Источник

Ноябрь

1 Ноября. Поучение о душе, жаждущей к Богу

Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие! (Пс.41:3)

Когда только искра любви к Богу вспыхнет в сердце человека, пусть человек ее не гасит, а позволит разгораться – и увидит чудо. Разгорится та искра в факел света невиданного. И свет, и тепло ее будут очень велики. При свете любви к Богу человек в этом мире будет чувствовать себя как во мраке; а от тепла ее почувствует неутолимую жажду духовную – жажду Бога, приближения к Богу, созерцания Бога. Боголюбец Давид сравнивает жажду эту с жаждой лани, которая бежит к источнику водному. Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому. Разве не тленно все вокруг нас? Разве не превращается все быстро в прах? Мы хватаемся за тени; мы обнимаем мертвецов. Завтрашний смрад мы сегодня оплачиваем золотом и серебром, а подчас и честью и совестью, а иногда и жизнью – смрад завтрашнего дня! Это не любовь, а скотская похоть. Большая душа ищет предмет, достойный любви, ищет предмет, не подверженный разрушению, распаду, обезображиванию и тлению так, как преходящие тела. Поэтому царь-боголюбец и подчеркивает: ...к Богу крепкому, живому. Ибо кто же воистину крепкий и живой, как не Бог? Бог даровал крепость и жизнь также Ангелам и святым Своим, но все это Его и от Него. ...Когда приду и явлюсь пред лице Божие! Вот жажда неодолимая настоящей любви к Богу. Пусть устыдятся все те, что говорят, будто бы верят в Бога и любят Бога, хотя уже сама мысль о смерти, об уходе из этого мира доводит до безумия.

О, Господи Боже наш, Святый, Крепкий и Живый; Источниче святости, Источниче крепости, Источниче жизни, освети нас и зажги любовью к Тебе. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

2 Ноября. Поучение о повествованиях давних и новых о чудесах Божиих

Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние (Пс.43:2)

Так царь Давид говорит от имени народа своего. И перечисляет царь некоторые великие дела, которые Бог соделал для народа израильского. Обо всех этих делах и мы, братья, услышали из Священного Писания. Да и о скольких и каких еще, которые Давиду неизвестны, поскольку были после него! Разве в дополнение к тому, что Давид слышал, мы не слышали о несравнимо больших и более чудесных делах Божия Промысла и Божия человеколюбия? Сын Божий воплотился от Пречистой Девы и жил как человек среди людей, мудрость излил, чудеса совершил, смерть умертвил, дьявола посрамил, силу дал последователям Своим. Об этом не слышал Давид, а мы слышали, ибо нам это сообщили наши духовные Отцы – апостолы и евангелисты, мученики и праведники и все по порядку святые от времен тех, дней давних, до дня нынешнего. И это не только они нам сообщили, но и Дух Божий ежедневно являет через Церковь Святую, через благодатные Таинства, через чудеса многочисленные и бесчисленные. Вот нам повод для великой радости, но и для великого страха. Ибо нам дано много, а потому и с нас много спросится. Нам дано духовных благ больше, нежели всем тем, кто жил до Христа – больше мудрости и знаний, больше славы Божией и силы, и больше, намного больше, примеров Божией любви к человеку и человеческой любви к Богу. Так вот, богачи из богачей, спросите себя, что вы за все это дали и даете Богу. Постарайтесь, следовательно, чтобы не устыдиться на Суде Божием. Как сон, пролетают наши дни на земле, и скоро пролетят все. И скоро глас трубы Ангельской созовет все народы и всех людей на Суд Божий Страшный. Постарайтесь, чтобы не устыдиться. Ибо вы не сможете оправдаться: дескать, мы не знали, мы не имели... Вы знаете, имеете больше откровений, чем Давид и Соломон. И спросится с вас больше, чем с них.

О, Сыне Божий, Великий и Чудный Господи Боже и Спасе наш, напоминай нам каждый день и каждый час о Крови Твоей Святой, пролитой за нас. Чтобы не забывали мы, Господи, и чтобы навечно осуждены не были. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

3 Ноября. Поучение о боговдохновенном сердце и языке

Излилось из сердца моего слово благое... язык мой – трость скорописца (Пс.44:2)

Вот оно, вдохновение Духом Святым! Пророк желает говорить о Христе Господе – и сердце его наполняется силой и мудростью. Оттого он не говорит: «сказало, или произнесло, сердце мое слово благое», а говорит: «излилось...», как будто о части своего сердца, вышедшего наружу, – подобно струе воды из переполненного источника. Буйная вода накопляется в тесноте подземной, и когда оказывается у отверстия родника, то изливается мощными струями. Так и в сердце пророка, когда он желает говорить о Христе. Такова сила благодати, накопленной в сердце человеческом. Если не проявится она в мощных словах, либо если не проявится в чудотворных делах, то будет внутри в человеке светить и чудеса творить. А когда она исходит в словах, то язык пророка становится как трость, как перо писателя-скорописца. Ибо тогда не нужно мучиться, чтобы сложить мысль, ни чтобы ее облечь в убранство слов – благодать сама прибывает на язык с готовыми мыслями и словами.

Откуда такая сила в человеке? От Бога Духа Святого. Почему это такая сила? Потому что пророк желает говорить Царю о Самом Царе: изложу я дела мои царю. Дело и слово здесь отождествляются, как это часто бывает в Священном Писании. Где Дух говорит, там и действует; и где Он действует, там и говорит. Сильнее всего Он говорит через дела. Пророк получает от Христа Царя и отдает Христу Царю. Он говорит воодушевлением любви к Спасителю мира, говорит от сердца, наполненного воодушевлением Божественной любви. Из глуби времен он видит воплощенного Сына Божия, и сердце его играет от радости. Как у измученного путника ночью, когда он увидит прекрасную зарю с востока!

О, Господи Боже Душе Святый, не лиши и нас благодати Твоей святой и сильной, чтобы могли мы очиститься от греха и удостоиться Царства Христова. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

4 Ноября. Поучение о красоте Христовой, что превыше всякой красоты

Ты прекраснее сынов человеческих. (Пс.44:3)

Священное Писание не придает особого значения телесной красоте, как и вообще всему бренному. Поэтому каждый читатель Священного Писания должен быть достаточно внимательным и мудрым, и уметь похвалу телесной красоте перенести на дух и духовные ценности. Несомненно, что красота духовная придает какую-то удивительную притягательность даже самому нескладному телу, тогда как уродливая душа делает отвратительным даже самое складное тело. Пророк Давид, изливая слово благое, говорит Царю своему, Христу Господу: Ты прекраснее сынов человеческих...

Господь Сам Себе создал телесное облачение таким, какое Он хотел. Если бы Он хотел явиться в мир как телесно самый прекрасный человек среди всех сынов человеческих, Он это мог бы сделать. Но в Евангелии нет и упоминания о том, что Он телом Своим привлекал людей к Себе и телесным строением воздействовал на людей. Сам Он сказал: Плоть не пользует нимало (Ин.6:63). Значит, ясно, что Давид говорит не о телесной красоте Царя Христа, а красоте Его духовной, Божественной. Это, кстати, вполне понятно из последующих слов Псалмопевца: благодать излилась из уст Твоих. Значит, непревзойденная красота Сына Божия заключается не в форме, очертаниях уст Его, а в потоке благодати, которая из уст Его изливается. ...И мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему (Ис.53:2), – говорит опять же о Христе пророк Исаия. И как согласуется сказанное Исаией с тем, что говорит Давид? Полностью согласуется. Давид говорит о внутренней красоте Христа, а Исаия – о Его внешне униженном виде. Исаия хочет сказать: мы видели Его не как царя или богача, а как Слугу и Страдальца.

О, Господи Иисусе Христе, Ты для нас прекраснее всех людей и Ангелов – слава бессмертной и непреходящей красоте Твой. Молимся Тебе: исправи, Господи Благий, исправи безобразие душ наших, изуродованных грехом. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

5 Ноября. Поучение о красоте дочери Царя

Вся слава дщери Царя внутри...(Пс.44:14)

Церковь Божия – дочь Царя. Какой бы ни была она внешне бедной, и невзрачной для телесного глаза, и гонимой, и униженной, однако внутри она исполнена царского сияния и красоты. Царь предопределяет красоту царской дочери, Тот, Кто прекраснее сынов человеческих. Церковь Божия – как облачение Христово: Христос живет в ней. Никакая внешняя красота не может сравниться с красотой внутренней, то есть с красотой Христовой.

Пресвятая Богородица – дочь Царя, в одежду золотую облаченная и вышивкой украшенная. Это добродетели души Ее. А что под одеждами понимаются добродетели, нам ясно из притчи о браке Сына Царского. Человек, одетый не в брачную одежду, был изгнан с пира царского и наказан (Мф.22:11). Истина веры в Бога – вот одежда золотая Девы Пресвятой, а девство, кротость, милосердие, святость, молитвенность, преданность воле Божией и все остальные добродетели – как вышитые узоры на этой золотой одежде. Но всю красоту Ее составляет Христос Господь, сокрытый в Ней и рожденный из Нее.

И душа каждого верного христианина – как дочь Царя. Вся красота души такой во Христе и от Христа, Который внутри в душе. А вот душа без Христа, Солнца Правды, находится во мраке, не имея лица и красоты, как была бы вся вселенная, не имеющая лица и красоты без солнца материального.

О, Господи Великий и Благий, Боже наш Истинный и Промыслителю наш человеколюбивый, помоги нам облечься в одежду добродетели, чтобы не оказаться нагими на Суде Твоем Страшном. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

6 Ноября. Поучение о явном Пришествии Бога

...Грядет Бог наш, и не в безмолвии...(Пс.49:3)

Звание воеводы – не то же самое, что звание судьи. Воевода перед противником не появляется сразу, а предоставляет противнику судить о нем как угодно; ибо для воеводы главное – победить. Судья же сразу появляется перед теми, кого должен судить. И звание учителя – не то же самое, что звание судьи. Для учителя главное – научить своих воспитанников; поэтому он многократно спускается на уровень своих воспитанников и обращается к ним как друг их. Судья же от начала и до конца должен быть перед теми, кого судит, лишь в качестве судьи, и никаком ином. И звание врача – не то же самое, что звание судьи; причем разница между ними выявляется так, как и в предыдущих двух случаях. Братья, Бог явился миру в теле человеческом; Он явился как Воевода, как Учитель, как Врач. Но еще не явился как Судия. В первом случае Он не объявил о Своем наивысшем достоинстве, а предоставил противникам, воспитанникам и больным судить о Нем так, как знают; Кто имел здравое суждение, тот мог узнать Его как Бога, скрытого в теле, и по словам, и по делам, и по человеколюбию, и по знамениям небесным при Его Рождестве, при Распятии, при Воскресении и Вознесении. У кого же ум помрачен какой-то злобной страстью, тот не мог Его узнать и как Бога признать. Но когда Он придет как Судия, тогда Его никто уже не спросит ни «Ты ли это?», ни «Кто Ты?», а в тот момент все будут знать, что это действительно Он. Ангелы будут пред Ним трубить; на Небесах будет сиять Крест Его, пред Ним огонь разгорится, а вокруг Него буря великая будет видна. Тогда и верный и неверный, и праведный и неправедный, посмотрят и узнают Судию. И тогда будут радоваться только те, кто узнал Его как Бога – и в пещере, и на Кресте. Они будут воистину радоваться, ибо в Судии узнают Того, под Чьим началом воевали, у Кого учились и Кем излечены были.

О, Спасителю Преславный, помилуй нас и исправи нас до Второго Пришествия Твоего. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

7 Ноября. Поучение об удалении от мира и обитании в пустыне

Далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне (Пс.54:8)

Братья, от кого удалился бы пророк в пустыню? От злых врагов, от страстей и от суеты. Почему бы он удалился в пустыню? Потому, что это способ победить злых врагов, страсти и суету мирскую. За пустыню мало кто борется, поэтому он бежал бы в пустыню. Люди борются за города и земли, за власть и богатство, а не за пустыню. И внутренние враги человека, страсти да разные виды суеты, в городах непрестанно подогреваются новым огнем, тогда как в пустыне они угасают и исчезают. И смертные ужасы напали на меня, – говорит пророк перед этим. Это также причина, чтобы в пустыню удалиться. Нужно душу свою приготовить для иного мира, для встречи с Богом. Даже царь не может ни спастись от смерти, ни избежать суда. Живя в роскоши и веселии непрестанном, человек воистину становится как усыпленный напитками этого мира. Но вот, среди роскоши и веселия, мысль о смерти встряхнет его и пробудит. Ах, придется умереть! Придется оставить этот мир! Придется стать пред Богом и пред Ангелами! А где же моя душа? Где мои дела? С чем я пойду из этого мира и с чем приду в мир иной? Тысячи и тысячи тех, кто пробужден такими вопросами ото сна греховного, кто удалился в пустыню, чтобы день и ночь очищать душу свою и очищать сердце свое покаянием, молитвой, постом, бдением, трудом и остальными опробованными средствами, с помощью которых человек убивает страх перед смертью и усыновляется Богу.

О, Господи Иисусе Христе, Наставниче наш Премудрый и Преблагий, некогда и Сам удалявшийся от людей в уединении, помоги нам привести в порядок душу свою и приготовиться для Царства Твоего пресветлого. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

8 Ноября. Поучение о сердце, приготовленном для Бога

Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое... (Пс.56:8)

Блажен тот, братья, кто может сказать так Господу своему! Блажен тот, чье сердце полностью готово, чтобы исполнять волю Божию. В этом и есть приготовленность сердца человеческого – чтобы радостно исполнять волю Божию и не смущаться никакими своими помыслами и желаниями. Кающийся Давид сначала исполнял свои грешные помыслы и желания – и был как лодка в бушующем море. Но когда он увидел, что буря потопит его, то обратился к Богу с великим покаянием и плачем и предал лодку жизни своей целиком в руки Божии. Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое!.. – восклицает он с большим миром душевным, ибо знает, что отдал лодку свою в руки самого опытного Кормчего. Бушует ли буря, налетают ли ветры и волны, он не боится, поскольку уверен, что его лодку ничто не может разбить и что он мирно приплывет к тихому пристанищу своему. Готово сердце – это значит, что сердце очищено от гордыни и смиренно пред величием силы и мудрости Божией. Готово сердце – это значит, что сердце освобождено от всех желаний и мечтаний мирских, а наполнено только стремлением к Богу и любовью к Богу. Готово сердце – это значит, что сердце излечено от всех беспокойств, забот и страхов, что оно успокоено и ободрено присутствием благодати Божией. ...Буду петь и славить... Буду славить Тебя...– так продолжает Псалмопевец. И это показывает, насколько воистину сердце его готово. А именно: он не гордится царской славой своей, а приписывает ее Богу. Он унизился пред Богом до ничтожности, и вся сладость для него в том, чтобы величать и прославлять Бога. Его личная слава дает ему только повод для прославления Преславного Бога его.

О, братья мои, постараемся, чтобы и наши сердца были как можно скорее готовы пред Богом – готовы слышать Слово Божие, готовы исполнять волю Божию, готовы прославлять Бога Живого.

О, Господи Боже, Создателю наш бессмертный, помоги нам приготовить сердца наши, чтобы они были сосудом благодати Твоей животворной. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

9 Ноября. Поучение о ревности по доме Божием

...Ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня (Пс.68:10)

Небеса – дом Божий. Церковь Божия – дом Божий. Тела верующих людей – дом Божий. Где Бог, там и дом Божий; а где дом Божий, там святыня. Лишают люди святыню Божию святости – и царственный пророк сердится, и горит от ревности. Все оскорбления святыни Божией он принимает на себя, и оскорбления эти падают на него как огонь, который все больше воспламеняет его в ревности. Люди лишают святости Небеса, когда не верят и отрицают то, что Сам Бог людям открыл ради спасения их. Когда люди противятся истине, либо когда извращают истину еретическим способом и своевольно судят по телесному разуму своему о Христе Господе, либо когда сомневаются в Ангелах и святых, и в Суде, и в бессмертном Царстве Христовом, и в вечном наказании нераскаянных грешников – во всех этих и подобных случаях люди по-разбойнически нападают на дом святыни Божией, относясь неподобно к Церкви Божией, небрежно к устроению церковному, лениво к предписаниям церковным, злобно к служителям церковным. И тогда разгорается ревность по святыне дома Божия в сердце праведном и набожном. В конце концов, и унижение тела человеческого, предание страстям, служение грехам, воровству, убийству, грубости, пьянству и иным дурным делам – все это нападения на святыню дома Божия, все это богохульство и человекохульство. И опять ревность ревнителя святыни усиливается и сияет перед людьми как небесное пламя. О, братья мои, давайте будем брать пример с ревности Христовой по отношению к святости дома Божиего (Ин. 2:17), с ревности апостолов и святых отцов Церкви нашей Православной. Давайте будем ревновать о спасении нашем более, чем дьявол ревнует денно и нощно о погибели нашей.

О, Господи Иисусе Христе, Образец ревности о святыне, дай нам искру ревности Твоей, чтобы мы, ревнуя, уподоблялись Тебе и спаслись Тобою. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

10 Ноября. Поучение о молитве Богу, чтобы спас душу от праха

Извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне (Пс.68:15)

Прахом, братья, облачена душа наша, и колесница из праха дана в пользование душе нашей. Не утонуть бы душе нашей в прахе! Не погрязнуть бы ей в прахе! Живой искре не угаснуть бы в могиле из праха!

Весьма пространно поле из праха земного, которое привлекает нас к себе, но еще более пространно безграничное Царство духовное, которое душу нашу называет сродницей своей. По телу, праху, мы на самом деле родственны земле, а вот по душе мы Небу родственны. Мы – обитатели недолговечных хижин, солдаты во временных шатрах. Господи, извлеки меня из тины... – молится царь кающийся, который прежде подчинялся праху, пока не увидел, что прах затягивает в пропасть погибели. Прах – это тело людское с его похотями; прах – и все злобные люди, которые противостоят праведникам; прах – и бесы с их устрашениями. Да спасет нас Господь от всего этого праха. Единственно Он это может.

А мы постараемся прежде всего увидеть врага в себе самих – того врага, который является союзником врагов своих против самого себя, несознательно и невольно. Праведник же хорошо укрепил душу свою в Боге и Царстве Божием, так что не боится; не боится, во-первых, себя, а также не боится и других врагов своих – не боится потому, что он не стал ни союзником, ни сообщником врагов души своей. Так что ему не могут ничего худого сделать ни люди, ни бесы. Если Бог – союзник его, и Ангелы Божии – защитники его, то что может сделать ему человек, бес и всякий прах?

О, Господи Боже наш, Триипостасный и Единый, душу живую вдохнувший во прах нашего тела, спаси нас по милости Твоей, да не погрязнем. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

11 Ноября. Поучение о славе Имени Божия

...И благословенно Имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь (Пс.71:19)

Из сердца пророка, наполненного благодатью, исходят слова благодатные. О Царе и Сыне Царя говорит пророк, о самом необыкновенном Царе из всех когда-либо появлявшихся на земле. ...Будет имя Его (благословенно) вовек, – сказал пророк ранее; но как бы недостаточно того, что сказал, и сейчас, повторяя, добавляет: имя славы Его. Слава Христа – Церковь Христова. Благословенна Церковь Его Святая – плод трудов Его, венец унижения Его, дело рук Его, цветок из крови Его! Благословенно и само имя Церкви Его, Святой и спасоносной! И наполнится Церковью Его, то есть делом Его и славой Его, вся земля. Словом вовек пророк предсказывает бессмертие дела Христова, то есть Церкви Его. Она будет во времени созидаться и в вечности проявится. Созидаться будет до конца времен, и проявится целиком в вечности.

О, братья мои, постараемся и мы душою войти в Церковь Христову, в то живое и бессмертное тело, жизни которого нет конца и красоте которого нет названия. Постараемся не быть отвергнутыми, как непригодные и ненужные камни, и брошенными в бездну вечного мрака.

О, Господи Иисусе Христе, Царю и Сыне Царя, впиши и нас в книгу бессмертных и помяни нас во Царствии Твоем Небесном. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

12 Ноября. Поучение о желании Бога – единственном желании праведника

Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле (Пс.72:25)

И на Небе, и на земле есть одно верховное благо для души пробужденного человека. Это благо – Бог. Без числа благ имеется на Небе, но Царь Небес – благо наибольшее. Без числа благ имеется на Небе, но Творец этих благ вне всякого сравнения. Поэтому душа пробужденного человека и спрашивает: что я могу иметь и чего я могу искать на Небе и на земле, кроме Тебя? Нужен ли ручей тому, кто приведен к источнику напиться? И оглядывается ли на пастушеский ужин тот, кто сел за царскую трапезу? Бог достаточен Сам по Себе, чтобы утолить голод и жажду человека. Небеса суть Божии, и земля есть Божия. Хозяин всех благ – наивысшее благо; Творец всех услад – наибольшая услада; Носитель всей мудрости – наибольшая мудрость; Источник всякой силы и милости – наибольшая сила и милость; Создатель всей красоты на Небе и на земле – наибольшая красота.

Никакое благо не может человеку прийти на ум, ни наяву ни во сне, чтобы такого не было у Бога, причем в самой высшей степени.

Поэтому, братья мои, давайте просить Бога, чтобы получили мы все; давайте искать Бога, чтобы нашли все; давайте обогащаться Богом, чтобы стать богатыми во всем.

О, Господи Боже наш, приблизься к нам, когда души наши тебя ищут. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

13 Ноября. Поучение об уверенности праведника, что не умрет

Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни (Пс.117:17)

Кто может сказать: Не умру? Тот, кто держится Живого Господа. Кто может уверенно утверждать: Но буду жить. Тот, кто видит Живого Господа перед собой. Енох и Илия не умерли, но были взяты в Жизнь Бессмертную. Господь их взял по милости Своей и для доказательства людям Жизни Бессмертной. Христос Господь умер и воскрес по силе Своей и для доказательства людям Воскресения из мертвых. Апостолы и святые умерли, но многие из них явились с того света по человеколюбию своему для доказательства людям Жизни Вечной. Так же и те, кто был взят и кто умер, живут с воскресшим Господом Христом в Царстве Бессмертном. Не умру, но буду жить, – говорил царь Давид с большой уверенностью, жил он на земле до Воскресения Господня и объявления общего Воскресения праведников. Еще с большей уверенностью каждый из нас, христиан, должен говорить так: Не умру, но буду жить. Ведь основание нашей веры – воскресший Господь; и глаза наши видели, и уши наши слышали намного более, чем глаза и уши царя Давида. После Креста Христова дьявол стал как дым; а после Воскресения Его смерть стала как туман, сквозь который видится солнцем залитое поле бессмертия. Блажен тот, братья, кто удостоится жить и возвещать дела Господни!

Господи Живый, оживи нас и спаси нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

14 Ноября. Поучение о призвании всех христиан быть святыми

...Находящимся в Ефесе святым.(Еф.1:1)

Святыми называет апостол христиан, находящихся в Ефесе. Он называет святыми не одного или двоих из них либо некую часть их, а всех. Не великое ли это чудо Божие, чтобы люди не в пустыне, а в городе, причем в городе идольском и испорченном, были святые? Да чтобы святыми были люди семейные, которые детей рожают, которые торгуют и обычными делами занимаются?! А такими воистину были первые христиане. Их преданность, верность и ревность в вере, а также святость и чистота жизни, вполне давали право называться святыми. Если в последние времена святые составляют исключение, то в те первые времена несвятые составляли исключение. Святые же – правило. Кстати, не следует удивляться, что апостол называет все крещеные души в Ефесе святыми, еще и потому, что у него есть еще более возвышенное именование для всех христиан: сыны, сыны Божии (Гал. 4:6). Право так именоваться дал нам и Сам Христос Господь, когда нас научил, чтобы обращались к Богу: Отче наш!

А не говорим ли мы, братья мои, Богу ежедневно: Святый Боже? Не называем ли Ангелов святыми? Не называем ли Матерь Божию святой? И пророков, и апостолов, и мучеников, и праведников? Не называем ли Небеса святыми и Царство Небесное святым? Ведь кто может вселиться в Царство Святое, кроме святых? Если мы имеем надежду на спасение, то имеем надежду и на святость.

О, Боже Святый, в святыне пребывающий, среди святых почивающий, святых к Себе призывающий и милующий, помоги и нам освятиться – в словах, в помышлениях и делах. Во славу Твою и во спасение наше. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

15 Ноября. Поучение о воле Божией, чтобы все христиане были святыми

... Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви...(Еф.1:4)

Единая Церковь учит и показывает, что прежде всего был план мира, а затем сотворен мир. Этот план был в мудрости, воле и силе Божией. В этом плане и мы, христиане, как Церковь Божия. Бог нас по этому плану избрал до создания мира для святости и правды в любви. Заранее избрал нас Бог и усыновил через Него. – Через Кого? Через Господа Иисуса Христа. Ибо такие, какие мы есть для Бога, это мы для Него через Иисуса Христа. А без Иисуса Христа человек не имеет никакой связи, никаких отношений, никакого родства с Богом. И наше избрание и усыновление, значит, было через Господа нашего Иисуса Христа. Бог избрал нас, Церковь Свою святую, по благоволению воли Своей, как некогда избрал Израиль из всех народов на земле. Пусть никто не говорит: это избрание Божие уничтожает свободную волю человека, и христианин не имеет заслуги в том, что он христианин, а язычника нечего осуждать за то, что он язычник. Нет, это совершенно ошибочное толкование. Ведь избрал Бог некогда Израиль, но в Израиле одни погибли, а другие спаслись. Избрал Он и Церковь Свою святую, призывая в нее все народы и всех людей. Однако то, спасутся ли избранные и призванные, и кто из них, зависит не только от Божия выбора, но и от воли и усилий человеческих.

О, Боже Вечный, Создателю наш, избравший нас для спасения до того, как создал нас, помилуй нас и спаси нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

16 Ноября. Поучение о Христе как Главе всех святых

...Дабы все небесное и земное соединить под главою Христом (Еф.1:10)

Грех обезумливает, грех обезглавливает. Человек, погрязший в грехах и пороках, подобен курице, которой отрубили голову, и она, умирая, судорожно дергается и прыгает туда-сюда. Весь языческий мир до Христа представлял собой обезглавленную массу, которая в судорогах умирает. Христос же соединил отрубленную голову с потемневшим туловищем и оживил тело рода человеческого. Он – Глава Небесного воинства, и таковым Он никогда не переставал быть. А как Творческое Слово Божие Он был изначально также Главой всего созданного видимого мира, особенно рода человеческого. Но грехом, как мечом, отделил грешный Адам туловище от Главы. Воплотившись на земле, Господь примирил Небо и землю, спустив Небо к земле и подняв землю к Небу, и все поставив под Свой разум, под Свою Главу. Через Христа мы примирены со Святой Троицей, и с Ангелами Божиими, и друг с другом, и с сотворенной природой вокруг себя. Найдена утраченная Глава, и все устроилось гармонично под Ней.

Мы разум Христов имеем, – утверждает апостол. Что есть голова у телесного человека, то есть разум в человеке духовном, внутреннем. Если мы Христовы, значит, должны Христом как Главою мыслить и судить – обо всем только Им и через Него мыслить и судить. А мысля и судя Им, мы будем чувствовать себя как органы одного тела с остальными людьми и с Ангелами – одного тела, Глава которого Христос. Оттого разгорается любовь наша по Богу, и укрепляется вера наша, и светлеет надежда наша. Только спящее тело не чувствует связи с головой своей. Давайте пробудимся, братья мои, пробудимся вовремя.

О, Господи Иисусе Христе, Главо наша Всеумная, соедини нас с Собою. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

17 Ноября. Поучение о наследниках Царства через Христа Господа

В Нем мы и сделались наследниками.(Еф.1:11)

Все от Господа Иисуса Христа, все через Господа Иисуса Христа, все Господу Иисусу Христу. Без Него мы не имеем правильной связи и нормального общения ни с Богом, ни с людьми, ни с другими созданиями. Он – Глава наш, Он – Ум наш. Через Него и мы наследниками стали. Наследниками чего? Царства Божия. Почему в Новом Завете христиане часто называются наследниками? Наследие всегда связано с чьей-то смертью. Когда один умирает, тогда другой наследует. Христиане еще в этой жизни становятся наследниками, поскольку в них умирает ветхий человек, а на его место приходит, как наследник, новый человек. Кто остается жить, тот и наследует. Когда тело умирает, душа остается жить; значит, душа и наследует все то, что человек в теле собрал – будь то добрые дела во спасение, будь то плохие дела в осуждение. Через Господа Иисуса Христа нам предоставляется и то наследие, которым и Сам Господь пользуется, то есть бессмертное Царство Божие. Это Царство мы унаследуем, когда оставим царство земное; когда умрем для земли, унаследуем небо; когда расторгнем союз с дьяволом, будем сонаследниками Христовыми. О, братья мои, подумайте, сколь богатое наследие нас ожидает! Только бы мы не продали его так дешево, как Исав свое старейшинство!

О, Господи Иисусе Христе, Боже наш и Спасителю наш, милостив буди нам до конца и спаси нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

18 Ноября. Поучение о возвышении человека через Христа Воскресшего

...Превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги...(Еф.1:21–22)

Вот высоты, до которых Бог возвысит существо человеческое! Ибо здесь речь идет не о Божественной природе Христа, а о человеческой; речь идет не о вечном Слове Божием, а о человеке Иисусе, Которого Бог воскресил из мертвых и возвысил не только надо всем этим видимым и смертным миром, но и над невидимым и бессмертным – превыше всех Ангельских чинов и небесных Властей, превыше всей явленной и неявленной чудесной иерархии небесной, превыше всякого существа сотворенного, известного и неизвестного, и превыше всякого имени в обоих мирах, материальном и духовном. Видите ли, братья, как преславный Творец наш исполнил Свое обещание, которое дал Адаму, изгнанному из Рая, и еще яснее повторенное Аврааму, и еще намного яснее повторенное через пророков и Давида! Видите ли, как Господь Саваоф начал прославлять род человеческий, прославив человека Иисуса, в Котором была воплощена божественность Бога Сына Божия? Как Первенца Славы первым Его прославил, а затем по порядку всех тех, кто причислен к Нему и благодатью Духа Святого для вечной славы назнаменован и в Книгу Жизни вписан. Не случайно Церковь поет Матери Божией: Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим... Где Воскресший Господь возвысился, там возвысилась и Его Пресвятая Богоматерь, как и апостолы Его святые, по слову Его Отцу Своему Небесному: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною... (Ин.17:24).

Таков неоценимый результат сошествия Бога на землю. Таков несказанный плод страданий Его.

О, Господи Иисусе Христе, Спасителю наш, равный только Отцу Своему и Духу Святому, помоги нам окончательно выбраться из преисподней смрадных грехов и безумия чувственного. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

19 Ноября. Поучение о Главе Церкви и Теле Христовом

...И поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его...(Еф.1:22)

Обезглавленое человечество возглавилось Господом Иисусом, Воскресшим из мертвых. Отделенное от Главы тело начало прирастать ко Главе своей, часть за частью, член за членом. Тело – не все люди, а лишь верующие во Христа Господа; позваны все, но только отозвавшиеся принимаются под Главу. Отозвавшиеся составляют тело, которое называется Церковь, и Глава которой – Господь. Поэтому как воскресший и прославленный Человек Иисус возвышен Святой Троицей над всеми и всем на земле и на Небе, так и Церковь Его, Тело Его, будет возвышена до Главы Своей, то есть над всеми и всем. Вся Церковь вместе с Главой Своим будет стоять одесную Святой Троицы, ибо где Глава, там и Тело. До такой высоты, величия и славы будут возвышены все искупленные и раскаявшиеся грешники, некогда противники Божии, заблудшие, как блудный сын и обезглавленные, как смерти преданные тела, а теперь усыновленные Христом да из-за Христа и облеченные в красоту Божественной жизни и Божественного сияния. Потому что, братья, великое дело – воплощение Сына Божия на Кресте, и Его страдания нас ради. Его пришествие на землю принесло огромное изменение в судьбе людей и в смысле всех вещей. Он все изменил и все сделал новым. Поэтому, братья, давайте будем жить и вести себя не так, как человек ветхий, а так, как человек новый – давайте будем жить не по греху, а по правде, давайте вести себя не по телу, а по духу. Чтобы таким образом удостоиться той высоты, величия и славы, к которым мы Главою нашим призваны.

О, Господи Иисусе, Глава Святая Церкви Святой, удостой нас вечно быть членами Тела Твоего пречистого! Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

20 Ноября. Поучение о темных путях человечества до Христа и без Христа

...В которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления...(Еф.2:2)

Это всегда один и тот же путь – путь в пропасть. По обычаю мира сего – значит, по устремлению греховному; по воле князя, господствующего в воздухе – значит, по воле старейшины тех демонов, которые в воздухе обитают; духа, действующего ныне в сынах противления – значит, так, как теперь живут богопротивники и богоборцы, жили все люди до пришествия Христа, включая и тех, которым апостол адресует послание. Братья, что это за воля князя, господствующего в воздухе? Это действия злых духов, которые непрестанно находятся и движутся в воздухе. Они делают воздух тлетворным, и они останавливают души усопших, которые направляются к Небу. Они соблазняют дух человека на всякое зло; они его возбуждают ко всякому греху; не принуждают – ибо не имеют на то силы, а только соблазняют и возбуждают. На язычников они воздействовали более сильно и непосредственно, чем на народ израильский. На язычников они было напали так, как рой мух на падаль, а на Израиль воздействовали издалека, соблазняя и возбуждая. Дело в том, что они находились далее от Израиля из-за Имени Божия, которое там хранилось и произносилось. Христос Господь их всех победил и вырвал у них ядовитые жала, так что остались они лишь как пустые пугала, как жалкие неустойчивые тени, которые исчезают вмиг при упоминании Имени Христа или при знамении Креста Христова.

О, Господи Иисусе, Предводителю наш и Освободителю наш, помоги нам жить в свободе Твоей! Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

21 Ноября. Поучение о том, как Христос оживил людей, грехом умерщвленных

...И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом...(Еф.2:5)

Бог сначала Христа оживил, сначала его как человека поднял из гроба. А Христос – Глава наш. Чтобы воскрес весь род верных, нужно было сначала, чтобы воскрес Глава. Когда воскресла глава, тогда обеспечено воскресение и всего тела вместе со всеми органами тела. Поэтому апостол Павел говорит о нашем воскресении и прославлении как о свершившемся деле. Бог и нас, и иных воскресил и посадил на Небесах во Христе Иисусе. Вместе с Христом как человеком Бог воскресил и нас, которые до того были мертвы по преступлениям, умерщвлены грехами. И Он нас не только удостоил воскресения вместе с Христом Господом, но и более того: Он нас посадил наравне с воскресшим Христом на высотах небесных, над всем миром бестелесных духов. Братья, Бог явился на землю из-за дела не какого-то обычного и мелкого, а из-за совсем необычного и великого-превеликого. Когда некий царь земной посетит однажды какое-то место в своей стране, благие результаты его посещения долго чувствуются там. А это же Царь Господь посетил землю и род людской на земле. И благодатность этого посещения будет чувствоваться до конца времен. Это посещение для нас означает жизнь вместо смерти, славу вместо позора, приближенность к Богу вместо удаленности, благословение вместо проклятия. Одним словом: воскресение из мертвых – вечное царствование со Христом на Небесах.

О, Господи, хвала Тебе! О, Господи, слава Тебе! Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

22 Ноября. Поучение о спасающей благодати

Ибо благодатью вы спасены...(Еф.2:8)

Кто может понять и признать, что мы благодатью спасены? Что мы спасены не нашими заслугами и делами, а благодатью Божией – кто это может понять и признать? Это может понять и признать лишь тот, кто увидел и понял, с одной стороны, бездну смерти и тления, в которую человек грехом был низвергнут, а с другой стороны – высоту чести и славы, на которую человек поднят в Царстве Небесном, в мире бессмертном, в доме Бога Живого. Только тот может это и понять, и признать. Один ребенок шел по дороге ночью и спотыкался, и попадал то в одну рытвину, то в другую, то в одну яму, то в другую, пока не оказался в очень глубокой яме, из которой сам никак не мог выбраться. И когда это дитя предалось на волю своей судьбы и решило, что здесь ему конец, вдруг кто-то остановился возле ямы, спустил длинную веревку для ребенка и крикнул ему, чтобы взялся за веревку и крепко держался. Это был царский сын, который взял ребенка, умыл и одел его, привел в свой дворец и поставил рядом с собой. Этот ребенок своей заслугой и своими действиями спасся? Да нет же. Вся его заслуга в том, что схватился за конец поданной веревки и держался за эту веревку. А чем тогда этот ребенок спасен? Милостью сына царского. По отношению Бога к людям эта милость называется Благодатью. Благодатью вы спасены... Эти слова апостол Павел повторяет дважды с кратким промежутком, чтобы все верные знали и запомнили.

Будем, братья, мы тоже знать и помнить, что мы Благодатью спасены, Господом Иисусом Христом. Были мы в пасти смерти – и нам дарована жизнь во дворе Бога нашего.

О, Господи Иисусе Христе, Спасителю наш, Тобою мы спасены. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

23 Ноября. Поучение о едином мире и Примирителе

Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно...(Еф.2:14)

Между израильтянами и язычниками зияла пропасть, которую никто из смертных не мог засыпать и заровнять. Единственно Господь Христос мог это сделать; и Он это сделал. То, что было на отдалении, Он сблизил и соединил. Чем? Кровию Своею. То есть Своей жертвой Он заменил все остальные жертвы. Тем самым Он искупил и Собою заменил всю природу, от которой люди брали и Богу (соответственно, богам) в жертву приносили. Одна жертва достаточна и для израильтян, и для язычников – жертва Христова. Ведь это кровь животных разделяла израильтян и язычников – и по месту, где ее в жертву приносили, и по божеству, которому ее приносили, и по роду животных, которых жертвовали, и по способу, которым ее приносили. Теперь Кровь Христова пречистая пришла вместо всей той крови, и Христова Кровь объединяет, роднит израильтян и язычников. Одни другим становятся кровными братьями, поскольку все мы, верные, являемся кровными братьями по Крови Христовой, которой мы искуплены от проклятия и которой также сейчас питаемся. Междустение ограды, которая разделяла и разводила, Он уничтожил, и соединил руки и сердца израильтян и язычников. Чем? Телом Своим. То есть живой истиной, воплощенной в Себе истиной. Тень закона подменяла истину у израильтян, а басни – у язычников. То и другое он удалил, явив живую истину во плоти. И мир увидел и обрадовался.

О, Господи Иисусе Христе, Преблагий Искупителю наш, объедини сердца наши, верных Твоих. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

24 Ноября. Поучение о творце нового человека

… Дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир... (Еф.2:15)

Придя на землю, человеколюбивый Господь пришел ко всем людям, а не к отдельным некоторым. Иудеи ждали Мессию. Он пришел как Мессия. Язычники ждали Искупителя. Он пришел как Искупитель. Он пришел с одинаковой любовью и к евреям, и к язычникам. Иудеи единственные в мире верили в единого Бога; язычники поклонялись идолам. Но иудеи замутнили веру свою беззакониями своими и не знали ничего. Так что по незнанию были уравнены и иудеи, и язычники. А тем паче еще и вследствие проклятия за грех, которое от Адама лежало бременем на всех. Как ветхий Адам принадлежал не только евреям, но и язычникам, поскольку и одни, и другие произошли от него, так и Новый Адам принадлежал не одним из них, а одним и другим, поскольку спасал тех и тех. Господь Иисус не мог благоволить ни царству иудейскому, то есть царству пустого законнического формализма, ни царству Эллинскому (соответственно, языческому вообще), то есть царству натуралистических басен, демонических заговоров и колдовства. Но Он взял обоих больных, и обоих исцелил. Обоих исцелил и обратил в нового человека. А это Церковь Божия. Так Господь упразднил и отверг и иудейство, и эллинство, а создал Церковь Свою святую.

О, Господи Иисусе Христе, Всеблагий и Всемудрый, все несказанно хорошо и мудро, что Ты сделал. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

25 Ноября. Поучение о том, как чужие стали домочадцами в доме

Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу...(Еф.2: 19)

До пришествия Христа Господа казалось, что лишь иудеи близки Богу, а язычники далеки. На самом деле и иудеи, и язычники в одинаковой степени были удалены от Бога и от истинного богопочитания. Тогда пришел Он, Христос Спаситель, и благовествовал мир вам, далеким и близким, и уже через это привел тех и других, то есть евреев и язычников, в едином духе к Отцу. В новой твари – или новом человеке, или в Церкви Божией – один дух; и каждый, кто вступает в Церковь Божию, принимает этот дух, так что сколь бы ни увеличивалось число членов Церкви, всегда остается тот же один дух Божий, и сколько бы народов, племен и рас ни вступило бы в Церковь Божию, дух не меняется, а остается всегда навсегда один и тот же дух. Вот почему вы, язычники, не чужие и не пришельцы в Церкви, а так же, как и все остальные члены Церкви, сожители святых и домочадцы Бога. Ибо Церковь на святости основана, и ее краеугольный камень – Святой над святыми, и по плану все члены ее должны стать святыми. Святыми называются и все те, кто жили до Христа, но ожидали Христа и надеялись на Него, равно как и все те, кто жили после Христа, призывая Христа как Господа Сына Божия, как Спасителя, Искупителя, Воскресителя и Судию. Грех отделяет и отчуждает от Бога. Но через Христа Господа отделенность и отчужденность исчезает, и все верные, иудеи они прежде или язычники, становятся домочадцами Бога – все из-за и через Господа Иисуса Христа.

О, братья мои, Господь Христос даровал нам нечто более высокое и драгоценное, чем эта жизнь, – даровал нам мир и дружбу с Богом. А это более высокое и драгоценное, чем жизнь в отчужденности от Бога.

О, Господи Иисусе Христе, Миротворче и Миродавче, удержи нас до конца в мире с Богом. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

26 Ноября. Поучение об основании и камне краеугольном

...Быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф.2:20)

Братья, основание апостолов и пророков – это жизнь и деяния апостолов и пророков. Это Ветхий и Новый Завет. Кто соединяет апостолов и пророков? Христос Господь. Без него ни пророк не понимал бы апостола, ни апостол пророка. Он же – исполнение пророков и свидетельство апостолов. Так что Он – краеугольный камень, который соединяет пророков и апостолов, держа их вместе, подобно тому, как краеугольный камень держит вместе стены. И Ветхий и Новый Завет соединяются в Нем, обретают смысл в Нем, обращаются вокруг Него, вдохновляются Им, держатся Им – Господом Иисусом Христом. Где бы встретились язычники и иудеи и где бы они поняли друг друга, если не в Иисусе Христе Господе? Нигде, кроме как в Нем. В Нем и через Него они соединяются в одного Нового Человека, в одно бессмертное Тело, в одну Святую и Соборную Церковь. И тело, и душа встречаются в высшей, святой дружбе только через Господа Иисуса. Отношения души с телом были неприятельскими до Его пришествия в теле; и эта враждебность была на погибель душе. Он примирил и освятил обоих. Так Он стал камнем краеугольным каждого бессмертного и богоугодного строения, касается ли это отдельного человека, семьи, народа, или всего рода человеческого, относится ли это к совеременности, прошлому или будущему, к ветхозаветному или новозаветному. Он – главная стена в каждом строении; так же, как Он – Глава у Тела Церкви Божией.

О, Господи Иисусе Христе, Стена спасения нашего, помилуй и спаси нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

27 Ноября. Поучение о Павле – узнике

...Я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников (Еф.3:1)

Это, братья, апостол Христов называет себя узником Христовым. Как это апостол может быть узником? Не связан ли узник? Да, связан. Но и апостол Павел связан, связан любовью Господа Иисуса так сильно, что никаких иных уз на земле не чувствует, как будто их и не имеет. Апостол привязан и умом своим к Господу Иисусу так сильно, что не может думать ни о чем, кроме Иисуса Христа Господа. Апостол привязан и волей своей к Господу Иисусу так крепко, что, собственно, и не имеет своей воли, он свою волю полностью подчинил воле Господа Иисуса. Итак, он любит то, что Христос любит, думает то, что Христос думает, делает то, что Христос хочет. Разве это не узничество? О, блаженно узничество, которое не на позор, а на славу, и не на погибель, а на спасение! Итак, Христос – полный Хозяин жизни апостола, как внешней, так и внутренней. Ибо и извне, и изнутри Он попускает на апостола искушения; извне и изнутри открывает ему чудеса Своего Промысла; извне и изнутри Он его ведет к совершенному добру ради его спасения и ради спасения многих других.

Предадимся, братья, и мы Господу Иисусу Христу, подобно апостолам Его. И будем тогда в самых надежных руках и на самом надежном пути.

Господи Иисусе Христе, Господи великий и дивный, привяжи нас к Себе, сделай нас узниками Своими навек, навек и в обоих мирах. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

28 Ноября. Поучение о явлении премудрости Божией Силам Небесным

...Дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия...(Еф.3:10)

Являются ли, братья, Ангелы всезнающими? Нет; ибо если бы они были всезнающими, были бы богами. Един Бог, братья, Ангелы же – прекрасные слуги Божии. Тайна Воплощения не была известна Ангелам до того, как оно совершилось. И все остальные тайны, в связи с тайной Воплощения, не были известны Ангелам до тех пор, пока их не увидели явленными в Церкви. Значит, Церковь – новое откровение и для самих Ангелов святых. Церковь, с одной стороны, – это новое проявление мудрости, силы и человеколюбия Божия, а с другой стороны – новое проявление боголюбия и подвига человеческого. Даже Ангелы не знали прежде, ни насколько Бог унизится, ни насколько человек возвысится. Это в Церкви явлено и через церковь Ангелам стало известно. Об этом апостол говорит ефесянам в приведенных словах. Начальствам и Властям, то есть верхам Ангельским, наперед не было все известно. Многоразличная премудрость Божия, то есть премудрость, ранее не явленная и Ангелам неизвестная, а теперь в Церкви показанная в бесчисленных формах, обликах и проявлениях.

О, братья мои, два наибольших дела Божиих, доныне совершенных – это создание мира и создание Церкви. И в одном, и в другом деле, братья, человек является главным предметом Божией любви. Так будем благодарны, каждым вздохом своим благодарны-преблагодарны Богу.

О, Боже Благий, Боже Милосердный, Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

29 Ноября. Поучение о вселении Христа в сердца верных

...Верою вселиться Христу в сердца ваши. Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви...(Еф.3:17,18)

С верой приходит в сердце Христос, а со Христом любовь. И так человек укореняется и утверждается в любви. Сперва, значит, вера, а тогда, с верой, и присутствие Христа в сердце, а с присутствием Христа – присутствие любви, а с любовью – все блага несказанные. В нескольких словах апостол показывает нам целую лестницу к совершенству. Начало ее – вера, а завершение – любовь. А вера и любовь связываются в живое и нераздельное единство присутствием в сердце Живого Господа Иисуса Христа. С укреплением веры мы все более преодолеваем расстояние между нами и Христом Господом. Чем крепче вера, тем ближе Христос. И в конце концов сердце наполняется Христом, и оно не может отделиться от Христа, как легкие от воздуха. Тогда человек со слезами радости общается с Христом при помощи молитвы: Господи Иисусе Христе, помилуй меня, грешного! И незаметно сердце наполняется светлой и теплой любовью. Так любовь соединяется с верой и надеждой, и когда соединится, то теряется граница между ними, и человек не может даже мыслью определить, докуда простирается вера, а откуда начинается надежда и любовь. Когда живой Христос вселится в него, тогда он больше и не рассматривает в себе ни веру, ни надежду, ни любовь, и не именует их, а лишь Христа видит и Христа именует. Подобно как садовод осенью, видя зрелые плоды на деревьях, говорит уже не о листьях и цвете, а о плодах, зрелых плодах.

О, Господи Иисусе Христе, Верховная Высота всех устремлений наших, последняя остановка всех путей наших, приблизься к нам и спаси нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

30 Ноября. Поучение о широте и длине, глубине и высоте

... Чтобы вы... могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота...(Еф.3:18)

Вот плод веры и любви! Вот дары царские, которые приносит Царь Христос, когда вселится в сердце человека. Это постижение тайн спасоносных, постижение всего того, что для жизни человека важно. Однако это понимание неличное, не исключительное, не самоличное и оригинальное; оно согласуется с тем, что постигают все святые. Ибо кто же есть святые, как не богатые в вере и любви? Им даровано постижение тайн Божиих из-за их веры и любви. Проверяй, значит, свое понимание по их пониманию, и если видишь различие, то знай, что ты неправ. Если же твое понимание согласуется с их пониманием, значит, ты достиг их меры веры и любви и, значит, Христос вселился в сердце твое.

Тогда ты поймешь, что есть широта любви Божией, которая включает в план спасения и евреев, и язычников; и что есть долгота Промысла Божия, которой от правремен готовился план спасения и все по порядку через закон и пророков и чудеса многие; и что есть глубина смирения Христова, из-за которого Он и в ад спустился лично, чтобы спасти души праведников; и что есть высота славы Христовой, которую Он как человек принял после завершения Своего спасоносного дела на земле. Так, как Крест Христов, стоит широта и долгота, глубина и высота, все охватывая, все объясняя, всех призывая, всех милуя, всех возвышая.

О, Господи Иисусе, Благий Господи наш, помилуй нас и спаси. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.


Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/ Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.2. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с.

Комментарии для сайта Cackle