушал одно и то же! Был ли хоть один случай, чтобы он вас прогнал? Да и отогнав – потом возвращал к себе. Неужели же теперь мы его, единожды согрешившего за все эти двадцать пять лет – а мы это установили, это доказано, – неужели же мы его теперь не простим?!»
И все стали кричать. Присяжные кричали: «Не виновен!» Прокурор стал кричать: «Снимаю обвинение!» Судья молотком стучит: «Оправдан!!!»…
То, что делает Хам – это, действительно, хамство в полном смысле этого слова! Иисус Христос учит нас: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:2–3).
Признавал ли Иисус Христос ветхозаветное священство, всех этих первосвященников, священников, которые составили заговор против Него и привели Его на Голгофу? Признавал! Исцеляя людей, он говорил: «пойди, покажись священнику» (Мк. 1:44), хотя Он знал, что́ это за священство!
«И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом (реально, закрыв глаза свои, – О. С.) и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его» (Быт. 9:22–24).
И далее мы читаем слова, которые немножко непонятны:
«И сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9:25).
Ной проклинает не Хама, он проклинает сына Хама, своего внука Ханаана! Почему? А потому, что когда они выходили из ковчега, Бог их всех благословил! А то, что Бог благословил – никто не имеет права проклясть!
Как Бог благословляет людей? Венчанием. Совершается таинство венчания, и это – благословение на брачную жизнь. Если кто-то вмешается в их семейную жизнь и попытается их разлучить, свои порядки наводить – он наживет проклятие. Потому что Бог благословил – нельзя проклинать! Цари были помазанники Божии, епископы – это тоже особые служители Божии, все священнослужители: пресвитеры, диаконы, крестные родители, которые были свидетелями нашего крещения и будут таковыми в день Страшного суда, наши собственные родители – Бог благословил нас такими родителями, плотскими и духовными, какие есть – других нету!
Итак, проклятие ложится не на Хама, а на Ханаана.
«и сказал (Ной, – О. С.): проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9:25).
И действительно, братья и сестры, Африка – земля Хама! Вы же знаете, как живут эти народы – до сих пор они мучаются от этого проклятья, которое легло на целую расу негроидов!
«Ной проклял Ханаана. И сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. В чем был бы виновен Ханаан, если бы он находился еще в чреслах отца своего и наготу Ноеву видел не он, а отец его? Говорят: Хам принял благословение со всеми, входившими в ковчег, и потом снова дано ему благословение со всеми вышедшими из ковчега; и поэтому Ной проклинает не его самого, но его сына, хотя проклятие сына должно было причинить скорбь и отцу [Хаму]. Другие же – на основании сказанного в Писании: и узнал [Ной], что сделал над ним меньший сын его, поскольку известно, что Хам был сын не младший, а средний, – заключают, что под сыном меньшим разумеется Ханаан, и что сей малолетний Ханаан посмеялся над обнажением старца, Хам же со смеющимся лицом вышел и посреди стогна возвестил братьям своим. Посему можно думать, что хотя проклят Ханаан не по всей справедливости, как совершивший [зло] еще в детстве, однако же и не против справедливости, потому что проклят не за другого. Притом Ной знал, что если бы Ханаан в старости не соделался достойным проклятия, то и в отрочестве не совершил бы дела, его заслуживающего»106.
Далее говорится:
«Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему» (Быт. 9:26).
Он благословляет Сима за то, что он поступил правильно и не хотел видеть наготу своего отца.«Сын благородный не перенес неблагопристойного обнажения праведника. Нравственность покрыла, что опьянением было раскрыто…»107.
Потом говорится про Иафета, нашего праотца, от которого произошли мы, славяне:
«Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт. 9:27).
Итак, имя Иафет – мы это уже выяснили, – обозначает «распространенный», «красивый», но что означают слова, что Иафет вселится в шатрах Симовых? Ведь если буквально понять смысл этих слов: он не просто вселится, он будет хозяйничать в шатрах Сима, переселится.
«Шатер» по-еврейски бейт, означает «дом», чаще: «дом учения». Так что же такое «шатер Сима»?
Это – Священное Писание, которое было написано семитами, людьми еврейской национальности! И в Иисусе Христе народы, произошедшие от Иафета, обрели Священное Писание как свое наследие (см.: Ис. 29:11–12; 2Пет. 2:10). Мы – новые дети Авраама!
А иудеи – «… когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» (2Кор. 3:15–16). Они не понимают до конца смысл Божественного Откровения. Только в Христианской Церкви дается полнота Откровения слова Божьего!
Но весь Ветхий Завет – это история Ветхозаветной Церкви! И в 10-й главе, 21-й стих, сказано: «Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых (вот, впервые встречается имя «Евер», от которого потом получится слово «еврей» – О. С.)» (Быт. 10:21). То есть Иафет еще не вселился в шатры Сима: религия истинная была долгое время достоянием только еврейского народа. Но после дня Пятидесятницы многие народы приобщились к этой вере (Мф. 28:19)!
«Вот родословие Сима: Сим был ста лет и родил Арфаксада, чрез два года после потопа; по рождении Арфаксада Сим жил пятьсот лет и родил сынов и дочерей [и умер]. Арфаксад жил тридцать пять [135] лет и родил [Каинана. По рождении Каинана Арфаксад жил триста тридцать лет и родил сынов и дочерей и умер. Каинан жил сто тридцать лет, и родил] Салу. По рождении Салы Арфаксад [Каинан] жил четыреста три [330] года и родил сынов и дочерей [и умер]» (Быт. 11:10–13).
Дальше перечисляются имена других потомков Сима, и в 24–25-м стихах сказано:
«Нахор жил двадцать девять [79] лет и родил Фарру. По рождении Фарры Нахор жил сто девятнадцать [129] лет и родил сынов и дочерей [и умер]. Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама (вот мы и вернулись к Аврааму – О. С.), Нахора и Арана. Вот родословие Фарры: Фарра родил Аврама, Нахора и Арана. Аран родил Лота (Лот – это племянник Авраама, который ушел жить в Содом, – О. С.). И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском» (Быт. 11:24–28).
И сирота Лот был взят дядей Авраамом. По истолкованию блаженного Иеронима, слова: «умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском» (Быт. 11:28), надо понимать, что халдеи сожгли Арана за единобожие в присутствии его отца Фарры. Иероним пишет:
«Поскольку он не пожелал поклониться огню, то был истреблен огнем. А впоследствии Господь говорит Аврааму: «Я Тот, Кто вывел тебя из огня халдейского» (Быт. 15:7)»108.
Так что Лот – сын мученика, племянник пророка, мог стать реальным наследником бездетного Авраама. Но Бог решил иначе!
«Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; имя жены Нахоровой: Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски. И Сара была неплодна и бездетна. И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там. И было дней жизни Фарры [в Харранской земле] двести пять лет, и умер Фарра в Харране» (Быт. 11:29–32).
И вот здесь возникает интересный факт: Фарра, отец Авраама – оказывается, он шел в Ханаан! Возможно, что Авраам поделился с ним Божиим Откровением: в Библии не всегда соблюдается хронология событий! И возможно, что Фарра идет за компанию со своим сыном в эту землю, которую Бог обещал отдать!
Но он не доходит, он умирает на границе Ханаана после того, как его сын уже ушел от него. Когда что-то делается «за компанию» – это не очень-то хорошо. Если вы приглашаете знакомого в храм только потому, что вы идете в храм – это не всегда хорошо. Надо делать все так, чтобы люди принимали именно религиозные решения. Надо убедить человека, зачем ему надо идти в храм. Тогда будет смысл. А если ты делаешь что-то «за компанию» – это не всегда хорошо.
И мы с вами сейчас открываем 14-ю главу, на которой мы остановились в свое время. Здесь говорится о битве в долине царей.
«И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского, пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор» (Быт. 14:1–2).
Кто-то может сказать: «Зачем нам имена этих царей?» Четыре царя пошли против пятерых. Но смотрите, что по этому поводу пишет святитель Иоанн Златоуст:
«Не пройдем, возлюбленные, сказанного без внимания в той мысли, будто это повествование совершенно бесполезно… Не просто и не без цели Писание ввело данное обстоятельство в свое повествование, не напрасно и мы предварительно предлагаем вам теперь узнать об их мужестве – но для того, чтобы, с продолжением поучения, вы познали великую силу Божию и добродетель патриарха»109.
Очень интересно истолковывает эту главу святитель Амвросий Медиоланский. Он пишет в своей работе об Аврааме:
«Пять царей суть пять чувств нашего тела: зрение, обоняние, вкус, осязание, слух. Четыре царя суть телесные и мирские обольщения, потому что человеческая плоть состоит из четырех стихий. По справедливости они называются царями, потому что грех имеет свою верховную власть, имеет свое великое царство. Поэтому апостол говорит: «да не царствует грех в смертном вашем теле» (Рим. 6:12). Итак, наши чувства легко уступают телесным и мирским наслаждениям и улавливаются их властью. Ибо телесные наслаждения и обольщения века сего побеждает лишь ум, который духовен, привержен Богу и полностью отделяет себя от земного, ибо всякое отклонение улавливается им. Поэтому Иоанн говорит: «горе живущим на земле» (Откр. 8:13). Он, конечно, понимал под этим не всех людей, которые тогда совершали свой жизненный путь, ведь есть и живущие на земле, чье жительство на небесах, но тех, кого победила любовь к земному жительству и прелесть века сего. Поэтому мы не жители, а странники на этой земле. Ибо странник возлагает надежду на временное пристанище, а житель, как кажется, помещает всякую надежду воспользоваться своим имуществом там, где, как он думает, он живет по праву. Итак, кто странник на земле, тот житель на небе, а кто житель на земле, тот обладатель смерти»110.
Слова святителя Амвросия «кто странник на земле, тот житель на небе» – это библейская характеристика Аврааму, о котором сказано: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр. 11:8–10).
Итак, оказывается, четверо царей напали на пятерых царей. Среди этих пятерых – царь Содома и Гоморры. Четверо одержали победу, и Лот, который жил в Содоме, оказался в плену. Амвросий Медиоланский говорит, как мы читали выше, что эти цари символизируют собой некие состояния, которые переживают люди.
Давайте рассмотрим имена этих царей: что является агрессивным по отношению к нам, какие чувства делают нас самих агрессивными?
Например, имя Амрафел. Оно означает – «тот, кто гадает, пытается разгадать каждое слово, цепляется к каждому слову, ищет повода для ссоры».
Ариох – это имя происходит от «ари» – «лев». И слово «ях» – «он». То есть «он нападет, поразит, убьет!» – «поражающий как лев» или «поражающий львов».
Кедорлаомер – от слова «кедар» – «как бы живущий». То есть: «сам не знает, зачем живет». Такой тем более может совершить преступление!
И последнее имя четвертого царя – Тидал. Это «тот, кто ищет высоты, познания своего положения, гордец». Если мы цепляемся к словам других людей, если мы проявляем агрессию звериную по отношению к людям, если мы любим гордость, господство, то все это нас может привести к конфликту!
А кто терпит поражение? Поражение терпят пять царей.
Это, прежде всего, Бера, Ханаанский царь. Это имя означает «пребывающий во зле». Если ты пребываешь во зле, какое Божье благословение тебе поможет?! Конечно, ты проиграешь!
Бирша – «пребывающий в нечестии». На какую Божью помощь может рассчитывать нечестивец?
Шинав – «ненавидящий отца». Если человек ненавидит своего отца, то конечно он проиграет! Бог не придет к нему на помощь, ибо конфликт с родителями –это конфликт с Богом.
И Шемевер – «превозмогающий имя», а Бела – «поглотитель», то есть «пожирающий». «Превозмогающий имя» – это тот, кто игнорирует любого другого человека, не признает значимость имен, а Бела – это тот, кто хочет всё пожрать, присвоить себе.
Цивилизация Содома и Гоморры – это была эгоистическая цивилизация, которая хотела все подмять под себя. Как в настоящее время Соединенные Штаты Америки потребляют почти 70% всего того, что производится на земном шаре. И они свято верят в то, что рыночная экономика сама себя выправит.
Но эгоистические чувства сами по себе, когда они овладевают сознанием людей, это печально. Иногда эгоист не может остановиться, и это приводит к печальным последствиям. Именно эгоистическая, потребительская политика США ввергла мировое сообщество в ужасный экономический кризис, и мы, россияне, пострадаем именно в той мере, в какой привязали себя к тонущим экономикам суицидального Запада.
Почему Лот оказался в такой компании? Он искал для себя лучшей, сытой жизни, он смотрел на Содом и Гоморру и говорил, что это как сад Господень! И сами жители Содома и Гоморры считали, что они живут в саду Господнем, что их система правления – самая правильная, поэтому они не пускали к себе никаких иностранцев, которые могли нарушить их баланс счастья. Лота они пустили только потому, что у него было большое имущество, или потому, что об Аврааме тогда знали все народы Ханаана и уважали его.
И вот Златоуст пишет:
«Лот нисколько не получил пользы от выбора лучших мест, но самим делом был научен не искать лучших мест. Не только ему не было от этого никакой пользы, но вдобавок он сделался еще и пленником и узнал на опыте, что гораздо лучше ему было бы жить вместе с праведником, нежели, отделившись от него и живя на свободе, испытать столько бедствий. Вот, он отделился от патриарха и думал пользоваться большей свободой, владеть лучшими местами, жить весьма богато – и вдруг сделался пленником, бездомным, лишенным своего крова, чтобы ты знал, какое зло – раздор и какое благо – согласие, и что лучше не гнаться за большим, а любить уничижение. И взяли, говорит Писание, Лота, племянника Абрамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли. Во сколько раз лучше было для него жить вместе с патриархом и потерпеть все, лишь бы только не расторгнуть взаимного согласия, чем, отделившись от него и выбрав себе лучшие места, тотчас подвергнуться таким опасностям и подпасть под иго иноплеменников»111.
То есть эта война обернулась трагедией для Лота: он искал сытой жизни, а в результате случилась настоящая катастрофа.
И вот четыре царя разбили пятерых.
«Победители взяли все имущество Содома и Гоморры и весь запас их и ушли. И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли. И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были союзники Аврамовы. Аврам, услышав, что [Лот] сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана» (Быт. 14:11–14).
Вот здесь впервые Авраам называется евреем. Я вам пояснял, что слово «еврей» означает: «перешедший реку», в частности – реку Евфрат, или: «человек с другого берега». Духовный смысл этого слова таков: верующий стоит по одну сторону реки, а весь остальной мир – по другую, потому что мы живем по законам Божиим и «знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1Ин. 5:19).
Слова: «и преследовал неприятелей до Дана» (Быт. 14:14) означают, что война с силами зла и порочными чувствами, которые раскрываются в символических именах царей, не прекратиться до Страшного суда, ибо слово дан, и означает: «суд».
«Почему патриарх сам не узнал о возникновении такой войны? Вероятно, между ним и местом битвы было большое расстояние, поэтому он и не знал. И пришел один из уцелевших и известил Аврама-пришельца (то есть Еврея, – О. С.). Писание говорит так, чтобы напомнить нам, что эта весть была сообщена Авраму, который переселился из Халдеи; поскольку жилище имел он по ту сторону Евфрата, то и назывался пришельцем (то есть Евреем, – О. С.)»112.
Сказано: «потому что странники мы пред Тобою и пришельцы…» (1Пар. 29:15). И еще: «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1Пет. 2:11).
«Рожденные в доме» – то есть «духовно рожденные». Это значит, как мы с вами ранее читали, что они, Аврам и Сара, как бы «делали» людей (см.: Быт. 12:5), обращали язычников в единобожие. Аврам проповедовал мужчинам, Сара – проповедовала женщинам.
И эта религиозная община состоит из трехсот восемнадцати человек (талмид – учеников Аврама), и Аврам, вооружившись вместе с этими людьми, отправляется спасать своего непутевого племянника, который всё потерял, всё расточил. Родство обязывает…
«и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска» (Быт. 14:15).
Здесь непонятно: обычно, когда нападают – объединяются. А здесь: «разделившись, напал». Это был хитрый маневр: этим четырем царям могло показаться, будто со всех сторон на них напали.
Кстати, это – самая первая мировая война, описанная в Библии, когда воюют представители разных народов. И повторяя то, как это происходило, будет происходить и самая последняя война. Но это – тайна, которую надо разгадать, понять, внимательно вчитываясь в библейский текст.
Слово «Хова», означает и «жизнь» (от слова хая), и «вина». Пророчество о том, что наша вина за грехи и преступления ляжет на Христа Спасителя, Который ценою Своей жизни, искупит нас для жизни в Боге и с Богом.
«И, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска; и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ. Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская» (Быт. 14:15–17).
Святитель Амвросий Медиоланский, объясняя смысл наименования города «Ховы», не оставляя и этого без внимания, пишет:
«Даже число (то есть название города, – О. С.) имеет жизненную силу, ибо в нем жизнь, если мы верим в страдание во имя Господа Иисуса. Ведь таково толкование этого имени, о котором мы сказали: Хова, то есть жизнь. И прекрасно сказано, что она располагалась по правую сторону Дамаска, ибо овцы по правую сторону, а козлы по левую. Опытный ум знает, кого ему призвать для завершения сражения, каким оружием снарядить, под какими знаменами вести. Он не выставляет перед войском изображения орлов или драконов, но вступает в сражение с крестом Христовым и именем Иисуса; он храбр этим знаком, верен этим знаменем. Поэтому по справедливости опытен тот ум, который стяжал истинную мудрость праведного мужа. Праведность же искусна в порицании, уличением призывает грешников назад и сдерживает натиск страстей»113.
Итак, здесь мы видим Аврама, навстречу которому выходят разные люди. С одной стороны – царь Содома, этого гей-государства, государства извращенцев, а с другой стороны – Мелхиседек, царь Салима.
И Авраам оказывается посредине между царем Содома и царем Салима, будущего Иерусалима:
«Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская (то есть чтобы по-царски отблагодарить его, – О. С.); и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего» (Быт. 14:17–18).
Это пророчество о том, что перед пришествием Христовым («Мелхиседек, царь Салима (Царь Мира)», прежде чем Новый Иерусалим спуститься с Небес на землю (см.: Откр. 21:2), на земле будет страшный разврат (см.: 2Пет. 3:3), особенно усилиться содомский грех («царь Содомский» – Откр. 11:8).
Сказано: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино» (Быт. 14:18). Иудейский комментатор недоумевает:
«Почему Малки-Цедек не намекнул и на жертвоприношения животных?»114
Действительно! Иудеям было бы понятнее, если бы он принес жертвенною овцу или барана, но «хлеб и вино»? Так и вспоминаются слова из Писания: «Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» (Евр. 10:5–7).
Мелхиседек, пророчески являет собою Самого Господа Иисуса Христа, с евхаристическими символами Хлеба – Его Тела и Вина – Его Крови!
«Здесь впервые совершилось жертвоприношение, которое ныне приносится Богу христианами по всему миру. Выполняется то, что много позднее через пророка говорится Христу, Которому еще только предстояло прийти во плоти: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс. 109:4). То есть не по чину Аарона, поскольку его чин должен был упраздниться, коль скоро явились сами предметы, которые предвосхищались этими тенями»115.
Вот это таинственная фигура! Кто же такой Мелхиседек, священник Бога Всевышнего? Ефрем Сирин считает:
«Этот Мелхиседек был Сим. Он по величию своему был царем, являясь родоначальником четырнадцати племен, но также первосвященником, потому что он по преемству приял священство от отца своего Ноя. Сим жил не только до времен Аврама, как говорит Писание, но до Иакова и Исава, сынов Аврамова сына. Его вопрошала Ревекка, и Сим сказал ей, что два народа во чреве ее и старший будет служить младшему. Ревекка, в обход своего мужа, который так чудесно был спасен от заклания, и в обход своего свекра, которому так часто были божественные откровения, не пошла бы вопрошать его, если бы не знала о его величии от самого Аврама и его сына; и Аврам не принес бы ему десятины, если бы не знал, что Мелхиседек несравненно выше его. Нельзя подумать, чтобы кого-либо из хананеев или содомлян пошла вопрошать Ревекка, или что кому-либо из них Аврам принес бы десятину возвращенного им имущества»116.
Это когда у Ревекки были родовые схватки, и она вопрошала Господа. И Ефрем Сирин настаивает на том, что она вопрошала через Божьего пророка Сима, он же есть и Мелхиседек117.
И вот мы видим, что Мелхиседек вынес хлеб и вино. Хлеб и вино – это знак Божественной Евхаристии! Во время проскомидии в алтарь вносится хлеб и вино, и во время Литургии они прелагаются в Тело и Кровь Иисуса Христа. И таким образом Мелхиседек, он же – Сим, символизирует собою Иисуса Христа.
«В священнике Мелхиседеке было предызображено Таинство жертвоприношения Господа, о чем свидетельствует Священное Писание в следующих словах: «и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего» (Быт 14:18), и благословил Авраама. А о том, что Мелхиседек был прообразом Христа, свидетельствует в псалмах Дух Святой, говорящий от лица Отца к Сыну: «В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое. Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:3–4). Этот чин [совершения Евхаристии] происходит от этого жертвоприношения, поскольку Мелхиседек был священником Бога Всевышнего (Быт 14:18) и принес хлеб и вино и благословил Авраама. Ибо кто по преимуществу есть священник Всевышнего Бога, как не Господь наш Иисус Христос, Который принес жертву Богу Отцу и принес то же, что принес и Мелхиседек – хлеб и вино, то есть Свои тело и кровь?»118
Итак, а почему Иисус Христос – священник не по чину Аарона, а по чину Мелхиседека? Потому что в Писании сказано: «С переменою священства необходимо быть перемене и закона» (Евр. 7:12).
То есть совершенно неожиданная личность, но столько символов! Мелхиседек благословляет Аврама: теперь и Аврам становится тоже служителем Бога, он может в полном объеме совершать служение, но Аврам признает преимущество Мелхиседека перед собою.
«и благословил его (то есть Мелхиседек Аврама, – О. С.), и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего» (Быт 14:19–20).
Аврам платит десятину – десятую часть всего, что имел, этим самым признавая, что Сим – царь Салима, царь Иерусалима, он же – и Мелхиседек, царь праведности грядущий Миссия-Христос. И эта десятина была отделена от всех богатств Авраама, а не от военной добычи, о которой сказано нише, что он ее не взял!
«И сказал царь Содомский (который наблюдал всю эту картину и тоже захотел отблагодарить Аврама, – О. С.) Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама» (Быт 14:21–23).
Аврам охотно дает Мелхиседеку десятину, охотно принимает хлеб и вино – эти евхаристические дары. Причем, что интересно, Августин Блаженный настаивает на том, что была совершена именно Евхаристия, Первая Литургия! Литургия, которая каким-то таинственным образом появилась в Ветхом Завете!
И когда мы видим священнослужителя, даже если нам кажется, что какие-то его качества не соответствуют нашим представлениям об идеале, мы должны знать, что по учению Церкви и Библии благодать действует и через недостойного священнослужителя.
Сказано было Сыном Божиим: «кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» (Мф. 10:41). И если ты принимаешь священника во имя благодати священства, ты получишь великую милость, даже если видишь его первый раз, и не знаешь, кто он и откуда!
Итак, царь Содомский предлагает помощь: «… имение возьми себе» (Быт 14:21). Но Аврам не принимает эту «гуманитарную помощь», эту подпитку!
«Совершенному уму не свойственно принимать ничего земного, ничего из телесных обольщений, но воздерживаться от земного. Поэтому Авраам говорит: «ничего не возьму из всего твоего». Он уходит от неумеренности, словно от заразы, избегает телесных чувств, будто погибели, отвергает мирские наслаждения, ища то, что превыше мира. Вот что означает поднимать руки к Господу. Трудолюбивая рука – добродетель души; он поднимает ее не к плоду земного древа (то есть как наши прародители, – О. С.), а к Господу, Который сотворил, – сказано, – небо и землю, то есть умопостигаемую и видимую природу. Ибо невидимая сущность – это небо, а видимая, или чувственная, природа – земля. Потому это место означает то, что Авраам простирает добродетель своей души до небесных вещей, чтобы из той умопостигаемой сущности усвоить возвышенность созерцательной жизни, созерцая не то, что видимо, но то, что невидимо, то есть не земное, телесное или настоящее, но бестелесное, вечное, небесное»119.
Аврам поднимает руку и клянется Именем Божиим:
«поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама» (Быт. 14:22–23).
Что это нам напоминает? В Новом Завете есть такие запреты: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» (2Ин. 1:10) – один запрет. Другой запрет: «с таким даже и не есть вместе» (1Кор. 5:11). Третий запрет: «… гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью» (Иуд. 1:23)! И все это – Новый Завет!
А Аврам говорит: «нитки твоей не возьму»! Он хочет сохранить цельность своего бытия, ведь он же – цадик, праведник, цельный человек. Он получил благословение, он дал десятину. Августин настаивает, что это каким-то чудесным образом была Евхаристия. То есть они причастились Тела и Крови грядущего Мессии-Христа до Его Пришествия, точно так же, как и мы причащаемся после Его Пришествия! Хотя здесь можно и поспорить с Августином, но я этого делать не собираюсь.
Но Аврам добавляет, что он ничего не возьмет, кроме того, то съели отроки – то есть люди из его отряда:
«Кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю» (Быт. 14:24).
Они не принадлежат к роду Аврама, они – его соседи, но они хорошие соседи, потому что они пошли на войну вместе с Аврамом и с его тремястами восемнадцатью воинами, его учениками. Триста восемнадцать человек – это школа Аврама, в которой он обучал людей праведности, молитве, благочестию.
«Им, говорит, позволю взять некоторую часть, потому что они представили со своей стороны свидетельство великой дружбы: которые, сказано, были союзники Аврамовы, то есть были связаны с ним узами дружбы, как это видно из того, что они решились разделить с ним опасности. Поэтому, желая наградить их, он позволяет им взять некоторую часть из добычи и этим опять исполняет апостольский закон, который говорит: «трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10:10). Но и им не позволяет он взять более, чем нужно: «кроме того, – говорит он, – что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю» (Быт. 14:24). Видите совершенство добродетели патриарха, как он показал в отвержении богатства и любомудрие, и смиренномудрие, и все сделал так, чтобы не подумали, будто он отверг дары по гордости и презрению…»120.
Итак, сегодня мы с вами закончили изучение 14-й главы, рассмотрели встречу с четырьмя царями и битву с ними, освобождение пяти нечестивых царей ради Лота, который сам повел себя не очень правильно. Имя «Лот» означает «покрывало», здесь имеется в виду «покрывало неведения»: он не владел всей истиной, иначе он не ушел бы от пророка Божьего жить в земли Содома и Гоморры!
Да, он ушел от истины, но истинная привязанность к нему Аврама не покинула его в критическую минуту! Ведь все же Лот был праведником, опять же в роде своем, он был несовершенным праведником, подобно Ною, который был праведник пьющий. Сказано о Лоте в Новом Завете: «А праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные)» (2Пет. 2:7–8).
И вот после всех этих событий Аврам мог испугаться: а как Бог воспримет его? Может быть, исчерпано все то, что Бог хотел дать ему, все те благословения, которые обещал?
Поэтому 15-я глава начинается словами: «После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам (потому что Аврам мог предположить: если он с тремястами восемнадцатью людьми одолел четырех царей – это такое явное и великое чудо, что, может быть, это только однажды в жизни происходит и никогда больше не произойдет! – О. С.); Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика» (Быт. 15:1).
Поистине! Как и сказано: «…ибо не мерою дает Бог Духа» (Ин. 3:34).
Вот бы услышать эти слова в наше время социальных потрясений, непонимания, угроз, клеветы в современной России: «Я твой щит; награда твоя весьма велика»! – то есть неисчерпаемая. Какие полные надежды слова сказал Аврам:
«Владыка Господи! что Ты дашь мне?» (Быт. 15:2).
Далее, если будем живы, и если Господь позволит, мы будем говорить с вами о сложной ситуации, когда рядом с Аврамом и Сарой появляется Агарь, возникает очень сложный семейный треугольник. Потом появляется ребенок не от жены, потом рождает и жена, и возникают сложные взаимоотношения детей от разных жен – чисто семейные проблемы!
Но они описаны в Священном Писании и являются для нас именно удивительным наставлением. И я хочу опять напомнить слова Иоанна Златоуста, как внимательно надо относиться к Слову Божьему: «Не пройдем, возлюбленные, сказанного без внимания в той мысли, будто это повествование совершенно бесполезно! Божественное Писание обстоятельно рассказало нам обо всем».
Действительно, Библия – это книга жизни, в которой содержится информация обо всем. И то, что Авраам простил Лота, своего никчемного племянника, рисковал своей собственной жизнью, жизнью своих людей – это свидетельствует о том, что узы родства для верующего человека должны значить намного больше, чем нам это может казаться! Мы должны молиться за наших родных и близких, даже видя их порочность и несовершенство. Вот эти слова: «где брат твой?» – всегда будут оставаться актуальными. Где наши родные близкие, сестры, племянники, племянницы?..
Спаси вас Христос!
* * *
Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.
Феодорит Кирский, Вопросы на Восьмикнижие.
Ефрем Сирин, Толкование на Книгу Бытия.
Ефрем Сирин, слово о священстве.
Феодор Студит, К Василию монаху.
Жизнь и творения блаженного Августина. Киев, 1855. Т. 9. С. 117
Иоанн Златоуст, Беседа на 2-е послание к Тимофею.
Ефрем Сирин, Толкование на Книгу Бытия.
Климент Александрийский, Педагог.
Блаженный Иероним, Еврейские вопросы Книги Бытия.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.
Амвросий Медиоланский, Об Аврааме.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.
Там же.
Амвросий Медиоланский. Об Аврааме.
Тора с комментарием Раши. Берешит. Издательство: «Книжники». Москва 2012. с. 252.
Августин Блаженный, О граде Божием.
Ефрем Сирин, Толкование на Книгу Бытия.
Слово וּמַלְכִּי צֶדֶק «Мелхиседек» и Мелхиседек, מֶלֶךְ שָׁלֵם (царь Салимский). Здесь несколько слов: это слово שָׁלֵם «шалем», «шолом», которое означает «мирный», «целостный». «Целостный» – это צֶדֶק «цедек», «праведный». Это древнее название Иерусалима (שָׁלֵם «шалем»)! То есть «Мелхиседек» означает: «царь праведности», «царь мира» или же «царь Салима» (царь Иерусалима). Уже тогда Иерусалим являлся центром единобожия. И Сим, который получил священство от Ноя, как свидетельствует Ефрем Сирин, возглавлял там Ветхозаветную Церковь. Позже появится приставка к названию города: «И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится» (Быт. 22:14). Теперь соединим два названия: יִרְאֶה ИРЕ и שָׁלֵם ШАЛЕМ, получаем ИЕРУШАЛЕМ.
Киприан Карфагенский, Послания.
Амвросий Медиоланский, Об Аврааме.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Книгу Бытия.