Понятие о говении
Да искушает человек себе, и так от хлеба да ест, и от чаши да пьёт (1Кор. 11:29).
«Памятование о своих грехах такое благо, что блаженный Павел всегда выставлял наружу даже те вины свои, которые были уже заглажены». Златоуст к Стелехию о сокрушении в слове втором, 14.
Говение, по уставу Православной Церкви, для нас, принадлежащих и послушных ей, есть время священнейшее и спасительнейшее. Говеть значит ввести себя в подвиг особенного высшего благоговения или благоугождения Богу и обновления нашего благодатного и спасительного для нас служения Ему. Благоугождать Богу есть всегдашняя наша обязанность, которую мы можем и должны исполнять и тщательным, безкорыстным послушанием закону и совершением дел своего звания. Ибо Слово Божие повелевает нам – все творить во славу Божию (1Кор.10:31). Но это служение и благоугождение Богу не есть особенное и исключительное для Бога, а есть общее с угождением и служением нашим временным и видимым нуждам, и, сколь бы ни было полезно и важно, не есть еще говение. Можем и должны служить и благоугождать Богу и обыкновенными делами благочестия, например: быванием во храме Божием при Богослужении, хождением на поклонение святыне, чтением священным и духовным, постом, молитвою и вообще поведением благочестивым и христианским. Это служение Богу хотя более особенно и прямо для Него, но и оно приличествует обыкновенному поведению Православного христианина, и не есть еще говение. Говение не есть ни праздник обыкновенный, хотя оно в сущности своей есть истинное торжество веры и благочестия, не есть ни пост обыкновенный, хотя и не бывает без поста. Говеть, значит сколько можно исключительнее поставить себя пред лицем Божиим, единственно зреть пред собою Бога, пребывать в Боге, чтобы себя, яко образ и подобие Его, безпрепятственнее и безпристрастнее сличить, поверить с первообразом, открытым нам в Боге и Господе нашем Иисусе Христе, исправить и освятить для Его славы и своего блаженства в Нём.
Говение собственно ведет нас к обновлению и освящению нашего благодатного служения Богу во Иисусе Христе, но истинным освящением этого служения высоко и благотворно обновляется и утверждается союз наш и с ближними. Ибо наши неправды пред Богом, подвигом говении открываемые нам и изглаждаемые, суть неправды и против наших ближних, против всей природы, среди коей каждый из нас есть звено, не отдельное от прочих существ.
Духовное исключительное поставление себя пред лицем Божиим и зрение пред собою единственно Бога необходимо требует особенного времени для говения и в это время – строжайшего изъятия себя из круга обыкновенной жизни, или уединения. Из этого строжайшего изъятия и удаления себя от развлечений жизни обычной, для безпрепятственного пребывания в Боге, должны образоваться в нас чувствования и упражнения во время говения. Сии упражнения, по руководству Православной Церкви, состоят в посте, молитве, самоиспытании, покаянии, причащении и сообразном сим упражнениям последующем поведении.