Декабрь
1 Декабря. Поучение о превосходящей разумение любви
...И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову (Еф.3:19)
Любовь, превосходящая разумение, превосходящая наше понимание, – это любовь Христова. Никто не может даже предугадать ни масштаб, ни силу этой любви, пока Христос в него не вселится. Может ли кто-то предугадать вкус меда, если никогда не пробовал мед своими устами? Лишь когда верой войдет Христос в сердце человека, тогда человек почувствует несказанный вкус любви Христовой, сладостный и упоительный аромат ее и непостижимую всеохватность ее. Как, имея Христа в сердце, человек приобщается к широте, долготе и глубине познания Божественной мудрости, так же, имея Христа в сердце, он приобщается к бескрайней пучине Божественной любви Христовой. О, братья мои, сколь бледны слова, когда нужно сказать о любви Христовой! Никогда и нигде не бывают они бледнее и немощнее, чем в этом случае. Воистину, что можно сказать при наличии таких поразительных доказательств любви Его: Он создал нас из любви, Сам воплотился из любви, из любви принял надругательства и смерть ради нас, из любви открыл нам Небо и объявил о приготовленной нам славе бессмертной! Но и то, что мы перечислили, – только часть из всего того неисчерпаемого богатства, славы, красоты и животворной пищи, что называется любовью Христовой. О, только бы мы удостоились верой, чтобы Господь Иисус вселился в сердца наши, чтобы мы могли вкусить любви Его неописуемой!
О, Господи Иисусе Христе, Жизнь наша, Мудрость наша и Любовь наша, очисти нас и вселись в нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
2 Декабря. Поучение о прославлении Бога во Христе Господе
Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь (Еф.3:21)
Слава Богу! Слава Богу в Церкви! Слава Ему во Христе Иисусе! Слава Ему во все роды! Слава Ему от века до века! Никому не подобает слава так, как Богу. И никто не славит Бога так, как Церковь Божия. Христос – Откровитель Бога: поэтому вся слава Богу должна идти через Христа Господа. Церковь будет существовать во все роды и поколения до конца времен; Церковь – наичистейшее Тело Христово, исполненное силы, мудрости и чудотворства; поэтому слава Богу возносится в Церкви – из святыни Святому, из чистоты Чистому. Богу милее всего славословие из Церкви еще и потому, что в Церкви много душ и много голосов, но при этом единодушность и единогласность. Так что пусть никто не отделяется от общего славления Бога и пусть никто даже не думает, что его славление Бога, отдельно и особо, лучше, нежели славление Бога в единстве и общности верных. Неправда, что отдельный член теряется во множестве и его голос пред Богом не слышен. Разве рука не делает свое дело наилучшим образом тогда, когда связана с телом? Так ведь и каждый член тела. Точно так же и с каждым верным. Когда он молится в Церкви и с Церковью (даже будучи в пустыне он может молиться с Церковью и в Церкви), не отделяя себя от Церкви, тогда он лучше и виден, и слышен пред Богом. Его душа находит многократный отклик в душах остальных верных, и он выделяется и опознается в своей молитве, будучи связанным с Телом Церкви, значительно более, чем будучи не связанным с ней.
Господи Иисусе, только от Тебя, в Тебе и через Тебя мы можем Бога славить. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
3 Декабря. Поучение о поведении достойно звания
...Поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением... (Еф.4:1–2)
Не гордиться, не впадать в гнев, не малодушествовать – ибо все это не достойно звания христианского. А звание это столь высокое и дивное, что человеку трудно избежать гордости, трудно удержаться от малодушия при опасностях и потерях. Против трех нездоровых состояний апостол выдвигает три здоровых состояния, а именно: против гордыни – смирение, против гневливости – кротость, против малодушия – долготерпение. Как будет сказано, эти три добродетели – смирение, кротость и долготерпение – в полной мере не выражают христианское звание. Драгоценность и богатство этого звания и невозможно оценить здесь, на земле. Оно как закрытый ларец, который человек носит закрытым в этом мире, а открывает и достает из него ценности в том мире. Высоту христианского звания мог бы оценить лишь тот, кто мог бы подняться до наивысших Небес и увидеть Господа Христа во славе, с Ангелами и святыми. Там победительный собор всех угодников Божиих с земли, которые удостоились высокой-высокой чести.
Господи Иисусе Христе, Боже наш, Твое Имя нам дороже всех имен. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
4 Декабря. Поучение о верных как одном теле и одном духе
Одно тело и один дух... (Еф.4:4)
Чтобы верные старались быть как одно тело и один дух – вот что советует святой апостол. Под одним телом понимается одна вера, без разделения, без ересей, без произвола; вся Церковь – одно Тело, Главой которого является Христос. Под одним духом понимается любовь, пламенная любовь всех верных ко Христу, от Которого происходит и взаимная любовь. Множество да будет единством; много людей как один человек. Это чудо христианской веры и христианской любви. Нет в мире той силы, которая могла быть более крепкой связью между людьми. Ни одна кровь, ни один язык, ни один очаг, ни одни родители, ни какие бы то ни было материальные интересы – ничто из этого даже отдаленно не сравнится по прочности связи с верой и любовью христианской. Этой крепкой и необоримой связью между собой связаны все члены Церкви. И Церковь Божия стоит как один человек во времени и в вечности – одно тело и один дух. Этому чудесному единству ничто так не противостоит, как гордыня отдельных людей. Гордыня искажает веру, охлаждает любовь; гордыня создает ереси, разделяет Церковь, жертвует благо общности личному благополучию. Гордыня по сути – отсутствие и веры, и любви. Пусть нас, братья, Бог сохранит от гордыни, праисконного недуга рода людского. Чтобы мы были всегда одно тело и один дух в Господе нашем Иисусе Христе.
Тебе, Господи Иисусе, Тебе, Главо Церкви, Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
5 Декабря. Поучение о том, что составляет единство верных
...Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех... (Еф.4:5)
Вот основание, веское-превеское и ясное-преясное, почему мы, христиане, все должны поддерживать единство Духа в союзе мира, быть как одно тело и один дух. Ибо у нас один Господь Иисус Христос, наш Создатель, Искупитель и Воскреситель. И не существует два настоящих Христа, чтобы было двойство среди нас. Одна и та же Кровь пролита с Креста за всех нас, а также одни и те же уста молились за всех нас в Гефсимании. Мы имеем одну веру в Троицу Божественную, Нераздельную и Животворящую, Отца и Сына и Духа Святого, Единое Существо, Три Ипостаси: во Отца нерожденного, в Сына рожденного и Духа, от Отца исходящего. Одно крещение имеем – во Имя Отца и Сына и Духа Святого, крещение троекратным погружением в воду, для смерти греху и дьяволу, а за воскресение и жизнь Христу Господу. Один Бог и Отец всех – это Отец Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, Который и нас через Христа и из-за Христа усыновляет и дает нам право говорить Ему: Отче наш. Видите ли, братья мои, какие нас связи соединяют? Видите, сколь веские-превеские основания побуждают нас к единству? Все иное, чем бы нас подговаривали с левой стороны к разделениям, мелко по сравнению с этими основаниями так же, как зерно песка по сравнению с высокой горой. Не может дьявол разрушить единство наше, если мы ему не поможем. Не сможет дьявол нас покорить, если мы сами ему не сдадимся.
О, Господи Иисусе, Милый и Благий, как крепко Ты нас связал с вечным добром! Удержи нас в этой связи. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
6 Декабря. Поучение о благодати и дарах
Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова (Еф.4:7)
Вот принцип различительности между христианами. Прежде всего, апостол перечислил то, что делает нас одинаковыми – то есть: ...один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех... Теперь же указывает на то, что нас, и помимо нашей воли, делает неодинаковыми. А именно: неодинаковыми нас делает мера дара Христова, в соответствии с которой дается благодать Духа Святого. Христос – Глава большого Тела, которое называется Церковью. Он создает это Тело и по отдельности каждый член этого Тела; Он Созидатель, и Он единственный, Кто знает план созидаемого строения. Он не позволяет, чтобы какая-то составная часть этого строения была несоразмерно большой или несоразмерно малой. Он дает меру всему и каждому. Так он наделяет кого-то пятью талантами, кого-то двумя, кого-то одним. Чтобы никто не обижался, и никто не завидовал. Чтобы не обижался – ибо если меньше получил, то меньше и отвечать будет; чтобы не завидовал – ибо если кто-то имеет больше, то это не его, а Божие. Если кто-то имеет много, от него и требоваться будет много – все, как сказано в евангельской притче о талантах.
О, братья мои, пусть каждый из нас осознает меру дара своего и ответственности своей. Будем чтить и свой дар, и дар соседа нашего, ибо все дары от Бога и Божии.
Господи Иисусе, Дародавче Великий даров различных, Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
7 Декабря. Поучение о Нисшедшем и Восшедшем
Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф.4:10)
Господь Иисус по человеколюбию Своему сошел низко, так низко, что ниже не могло быть, а затем взошел высоко, так высоко, что воистину выше невозможно. Он сошел в самые низкие места земли, то есть в самый ад, откуда освободил и в Царство Небесное ввел праотцев, пророков и праведников. Совершив Свое дело и на земле, и в аду, Он вознесся превыше всех Небес. Взошел Тот же, что и сошел, без никаких изменений, за исключением только того, что сошел без тела, а взошел с телом. Значит, нельзя считать, что Сын Божий – это одно, а Сын Человеческий – другое, как утверждали еретики; Сын Божий и Сын Человеческий – это Одна Личность, Один и Тот же Богочеловек и Спаситель наш Иисус Христос. Он Один и Тот же вчера, сегодня и завтра; Он Один и Тот же в низине, в выси, на земле, в аду и на Небесах. Он унизился ниже всех людей – и возвысился выше всех Ангельских сил. Чтобы показать Своим примером истинность Своих слов: кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф.23:12). Если мы не будем унижаться по добродетели, нас унизит грех. Добродетель ведет к унижению добровольному и временному, а грех – к унижению бесповоротному и вечному.
О, Господи Иисусе, наполняющий всех силой Своею, наполни нас духом смиренности истинной. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
8 Декабря. Поучение о разделении служений и знаний
И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями... (Еф.4:11)
Как в теле человеческом разные органы имеют разное служение, но все действуют в согласии для пользы всего тела, так Господь установил и в Церкви, которая есть Тело Его, разные органы с разными служениями. На первое место поставлены апостолы, которым дано не одно только достоинство, но все достоинства, и не одно служение, но все служения, и не один дар, но все дары благодатные. Апостолы были одновременно и апостолами, и пророками, и благовестниками, и пастырями, и учителями. Звание апостольское больше не повторяется. Великих апостолов было двенадцать, и тринадцатый апостол – Павел, а меньших апостолов было семьдесят. Пророки – это те, кто получил дар прорицания от Духа Святого. Здесь имеются в виду пророки не ветхозаветные, а новозаветные (Деян.11:27; 21:10; 13:1). Пророками были и становились независимо от сословия и положения. Благовестители – это, прежде всего, евангелисты, которые написали Евангелия; затем миссионеры, которые распространяют учение Христово среди неверных; и, наконец, толкователи Священного Писания, которые письменно излагают истину христианскую для всех и каждого. Пастыри и учителя – одно и то же звание, ибо трудно представить пастыря, который не является в то же время и учителем. Пастыри ограничены определенным местом и определенным числом пасомых, которых они ведут ко спасению, и управляют Церковью Божией. Так все устроил Господь через Своих апостолов святых. Благо тому, кто знает служение свое и дар, от Духа полученный, кто до конца послужит по предназначению. Как Дух Святой сейчас раздает дары, так Господь в свое время будет раздавать награды.
О, Господи Душе Святый, Боже Истинный, помоги нам до конца в смирении использовать дары Твои для блага Церкви Христовой и для нашего вечного спасения. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
9 Декабря. Поучение о цели разделения даров, служений и знаний
...К совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф.4:12)
Потому Дух Святой разделил дары и одних сделал апостолами, других – пророками, третьих же – благовестителями, пастырями и учителями; чтобы святые, т.е. верные христиане, совершенствовались. Как в семье достоинства и служения разделены (то есть одно достоинство и служение у родителей, другое достоинство и служение у взрослых сыновей и дочерей, иное достоинство и служение у малых детей и слуг), однако все они взаимно служат на пользу друг другу, так и в Доме Божием, в Церкви Святой: с каждым достоинством связано и соответствующее служение, а служение всех полезно всем. Так ступенчато и мудро созидается Тело Христово, Церковь Божия Святая. Каждый верующий, поддерживаемый другими, возрастает и развивается как член этого Тела, в святости и чистоте и в соответствующей мере и соразмерности по отношению ко всему великому Телу. А всем Телом от начала до конца времен, особенно же от воплощения Бога Слова на земле и до Суда Страшного, является Церковь Божия Святая. Тело – достойное бессмертия, здание – достойное Бога. Глаз человеческий не может его целиком обозреть, ни ум человеческий понять. Здание из отборного материала, из кирпичей живых, из глаз и сердец. Без грубости и безобразия; без гниения и нестыкования. Все на своем месте, все прекрасно – в целом и в частях. Вот, братья, цель нашего пути! Вот смысл нашего горения в печи страданий! Вот жизнь для нас, которая лучше всех планов наших и выше всех желаний наших.
О, Господи Иисусе, человеколюбивый Господи наш, не отвергни нас как негодный материал, но отшлифуй нас и встрой нас в Тело Твое бессмертное. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
10 Декабря. Поучение о человеке совершенном
...Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф.4:13)
Братья, единство веры и познание Сына Божия, Господа Иисуса Христа Спасителя, соединяет двух человек в одного человека, тысячу человек в одного человека и миллионы людей в одного человека. Единство веры во Христа Господа и настоящее православное познание Христа Господа соединяет людей крепче, нежели кровь, крепче, нежели язык, крепче, нежели все внешние обстоятельства и материальные связи. Когда многие души одно и то же думают, одного и того же хотят и к одному и тому же стремятся, тогда это множество душ как одна душа, одна большая и могучая душа. Телесные различия при этом мало что значат и мало принимаются во внимание. Так единообразные души созидаются в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова. В совершенном целом совершенны и части. Каждая христианская душа является частью мужа совершенного. Христос – Муж Совершенный, таинственное Тело Которого – Церковь. Он наполняет Собою каждого, кто верует в Него, по мере возраста каждого. Он – полнота полнот, Источник живой, который изливается и наполняет всякую достойную пустоту. То есть, насколько человек опустеет от всего, что не есть Христос, настолько Христос входит в него и наполняет его. О, братья мои, нужна глубина смирения наряду с сильной верой, чтобы Живая Вода влилась в нас. И в природе мы наблюдаем, что низины вода легче напитывает. Чем ниже смиренное унижение наше пред Господом Иисусом, тем с большим желанием Он нисходит в нас, напитывает нас Своей животворностью и наполняет нас, как сосуд Свой, полнотою Своей бессмертной.
О, Господи Иисусе, Полното жизни, мудрости, красоты и сладости, помоги нам унизиться пред величеством Твоим Божественным, чтобы удостоились мы Твоего посещения. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
11 Декабря. Поучение о том, как верные должны возрастать
...Но истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос... (Еф.4:15)
Вот все, братья, что от нас требуется на этом земном пути: чтобы мы держались истины и жили в любви. Истина открыта Христом Господом, и пример любви дан в Христе Господе. И невозможно ни к истине прийти мимо Христа, ни образца настоящей любви найти вне Его. Видя этот единственный настоящий путь к свету и спасению среди переплетения многих ложных путей, апостол Павел заранее предупреждает: Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения (Еф.4:14). Истину может открыть только Бог, настоящую любовь может показать только Бог. Один человек может знать больше, чем другой человек, но истину может открыть только Бог. Человеку мысли приходят как ветер, и призраки ему кажутся истиной. Обманутый своими мыслями, один человек обманывает другого человека. А истина – у Бога и от Бога. Братья, Христос – вся наша Истина и вся наша Любовь. Когда думаем о Христе, думаем об истине; когда делаем по Христу, делаем добро; когда любим Христа, любим любовь. Христом мы живем, Христом возрастаем, Христом обретаем бессмертие и прославляемся. Он есть наш Глава, не только глава определенного сообщества, но реальная Глава одного живого Тела, членами которого мы являемся. Держась истины и любви, мы становимся достойными вечно пребывать в этом Теле Христовом.
О, Христе Господе, предивная Истина и премилая Любовь наша, прииди в нас и приими нас в Себя. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
12 Декабря. Поучение о строении Церкви подобно телу
...Из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена... (Еф.4:16)
Здесь, братья, речь идет о Теле духовном, о Церкви Божией Святой. Из Него, то есть из Христа, все это Тело составлено и совокуплено как подобает. Апостол премудрый не находит иного сравнения лучше, чем сравнение с телом человеческим. Что есть голова на теле человеческом, то есть Христос Господь на Теле Церкви. Из головы расходятся нервы по всем частям тела – и с помощью нервов все части тела ориентируются, чувствуют, движутся, а в том, что они ориентируются, чувствуют, движутся и есть жизнь их. Можно сказать, что голова через мозг и нервы присутствует в каждой части тела. Если отрубается голова, то и каждая часть тела вмиг оказывается умерщвленной. И Христос присутствует в каждой части Церкви, т.е. в каждом верном Ее члене. Через Него каждый верный замечает царство духовное, чувствует любовь и движется правильно к Богу. От Него каждый член получает силу, по делам и мере, то есть по служению и дару. Эту силу Господь дает непосредственно, прикосновением, осязаемо, только личным присутствием Своим. Любовь – чудотворная связь, которая соединяет Христа с верными, верных со Христом и верных между собой. Что происходит, братья, с определенной частью тела, когда обрываются нервы, которые связывают его с головой? Она становится бездейственной, нечувствительной, недвижимой – мертвой. То же происходит и с каждым членом Церкви, который выходит из состава Церкви и тем самым обрывает связь свою с Главой Церкви. Пусть Бог сохранит нас, братья, от такой погибели.
О, Господе Иисусе, Источниче жизни и любви, не дай никакой мрачной силе, в нас или вне нас, чтобы нас отделила от Тебя и Тела Твоего, Церкви Твоей Святой, которую Ты оплатил Кровию Твоей бесценной.
Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
13 Декабря. Поучение о невежестве и ожесточении безбожников
...Как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их (Еф.4:17–18)
Что есть суетность, братья мои? Это все, что рассматривается вне Бога, что отделяется от Бога, что используется без страха Божия. Что есть суетность ума, братья мои? Это жизнь и толкование жизни не по Закону Божию, а по своим сиюминутным помыслам и желаниям. От чего, братья, приходит это зло к людям? Во-первых, от ожесточения сердец, а затем от невежества, которое имеется в них. Что означает, братья, ожесточение сердца? Оно означает, что сердце лишено любви Божией и страха Божия, а наполнено похотливостью и страхом от всего ради тела. Что рождается, братья, от ожесточения сердца? Невежество, полное незнание Божественных вещей, Божественных путей и законов – полное отупение для духовной жизни и духовной мысли. Каковы, братья, окончательные последствия ожесточения сердца и невежества в Божественных истинах? Помрачение разума и отчуждение от жизни Божией. Помрачение разума – это, собственно, когда ум человека становится мрачным, как и тело, когда свет, имевшийся в человеке, становится тьмой. О, какая это тьма! Помраченный разумом значит помраченный умом. Ибо помраченный умом не знает смысла ни в чем, либо отрицает смысл во всем. Он отчужден от жизни Божией, и усыхает и гибнет как часть тела, отделенная от тела. Таковы язычники, таковы безбожники, таковы же, наконец, и маловерные или ложные христиане.
Однако и сухое дерево, если его полить животворной водой Христовой, оживет и зазеленеет. И усохший мир языческий воскрешен и оживлен Христом Богом. А тем паче раскаявшиеся грешники христианские.
Давайте сделаем проверку себе, братья мои. Давайте будем делать ее каждый день. Давайте будем спрашивать себя ежедневно, не стали ли и мы помраченными в разуме и от жизни Божией отчужденными. Скоро придет смерть, и конец, и суд. Усохшие деревья будут брошены в огонь неугасимый.
О, Господи Иисусе, ум наш и жизнь наша, помоги нам, чтобы мы разумели посредством Тебя и жили с Тобою. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
14 Декабря. Поучение о сотворении мира
В начале сотворил Бог небо и землю (Быт.1:1)
Это, братья, ответ Божий через уста пророка – ответ на жадный вопрос всех нас: откуда этот мир? Бог слышит этот вопрос наш, высказанный или невысказанный, слышит и дает ответ. Как дает дождь иссохшей земле, как дает здоровье больному, как дает хлеб и одежду каждому телу, так Он дает духу нашему ответ на вопрос, который создает для духа жажду и голод, и боль, и наготу, пока он не напитается и не напьется и не выздоровеет и не оденется благодаря ответу истинному. Итак, откуда этот мир? Таков вопрос. В начале сотворил Бог небо и землю. Таков ответ. Мир этот не сам от себя, как и ничто в мире не само от себя; и этот мир не от злой силы; и этот мир не от многих творцов добрых и злых; он – от Единого Благого Бога. Такой ответ вызывает радость в сердце каждого человека и побуждает на добрые дела. И поэтому, среди прочего, мы знаем, что это единственно правильный и истинный ответ. Всякий иной ответ, противоположный этому, вызывает у нас печаль и страх и побуждает к недобрым делам. Поэтому, среди прочего, мы знаем, что каждый такой ответ ложный. От Бога мир, братья, – возрадуемся и возвеселимся! Божественное происхождение мир имеет – следовательно, будет иметь и Божественное завершение. От доброго корня мир – следовательно, и добрый плод принесет. От светлого источника он исходит – так что, знаем, светом и завершится. Коль знаем, что начало от добра, то знаем, что и цель – к добру, и завершение – добро. Вот, в этих словах о начале уже кроется пророчество о завершении. Какое начало, такое и завершение. От Кого начало, в Том и завершение. Будем, значит, хранить эту истину спасоносную, будем иметь светлую надежду и укрепляться любовью к Тому, Кто нас из любви сотворил.
О, Господи Боже, Создателю и Вседержителю, Единый Боже, Единый Творче, добрый Источниче добра, Тебе поклоняемся и Тебе молимся: направи нас к доброму концу Духом Твоим Святым, через Господа Иисуса Христа. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
15 Декабря. Поучение о радостных откровениях в первом предложении
В начале сотворил Бог небо и землю (Быт.1:1)
Какая сжатость и наполненность у каждого слова Божия! Оно подобно свернутому полотну, которое можно носить под мышкой и которое можно развернуть на траве в длину весьма большую. Как много и много драгоценного блага открывают нам следующие слова Божии: В начале сотворил Бог небо и землю. Они указывают нам, прежде всего, что Бог Един, Вечен и Несотворен. И это первое откровение приносит нам радость несказанную. В этом водовороте перемен и преходящести нас несказанно радует то, что Творец наш над переменами и преходящестью. А еще же нам говорится, что Единый Благий Бог есть Творец мира, а поскольку Он Творец, то и Вседержитель, и Промыслитель. И это второе откровение приносит нам также радость несказанную. Мир произошел не от безумия или от случайности, без смысла и предназначения, а произошел от Бога Всемудрого, Всезнающего, Всемилостивого, Который им и управляет, ведя его к осмысленной цели. Кроме того, нам говорится, что этот мир имел начало, а, следовательно, будет иметь и завершение. И это третье откровение приносит нам также радость несказанную. Ибо печально было бы, если бы этот мир был вечен и все цели, ближние и конечные, были только в нем, что воистину вызвало бы круговерть в умах мудрецов и в сердцах праведников. Нам говорится, наконец, что Бог создал два мира – небесный и земной, или бестелесный и телесный. И это четвертое откровение приносит нам также радость несказанную. Как возводим взгляд в высоту и радуемся солнцу, луне и звездам над головами нашими, так возводим дух свой к духовному миру, подобному нам, но более чистому и светлому, нежели мы, – к миру Ангельскому, и радуемся, ибо знаем, что есть мир лучше нашего, в который и мы вселимся и, как утомленные путники, вернемся домой и отдохнем. О, как печально блуждал бы взгляд человека по земле, только по земле, если бы не было звездного неба! И как печально блуждал бы дух человека по миру материальному, если бы не было мира Духовного, Небесного!
Господи Всеблагий, слава Тебе и хвала. Тебе единому слава и хвала вовеки. Аминь.
16 Декабря. Поучение о двух мирах
В начале сотворил Бог небо и землю (Быт.1:1)
Братья, что Бог хочет, то и открывает людям, а чего Он не хочет, то остается неоткрытым. Боговидец Моисей не мог о небе сказать ничего более того, что Бог сотворил небо в начале; а сказав это, он продолжает исчерпывающе описывать создание земли. Отчего он не говорит так же исчерпывающе и о создании неба? Оттого, что Бог ему не хотел больше открыть. А Бог ему не хотел открыть больше оттого, что люди его времени еще не доросли, не были способны понять надчувственные, небесные предметы. Только тогда, когда многие века пролетели и когда пришел Новый Завет с людьми, Бог о небесном мире открыл намного больше верным и избранным угодникам Своим. Открытое Небо только христиане начали видеть. Святой Иоанн Богослов свидетельствует: После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе (Откр.4:1). И Стефан Первомученик свидетельствовал: Вот, я вижу небеса отверстые (Деян.7:56). Апостол Павел, который был восхищен до третьего неба и слышал неизреченные слова (2Кор.12:2), говорит об Ангельских хорах, о Престолах, Господствах, Начальствах, Властях, отмечая: ...все Им и для Него создано (Кол.1:16). Его ученик, святой Дионисий, описывает иерархию небесную так исчерпывающе, как Моисей описывает земной мир при сотворении. Таково желание безмерной мудрости Божией: чего Бог не хотел открыть Моисею, то открыл апостолам и их последователям. То, что не говорится детям, говорится зрелым людям. По возрасту духовному и откровение тайн.
Вот прекрасная наука всем нам. Будем усердными в поисках истины, а еще усерднее – в очищении сердца своего, терпеливыми в ожидании и непоколебимыми в вере, что Бог нам даст все в свое время так и столько, сколько нам нужно для нашего спасения.
О, Господи Премудрый и Человеколюбивый, без спешки и без отлагательства учащий нас и ведущий ко спасению, Тебе Благому слава и хвала. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
17 Декабря. Поучение о том, что от Бога все есть добро
И увидел Бог, что это хорошо (Быт.1:4,10,12,18,21,25)
От доброго Творца, братья, только добрые творения могли произойти. А потому пусть закроют уста свои те, кто говорит, что от Бога произошло добро и зло. После каждого Своего творения Бог Сам утверждает, что это хорошо. Шесть раз Он повторяет: хорошо то, что Он создал; а наконец и седьмой раз, когда все в целости рассмотрел, высказал Свою оценку: все, что Он создал,... хорошо весьма (Быт.1:31). Итак, значит, семь раз Он повторяет, что все, Его святой волей созданное, хорошо. Не удивительно ли, как же это некие люди могли прийти к безбожному утверждению, что от Бога в равной степени произошло и добро, и зло? Бог как будто знал, что на Него будет возводиться – точнее сказать, будет возводиться на протяжении веков – такая клевета, и наперед, для всех времен и всех поколений, дал объяснение свое, и повторил его семь раз. Зло от греха, а в Боге нет греха. Значит, Бог не может творить зла. Он именуется Всемогущим потому, что имеет могущество творить всякое добро. Неправы, извращены те толкователи Бога, которые твердят, что Бог именуется Всемогущим потому, что имеет могущество творить и добро, и зло. Бог – Источник добра, ничем не замутненный, и от Него не может произойти ничего добру противного. А всякому нормальному человеку ясно, что зло противно добру. Знайте, братья, что о двойственности в Боге, в Вечном Источнике добра, говорят те, кто в самих себе имеет двойственность из добра и зла. А все те, кто любит добро, идет по пути добра и стремится к добру, имеют в себе внутри откровение, что Бог есть добро, и только добро.
О, Боже наш, Создателю наш, Ты Творец всякого добра, и все творение Твое хорошо весьма. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
18 Декабря. Поучение об отсутствии зла в делах Божиих
И увидел Бог, что это хорошо (Быт.1)
Братья, первое откровение об этом мире, которое сообщает нам Священное Писание, есть то, что мир произошел от добра, а не от зла, от Бога, а не от какой-то силы, сопротивной Богу, и не от какого-то воображаемого смешения добра и зла. Второе откровение, братья, об этом мире – что все, добрым Богом созданное, есть добро. Добр свет, добр свод небесный, добра суша, добро море, добры трава, растения и родные деревья, добры светила небесные – Солнце, Луна и звезды, добры животные и птицы небесные, добры все живые души по видам их, добр скот, и мелкие животные, и звери земные; добр, наконец, и человек, хозяин над всеми созданиями под господством Божиим. И увидел Бог, что это хорошо. Ценности этого мира не оценивает и не может оценить тот, кто поверхностно и частично смотрит на этот мир, а может лишь Тот, Кто видит всю тварь в целом и каждую по отдельности, Кто знает их число, имя, свойство и сущность несравнимо лучше всех людей на земле. Он увидел, что все хорошо весьма. Но все же были люди, которые клеветали на дело Божие, говоря, что этот мир является злом в сущности своей, что зло – отдельные создания, что зло – материя, из которой существа земные созданы. Между тем, зло в грехе, а грех – от злого духа; зло, таким образом, в духе зла, а не в материи. Дух, отпавший от Бога, – сеятель зла в мире. Отсюда куколь по Божией пшенице. Дух зла старается в качестве своих орудий зла использовать и дух человеческий, и материальные вещи вообще. Он – тот, кто вводит в ум человеку, что якобы весь сотворенный мир есть зло и якобы материя, из которой существа созданы, есть основное зло. Он клевещет на Божии дела, чтобы прикрыть свои; обвиняет Бога, чтобы не быть обвиненным самому.
О, братья мои, давайте остерегаться коварства злого духа. Давайте особо предостерегаться от злых помыслов, которые он подсевает в ум наш.
О, Господи Иисусе Христе, истинный Просветителю и Спасителю наш, в Твои руки предаем ум наш и сердца наши. Озари нас Ты Твоим истинным светом. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
19 Декабря. Поучение об отсутствии греха в делах Божиих
И увидел Бог, что это хорошо (Быт.1)
Братья, все, что создано и как создано Пречистым и Безгрешным Богом, то есть чисто и безгрешно. Всякая тварь Божия чиста и безгрешна, пока она обращена к Богу, пока не отделена от Бога и пока не стала враждебной Богу. Всякая тварь сама по себе хвалит и прославляет Бога, пока она чиста и безгрешна. Поэтому Псалмопевец и говорит: Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия (Пс.150:6). Всякая разумная тварь Божия чувствует как естественное и главное предназначение – чтобы хвалить Господа. «Но ежели так, братья, – спрашивают люди, – ежели так, то откуда зло в мире?» От греха, только от греха. Грех Ангела светлого превратил в дьявола. Дьявол самого себя добровольно сделал сосудом греха, а затем поспешил и другие создания Божии сделать такими же сосудами. По свободному самоопределению вместе с дьяволом на грех согласились и некоторые другие ангелы, а потом и первые люди – Ева и Адам. Отсюда произошло смешение добра и зла в мире. Но то, что от Бога, в созданиях и поныне является добром, как и в первые дни творения. Отрава пришла от греха, ибо грех и есть отрава, самая сильная отрава из существующих. Грех обусловил проклятие, принес помрачение умов, вызвал вражду твари по отношению к Творцу ее, удалил человека от Бога и человека от человека, и человека от природы, и природу от человека. О, братья мои, от Бога все – добро, а от греха все – зло. Не существует никакого зла, связанного с Богом, и не существует никакого зла, не связанного с грехом. Многие философы исследовали сущность зла, и по грубости ума своего утверждали, что зло в материи, что материя есть зло. Между тем, лишь мы, христиане, знаем, что сущность зла – грех, и что зло не имеет иной сущности, кроме греха. Поэтому ясно, что если мы хотим уберечься от зла, то должны уберечься от греха.
О, Боже Безгрешный, помоги нам уберечься от греха и греховного тления. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
20 Декабря. Поучение о том, как хорошо весьма было все, что Бог создал
И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт.1:31)
Братья, когда части некоего сооружения хороши, то и все сооружение в целом хорошо весьма. Если хорош каждый кирпич в отдельности, и каждый камень, и штукатурка, и известь, и перекладины, и колонны – и человека приводит в восхищение взгляд на все сооружение. Бывает, что некая деталь в сооружении ему кажется непонятной и неприемлемой, но он забывает об этом в момент, когда охватывает взором сооружение как целое. И действительно, в этом мире есть немало деталей – как в вещах, так и в событиях, – которые нам и непонятны, и неприемлемы. Лишь когда нам открывается высшая целостность, мы их понимаем и успокаиваемся. Многие страдания и лишения в нашей жизни мы считаем не иначе как мерзкими и бессмысленными, когда они нас постигают. Но когда пройдут дни и годы, в памяти нашей эти страдания и лишения сияют как драгоценные камни, освещающие дальнейший путь нашей жизни.
Поэтому, если тебя что-то в Божией природе обижает, смотри на целостность; если тебя что-то в жизни огорчает, жди терпеливо новых дней и лет, с верой и надеждой. И если вся эта жизнь покажется тебе мучительной и печальной, возведи глаза твои духовные в иной мир – и будешь спокойным и радостным. Потому что и весь этот видимый мир все же не является совершенной целостностью – существует и тот мир. Ведь сказано: создал Бог небо и землю. И художник рекомендует зрителю смотреть на картину с расстояния, чтобы видеть ее во всей красоте.
О, Господи! О, Художниче Бессмертный, как хорошо весьма все, что Ты создал! Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
21 Декабря. Поучение о проклятии грешных дел
...Проклята земля за тебя (Быт.3:17)
После грехопадения Евы и Адама Бог вынес наказание. Он вынес наказание не сразу, а некоторое время спустя, ожидая раскаяния их. Это показывает разговор, в который вступил Бог с Адамом после греха. «Где ты?»– спросил Бог Адама. И когда Адам сказал, что спрятался из-за наготы своей, Бог его спросил еще: «Кто сказал тебе, что ты наг?» Тогда Адам вместо раскаяния начал обвинять жену свою. После этого Бог вынес наказание. На змея, который послужил орудием дьяволу, пало неограниченное проклятие. Жена осуждена в болезни детей рожать, и чтобы воля ее была под властью мужа. Это не проклятие, а наказание с надеждой. Человек осужден трудиться на земле. А что значат слова: Проклята земля за тебя? Проклял ли Бог землю, как и змея, проклятием неограниченным? Вовсе нет. Земля проклята лишь в грешных делах человеческих. Из-за греха человеческого земля производит терние, из-за греха неурожаи, из-за греха – засухи, наводнения, землетрясения, вредные насекомые, саранча, гусеницы и эпидемии. А то, что земля не проклята как земля, в целости своей, ясно из того, что она дает и хорошие плоды, что Бог испокон веков по молитвам праведников благословляет земные плоды, нужные для жизни человеку, и что даже Ангелы Божии, как гости Авраама, вкушали от плодов земных (Быт.18:1–8). Ибо чем земля виновна и чем виновны остальные твари Божии на земле, кроме змея, за грех Адамов? Однако вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим.8:22). Стенает и мучается она не из-за проклятия на себе, а из-за грешных дел человеческих, которые прокляты. О, братья мои, устыдимся греха своего, из-за которого страдает и невинная тварь Божия.
О, Боже Благий, прости нам прошлые грехи наши и сохрани нас от греха в будущем. О, Боже Милостивый, смилуйся над каждой невинной Твоей тварью, которая страдает из-за нас, и ублажи страдания ее. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
22 Декабря. Поучение о Ное
Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом (Быт.6:9)
Быть праведным среди праведных – дело великое и похвальное. Но насколько более великое и похвальное дело – быть праведным среди неправедных. А Ной жил среди людей, исполненных неправедности и злобы; пять столетий он прожил среди таких и остался праведным пред Богом. И обрел Ной благодать пред очами Господа Бога. Наивысший Судия, видящий все дела человеческие и оценивающий без пристрастия и без ошибки, оценил труд Ноя, чтобы среди рода испорченного и строптивого сохраниться в правде Божией, и наградил его благодатью Своей. Ной, несомненно, претерпел много страданий и горестей от злобных соседей своих. Несомненно, что он не мог иметь друзей среди них. Наибольшее удовольствие грешника – чтобы затянуть праведника в свою грязную лужу и с ним разделить свой грех. Однако Ной не позволил себя увлечь и затянуть. Он предпочел иметь другом Бога, а не людей неправедных. Для него лучше было остаться с Богом без людей, чем с людьми без Бога. Страх пред Богом, Творцом и Судией, уберег его от общей испорченности. И он был не только праведным, но и совершенным в роде своем. То есть он нисколько не поддался заражению общим злом, а держался правды Божией. Соблазнение на грех и насмешки со стороны грешников все более удаляли Ноя от них. И когда пришел общий потоп на весь род людской, Бог не оставил верного Ноя погибать с остальными, а спас его и прославил, сделав его родоначальником нового рода людского. Прекрасный пример Ноя, братья, учит нас, что и каждый из нас может, если только захочет, угодить Богу даже среди самых закоренелых грешников.
О, Боже Праведный и Долготерпеливый, поддержи нас на пути правды Твоей. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
23 Декабря. Поучение об Аврааме
...Я, прах и пепел (Быт.18:27)
Вот слова, которые праведный Авраам сказал о себе. Смешны те люди, братья, которые, возгордясь из-за своей дружбы с земными князьями и вельможами, начинают о себе создавать высокое мнение. Авраам удостоился разговаривать с Царем Вечным и Всемогущим, а тем не менее остался непоколебимым в смиренности своей, называя себя прахом и пеплом. Кто он этот Авраам, удостоившийся такого благоволения при жизни, а также похвалы после смерти и от апостола (Гал.3; Евр.11), и даже от Самого Господа Христа (Лк.16:22; Ин.8:39)? Земледелец, который имел все добродетели и жил по Закону Божию. Человек с твердой верой в Бога, правдолюбивый, гостеприимный, милосердный, храбрый, послушный, чистый и смиренный. Особенно же прославился Авраам верой, сильной верой. Сто лет было Аврааму, когда Бог ему сказал, что ему жена, до тех пор бездетная, родит сына, – и он поверил. И еще до того, как Сара родила Исаака, Бог сказал Аврааму: И сделаю потомство твое, как песок земной (Быт.13:16). И Авраам поверил, и не усомнился. А когда родился у Авраама сын первенец, Бог, его испытывая, повелел ему принести единственного сына своего в жертву, что Авраам и готов был сделать, если бы Бог не отвратил его в последний час. Столь верным и послушным Богу был этот удивительный муж. Потому Бог его благословил и сделал славным на земле и на Небе. Благо тем, братья, кто без размышления верит Богу и исполняет святые заповеди Его. Благословение Божие будет сопровождать их в этом и в том мире.
О, благословенный Создателю наш, благослови и нас, грешных, и включи в число избранников Твоих, которые имеют часть с Авраамом в Царствии Твоем. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
24 Декабря. Поучение о Лоте
И сказал [им] (Лот): братья мои, не делайте зла (Быт.19:7)
Лот с женой и двумя дочерьми жил в Содоме. Праведник среди неправедных. Хочешь ли погубить праведного с нечестивыми? – спросил верный Авраам Бога. А Бог ответил верному Аврааму, что не только не погубит праведного, но если бы нашлось десять праведных в этом городе, то пощадил бы весь город из-за этих десяти. Но в Содоме оказался лишь один праведник – Лот, и тот пришлый. Как перед потоплением мира был только один праведник в мире – Ной, так и перед разрушением Содома был один праведник в Содоме – Лот. Этот Лот был подобен своему дяде Аврааму во всех добродетелях, а особенно был послушен Богу и гостеприимен весьма. А содомляне его ненавидели и как пришлеца, и, еще более, как праведника. Братья мои, не делайте зла, – учил их Лот. Беззаконных он называл братьями, чтобы их усмирить, и предупреждал их, чтобы не делали они зла, чтобы их спасти. Но братские слова его вызывали у них еще большую ярость. И Лот удостоился, чтобы Ангелы Божии посетили его и вывели из того беззаконного города, грехи которого вопияли к Богу. А негодники напали на дом Лота, чтобы осквернить святыню гостеприимства. Братья мои, не делайте зла, – умолял их Лот. Но разве послушаются человека нелюди, которые не боятся Бога? Поэтому Ангелы Божии наказали всех слепотой, ослепив от малого до большого. После этого Ангелы вывели Лота из города неправедных, а на город послали дождь из серы и огня. Так истреблен был нечестивый город, и так спасся единственный праведник из этого города. Лучше один праведник, нежели тысяча грешников (Сир.16:3).
О, праведный Боже, никогда не оставляющий праведника, исправи неправды наши и спаси нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
25 Декабря. Поучение о Мелхиседеке
Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс.109:4)
О, сколько у Господа есть скрытых и верных слуг Его, служащих Ему денно и нощно! О, сколько ярких комет на небе звездном, для людей известном, вдруг появляется, просияет и потеряется во вселенском пространстве, оставив повествование о себе! Праведный Аврам со своим потомством – это как знакомое нам звездное небо над головами нашими, а Мелхиседек – как яркая комета, неожиданно появившаяся, перед которой известное нам звездное небо поклонилось и которая в неизвестности скрылась. Кто он, Мелхиседек? Царь Салимский... священник Бога Всевышнего! (Быт.14:18). Он вынес Аврааму хлеб и вино; он благословил Авраама; и ему Авраам дал десятину от всего своего. Но если Авраам столь благословен от Бога, то сколь благословен тот, кто благословил Авраама? О, неисследимые глубины Божия Промысла! Человеческая мысль простирается от нынешнего дня до завтрашнего, а Божия мысль проникает вплоть до последних времен. Мелхиседек, по словам апостола Павла, предображает Самого Господа Иисуса Христа (Евр.7). Ибо когда праотец Авраам был дивным и богоугодным земледельцем, этот Мелхиседек был царем и священником. И Господь наш есть Царь и Священник. Мелхиседек предложил Аврааму хлеб и вино. Господь наш предложил всему роду человеческому Тело и Кровь Свои. Авраам поклонился Мелхиседеку и принес ему добровольно дань. Настоящее потомство Авраамово, т.е. христиане, поклоняются Господу Иисусу и приносят Ему добровольную жертву, дар за дар, за дар Тела и Крови на Кресте. Кто выразит род его? И Христов и Мелхиседеков? Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался (Ин.8:56). Так Господь сказал евреям. Как тот увидел? Прозрел духом. Открыл ему Бог. А увидел и в прообразе Христовом, в том славном и дивном Мелхиседеке, царе и священнике, слуге Бога Всевышнего.
О, Господи Иисусе, благослови и нас, как благословил Ты верных слуг Твоих Мелхиседека и Авраама. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
26 декабря. Поучение об Исааке
И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя...(Быт.26:24)
Испокон веку, братья, тесен путь, которым идут праведники. Испокон веку они стеснены теми, кто не верует в Бога или теми, кто ложно верует. Авель был стеснен своим братом Каином. Ной и Лот – сплошь испорченным родом, а Авраам, Исаак и Иаков – не знающими Бога. Но Бог не оставляет праведника на тесном пути. Это мы видим и в случае Исаака: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся... Эти многозначительные слова Исаак понял. Этими словами Бог его ободрил и предупредил. Он имел в виду: из-за Авраама и тебя благословлю; и как Авраама Я сохранял среди безбожников, так буду и тебя; и еще: будь мне верен так, как Авраам, отец твой. И последовал Исаак примеру отца своего и не отступался от Бога всю жизнь свою. Он был пахарем и скотоводом, как и отец его; был праведным и кротким, избегая ссор с людьми и делая добро людям. Мы ясно увидели, что Господь с Тобою... (Быт.26:28), – вынуждены были признать ненавистники и гонители его. И удостоился Исаак, что Бог был назван Богом его; подобно, как назывался Богом Авраама, так потом назывался и Богом Исаака.
О, Господи Дивный во святых Твоих, помяни и наши имена с именами праведников и святых Твоих во Царствии Твоем. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
27 декабря. Поучение об Иакове
...Я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя (Быт.32:30)
Бог Авраамов и Исааков был и Бог Иаковлев – Бог верных, послушных, милостивых и кротких. Кротким боговидцем может быть назван Иаков. Ибо он воистину кротким был, и видел Бога, и разговаривал с Богом, и видел Ангелов Божиих, и лествицы от земли до Неба. Кротостью своей он победил Лавана, тестя своего, и Исава, брата своего; кротостью установил мир между женами своими, Лией и Рахилью; из-за кротости мил он был и Фараону. Кротость Иакова есть прообраз кротости Христа. Блаженны кроткие, – сказал Христос, – ибо они наследуют землю (Мф.5:5). Эти слова подтвердились и на Иакове. Он унаследовал землю отцов своих; его потомство освободилось из Египта и унаследовало землю обетованную; а через Христа Господа, своего потомка по плоти, он унаследовал всю землю. Это Церковь Божия, которая распростерлась по всей земле. Он видел Бога лицом к лицу. Иаков видел Бога в облике человека, но не как обычного человека. И это видение – лишь предсказание истинно воплощенного Бога как человека. И сохранилась душа моя. Сохранилась душа его от страха и от всякой несправедливости. И если Иаков спасся, только увидев призрак Бога, насколько легче спастись нам, знающим Бога как истинного человека, как Богочеловека.
О, Господи Кроткий, Сила и Слава кротких, как спас Ты Иакова призраком Твоим, спаси и нас Твоими истинными Телом и Кровью. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
28 декабря. Поучение об Иосифе
Но он (Иосиф), оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон (Быт.39:12)
Два больших и трудных искушения перенес и выдержал незлобивый и целомудренный Иосиф: искушение злобной зависти со стороны родных братьев и искушение блудной страсти от обольстительницы, женщины-египтянки. Зависть продала его в рабство, а блудная страсть его, невинного, загнала в темницу. И в одном, и в другом случае он на зло ответил добром: голодным братьям дал пищу, а испуганному фараону спас и жизнь, и престол, и народ. Братья задумали его убить – Бог его сохранил; блудливая жена задумала его уничтожить – Бог его сохранил. Раба и узника, Бог увенчал его славой и властью неограниченной. Того, кого злобные братья могли одним ударом уничтожить, и с кем жена Петефриева могла в один миг расправиться, Бог сделал властелином неограниченным над жизнями многих миллионов людей и единственным кормильцем голодающих братьев его. Такова чудесная милость Божия по отношению к праведникам. Так Господь умеет сохранить да прославить незлобивых и целомудренных. В величии судьбы Иосифа мы видим величие милости Божией. Один глаз никогда не спит, братья мои. Будем держаться Бога и не бояться никого. Будем незлобивыми и целомудренными и не будем бояться ни злобы, ни клеветы, ни темницы, ни издевательства, ни бедности. Напротив, будем радоваться, если все это нас постигнет из-за незлобивости и целомудренности. Будем радоваться и с верой ожидать явление Божия чуда по отношению к нам. Будем ожидать в каждой грозе гром Божией правды и – тишину.
О, Господи Таинственный, потаенно, но бдительно следящий за праведником в рабстве и в темнице, являющий милость Свою в своевремении, помоги нам быть незлобивыми и целомудренными. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
29 Декабря. Поучение о Моисее
Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле (Чис.12:3)
Муж избранный, чудотворец великий, прообраз Господа Иисуса Христа в чудотворстве, победитель в Египте, победитель в пустыне, вождь народа – как не возгордиться? Но если бы возгордился, не был бы Моисей тем, чем он был. Гордятся считающие, что они в мире этом делают свое дело, а не Божие, к тому же своей силой, а не Божией. А великий Моисей знал, что он – делатель Божия дела, и что сила, которой он делает, это сила Божия, а не его. Поэтому он не возгордился ни страшными чудесами, которые сотворил, ни великими победами, которые одержал, ни мудрыми законами, которые дал народу. Господь крепость моя и слава моя (Исх.15:2), – сказал Моисей. Из всего сбора Израилева в пустыне никто не чувствовал свою немощь так, как он, наибольший в этом сборе. В каждом деле, в каждом месте, в каждый момент он ожидал помощи только от Бога. «Что буду делать?» – спрашивал он Бога с воплем, и непрестанно прислушивался к ответу Божию и к силе Божией. Он кроток по сравнению со всеми людьми на земле. Ибо все другие брали что-то на себя, надеялись в чем-то на себя, а он – нисколько. Он весь был поглощен Богом, весь сокрушен пред Богом. Если нужно было народ накормить и напоить, он обращался к Богу; если нужно было с врагами сражаться, он возносил руки к небу; если нужно было возмущение в народе усмирить, он вопиял к Богу. Кроткий, прекроткий Моисей! И Бог наградил слугу Своего верного славой великой. И удостоил Бог его явиться на Фаворе с Илией возле Господа Спасителя.
О, Господи, Боже кротких, Пастырю Добрый, сделай и нас кроткими, подобно Моисею и апостолам. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
30 Декабря. Поучение об Иисусе Навине
Не уклоняйся от него (всего закона) ни направо, ни налево... Не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь (Нав.1:7,9)
Иисус Навин во всем и до конца был послушен Богу, не отступая ни вправо, ни влево от заповедей Господних. Среди больших опасностей и ужасов был он, когда вел народ через незнакомую страну, через плотные ряды врагов, но не устрашился, не ужаснулся. Он считал себя орудием Божиим, и сражения свои сражениями Божиими. Как верный воин слушается приказов военачальника своего, так и он прислушивался и слушался воли Бога Живого. Себе он не приписывал никаких добродетелей, никакой силы, никакой заслуги, а все – Богу, и только Богу. На свое войско, свое оружие и свою мудрость не надеялся нисколько, а полагался на Бога, и только на Бога Всесильного и Всемудрого. Видите, братья, с какими людьми Бог ходит. О, если бы христианские властители и воеводы видели это и учились от Иисуса, слуги Божия, как надо служить Богу! О, если бы все они вдруг поняли, что лучше всего служишь народу, когда служишь Богу, и что невозможно служить народу, если не служишь Богу! Господь Бог исполнил обещание Свое и был с Иисусом Навином до конца деяний его и жизни его. А то, что Господь был с ним, показывают чудеса великие и страшные, которые Господь явил через этого верного слугу Своего. Бог разделил воду Иордана, и народ без моста перешел его по суше; Бог сделал так, что пали стены Иерусалимские на глас трубы; Бог открыл Иисусу глаза, чтобы он увидел Архангела с мечом в руке; Бог предал могущественных врагов в руки израильтян; Бог остановил солнце над Гаваоном и луну над долиной Аиалонской. Воистину, никогда и нигде Бог не оставил слугу Своего Иисуса, так как Иисус не оставил неисполненной ни одной заповеди Божией. Свидетель Живого Бога и прообраз Спасителя мира, когда состарился и вошел в лета преклонные, поучал народ свой так, как его Бог вначале поучал: чтобы он не уклонялся ни вправо, ни влево, а держался Господа Бога своего (Нав.23).
О, Господи Иисусе, Сыне Божий, предивные чудеса показавший через Иисуса Навина, верного слугу Твоего, укрепи нас и ободри нас, чтобы не отступились от Тебя ни вправо, ни влево, ради славы Твоей и спасения нашего. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
31 Декабря. Поучение о Руфи
Народ твой будет моим народом, и твой Бог – моим Богом... смерть одна разлучит меня с тобою (Руф.1:16–17)
Эти слова дивны и когда сын говорит их отцу, и когда дочь – матери, и когда жена – мужу. Но они дивны в три раза более, когда говорит их сноха свекрови своей. А такие слова сказала блаженная Руфь Ноемини, скорбящей свекрови своей. Когда умерли два сына Ноемини в земле Моавитской, где они жили как пришлые, старая мать решила вернуться в Вифлеем, на родину свою, и там кости свои оставить. И посоветовала Ноеминь, благородная в боли своей, – посоветовала молодым снохам своим, чтобы оставались в стране своей и чтобы повторно выходили замуж. Орфа осталась, а Руфь сказала: «Смерть одна разлучит меня с тобою». Вот прекрасный пример, как свекровь может нежно любить снох своих, а также, как сноха может быть всем сердцем преданной свекрови своей. Однако в Вифлееме кто-то должен был кормить эти две души. Кто их накормит? Бог и трудолюбивые руки Руфи. «Пойду я на поле и буду подбирать колосья по следам того, у кого найду благоволение», – сказала сноха свекрови. «Пойди, дочь моя», – ответила Ноеминь. В чужом поле, за чужими жнецами довелось подбирать колосья. Это не только труд, но и стыд. Но Руфь приняла на себя и труд, и стыд из любви к старой свекрови своей. Увидел Бог Всевидящий эти две милые души и возрадовался. Возрадовался Создатель их и наградил их, и прославил – так, как Он лишь может наградить и прославить тех, кто Бога боится. И управил Бог Промыслом Своим так, что вышла Руфь подбирать колосья на поле богатого Вооза. А Вооз увидел Руфь и испросил в жены ее у Ноемини. От этого брака родился Овид, отец Иессея и дед царя Давида, царя великого, от которого произошли цари многие да, наконец, и Сам Царь царей, Господь наш Иисус Христос.
О Господи Всевидящий, Господи Благий, сколь дивен Ты в Промышлении Твоем о праведных и милостивых. Управи и нас, и смилуйся над нами. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.