Источник

Август

1 Августа. Поучение об апостольской любви и прозорливости

Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память (2Пет.1:15)

Пусть раскроются сердца ваши, братья, чтобы вы приняли и поняли тайну эту великую. Перед этим апостол говорил, что не перестанет напоминать верным о спасительной истине веры, о божественных силах, которые через Христа даются людям, и о приготовлении людей принять эти силы, удаляясь от господствующего в мире растления похотью. А сейчас он идет еще дальше и обещает, что он эти напоминания продолжит и после расставания, то есть после исхода (такое слово употреблено в греческом тексте) из этой жизни, когда тело свое оставит.

О, вера Божественная, о утешение, о сладость! Апостол обещает и с того света продолжить заботиться о Церкви Божией на земле, продолжить начатое дело предостережения верных, продолжить на земле свою любовь к верующим в Христа. О, любовь апостольская, столь близкая любви Христовой!

О, прозорливость апостольская, которую Дух Божий не лишает любви и тогда, когда человек еще завернут в мрачную завесу тела!

Это обещание дал верным апостол Петр примерно 2000 лет назад. А исполнил ли его? Исполнил его буквально, причем не только напоминаниями через написанные им послания и через своих преемников, епископов, как это некоторые хотят истолковать, но прежде всего непрестанным воздействием на Церковь из того мира. Многократно являлся апостол Петр – как и остальные апостолы, – когда по Промыслу Божию нужно было явиться, и напоминал пастырям Церкви и верным, как следует хранить истину и как путь жизни своей исправить. Но и когда не являлся, когда его не видели во сне или наяву, он таинственными способами, Небу известными, воздействовал и воздействует все еще на спасение наше.

Жизнь после смерти апостолам святым была так видна, как видно солнце имеющим глаза. По молитвам их пусть и нам Господь откроет зрение духовное, чтобы мы знали, куда идем, и что нас после смерти ожидает.

О, Господи Иисусе, Многомилостивый, выведи нас из тьмы на свет по милости Твоей и по молитвам святых Твоих апостолов. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

2 Августа. Поучение о личном свидетельстве апостола

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе (2Пет.1:17–18)

Послушаем свидетеля верного и истинного, который на кресте был распят из-за свидетельства своего. Послушаем апостола Петра, который то, что не мог доказать словами, доказал смертью своей кровавой на кресте, будучи распятым вниз головой язычниками. Он свидетельствует, что был на Святой Горе, то есть на Горе Фаворской, тогда, когда Господь преобразился, когда явились Моисей с Илией и когда прозвучал с Небес голос: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. В данном месте апостол не говорит, что он и его товарищи видели на Святой Горе, – это сказано в Евангелии, а только повторяет то, что они слышали. Услышанное важно так же, как и увиденное. Так что пусть услышат народы, что апостолы видели Господа Иисуса, Преобразившегося в чудесном свете Небесном, и пусть знают, что Он – Сын Божий.

Пусть народы услышат также, что апостолы видели живых Моисея и Илию, и пусть знают, что после смерти есть жизнь и есть Суд Божий. Пусть услышат они также, что Господа Иисуса назвали Сыном Божиим не люди, а Сам Бог Отец. Верными и истинными свидетелями являются те, которые говорят это народам, сообщая то, что глаза их видели и уши их слышали.

Кто не верит апостолам, тот верит Иуде, Каиафе, Ироду и Нерону – гонителям апостолов и предателям истины. Кто не верит праведникам, тому не остается ничего иного как поверить неправедным. Кто не верит чистым, тот вынужден поверить нечистым. Кто не верит страдавшим за истину, тот вынужден поверить мучителям и развратителям. И каждый новый день приходит не ради чего иного, как для того, чтобы люди определились за одних или за других.

О, Господи Спасителю и Просветителю наш, просвети души наши словами Твоими святыми, за которые апостолы Твои страдали. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

3 Августа. Поучение о лжеучителях

...Как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель (2Пет.2: 1)

В этом мире человек – на войне. Борьба непрестанна, и враги многочисленны. А к самым опасным врагам относятся лжеучители. Лишь тогда, когда ум человека устремлен к Живому Богу, человек будет сохранен от этих опасных врагов. Лжеучители – как слепцы либо как разбойники: первые из-за слепоты своей приводят к пропасти и себя, и других; вторые же из-за ненависти или зависти сознательно заводят других на кривую стезю, чтобы тело и душу их предать огню адскому. Сам Господь предрекал: и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих (Мф.24:11). Апостол лишь подтверждает слова Господа своего. И лжепророки, и лжеучители будут сеять семя погибели в народе. Это ереси пагубные, посредством коих некоторые станут отвергать Господа, Искупившего род людской Кровию Своей Пречистой. Многие лжеучители уже появились, и многие ереси пагубные, как куколь, по миру посеяны. Если будете знать, братья, эти ереси пагубные, святыми отцами на Соборах осужденные, тогда сумеете распознавать главное семя отравляющее, дьяволом через его служителей посеянное на ниве, на которой Спаситель сеял чистую пшеницу. Но знаете вы или не знаете, устремите ум свой к Господу, оградитесь знамением крестным, призовите на помощь Святую Пречистую и угодников Божиих, особенно же Ангела своего Хранителя, и не бойтесь. При этом всегда спрашивайте мнение Церкви, и она, многоопытная и в противостоянии всякой лжи победоносная, укажет вам, что есть истина. Ведь ваш опыт от вчерашнего дня, а ее – от времен давних. Ваш разум несравнимо меньше разума Церкви.

О, Господи Иисусе, Ты – единственный Путь, единственная Истина, единственная Жизнь. Не допусти, Господи, чтобы мы пошли за лжеучителями и от Тебя отступились. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

4 Августа. Поучение о неотвратимой справедливости Божией

Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания...(2Пет.2:4–6)

Как Он пощадит грешного человека? Если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, – то как же пощадит тебя, грешный человек?

Неужели ты Ему милее и ценнее миллионов ангелов и стольких народов, уничтоженных потопом, и многолюдных городов? Если ангелы низвергнуты во мрак адский и народы уничтожены потопом, и города сожжены огнем, – на что надеешься ты, греша, непрестанно греша и не отступая от греха? На милость Божию, говоришь? Но разве Бог милостивее теперь, нежели тогда был? Разве Бог меняется так, как человек? Не надейся без меры, а по мере твоих трудов ради исправления жизни пусть будет и надежда твоя. Воистину велика милость Божия, продолжительна терпеливость Божия, безгранична любовь Божия. Вот же, Бог тебя милует и любит больше, чем ты сам себя; и спасения тебе Он желает больше, чем ты сам себе. Но того, кто постоянно издевается над милостию Божией, кто постоянно насмехается над терпеливостью Божией, кто постоянно противится любви Божией – может ли Бог насильно ввести в Царство Свое и сделать такого соотечественником Ангелов и святых?

О, как страшен мрак адский, и звон оков, и скрежет зубов! Там обитают те, кто издевался над милостью Божией и противился любви Божией. Неужели хочешь туда и ты, заблудшая душа? Бог не желает, чтобы ты оказался там; Ангелы печалятся из-за того, что ты направляешься туда; святые молятся, чтобы ты вернулся; Церковь приносит жертвы за тебя, чтобы ты образумился. Если все это презришь – неужели все презришь? – какой же тогда милости ожидаешь от Бога?

О, Господи Праведный, помоги нам благовременно вернуться с пути к мраку адскому, вразуми нас и в добре укрепи, прежде чем пошлешь Ангела, чтобы душу нашу принял. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

5 Августа. Поучение о безводных источниках

Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы (2Пет.2:17)

Апостол называет безводными источниками нечистых людей – наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся хулить славу, но, как неразумное животное, хулят то, чего не понимают.

О, безводные источники, со всех сторон украшающиеся, но воды не дающие, почему источниками называетесь, если из вас ничего не истекает и вы ничего не даете, кроме жажды?

Отчего вы, облака и мглы, так надуваетесь, будто собрались на весь мир потоп напустить, если в вас даже капли воды нет и если вас в один момент дыхание Духа Божия расточит и в ничто развеет? Вам нет дела до чистоты, поэтому валяетесь в плотских нечистотах; вам нет дела до порядка, поэтому вы презираете начальства; вам нет дела до чести, поэтому вы бесчестны и дерзки; вам нет дела до воли Божией, поэтому вы своевольны; вам нет дела до познания истины, поэтому вы хулите то, что не потрудились понять. Вам уготован мрак вечной тьмы. Это не Божия воля, а воля ваша. Такой путь не Бог определил, а вы сами избрали. Бог справедлив, и Он не погрешит, но каждому даст по грехам его и по нераскаявшемуся сердцу его.

Братья, что такое плотские желания, как не безводные источники, сухие облака и мглы? Какие плоды вырастут и созреют от них, кроме репейника и терна, дождя не требующих? Люди с плотскими похотями равны своим плотским похотям, не видны из-за них и будут осуждены за них.

О, Господи Создателю и душ, и тел наших, дай нам благодати Духа Твоего Святого, чтобы мы и тело, и душу в чистоте сохранили и в День Судный в чистоте их Тебе, Создателю и Богу, передали. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

6 Августа. Поучение об апостольском святом предостережении

Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении (2Пет.2:18)

Святой апостол знает людей лучше, чем самые ученые книжники, потому что он святой и апостол. А святой и апостол проникает глубоко в сердце человеческое.

О ком здесь говорит апостол? О людях нечистых, дерзких, бесчестных и своевольных, которых он ранее назвал безводными источниками, облаками и мглами. Нечистые, дерзкие, бесчестные и своевольные велеречивы и пышноречивы. Они говорят людям надутые и пустые слова. А произнося надутое пустословие, они и прячут, и проявляют содержание сердца своего: прячут перед невежественными и неразумными, однако содержание сердца их становится явным для утвержденных в вере и осиянных благодатию.

Когда нечистые говорят о чистоте своей, тем самым проявляют нечистоту свою; когда бесчестные говорят о чести своей, тем самым раскрывают бесчестность свою; когда своевольные толкуют волю Божию, тем самым показывают своеволие свое. Кто внимательно следит за словами их, тот может почувствовать зловоние плотских похотей. Однако невнимательные и невежественные не могут почувствовать этого зловония, а верят и прельщаются. Те, кто недавно начал убегать от обманов плоти, мира и дьявола, попадает в сети надутого пустословия, как рыба попадает в незаметную сеть. Не знает рыба, что она в сети, пока сеть не вытащат на горячий песок. Тогда она узнает, но тогда уже поздно.

О, да не будет уже поздно и для тех несчастных душ человеческих, которые попадают в сети надутого пустословия! Знайте, братья, что лжеучитель – тот, кто учением своим одобряет плотские похоти и потакает грешникам в плотских похотях.

О, Господи Иисусе, Святый и Пречистый, пошли Ангелов Твоих святых, чтобы защитили всех начинающих, еще не утвердившихся в вере Твоей святой от уст, произносящих надутое пустословие. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

7 Августа. Поучение о рабах, которые проповедуют свободу

Обещают им свободу, будучи сами рабы тления, ибо кто кем побежден, тот тому и раб (2Пет.2:19)

Апостол и далее говорит о нечистых, бесчестных и своевольных, предупреждая верных, чтобы остерегались увлечения их надутым пустословием. Сначала он говорил о том, что они возводят хулу на славу Божию, затем – что они прельщаются нечистотой плотских похотей, а сейчас говорит, что они обещают свободу, то есть обещают нечто, чего сами не имеют, поскольку, находясь во власти скверных страстей, являются рабами своих страстей, покорными рабами самых ужасных тиранов этого мира.

О, братья мои, как современны для нас эти слова апостола, написанные девятнадцать столетий назад! Посмотрите, как буропенно везде вокруг нас декламируют о свободе те, кто ни малейшей свободы не имеет! Послушайте вопли отчаянных рабов страстей и пороков, как они, сами обманутые, обманывают, сами будучи ослепленными, проповедуют свет! Страсти – материал сети, сплетенной дьяволом, чтобы ею людей ловить. Сами пойманные в эту сеть, они других людей называют рабами, а себя свободными, под смех дьявола, который потихоньку собирает сеть и подтягивает к своему берегу. О, братья, остерегайтесь этих отчаянных, которые называют себя вестниками свободы, в то время как денно и нощно служат властелину своему дьяволу. Свою нищету они называют богатством, а богатство других – нищетой, подобно как безумный весь мир называет безумным, а себя умным. Так и они, менее всех свободные, называют других несвободными. И служение Богу и ближним они называют рабством, тогда как служение дьяволу – свободой. Это враги Бога и людей, так же, как и сам дьявол является врагом Бога и людей. Как только услышите, что некто говорит вам о свободе, хорошо проверьте сначала, не является ли он рабом какой-то страсти и порока. По нечистоте жизни, по бесчестию и своеволию узнаются все лжеучители свободы. Об этом вас апостол предупреждает.

О, Господи, Единственный Дародавче истины и свободы, сохрани нас от сетей всех врагов Твоих и наших. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

8 Августа. Поучение о тех, кто приступит ко Христу и отступит

Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого (2Пет.2:20)

Светло Солнце, братья, но еще светлее слова апостольские. Солнце освещает тела, братья, а душ не может осветить, тогда как слова апостольские освещают души. Все возвышения души и все глубины ее апостол видит ясно и нам их освещает из горячей любви, чтобы вывести нас на чистый путь спасения.

Два великих поучения дает он нам в нескольких словах. Первое поучение: скверн этого мира невозможно избежать иначе, как через познание Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Прежде всего, без познания Господа Иисуса невозможно увидеть и распознать скверну этого мира, а затем – без познания Господа Иисуса человек не может очиститься от этой скверны. Второе поучение: когда человек через познание Господа Иисуса избегает скверн этого мира, а потом опять запутывается в них, то для него последнее будет хуже первого. Ведь он, познав свет, снова возвращается во мрак, и мрак становится еще мрачнее; познав справедливость, он снова погружается в несправедливость, и наказание становится еще суровее; познав святость, он снова попадает к животным, и животное становится еще свирепее. Апостол святой не стесняется это возвращение назад сравнить с тем, как пес возвращается на свою блевотину и вымытая свинья идет валяться в грязи.

Кто познал Господа Иисуса, тот познал все, что ему нужно для спасения: получил подзорную трубу, чтобы видеть скверну, ложь и несправедливость; получил силу избежать всего этого. И пусть не возвращается, чтобы вечная смерть его не проглотила. Пусть не искушает Бога многократно. Потому что если Бог был скор в спасении его первый раз, не будет так спешить во второй раз, а еще меньше в третий раз. О, как ясны слова апостола, братья мои!

О, Господи Иисусе, Спасителю Всемогущий и Всеблагий, не отступись от нас в часы слабости и избави нас, когда нас скверны мира снова повлекут к себе. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

9 Августа. Поучение о прореченных ругателях святости

Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям... (2Пет.3:3)

Меняется ли, искривляется ли зеркало, когда насмешник стоит перед ним и кривляется? Нет, зеркало не меняется и не искривляется, а остается таким же, как было. И Бог, братья, не меняется и не искажается, когда некие ругатели над Ним насмехаются, надругаются. Неизменный и Пречистый Бог знает, что ругатель над собой самим надругается. Своими надругательствами ругатель себя искажает, себя делает уродом. А святость Божия остается нетронутой.

О, как много в наше время, в наши дни, появилось наглых ругателей! Много-премного их, но это их множество бессильно пред Одним Единым. Что такое множество пыли перед одним сильным ветром? Надо только подождать, запасшись терпением, подождать, когда сильный ветер подует.

Появилось много-премного ругателей, которые надругаются над Словом Божиим.

Они предлагают свои слова вместо Божиих, кощунственные вместо святых, гнойные вместо здоровых, смертоносные вместо животворных. Однако Слово Божие – как ветер, а их слова – как пыль.

Появились ругатели, многие-премногие, издевающиеся над делами Божиими, и таких еще больше появится. Они похваляются своими делами выше Божиих дел, утверждая, что дела их рук лучше и умнее дел Божиих. Но их дела – воровство; ведь все хорошее, что они построили, из Божия материала и по образцам Божиих строений; а все плохое, что они построили, из дьявольского материала и по образцам дьявольских строений. Чем, соответственно, похваляется пыль? Чем будут похваляться ругатели сегодня-завтра, когда дикие ослы будут топтаться копытами по могилам их?

Господи Пречистый, слова Твои святы и сильны, как ветер, и дела Твои святы, и нет им ни числа, ни меры. Господи Пречистый, спаси язык наш от ругательств, и спаси жизнь нашу от ругателей. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

10 Августа. Поучение о неразумном вопросе неразумных

...Где обетование пришествия Его? (2Пет.3:4)

Так спрашивают ругатели святости Божией, те, кто хочет надругаться над словами и делами и обетованиями Божиими. Мы, верные, говорим: «Господь придет», а они издеваются и говорят: «Когда же придет, если до сих пор не пришел?» Мы говорим: «Господь обещал прийти», а они, издеваясь, говорят: «А где же обещание прихода Его? Отцы ваши жили и умерли, ожидая пришествия Его, но Он не пришел. Так стоит ли Его и далее ждать?»

Да, братья, мы ждем Его и будем ждать. Он обещал прийти, и Он придет. И апостол святой подтверждает обетование Господне; вот, он же его слышал из уст Самого Господа, уст, из которых только истина исходит. У Господа... тысяча лет как один день. Этими словами апостол закрывает уста ругателям, а нас учит терпению. «Скоро исполнится две тысячи лет с тех пор, как Сын Божий дал обетование, что снова придет в могуществе и славе, что спасет верных и накажет неверных, да никак не приходит», – говорят ругатели.

О, ругатели неразумные, разве две тысячи лет для Бога так же длительны, как для вас? А вы не подумали, что для Него две тысячи лет то же, что для вас два дня? Должен ли Он исполнять Свое обетование в течение двух дней? Он, Бессмертный, не спешит так, как вы, смертные. Вы спешите потому, что должны скоро умереть, а Он бессмертен, и не боится смерти. А вас Он и в могилах ваших найдет, когда придет. Пробудит вас труба Ангельская, и вы встанете, только бы увидеть, что Он Истинный, а тогда будете низринуты в мрачное царство клеветников, поскольку клеветали на Господа истины и обвиняли Его во лжи.

Братья, Господь не хочет, чтобы мы были любопытны по поводу дня и часа Его пришествия; Он хочет только, чтобы мы верили в Его пришествие. Живы будем или мертвы, когда Он придет, мы увидим пришествие Его. Не достаточно ли этого?

О Господи Боже, Спасителю наш, научи нас терпению и утверди нас в вере. Ты придешь, мы знаем. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

11 Августа. Поучение об отлагательстве Дня Страшного Суда по милости Божией

Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2Пет.3:9)

Милость Божия, братья, откладывает тот день, пылающий как печь (Мал.4:1), по словам пророческим. Так что пусть устыдятся ругатели, те, кто издевается над обетованием Божиим и говорит: «А где же обетование пришествия Его?» Бог не забыл обетования Своего, это грешники забыли сами себя. А Бог по безграничной милости Своей ждет, когда грешники придут в себя, покаются и приготовятся ко встрече с Богом. Это день скорби, и он отличается от всех иных дней тем, что придет не для покаяния, а для суда. Поскольку Суд Страшный – единственный и неповторимый, то и день этот – единственный и неповторимый.

Бог не хочет, чтобы кто-то из людей погиб. Он создал людей не для погибели, а для спасения. Есть ли огородники, которые бы, сажая овощи, хотели, чтобы овощи их усохли и пропали? А ведь Бог мудрее и милостивее всех людей. У Бога одно желание, а именно: чтобы все люди покаялись и от зла отвратились. Как радуется виноградарь, когда увядшая лоза оживет, вновь зазеленеет и плоды принесет! А какова же радость Бога и Ангелов Божиих, когда человеческие души, увядшие от грехов, оживут, укрепятся слезами покаяния и принесут плоды покаяния.

О, Господи Милосердный и Человеколюбивый, помоги грешникам ощутить милость Твою и сочувствие Твое к ним, чтобы почувствовали и покаялись и, покаявшись, сошли с кривых путей своих. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

12 Августа. Поучение о наступлении Страшного Дня Господня

Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, сгорят земля и все дела на ней (2Пет.3:10)

Страшен День Господень, неописуемо страшен! Страшен как из-за неотвратимой справедливости, так и из-за своей внезапности. Сам Господь заповедал: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий (Мф.25:13). Апостол же, своими ушами слышавший эти слова, только повторяет их. Тот, кто опасается вора, настороже находится каждую ночь, чтобы вор его не застал врасплох. Тот, кто боится Дня Господня, настороже находится каждый день и каждый час, чтобы не быть застигнутым врасплох во грехе. Мы слишком привыкли к справедливому обращению колеса времени и правильному чередованию дней и ночей, так что не чувствуем приближения шума того Дня, который затмит все дни, остановит колесо времени и поломает все, что сдерживало его. Это как солнце склонит огненное лицо свое над миллионами восковых свечек и затмит свет их, и растопит воск их. Страшен, страшен, страшен День Господень! Когда этот День склонит огненное лицо свое над свечками нынешних дней, они померкнут и угаснут, и тогда небеса с шумом прейдут – небеса, по отношению к которым ведется счет нынешним обычным дням; стихии же, разгоревшись, разрушатся – разрушатся материальные стихии: земля, вода, воздух и огонь. И не будет их. Будет все новое. И наши все дела сгорят: если Бог не пожалеет Своих дел, то разве будет жалеть наши? Бог будет искать не дела, а делателей. Делатели все явятся к Нему на Суд, а дела их сгорят. И все будет новое. Кто будет осужден, тот осужден; кто награжден, тот награжден – на всю вечность. Страшен, братья, воистину страшен День Господень! Страшен из-за внезапности своей и страшен из-за неотвратимой справедливости Божией.

О, Господи Праведный, сделай нас трезвыми и бодрствующими! Вели Ангелам Твоим святым, пусть держат нас в трезвости и бодрости, чтобы грех нас не пьянил и не усыплял. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

13 Августа. Поучение о последнем ожидании

Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире (2Пет.3:14)

Что есть наше последнее ожидание, братья? Ночью мы ожидаем дня, днем ожидаем ночи; и опять дня, и опять ночи. Но эти ожидания – не последнее наше ожидание. Что же есть наше последнее ожидание, братья? В радости мы опасаемся, ожидая печали; в печали с надеждой ожидаем радости; и опять опасаемся печали, и опять ждем радости. Но и эти ожидания – не последнее наше ожидание. Наше последнее ожидание, братья, – это ожидание Суда Божиего. Когда грядет Суд Божий, страшный День, пылающий, как печь, тогда ожидается все заслуженное: для одних – день, не сменяющийся ночью, а для других – ночь, не сменяющаяся днем; для одних – радость, не сменяющаяся печалью, для других – печаль, не сменяющаяся радостью. Эго, братья, последнее ожидание рода человеческого, знает он это или не знает, думал об этом или не думал.

Но вы, верные, должны это знать и должны об этом думать. Пусть это знание будет вершиной всех ваших знаний, и эта мысль пусть управит все иные мысли ваши. А к знанию и размышлению об этом приложите еще и самое главное – старание ваше быть чистыми и правильными (или еще точнее переведенное: неоскверненными и непорочными) и в мире. Старайтесь быть чистыми умом, а при этом и правильными совестью, и в мире с Богом. Только в этом случае последнее ожидание вас не ужаснет внезапностью, не повергнет вас в ночь без дня и в печаль без радости. Как все в жизни Господа Иисуса неожиданно для людей, так и второе пришествие Его в силе и славе. Неожиданностью было Его рождение от Пречистой Девы, неожиданность – Его беднячество, неожиданность – и Его чудотворство, и каждое дело, и каждое слово, и унижение, и добровольная смерть, и Воскресение, и Вознесение, и Церковь, и распространение веры Его. Неожиданностью будет и Второе Его Пришествие. Это будет неожиданность, страшнее всех неожиданностей.

О Господи, Судие Праведный, как же встретим Тебя мы, не облеченные в чистоту, в непорочность и в мир? Помоги нам, помоги нам как можно более приготовиться к страшной встрече с Тобою. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

14 Августа. Поучение о пророческих видениях

Видение Исаии, сына Амосова (Ис.1:1)

Кто имеет разум, тот может познать Бога Единого и Истинного. А кто неразумен, пусть слушается разумного, тогда спасутся и один, и другой. Ясное познание Бога можно получить по сотворенной природе, еще яснее – от вдохновенных Божиих людей, а яснее всего – от Господа Христа. Вдохновенные Божии люди до Христа – это пророки. Среди первых был Исаия, сын Амосов. Дух Божий открыл ему зрение, и он видел то, чего другие не видели. Поэтому свое послание народу своему называет видением (или привидением). Как пророки видели тайны небесные и тайны будущих событий, это не поддается описанию; это может прочувствовать лишь тот, кому от Бога даровано.

Истинны видения святых пророков, ибо слова и небесные образы тех видений позднее реально подтвердились. Истинны они и потому, что служили во благо людям, возвращению от зла к добру. Истинны они еще и потому, что пророки объявляли их бесстрашно, невзирая на страдания, которые им из-за этого доводилось переносить, и даже невзирая на жестокую смерть, которую многим из них довелось принять.

Что получил от земли и от людей Исаия за свои видения? Богатство ли, честь ли, или высокое звание? Пилой его иудеи разрезали! Вот какое богатство, какая честь, какая слава у пророка – претерпеть за истину Божию.

Будем прислушиваться, значит, к пророкам Божиим, поскольку они – пути, которые ведут ко граду Царя Великого, они – лучи великого Солнца Правды, Христа, Который на широком горизонте обливает людей светом небесным, указывая им на Солнце.

О, Господи Христе, через пророков Себя объявивший и Себе путь уготовивший для нисхождения в долину нашу, помоги нам. Помоги нам познать свет Твой и Промышление Твое в святых пророках Твоих. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

15 Августа. Поучение о жалобе Божией на народ неверный

Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня (Ис.1:2)

Гнев, гнев Божий! Во гневе отворачивается Бог от народа избранного и жалуется на него остальной твари Своей, жалуется Небесам и земле. Слушайте, Ангелы Мои небесные и словесные, слушайте и все твари земные бессловесные! Я хотел народ этот сделать святым и словесным, а он стал ниже тварей бессловесных по чистоте и неблагодарности. Я назвал их сынами Своими и возвысил их, а они повернулись ко мне спиной и ушли за скверными идолами! Гнев, гнев Божий – гнев Любви, которая и в тысячный раз делает добро прокаженному, но которая и в тысячный раз оказывается оплеванной прокаженным. Если бы все мертвые стихии заговорили, могли бы, вместе со всеми живыми существами, засвидетельствовать превеликие чудеса, которые Единый и Живой Бог сотворил в Египте и в пустыне для народа израильского, только бы народ этот отвратился от идолопоклонства и уверовал в Единого Живого и Всемогущего Бога. Это могли бы засвидетельствовать и вода и кровь, и камень и дерево, и тьма и огонь, и жабы и мухи, и птицы и змеи, и болезнь и смерть, и облако и дым, и ветер и манна [небесная], и медь и железо вместе с фараоном и многочисленными народами, чудесно побежденными десницей Божией и устраненными с пути народа израильского. И все же народ этот отвращается от Бога и уходит за идолами!

Это страшное видение Исаии, сына Амосова, пророка Божия. О, братья мои, представьте, какое видение пророк Исаия имел бы о нас, если бы сегодня появился в нашем народе!

О, Господи, Единый Живой и Единый Всемогущий, привяжи наши ум и сердце к Себе, Богу Истинному, и сохрани нас, не попусти нашего отступничества от Тебя. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

16 Августа. Поучение о неблагодарности людской, невиданной и среди скотов

Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ мой не разумеет (Ис.1:3)

Благодарностью животных страшнее всего изобличается неблагодарность людей. Если вол бессловесный знает, кто его владетель, и если осел знает, чьи ясли, из которых он кормится, то как может словесный человек не знать о Боге, своем Творце и Кормильце? Израиль – значит Боговидец. И каждый словесный человек должен, по словесности своей, быть Боговидцем, знать Бога, чувствовать присутствие Бога, служить Богу, как некогда кроткий и дивный Иаков. Но если словесный человек, все достоинство которого в познании Бога, не знает Бога, то есть если Боговидец становится слепым по отношению к Богу, тогда вол и осел возвышаются достоинством над таким человеком. Ведь волы без исключения узнают владетеля своего, и ослы без исключения узнают кормильца своего, тогда как среди людей существуют исключения, то есть существуют такие люди, причем нередко – вожди людей, которые не знают Владетеля своего и Кормильца своего. Безбожность – это болезнь только людей среди всей сотворенной вселенной. Ибо набожность является условием нормальности и здоровья только для человека, а для животных нет. Поэтому безбожность – болезнь не животных, а людей. Увы, только людей, только тех, которые определены быть Боговидцами, но они, утратив набожность, становятся ниже вола и осла!

Это видение Исаии, сына Амосова, пророка Божия.

О, Господи кроткого Иакова, Израиля, просвещенного Боговидца, помоги нам сохранить достоинство свое человеческое, достоинство Боговидца, чтобы каждый день и час узнавать и признавать с благодарностью Тебя как Владетеля Своего и Кормильца своего. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

17 Августа. Поучение о болезни богоотступничества

Вся голова в язвах, и все сердце исчахло (Ис.1:5)

Братья, Бог – источник здоровья, Бог Саваоф. Выйдите на высоту Божию вы, у кого голова мутится от излишних дел и еще более излишних забот, и надышитесь здоровьем, которое от Бога, только от Бога приходит. Голова в язвах – это вожди и старейшины народа; сердце исчахлое – это народ. Пророк представляет весь народ как одно тело и показывает, что с телом народным происходит то же, что и с телом человеческим, а именно: когда один орган тела болен, то это он один болен, но от болезни этого органа чувствует немощь все тело.

Так было и с народом израильским: голова заболела, а от головной боли сердце исчахло. Вожди и старейшины израильские отказались от закона Божия и пошли за чувствами своими как за путеводителями. Чувственный разум свой, пестрый-препестрый от различных мирских впечатлений, они взяли вместо Закона Божия для определения пути к истинной жизни. И попали в беспросветный мрак идолопоклоннических заблуждений. А от помутнения в голове сердце исчахло. Сердце отделяется от Бога труднее, чем голова; народ отделяется от Бога труднее, чем его старейшины; но когда голова долго болеет, то сердце исчахнет и уступит. Из-за негодных вождей и народ в конце концов сворачивает с пути.

Это видение Исаии, сына Амосова, пророка истинного. Действительно, это видение истинное и на то время, и на сегодня, и для народа израильского, и для народов нынешних. Посмотрите, братья, на тот народ, который вы лучше всего знаете, и сами посудите, больна ли голова и исчахло ли сердце.

О, Господи Истинный и Праведный, просвети светом Твоим голову каждого народа и укрепи крепостию Твоею сердце каждого народа. Чтобы не радовались враги наши и не говорили, что Ты оставил нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

18 Августа. Поучение о том, как Бог убеляет раскаявшихся грешников

Если будут грехи ваши как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, как волну убелю (Ис.1:18)

О, безграничная милость Божия! В наибольшем гневе Своем на народ неверный и неблагодарный, погрязший в беззаконии, семя злодейское, сынов испорченных, на князей, ставших как князи Содома, и на народ, ставший как народ Гоморры, – и в таком гневе Господь все-таки не отступает от милости, но призывает к покаянию. Это подобно тому, как после сильной грозы идет тихий дождь. Таков Господь – долготерпелив и многомилостив, если и до конца прогневается. Но только в том случае, когда грешники перестанут зло творить, а научатся добро творить и придут к Господу со смирением и покаянием, станут они белыми, как снег. У Господа могущество и добрая воля. Никто, кроме Него, не может грешную душу человеческую от греха очистить и чистотою убелить. Сколько бы ни мыли полотно в воде, с пеплом и мылом, сколько бы его ни выбивали и отжимали, оно не может приобрести белизны, пока не распростерто под светом солнца. Так и душа наша не может убедиться, сколько бы ни очищали ее своим трудом и своими усилиями, при помощи всех средств законных, пока не вынесем ее, открытую и распростертую, к подножию Бога, чтобы свет Божий ее осиял и убелил. Господь же и одобряет и поощряет все труды наши, все усилия наши; а именно, Он желает, чтобы мы душу свою слезами омыли, покаянием сжали, угрызениями совести отжали, затем добрыми делами одели. Но в конце концов Он призывает нас, чтобы пришли к Нему: Тогда приидите – и рассудим, – говорит Господь, то есть: Я посмотрю и увижу, есть ли Я в вас, а вы посмотрите в Меня, как в зеркало, и увидите, какие вы.

О, Господи, неспешный на гнев, смилуйся над нами еще до последнего гнева в Страшный День Тот. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

19 Августа. Поучение о возвышении Церкви Божией

И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы (Ис.2:2)

Это пророчество относится к Церкви Христовой. Насколько таинственным пророчество это могло представляться иудеям до Христа, настолько нам сегодня оно ясно. Гора, или высота, дома Господня – это действительно устремленная ввысь гора, то есть вершина высот небесных, ибо Церковь Христова держится прежде Небом, а не землей, ибо ведь часть членов Церкви ( и сейчас это большая часть) находится на небе, тогда как другая часть еще на земле.

Кроме того, Церковь Христова возвышается над холмами, то есть над всеми земными и человеческими величинами. И философия человеческая, и искусство, и все культуры народов, и все ценности земные представляют собою всего лишь низкие холмы по сравнению с необозримой высотой Церкви Христовой. Ибо все эти холмы для Церкви нетрудно было создать, тогда как ни какой-то один из них, ни все они вместе взятые на протяжении многих тысячелетий не могли создать Церковь.

И наконец, говорит пророк, потекут к ней все народы. К кому, действительно, до сих пор стекались все народы, если не к Церкви Христовой? Храм Иерусалимский был недоступен для язычников, под угрозой смертной казни. Церковь же от начала призывала все народы на земле, исполняя заповедь Господа: Идите научите все народы (Мф.28:19).

Это видение Исаии, сына Амосова, видение из дальней дали, видение истинное и чудесное.

О Господи Чудесный, мы благодарим Тебя непрестанно за то, что удостоил нас быть чадами Церкви Твоей Святой, Истинной и возвышенной над всеми земными высотами. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

20 Августа. Поучение о новом Законе от Сиона

Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима (Ис.2: 3)

О новом Законе и о новом Слове говорит пророк. Ветхий Закон дан на Синае, Новый – выйдет от Сиона. Ветхий закон дан через Моисея, а Новый принесет Сам Господь Христос. Тот был предназначен изначально лишь для иудеев, этот будет предназначен для всех народов, для всего рода человеческого. И хотя все слова пророка ясны, иудеи их все же не могли понять, да и по сей день не понимают. Для них закрыт смысл этих слов из-за окаменелости сердца их. К кому они относят эти слова? Ни к кому. Как они толкуют эти слова? Никак. Они проходят мимо них, как слепец проходит мимо открытых ворот. Если бы он могли понять эти слова, то разве бы поступили так и с пророком, и с Прореченным? Разве бы Исаию пилой разрезали, а Христа на Кресте распяли?

Закон Моисеев иудеи считали единственным и последним Законом Божиим. Поэтому они не могли понять смысл пророчества о новом Законе от Сиона, то есть из дома Давидова (ибо Давид прославил Сион). Но если иудеи не знали, что через Ветхий Закон увидят Новый, то мы, христиане, знаем, что через Новый Закон увидим Ветхий. Они имели дерево без плодов, а мы имеем и дерево, и плоды. Они имели только изображения без реальности, мы же имеем и реальность, и изображения. Они держались только обещания – и то неверно понятого, – а мы имеем и обещание, и исполнение.

О, Господи Пребогатый, обогативший нас Законом Твоим духовным и Словом Твоим животворящим, Тебе Единому поклоняемся и Тебе молимся: дай нам мудрости и силы, чтобы жить по Твоему Закону и сохранить Слово Твое святое. Чтобы не обеднели мы пред Тобою, сделавшим нас богатыми. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

21 Августа. Поучение о миротворчестве Христовом

...И перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать (Ис.2:4)

Как ясно видит пророк Христа Миротворца! Он указывает одно за другим достоинства Спасителя. Прежде всего, отмечает Его как Законодателя, давшего Новый Закон, закон для всех устремлений на земле. Затем отмечает Его возвышение над всеми высотами земными и историческими. А сейчас подчеркивает Его как Миротворца, Чьей силою и любовию будут перекованы мечи на орала и копья на серпы. Исполнилось ли это великое пророчество о мире? Да, несмотря на то, что еще происходят войны. Однако войны между христианскими народами и войны между язычниками – не одно и то же. Язычники воевали с гордостью, а христиане воюют со стыдом. Языческие верования населили свое небо только воинами, христианская же вера обещает небо святым. Но, повторяя, по слабости, также некоторые иные грехи языческие, христиане повторяют и грех войны. Однако Бог испытывает сердца и знает, с каким настроем грешат язычники, а с каким – христиане. Христа отрицали фарисеи, отрекся от Него и Петр. Но фарисеи отрицали Его со злобой нераскаянной, а Петр отрекся со стыдом и опять признал Его с покаянием.

А что мы, братья, скажем о мечах и копьях страстей, которыми убиваем души свои и души своих ближних? О, если бы перековать эти мечи на орала, чтобы глубоко вспахивать души и сеять благородные семена мира Христова в себе! И если бы перековать те копья на серпы, чтобы сжинать сорняки в душах и сжигать! Тогда бы мир Христов установился в душах всех нас, как установился он в душах святых. Кто бы тогда и думал о войне против соседей и народов соседних?

О, сколь дивно видение Исаии, сына Амосова, пророка Божия!

О, Господи, огнем Слова Твоего перекуй оружие войны в нас на орудия мира. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

22 Августа. Поучение о ничтожестве грешника пред величием Божиим

Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его (Ис.2:10)

Это горькая насмешка пророка над народом своим, народом идолопоклонническим. Народ отверг веру в Единого Истинного Бога и начал поклоняться идолам из камня и из праха. Что будешь делать, народ негодный, когда появится страх Господень? Куда побежишь, когда явится слава величия Его? Беги в камень, из которого ты себе сделал бога! Беги в прах, из которого ты себе сделал бога! – О, как жутка эта насмешка пророка ясновидящего! Кто может войти в скалу и скрыться? Кто может забраться в прах и скрыться от Всевышнего?

Но оставим, братья, иудейское идолопоклонничество, за которое иудеи были достаточно наказаны, и обратим внимание на идолопоклонство среди нас, христиан. Чем, как не идолом, является накопленное золото? Чем еще, как не идолом из праха, являются присвоенные поля? Чем, как не идолом, изготовленным из кожи и шерсти животных, является роскошная одежда? И куда спрячутся идолопоклонники нашего поколения, когда появится страх Господень и когда явится слава величия Его? Беги в золото, золотопоклонник! Залезай в землю, землепоклонник! Прячься в кожи животных, укрывайся шерстью лисицы и волокном от мертвых букашек, идолопоклонник! – О, горькая ирония! Все это огонь поглотит в День Господень, в тот страшный День. И человек станет лицом к лицу с Единственным Величественным и Непреходящим. Все идолы человеческие будут уничтожены огнем прежде людей, и Судия Бессмертный спросит у идолопоклонников: где же боги ваши?

Давно жил на земле Исаия, сын Амосов, пророк Божий, но его видение до нынешних дней страшно и полезно, и опять же страшно.

Тебе Единственному поклоняемся, Единый Живой Господи! Все остальное – преходящий прах. Помоги, Господи, помоги, чтобы ум и сердца наши прилепились не к преходящему праху, а к Тебе, Единственный Живой. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

23 Августа. Поучение о расслабленности грешников

Притеснители народа Моего – дети, и женщины господствуют над ним (Ис.3:12)

Прекрасно и премудро все, что от Бога. Всякая тварь Божия идет послушно по тому пути, который для нее Бог определил. И звезды передвигаются, и животные живут, и воздушные потоки управляются – все в соответствии с порядком, который Бог установил. Только человек, самое разумное создание, часто впадает в безумие и, оставляя путь Божий, придумывает новые пути по собственным помышлениям. Поэтому может произойти, что вместо стариков дети станут старейшинами, а вместо мужчин женщины начнут править. Но когда старейшинствуют дети, то устанавливается насилие; и когда женщины правят, то царит беспорядок. Если такое попускается Богом – а это не бывает без греха народа и без попущения Бога, – то народ попадает под наказание за грехи свои, так же, как тогда, когда война происходит и враг захватывает страну. Ибо всякое насилие – это война, и всякий беспорядок – наказание за грех.

Однако насилие и беспорядок могут установиться как в народе, так и в душе одного человека. Незрелые и без набожности помыслы представляют дети, а плотские чувственные мудрования представляют женщины. Когда преобладают незрелые и без набожности помыслы, тогда они совершают насилие над человеком и тянут его от одного зла к другому – подобно, как у детей; и когда плотские мудрования преобладают над духовной, мужественной мудростью, которая от Бога, тогда они начинают властвовать над человеком – подобно, как злая жена. Под женщинами пророк понимает не только лиц женского пола, но и мужчин с женскими слабостями.

Чтобы детское недоумие и женские прихоти не властвовали над человеком или народом, нужно строго держаться Закона Божия, установленного Богом для людей, – так же, как все сотворенные твари держатся Закона Божия, установленного Богом для них.

О, Господи, Создателю и Законодавче наш, просвети и укрепи нас. Просвети нас благодатию Духа, чтобы мы всегда знали Закон Твой, и укрепи нас силой Духа, чтобы мы всегда хранили Закон Твой. Аминь.

24 Августа. Поучение о том, как с грехом приходит мерзость

И будет вместо благовония зловоние... и вместо завитых волос – плешь... (Ис.3:23)

Это слова о женщинах роскошествующих и беспутных, о дочерях Сиона, которые надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах. Что же сделало надменными жен иудейских? Может быть, добродетель? Добродетель никогда не вызывает надменности, поскольку добродетель является как раз лекарством против надменности. Может быть, могущество народа и прочность государства? Нет, напротив, пророк как раз предсказывает близкое рабство народа и гибель государства. И как на одну из главных причин рабства и гибели он указывает на тщеславную роскошь, духовное ничтожество и беспутство женщин. Что же все-таки сделало их такими горделивыми и надменными? Украшения – цепочки, серьги, ожерелья, опахала, увясла, запястья, пояса, подвески, перстни и кольца, кошельки и зеркала... Собственно, это является выражением их безумной надменности, а настоящая причина надменности – духовное ничтожество. От духовного ничтожества происходит надменность, а та мишура, которой женщины увешивают свое тело, представляет собой лишь открытое объявление безумной надменности. Что получится из всего этого в итоге? Зловоние, и веревка, и плешь, и тлен. Все это будет, когда народ попадет в рабство. Так это обычно бывает: сначала дух оказывается в рабстве у тела, а затем тело – в рабстве у внешнего врага.

Но это будет и тогда, когда придет непременный завоеватель наших тел – смерть. Не помогут благовония в могиле, в царстве зловония. И не понадобятся пояса для голой кости позвоночника. И косы не спасут от лысости черепа, и никакая красота не защитит от тлена. Это неизбежный удел и самых красивых, и самых здоровых, и самых роскошных женщин. Однако самое большое несчастье – не это. Самое большое несчастье – то, что души этих женщин со зловонием, распутностью, плешивостью и клеймом предстанут пред Богом и пред Небесным воинством прекрасных Божиих Ангелов и праведников. Ведь зловоние тела означает зловоние души от блудной похоти; распутные тела означают ненасытность души в плотских удовольствиях; плешивость тела – плешивость души от недостатка добрых дел и чистых помыслов; и тлен от тела – нетленность совести и ума...

Господи Святый Пречистый, помоги женщинам, которые крестятся крестом Твоим, вспомнить о душах своих еще до Суда Твоего Праведного. Чтобы души их, вместе с телами их, не стали вечно зловонными. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

25 Августа. Поучение о страшном видении пророка Исаии

...Видел Я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном (Ис.6:1)

Вот видение из видений! Вот слава над славами и величие над величиями! Великую милость оказал Бог всем людям, дав им возможность видеть этот звездный мир, дело рук Его. Еще большую милость оказал Бог тем, кому дал возможность видеть мир Ангельский, непреходящий и чудесный. Но самую большую милость оказал Бог тем немногочисленным Своим избранникам, которым дал возможность видеть Его, Господа Саваофа, Единого Несотворенного и Создателя обоих миров. А как смертный человек может видеть Бога бессмертного? Разве не говорил Сам Бог Моисею: ...Человек не может увидеть Меня и остаться в живых (Исх.33:20)? И разве в Евангелии не говорится: Бога не видел никто никогда (Ин.1:18)? Воистину, никто из смертных не может видеть Лицо Божие, то есть сущность Божию. Но по Своей снисходительности, безграничной доброте и могуществу Бог может показаться некоторым людям в таком образе, который доступен для восприятия человеческого. В особых образах Он являлся Моисею, Илии, Даниилу, Иоанну Богослову – являлся не в сущности Своей, а в особом образе и виде. Исаия видел Его, сидящего на престоле высоком и превознесенном, то есть как Судию, возвышенного над всеми судьями и всеми судами земными. Шестикрылые Серафимы стояли вокруг Него и, обращаясь друг к другу, восклицали: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! То есть видел Господа не Самого по Себе, а как Царя в Царстве Его необозримом, окруженного самыми возвышенными существами, которых создало могущество Его. Вокруг Него первые чины иерархии небесной, главные предводители бесчисленного воинства Его бессмертного, первые светильники света Его и ослепительного сияния Его.

Это чудесное видение Исаии, сына Амосова, пророка Божия.

Господи Святой, Святой, Святой, Трисвятой, помилуй нас и спаси нас, нечистых и грешных. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

26 Августа. Поучение о главном пророчестве пророка Исаии

...Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Еммануил (Ис.7:14)

Такое славное пророчество о рождении Господа от Девы изрек Боговидец Исаия в тот момент, когда Иерусалим находился в состоянии наибольшего отчаяния. Неисчислимые войска Сирии и Ефрема окружили город и находились у самых стен городских. Царь Ахаз, без войска и оружия, и иерусалимляне пребывали в смертном страхе. Сердце Ахаза и сердце народа его всколебалось, как колеблются деревья от ветра в лесу. И в этот момент крайнего отчаяния Исаия вышел к царю и по велению Божию сказал ему: не страшись и да не унывает сердце твое. И затем Исаия предсказал, что враг не овладеет Иерусалимом. А видя, что царь не поверил, сказал ему, чтобы тот просил знамения у Господа, чуда или в глубине, или на высоте. Однако неверный царь не пожелал просить знамения и остался при своем сомнении. Тогда пророк сказал, что будет им знамение, даже если не будут просить его. Эго знамение относится к удаленному времени и связано со спасением всего рода человеческого. Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Еммануил, что означает: с нами Бог.

Почему Бог не дал сразу какого-то знамения, чтобы царь поверил? Потому что этого пророчества о спасении Иерусалима в тот момент, когда царь считал, что все пропало, было достаточно, чтобы проявилось могущество Бога и неверие царя. А почему пророк именно в это время и в этих обстоятельствах изрекает пророчество о рождении Спасителя? Потому что род человеческий во время Пришествия Спасителя будет в таком же отчаянии, подавлен и окружен дьявольскими силами, как Иерусалим в тот момент. И действительно ли пророк сказал о Деве, а не о женщине? О Деве, конечно. Ведь если бы речь шла о женщине, то какое бы это было чудо, какое знамение? Не рождаются ли все от женщины? Вся сила ударения здесь на слове «Дева».

Так Всевидящий Бог умеет связывать близкое с далеким и исполненным пророчеством в настоящее время подтверждать другое пророчество, в будущем. Еммануил – с нами Бог – спасал тогда Иерусалим как невидимый Бог. Еммануил – с нами Бог – спасет род человеческий позднее при подобной опасности как воплощенный Бог, как Богочеловек, рожденный от Пречистой Девы и Духа Святого.

О, Господи, давший пророкам способность видеть издалека истину, которая придет, дай и нам способность принять эту истину, которая уже пришла. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

27 Августа. Поучение о прореченном свете во тьме

Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет (Ис.9:2)

Пророк прорицает, что там, где темнее всего, появится светоносный Мессия. Пределы Завулоновы и пределы Неффалимовы считались темнее всех пределов. Там язычники были смешаны с иудеями; ярмо внешнего и вутреннего рабства тяжело вдвойне; тьма язычества и тьма фарисейская покрывали людей тенью смертной.

Свет небесный воссиял, во-первых, в Вифлееме – там Господь Христос родился. Этот Свет увидели издалека восточные звездочеты, а изблизи пастыри Вифлеемские. Но этот Свет изгнал из Вифлеема Ирод кровавым мечом. И Свет удалился в Египет. Затем Свет воссиял полносиянно в стране тьмы и тени смертной, в пределах Завулоновых и пределах Неффалимовых. В этой стране у озера жили рыбаки, которых Господь избрал в ученики Себе. В этой стране находится и Гора Блаженства, с которой Господь изрек первую великую проповедь Свою о блаженных. Здесь и Кана Галилейская, где Господь совершил первое Свое чудо. Здесь начал Он дело спасения людей, могучим словом и могучими делами. Люди увидели Свет великий и удивились. Но многие и соблазнились о Господе, и многие насмехались над Ним. Но не там темные люди убили Его. Была еще более темная точка в стране иудейской, где подняли руку на Творца и убили Его. Это та же самая точка, где Ирод тридцатью тремя годами ранее поднял кровавый меч свой, чтобы в крови угасить великий Свет. Это Иерусалим. Иерусалимская тьма была темнее всего. Потому, пожалуй, темнее всего, что именовала себя светом.

О, Господи, Свете наш великий-превеликий, осияй нас светом Своим в этот краткий век и прими нас по смерти в Свет Твой славный бессмертный. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

28 Августа. Поучение о наиславнейшем младенце

Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут Ему имя: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис.9:6)

К какому смертному человеку во всей истории человеческой могли бы быть применены все эти именования, вся эта власть, вся эта слава? Ни к какому. Поэтому святой Златоуст и говорит: «Это невозможно понять по отношению к какому-то иному человеку, но только по отношению ко Христу».

Пророк здесь ясно отражает две природы в Спасителе мира – человеческую и Божественную. Младенец родился – это означает чисто человеческую природу. Сын дан нам – соединяются две природы в одной личности: Сын Божий и Сын Девы в личности воплощенного Господа. Остальные же именования обозначают Божественную природу Господа Иисуса. Владычество на раменах Его, т.е. власть Его, Его собственная, а не позаимствованная. Советник2 – не о Святой ли Троице это? Ангелом или посланником и вестником этого Троического Совета является Сын Божий, Слово Предвечное. Чудный это Советник, ибо то, что от Него и через Него приходит роду человеческому, – все это чудесно, все неожиданно, все ново. Бог Крепкий – что бы на это сказали Арий и его современные сторонники, отрицающие Божество Господа Иисуса? Князь мира – ибо от Него мир прочный, а без него борьба вовне и внутри. Отец вечности – значит, Он – властитель как прошлого, так и будущего. Но Он еще и Отец Церкви, Творец нового мира, Основатель Царства Божия.

Такое дивное и верное видение имел Исаия, сын Амосов, за семьсот лет до того, как оно было явлено всей вселенной.

О, Господи Иисусе, для пророков Ты – наиславнейшее предсказание, для верных – наисладчайшее откровение. Открой ум наш, чтобы в него вошла чудесная слава Величества Твоего; и открой сердце наше, чтобы наполнилось оно животворящей любовию Твоей. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

29 Августа. Поучение о Божественном ростке от корня Иессеева

И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его (Ис.11:1)

Почему при столь ясных пророчествах о Христе Господе иудеи не уверовали в Него как Мессию? Из-за безумной гордыни своей, а также из-за безумных преступлений своих по отношению к святым и праведным людям. Кто эта отрасль от корня Иессеева, как не Господь Христос? Иессей был отцом царя Давида, а от колена Давидова ожидался Мессия. От колена Давидова Он явился, причем из Вифлеема, града Давидова. Отрасль от корня Иессеева означает телесное происхождение Господа от Девы Марии, потомства Иессеева и Давидова, а ветвь, произросшая от корня его, Иессея, означает в Нем проявленную правду, которая многими царями из дома Давидова была попрана. Попранная правда – как засохший пень. Но из корня такого пня иногда произрастает зеленый побег, ветвь. Такой самозародившейся ветвью будет и Господь Иисус. По Матери Он будет от колена Давидова, а по Божественному Зачатию Своему Он – от Духа Святого. В вечности Он от Отца без матери; во времени – от Матери без отца. В вечности идея очеловечивания находилась под покровом Божества; во времени же Его Божество находилось под покровом человечества. Пилат тщетно смотрел на эту отрасль от корня Иессеева и воскликнул: «Это человек!» Подобно тому, как если бы кто-то увидел проволоку, проводник электрической энергии, среди иной проволоки и воскликнул: «Вот проволока!» Один не распознал электрической энергии в проводе, другой – не распознал Бога в человеке.

О, Господи Иисусе, Человеколюбивый Богочеловече, сделай нас Боголюбивыми и спаси нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

30 Августа. Поучение о духоносном Божественном Младенце

...И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (Ис.11:2–3)

Дух Божий Святой не отделяется от Отца, не отделяется и от Сына; ни Отец не отделяется от Сына и Духа, ни Сын не отделяется от Отца и Духа Святого. Дух Святой пророчествовал о Сыне через пророков, Дух Святой избрал Пресвятую Деву и приготовил Ее для рождения Сына Божиего. Дух Святой неразлучно пребывал на Сыне во все время посещения Им мира во плоти. Дух премудрости – дух видения небесных тайн; Дух разума – дух понимания связи видимого и невидимого миров; Дух совета – дух различения добра и зла; Дух крепости – дух познания сущности созданной твари; Дух благочестия – дух признания Божественной власти над обоими мирами и покорности воле Божией. Кто из людей когда-либо имел на себе такую полноту богатства даров Духа Святого? Никто никогда. Единственно Господь Иисус Христос. Вообще, Дух Святой раздает дары Свои людям: тому одно, другому иное. Но вся нераздельная полнота даров сияет на Сыне Божием.

Почему Господь Иисус должен был страхом Господним исполниться, ежели Он и Сам – Бог? Страх Господень Он имел не как Бог, а как человек, ради примера для нас. Он так же, как человек, постился, бодрствовал и трудился ради поучения людей; так же, как человек, и страхом Господним исполнялся ради поучения людей. Что для людей, пораженных грехом, целительно более, чем страх Господень? Он, как здравый, должен был взять средства исцеления у Себя, чтобы поощрить больных к приему этих лекарств. Не то же ли делает родитель с больными детьми, которые очень боятся принимать предписанное лекарство?

О, Боже Триединый и Вечный, Коему все Небесные воинства поклоняются, чудесную песнь поя: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Прими и наше поклонение и спаси нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

31 Августа. Поучение о мире между волком и ягненком

Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком... (Ис.11:6)

Так пророк истинный предсказывает истину. И еще продолжает: ...И теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому... И дитя протянет руку свою на гнездо змеи...

Когда произойдет такое чудо, братья? Оно уже произошло тогда, когда явился на землю Христос Чудотворец – этот свет райский, который возобновился среди людей с пришествием Спасителя на землю. Загадочно, однако же понятно говорит пророк; загадочно, поскольку говорит не о зверях, а о людях; ясно, поскольку предсказание его исполнилось в Церкви Христовой. Люди, которые были по нравам как волки, барсы, львы, медведи и волы, ягнята, козлята и змеи, – все стоят пред Младенцем Вифлеемским уравненные верой, укрощенные благостью, осиянные надеждой, ублаженные любовью.

Пророк еще предсказывает также, отчего все это произойдет: ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море... Плотский человек – как земля, а человек, который уверовал в Христа, воистину пошел за Христом и наполнился ведением Господа, – как море, полное водой. Такими были многие отдельные люди. Были и целые общества такие в Египте, на Святой Горе, на Кипре, в России, в Армении и других странах. Но не только. Ведение Господа распространилось среди всех народов. И мало есть уголков на земле, где не читается Евангелие Христово, где не знают Имени Божия и где не приносится бескровная Жертва Господня. Одни отвергают Христа, другие Его принимают; одни отступают от веры истинной, другие принимают веру истинную. И так по всему миру идет борьба под знаком Господа Иисуса. Полные воды разливаются и заполняют пустые долины; пустые долины заполняются и уравниваются с высокими водами. Не все так прекрасно в мире, как этого мы, христиане, желаем; но пророчество пророка Исаии прекрасно подтвердилось и осуществилось. О, сколь дивно видение Исаии, сына Амосова, пророка истинного.

О, Господи Чудотворче, укроти зверские нравы тех людей и народов, которые еще не укрощены силою любви Твоей. Чтобы все мы были одарены благими дарами Твоими. Чтобы все мы были славны от славы Твоей. И живи нас, Господи, от Живота Твоего бессмертного. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

* * *

2

Свт. Николай использует следующий вариант перевода: «...великого Совета Ангел, чудный Советник»; соответственно, толкование – именно этого текста.


Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/ Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.2. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с.

Комментарии для сайта Cackle