336. Безумие сектантов
Всякая ересь, в сущности, прелесть и порождение гордыни ума. Все прельщенные обычно воображают себя какими-то избранниками Божиими, коим открываются тайны, для других непостижимые, а потому они любят учить других, мнят себя быть руководителями в духовной жизни. Прелесть доводит до помешательства, и это помешательство бывает особенно опасно и даже заразительно, когда психическая жизнь человека во всех других отношениях, кроме пункта помешательства, идет нормально: обо всем человек рассуждает здраво, действует целесообразно, а только заговори о том, на чем он помешался, – он весь выйдет из себя и уж не смей противоречить ему. Такими помешанными являются в наше время немцы и зараженные ими наши несчастные баптисты, штундисты и прочие сектанты рационалистических толков. Немцы считают себя избранным народом Божиим, которому поручено Самим Богом наказать все грешное человечество и потом господствовать над ним. Сектанты наши преклоняются пред своими учителями немцами и превозносятся пред православными и иногда так обнажают свое помешательство, что за них страшно становится. Наша либеральная печать как-то замолчала знаменитое письмо забайкальских баптистов, напечатанное в “Утре России” (1915 г., 10 сент.), а оно настолько характерно как проявление духовного помешательства, что на него стоило бы побольше обратить внимания. В этом письме, может быть, против намерения самих авторов, ярко обнаружилось помешательство баптистов, зараженных духовною гордынею и самоценом. Этими качествами богаты все сектанты, но обычно тщательно стараются скрыть их, а тут они выступают поразительно ярко. Судите сами: “Покорнейше просим, пишут они в редакцию газеты, в которой, в своем ослеплении, по-видимому, надеются найти крепкую поддержку, – дать отпор министру внутренних дел, что мы, баптисты, восприяли благодать Господа нашего Иисуса Христа и потому, идя евангельскими путями, познали истину, которою также свыше руководствуется хранитель евангельских истин благодатный царь земли кайзер Вильгельм, как первоисточник (?!) евангельских истин и исповедник их. Этою благодатною силою поразит он всех врагов Христа. Кто, как не свыше, открыл ему совершать победы силою омраченного воздуха? Мы, баптисты, преклоняемся пред величием благодатной славы (?) кайзера Вильгельма, который, как первый благодатный баптист, мечом и Евангелием победит весь мир, и наступит тогда благодатное царство его на всей земле. Министр внутренних дел сам должен восчувствовать благодатную силу евангельских христиан и преклониться пред силою евангельской благодати, а не порицать, как окаянный, нас баптистов. Просим и наше сие святое и благодатное слово пропечатать в вашей газете. Дополните, что всякая победа кайзера нами воспевается милостью Иисуса и мы видим, своих братьев, евангельских христиан, победителями богоотступников всей языческой русской земли”.
Не правда ли, что это – бред сумасшедшего? Но вдумайтесь: какая гордыня! Они – “восприяли благодать”, они “идут евангельским путем”, их писанье – есть “святое и благодатное слово”, они “преклоняются только пред величием благодатной славы кайзера Вильгельма”, который есть “первый благодатный баптист”, “благодатный царь земли”, “первоисточник евангельских истин”, – который откроет “благодатное царство по всей земле”. По их мнению, самые удушающие газы суть как бы дары “благодати”, данной кайзеру свыше... все православные русские люди – язычники, вся Русь наша есть языческая страна. И это пишут бывшие когда-то русские люди, совращенные немцами, пишут, отрекаясь и от веры родной, и от родного народа, братаясь с кровопийцем-кайзером и доходя до богохульства: как иначе назвать все то, что приписано “благодати”, на самом же деле есть внушение сатаны? Слово “благодать” повторяется на каждой строке, и они, несчастные, воображают, что и в самом деле они полны благодати, на деле же с ними буквально происходит то, что бывает с прельщенными: диавол сводит их с ума, лишает здравого рассуждения, и они не знают меры своей гордыне, идя путем погибельным. Страшно становится за русский народ, когда вспомнишь, что такому безумию дается свобода, что секта признана, считается легальной, что в нашей Государственной Думе ее защищают, поднимают запросы пред властью в защиту ее свободы. Русские люди! Что вы делаете? Куда идете? Чему служите?..
Есть всему граница, всему предел: пусть себе природные немцы услаждаются своею “благодатью”, пусть остаются баптистами, но было бы безумием допускать, чтоб они совращали наш добрый, в вере младенчествующий народ в свой погибельный баптизм, – это, повторяю, было бы преступлением не только пред православной Церковью, не только пред народом, но и пред государством. Вы видите, вы слышите, кого баптисты считают “благодатным царем”? Не православного Помазанника Божия, Богом венчанного нашего Царя, а немецкого кровопийцу-кайзера: разве это не измена Отечеству, России, Царю? И – измена на самой ужасной почве – религиозной: они радуются поражению русского воинства – слава Богу, что никогда этого на деле не было, а только те же немцы лгали и слухи о том распространяли, – они величают “евангельскими братьями” немцев, заклятых врагов родной земли, они ждут покорения всего мира кайзеру, чему, конечно, готовы содействовать – это ли не измена всему, что свято и дорого нашему сердцу? И мы должны молчать во имя какой-то “свободы” исповеданий? Не протестовать против такого уродования души народной? Знаю, что мне скажут: это – исключение, случайное проявление невежественного фанатизма: стоит ли на него обращать серьезное внимание? Отвечаю: стоит, и должно, и грех тому, кто не хочет обратить на это внимание. Ведь если бы баптисты все были так же искренни, как эти “фанатики”, то не постеснялись бы все повторить то же, что и те. Разве мы не слышим, не знаем, что баптисты в своих собраниях, даже в собраниях, а не только в частных беседах, величают нас идолопоклонниками, язычниками, разве не пропитаны их лжеучители тою же гордынею, как эти забайкальские фанатики, разве не страдают православные от их нетерпимости там, где они уже забрали силу? Что до того, что простое благоразумие еще сдерживает их? Они ведь хорошо знают, что если развернутся во всю, то им плохо будет: вот до поры и времени они и молчат. Надо только помнить, что если немцы, отрекаясь от латинского католичества, остановились на полдороге, по совершенно понятным практическим соображениям: нельзя же все христианство зачеркнуть, надо же хоть Евангелие-то оставить, – то русские люди ни над чем не задумаются, если совратятся с пути истины: что осталось христианского у наших разных мистических сект, у хлыстовщины, Нового Израиля и под.? Только имя, только некоторая внешность, которою они еще и прикрываются для непосвященных, тщательно скрывая свое тайное учение о какой-то грядущей новой церкви после Ветхого и Нового Завета. Вспомните великого поэта – знатока народной души Пушкина: он говорил, что русский бунт ужасен по своей беспощадности. Тоже и в отношении духовном: русское отпадение от родной Церкви, – от чего да сохранит Бог Русь православную – было бы ужаснее всякой Реформации немецкой. В миниатюре, если угодно, мы это и видим уже. Издевательства над святыми иконами наших отступников-баптистов возмутительны, беспощадность их в отношении к тем, кто остался в православии и еще находится в некоторой зависимости от них, невыносима. Вот почему я думаю, что письмо баптистов забайкальских не есть простая выходка сумасбродов-отщепенцев: это первое проявление того ужаса, какой логически грозит в будущем России, если только мы будем по-прежнему относиться благодушно к распространению немецких ересей в нашем народе. Нет сомнения, что умные баптисты всячески будут отрекаться от единомыслия со своими собратьями забайкальскими; но для нас, пастырей Церкви, совершенно ясно, что первая ласточка уже прилетела и если на нее не будет обращено внимания, как на вестницу новых течений, то – ждать грозы.