335. Яд баптизма
Всякую болезнь хорошо лечить, пока она не пустила глубоко корней, пока организм еще в силах сам бороться с нею. Немцы вот уже полстолетия прививают нашему православному народу опасную духовную болезнь под видом баптизма, штундизма, словом – того протестантизма, коим сами заражены, коим хотят заразить и наш народ, чтоб отвратить его от веры православной, сделать его подобным себе. И болезнь эта, к сожалению, пустила уже довольно глубоко корни в нашем народе, особенно на юге, и, как зараза, ползет к северу России под разными названиями. Мы переживаем время острой борьбы со всем немецким: ныне больше, чем когда-либо, следует и пастырям, и власти государственной, и всем верным чадам Церкви православной обратить сугубое внимание на эту гибельную для народа отраву. Упустим время – труднее будет: если наше правительство и не будет впредь так поддаваться разным влияниям немцев, то немцы, по заключении мира, несомненно будут искать по-прежнему все пути к тому, чтобы выкрасть из души народа русского его сокровище – православие, и не пожалеют на то и своих миллионов.
А зараза, как я сказал, ползет. Ползет незаметно, делая свое пагубное дело. Вот что пишет мне один священник из пензенской епархии, говоря о том, как ведут свое дело совращения в баптизм хитрые последователи его, немецкие выученики.
“Девушки пошли в поле за щавелем. Им пришлось проходить мимо хутора отрубника-баптиста Тимофея, у которого в это время было собрание. Баптисты постарались заманить девушек под предлогом послушать их пение. “Уж как у нас хорошо-то, вы зайдите, миленькие сестрицы, зайдите, поглядите, послушайте и, кстати отдохнете”, – ласково приглашали еретики. Те зашли. Баптисты сидят все вокруг стола, грамотные с Евангелием в руках, а неграмотные и дети просто так, и слушают чтение Тимофея о беседе Спасителя с Самарянкой. Прочтя сколько нужно, чтец начал толковать прочитанное приблизительно так: “Вот видите, братие, Сам дорогой Спаситель наш Своими устами учит поклоняться Богу в духе истинном. (Искажение баптистами этого стиха иногда происходит от их невежества, а иногда и с предвзятою целью, чтобы удобнее было данное место использовать в защиту своей ереси). И поклонников таких ищет Он и называет истинными. Видите, как дорого духовное, а не плотское поклонение. Да еще Иисус говорит, что поклоняться должно не в каком-нибудь Иерусалимском или в других рукотворенных храмах, как это было в старом законе, отмененном Христом, но везде, на всяком месте владычествия Его. Каменные же и деревянные храмы ныне не нужны, потому в новом законе Христовом сам человек есть храм нерукотворенный, в котором живет Дух Святой. Нерукотворенными же храмами могут быть только духовные, а не плотские поклонники, которые и поклоняются плотью и в плотском рукотворенном храме и тем думают Ему угодить. Это не истинные поклонники, а ложные, которых Бог не ищет, потому их поклонение незаконное и Ему ненужное” и т. д. Потом следовало оплевание креста, св. икон, крестного знамения и пр. На призыв Тимофея прославить Бога за все Его милости собрание пропело некоторые стишки из “Гуслей”, а вслед за ними началось пение заповедей блаженства. Как только произнесены были слова: “блажени плачущии”, все баптисты начали горько и безутешно рыдать, кто уткнувшись в книгу, кто упав головой на стол, кто просто наклонив голову на поставленные на колени руки. Когда кончился плач и пение, то Тимофеева жена, болеющая вот уже недели три, лежа на постели, заговорила, хотя и слабым, прерывающимся, но весьма вкрадчивым голосом: “Господи Боже Ты мой милосердый! Как я мало пожила в Твоей истинной вере. Больна вот и боюсь умереть. Ох, как боюсь! Боюсь того, что я еще не успела замолить прежних грехов моих... Больно уж я, когда была во тьме-то... грешила... и что это раньше, еще в молодости нашей никто нам не возвестил об этой евангельской вере? Ведь шутка ли дело: почитай до 50 лет... я валялась во тьме, слепоте и грехах! Иное дело было бы, если бы я... в молодости-то перешла в эту веру, а то боюсь, что мало в ней побыла... ох, как мало! Давно бы надо уверовать, давно!”
Как видит читатель, баптисты в данном случае показали себя будто совсем и непричастными к распространению своего лжеучения, но, однако, с появлением на собрании православных девушек весь план собрания построился именно на пропаганде. С этою целью нарочито и Евангелие читалось о беседе Спасителя с Самарянкой, и Тимофей, толкуя его, подчеркивал особенно слова о духовном поклонении; с этою целью и блаженны пелись с плачем и рыданием, и больная старуха баптистка сожалела о позднем вступлении в число мнимоевангельских христиан, – все с целью! И как это хитро и ловко проведено: как будто и пропаганды прямой нет, и сказано все, что нужно.
Так тонко и лукаво вливают эти еретики яд своего лжеучения в простодушно доверчивые сердца православных христиан. И почти никак невозможно уследить за их пагубной деятельностью, особенно теперь, когда отрубное хозяйство распространилось везде и всюду, так что свои собрания баптисты могут устраивать в любое для себя время, в любом хуторе, вдали от села, а следовательно, незаметно для ока и самого бдительного пастыря.
Впрочем, если и заметит священник пагубную баптистскую пропаганду, что с ними можно поделать? Вызывать на беседы, вразумлять? Но они порою и слышать не хотят об этом. Я испытал это на себе. Были случаи, когда преданные православию прихожане заранее уведомляли меня о времени и месте баптистских собраний; я закладывал лошадь и направлялся, куда следует. Но баптисты еще издали, конечно, замечали, что я еду, и поэтому заблаговременно прекращали собрание. Когда я входил к ним в хату, то они принимали вид, что ведут просто житейский разговор, нимало не касаясь веры. Заводишь речь о беседе, но они, видя, что я один, только с кучером, начинают галдеть и явно смеяться надо мной: “Ведь это у вас, попов, дела-то нет, вам и досуг по беседам-то ездить, а мы рабочий народ, кормимся трудом: не поработал день-два, так без хлеба насидишься. Нам ведь не принесут готовую ковригу, пирог, стопу блинов да пригоршни денег. Нет, уж вы ищите для бесед таких же нерабочих людей, какие сами, а нам некогда с вами время-то зря проводить”. Тем дело и кончится. Но лишь только вы уехали, то же самое “драгоценное” время в грош не ценится этими фанатиками. И это особенно тогда, когда на собрание удастся им заманить православных людей. Тогда еретики готовы напролет целые дни и ночи продолжать свое скопище, и ничем их не растащишь. Но и этого мало: если вы посетите их, то и об этом они не умолчат, – напротив, постараются об этом разгласить среди православных, что вы у них были, что беседа состоялась, но что вы оказались разбитыми на всех пунктах в пух и прах и доведены до совершенного тупика и позора. Вот каковы эти злые и лукавые делатели, вливающие яд своего лжеучения в народную душу. И вот день ото дня все больше гибнет от него народа, гибнет и поодиночке, и семействами, и даже целыми селами, как от какой-нибудь смертоносной чумы”. Так заключает свое письмо добрый пастырь, скорбящий о расхищении его овец. И, конечно, он не один. “Свобода”, данная исповеданиям, принята последователями этих исповеданий как свобода распространения лжеучении, а десятилетний опыт как будто подтверждает, что и власть имущие так понимают эту свободу. По крайней мере, что-то не слышно, чтобы принимались меры против проповедников лжеучений; духовная чума ползет, распространяется, и Бог ведает, чем дело кончится. Пастыри и даже архипастыри делают, что могут, но их меры духовного свойства, а как относятся баптисты к такого рода мерам, видно хотя бы из приведенного письма батюшки. И нет сомнения, что немец, читая такие сообщения, только потирает руки от удовольствия, что его яд производит такое успешное действие среди русского народа.
Насколько тяжело пастырям, насколько становится опасным положение в некоторых приходах, приведу еще письмо того же священника. “С сердечной болью опять берусь за перо, – пишет он, – чтобы поделиться с вами тем великим горем, какое постигло мой приход с тех пор, как он заразился баптизмом. Я служу здесь лишь второй год, а потому и истории религиозной жизни населения его в прошлом не знаю; но некоторые местные крестьяне говорят, что народ испортили лишь всего лет семь назад, что раньше прихожане были очень преданы св. Церкви. Это доказывается тем, что лет восемь тому назад они единогласно решили строить взамен старого малопоместительного храма новый огромный каменный храм, дело уж начали и первые два-три года быстро двинули его вперед. Но, по отзыву прихожан, завелись эти отрубные участки, появились на них молокане с баптистами, начали сеять смуту, в семьях пошли раздоры и дело по постройке храма встало. Когда я перебрался в этот приход, я горячо было взялся за дело, надеясь воскресить первую энергию к постройке в прихожанах, но не тут-то было. На мои убеждения и призыв послышалось: “Года плохие по урожаю, война; старый храм еще не так ветх, кому охота, и в нем досыта намолится; бедны мы, малоземельны, посторонних заработков нет” и т. д., хотя, сказать по правде, прихожане уж и не так бедны, и побочные ремесла знают: портняжничество, валку сапог, плотничество, имеют и другие промыслы. О том, что я привел, говорилось лично, при мне. А там, за глаза, прямо рассуждали: “Да стоит ли строить-то? На что Богу рукотворенный храм? Для чего Ему служение рук наших? Вон баптисты с молоканами и без храма молятся, духовно, просто, в любом доме. А то – трать деньги на то, что, может быть, совсем бесполезно и не нужно”.
Не обращая внимания на эти отзывы, я все же продолжал начатое дело. Собрались кое-какие средства, нашлись мастера, делался кирпич, заготовлялись другие материалы. И вот, когда приходилось просить у общества подводы под эти материалы, я испытывал самые горькие минуты. Что было на сходах препирательств, брани, шума и крика – не опишет никакое перо. Слава Богу, еще сельский староста всецело разделяет мое горе и помогает по мере сил, – не то бы – беда. “Ну, совсем, батюшка, переродился народ, говорит он, никуда становится негоден. Бывало без единого словечка и подушный на церковь сбор отдадут, и подводы справят, а теперь словно белены объелись: даже уж перед Богом-то страха никакого не чувствуют. Что истые молоканы, что они – все едино. Не надо, слышь, им ни храма, ни священника, ничего. Это, говорят, все стариковское да поповское заведение, а мы не хотим попусту ни денег тратить, ни работать. Это, слышь ты, лишнее бремя. Может быть, говорят, лет через пять-десять в нем и молиться-то никто не захочет, потому ноне время другое”. “Ну, а как женщины на это дело смотрят?” – интересуюсь я. “Да бабы-то пока что ничего, хотя местами тоже начинают подголоски пущать, что-де куда мужья, туда и бабы должны тянуть”.
Старик смолк и задумался. Потом, покачав с сожалением головой, продолжал: “А все молоканы да эти пахтисты, что ли, какие наделали делов. Все мозги, можно сказать, перевернули и глаза-то на все другие вставили. Теперича для многих что – крест, что икона, что простая доска – все единственно. Будто враз полоумные какие стали, словно чумища нашла. Бывало – за обед ли садятся, спать ли ложатся, за работу ли берутся – молятся, любо глядеть, а ныне и травушка не расти: как татарва или жидовщина стали, ни креста от них, ни поклона. С себя-то кресты и то снимают. Э-эх-ма!” – с горечью закончил старичок и безнадежно махнул рукою.
Вообразите: как и чем отзовутся такие речи в сердце пастыря? Тяжело, в высшей степени тяжело служить священнику в отравленных еретиками приходах. Помоги, Господи!”
Так вздыхают добрые пастыри на святой Руси. Тысячу лет стояла она, матушка, твердо в вере Православной. Тысячу лет питалась млеком матери-Церкви Христовой. За страшный грех считали русские простые люди даже из одной чашки есть, не то что в дружбу входить с еретиками. Почему? Да потому, между прочим, что закон государственный не давал той ложно понятой свободы исповеданий, которая теперь повсюду пошла на Руси; народ в своей темной массе верил, что закон царский во всем согласен с законом Божиим и если закон гражданский теперь дает свободу еретикам проповедовать свою веру, то, стало быть, в этой вере нет ничего худого, да и новые учители ведь все говорят от слова Божия. Где простому человеку разбираться в тонкостях закона? Он видит, что дана свобода, стало быть, и ему не запрещается слушать этих лжеучителей. Надо знать логику простеца, надо помнить, что для верующей русской души есть, в сущности один закон – Божий, а гражданский закон есть только применение закона Божия к жизни человеческой на земле. Что грешно по Божию закону, то должно быть запрещено и гражданским законом. И никакими теориями о свободе совести, свободе исповеданий вы не переубедите его, что можно свободно и безнаказанно совращать из святой веры в чужую веру, а если это бывает, то не должно проходить даром для совратителя. С другой стороны, нужно ли говорить о том, что надо, наконец, поставить дело преподавания закона Божия в народной школе так, чтобы и простой мужичок знал, в чем разность учения православного от еретических мудрований и умел хоть бы твердым исповеданием своего послушания Церкви отражать соблазны еретиков. В этом отношении, к сожалению, не только наши раскольники, сектанты, но даже и иудеи и татары дают пример твердости своей веры во имя послушания своим предкам: “Так веровали наши отцы, хотим умереть в той же вере и мы”. Если уж наш простец не может отражать соблазнителей словом убеждения, то хотя бы твердостью стояния в своей вере мог отгонять их от себя. Но увы, и это не всегда встретишь. Пришел краснобай-еретик, повел беседу, и наши простецы готовы слушать его, сколько угодно, хотя и совесть их смущается, и сердце чует, что тут что-то неладно, а сказать еретику прямо: вот что, брат, у нас есть батюшка, Богом поставленный пастырь, мы его и должны слушать, и ты не хочешь ли поговорить с ним вот, а мы люди простые, мало знаем Писание, так оставь нас в покое: слушать тебя все равно не станем, – сказать так просто не придет на ум, не воспитывают этого чувства послушания в народе в наше время ни семьи, ни школы. И если руководители нецерковных школ не хотят думать об этом, то в церковных-то школах это необходимо, это их долг, смысл их существования. Дай Бог, чтобы это так и было. Волки рыщут вокруг Христова стада: пастыри, стойте бодро на священной страже!