Источник

Октябрь

1 Октября. Поучение о Господе Воскресшем и Живом, Который есть воскресение и жизнь

Я есмь воскресение и жизнь (Ин.11:25)

Эти святые слова изрек Господь Иисус Христос. Он их не только сказал, но и делом доказал. Воскресив дочь Иаирову и сына вдовы Наинской, и друга Своего Лазаря, Он доказал, что Он есть Воскресение и Жизнь и Воскреситель и Животворец. И воскрешением Самого Себя из мертвых Он это наилучшим образом доказал. Потому что быть живым и помочь мертвому – об этом еще можно говорить; но быть мертвым, погребенным, лежать три дня во гробе и... помочь Себе, оживить Себя – о таком невозможно было и говорить до Воскресения Христова. Это чудо из чудес и доказательство силы над всеми силами. И это чудо сотворил Господь наш. Эту силу показал Господь наш. Истинны, значит, слова Его: Я есмь воскресение и жизнь, – они истинны и святы и утешительны для всех нас, идущих к неизбежной телесной смерти и надеющихся жить после гроба и видеть живого Господа нашего во славе.

Но Господь наш – не только воскреситель тела, Он – воскреситель и души. При жизни Своей на земле Он воскресил лишь несколько тел, но бесчисленное множество душ, тем самым показав, что воскресение душ намного важнее воскресения тел. Почти все людские души были мертвы, когда Он пришел в мир, и Он воскресил бесчисленное множество силой Своей и напоил жизнью Своей. И иудеи, и язычники были душою мертвы, и Он оживил и одних, и других.

Оставим, братья, и мы заботу о воскресении наших тел, а позаботимся, пока еще есть время, о воскресении наших душ. Потому что если души наши не воскреснут, не будут оживлены Христом еще здесь, на земле, то нечего ждать никакой радости от воскресения наших мертвых тел в День Судный, в День Гнева. Ибо тогда тела мертвых душ восстанут не в Жизнь Вечную, а в муку вечную.

О, Иисусе Христе, Воскресение наше и Жизнь наша единственная, помоги нам могуществом Твоим и милостию Твоею, чтобы мы воскресли и были оживлены Тобою во спасение и Жизнь Вечную. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

2 Октября. Поучение о возмущении-скорби Христа

Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел (Ин.12:27)

В этот мир земной не приходило ничто более реальное, нежели Господь Иисус Христос, ничто более реальное, нежели Бог, и ничто более реальное, нежели человек. Воистину, весь этот мир вне Христа выглядит как призрак. Ни земля, ни вода, ни воздух, ни свет даже близко не имеют той реальности, которую имеет Он. Ведь все это прейдет, а Он останется. Воистину, Он – краеугольный камень непреходящего мира, и лишь тот либо то, что прижмется крепко к этому камню, сможет соучаствовать в этом непреходящем мире, непреходящей реальности. Бурные, однако немощные, волны времени гневно бились и сейчас бьются то о реальность Божества Христова, то о реальность Человечества Его. Ибо сколько труда потребовалось христианам, чтобы раскрывать глаза безбожникам и доказать Божество Христово, столько же труда им потребовалось, чтобы раскрывать глаза еретикам и доказать Человечество Его. Но Дух Святой Всеведущий постарался заранее и через Евангелистов приготовил заранее оружие воинам христианским. Душа Моя теперь возмутилась. Разве чувствовал бы Господь возмущение-скорбь, если бы не был настоящим человеком, которому свойственны все немощи телесной природы, исключая грех? Причем не только возмущение-скорбь, но и страх: Отче! Избавь Меня от часа сего! Это говорит немощная человеческая природа, которая пугается смерти (ведь о смерти речь), но природа не грешная, а безгрешная природа человеческая, потому что Господь сразу же добавляет: Но на сей час Я и пришел.

Видите, сколь важна смерть Христова? Мы ею искуплены, ею спасены. Так что пусть никто не останавливается только на учении Христовом, а пусть перенесется на Голгофу и увидит с ужасом кровавую Жертву на Кресте, которая принесена за грехи наши, за спасение наше из смрадной пасти змея преисподней.

О, Господи Иисусе, пострадавший ради нас и ради нашего спасения, помилуй нас еще раз и еще раз. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

3 Октября. Поучение о единственных Пути, Истине и Жизни

Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин.14:6)

Эти святые слова, братья, не только сказаны, но и кровью политы, Воскресением подтверждены, Духом Святым в сердца верных введены и Церковью на протяжении веков и веков доказаны – и доказаны. Из всех благ мира люди более всего любят жизнь. И люди жизнь любят больше, чем истину, хотя нет жизни без истины. Значит, верховное благо – жизнь, а истина – основание жизни. Кто любит жизнь, тот должен любить и истину. Но где путь к истине? Я есмь путь, – говорит Господь. Он не говорит: «И Я есмь путь», чтобы кто-то не подумал, будто есть и некий иной путь к истине, вне Господа Иисуса. Однако Он – не только путь, но также и истина и жизнь, чтобы никто не думал, будто бы есть и некая иная истина, и некая иная жизнь вне Господа Иисуса. Он для того родился как человек, чтобы людям путь показать; потому и распятию подвергся, чтобы Кровью Своей обозначить путь. ...Никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Это должны понимать те, кто обманываются в помышлениях, будто бы могут познать Бога и обрести Царство Божие и вне Господа Иисуса Христа. Эту ложную надежду, этот отчаянный самообман их пресек вышеприведенными словами Господь. И апостол, который эти слова слышал и записал в Евангелии, а еще и в послании своем передал их так: Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца (1Ин.2:23).

О, Господи Иисусе Благословенный и Источниче благословения, Ты для нас воистину единственный Путь, единственный Свет, единственная Истина, единственная Жизнь и единственный жизни Податель. Тебя признаем пред людьми и пред Ангелами как Единого Бога и Спаса нашего. Помилуй нас и спаси нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

4 Октября. Поучение о Божестве и сущностном равенстве с Отцом

Видевший Меня видел Отца (Ин.14:9)

Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас, – сказал Филипп. На эти слова Господь Иисус ему ответил: Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца. Так ответил Господь Своему ученику. Филипп хотел увидеть Бога телесными глазами. Три года он видел Христа, но не познал Его как Бога. Почему? Потому что во время то, до сошествия Духа Святого, Филипп смотрел телом на тело, то есть телесными глазами смотрел и видел Господа Христа как человека. Он еще не увидел Божества в Сыне Божием, а хочет, чтобы Он показал Отца! Видевший Меня видел Отца. Этим Господь не хочет сказать, что Он – Бог Отец; нет, а хочет сказать, что Он и Отец единосущны. Насколько вообще Бог мог показаться людям, Он показался через Бога Сына, явившегося людям как человек. Бог Отец не воплотился; Бог Дух Святой не воплотился; только Бог Сын воплотился. Соответственно, как Он покажет Отца Своего телесным глазам смертного человека? Поэтому как раз и воплотился Сын, чтобы Собою явить людям и Себя, и Отца, и Духа Святого, единосущное Божество, Троическое по Ипостасям. Видевший Меня видел Отца. Здесь Господь имеет в виду Божественную природу Свою. В этом Он полностью равен и единосущен с Отцом. И если бы Филипп мог в то время увидеть Божественную природу Христову, он бы не выдвигал этого требования: покажи нам Отца. Что ж, он и не мог видеть Божественную природу, которая духовна и невидима, однако мог видеть, причем видеть ясно, великие дела Христовы как проявление Его Божественной природы.

И теперь, братья, некоторые люди говорят: «Покажи нам Бога, и мы будем веровать!» Скажите им: «Вот, мы вам показываем Господа Христа – веруйте!» Девятнадцать веков Я с вами, люди, и неужели вы Меня еще не узнали? Девятнадцать веков, наполненных славой, Его чудесами, могуществом, благодатью, милостью, святыми, мучениками! А малоумные еще спрашивают: «Где Бог?»

О, Христе Господи, Боже наш, раскрой очи духовные тем, кто еще не прозрел, чтобы видеть величие славы Твоей. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

5 Октября. Поучение о Боге Духе Утешителе

И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек (Ин.14:16)

Там, где есть любовь, не нужны указания, там просьба заменяет указание. Для тех, кто любит друг друга, просьба имеет большую силу, чем указание для тех, кто друг друга не любит. Святая Троица представляет Верховное Царство и величество Любви. Исаия именует святую Троицу Великим Советом (Ис.9:6), а воплощенного Сына Божия – Великого Совета Ангелом, то есть Посланником. Как же согласуется Совет с единством Божиим? И ты один, а все же советуешься сам с собой. Твой ум спрашивает у твоей воли: «Можешь ли?» И спрашивает у сердца: «Хочешь ли?» А воля и сердце спрашивают у твоего ума: «Умеешь ли?» Однако несмотря на эти внутренние советы внутри тебя самого ты один, один человек, одна личность. Конечно, это всего лишь бледное напоминание и тень Святой Троицы, Ее совершенного Совета. Ибо в Святой Троице полная равномерность и гармония Ипостасей. Того, чего хочет Отец, хочет непременно и Сын, и Дух Святой. ...И даст вам другого Утешителя. Видите, как Сын Божий уверен, что Им испрошенное и посоветованное будет сразу же принято на Великом Совете Божественном. И Отец согласится послать, и Дух согласится прийти. Сын Божий не говорит: «Я умолю Отца, чтобы дал вам, и верю, что Он даст»; нет, Он говорит: Я умолю Отца, и даст вам... Он знает наперед, что Отец даст то, что Он будет просить; Он знает это, если можно так сказать, из вечного опыта Своего. Ведь на протяжении всей вечности царит гармония между Отцом и Сыном и Духом Святым. ... Даст вам другого Утешителя. Этими словами раскрывается полное равенство Сына и Духа Святого. Отец вам пошлет другого Утешителя, равносильного Мне, единосущного со Мною, равнодостойного Мне. Он сможет полностью заменить Меня по-Своему, соответственно Своей дивной Ипостаси, которая единственно отличается от Ипостаси Сына.

О, братья мои, видите ли, как вся Святая Троица принимает участие в нашем спасении? Видите ли, чьи мы? Видите ли, какое достоинство нам, смертным и грешным, дается?

О, Пресвятая и Преславная Троице, Боже наш, помилуй нас и спаси. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

6 Октября. Поучение о Боге Духе Святом, от Отца исходящем

Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин.15:26)

Непостижимы глубины существа Божия, братья. Но Бог их и не скрыл от нас совсем, и не открыл полностью. Сколько немощность наша может принять, столько нам открыто; сколько нам нужно для спасения, столько и открыто.

О Духе Святом нам открыто, что Он от Отца исходит и Сыном посылается. И пусть никто не ищет больше, чтобы не впасть в заблуждение. Поскольку от Отца исходит, значит, Он одной сущности с Отцом; поскольку Сыном посылается, чтобы продолжил служение Сына, значит, Он равен Сыну. ...Свидетельствует о Мне Отец, – сказал Господь прежде; а теперь говорит о Духе истины: Он будет свидетельствовать о Мне. Оба Свидетеля равны, поэтому Господь ссылается то на Одного, то на Другого. И Тот, Кто свидетельствовал, и Тот, Кто будет свидетельствовать, равны в сущности. Ибо Господь на будущее не оставил бы свидетеля менее значимого, чем свидетель из прошлого. Так мы говорим по разумению человеческому и относительно времени, хотя в действительности Троица свидетельствует вечно на Небесах, по словам евангелиста: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1Ин.5:7).

Некоторые люди утверждают, что Дух исходит от Отца и Сына. Кто им такое открыл и когда? Мы знаем, что Дух Святой от Отца исходит, ибо это открыл нам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Поэтому мы отвергаем такого рода дополнения к нашей вере православной, не согласующиеся со словами Самого Господа. Но чтобы воспринять слова Господа Пречистого, нужна большая чистота сердца. Поэтому нужно стараться очистить сердце от страстей, а не устремлять ум свой к бездонным глубинам существа Божия с любопытством и нечистым сердцем, ибо кто так делал, тот впадал в ересь и душу свою губил.

О, Господи Боже, Великий и Могучий, хвала Тебе за то, что Ты явился нам через Спасителя нашего Иисуса Христа, и мы знаем, что мы не дети мрака, а дети Света. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

7 Октября. Поучение о Боге Духе Святом, Прославителе

Он (Дух) прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин.16:14)

Дух Святой равен по могуществу Отцу и Сыну, и все, что может Отец, может и Сын, может и Дух Святой. И все, что знает Отец, знает и Сын, знает и Дух Святой. Однако по бескрайней любви Одного к Другому и по бескрайней мудрости в отношении домостроительства ради спасения людей, они являются людям попеременно, с точки зрения времени. Как Отец прославил Сына, так и Сын Отца, так и Дух Святой Сына. Он прославит Меня. Разве Сын Себя не прославил? Да, прославил, но не в той мере, в какой мог, а лишь в той, какую люди того времени могли принять и понять. А со временем Дух Святой откроет еще большую славу Сына Божия, когда Он, Всеблагий, исполнит верных благодатными дарами Своими. Он прославит Меня. Эти слова, братья, Господь говорит и для поучения нам, чтобы и мы, если сделаем какое-то доброе дело, предоставили другим нас прославлять, а не прославляли себя сами. ...Потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Этими словами Господь возвещает единство Духа Божия с Ним, а не подчиненность Духа. Перед этим Он сказал: Он... наставит вас на всякую истину. И чтобы ученики не подумали, что Дух знает истин больше, нежели Сын, и что поэтому Дух больше Сына, Он заявляет, что Дух от Моего возьмет и возвестит вам. И Христос мог наставить учеников на всякую истину, но ученики в то время еще не были способны принять всякую истину. Поэтому их в свое время Дух наставит на всякую истину. Но, возвещая им всякую истину, Дух не будет возвещать то, что Сыну не известно или, тем паче, то, что противоречит знанию и воле Сына. Поэтому Господь и говорит: ...потому что от Моего возьмет и возвестит вам.

О, Святой Троицы Единство чудесное, о Трипламенная Сила, Свет и Любовь от одного и того же Огня! О, Троице Святая и Пресвятая, зажги любовь Божественную в сердцах наших. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

8 Октября. Поучение о достоянии общем Отца и Сына

Все, что имеет Отец, есть Мое (Ин.16:15)

Это одно из последних высказываний Господа Христа перед Его страданиями. И оно из самых значимых, поскольку возвещает миру Божество Христа Спасителя, а в связи с последующими словами – Поэтому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам – возвещает и равенство Духа Святого с Отцом и Сыном. То, что Дух от Моего возьмет, не может быть ни иным, ни противоречащим тому, что есть Отчее, ибо все, что имеет Отец, есть Мое. Почему Господь говорит не «Мое возьмет», а от Моего возьмет? Потому что Дух принесет людям не все, а лишь нечто от всего – столько, сколько люди могут принять и сколько им нужно. Одна часть Божиих даров дается верным на земле, другая же будет им дана в Царстве Небесном. И эта небесная часть представляет собою то, что апостол провидчески описывает: Что око не видело, и ухо не слышало, и в сердце человеческое не приходило, то уготовил Бог для любящих Его. Все это и еще несравнимо больше составляет достояние Христово. Его достояние – не только этот мир, но и тот, и нечто несравнимо большее и более ценное, чем оба мира. Его – вечность, Его – бессмертие, Его – совершенное могущество, Его – совершенная мудрость, Его – совершенная любовь, Его – совершенная доброта и милость, и справедливость, и истина и все, что есть благого, что ум наш может представить и язык наш высказать. Его – всякое совершенство, которое превосходит все, что люди могут представить. Все это имеет Отец, все это имеет Сын, все это имеет Дух Святой. Все, что имеет Отец, есть Мое. Этими словами неописуемый Богач, недосягаемый Сын Царя возвестил ученикам Своим о богатстве Своем необозримом и непостижимом в ту темную ночь, когда Он, босой, должен был стать перед старейшинами иудейскими, чтобы Его били и оплевывали.

О, Господи Боже наш, Троице Пресвятая и Пребогатая, помилуй нас грешных и спаси. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

9 Октября. Поучение о молитве, вдохновленной Любовью

Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина (Ин.17:17)

Когда мать и на смерть идет, она беспокоится о детях, которых оставляет после себя, больше, чем о себе самой. Таковы узы великой любви. А у Господа Христа к ученикам Его любовь была еще больше, чем у матери к детям. Идя на смерть, Господь молится Отцу Своему Небесному за учеников Своих. Молится не потому, что Сам не мог бы все для них сделать, а чтобы показать единство существа и любви с Отцом Своим. Но почему Он сейчас приписывает истину Отцу, если перед тем Духа Святого назвал Духом истины, сказав ученикам: Дух истины... Наставит вас на всякую истину? Чтобы показать равенство Отца и Духа Святого. А не говорил ли Господь прежде о Себе: Я есмь ... Истина (Ин.14:6)? Не потом ли Духа Святого Утешителя назвал Духом Истины? А вот сейчас приписывает истину Отцу: Освяти их истиною Твоею! Кто увидит в этом хоть какое-то противоречие, тот не понимает Бога как Единство и Троичность – единство по существу, а Троичность по Ипостасям. Именно тем, что каждому Лицу Божественной Троицы приписывает истину как нечто существенное и нераздельное, Господь возвещает равенство Отца и Сына и Духа Святого. Ибо если бы одно Лицо Божественной Троицы имело менее истины, оно было бы менее и по существу в сравнении с другими двумя Лицами. А с меньшей мерой истины связана и меньшая мера силы, любви и мудрости. Поэтому Господь и называет Истиной и Себя, и Отца, и Духа Святого, чтобы люди знали и чтобы веровали в Его полное сущностное равенство.

Пусть, соответственно, никто из верных не соблазняется еретическим учением о сущностном неравенстве Лиц Святой Троицы. Но каждый пусть старается стереть с сердца своего грех, как стирают с зеркала пыль, и тогда увидит истину великого догмата о равенстве Отца и Сына и Духа Святого.

О, Триединая Истино Божественная, просвети нас Собою и спаси нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

10 Октября. Поучение о последней молитве Христа за верных

...Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и я в Тебе...(Ин.17:21)

Велика милость Божия, братья; когда праведник почувствует ее, то плачет, а когда грешник почувствует, – стыдится. По милости Божией мы очищаемся, освящаемся, спасаемся, усыновляемся, соединяемся с Самим Богом. Но это соединение с Богом не надо понимать так, будто мы становимся одной сущности с Богом и равными Богу. Мы никогда не будем ни единосущными Богу, ни равными Богу в том смысле, в котором Отец, Сын и Дух Святой единосущны и равны по сущности. ...Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе... – говорит Спаситель Отцу Своему об учениках Своих, имея в виду единство любви, а не единство естества. Из любви происходит взаимная послушность, взаимная помощь, взаимная милость, кротость, смиренность, доброта, благоволение, жертвенность. И когда Господь говорит: Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф.5:48), – Он желает не уравнять людей с Богом, а указать им на верховный пример, образец совершенства во всяком добре. Дело в том, что многие учителя человеческие выделяли и выделяют примеры совершенства в чем-то и ком-то ином, а не в Боге; такие нередко даже учили людей злу и выделяли для них зло и примеры зла как совершенство. Поэтому Господь и учит людей, чтобы брали Отца Небесного как пример всякого совершенства и чтобы старались, стремились к совершенству такому, а не какому-то иному. По благодати Божией мы усыновляемся и становимся все одно во Христе Иисусе (Гал.3:28). Однако не становимся богами, не становимся равными с Ипостасями Святой Троицы. Не забывайте, что в Священном Писании сказано: И небеса нечисты в очах Его (Иов.15:15), то есть с Ним несравнимы и величественные Силы Небесные, а тем более человек. Но по благодати Божией и за страдания Господа Иисуса Христа верные возвышаются в единство с Богом по любви и по духу. Поэтому давайте стараться исполнять волю Божию, чтобы воистину возвыситься на такую величественную высоту.

О, Господи Иисусе, Боже наш, Боже всякой милости и доброты, поддержи нас до конца в милости Твоей и не разгневайся на нас, но прости нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

11 Октября. Поучение о последней молитве Христа за верных

Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною...(Ин.17:24)

Вот воздаяния труженикам Божиим! Вот славная награда последователям Христовым! То, чего Сын Божий хочет, и Отец хочет, и Дух Святой хочет. А чего Святая Троица хочет, то осуществляется. Чего же хочет Сын Божий? Он хочет, чтобы и ученики Его были с Ним вместе в Царстве Небесном; причем не только двенадцать Его учеников, но и все те, говорит Господь, которые крестились, веру апостольскую приняли и сохранили; но при условии: если мы сами этого великого блага не оттолкнем своими недобрыми делами, отступничеством от веры, грязью грехов, богохульными словами и помыслами. ...Да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, – говорит далее Господь. Из этих слов не следует делать вывод, что Сын меньше Отца. Ибо перед этим Сам Господь говорит Отцу Своему: Я прославил Тебя... (Ин.17:4). Видите, какое равенство Отца и Сына и какова бесконечная любовь Их взаимная! Я прославил Тебя... а сейчас прославь Ты Меня, Отче. Но то, что слава Господня совершается не на земле и не во времени, показывают слова Господа Христа: ...Славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Это, значит, слава не земная и не временная, не мирская и не людская, а слава небесная, вечная, непреходящая, несказанная. Как же, собственно, Сын Божий хочет, чтобы Отец Его прославил? А так, чтобы эту славу небесную показал всем тем, которые Сына Его послушались, за Ним пошли и заповеди Его исполнили. Господь хочет, чтобы в этой славе приняли участие и мы – не только апостолы, но и все мы, кто Именем Его именуется. Вот милость! Вот человеколюбие! Догмат о нашем бессмертии, Жизни Вечной и Славе вечной – не от людей, братья, а от Самого Господа нашего и Спаса нашего. Только бы нас плотские заботы, леность при молитве и взаимная ненависть не отделили от славы Христовой, от жизни бесконечной!

О, Господи Благий и Милостивый, прости нам грехи наши и даруй нам Царство Твое вечное. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

12 Октября. Поучение о познании Отца и Сына

Отче праведный! и мир Тебя не познал; а я Тебя познал (Ин.17:25)

Равный равного наилучше знает. Низший не знает высшего, а смертный бессмертного. Ветхозаветные пророки и некоторые из мудрецов древнего времени знали Бога как Творца и Промыслителя, но никто не знал Его как Родителя. Знавшие Его в древности, знали Его через творение, а не через рождение. Через творение познали они что-то из справедливости, мудрости и силы Божией, но не познали Его любви, так как любовь познается через рождение. Родитель знает тайну рожденного, и рожденный знает любовь родительскую. Мир Тебя не познал, ибо мир видел Тебя как Хозяина, себя же как раба; а я познал Тебя, ибо смотрю на Тебя как Родителя и чувствую несказанную любовь Твою. Мир смотрел на Тебя через завесу дел Твоих, а я на Тебя смотрю Лицом к Лицу, в вечной красоте любви Твоей.

Это пламя вечной родительской и сыновней любви принес Господь людям; чтобы люди видели Бога в том пламени, в том новом и дотоле не познанном свете. Это новое богопознание через любовь передал Господь апостолам Своим. И оно дошло до нас. О, если бы и в нас разгорелось это пламя Божественной непреходящей любви! Чтобы мы таким образом познали Бога как Родителя, а себя как Его чад, усыновленных через жертву Сына Божия Единородного.

О, Трипламенный Боже, Отче, Сыне и Душе Святый, и нас, грехом помраченных, освети вечным сиянием любви Твоей. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

13 Октября. Поучение о Царстве не от мира сего

Царство Мое не от мира сего (Ин.18:36)

Тот, кто имеет большое достояние, имеет и малое. Значит, не следует думать, что Христос Господь не имеет царственной власти и над этим миром, поскольку Он сказал Пилату: Царство Мое не от мира сего. Тот, кто обладает непреходящим, имеет власть и над преходящим. Господь говорит о Своем Царстве непреходящем, независимом от времени, независимом от тления, несправедливости, обмана и смерти. Это как если бы кто-то сказал: «Богатство мое не в бумаге, а в золоте». Так разве тот, кто имеет золото, не имеет бумаги? Соответственно, Господь не говорит Пилату, что Он не Царь. Отнюдь. Он хочет сказать, что Он Царь, Который выше всех царей, и что Его Царство больше, могущественнее и прочнее всех царств земных. Он указывает на Свое главное Царство, от которого зависят все царства во времени и в пространстве. Царство Мое не от мира сего. Эти слова не означают, что Он не имеет власти над царством мира сего, а наоборот, они подтверждают его страшную власть над сим миром. Разве все дела Его на земле не показывают Его недосягаемое хозяйское могущество над сим миром? Пред каким иным царем, скажите, ветер утихал, море бушевать переставало? И неужели вы забыли Его слова в Гефсимании о том, что, если бы Он хотел, то и более двенадцати легионов Ангелов пришло бы Ему на помощь (Мф.26:53)? А ведь и один-единственный Ангел имеет силу больше, нежели вселенная. Хозяин душ есть и Хозяин тел. Хозяин вечности есть и Хозяин времени. Хозяин наибольших благ есть и Хозяин малых благ. Ничто, братья, не может уйти из-под власти Всемогущего Иисуса Христа, Господа нашего, страдавшего за нас по Своей воле и воскресшего из гроба по Своему могуществу.

О, Господи Иисусе Христе, Спасителю Всемогущий, помоги нам, чтобы мы искали Царства Твоего Небесного и вечно пребывали с Тобою там, где нет греха, ни смерти, а жизнь, радость и мир. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

14 Октября. Поучение о муже блаженном

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей...(Пс.1:1)

Прежде всего, братья, блажен тот, кто не погряз в грехе настолько, что не слышит и не исполняет совета Божия, который приходит через пророков. Нечестивые – те, которые о чем ни подумают, думают наперекор Богу и воле Божией; грешные – те, которые ходят по пути своих желаний и своих помыслов, против желания Божия и Закона Божия; развратители – те, которые, себя развратив недобрыми делами, развращают и других. Итак, сначала приходит недобрый помысл (недобрый совет), затем недоброе дело, потом недобрый пример – соблазн. Блажен, значит, муж, который не ищет совета у нечестивых людей и не соглашается с нечестивыми мыслями своими, а находит нужные советы во всем, что нужно ему для спасения, в Законе Божием. Блажен муж, который ни единожды не стал на путь, которым грешники ходят, или, если стал, то покаялся и возвратился на путь жизни, что от Господа. Блажен муж, который не сидит в собрании развратителей душ невинных, чтобы своим соблазнительным примером соблазнять и развращать души невинные. Ибо сказано о соблазнителе: ...Тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф.18:6).

Братья мои, блаженны все вы, мужчины и женщины, осторожно уклоняющиеся трех зол: нечестивых мыслей и советов, дел грешных и соблазнения других. Все эти три зла – как одна и та же ядовитая змея, которая из маленькой вырастает в большую.

О, Господи Благий, Создателю наш, помоги нам силой Твоей и добротою Твоей спастись от змеи этой лютой, которую Ты, Христе Господи, победил оружием непобедимым Креста Твоего Честного. Помоги нам слушаться Твоего совета, чтобы идти только Твоим путем и освещаться только Твоим примером. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

15 Октября. Поучение о воле праведника в воле Божией

...Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!(Пс.1:2)

Братья, блажен тот человек, и трижды блажен, чья воля подчинена воле Божией, чей ум ничего не помышляет вопреки совету Божию и чье сердце ничего не желает вопреки желанию Божию. Ум – кормчий и воли, и сердца. Если ум направлен постоянно к Богу, тогда человек будет жадно научаться день и ночь в Законе Божием и не пойдет на совет нечестивых, а будет искать истину и объяснение всему в Законе Божием. Если ум так направлен к Богу, тогда и сердце и воля человека быстро направятся к Богу. Тогда воля, как исполнительный орган внутреннего человека, будет исполнять только то, что согласуется с волей Божией и что прописано в Законе Божием. Тогда человек не станет на путь грешных и не сядет в собрании развратителей, то есть не будет сам чинить грех и других людей ко греху привлекать. В начале этого псалма пророк Давид восхваляет человека, который не чинит этих трех зол, а сейчас продолжает его восхвалять за то, что он делает два блага. Три зла – это: искать мудрости у грешников, жить жизнью грешников и соблазнять других своим плохим примером. Два блага – сообразовывать свою волю полностью с Законом Божиим и направить ум свой, чтобы научался день и ночь в Законе Божием.

О, братья мои, как плачевно мелок ум у всех тех, кто не знает Закона Божия! Глубина ума человеческого измеряется познанием глубин Закона Божия. Кто научается в тайнах Закона Божия, ум того глубок, широк и возвышен. А ум – кормчий и сердца, и воли. О, братья мои, как мелка, непостоянна и развратна воля у всех тех, кто свою волю не подчиняет воле Божией! Воистину, плачевно мелка, непостоянна и развратна. Что есть Закон Божий, братья? Это выражение воли Божией. Где находится это выражение? В Священном Писании и в предании святителей Церкви Божией. Блажен тот, кто познает волю Божию и кто ее исполняет.

О, Господи Боже, Великий и Сильный, Милостивый и Праведный, просвети ум наш Законом Твоим Святым и управи волю нашу волей Твоей, волей человеколюбной и спасоносной. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

16 октября. Поучение о страхе и радости в боге

Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом (Пс.2:11)

Царям и судьям земным говорит пророк Божий все эти слова. Ибо они склонны к высокомерию и распущенности из-за могущества и богатства, которые им даны. О, цари и судьи, комки праха под ногами Божиими, не забывайте, что вы лишь слуги Божии, наемные работники от сегодня до завтра! О чем думает наемный работник на ниве, копая целый день? О плате, которую примет вечером. Чем гордится наемный работник? Не батрачеством, а платой. Чему радуется наемный работник? Труду и поту или плате? Конечно же, плате. И ваша служба на ниве этой жизни – труд батраческий, о, цари и судьи! Поэтому служите Хозяину своему, Который вас нанял, со страхом, ибо не знаете, как Хозяин Ваш в итоге оценит труд ваш и какую плату вам даст. Служите с великим смирением, говоря себе: Мы рабы ничего не стоящие (Лк.17:10). Неизвестно, получите вы награду или наказание, когда в гроб сойдете и пред Царем Судиею предстанете. Поэтому страх должен наполнять все дни служения вашего.

Радуйтесь [пред Ним] с трепетом. Радуйтесь радостью чистой и святой, как Ангелы радуются пред Ним, Живым и Неприступным. Чистотою и святостью благоухает райская радость, а злорадство адское сопровождает распутный смех. Поэтому райская радость неизменна, тогда как злорадство адское сменяется гневом и воплями.

Служите со страхом, ибо Господь справедлив; радуйтесь с трепетом, ибо Господь возвышен и свят.

О, Господи Боже наш, Праведный и Возвышенный, Страшный и Святой, вся наша жизнь на земле есть служение Тебе и радость о Тебе. Если не служим Тебе, служим погибели своей; и если не радуемся Тебе, радуемся о злом враге своем. Поклоняемся Тебе и молим Тебя, помоги нам управлять службу нашу страхом Твоим и радость нашу чистить трепетом пред Тобою. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

17 октября. Поучение о полезном гневе

Гневаясь, не согрешайте (Пс.4:5)

Гневайтесь, братья мои, на себя и не грешите более. Гневайтесь на грехи свои, в помыслах и делах, и не грешите более. Гневайтесь на дьявола, отца лжи, и не исполняйте более воли его. Гневайтесь на грех в мире и на попирание Церкви Божией Святой людьми безбожными, но берегитесь, чтобы грехом грех не лечить. Гневайтесь и на друзей ваших, когда они грешат, но гневайтесь с намерением, чтобы их исправить, а не чтобы их как можно более озлобить. Гнев друга на друга и родителей на детей своих (что я говорю?), и Бога на людей – это не буря, которая вырывает дерево с корнем, а ветер, который укрепляет дерево и отряхивает с него гнилые плоды, чтобы здоровые плоды были лучше и краше. Но пусть гнев твой имеет меру, чтобы целительным быть, а не отравительным. А чтобы он имел меру, ты имей Бога пред собою и в гневе своем. Для гнева не может быть более мощной плотины и преграды, нежели Бог. Вообще, всякий гнев, который не во Имя Бога и Божией правды, есть грех. Не гневайся из-за пустяка, а гневайся из-за того, из-за чего и Бог гневается. Если твоя воля укреплена в Законе Божием, ты всегда сумеешь гневаться там, где это нужно, и столько, сколько нужно. Ибо это невозможно ни словами высказать, ни кому-то неопытному объяснить. Гнев на своем месте действует так же, как милость на своем.

О, братья мои, видите ли, как в души наши вложены разные силы, которые человек по свободной воле может употребить для жизни или для смерти? Гнев на самого себя никогда нельзя отвергать совсем. Ведь удивительно: чем больше научается человек гневаться на себя, тем меньше он гневается на других. Сосредоточенный на своих слабостях, он на чужие либо не смотрит, либо, когда видит, мягче судит их.

О, Господи Боже, Единый Праведный, вложи нам память о Дне праведного гнева Твоего, чтобы мы убереглись от греха душевного. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

18 Октября. Поучение о благе показанном

Многие говорят: «Кто покажет нам благо?» (Пс.4:7)

Какое благо есть Бог, братья мои! Какими словами можно выразить это благо? Великое благо есть Царство Небесное, с Ангелами благородными, со святыми дивными и Раем сладостным. Кто может описать это благо? Великое благо есть жизнь бессмертная вблизи Бога и Ангелов Божиих, в обществе святых и праведников. Великое благо есть встреча со своими сродниками и друзьями в небесном мире, с родителями своими, с детьми своими, с самыми дорогими своими, которые уходом своим оставили нас в печали и скорби. Кто нам покажет все эти блага? – спрашивали многие во время царя Давида, спрашивают и теперь. – Кто нам покажет, чтобы мы верили и надеялись?

Нам, христианам, эти блага показаны, и мы не ожидаем больше, чтобы нам их показывал кто-то иной, кроме Господа Христа, истинного Свидетеля всех этих благ – истинного Свидетеля, братья, и Хозяина всех этих благ. Эти блага Милосердный Господь и до Своего пришествия на землю показывал пророкам Своим избранным. Поэтому пророк Давид и говорит Богу: ознаменовался на нас свет Лица Твоего, Господи. Это ответ спрашивающим: кто нам покажет все эти блага? Сам Бог показал эти блага. Свет Лица Господа ознаменовался на нас, то есть вписался, врезался в сердца наши, и в этом свете мы познаем все те блага, которые только Небо может дать. Есть ли, братья, нечто лучшее для исцеления тем, кто слышал о Пришествии Христа на землю? А тем не менее спрашивают: кто нам покажет все эти блага? Если эти блага не показал и объявил Христос Своим светлым Рождеством, Своими светлыми чудесами, Своим светлым Воскресением, Своей светлой Церковью, то воистину лишь черная земля может быть показана; иное невозможно; люди их не могут показать, ибо не знают. Есть средство для исцеления всем, даже и самым закоренелым неверующим, есть средство для исцеления вплоть до часа смертного. Это средство в покаянии за злобу свою, в очищении сердца своего, в исполнении заповедей Христовых. Свет Лица Господня могут видеть здоровые, а не больные душой, нечистые сердцем и ложные умом.

О, Господи Боже наш, Свете Ангелам и людям, помоги нам, чтобы мы грехами не затмили свет, который Ты нам дал и в котором мы видим блага небесные. Не лиши нас, Многомилостивый, этих благ. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

19 Октября. Поучение о покаянии царском

Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою (Пс.6:7)

День сменяется ночью, а ночь днем. Пусть и наше дневное покаяние сменяется ночным, а ночное дневным. Дневное покаяние проявляется главным образом в добрых делах, а ночное – в молитвах, воздыханиях и плаче. Так мы исполняем долг днями и ночами, то есть наполняем их тем, что более всего пред Богом значимо и что с собой понесем на Суд Божий. Посмотрите на царя Давида и увидите пример истинного покаяния. Недостаточно исповедать перед священником грех свой и сразу же считать, что он прощен. Ведь и Давид исповедовался перед пророком Нафаном: Согрешил я пред Господом (2Цар.12:13). Но великий царь не считал это достаточным, а непрестанно воздыхал в молитве пред Богом и каждую ночь слезами раскаяния омывал свой грех. Даже и пребывание в постели было ему не для отдыха, а для утомления от плача покаянного, плача воздыхательного. Не надо говорить: Давид убил и прелюбодействовал, ему было в чем так раскаиваться. А разве ты ненавистью не убиваешь людей и желаниями своими не творишь прелюбодеяний? Эта жизнь, брат мой, не для оправдания себя, а для обличения себя. Блажен лишь тот, кого Бог оправдает на Суде Страшном.

Покаяние – это дело не одного часа или одного дня. Оно должно быть внутренним занятием нашим до конца жизни. Каждую ночь омываю ложе мое, – говорит Давид. Этим он не говорит, что днем не нужно каяться, а говорит, что излияние душевного покаяния уместнее ночью, чем днем. В тишине ночной и грехи наши, и Суд Божий яснее предстают нашему взору... И не напоминает ли о смерти нам ночь яснее, чем день? И постель наша – о близком гробе?

О, Господи Праведный и Дивный, мы и покаяться истинно не можем без Твоей помощи. Помоги нам, Всеблагий, чтобы мы могли видеть греховные раны наши и почувствовать смрад от них, и зарыдать сами над собой прежде, чем сродники наши зарыдают над мертвым телом нашим; прежде, Господи, прежде, чем Ангелы наши Хранители зарыдают над трупом души нашей, когда она ввержена будет в огонь неугасимый. Помоги и спаси, Господи Боже наш.

Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

20 Октября. Поучение о младенцах и хвале их Господу

Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих... (Пс.8:3)

При торжественном входе Господа Иисуса в Иерусалим, а затем и в самом храме дети восклицали: Осанна сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!(Мф.21:9). Похоже, ничто не раздражало старейшин иудейских так, как эта хвала Господу из уст малых детей. Слышишь ли, что они говорят? – спросили они Его, вознегодовав. А Господь им кротко ответил: Да! Разве вы никогда не читали: Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? Ясно же, как в ясный день, что эти пророческие слова Давида относятся к тому чуду, которое совершилось при Входе Господа Христа в Иерусалим, то есть к этой чудесной хвале Господу из уст малых детей. Эго ясно из самого события, ибо как предсказано, так буквально и произошло. И ясно также из того, что Сам Господь во время происходящего ссылается на это пророчество царя Давида. А что эго великое чудо, вдохновленное Духом Божиим и осуществленное силой и волей Божией, не может быть сомнения. В то время как князи, книжники, старейшины и священники не смогли узнать Христа Господа, малые дети Его узнали и объявили. Воистину, это чудо – во-первых, единственное во всем Ветхом и Новом Завете, а во-вторых, оно не меньшее, а то и большее, нежели чудо воскрешения мертвых. Собственно, в обоих чудесах действовали одна и та же сила Божия, тот же Дух, тот же Промысл Божий. А эту силу и величие славы Божией пророк хотел особо выделить происшествием с малыми детьми, и он это событие ставит наряду с восхищением звездной вселенной, которую та же самая сила Божия создала.

Кроме того, к малым детям следует добавить и самих апостолов, и многих святых, пустынников, мучеников за Христа и дев – тысячи, тысячи и тысячи тех, кто невинно и простосердечно признал Христа как Сына Божия и Спасителя своего, приклонившись к Нему любовью сердечной и страдания тяжкие за Него приняв. Почему Господь устроил хвалу Себе именно из уст их, а не из уст вельмож, философов и риторов? Из-за кротости избрал этих, а из-за гордыни их отверг тех. Гордецы – наибольшие противники Бога. Поэтому Господь чудесно открыл уста детям, простым рыбакам и земледельцам, а не Своим противникам, то есть горделивым и пустым князьям и книжникам иудейским.

О, Господи Всесильный, Боже Всемогущий, открой и наши уста, чтобы и мы с верой крепкой и радостью детской объявляли славу Твою бесконечную. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

21 Октября. Поучение о том, как в конце у врага не станет оружия

У врага совсем не стало оружия, и город Ты разрушил; погибла память их с ними (Пс.9:7)

Враг рода человеческого, кровный враг и человекоубийца с самого начала, использовал все оружие и все интриги против человека. И вот он день и ночь придумывает новое оружие и новые интриги, чтобы кого-то погубить; ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет.5:8), как ядовитая змея, затаившись, ждет своей добычи; как паук всюду расставляет свои сети – только бы поймать какую душу человеческую и затянуть ее в свое смрадное царство. Языческие народы составляли его города. До пришествия Христа он там властвовал, спокойно и неограниченно. Идолослужение было служением ему; колдовство и волшебство было служением ему; разнузданность и развратность жизни среди людей он защищал и развивал; приношение людей в жертву, огонь страстей, распри, войны, злодеяния – все это было наслаждением для него. Но в конце концов не стало оружия, города его разрушены, память о нем с шумом исчезла. Этим концом, который упоминает пророк, является пришествие Христа Господа в мир. Господь явил силу Свою над дьяволом, преодолев его искушение на горе; Он явил власть Свою, изгоняя бесов из людей и повелевая им идти туда или сюда; Он явил Свое непобедимое господство над грехом и смертью Своим страданием и Воскресением. И – что, пожалуй, важнее всего – разрушил ад и рассеял силу бесовскую. Он хотел не уничтожить бесов, а рассеял их и оружие их уничтожил – разбил и рассеял их так, как евреев, и еще страшнее, чем евреев. Он освободил народы от их власти: и, что главное, дал людям власть над демонами, чтобы именем Его могли их от себя отгонять. Видите, как Господь со Своей победой над бесами сопрягал Свою милость к людям? Он так обессилил и разбил демонов, рассеял их, что отдал их под власть людей. И так бывшие рабы стали хозяевами, а бывшие хозяева рабами. Но Господь дал власть над демонами не всем людям, а только тем, кто в Него верует и Его заповедям следует. Им дал власть, им дал и оружие. Оружие – Крест.

О, Господи Боже наш, Спасителю наш от власти бесовской, помоги нам, чтобы и мы сделали то наименьшее, что Ты оставил нам делать. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

22 октября. Поучение о том, что лишь безумцы отрицают Бога

Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела...(Пс.13:1)

Разум – кормчий всего существа человеческого. Он советует, он подсказывает, он руководит. И душа, и тело управляются разумом. Если разум прав пред Богом, то и человек в целом прав. Если же разум неправ пред Богом, то и человек в целом неправ. Если кто-то лишь подумает: «нет Бога», это сразу же проявляется в делах его. Сначала возникает недобрый помысл, а за ним сразу следуют недобрые дела. Видите ли, как хорошо знает человеческую природу вдохновенный пророк? Он отмечает сначала причину, а затем указывает на последствия. От недобрых помыслов неизбежно происходят недобрые дела. Поэтому, братья, не верьте тому, кто говорит: «Я не верю в Бога, но делаю добро». Прежде всего, кто не верит в Бога, тот не знает, что есть добро, и не может отличать добро от зла. Неверием в Бога человек отсекает себя от основного Добра и Источника всякого добра. Посмотрите внимательно еще, и увидите, что дела всех безбожников гнусны и мерзки: они гнусные оттого, что недобрые, ничтожные и преходящие; они мерзкие оттого, что противны воле Живого Бога. Безбожник не может различать добро от зла, ибо только в свете Закона Божия можно правильно определить, что есть добро и что есть зло. Однако бывает, что и говорящий устами, будто он верит в Бога, делает дела гнусные и мерзкие. То есть он устами признает Бога, а делами отрицает. Исповедовать Бога устами – это хорошо, но этого вовсе не достаточно: нужно еще Его сердцем признавать и делами веру свою подтверждать. А бывает, что человек и сердцем верует, и устами исповедует, но все-таки грешит. Это бывает из-за слабости воли или от стрел бесовских. Такой пусть раскается, причем сразу же, и ему простится. Покаяние, впрочем, спасительно и для безбожника, а для верного тем более. Пока человек находится на земле, у него есть время для покаяния. Но кто может быть уверенным, что это время не истечет уже нынешней ночью? Поэтому откладывать покаяние – полное безумие.

О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги нам каяться так же, как помогаешь нам дышать. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

23 Октября. Поучение о страданиях Давида и пророчестве страданий Христа

Ибо псы окружит меня, скопище злых обступило меня, пронзит руки мои и ноги мои (Пс.21:17)

Это таинственное переживание кающегося Давида, а в то же время и ясное пророчество страданий Христа. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2Тим.3:12), – говорит апостол Павел. Когда царь Давид грешил, бесы не являлись ему и не беспокоили его. Когда же он начал каяться и жизнь свою направлять на путь Божий, тогда бесы злые окружили его, стали нападать и мучить. Здесь речь идет не о людях, а о бесах, которые либо сами являются кающемуся, либо мучат его через людей. Давид не назвал бы псами людей, созданий Божиих, венец творения Божия; псами он назвал демонов, которые являются людям праведным как псы либо как змеи, как львы, как страшилища или в иных каких-то обличьях. А что он здесь под псами понимает злых духов, мы можем убедиться на примерах из жизни великих подвижников, которым демоны ради устрашения являлись в виде псов. И еще можем убедиться в этом со слов Господа Спасителя, Который с Креста промолвил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк.23:34). Это значит, что они это делают не по своей воле, а во воле чужой – именно бесовской. Множество псов и скопище злых собралось, чтобы уничтожить Христа Господа. Когда не смог дьявол-искуситель победить Господа на Горе Искушения своими ложными обещаниями, тогда он всей силой своей навалился, чтобы уничтожить Его через людей смертью бесчестной на Кресте. Посмотрите, братья, какое ясное пророчество! ...Пронзили руки мои и ноги мои. Во всей истории мира эти слова не могут быть отнесены ни к кому, кроме распятого Спасителя. Но это пророчество имеет еще и частности: Разделили ризы Мои между собою и об одежде моей бросали жребий. Все сбылось так, как предречено – ну все! Однако дьявол обманулся в расчетах. Он надеялся смертью уничтожить Того, Кто сильнее смерти. Он надеялся обесчестить Того, Кто Единственный дает честь каждому созданию. Господь Христос Своим славным Воскресением победил и посрамил дьявола и все скопище его псов и дал нам, людям, власть над ними. Весь мир языческий не мог прогнать одного беса; а мы в состоянии Именем Христовым и Крестом Его прогнать, словно дым, легионы бесов, так как бесы после Христа стали как побитые и пугливые псы.

О, Господи, Победителю и Спасителю, Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

24 Октября. Поучение о гласе Господнем над водами

Глас Господень над водами (Пс.28:3)

На Иордане слышался глас Господень, когда святой Иоанн крестил Спасителя. На море Галилейском, когда была буря и ветер, слышался глас Господень – и буря утихла, и ветер перестал. Глас Господень слышался на пиру в Кане Галилейской – и вода превратилась в вино. На Красном море был глас Господень – и море расступилось, открыв путь народу. В пустыне был глас Господень – и вода потекла из сухого камня. Глас Господень над водами – что это означает? Это означает: стихия водная есть творение Божие, и через нее Бог творит чудеса, когда хочет и как хочет. Творениями Божиими являются и остальные стихии – огонь, воздух и земля. Над ними Бог также Хозяин; и через них Бог творит чудеса, когда хочет и как хочет. В виде огня явился Бог Дух Святой в Пятидесятницу; в печи Вавилонской пламя утратило свою силу по слову Господа и не навредило блаженным отрокам; вышел огонь из камня и сжег жертву Гедеонову (Суд.6); Илия низвел огонь с неба; терновый куст горел огнем и не сгорал (Исх.3); И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение (3Цар.); столп огненный ходил перед израильтянами – все это по слову Господню. Земля разверзлась и поглотила неправедных Корея, Дафана и Авирона (Чис.16); земля разверзлась и спрятала Елисавету с младенцем Иоанном от меча Иродова; земля содрогнулась, когда Господь испустил дух на Кресте, и гробы отворились. По воздуху вознесся Господь на Небо; по воздуху святые апостолы были перенесены в Иерусалим из разных стран света; по воздуху вмиг перенес Ангел пророка Аввакума в Вавилон. И это все по слову Господа, по велению Господа. О, если бы люди были послушны гласу Господню так, как Ему послушны неразумные стихии природные! Но под водами понимаются, воистину, и люди, послушные гласу Господню, – апостолы и святые. Как вода растеклись они по миру с проповедью Христа Бога. Как вода напоили они жаждущий мир из Источника Жизни Вечной. И обновился мир, и процветал. Как на обычных водах, так и на них явились бесчисленные чудеса Божии – поскольку они были покорны воле Божией, послушны гласу Божию, как вода, точно так же, как вода.

О, Господи Иисусе Христе, помоги нам быть послушными гласу Твоему. Помоги нам устыдиться перед мертвыми стихиями, которые Тебе послушны более, чем мы. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

25 Октября. Поучение о вечернем плаче и утренней радости

Вечером водворяется плач, а на утро радость (Пс.29:6)

Бог наказывает, и Бог радует. Уже один покаянный помысел смягчает гнев Божий. Ведь Бог гневается на людей не так, как гневается враг, а так, как отец на детей своих. Его гнев кратковременен, его милость бесконечна. Если вечером накажет, то уже утром обрадует. Чтобы люди узнали Его как в наказании, так и в миловании. О, братья мои, если бы люди постоянно узнавали и признавали Бога как Благодетеля, то не знали бы Его как наказывающего и судящего. Ведь и Бог радостнее, когда мы Его узнаем по милости, а не по гневу. Но есть люди очень неблагодарные и безрассудные, которые Бога вообще не вспоминают, когда Он одаривает и милует, а вспоминают лишь тогда, когда Он начинает их наказывать, карать – или болезнью, или смертью в семье, или неудачей и позором среди людей, или огнем, мечом, или землетрясением, наводнением или многими другими розгами и розгочками, которыми Он высекает непробудившихся, предупреждает неблагодарных, приводит в сознание отупевших и напоминает всем и каждому, что Он – Творец и Хозяин, Дародавец и Судия.

Вечером водворяется плач, а на утро радость. Эти слова означают еще, что ночь дается для плача и молитвы, покаяния и богоразмышления. Особенно для покаяния, а настоящего покаяния не бывает без плача. Ночью человек без помех рассуждает о делах своих, о словах и мыслях своих, и кается в том, что сделал против Закона Божия. Если ночью человек покаянно плачет, днем он будет радоваться, будет радоваться как новорожденный, как выкупанный, как избавленный от бремени греха. Если же он ночь проводит в грехах и безумном веселии, то день грядущий будет для него печальным и плачевным.

О, Господи Иисусе, Спасителю и Учителю наш, наказывай нас, но прости нас; высекай нас, но спаси нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

26 Октября. Поучение о бремени греха и избавлении

Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты (Пс.31:1)

От греха возникает страх и смятение, и немощь, и расслабленность, и помраченность ума. Грехом человек настраивает против себя людей, будоражит свою собственную совесть, собирает вокруг себя бесов и дает им оружие против себя. Грехом человек отделяется от Бога, удаляется от своего Ангела Хранителя, отгораживается от источника всякого добра. Совершенный грех означает объявление войны Богу и всем благим силам. Но это еще смешнее того, что осенний лист объявляет войну ветру. Однако происходит и такое, самое смешное, а именно: человек объявляет войну Богу! Само это объявление войны изначально означает поражение и гибель, если человек быстро не придет в себя, не покается и не обратится к Богу за помилованием. Ужасное положение грешника хорошо прочувствовал и сам на себе испытал великий царь Давид. Он чувствовал невыразимый страх и смятение, и расслабленность, и оставленность, чувствовал стрелы людские и стрелы бесовские. Но, осознав свое ужасное положение, Давид признал свой грех, пал в пепел пред Богом, слезами покаяния полил землю и воплями с болью, которая жгла, как огонь, умолил Бога Милостивого, чтобы простил его. И когда ему все было прощено, он почувствовал блаженство несказанное. Это блаженство души прощенной он не может словами высказать; он на основании своих переживаний в двух состояниях, то есть состояния греховного и состояния прощенности от Бога, лишь сообщает, утверждает и уверяет: Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты. Что составляет это блаженство? Свобода, мужество, радость несказанная, сила, мощь, ясность мысли, спокойствие совести, надежда на Бога, песня Богу, любовь к ближним и смысл Жизни! Одним словом, свет, радость, сила – вот те блаженства, которые избавленный от грехов чувствует здесь, на земле. А какие блаженства еще ожидают его на небе, не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1Кор.2:9).

О, Господи Боже наш, по милости Твоей безграничной прости нам беззакония и покрый наши грехи! Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

27 Октября. Поучение о том, как Ангелы сражаются за праведников

Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его [Господа] и избавляет их (Пс.33:8)

Ангел Господень будет сражаться за тех, кто боится Бога. Это много раз становилось ясно, что и записано, а также без числа раз, что не записано. Архангел Михаил ополчился за Иисуса Навина. Ангел сражался за царя Езекию праведного и за одну ночь уничтожил все войско халдейское. Сколько раз Ангелы посетили апостолов и мучеников христианских в темницах, и укрепили их, и развеселили? Для праведника утешение – то, что он знает, что Бог Всевидящ, и видит его беду; и Бог Всемогущ, и может его спасти от беды; и что Бог Премилостив, и хочет его спасти от беды. Пошлет Бог Ангела Своего светлого на помощь праведнику – и не праведник будет сражаться против тирана своего, а будет сражаться Ангел Божий вместо него. А если Ангел Божий ополчится, какое войско посмеет ему противостоять? Какое царство сможет с ним воевать? В предшествующем псалме пророк Давид говорит: Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила. Ненадежен конь для спасения...

Все это нисколько не помогает, если неправда союзничает всему этому. Как только один Ангел ополчится против всего этого, все это лопнет, словно пузырь на воде. Давид и сам был царем, и хорошо помнил, как когда-то из пращи убил Голиафа, исполина, до зубов вооруженного. Он многократно почувствовал помощь Ангела Божия. Поэтому он может с такой надежностью утешать притесненных праведников словами утешения и укрепления: Ангел Господень встанет за вас, о все боящиеся Бога и Ему служащие. И избавит вас Ангел Божий.

О, братья мои, не будем сомневаться в правдивости этих слов, а будем испытывать каждый день внимательно, как нас Ангел Божий оставляет с печалью, когда мы грешим, и как приходит нам на помощь с радостью и силой несказанной, когда мы каемся и у Бога милости просим.

О, Господи Боже, Создателю наш, Царю бесчисленных Ангелов, прости нас, спаси нас и защити нас Ангелами Твоими святыми. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

28 Октября. Поучение о том, как Господь хранит кости праведного

Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится (Пс.33:21)

Пусть не боятся праведники. Всевидящий Бог бдит над ними. А разве может Всевидящий что-то упустить или забыть? В день Воскресения Он соберет весь состав их телесный и со славою воскресит его. Гонители бросали тела мучеников в море или зарывали их в глубокие ямы, или оставляли в поле, чтобы их птицы поели. И Господь Промыслом Своим так управлял события, что эти святые мощи все-таки попадали в руки верных; и они обычно полагались в драгоценные ковчеги, над ними возводились храмы, от них исходила сила чудотворная. Так Бог желал, чтобы тем самым показать верным, во-первых, что Он хранит кости праведников, а во-вторых, что прославил их в Царстве Небесном, о чем и Церковь на земле извещается через чудесную силу прославленых тел их. Чудотворные мощи – это как предшествие общему и славному Воскресению праведников. И если даже кости некоторых праведников сожжены или раздроблены, разве это может быть препятствием для всемогущей силы Божией, чтобы их в день Воскресения из развеянного пепла вновь собрать и оживить? ...Но и волос с головы вашей не пропадет (Лк.21:18), – уверяет Спаситель. Если же под костями будешь понимать дела, то знай, что дела неправедных – как дым, а дела праведников крепки и прочны, как твердые кости. Бог их знает, и Бог их хранит, чтобы их как драгоценный жемчуг представить перед собором Ангелов и людей в День Тот.

О, Господи Всевидящий, Владыко и Хранителю праведников, умножи праведные дела наши Духом Твоим святым, без Которого ничто благое не может быть совершено. И спаси нас по милости Твоей, а не по делам нашим. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

29 Октября. Поучение о горах и безднах Божиих

Правда Твоя, как горы Божии, а судьбы Твои – бездна великая (Пс.35:7)

Горы правды Божией пересекают все дали времени и пространства, возвышаясь от земли до небес, и от облаков времен возносятся к безоблачной выси вечности.

А кто, как не святые, являются носителями правды Божией? Посмотрите, как они пересекают время и пространство! Рожденные во времени, они теперь ликуют в вечности; живя в вечности, они спускаются к нам во времени и помогают нам, как более сильные братья помогают более слабым братьям. На всех пяти континентах мира возводятся храмы в честь апостолов, мучеников и остальных угодников Божиих. Таковы горы правды Божией: невозможно их ограничить, невозможно их охватить, невозможно их измерить никакой мерой этого мира. Какие горы сравнятся с горами Божиими? Какие люди сравнятся с людьми Божиими? Какая слава сравнится со славой тех, кого Бог прославит? О, братья мои, будем радоваться правде Божией и будем веселиться горам высоким правды Божией!

Суды Твои – бездна великая. То есть: суды Промысла Твоего неизведанные, как бездна великая. Иова Ты выбросил на гноище, чтобы его прославить; Саула Ты возвел на престол, чтобы он сам себя скинул в пропасть. Милуешь Ты грешника и даешь ему обилие и здравие, чтобы он покаялся; бьешь Ты праведника, чтобы укрепить его в вере и надежде!

Церковь Твоя Святая – наивысшая гора правды Твоей, мать гор многих. Церковь Твоя Святая, Боже, испытывает суды и пути Твои, и мудрость ее велика и сладка, словно улей, наполненный медом.

Господи, прогони тучи злобы из сердца нашего, чтобы познали мы суды Твои и видели пути Твои. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

30 Октября. Поучение о гнойных ранах греха

...Смердят, гноятся раны мои от безумия моего (Пс.37:6)

О ранах греха говорит пророк, который и сам прежде грешил и в себе самом прочувствовал весь смрад греха. Но насколько видна из этого признания нечистота былых грехов, настолько же видна и позднейшая чистота кающегося. Ибо пока человек идет по загноенному пути греха, он не чувствует удушающего смрада греха, а лишь когда от этого пути удалится и пойдет по чистой стезе праведности, начинает замечать неописуемую разницу между чистотой и нечистотой, между путем добродетели и путем порока. Представьте себе чувства человека, проведшего ночь в смрадной и удушливой корчме, а наутро оказавшегося в саду роз. Там смрад и яд, унижение души и тела, ярость и раздор, мучение себя и других; здесь большое Божие солнце над головой, прекрасные цветы вокруг, свежий воздух и благоухание, тишина и здоровье. А еще большая разница между путем греховным и путем Божиим.

...Смердят, гноятся раны мои... – так описывает великий царь свое греховное прошлое. Ничто не смердит так, как грех; ничто не гноится и не распространяется так, как грех. Смрад телесных ран лишь в некоторой степени напоминает невыносимый смрад грешной души. Поэтому от такой души удаляется всё святое. Чистые духи небесные прячутся от нее, зато нечистые адские духи ищут с ней общения. Каждый новый грех – новая рана на душе, каждый грех – гной, и каждый грех – смрад. Но отчего приходят грехи? ...От безумия моего, – объясняет пророк. Ум, выброшенный из своей Божественной колеи, наводит человека на грех. Пока ум не очистится, не может человек очиститься. А мы имеем ум Христов, – говорит апостол (1Кор.2:16), то есть имеем ум, возвращенный снова в ту колею, в которой был ум Адама до греховного смрада. Поэтому, братья, все православное учение о подвижничестве направляет внимание на одну основную точку – на ум человека, на очищение и исправление ума.

О, Господи Иисусе Христе, Чистото и вечный Источниче чистоты, помоги нам отбросить безумие наше; помоги нам умствовать по уму Твоему. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

31 Октября. Поучение о грехах языка

Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим... (Пс.38:2)

Грех языка – самый частый и самый скорый грех. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, – говорит апостол Иаков (Иак.3:2). Когда кающийся пойдет путями Божиими, то есть когда начнет жить по заповедям Божиим, пусть он трудится прежде всего, чтобы языком не согрешить. Такое правило установил для себя и кающийся Давид. Он решил особенно, что будет молчать перед противниками своими: Буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Вот прекрасное правило для тех, кто от греха лечится. Когда его обвиняют, он молчит; когда на него клевещут, он молчит. Воистину, а что проку, если говоришь разъяренному неправеднику, который Бога не имеет пред собою? Если ему о зле станешь говорить, то еще больше его разозлишь; если же о добре, то сделаешь его хулителем святого. Христос перед Пилатом молчал. «Мне ли не отвечаешь?» – говорил ему Пилат. А что отвечать тому, кто не имеет ушей, чтобы слышать, и разума, чтобы понять? Видите ли, молчание праведника перед неправедным может лучше всего воздействовать на неправедного. Оставленный при возможности самому толковать молчание праведника, неправедный может его истолковать на пользу душе своей, тогда как любой ответ – белый или черный – он будет толковать во зло и в осуждение другому, а в оправдание себе. Блажен тот, кто научится языком своим управлять.

О, Господи Иисусе Христе, Боже наш, показавший нам Своим примером, когда и как следует говорить, Ты показал нам Своим примером, когда и как следует молчать. Помоги нам Духом Твоим Святым, чтобы мы не грешили языком. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.


Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/ Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.2. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с.

Комментарии для сайта Cackle