Источник

Сентябрь

1 Сентября. Поучение о могуществе Господа и немощности идолов

Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские...(Ис.19:1)

Скрываясь от царя Ирода, фараона Иерусалимского, Господь прибыл в Египет. Настоящий Израиль оценивается не по месту, а по духу и делам. Во время рождения Господа в Иерусалиме царило зло большее, чем когда-то в фараонском Египте; это нередко бывает: когда верные отступят от веры, то становятся хуже неверных, которые никогда не знали настоящей веры. И так для Спасителя мира Египет в то время был местом более благоприятным и гостеприимным, нежели Иерусалим. Сравните слова пророка со словами, которые Ангел сказал праведному Иосифу во сне: Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет (Мф.2:13), и вы сразу убедитесь, что слова Исаии не могут относиться ни к кому иному, кроме Христа Господа. И еще более убедитесь в том же, когда услышите другого пророка, который говорит: ...Из Египта вызвал сына Моего (Ос.11:1). Что означает облако легкое, на котором Господь... грядет в Египет? Оно означает тело Господа, в которое Он облечет Божество Свое. Ибо тело человеческое подобно сгустившемуся облаку, в котором душа пребывает. Это, значит, пророческое видение воплощенного Господа. Некоторые толкователи считают, что облако легкое означает и Пречистую Богоматерь, Которая долгим постом и молитвой и иными подвигами сделала Свое тело легким, как облако. Особенно легким было это облако – тело Богородицы – из-за отсутствия страстей, которые обременяют человеческие тела.

О, Господи Всемилостивый, желающий спасения всем людям, невзирая, кто еврей или кто египтянин, спаси и помилуй и нас, ибо на Твое Имя надеемся непрестанно. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

2 Сентября. Поучение о том, как Египет обратился к Господу

И Господь явит Себя в Египте; и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят (Ис.19:21)

О, как изменчиво сердце человеческое! Но из всех перемен его самая позорная из позорных – это когда верные становятся неверными. А из всех перемен его самая славная из славных – это когда неверные обращаются и становятся верными. Первая перемена произошла с израильтянами, которые убили Христа; вторая произошла с египтянами, которые уверовали во Христа. Некогда в Египте были наибольшие гонения на верующих в Единого Живого Бога, ибо прежде египтяне имели множество мертвых богов – идолов и предметов, которым поклонялись, сказок и гаданий, которыми себя обманывали. Но вот что пророк прорицает! Какое дивное видение! Египтяне узнают Господа Единого и Живого тогда, когда Бог Господь во плоти явится среди людей. Идолы будут свергнуты, храмы демонам и животным разрушены, а Богу Живому и Единому алтарь возведен. Будет приноситься Жертва бескровная вместо кровной, словесная вместо бессловесной. Сотни тысяч иноков примут на себя обет бессребренничества, послушания и поста из любви к Господу. Наибольшие подвижники явятся в том некогда мрачном Египте, самые храбрые мученики за Христа Господа, самые просвещенные умы, самые прозорливые чудотворцы. О, какое дивное видение! И какое дивное осуществление этого видения! Святой Златоуст пишет: «Даже солнце со множеством своих звезд не столь сиятельно, сколь пустыня египетская со своими иноками». Истинно осуществилось все то, что увидел и прорек Исаия, сын Амосов, пророк прозорливый и истинный.

О, Господи Благосердный, смиловавшийся над Египтом, некогда чинившим гонения над верными Твоими, и просветивший его Светом Истины, просвети и нас, и укрепи нас благодатью Духа Твоего Святого и примером великих египтян-христиан. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

3 Сентября. Поучение о чудесном камне в Сионе

...Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится (Ис.28,16)

Этот чудесный камень, братья, – Сам Господь наш Иисус Христос. Потому что если бы пророк имел в виду обычный камень, то не упоминал бы веры в него, иначе бы он пророчил идолопоклонство. И у пророка Даниила речь идет о камне, который оторвался от горы, разбил большого истукана и сделался великою горою и наполнил всю землю (Дан.2:34). У Даниила пророчество о камне – для язычников, а у Исаии – для иудеев. Господь Иисус Христос есть тот камень, который, во-первых, положен – в основание всего Божия творения, ибо Он есть Слово Божие и словесность Божия, а во-вторых, в основание Ветхого Завета как приготовительного и, в-третьих, – в основание Нового Завета как завершительного. Камень краеугольный – это камень самый крепкий и самый прочный, связывающий другие камни и поддерживающий стены разных направлений в единстве и целостности. Если рассматривать Господа Христа внутри нас, Он тоже является краеугольным камнем, связующим и объединяющим различные духовные способности в единство и целостность, чтобы все действовало в одном направлении – в направлении Бога и Царства Божия. И если рассматривать Господа Христа в истории человечества, Он тоже является краеугольным камнем, связующим и объединяющим иудейство и язычество в один Дом Божий, в Церковь Божию. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1Кор.3:11), – говорит апостол Нового Завета в согласии с пророком Ветхого Завета. И кто до сих пор веровал в этот Камень Спасения, тот не постыдился. Никогда не постыдится и тот, кто уверует в него. Ибо это Камень крепко утвержденный, воистину камень испытанный, краеугольный, драгоценный.

О, Господи Иисусе, Камене спасения нашего, укрепи в нас святую и спасоносную веру в Тебя, Единственного Спасителя нашего. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

4 Сентября. Поучение о пророчестве чудес Христовых

Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь (Ис.35:5–6)

Приидите, братья, удивимся силе Бога нашей жизни, открывшего глаза смертному человеку, чтобы он видел во пребольшой дали времен то, что совершится. Да еще как чтобы видел – до подробностей, будто пророк тот сам был апостолом, ходил со Христом Господом и видел чудо за чудом: как Он слепым возвращает зрение, и глухим слух, и хромым здоровые ноги, и немым голос и речь!

Когда Иоанн Креститель из темницы послал своих учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Который должен придти, Господь Христос ответил им словами Своего пророка Исаии: Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают ...(Мф.11:4–5). Посмотрите, как чудесно строил Господь спасение наше! То, что через пророков Своих предсказал, Он все исполнил. Пророк некогда изрек слова, внушенные Духом Святым, а теперь Он произносит слова Своего пророка. Некогда пророк ссылался на Него, а теперь Он ссылается на пророка. Этим самым Он показывает, что и когда произносит Свои слова, и когда произносит слова пророка, Он всегда говорит только Свое. Этим же показывает, что и тогда Он говорил, а не пророк, и теперь Он говорит, а не кто-то иной. И этим оправдывает пророка Своего, как верного слугу Своего, чтобы никто не мог сказать: «Пророк ложно говорил». Так пророки служили славе Христа Господа, и Христос Господь прославил пророков Своих, истинных слуг Своих.

О, Господи Иисусе, прославленный слугами Своими и Просветителю слуг Своих, помоги и нам, чтобы мы словом, делом и помышлениями послужили величественной славе Имени Твоего. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

5 Сентября. Поучение об Иоанне Предтече, как его прорек Исаия

Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему (Ис.40: 3)

Когда царь хочет посетить некое место, он посылает предварительно своих глашатаев. Необыкновенному царю подобает и необыкновенный глашатай. Предвестниками Царя Христа были: в пустыне – Моисей, в Иерусалиме – пророки, в Назарете – Архангел, в Вифлееме – восточные мудрецы, на Иордане – Иоанн. Никогда ни один царь из рода человеческого не имел таких глашатаев. Святой Иоанн Креститель, как и другие предвестники Христовы, был необыкновенным, особенным. Он – глас вопиющего в двойной пустыне: Иорданской и человеческой. Как Иорданская пустыня была бесплодной и сухой, так и пустыня духа человеческого была бесплодной и сухой. Иоанн не мог озеленить и оплодородить человеческую пустыню, но расчищал и вспахивал ее, таким образом приготовляя поле и разравнивая почву для великого Сеятеля, Который, идя, несет с Собою и семена, и дождь – семена Учения, чтобы посеять, и дождь Благодати свыше, чтобы посевы росли и плодоносили. Покаянием Иоанн приготовлял путь, а крещением в воде делал прямыми стези. Путь и стези – это души человеческие. Покаянием души человеческие приготовлялись, чтобы принять семена Христа, а крещением в воде – чтобы те семена заложить глубоко в почву сердца своего. И надменные, и убогие, когда нагими погружаются в воду, все одинаковы и уравнены в ничтожестве своем пред величием Преславного Христа Спасителя. Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся... Здесь речь идет не о долинах и холмах на земле, но о нищих людях и надменных людях. Как мертвецы на кладбище в глазах живого человека все одинаковы, так и все грешники, нищие и надменные, рабы и господа, одинаковы пред Богом Живым.

Такое чудесное видение видел Исаия, сын Амосов, пророк Бога Живого, Бога Единого и Истинного.

О, Господи, Царю Небесный, Коему воинства Небесные поклоняются денно и нощно, призри еще раз на ничтожество наше и ради унижения Твоего и страдания Твоего за нас спаси нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

6 Сентября. Поучение о характере Христа, как его прорицает Исайя

...Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине (Ис.42:2–3)

Кто имеет больше права, как не Господь Сын Божий, вопиять в земных пределах, в винограднике Своем, на беззаконных? Кто имеет больше права порицать грешников, которые опорочили Бога и Закон Божий? О, кротость умильная, невиданная среди людей! О, чистая вода горная, с высот ниспадающая и тихо очищающая нечистоту селений людских! Многие безбожники считают, что уверовали бы в Христа, если бы услышали от Него слова не благие, а громовые. Но пусть скажут безбожники, что лучше – слова громовые, с шумом и грохотом, которые проходят без действия, как дым, гонимый ветром, или же слова благие, которые имеют действие грома? Может ли легион громов изгнать легион бесов из одного одержимого человека? Ведь легион громов прогремел над Гадаром, но легион бесов в одержимом человеке этого и не почувствовал. И на бесов Господь Иисус не кричал, а тихо сказал им, чтобы вышли, и они послушно вышли. Дело, братья мои, не в крике и шуме, а в силе.

... Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит... Это относится к Ветхому Завету, дух которого фарисеи было уже совсем надломили, покрыв формальностями субботническими, и который уже лишь курился, но не давал света людям из-за отупевшего разума и окаменевшего сердца людей. Господь не переломит надломленную трость и не угасит курящийся лишь огонь того закона, который Он дал. Но это относится и к людям грешным. Он не порешит и людей, подавленных грехом, не угасит грешников, в которых свет Божественный превратился в дым. Но трость выправит и огонь Божественный в людях разожжет. Ибо ради грешников Он и пришел в мир. И будет Он вершить суд спокойно и кротко, с сожалением и милостью, подобно лекарю, – но намного возвышеннее и сердечнее, чем лекарь, когда приходит в дом умалишенных.

О, Господи Кроткий и Тихий, наполни нас Твоей прекрасной кротостью и тихостью. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

7 Сентября. Поучение о темнице отворенной и тьме освещенной

...Сказать узникам: «выходите», и тем, которые во тьме: «покажитесь» (Ис.49:9)

Кто больший узник, чем тот, кто грехами повязан? Есть ли тьма больше тьмы греха, смерти и ада? Кто может разрешить от греха? Только Бог. Это признавали даже книжники и фарисеи (Мк.2:7). Христос многих разрешил от греха, сделал свободными и здоровыми. Значит, если только Бог может освобождать от греха узников греха, то почему иудеи Его не признали как Бога? А потому, что они тоже были повязаны грехом, и не могли до конца логически рассуждать, даже не позволили Господу, чтобы их разрешил от уз греха. Посмотрите, в какую глупость впадают мудрецы иудейские: в то время как, с одной стороны, утверждают, что только Бог может разрешать людей от греха, с другой же стороны, обвиняют Христа, что Он действует с помощью диавола! Диавол – тот, кто связывает. И как же диавол будет разрешать? Диавол – тот, кто губит человека. И как же диавол будет спасать? Где диавол, там и темница – грех, смерть и ад. Только Христос имел силу, божественную несравненную силу, чтобы из этой темницы выводить и спасать души людские. Сыне, прощаются тебе грехи твои! Юноша... встань! Лазарь, иди вон! Своим могущественным словом Он разрывал узы грешников и выводил мертвых на свет жизни. Своим сошествием во ад Он разорил престол сатаны и освободил души праведников. Своим Воскресением Он явил полно и совершенно власть Свою необоримую над всеми узами диавольскими, над всеми кознями адскими и над последним врагом – смертью.

О, Господи, Победителю диавола, Освободителю от греха, Воскресителю мертвых, Тебе поклоняемся и Тебя молим: освободи нас, воскреси нас и благослови нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

8 Сентября. Поучение о страданиях Христа, каких Исайя предвидел

Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис.50:6)

Это пророчество, братья; а теперь слушайте о точном исполнении этого пророчества: Тогда (Пилат)...бив, предал на распятие (Мф.27:26) – разве это не пророком предсказанное: Я предал хребет Мой биющим? Слушайте дальше: ...один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке...(Ин.18:22); и еще: И, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? (Лк.22:64) – разве это не пророком предсказанное: предал... и ланиты Мои поражающим? Слушайте и далее: насмехались над Ним (Мф.27:29); И били Его по голове тростью, и плевали на Него... (Мк.15:19) – разве это не пророком предсказанное: лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания ?

Посмотрите, братья, сколь точно пророчество, слово в слово точно. Посмотрите с ужасом, как ясновидящий человек Божий провидел сквозь стены в несколько сотен лет яснее, чем обычный глаз видит дно чистого мелкого ручья! Это Бог силой Своей неодолимой раскрыл дух человека смертного, чтобы он духом видел события в дали так ясно, как телесными глазами видят вещи вблизи. А как же Сам Бог Всевидящий провидит сквозь мозг костей наших, сквозь туман помыслов наших, сквозь все тайны сердец наших? Он присутствует при рождении мыслей наших еще до того, как они появляются, и желаний наших еще до того, как они зачнутся. Он – единственный необманутый и не обманный свидетель всех событий – вне и внутри, на высоте и в глубине, на длине и на широте. И Он свидетельствует духу нашему неложно то, что дух наш желает знать ради блага, пользы и спасения души.

О, Всевидящий и Предивный Свидетелю всех тайн на Небе и на земле, Создателю и Промыслителю наш Благий, Ты единственный видишь немощь каждого из нас. Помоги нам, о, помоги нам, чтобы мы познали то, что нам нужно ради вечного спасения. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

9 Сентября. Поучение о дне Христа, как его Исайя прорицает

...Поэтому узнает в тот день, что Я тот же, Который сказал: «вот Я!» (Ис.52:6)

Братья, Бог наш – Бог истины. И на солнце есть пятна темные, а на Боге нашем нет ни пятна, ни неистины. Каждое слово, сказанное Богом через пророков, обистинилось. Когда Слово Божие воплотилось в Иисусе Христе Господе нашем, тогда проявились ясные, как солнце, все пророчества, которые к Нему относились, но которые для иудеев были темными загадками. И Слово плоть бысть (Ин.1:14), – говорится в Евангелии о Превечном Слове Божием, о вечной Мудрости Божией, о Сыне Божием; однако в этом воплощенном Слове Божием и каждое слово пророческое оказалось воплощенным. Пока Господь Христос не пришел во плоти посетить людей, книжники и чтецы Священного Писания могли думать о многих словах пророческих, долго-долго не исполнявшихся, что это лишь слова от пророков как людей, а не от Бога. Но Бог не позволил, чтобы о пророках Его невысоко судили, поэтому и сказал, что народ узнает в тот день, что Я тот же, Который сказал: «вот Я!». Соответственно, Бог хотел придать значимость каждому слову пророческому и хотел научить людей терпению, чтобы они терпеливо ожидали тот день, тот чудесный день, когда явление Господа на земле во плоти выразительно донесет до всех ушей: вот Я! Тот, кто познал Господа Иисуса как Бога во плоти, тот познал в Нем одновременно Того, Который говорил через пророков.

Вот Я!– так и сейчас говорит Христос. – Я – Тот, Кто говорит через всю сотворенную вселенную. Я – Тот, Кто говорил через пророков. Я – Тот, Кто через телесные уста говорил слова вечного спасения. Я – Тот, Кто говорит и Кто будет говорить до конца времен через Церковь Мою святую. Я – Тот, кто говорит и о Ком говорится.

Господи, Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

10 Сентября. Поучение о виде Мессии

...И мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему (Ис.53:2)

Это пророк говорит о Христе Господе как человеке. Нет в Нем ни вида, ни величия!.. Как это, чтобы Тот, Кто дал вид всякой твари и Кто создал прекрасных Ангелов небесных и всю красоту вселенной, не имел вида и красоты?! Но это не должно смущать нас, братья. Он мог явиться таким, каким хотел. А Он не хотел являться в Ангельской красоте, как не хотел являться и в царской славе, властелинском величии. Кто идет в дом скорби, не облачается в наилучшие одежды; ведь и лекарь не одевается в свою наилучшую одежду, когда идет посетить самых тяжелых больных. А Господь пришел в дом скорби и в больницу. Тело – одежда души. Он облачился в простую одежду, чтобы воздействовать не одеждой, а силой духа. Мы не знаем точно, какой вид у Него был. Согласно преданию, Лицо Его было смуглое, а волосы каштанового цвета. Когда царь Авгар послал своего художника Ананию, чтобы тот изобразил Лик Господа, Анания не смог даже линии провести на полотне, ибо, говорится, Лицо Христа излучало какой-то необыкновенный свет.

Впрочем, даже если бы Христос облекся в наикрасивейшее тело, какое только Он мог Себе создать, что бы значила та телесная красота Его по сравнению с бессмертной красотой Божества Его? Наибольшая красота земная – это лишь тень красоты небесной. Пророк Даниил был молодым и красивым человеком, но когда Ангел Божий предстал пред ним, то, как он сам говорит, во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился (Дан.10:8). Что такое лицо человеческое из праха по сравнению с ликом бессмертного Ангела Божия? То же, что тьма по сравнению со светом. Конечно же, и пророк, глядя на Христа Царя Бессмертного во плоти человеческой и сравнивая Лик Его земной с Ликом Его небесным, должен был воскликнуть: Нет в Нем ни вида, ни величия!..

О, Господи Благий и Преблагий, ради нас облекшийся в худую телесную одежду нашу, чтобы нам послужить и нас не устрашить, Тебе слава и хвала, Тебе слава и хвала. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

11 Сентября. Поучение об исцелении человечества ранами Христовыми

...И ранами Его мы исцелились (Ис.53:5)

Ранами Христовыми мы исцелились, – так пророк Божий прорицает, и мы теперь знаем, что его пророчество истинно. Страданиями Христовыми мы спаслись от вечного страдания; Кровью Его пречистой мы очистились от проказы духовной и ожили. Кровь и плоть наша были нечистыми от греховных страстей; а дух наш, источник и средоточие нечистоты плотской прежде осквернился. Можно ли нечистое нечистым очистить? Можно ли грязное полотно вымыть грязной водой? Нельзя. Только чистым можно очистить нечистое. Что род людской нечист, это и язычники чувствуют. Однако нечистое они хотят очистить нечистым – во-первых, призывая нечистых духов и поклоняясь им; во-вторых, принося нечистые жертвы, будь то человеческие, будь то животные. Одна капля Крови Пречистого Христа может очистить род человеческий больше, чем все идолопоклоннические жертвы от сотворения мира. Почему? Потому что Кровь Христова чиста, а все иное нечисто. Лекари берут одну каплю какого-нибудь сильнодействующего лекарства, разводят его и дают большому числу людей, чтобы предохранить их от болезни. И Кровь Христову в Чаше мы разбавляем водой, и тогда принимаем, поскольку сказано, что когда копьем пронзили Ему ребра, то истекла кровь и вода (Ин.19:34). Сила одной капли Крови Его такова, что мир от нее мог бы сгореть. Это Кровь безгрешная, единственно она безгрешная; это Кровь пречистая, единственно она в мире чистая.

О, если бы люди знали, какова сила абсолютной чистоты! Все нечистые от греха устремились бы очиститься Христом Пречистым; и все немощные устремились бы причаститься Крови и Тела Христовых; и все неверные уверовали бы в Христа. Ибо здесь тройство, и все чистое: чистый Дух, чистая Кровь, чистое Тело. А только чистым можно очистить нечистое; и только здоровым можно исцелить больное; и только мощным можно поднять немощное.

О, Господи, Всемогущий Господи наш, очисти нас грешных ранами Твоими кровавыми, ранами безвинными и пречистыми. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

12 Сентября. Поучение о таинственном роде Христовом

...Но род Его кто изъяснит ? (Ис.53:8)

Как невидим исток большой реки, так для иудеев невидим был род чудесного Господа Иисуса. Они читали и знали, что Мессия родится в Вифлееме; и Он родился в Вифлееме, но они Его не узнали. Они знали, что Мессия придет от колена Давидова, и Он пришел от колена Давидова, по Матери Своей Пресвятой, но они Его не узнали и не признали. Они читали, что Он родится от Девы и вынужден будет бежать в Египет, и что будет призван из Египта, что перед Ним явится Предтеча Его, вопиющий в пустыне, что Он, как свет большой, воссияет во тьме и тени смертной пределов Завулоновых и Неффалимовых и все остальное, что пророки прорекли и написали как знамения пришествия Его. Но все-таки Его не узнали и не признали, а распяли Царя Славы как преступника.

Если бы Он был обычным человеком, разве бы пророк спрашивал о Его роде и происхождении? Чей род и чье происхождение в истории народа израильского не известно? А Его род скрыт, как род Мелхиседеков. Скрыт был для иудеев и скрыт навсегда для неверных, а вот для нас, верных, он уже не скрыт. Мы знаем, что Он – Свет от Света, Бог Истинный от Бога Истинного, рожденный и несотворенный. Это Он в вечности. Знаем, что Он воплотился от Духа Святого и Марии Девы и явился миру как человек, как Богочеловек. Это Он во времени. Род Его, значит, и на Небе, и на земле, и в вечности, и во времени; удивительный, таинственный, славный и величественный род Его. И когда все выразим, что нам о Нем открыто, все-таки можем задаваться вопросом: ...Но род Его кто изъяснит? Не потому, что род Его неизвестен, а потому, что неуловим, непостижим, внечувственен, сверхъестествен.

О, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, просвети нас Божественным разумом Твоим и подними нас к Себе силой Твоей, Человеколюбче. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

13 Сентября. Поучение о силе и миссии Христа, как Исаия прорицает

Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога... (Ис.61:1–2)

Это великое программное пророчество прочитал Господь Иисус в самом начале Своего спасительного служения в Назарете перед иудеями, а прочитав, сел и сказал: Ныне исполнилось писание сие (Лк.4:16,21). Одно из самых темных пророчеств для книжников и священников иудейских Он прочитал, закрыл книгу и сказал: Ныне исполнилось писание сие. Это пророчество никто из иудеев не смел затрагивать, ибо никто не знал, к кому оно относится. Семь столетий минуло с тех пор, как пророчество это изречено и записано, и никто не знал, к кому оно относится. Когда же пришел Тот, к Кому это пророчество относится, Он его прочитал и указал на Себя. Так Великий Господь наш оправдал пророка Своего и представил Себя миру.

Дух Господа Бога на Мне... Зачем Он это говорит, когда Сам равен Духу, как и Отцу? Ради свидетельства людям, как толкует святой Златоуст. Не говорит: «Благодать Духа», а говорит: Дух», так как благодать Духа на людях верных, а на Нем – Сам Дух, что и явлено было на Иордане. Дух – Свидетель Сына, и ни мгновения Сын не был без Духа. Господь Иисус часто упоминает Отца и Духа Святого, во-первых, из безграничной любви к Отцу и Духу, любовь же всегда приписывает свое другим, а во-вторых, ради поучения гордым людям, чтобы не выпячивали себя, а воздавали почитание другим, равным себе.

Все остальное, что сказано в этом удивительном пророчестве, исполнил Господь чудесными деяниями Своими буквально. Он пришел, прежде всего, чтобы объявить милость Божию людям, а в то же время и Страшный Суд для тех, кто эту милость презрит и отвергнет.

Это видение Исаии, сына Амосова, пророка Божия, пророка истинного.

Поклонимся, братья, Исаии, чьи богодухновенные уста прорекли Спасителя и спасение наше, и не престанем поклоняться чудесному Спасителю нашему, Господу Иисусу Христу.

Поклоняемся Тебе, Господи и Спасе наш, и Тебя благодарим за премудрое устроение спасения нашего. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

14 Сентября. Поучение о Слове – Сыне Божием

В начале было Слово. (Ин.1:1)

Слово – или сущность словесная, осмысленная – было в начале. Это относится к Божественной природе Господа нашего Иисуса Христа. В начале... Имеется ли здесь в виду, братья, некое начало Слова Божия? Или какое-то время, дата, рождения Сына Божия от Бога Отца? Нет. Ведь рождение Сына Божия не может иметь ни даты, ни начала, потому что время является условием лишь этого преходящего мира и потому что оно не касается Вечного Бога и не обусловливает собою ничего в Боге. Может ли сияние быть отделено от Солнца, а чтобы при этом Солнце оставалось Солнцем? Может ли разум быть отделен от человека, а чтобы при этом человек оставался человеком? Может ли сладость быть отделена от меда, а чтобы при этом мед оставался медом? Не может. Еще менее можно представить Бога, отделенного от Слова Своего, от сущности словесной, от Смысла Своего, от Мудрости Своей – Отца Вечного, отделенного от Сына Своего, совечного.

Здесь, братья мои, речь идет не о начале Сына Божия от Бога Отца, а речь идет о начале начал сотворения мира и спасения рода человеческого. Это начало в Слове Божием, в Сыне Божием. Он начал и сотворение мира, и спасение мира. Кто бы ни брался вести речь как о сотворении видимого и невидимого мира, так и о спасении рода человеческого, тот должен начать с Начала. А это Начало есть Слово Божие, Мудрость Божия, Сын Божий. Вот если бы кто-то взялся рассказывать о некоем происшествии с лодкой на озере и начал так: «В начале было озеро, и на нем была привязана белая лодка...» Никто из разумных людей не поймет слова «в начале было озеро» так, что озеро возникло в тот же день, когда случилось происшествие с лодкой. И слова Евангелиста В начале было Слово никто из разумных людей не должен понимать так, что якобы в начале события сотворения мира произошло Слово Божие от Бога. Как озеро существовало тысячи лет до происшествия с лодкой, так и Слово Божие существовало целую вечность до начала сотворения.

О, Сыне Божий, совечный Отцу и Святому Духу, просвети нас и спаси нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

15 Сентября. Поучение о Слове Божием – Создателе мира

Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть... (Ин.1:2–4)

О чудесном Слове Божием, братья, говорит Евангелист, о сущности словесной, осмысленной, о Мудрости Божией вечной, о Сыне Божием совечном. Это чудесное Слово было единосущным со Отцом и Духом Святым, а ипостасно отличным и от Отца, и от Духа, ибо рождалось от Отца нерожденного. Оно было, есть и будет. Когда Оно было у Бога? В начале, – говорит Евангелист. Что означают эти слова в начале? Они означают «первоначально» или «прежде всего». То есть, прежде всего Слово Божие было у Бога, всегда единосущное со Отцом, ипостасное как Сын, но еще не воплощенное. Потом это Слово Божие воплотилось, и во плоти явилось роду человеческому. Пока Оно было как невоплощенное Слово у Бога, все чрез Него стало быть. Небо и земля, весь мир Небесный и весь мир земной – все стало быть чрез Него, это Слово Божие, пока Оно было невоплощенным у Бога. ...Без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Прежде всего, смерть и грех представляют тьму. Эта тьма не объяла Сына Божия. Но и весь сотворенный мир есть тьма по отношению к Богу, однако в этой тьме светит Слово Божие, Мудрость Божия словесная, красноречивая, величественная. Каждое создание было бы тьмой, если бы из него не светился таинственный свет Сына Божия, чрез Которого все начало быть, что начало быть.

Оно было в начале у Бога. А что потом было с Ним? И Слово стало плотию. Доселе – история сотворения мира, отселе – история спасения рода человеческого. Но, став плотию, Слово Божие не удалилось от Бога Отца и Духа Святого, ибо Троица Божественная нераздельна, а лишь облеклось плотью и душой человеческой, чтобы в тени плоти – Солнце из Солнц – могло приблизиться к людям и спасти людей.

О, братья мои, сколь умилительна и несказанно удивительна тайна воплощения Божия! Если эту тайну примем сердцем, то легче приблизимся к ней и умом...

О, Господи Спасителю Благий, Слово Отца и Радость Духа Святого, помилуй нас и спаси. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

16 Сентября. Поучение о Слове Божием, явленном во плоти

И Слово стало плотию... (Ин.1:14)

Вот, братья, новое начало, благословенное и спасоносное для нас. Это начало спасения нашего. Адам был во плоти, когда попал под власть греха и смерти. А это Создатель Адама является во плоти, чтобы избавить и Адама, и потомство Адамово от власти греха и смерти. Сын Божий, Слово, Мудрость, Свет и Жизнь, сошел к людям, в человеческой плоти и с человеческой душой; Он воплотился, не отделяясь от Своего Божества; Он сошел, не отделяясь от Своего Отца. Сохраняя все то, что от вечности и в вечности имел и чем был, Он лишь принял нечто новое, а именно – человеческую природу. При воплощении не уменьшились Его вечные свойства, не изменилось Его отношение к Отцу и Святому Духу. Вот, и на Иордане, и на Фаворе Отец свидетельствует: это Сын Мой возлюбленный! Не говорит: «Это был Сын Мой», а говорит: «Это Сын Мой». А Дух Святой был с Ним и при Его плотском зачатии, и во все дни до конца служения Его на земле. Божественная и человеческая природа в Нем были объединены, однако не смешаны.

Как это? Об этом не спрашивай ты, не умеющий объяснить ни себя самого себе и не знающий, что сказать о том, как душа и тело в тебе объединены. Знай только, что Бог пришел посетить землю и принес людям несказанно богатые дары – дары царские, нетленные, непреходящие, неоценимые, незаменимые. Знай это, и пусть сердце твое играет от радости. И старайся отмыть руки, очистить все чувства, омыть душу, убелить сердце, управить разум, чтобы принять эти царские дары. Ибо нечистому они не даются.

О, Господи Иисусе Христе, помоги нам очиститься и омыться Кровию Твоей и Духом Твоим, чтобы удостоиться Твоих царских даров. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

17 Сентября. Поучение о превращении воды в вино

...Начало чудесам в Кане Галилейской... (Ин.2:11)

Всемогущ Бог наш, и могуществу Его нет ни предела, ни описания. Через Слово Свое Он создал все, что создано. Словом Господним небеса утвердишася. Словом Своим Он создал плоть человеку. Словом Божиим превращается мертвая земля в плоть человеческую, в плоть животных, в плоть растений. Словом Божиим превращается жидкая вода в пар, а пар – в лед и снег. Тем же Словом в виноградной лозе вода превращается в вино, и вино веселит сердце человека. Какое же для Слова Божия воплощенного, для Христа Господа нашего, это чудо – превратить воду в вино? Для нас, людей, помраченных грехом, это великое чудо; для нашей природы, грехом расслабленной, это непостижимое чудо. Но творить чудеса – не обычное ли это дело Творца? Когда слуги наполнили шесть больших сосудов водой, Господь Христос им сказал: Теперь почерпните и несите к распорядителю пира. Он даже не сказал: пусть вода станет вином, а лишь подумал так. А помысел Божий имеет ту же силу, что и Слово Божие.

Почему же говорится, что это начало чудесам, когда Господь, видимо, и до того творил иные чудеса? Потому, братья, что превращение воды в вино является основным чудом Христовым и сущностью всех Его чудес. Разбавилась и оводенела природа человеческая – и нужно было ее превратить в вино. Угасла искра Божественная в человеке – и нужно было ее разжечь. Болезнь – как вода, здоровье – как вино; нечистота от злых духов – как вода, чистота – как вино; смерть – как вода, жизнь – как вино; невежество – как вода, познание истины – как вино. Поэтому, когда Господь больных делал здоровыми, нечистых чистыми, мертвых живыми, заблудших просвещенными, – Он, по сути, превращал воду в вино.

О, Господи Боже наш, чудесный Превращатель воды в вино, принеси пламя Твое Божественное на угашенный наш очаг. Преврати воду существа нашего в вино Божественное. Чтобы мы были подобны Тебе, и как подобные могли пребывать в Царстве Твоем Бессмертном, с огненными Ангелами Твоими. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

18 Сентября. Поучение о необходимости второго, духовного, рождения

...Если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия (Ин.3:3)

Так Господь Иисус сказал Никодиму, начальнику иудейскому, а Никодим удивленно спросил, как же это может быть. То есть, как это человек может снова родиться. Так и теперь многие спрашивают: как плотский человек может стать духовным; как грешник может стать праведником; как благодать Божия может войти в человека и заменить помышления плотские и волю плотскую; как Дух Святой может озарить сердце человеческое; как вода может превратиться в вино?

Мы знаем, что когда Дух Божий сошел на апостолов, то апостолы стали другими людьми – новыми, заново рожденными. И знаем на тысяче примеров, как люди плотских помышлений и плотской жизни становились людьми духовными, перерожденными. Мы знаем, следовательно, что такое было и сейчас бывает под воздействием благодати Бога Духа Святого. И нам вовсе нет нужды спрашивать, как это бывает. Достаточно того, что мы знаем, что это бывает, и что нужно стараться, чтобы это сбылось и с нами самими. Ибо благодать Духа дается каждому, кто ее ищет и кто готов, чтобы ее принять. Нет более трудного занятия, чем объяснять духовные вещи людям, которые лишь плотски мыслят и судят. Святой Златоуст говорит: «Душа, преданная страстям, не может достичь ничего великого и благородного, ибо страдает от тяжкой слепоты, как глаза, помраченные гноением». Обычно люди наиболее плотские расспрашивают о наибольших тайнах Божественных. И расспрашивают не для того, чтобы узнать путь своего спасения, а чтобы смутить верных, высмеять веру и оправдать свою грешную и страстную жизнь. Бессильные подняться и на первую ступень небесной лествицы, они мечтают о последней ступени. Когда вас, братья, такие спрашивают о глубочайших тайнах перерождения души и о Царстве Небесном, направьте их, чтобы сначала выполнили десять заповедей Божиих. Если же это сделают, тогда у них откроется душа для понимания тайн Божественных – настолько, насколько это понимание нужно для их очищения от греха и страстей и для вечного спасения.

О, Господи Иисусе Христе, Преблагий и Всемудрый Учитель наш, помоги нам умом разуметь и сердцем усвоить столько от мудрости Твоей, сколько нам нужно для спасения нашего. Помоги нам воздержаться от излишнего любопытства. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

19 Сентября. Поучение о двух рождениях

Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин.3:6)

Эго, братья, слова не пророка и не апостола, а Самого Господа, слова, изреченные пречистыми устами Господними. И как в каждом слове Господнем содержится сила и спасение, так и в этих словах Его содержится сила спасения. Поэтому следует со страхом и вниманием осмыслять слова эти и к нашей жизни их применять. Этими словами Господь хочет подчеркнуть превосходство духа над плотью. Как плоть рождается от плоти, так дух должен рождаться от Духа. Рождение духа нашего от Духа Божия, по благодати Божией, а не по сущности, – вот что есть новое рождение, о котором Господь говорил Никодиму, начальнику иудейскому. Никодим не понял этих слов Христа, как и теперь их не понимают все те, у кого плоть взяла верх над духом. Люди, у которых плоть преобладает над духом, обо всем мыслят и судят по плоти; тогда как люди, у которых дух преобладает над плотью, обо всем мыслят и судят по духу. Те, что обо всем судят плотски, делают и свой дух плотским; тогда как те, что обо всем мыслят и судят духовно, делают и свою плоть духовной. Это как если бы кто-то менял золото и все превращал в бумажные деньги – таковы первые, которые и то, что бессмертно, превращают в смертное; тогда как вторые подобны тем, которые меняют свои бумажные деньги и превращают их в золото, ибо они не только не утрачивают бессмертное в себе, но и смертное превращают в бессмертное. Иудеи толковали Закон телесно, поэтому не поняли Господа Христа и Его, Господа Славы, распяли. А вот те, что были озарены благодатью Духа Божия, поняли Господа Христа, истолковали и Закон, и пророков духовно. Причем не только Закон и пророков, но и всю сотворенную природу, и всю жизнь свою на земле. Если плоть наша, братья, по необходимости рождена от плоти, то неестественно, чтобы наш дух рождался от плоти. Пусть дух наш рождается от Духа Божия, и тогда мы будем естественными и по плоти, и по духу. А это есть та высшая и безгрешная природа, которую имел Адам в Раю до грехопадения. Невозможно и не нужно, чтобы наша плоть заново рождалась от плоти, но возможно и необходимо, причем никогда не поздно, чтобы наш дух заново родился от Духа Божия.

О, Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне Божий, помоги нам, чтобы мы до скончания переродились Духом Божиим, чтобы дух наш воистину был рожден от Духа. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

20 Сентября. Поучение о пище духовной

Моя пища есть творить волю Пославшего Меня... (Ин.4:34)

Вот любовь! Вот поучение! Вот смирение! Вот пример! Как в хорошем хлебе содержится все, что нужно нашему телу, так в каждом слове Господа Христа находится все, что нужно нашей душе. Божественное единство природы Отца и Сына выражено в любви Отца к Сыну и Сына к Отцу. Кто любит, тот и слушается. Если хочешь узнать, какова любовь Твоя к Богу, измерь свою послушность по отношению к воле Божией, и сразу все узнаешь. Отсутствие послушности – надежное свидетельство отсутствия любви. Тот, кто любит, с удовольствием выполняет волю любимого. Сын Божий так любит Отца Своего, что считает наисладчайшей пищей исполнение воли Отчей. Что есть воля Отца? Спасение людей. Господь Сын Божий чувствовал неутолимый голод по исполнению воли Отчей. И когда спасал кого-то, Он чувствовал, что насыщается наисладчайшей пищей. Видите, как возвышенна духовность Христова! Ученики Его было принесли Ему пищу из города и предложили Ему поесть: Равви, ешь! А в это время Он был занят Своим главным делом – спасением душ людских. Здесь и Самарянка, готовая усвоить науку спасения; здесь, на виду, и весь город Сихар, уже приближенный Царству Божию; здесь нива велика и урожай спасения готов. Это для Христа наисладчайшая пища, слаще всех плотских яств и сладостей сего мира. Тело – машина, на которой едет царь-человек. Когда царь вершит свои царские дела, когда выкупает царевичей из рабства, машина должна стоять в стороне и не мешать царским делам. Царь весь сосредоточился на том, чтобы спасти своих любимых царевичей, и это – его пища, его питие, его плата, его единственное удовольствие и его достоинство.

О, братья мои, если бы вы знали, как и сейчас Христос желает такой пищи, то есть нашего спасения! Неужели мы не дадим Ему пищи этой, которую Он более всего любит? Кто для нас более, чем Он, значим как гость, близок как сродник, искренен как друг? И если менее значимых гостей, более дальних сродников и не столь искренних друзей мы угощаем пищей, о которой знаем, что они любят, то как же не угостим Господа нашего пищей, Ему единственно угодной? Давайте примем наше собственное спасение, которое Он нам предлагает. Это для него самая приятная пища. От всякой иной пищи Он отвернет голову.

О, Господи Иисусе Христе, Человеколюбче, неутолимый в голоде человеколюбия, помилуй и спаси нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

21 Сентября. Поучение о единодушии Сына и Отца

Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца Творящего... (Ин.5:19)

Как, братья, следует понимать эти слова? Так ли, как их еретики некоторые понимали, а именно: что Сын меньше Отца и немощнее Отца? Нет, ни в коем случае. Уста, которые так толкуют слова Господа, хулу изрекают. А надо понимать эти слова так, как понимали их отцы наши святые, а именно: что Сын равен Отцу во всем и что из-за равенства Их желаний, любви и мудрости Сын не может ничего творить вопреки воле Отчей, любви Отчей и мудрости Отчей. Так же и Отец не может творить ничего против Сына, и Дух Святой против Отца и Сына. Все, что Отец желает, любит и помышляет, то и Сын и Дух Святой любят и помышляют. Гармония несравненная, единство нераздельное, существо невыразимое! Понятно, значит, что Сын и не может, и не желает творить ничего Сам от Себя, по Своему усмотрению, без гармонии и единства с силой Отчей и волей Отчей. А что такое толкование верно, свидетельствует Сам Господь следующими Своими словами: Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Видите равенство воли и силы? То, чего хочет Отец, хочет и Сын; то, что может Отец, может и Сын. Так что никто (из нас) не должен разделять Божество и навлекать проклятия на себя. Бога невозможно разделить; и тот, кто пытается делить Божество, одно Лицо уменьшая, а другое возвеличивая, не может спастись.

Пресвятая Троице, Боже наш, Троический по Ипостасям, а Единый по сущности, Жизнь, Свет и Любовь, призри на нас и помилуй нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

22 Сентября. Поучение о свидетельстве Бога о Боге

Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно (Ин.5:31)

Так говорил Господь одному ложному и лживому роду. Эти слова он сказал старейшинам иудейским не как поучение, а как изобличение. Они не верили одному человеку, когда тот говорил о себе, а требовали двух свидетелей. Не смейте, братья, даже подумать, что сказанное Господом Иисусом о Себе не есть истинно; это иудеи сказанное Им не считали истиной. Соответственно, по толкованию наших святых Отцов, слова свидетельство Мое не есть истинно следует понимать так, что свидетельство это не было истинным в восприятии иудеев. А что каждое слово, сказанное Иисусом о Себе истинно, Он выразил в другом месте, сказав: Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно (Ин.8:14). Здесь Господь научает, там – обличает; здесь Он подтверждает, как есть на самом деле, там – как это кажется иудеям. Иудеи не верили Его свидетельству о Себе, а требовали иных свидетельств. И Он им привел три значительнейших свидетельства: во-первых, свидетельство Своими собственными делами: ...Самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне... (Ин.5:36); во-вторых, свидетельство Отца Своего Небесного, Который Его как Сына Своего засвидетельствовал на Иордане и на Фаворе: И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне (Ин.5:37); и, в-третьих, свидетельство Священного Писания: Исследуйте Писания... а они свидетельствуют о Мне (Ин.5:39). Какие бы еще свидетельства потребовались человеку хоть с каким-то умом? Но у старейшин иудейских ум помрачен был в такой степени, что они ничего не могли ни видеть, ни понимать. Когда человеколюбивый Господь сделал все, что нужно было сделать для спасения и старейшин иудейских, и когда они отвергли все свидетельства о Нем, а тем самым отвергли и спасение для себя, тогда Он им сказал: Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно.

О, братья мои, да не останемся с каменными сердцами, как те ослепленные стрейшины, и да не отвергнем единственное спасение свое. Не будем искать никаких иных свидетельств, а будем верить тому, что нам Сам Господь Иисус говорит о Себе. Он о Себе сказал, что Он есть Истина. И мы той Истиной питаемся и спасаемся.

О, Господи Иисусе, Истино живая, Истино вечная, не удаляйся от нас, а просвети нас и спаси нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

23 Сентября. Поучение о том, как грешные люди охотнее принимают злодея, чем благодетеля

Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете (Ин.5:43)

Кто тот второй, который придет во имя свое и которого грешные люди примут охотнее, чем Христа Господа? Это тот, который не носит креста и не ходит узким путем; тот, который любит нечистоту и распространяет нечистоту; тот, который является воином вечной смерти, а не Вечной Жизни; тот, который льстит безбожникам и поощряет всякую страсть и всякий порок – это антихрист. Он придет во имя свое, а не во Имя Божие. И все те, кто не принял Христа, примут его. Им он будет люб, потому что он будет любить все кривые пути грешников. Он им будет милее Христа, потому что наряду с трудным путем Христовым предложит гладкую, как изо льда, стезю, по которой люди будут легко скользить, не задумываясь, что она ведет их в пропасть. Господь Христос пришел во имя вечного спасения людей, Вечной Жизни, вечной истины и справедливости, а он придет во имя свое, то есть во имя вечной погибели, смерти, лжи и несправедливости. И когда антихрист придет к своим, те его с радостью примут – все те, кому с Христом трудно, с радостью примут антихриста, поскольку сочтут, что с ним легко и путь его кажется легким. А когда уже будет поздно, увидят безумцы, что обманулись, но спасения не будет. Когда они будут скользить в вечную тьму, в объятия смрадного змея, тогда уже будет поздно – покаяние не примется и спасения больше не будет. Быстро завершится безумный пир антихриста с грешниками на земле, в одно мгновение ока завершится; и дом нечистого веселья превратится в темницу безысходной скорби и горечи. Но уже будет поздно.

О, Господи Человеколюбче, единственный Друг людей, Тебя единственно мы признаем. Тебя, только Тебя, принимаем как Спасителя и спасение наше. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

24 Сентября. Поучение о Христе как Хлебе Жизни

Я есмь хлеб жизни. (Ин.6:35)

Братья, кто может оживлять, как не Тот, Который и создал? Кто может воистину быть Хлебом Жизни, как не Создатель наш? Он создал, Он держит, Он питает, Он оживляет. Если пшеница питает тело, Христос питает душу. Если хлебом земным наше тело поддерживается, Христом наша душа питается и живится. Если же душа наша питается какой-то иной пищей, а не Христом, то она гниет и умирает, а не живет. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную... (Ин.6:27). Так сказал Христос прежде. Сначала испытывается голод людей, а тогда уже предлагается хлеб; точнее, сначала предлагается голод, а потом хлеб. Ведь люди в растерянности по отношению к голоду: чувствуют голод, а сами не знают, что его утолит; насытившись и пресытившись пищей земной, все же чувствуют неутолимый голод; и хотя видят, что вся земля и весь хлеб на земле не могут утолить этот таинственный голод, все равно бегут за пищей земной, борются за землю и только за землю. Между тем, истинный голод – это голод по отношению к Небу, к Жизни Вечной, к Богу. Этот голод Господь Иисус выделяет прежде всего и потому предлагает трапезу для его утоления. Трапеза эта – Он Сам. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать... (Приходящие к Господу Иисусу) насытятся, возрадуются, оживут, познают Бога и познают себя. О, братья мои, они – воскреснут из мертвых! Ибо при неизменном питании пищей тленной, без пищи бессмертной, духовной, постепенно умерщвляется душа и оказывается в конце концов мертвой. Из-за чего? Из-за голода. Тело от земли, и оно удовлетворяется пищей земной. Душа же – от дыхания Самого Источника Жизни, и она нуждается в пище и питии от этого своего единственного Источника.

О, Господи Иисусе, Хлебе Жизни Вечной, жизни истинной и непреходящей, наисладчайший Хлебе, напитай нас Собою. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

25 Сентября. Поучение о том, как дух должен питаться Христом, чтобы жить

...Ядущий Меня жить будет Мною (Ин.6:57)

Так говорит Иисус Христос, Жизнь и Источник Жизни. Дерево питается от земли, воздуха и света. Если дерево не питается от земли, воздуха и света, будет ли оно расти и жить? Грудной младенец питается не от чего иного, как от груди матери своей. Если он не будет питаться от груди матери своей, будет ли расти и жить? Так же и дух наш не будет ни расти, ни жить, если не будет питаться от Христа Живого и Бессмертного. Здесь речь не о жизни вообще, которою природа живет, не о жизни увядающей, которою язычники живут, а о жизни особой, Божественной, Вечной, о жизни полной и радостной. Эту жизнь дает людям только Христос, и она приходит только к тем, кто питается Христом. Состояние каждого человека зависит от пищи, которой он питается; и жизнеспособность каждого человека зависит от пищи, которой он питается. Здесь речь не о телесной пище, ибо телесной пищей питается не душа человека, а только тело его. Люди различаются и по телесному росту и состоянию, но эти различия совсем незначительны. А вот различия по духовному росту и жизни между людьми огромны: если одни люди в росте духа своего едва поднимаются над землей, то другие возвышаются до Небес. Разве отличия между Иродом и Иоанном Крестителем меньше, чем отличия между царем и Ангелом? Если первый из них телом и духом ползает по земле и преступлением защищает престол свой на земле, то второй телом стоит на камне в пустыне, а духом возносится на Небеса к Ангелам.

О, братья мои, будем возносить дух наш на Небеса, где Христос Господь сидит на престоле Славы Вечной, будем питать и поить дух свой и сердце свое Им, чистой и всемогущей Жизнью. Только так можем удостоиться быть Его сонаследниками в Царстве Небесном.

Господи Иисусе, Истинный Боже наш, Пище наша сладкая и Кормильче наш человеколюбивый, не отними нас от груди Твоей Божественной, ибо мы слабы и немощны. Питай нас Собою, о милостивый Кормильче наш. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

26 Сентября. Поучение о том, как мир ненавидит свидетелей греха своего

Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит... (Ин.7:7)

Почему мир ненавидит Христа Господа? Это Сам Господь сразу объяснил: ...Потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы. Никого люди не ненавидят так, как свидетелей греха своего. Оттого самые мерзкие дела творятся ночью, в темноте. Но разве Бог не видит ночью, и в темноте? Бог видит, воистину, да Бога не видят злодеи. Даже если некоторые из них и верят немного в Бога, то, по недостаточной своей просвещенности, думают, что темнота служит завесой между людьми и Богом. Господь Христос ясно показал Сам Собою, что Бог Всевидящ и что никакой мрак не мешает оку Его видеть. Он видел людей в дали, как, например, Нафанаила под смоковницей. Он видел ослицу и осленка в другом селении. Его взору не мешала отдаленность в пространстве. Он предвидел отречение Петрово, предательство Иудино, Свою смерть и Воскресение, разорение Иерусалима, вечность Церкви Своей, страдания последователей Своих и события в конце времен. Его взору не мешала и отдаленность во времени. Но зачем перечислять? Что скрыто более, чем сердце человеческое? Разве сердце не скрывает толстая завеса плоти? И разве помыслы в сердце скрыты не еще более, чем само сердце? А Он все-таки проникал Своим взором во мрак сердца человеческого и читал помыслы людские в сердце. Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? (Мф.9:4) Так разве удивительно, братья, что такого Свидетеля боялись все те, кто зло помышлял или зло творил? Разве удивительно, что Его ненавидели злодеи?

Вас мир не может ненавидеть. Кого это? Всех вас, участвующих во зле мира и вследствие своего участия не смеющих свидетельствовать против мира даже в том, что знаете. Как те, кто боится людей, будут свидетельствовать против людей? Как те, кто ищет славы от людей, посмеют вызывать негодование людей против себя?

О, братья мои, нам лучше, чтобы нас мир ненавидел, а Христос любил, чем весь бы мир любил и славил, а Христос отвращал Лицо Свое от нас, говоря нам: Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел (Ин.15:18).

О, Господи Благословенный, Источниче всякого благословения, укрепи сердца наши, чтобы не боялись, когда мир ненавидит. Только Ты нас благослови и люби, Спасителю Благий. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

27 Сентября. Поучение об истинности свидетельства Христова

...Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно (Ин.8:14)

Свет истинно свидетельствует, когда свидетельствует о существовании Солнца, и не обманывает. Так же и Господь Иисус истинно свидетельствует обо всем. Он сошел к людям как Небесный Свидетель, чтобы засвидетельствовать о существовании Триединого Бога, о существовании мира Ангелов и душ, о любви Божией к людям, Промысле Божием о людях, о силе справедливости по отношению к несправедливости, о преимуществе истины над ложью, о блаженном бессмертии праведников и вечных муках грешников, о воскресении из мертвых, о Суде Божием и еще многом ином, что люди под покровом греха лишь смутно предчувствовали, но этого не знали и в это не верили. А прежде всего Христос пришел засвидетельствовать, что Он Сын Бога Живого, равный Отцу Своему по существу, могуществу и любви, и равный Духу Божию Святому. Ибо Свидетель должен был прежде всего засвидетельствовать о Себе, чтобы Его свидетельствам относительно других тайн можно было верить. С точки зрения чистой и неизменной истины каждое свидетельство Христово истинно, а вот с точки зрения помраченных иудеев оно не было истинно. Для Бога, для Ангелов Божиих, для праведников и для вечности, и для времени Его свидетельство истинно, поэтому Он и говорит: ...Свидетельство Мое истинно. А вот для помраченных умов закоренелых грешников это свидетельство не представляется истинным, поэтому Он ранее и сказал иудеям: Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно (Ин.5:31). То есть: это не признаете истинным вы, иудеи, хотя в действительности это истинно само по себе.

О, Господи Преблагословенный, Иисусе, Сыне Бога Живого и Единственный Спасе наш, избави нас от немощи грешнического ума и злобы грешнического сердца. Озари нас светом слов Твоих, вечно истинных. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

28 Сентября. Поучение о двойном засвидетельствовании Сына Божия

Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня (Ин.8:18)

В Законе написано, что нужны два свидетеля, чтобы доказать нечто. Неверным иудеям Господь прежде всего указал на три великих свидетельства о Себе – от Отца, в Своих делах и в Священном Писании (Ин.5:36–39). А затем, после еще умноженных чудес Своих и после еще обстоятельнее изложенного учения Своего, Он им сказал, что даже и одно Его свидетельство о Нем истинно и достаточно (Ин.8:14). И наконец для них приводит еще два свидетельства, Свое и Отчее, – в соответствии с предписанием Закона о необходимости двух свидетелей. Так что Господь закрывает уста неверных всеми способами и не оставляет им никакой отдушины – кроме преступления убийства, к которому прибегают все те, кто не принимает никаких объяснений и доказательств, не позволяя, чтобы их убедили в истине. В последнем случае, когда Господь приводит Свое свидетельство о Себе и свидетельство Отца Своего, Он хочет показать и Свою ипостасную самостоятельность, и равенство с Отцом в сущности. А именно: Он ставит Свое собственное свидетельство отдельно и наравне со свидетельством Бога Отца. Что такое толкование верно, подтверждают и следующие слова: ...Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. Здесь выражено полное сущностное единство Отца и Сына, и не остается ни малейшего сомнения, что Господь имеет в виду сущностное равенство Свое с Отцом Своим. Здесь речь о Божественной природе, а не плотской. Кто бы представлял Святую Троицу как три плотских существа, тот бы глупо ошибался. Во плоти миру явился, ради спасения мира, только Сын Божий, а никак не Отец и Дух Святой. По Божественной же природе Своей Сын и во плоти остался равен Отцу и Духу Святому. Человеческую природу он облек на Себя и добавил ее к Своей Божественной природе из любви к людям, чтобы мог явиться людям и чтобы мог спасти людей.

О, Троице Святая, Единосущная и Нераздельная, нас через воплощенного Бога Слово просветившая и осветившая, поддержи нас до конца Своей святостью, Своей крепостью и Своей бессмертностью, и спаси нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

29 Сентября. Поучение о властодержце Господе

Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин.10:18)

Божественная сила Господа нашего Иисуса Христа проявилась и в полной власти Его над Самим Собой.

Если бы сила Божественная могла отделиться от любви Божественной, тогда бы можно было сказать о Христе: «Он мог воплотиться, а мог и не воплотиться»; а также: «Он мог умереть, а мог и не умереть». Но Он воплотился по любви Своей Божественной к людям; и по той же несказанной любви Он предал Себя на смерть, как пастырь добрый за стадо свое.

Человек, сам себя убивающий, не имеет власти над душой своей, и убивает себя не по власти своей, а под властью греха или под властью диавола, или под властью каких-то тяжелых обстоятельств. Подобно и человек, которого другие убивают, не имеет власти над душой своей, и не может сказать о душе своей перед убийцами: «Имею власть отдать ее», ибо он вынужден положить ее, независимо от желания.

Только Господь Иисус мог такое сказать перед иудеями, убийцами Своими: Имею власть отдать ее... Имея такую власть, Он мог посредством чуда, что несложно для Него, сделать так, чтобы иудеи все погибли прежде, чем Его бы на Кресте распяли. Но Он наперед видел спасоносные плоды от Своей Смерти, поэтому добровольно предался, чтобы убитым быть.

...И власть имею опять принять ее. Этими словами Он предвещает Свое Воскресение. Соответственно, по Своей Божественной власти Господь и умер, и воскрес.

О, Господи Всемогущий и Человеколюбивый, как дивно Ты устроил спасение людей по силе и любви Своей Божественной. Помоги нам, о, только помоги нам, чтобы мы приняли это спасение.

30 Сентября. Поучение о единстве сущности Отца и Сына

Я и Отец – одно (Ин.10:30)

Чем больше чудес творил Господь Иисус и чем больше приближался к смерти, тем все откровеннее говорил о Себе. Многочисленные чудеса и длительное время, достаточное для размышлений, действовали и на незлобивых, и на злобных: незлобивые стали восприимчивыми к откровениям высоких тайн Божиих, а злобные все более злобой себя помрачали и делали неспособными к восприятию этих тайн. Поэтому злобные взялись за камни, чтобы Его убить.

Я и Отец – одно. Отец и Сын – одно по сущности, но не одно по Ипостасям, иначе бы не назывались двумя именами: Отец и Сын. Все свойства сущности Отца имеет и Сын, имеет и Дух Святой; но свойства ипостаси Отца принадлежат только Отцу, и свойства ипостаси Сына принадлежат только Сыну, и свойства ипостаси Духа принадлежат только Духу. Когда же речь идет о Божественной сущности, Сын может говорить: Я и Отец – одно, и Дух Святой может говорить: «Я и Отец – одно, Я и Сын – одно».

Единство Свое по сущности с Отцом выразил Господь Иисус также словами следующими: ...Отец во Мне, и Я в Нем. Можно ли яснее сказать о Божественности Сына? Можно ли человеческим языком сильнее выразить единство Триипостасного Бога? Догмат о Божественности Сына Божиего, как и догмат о единстве сущности Божией, открыт и положен Самим Господом Иисусом Христом. Так что пусть никто не поддается лжи неверующих и еретиков, будто бы Сам Господь Иисус не объявлял Своей Божественности, а это, якобы, догмат, позднее выработанный в Церкви. Если Христос не объявлял Своей Божественной сущности, то почему же иудеи сказали Ему: ...делаешь Себя Богом? И почему подняли камни на Него?

О, Господи Иисусе, Сыне Божий, Единосущный со Отцом и Духом Святым, помилуй нас и спаси нас могуществом Твоим и добротою Божества Твоего, Всемогущего и Всеблагого. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.


Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/ Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.2. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с.

Комментарии для сайта Cackle