I
В июле 1897 года исполнилось 400 лет со времени первого формального проявления государственного Русского герба, непрерывно существующего с июля3 1497 года и в основах одинакового с нынешним. Каждому русскому гражданину, сознательно относящемуся к основным историческим формам русского государственного строя, естественно почтит вниманием столь продолжительную долговечность отличительно русского символа, выдающегося своею особенной знаменательностью.
А так как значение гербов вообще теперь мало известно, гербы же и отличительные гербовые флаги, как знамена государств, стали приобретать все большее и важное значение4 то, прежде сообщения исторических сведений о русском государственном гербе, скажу хотя несколько слов о «гербе» и его значении вообще.
«Гербом» называется эмблематическое или символическое изображение, которое принадлежит и наследственно передается роду, местности или государству5. Герб вообще состоит из одного или нескольких отличительных символических знаков или изображений, присвоенных какому-либо государству, городу, или дворянскому роду, и изображенных на щите6. Самое слово «герб» происходит от слова herb (erb, irb), которое в западно-славянских наречиях означает «наследство», наследственность, так что само это название известного символического изображения указывает на наследственность изображения, отличительную его исключительность, постоянную принадлежность известному роду или государству.
В древней Руси герб и печать назывались знаменем. Так, например, читаем по летописи об этом так: «при великом князе (всея Руси) Василье Ивановиче бысть знамя на деньгах: князь великий на коне, а имея меч в руце, а князь великий Иван Васильевич учини знамя на деньгах: князь великий на коне, а имея копье в руце и оттоле прозваша деньги копейные7. Также издавна у Славяно-Руссов существовали и знамена и флаги гербовые или родовые, которые помещались на теремах и на крыльцах жилищ и назывались «прапорами». Несколько таких русских древних гербовых знамен, или прапоров, сохраняются в Московской оружейной палате. Так в описях царской оружейной казны упоминается между прочими следующий «прапор» гербовой боярина Никиты Ивановича Романова (очень любимого народом дяди царя Алексея Михайловича): „Прапор, средина тафта белая, вшит гриф, тафта желтая, с мечем, в левой лапе держит клеймо (щит); повыше клейма писан орлик черный; опушка вшита в червчатую тафту, тафта желтая, откоски объярь черные, писаны главы львовы золотом и серебром, опушки тафта разных цветов; гротик железный, прорезан; древко по белой земле писано розными красками. По ерлыку написано: прапор боярина Никиты Ивановича Романова.”8
Главнейшую часть гербов вообще по правилам современного гербоведения составляет «щит». Затем следуют помещенные в щите гербовые фигуры, имеющие символическое значение; далее следуют второстепенные составные части теперешних гербов, как-то: шлемы, наметы, короны, нашлемники, щитодержатели, девизы, мантии.
Время, с которого начали употреблять гербы точно не установлено. Личные и потом родовые символические знаки и разные изображения на оружии, на знаменах и на прочем были употребляемы с незапамятных времен. Такими знаками выделялись из толпы и отличались те, кому они принадлежали. Известия о таких знаках находятся у многих древних писателей. А также и такие гербы, которые ныне называются государственными, в простых формах, известны были еще в древности. Так у древних Персов символом верховной власти служило изображение орла. Древнейшее изображение двуглавого орла (упирающегося на двух мышах), относимое к шестому веку до Рождества Христова, считают символом соединения Мидийского царства с Ассирийским, совершившегося в шестом веке до Рождества Христова. Древний Рим имел гербовой эмблемой также орла; изображение орла находилось и там еще до Рождества Христова, со времен победоносного консула Мария и на знаменах римских. Когда император Константин Великий, устроенной им, второй столице Римской Империи, Константинополю, дал равные права с Римом, то к Римскому орлу прибавлена была вторая голова для изображения двух глав мира: Рима и Константинополя; одна голова орла была обращена на запад, другая на восток. Образовавшаяся из Восточной Римской империи, Византийская империя до покорения ее турками имела своим гербом черного двуглавого орла. Затем орел был в гербах и тех западных государств, которые считали себя преемниками Рима.
Все это свидетельствует, что желание представлять исторические обстоятельства условными знаками, запечатлевать их символическими изображениями, существует с древнейших времен.
С конца же XI века и позже во времена крестовых походов, когда рыцари всех стран и народов запада двигались на восток для освобождения Св. Гроба Господня, стремление к символическим гербовым знакам явилось еще настоятельнее для отличия и распознавания по этим эмблемам народов, полков, родов и частных рыцарей. Впоследствии эти знаки, прославленные подвигами тех, кому они принадлежали, были сохраняемы потомками рыцарей и родов, как святыня, и таким образом сделались наследственными9. Разные подвиги, военные обстоятельства и союзы изображались в гербах условными знаками, что вызвало их изучение. Искусство толкования гербов и оценка их были столь уважаемы еще в восемнадцатом веке, что благовоспитанный дворянин обязан был, под опасением прослыть невеждою, уметь распознавать гербы по крайней мере главнейших фамилии в государстве. А часто состав герба служил свидетельством исторического обстоятельства, или события, и «наука о гербах», или геральдика, тесно сопряглась с историей и генеалогией и они много ей объясняются. По этому гербоведением пренебрегать никак не должно, так как оно составляет важную отрасль ucmopиu и исторической критики10.
Герб по государственному праву11 есть внешний символ, видимый отличительный знак известного государства, эмблематично изображаемого на государственной печати, монет, знамени и т. п. В качестве такого символа, государственный герб выражает отличительную идею и основы, осуществлять которые государство считает себя призванным. В России государственный герб относится еще к внешним правам и преимуществам Русского Самодержца.
* * *
В древнейшем акте, в котором до нас сохранился в виде печати русский государственный герб, написано так: „А писана (сия грамота) на Москве лета седмь тысящь пятаго Июля”. Но не написано, которого числа июля месяца. (Собр. Росс. Гос. Грамот и Догов. Изд. 1813 г. Час I, №129, стр. 333.
„Сорвать флаг с национальными цветами, значит нанести тяжкое оскорбление нации... По своему происхождению национальные цвета (флага) не редко опираются на цвета гербов”... (Энцикл. слов. Арсеньева и Петрушевск. изд. Ефрона 1897 г. том. ХХА стр. 721).
Энциклоп. Слов, професс. Андреевского и Арсеньева. изд. Брокгауза и Ефрона 1892 г. т. VIII стр. 460 – Художествен. Энциклоп. Изд. Булгакова, 1886 г. т. I стр. 191. – Энцик. Лекс. изд. Плюшара, 1838 г. т. XIV, стр. 18 и сл.
Словарь церковно-слав. и русск. языка. Составл. 2 отд. Имп. Акад. Наук. Изд. 1867 г. Том I стр. 510. Герб.
Летопись Софийская вторая, под 1535 годом. Полное Собран. Русск. летоп. изд.– 1853 г. том 6, стр. 296.
Московская Оружейная Палата. Второе изд. 1860 года, напеч. по Высочайшему соизволению. Сост. Вельтманом, стр. 224 – 225. Все эти древние свидетельства должны быть весьма поучительны для тех, кто отвергает связь между русским государственным гербом и отличительным русским знаменем и их символическими цветами! – Этому же боярину Никит. Иван, принадлежал знаменитый „Ботик“ императора Петра I, „Дедушка Русского флота“.
В современной геральдике три системы родовых гербов: французская, господствующая в западной Европе, польская, бывшая в древних польских владениях, и русская. Система французская имеет свое происхождение от рыцарских турниров и в основе ее лежит начало личное; герб дается лицу и по наследству принадлежит его роду. Польская система связана с первыми историческими воспоминаниями народа и в основу ее легло начало родовое; лица и роды их причисляются целыми сотнями фамилий к известному гербу, а число гербов было определено. Польская система очень проста и схожа с азиатскими „тамгами» улусов. В русской системе смешаны начала родовое и личное. В основу старейших гербов легли знамена тех областей и городов, которые некогда составляли уделы предков владельцев гербов; также в гербах родов пришлых в Poccию помещаются эмблемы, указывающие на место происхождения их владельцев. Рядом с этим при составлении и даровании гербов принимаются во внимание и личные заслуги... На западе составление и дарование гербов принадлежало сначала судьям турниров, но с XIV века это стало переходить к верховной власти, которая предоставила себе исключительное право пожалования и утверждения гербов...
Подр. в Энциклопед. Лексикон, посвящен. Е. В. Императору Николаю I, издан. Плюшара, том XIV, страницы 118 122. – Энцеклопедич. Слов, профес. Андреевского и пот. Арсеньева, изд. Ефрона 1893 г. том IX, стр. 411 и след. том VIII, изд. 1892 г. стр. 460 и след.
Начала Русск. Государствен, права. А. Градовского. Изд. 1892 г. Т. I, стр. 157. Система Русск. Государствен, права в его историко-догматическ. развитии. Романовича-Славатинского. Изд. 1886 г. стр. 152 и проч. – Андреевского: Русское Государств, право. Спб. изд. 1866 г. стр. 156 и проч.