I. Древние и другие примечательные предметы в московском Высокопетровском монастыре1
В 1-й книге Чтений в Императорском обществе истории и древностей российских, 1874 г. (отд. V, стр. 173 – 233), помещены «Списки настоятелей московского Высокопетровского монастыря с 1379 года», и еще статья с заглавием: «Надгробные памятники того же монастыря», в которой изложены уцелевшие на них надписи.
В Петровском монастыре, кроме надгробных, есть много других древних надписей: на крестах, церковных сосудах, иконах, книгах и т. д. Они приведены сполна в предлагаемом сочинении. Из описанных в нем церковных и ризничных вещей, замечательных сами по себе, или только по имеющимся на них надписям, почти все сохранились до настоящего времени, а об остальных, не существующих ныне вещах, потребные сведения заимствованы из старых монастырских описей. Таковы: 1) опись, составленная по указу Петра I от 27 Февраля 1699 г., хранимая в Архиве Министерства Юстиции, 2) «Книга описная, вновь учиненная» в декабре 1774 года.
К числу достопримечательных вещей Высокопетровского монастыря принадлежат:
Евангелия
Евангелие, печатаное в Москве 1628 г., на простой бумаге в десть, обложено объярью лимонного цвета с серебряными травами. На верхней дске в середине чеканный образ Спасителя, сидящего на престоле, с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Предтечею, а по углам Евангелисты; на обратной дске средник и наугольники с репьями (листками, цветами), резными по серебру. По листам сделана полууставом надпись: «Лѣта 7142 (1634), генваря 12 дня, въ царствующемъ граде Москве, въ храмъ Покрова Пресвятыя Богородицы2 далъ сію книгу, глаголемую Евангеліе напрестольное, печать московская, Москвитинъ Исай Савельевъ сынъ Тележниковъ, по своей душе и по родителехъ своихъ. И сию книгу изъ церкви никому не вынести, ни продать, ни заложить ни попомъ, ни діякономъ, ни какова чина человѣку. А кто вынесетъ, тово судить Гь (Господь) на ономъ будущемъ суду». По другим листам этой же книги встречается другая чья-то надпись: «Лѣта 7142 (1634), февраля 2 дн, въ царствующемъ граде Москве, въ Беломъ городе, за Неглиною (рѣкою), на Петровке, въ Петровской монастыр(ской)3 древяной храмъ, теплой».
Чем же объяснить существование двух почти одновременных, но разноречивых надписей, из коих первая гласит, что Евангелие дано в Покровский храм Божией Матери, а вторая в храм Петра митрополита Московского? Листы со второй надписью взяты, вероятно, из другого Евангелия, печатаного в том же 1628 г., чтобы из двух неполных Евангелий составить одно цельное.
Евангелие в лист 1681 г., на полу-александрийской бумаге. Лицевая дска обложена гладким золоченым серебром с чеканною по краям каймою. На той же дске, в пяти осыпанных изумрудами кругах эмалевые образа: в середине Распятие Господне с предстоящими Богоматерью, Марией Магдалиной, Иоанном Богословом и Логгином Сотником; по углам Евангелисты с символами. На небольшом расстоянии, по углам Распятия укреплены 4 запоны, осыпанные алмазами и изумрудами. Ниже ступней Спасителя буквы с двух сторон: м(есто) л(обное), р(ай) б(ысть), г(олова) а(дама). На исподней дске, обложенной аксамитом, пять плащей с вычеканенными цветочками. Нарисованное на обороте 1-го листа дерево можно назвать древом искупления: оно начинается творением мира и оканчивается вверху Распятием. Лица, изображенные на ветвях, кроме Господа Саваофа, почившего по окончании творения, каким Он изображается на некоторых иконах, суть Цари и Пророки, пророчествовавшие об искуплении. Двое животных суть не символы Евангелистов, а относятся ко дню сотворения их Богом. По краям верхней дски вырезана по серебру следующая надпись: «Сіе святое Евангеліе построилъ Царственные Болшіе Печати и Государственныхъ Великихъ Посолскихъ Дѣлъ оберегатель, ближней бояринъ и намѣстникъ Новгородцкой, князь Василей Васильевичъ Голицынъ, въ новопостроенную свою церковь Святаго Христова Воскресенія, что у его двора, въ нынѣшнемъ во 194 (1686) году, августа въ день»4.
Вместе с имением князя Голицына, подвергшегося в 1690 г. опале, взятое в Царскую казну Евангелие передано в Высокопетровский монастырь, в том же году возобновленный усердием Петра I и родственных ему бояр Нарышкиных5.
Евангелие на александрийской бумаге, в большой лист, 1689 г. Верхняя дека обложена вызолоченным серебром, с чеканною по краям каймой и с такими же изображениями, в середине: Воскресения Христова и по сторонам (крестообразно) – несения креста, Распятия Господня, снятия Его с креста и положения во гроб; по углам четыре Евангелиста. На нижней дске, обложенной Веницейским бархатом, чеканные наугольники, а на середине серебряная позолоченная дщица с чеканными кругом репьями и с резною надписью: «1704 году, мѣсяца декемвріа въ 21 день6, построилъ сіе святое Евангеліе въ Петровской монастырь ближней столникъ Андрей Ѳеодоровичь Нарышкинъ, по родителѣхъ своихъ въ вѣчное поминовеніе, при архимандрите Іоасафе».
Кресты напрестольные и наперсный
Крест беспробного серебра, гладкий, вызолоченный, длиной 9 ¼ верш. В описях значится под № 1. На нем накладные, резные с чернью образа: вверху Господа Саваофа, благословляющего обеими руками, под ним Распятие, по сторонам Богоматерь и св. Иоанн Богослов с молитвенно простертыми к Спасителю руками. На сих образах четыре золотых венчика с алмазами. Внутри креста вложены в дерево части мощей разных святых, числом 86, как это видно из надписей на серебряной дске, покрывающей дерево. В нем веса, без дерева, 3 ф. 72 зол.
«Того ж креста киот древянной оклеен бархатом зеленым, а внутри атласом зеленым же; у него на верхней дске пять плащей, две петли и крючок сребренные, белые, гладкие»7.
Крест серебряно-позолоченный, гладкий, с витой по краям обделкой, длиной 8 ½ верш. Распятие Господне с двумя предстоящими и глава Адамова писаны по серебру красками с эмалью. В верхней части креста пять круглых, крестообразно расположенных запон с изумрудами и яхонтами, в один ряд обнизанных мелким жемчугом, а средняя крупным. И самый крест до рукоятки унизан по краям, через камушек (лал, изумруд), крупным жемчугом. В кресте св. мощи: ап. Андрея Первозванного, архидьякона Стефана и великомуч. Феодора Стратилата, Пантелеймона и Меркурия, как это видно из надписей на дереве, в которое вложены частицы мощей. На рукоятке вырезано следующее: «Въ лѣто 7199 (1691), генваря въ 15 день, построенъ сій крестъ въ Петровской монастырь, что словетъ Высокой, для поміновенія души боярина и оружейнічего Івана Кириловича Нарышкина. А построила жена ево бояроня Прасковья Алексѣевна Нарышькина». В нем веса, без дерева, 1 ф. 56 зол.
«Того ж креста киот древяной обложен бархатом голубым, а внутри атласом голубым же; на верхней дске на угоднике и снизу яблочки железные»8.
Крест серебряный позолоченный, длиной 9 ½ верш. На передней стороне креста чеканные изображения, вверху Господа Саваофа и под ним Духа Св. с двумя (по сторонам) Ангелами. По сторонам Распятия изображены: Богоматерь, Мария Магдалина, Иоанн Богослов и Логгин Сотник, а внизу святители Московские Петр и Алексий. На рукоятке креста, обнизанного вокруг кафимским жемчугом и изумрудами, вырезаны слова: «1702 года приложила животворящі крестъ въ Петровской монастырь вдова Малания Тимоѳевна Нарышкина по боярине Матѳее Ѳилимоновиче Нарыш(кине)». В нем веса 2 ф. 19 зол.
Крест серебряный, длиной 9 вершков. На нем Распятие литое, а прочие изображения чеканные, на верху Господа Саваофа и под ним Духа Св., по сторонам Распятия четверо предстоящих, внизу ап. Петр, плачущий об отречении от Господа. По обеим сторонам его петел и ключи.
На рукоятке орудия страстей Христовых. Кроме св. мощей, в кресте находятся: 1) часть от камня гроба Господня, 2) часть от трости, которою Христос по главе бит был, 3) риза Исаии пророка, 4) трость и камень от гроба Антония Римлянина. Внизу, на задней стороне креста резная надпись: «Сеи благословящей крестъ Святѣйшаго Правительствующаго Синода секретаря Петра Іванова сына Боголюбова». Возле пробы серебра означен 1746 год. В нем веса, без дерева, 1 ф. 72 зол.
Крест серебряный позолоченный, длиной 8 ½, верш. На нем, по сторонам Распятия, чеканные образа: несения Господом креста и снятия Его со креста, внизу положение во гроб, а вверху Воскресение Христово. На рукоятке вычеканены петел на столпе и орудия страстей Христовых. Из надписей в пяти выпуклых клеймах, на задней стороне креста, видно, что в нем хранятся: древо креста Господня и мощи Алексия митрополита, страстотерпца Иоанна Воина, преп. Анастасия (Синаита?) и Григория Декаполита. На той же задней дске с чеканными травами, на рукоятке изображен резной Херувим и под ним резные слова: «1750 году, октября 14 дня, сооруженъ сеі святыі животворящей крестъ въ Высокопетровской монастырь, въ новопостроенную церковь Толские Пресвятыя Богородицы, тщаніемъ Настасьи Александровны Нарышкиной». Она же и храмоздательница. В нем веса, без дерева, 95 зол.
Крест наперсный, золотой, с короной и с овальными оконечностями; на нем накладной финифтяный образок-Распятие. В верхней части креста осыпанный алмазами треугольник, как символ Триединого Божества; в нижней и на поперечных частях три алмазных звездочки. Серебряная у креста подвеска, кроме алмазов, унизана яхонтами. В нем с серебряною цепочкой веса 48 зол. Крест с золотой первоначально цепью Всемилостивейше пожалован настоятелю сего монастыря, архимандриту Иоанникию, за участие в священнослужении при короновании и помазании на царство Государя Императора Александра Павловича, 15 сентября 1801 года9.
Священно-служебные сосуды
Сосуды средней величины, оловянные. На потире, с лицевой стороны, резные, поясные в кругах изображения: Спасителя, правой рукой благословляющего, а в левой держащего Евангелие, Богоматери и св. Иоанна Предтечи; на задней стороне восьмиконечный крест с буквами по сторонам: к(опие), т(рость) м-л, р-б. По верхнему краю чаши надпись: «Пиите отъ нея вси, се есть кровь Моя Новаго Завѣта, еже за вы во» (яже за вы и за многи изливаемая, во оставление грехов). На дискосе изображен Богомладенец, лежащий на дискосе, и два Ангела по сторонам Его, с рипидами. По краям дискоса написано: «Сеи Агнецъ Божи, вземляі грехи міра». Звездица медная, на ней круг с резным крестом. На блюдцах, на первом резной образ Распятия с двумя предстоящими, по полям надпись: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко». На другом блюдце резное изображение Знамения Божией Матери с надписью по полям: «Достойно есть яко во истинн(у) блажити Тя».
Сосуды серебряные позолоченные, вес 4 ф. 30 зол. Потир с резными изображениями, на лицевой стороне, Спасителя, Богоматери и Предтечи, сзади крест и ап. Петр и Павел; с боковых сторон Архангелы Михаил с мечем в руке и Гавриил с райской в руке ветвью. По верхнему краю чаши вырезаны слова: «Пійте отъ нея вси, сія есть кровь Моя» и пр. Рукоятка с яблоком, на нем три резных Херувима с надписью: «На Херувимѣхъ носимый и пѣваемый отъ Серафимъ». На поддоне, в шести выпуклых клеймах изображены страсти Христовы. Дискос, по краям коего сделана надпись: «Се Агнецъ Божій, вземляй грѣхи мира», имеет соответственное ей изображение Богомладенца Иисуса с двумя Ангелами; на поддоне его резные образа трех Вселенских Святителей. На звезде круг, а в нем Распятие резное с предстоящими. Лжица представляет ту особенность, что на ручке ее начертан вверху восьмиконечный крест, а внизу четвероконечный. На блюдце с изображением креста читаем слова: «Крестъ Твой, Господи, жизнь и воскресеніе людемъ Твоимъ есть», а на другом изображено Знамение Пресв. Богородицы и написано по полям: «Все упованіе мое на Тя возлагаю, Мати Божія». На поддоне потира, по краям вырезано следующее: «193 (1685) г., апреля въ 19 день, сіи сосуды церковные дала вкладу въ Петровской монастырь верховая бояриня10 Авдотья Ивановна з дѣтми своими по муже своемъ Парѳеніи Григорьевиче Свиньине, и по родителех своихъ въ вечное поминовеніе».
Сосуды серебряно-позолоченные с чернью, весом 8 ф. 18 зол. На чаше резные изображения те же, что и в прежнем потире, и между ними сверху восемь Херувимов; вокруг ее в коймах вырезаны слова: «Пійте отъ нея вси» и пр. На поддоне потира шесть выпуклых клейм с резными травами. Дискос от прежнего отличается чеканными символическими изображениями, на поддоне, Евангелистов. На звезде резной крест, а на лучах (дугах) ее и на лжице травы с чернью. На одном блюдце вырезаны крест и вид города (Иерусалима), на другом – Новгородский образ Знамения Божией Матери. На обеих встречаем надписи: 1) «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресеніе Твое славимъ», 2) «Все упованіе мое къ Тебѣ возлагаю, Мати Божія, сохрани мя во своемъ си покровѣ» (по старопечатному). На потире, на краю поддона вырезана вязью следующая надпись: «Сіи сосуды церковныя устроилъ въ церковь Живоносного Христова Воскресенія той же, иже ю присно созда, Царственные болшіе Печати и Государственныхъ Великихъ Посолскихъ Дѣлъ оберегатель, ближній бояринъ і намѣсникъ Новгородской, князь Василій Васильевичъ Голицынъ, лѣта 7194 (1686)».
Сосуды серебряные с позолотой по местам, весом 2 ф. 73 ¾ зол., «даны от Мавры Дубровской», не позже 1700 г. Ныне не существуют.
Сосуды серебряные позолоченные, весом 2 ф. 89 ½ зол. По краям чаши вырезаны слова: «Тѣло Христово пріимите, источника безсмертнаго вкусите», а на поддоне потира написано: «Сие сосуды вкладу въ Петровской монастырь приложила (въ 1702 г.?) бояроня вдова Маланя Тимоѳевна Нарышъкина по боярине Матьѳѣ Ѳилимоновиче Нарышкине».
Сосуды серебряные с позолотой в 4 ф. 80 ¼ зол. В звезде образ Господа Саваофа и, по сторонам его, Святителей Вселенских и Николая Чудотворца. На втором блюдце вырезано благовещение Божией Матери. На поддоне потира надпись: «1735 г., ноября 26 дня, сіи сосуды дала вкладу въ Петровской монастырь, въ церковъ Толскія Богоматере Настасья Александровна, въ поминовеніе по (мужѣ) Иванѣ Ивановиче Нарышкине»11. Ныне не существуют.
Дарохранительница
Дарохранительница серебряная вызолоченная, о двух ярусах с куполом, на четырех круглых ножках с накладными лапами «орлиными белыми», т. е. без позолоты. Весу в ней 11 ф. 20 зол. Нижний ярус, назначенный для хранения освященных агнцев, снабжен с лицевой стороны серебряным выдвижным ящиком. На четырех углах нижнего яруса 4 гладких столбика, на коих накладки, заменяющие резьбу, прорезные серебряные без позолоты, а у верхнего яруса на углах столбики витые. В обоих ярусах, по сторонам, в восьми прорезных клеймах изображены на финифти страсти Христовы и положение Его во гроб. Над верхним ярусом крыша с главою, на крыше 4 литых Херувима. На главе чеканное Распятие с предстоящими, вверху креста Римские буквы: I N R I, а по обеим сторонам переднего клейма в верхнем ярусе резная надпись: «Отъ сотворенія міра лѣта 7226, а отъ Рождества Христова 1718, декемвріа 25 дня, построенъ сей таинохранителный ковчегъ и отданъ во обитель въ Петровской высокой монастырь, въ соборную12 церковь, тщяніемъ болярони вдовы Юльяны Лвовны, болярина Васіліевой (Василія) жены Ѳеодоровича Нарышкина, для поминовенія по немъ».
Кивот со святыней
Киот деревянный, золоченый, за стеклом. Вверху его «Отечество вырезано и росписано красками». В киоте серебряно-позолоченный, длиной 6 ½ верш., крест с мощами, вложенный в кипарисную дску13. Вокруг креста, в той же дске (она в длину 11 ½, а в шир. 9 ½ верш.) расположена следующая святыня: 1) часть животворящего древа, 2) камень гроба Господня, 3) камень гроба Владычицы, 4) риза и багряница Господня, 5) часть тернового венца, 6) камень и древо Неопалимой Купины, 7) древо жезла Моисеева и частицы св. мощей, числом 187. На кипарисную дску наложена медная прорезная, позолоченная дска с надписями мощей. Внизу кивота надпись по серебру: «Построенъ сей ковчегъ со святыми мощми і со крестомъ во обитель Пресвятыя Богородицы, честнаго ея Покрова, тщаніемъ торговыхъ людей Потапа Матвеева, Прокоѳя Кирилова, 1728». В описи 1774 г. о сем ковчеге замечается: «Прислан от Святейшего Синода в Высокопетровский монастырь, находившийся прежде в синодальном ведомстве».
Плащаница и воздухи с покровцами
Плащаница, представляющая положение во гроб Господа Иса Хра, мерой в длину 2 арш. 7 ½ верш., а в ширину 1 ½ арш. Шита по синему атласу золотом и серебром, но тело Спасителя и лица предстоящих (Богоматери, обнимающей главу Его, трех Мироносиц, Иосифа с Никодимом и, по сторонам Богочеловека, двух Ангелов с рипидами) вышиты разными шелками. Венец на Спасителе и две звездочки на челе и на раме Богородицы низаны мелким жемчугом. Вверху, в полукруге, изображающем звездное небо, Дух Святой в виде голубя; внизу еще два Ангела с рипидами, а по углам символы Евангелистов. Вокруг плащаницы, на коймах по зеленому атласу вышита вязью стихира: «Пріидите ублажим Iосифа приснопамятного». В подножии надпись: «1702, мѣсяца марта 2 дня, при Великомъ Государе Царе и Великомъ Князе Петре Алексѣевиче, всеа Росиі Самодержце, построена сия плащеница по обѣщанию своему, дана вкладу въ Петровской высоцъкой въ монастыръ, монахъ Иларионъ и сынъ ево Іванъ Івановичь Бутурлинъ14, при архимандрите Иоасаѳе».
Из воздухов с покровцами замечательны три:
а) Воздух и два покровца, парчовые по золотому матовому полю с золотыми цветами, обложены по краям серебряным кружевом и бахромой. Кресты, на воздухе восьмиконечный с подножием, на покровцах четвероконечные, обнизаны жемчугом, изумрудами и яхонтами, голубыми и красными.
б) Воздух и покровцы из малинового атласа, убранные жемчугом. На воздухе шитые разными шелками и золотом изображения Спасителя, лежащего во гробе, двух Ангелов вверху с рипидами и между ними одного Херувима. На коймах по зеленому атласу шитый золотом тропарь: «Во гробѣ плотию, во аде же съ душею яко Богъ». Из покровцов на одном изображен лежащий на дискосе Богомладенец, над ним Дух Св. и Господь Саваоф, а по сторонам Его – два Ангела с рипидами. На коймах, с Херувимами по углам, вышиты золотые слова: «Приимѣте, iядите, се есть тѣло Мое» и пр. На другом покровце образ Знамения Божией Матери и четыре вокруг Нее Херувима. Поймы с словами: «Пиите отъ нея вси, се есть кровь Моя» и пр.
в) Воздух с покровцами из шелковой голубой объяри с коймами розового атласа. На нем изображено положение во гроб Иисуса Христа. Тело Богочеловека и лица предстоящих гробу: Богоматери, Магдалины, Иоанна Богослова и Иосифа с Никодимом, рисованы по атласу, плащаница Спасителя и ризы предстоящих сделаны из разных материй, а венцы шиты золотом и обведены в одну нить мелким жемчугом, между коим внизаны сквозные изумруды. По краям воздуха вышит золотом тропарь: «благообразны Иосифъ». На одном покровце изображен в сиянии Спаситель благословляющий, с Евангелием в левой руке, раскрытым на словах: «Судия бѣ нѣки въ нѣкоемъ граде, Бога не бояся и человѣкъ не срамляяся» и пр. Риза на Спасителе и все сияние вокруг Его нашивные из разной материи шелковой и парчи, а лицо, руки Его и Евангелие, Им держимое, писаны по белому атласу красками. На другом покровце в круговом сиянии образ Знамения.
Иконы
Образ Еммануила (вышиной 3 арш. 4 ½ верш., в ширину 1 ар. 11 ¾ верш.). Он в юном прекрасном виде и в Царском одеянии. На голове корона с крестом, десницей Он благословляет, а в шуице держава. Херувимы по обеим сторонам Его и облака вокруг, а под ногами луна. Лик Божественного Отрока и у Херувимов лица писаны красками, но ризы, облака, луна, свет «наклеены объерми и атласы разных цветов»15.
Казанская икона Божией Матери, выш. 7, шир. 6 верш., в золотом окладе. Венец и корона, золотые, убраны яхонтами и обнизаны по краям Бурмитским жемчугом16. Киот у иконы серебро-вызолоченный, вес. 8 ф. 6 зол. На затворах его чеканные изображения Рождества Богородицы, Введения во храм, Благовещения и Успения, по два праздника на каждом затворе, и святых внизу, под Богородичными праздниками: Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова, Николая Чудотворца, Иоанна Постника, препп. Георгия, Симеона, преподобномуч. Евдокии и муч. Татьяны. На задней стороне киота резная вверху надпись: «Въ лѣто 7193 (1685), мѣсяца априлия въ 1 день, построилъ сій кивотъ ІІресвятѣй Владычице Богородице и Приснодѣве Маріи, чюдотворному ея образу Казанскому, рабъ ея князь Ияковъ, князь Никитинъ сынъ Одоевской, во славу Божию и Пресвятыя Владычицы Богородицы и Приснодѣвы Маріи». Киот сей вставлен в другой большой деревянный, на котором вверху изображена красками Пресв. Троица, окруженная небесными Силами; по одну сторону Ее: великомуч. Феодор Стратилат и мученица Агафия, соименные Царю Федору Алексеевичу и первой супруге его, Царице Агафии Симеоновне, скончавшейся в 1681 г., по другую Иоанн Новгородский и преподобномуч. Евдокия. Внизу написаны Деисус, два Архангела и 11-ть непоименованных святых, а по сторонам описываемой Казанской иконы изображено благовещение (Архангел по другую сторону) и в шести отделах разные явления подлинной Казанской иконы. На всех изображениях оклад серебро-вызолоченный, чеканной работы. Внизу большего киота надпись на дске и другая по серебру: «Въ лѣто 7087 (1579), іюля 10 (въ 8-й день) явися Пресвятая Богородица во граде Казане, при державе Благовѣрнаго Царя і Великаго Князя Іоанна Васильевича всея Росиіи, і при чадѣхъ его Благовѣрныхъ Царевичахъ, при Благовѣрномъ Царевиче і Великомъ Князе Іоанне Іоанновиче, і при Благовѣрномъ Царевиче і Великомъ Князе Феодоре Іоанновиче, и при святѣйшемъ митрополите Антоній Московскомъ, и при епискупе Іеремеи Казаньскомъ».
В 1699 г. 10 сентября, по указу Великого Государя, икона эта взята у вдовы Гликерьи Кутузовой и, по передаче в Петровский монастырь, поставлена в Боголюбской церкви на аналое, посредине храма с правой стороны17. Ныне она за левым клиросом в той же церкви. В 1702 г. при ней находился «образной» старец или монах.
В описи 1701 г. (от нее уцелело несколько листов) встречаем у Казанской иконы много привесок. «По осмотру нынешнего 725 года, лаловых и других серег не явилось, а по скаске пономаря старца Мартирия, как де, по указу блаженныя памяти Государыни Царевны Наталии Алексеевны18, приезжал столник Иван Никитин сын Хитрова, и тот образ Казанские Богородицы со всеми привесами взял к ней, Государыне Царевне, и оная Царевна с того образа привесные серьги и другие приклады велела снять и сделать, вместо тех привесов, к тому же образу цату жемчужную с разными камени и запаны, которая цата и ныне имеется в ризнице».
Древняя икона была не раз поновляема, как это видно из надписей на нижних полях ее, сделанных в 1774 г. одной рукой. Таковы: ??? (так!) года поновил Симон Федороф Ушакоф при архимандрите Иосифе19; ??? поновлена, Федот Феофанов Томской, при архимандрите Сергие; ??? г. поновлен (образ) при архимандрите Силивестре. В июле 1875 г. икона реставрирована художником И. С. Сушкиным, причем и оказались три надписи. Колера на ней темно-зеленый и желтый.
К той же иконе есть древняя пелена из малинового атласа с изображением на ней Казанской Божией Матери, шитым золотом и шелками; корона обнизана средним и мелким жемчугом Вокруг пелены, по голубой кайме вышить вязью кондак: «Притецемъ людие».
Образ Боголюбской Божией Матери, в выш. 2 арш., в шир. 1 арш. 6 ½ верш., в серебро-позолоченной ризе, вес. 22 ф., сделанной в 1849 г. «от доброхотных дателей». Как этот, так и прочие (числом до 70) в иконостасе Боголюбской церкви образа, современные построению ее в 1690 г., отличаются строгостью рисунка и необыкновенною тщательностью работы. Все они реставрированы.
Влахернская икона Божией Матери, из воскомастики, в выш. 10 ½, в шир. 8 ½, верш. Венцы на ней, золотые, в два ряда убраны мелкими яхонтами и изумрудами, а риза серебряная с жемчужным ожерельем. На правой руке у Богоматери киотец золотой со св. мощами (ныне с частью ризы Ее), а у Богомладенца к правой благословляющей руке Его приделана золотая с финифтью, прорезная подвеска наподобие серьги. На полях и на самой ризе вычеканен синаксарь из Постной Триоди, читаемый в день Похвалы Божией Матери, т. е. в субботу на пятой седмице великого поста. Кроме того замечено, что подлинный Влахернский чудотворный образ20 «принесен бысть в царствующий град Москву и поставлен в велицей церкви, и до сего дне, его же по самому подобию и мере, и сей настоящий (описываемый нами) образ Пречистой Богоматери, в заступление, по самой той благодати к Сыну Ее и Богу нашему, во обстояниях наших, и покровение и невпреборимую помощь от враг видимых и невидимых, устроен в лето от сотворения мира 7210, от Рождества же Христова 1701, индикта 10, месяца октоврия в 1 день; венец же и цка у сего святого образа (под ризой) вся исполненна святых мощей мно(го)численно, в предстательство наше и в заступление»21.
В Высокопетровский монастырь икона поступила в 1704 г., из дома Федора Петровича и Натальи Ивановны Дубровских22. На большой дске, в которую вставлена она, по сторонам Божией Матери изображены Благов. князь Михаил (какой?) и муч. Наталия, как тезоименитые родным стольника Ф. П. Дубровского. На той же дске написан лицевой акафист Пресвятой Деве.
Образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, именуемый «Цвет Неувядаемый», в выш. 13 и 3/4, в шир. 11 верш. На нем серебро-позолоченная риза. Внизу на передней стороне дски надпись: «1733 году писал сей образъ 9-ти Мучениковскiй (в Москве) дiакон Василiй Ивановъ».
Толгская икона Божией Матери, в выш. 14, в шир. 11 верш., в серебряном чеканном окладе. Венцы чеканные, серебро-позолоченные с коронками, а убрус и ожерелье на Богоматери писаны по красной материи мелким кафимским жемчугом. Внизу на окладе вырезаны слова: «Списанъ сеи святый образъ съ подлинаго чудотворнаго образа Пресвятыя Богородицы, яже въ Толской обители...23, а писалъ сеи святый образъ 1744 году, мѣсяца августа, града Ераславля, церкви святаго великомученика Димитрія Селунскаго попъ Іоанъ Андреевъ».
Казанская икона Божией Матери, мерой в выш. 4 ¾, верш., в шир. 3 ½ верш., письма более итальянского, чем греческого, до передачи в монастырь (1 марта 1849 г.) находилась в доме девицы, купчихи Татьяны Степановой Крашенинниковой, проживавшей в Москве, в приходе Благовещенской, на Бережках церкви и огласилась чудотворной24.
Икона Благоверных Царей Константина и Елены, предстоящих кресту25. Крест серебро-позолоченный, четырехконечный, мерой в длину 4, в шир. 3 верш., врезан в иконную дску. Распятие на нем литое, а вверху Отечества и, по сторонам Распятия, образа Божией Матери и св. Иоанна Богослова чеканные, накладные. Как видно из надписей на задней стороне креста, в него вложены: «часть живоносного древа Христова, часть гроба Христова, персть пещеры, в ней же крыишася (скрывался) Христос от Ирода», и мощи разных святых, числом до 60-ти.
Образ святителя Московского Петра, писанный в декабре 1871 г., на престольной четырехугольной дске26, в которую врезан (в августе 1875 г.) серебро-позолоченный ковчежец, длиной 1 ¼, шир. 1 верш. На ковчежце, на верхней стороне затвора резное, покрытое чернью изображение того же святителя, а внутри ковчежца в древе часть мощей Угодника, кругом унизанная в одну нить жемчугом. На задней стороне ковчежца резная надпись: «Сiя святыя мощи положены въ его (Петровской) святой обители, в вечное поминовение Климонта, Мавры, Петра, Татианы, Михаила, Наталии, лѣта 7208 (1700), маiя в 21 день». Здесь поименованы родные стольника Федора Петровича Дубровского.
Образ Алексия Человека Божия, соименного Царю Алексею Михайловичу и, по сторонам преподобного на той же дске (в выш. 2 арш., в шир. 1 арш. 6 ¾ верш.), св. мучеников Андриана и Наталии, соименной Царице Наталье Кирилловне, матери Петра I.
Образ преп. Исаакия Далматского, выш. 7, шир. 6 верш., в серебро-вызолоченном окладе, написанный в 1690 г., в память дня рождения Петра I (30 мая 1672 г.). Поставлен был за жертвенником в Боголюбском храме и, вероятно, полагался на аналое, при праздничном богослужении в Царский день, особенно во время полиелейного пения среди церкви.
Образ св. Василия Великого и, по сторонам его, Филарета Милостивого и муч. Евсигния, в выш. 1½ ар., в шир. 1 ар., писанный Рогожкиным по узорчатому золотому фону. Внизу надпись: «Въ благодареніе Господу, благословившему пятидесятилѣтнее служеніе въ санѣ святительскомъ преосвященнаго Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго27, августа 5 дня28 1867 года».
Разные утвари церковные
Паникадило медное высеребренное. В трех ярусах его 45 свечников, а весу в нем 25 п. 29 ½ ф. «Построено отъ генеральши Евфросиніи Глѣбовой в 1758 г.»29.
Лампада серебряная, чеканной работы, прорезная, весом 1 ½ ф. «Дана вкладу отъ генеральши Анастасьи Никитиной Стрѣшневой, 1774 г.» Ныне не существует.
Ладонница беспробного серебра, вес. 91 зол., имеет вид восьмигранного потира с крышкой. На передних трех гранях ее резные изображения Спасителя, Богоматери и Предтечи, а на трех задних Распятие и апп. Петр и Павел, на боковых Архангелы Михаил и Гавриил. На крышке, имеющей вид купола с крестом, в шести выпуклых клеймах шесть резных Херувимов; на рукоятке круглое яблоко. Поддон у сей ладонницы круглый, с чеканными на ней травами и листами.
Кадило серебряное, вес. 1 ф. 77 зол., с резною надписью вокруг верхнего края чашки: «Лѣта 1700 году, далъ сіе кадило въ Петровской высокой монастырь Кравчей Кирило Алексіевичъ Нарышкинъ».
Кадило серебряное, вес. 1 ф. 82 зол. На поддоне резные слова: «1731 году сие кадило дано въ Петровской высокой монастырь, для вѣчнаго поминовения по девицѣ Екатеринѣ и девицѣ Варваре, при архимандритѣ Аввакумѣ». Ныне не существует.
Водосвятная серебряная чаша, круглая, местами позолоченная, весом 7 ф. 76 зол. Внутри ее, на выпуклом золоченом круге, который отдельно утвержден на дне чаши, вырезано Богоявление Господне. На лицевой наружной стороне изображена Св. Троица в виде Ангелов: так как на Иордане было явление Троицы; на задней стороне – Распятие Господне с предстоящими. По верхнему краю чаши пространная надпись крупною вязью: «По своей праведной вѣре въ домъ Пресвятыя Богородицы, въ пречестную и святую обитель, въ Петровскій высокій монастырь, милости ради великаго і всещедраго Бога, во Тройцѣ Святѣі славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, и Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Маріи, и молитвъ ради великаго святителя и чюдотворца Петра, митрополита Московскаго и всеа Россіи, вдова Палагія Борисовна Нарышкина, сію сребряную и позлащенную водосвятную чашу, въ славу Бога Отца, для вѣчнаго помяновенія и душевныя ползы мужа своего во блаженномъ успеніи околничего Ивана Ивановича Нарышкина, лѣта 7202 (1694) году, апрѣля въ 4 день, при Властію (при Властяхъ): архімандрите Іове, при казначѣе старцѣ Матѳее, прі уставщике іромонахе Іоасаѳе, при книгохранителе іеромонахе Авраміе, при ризнічемъ іеродіаконе Иринархе, при Варламе Волженскомъ, при Гераклме (Иракліѣ) Неѣломъ».
Блюдо серебряное, гладкое, вес. 2 ф. 81 зол. На середине его вырезаны крест и вид города, по краям – травы, между коими в четырех клеймах написано: « Лѣта мироздравія (отъ мірозданія) 7221, отъ Рождества же Бога Слова 1713, марта въ 25 день, построилъ блюдо сие усердиемъ своимъ (и) тщаниемъ столникъ Ѳедоръ Петровичъ Дубровской, въ вѣчное поминовение Климента, Мавры, Петра, Татиану, Іоанна, Акилину, Михаила, Наталии, Алексия, Маріи, схимонаха Іона, Маріи, Петра, Ѳеодосіи, князя Василия, княгіни Евдокии, Аѳонасия, Евдокіи, Василия, Марии, Луки, Пелагіи, Симеона, Ѳеодоры, Вукола, Анисіи, Іоанна, Улияни, Димитрия».
Чара, вес. 38 ½ зол., серебряная, гладкая с круглым поддоном, а стебель (рукоятка) при ней чеканный, золоченый промеж травок. По краям ее резные слова: «Сей ковшъ» и буквы «с а а» (священника такого-то); в исподи, возле поддона, надпись кругом: «Лѣта 7166 (1658), марта во 2 день сия чарка дана въ Петровской высокой мр. по священнике Аѳтанасие, что служилъ на Потѣшномъ дворѣ, въ Семеновскомъ30, въ вѣчное поминовение». Ныне не существует.
Ковш серебряный. Рукоятка, носок и репей внутри, на середине, резные золоченые. На рукоятке надпись: «Ковшъ князя Ондрѣя Ондрѣевича Голицына». На загибе рукоятки, с задней стороны, вырезано: «Полфунта» и буквы к в в г 31.
Облачения священнослужителей и гробовые покровы
Ризы парчи золотой с травами золотыми ж; оплечье низано жемчугом, а крест составлен из 9-ти круглых золотых запон с алмазами. Устроены по боярыне Елене Александровне Нарышкиной 20 апреля 1767 г.
Еще две жемчужных ризы и стихарь неизвестно кем пожертвованные.
Ризы парчи серебряной с трапами разных шелков, а оплечье с мелкими синего шелка травами. Вклад Марьи Ивановны Нарышкиной.
Ризы парчи серебряной с золотыми и разных шелков травами; оплечье по черной земле шито золотом. Вклад Настасьи Александровны Нарышкиной.
Ризы такой же парчи, вклад Анны Михайловны Отяевой, урожденной Нарышкиной, в 1767 г.
Дьяконский орарь, синей объяри. На нем шитые золотом, серебром и разными шелками изображения 8-ми святых диаконов, лица у коих писаны красками. Посередине образ Знамения Богоматери. Кресты, числом 6, шиты золотом32.
В ризнице монастыря есть малинового бархата 9 покровов к каменным гробницам Нарышкиных бояр, погребенных в трапезе Боголюбской церкви. Один из покровов тройной, т. е. на три гробницы, и с тремя крестами. На нем и на прочих покровах кресты с подножиями из серебряных вызолоченных дробниц, круглой формы; на дробницах резные с чернью изображения (на каждой по одному) Спасителя, Богоматери, Архангелов и разных святых. Копье, трость и глава Адамова серебряные вызолоченные. Вокруг покровов коймы из зеленого атласа с нашивным широким кружевом, плетеным из золота и серебра. Подкладка красного сукна.
Богослужебные и другие книги
«Сия книга Апостолъ, дому боярина Льва Кириловича Нарышкина послужиллъвицъ (послужилицъ) ево, дѣвицъ Анны, да Параскевиі Михайловыхъ дочерей Пустынниковыхъ. 708 г. отдана сия книга въ Петровской монастырь въ церковь, въ поминовѣние родителей». Надпись по листам книги.
Октоих, два гласа, с надписью: «Лѣта 7173 (1665) году, майя въ 3 день, далъ сию Богоглаголемую книгу Октай въ Петровской монастырь, что у Петровскихъ воротъ, въ домъ Покрова Пречистыя Богородицы, того жъ монастыря архимандритъ Ѳеодоритъ, по своей душе і по своихъ родителехъ въ вѣчной поминъ».
«Сия книга Октаi первого гласа, Iгумна Офонасея, куплена на свои денги».
Минея: месяцы Септеврий 7127 (1619) г., Октоврий 7128 и Декамврий 7129 г., в кожаном переплете. На последней книге значится, что «продана отъ Григорья Богослова»: разумеется приходская церковь близ Петровского монастыря, на Дмитровке.
Минея месячная, издание 1693 г. По листам ее написано: «7206 (1698) г., апрѣля въ 1 день, сии книги, дванадесятъныя мѣсечныя Минѣі, церкви Сошествия Святаго Духа, что за Пречистинскими вороты (за Бѣлымъ) горадомъ, на Рву33, тоя жъ церкви попъ Дометиі купилъ на зборные церковныя денги, что збираны у двери въ прошлыхъ во 193 (1685), и во 194 и во 195 годѣхъ, въ розныхъ числехъ, а данны книги одинатцать рублевъ, а подписалъ я попъ своею рукою».
«Лѣта мнрозданіа 7202 (1691), октовріа въ 1 день, въ церковь Вознесенія Господа нашего Іисуса Христа, что за Никицкими вороты, въ Земляномъ городе, въ Сторожахъ, далъ сію книгу (апрѣльскую Минею, изд. 1691 г.) Димитріи Іосифовъ сынъ Аврамовъ».
«Лѣта отъ Рождества по плоти Бога Слова 1706, мѣсяца марта 1 дня, во храмъ святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Іоанна, иже въ Москвѣ, во градѣ зовомомъ Бѣломъ, что у Никицкихъ вратъ, сія Богодухновенныя дванадесять книгъ Миній, то есть, сентябрь, октябрь (по августъ), въ вѣчное поминовеніе по родителехъ своихъ (вообще родныхъ), по прадѣдехъ Тімоѳее, да Евдокимѣ, по дѣдехъ Іоаннѣ, да схимникѣ Титѣ, по отцѣ своемъ Іоаннѣ и матери Евдокіи и по прочихъ сродникахъ, ихъ же имяна написана суть въ книгахъ вѣчнаго живота, далъ и подписалъ есмь моею рукою Посолского Приказу34 діакъ Михаилъ Івановъ сынъ Родостамовъ, въ бытіе у того выше писанного святаго храма служителя, честнаго господина іереа Іосифа Климонтова; и прошу усердно его святыню и по немъ будущихъ іереевъ, да, читая святыя сія книги, творятъ молитвы но своей можности, аминь».
Анфологион или Цветослов, напечатанный в 1748 г. «Сія кніга, глаголемая (иначе) Мінея празнішная, Высокопетровскаго монастыря церкві Пресветыя Богородіцы Толския, подаянія Настасьі Александравны Нарышкіноі, 1750 году, 19 октебря».
Триодион, без выходного листа, с надписью по другим листам: «Лѣта 7177 (1669) г., ѳевраля въ 24 день, Великій Государь Царь і Великій Князь Алексѣй Михайловичъ, всеа Великия і Малыя і Бѣлыя Росіи Самодержецъ, пожаловалъ ис Приказу своихъ Государевыхъ тайныхъ дѣлъ въ монастырь Петра митрополита, что на Петровке, сию книгу Треодь Постную».
10 «Сия книга, глаголемая Треодь Пятьдесятная (изд. 1680 г.), казенная, высокова Петровскова монастыря, что на Москвѣ, на Петровкѣ, а куплена і подписана въ томъ монастырѣ при архимандритѣ Іосифѣ Долгоруковѣ, лѣта Господня отъ мироздания 7192 (1684), мѣсяца априлліа въ 28 день, а подписалъ, по велѣнію архимандричию, того же Петровского монастыря казенной дьячекъ Гр. Ѳедоровъ сынъ Ключаревъ, Казанецъ».
Требник Петра Могилы, с надписью на первом листе: «Ех catalogo librorum indigni Ieromonachi Ignatii Krolewietz, Igumeni monasterii Polocensis, ad aedes Sanctorum Epiphaniorum, dono mihi oblatus in Caesarea urbe Moscwa, a perillustri ac generoso Domino Theodoro Michaylowietz Rtissctzew Ocolnicio alias Castellano ac generali Oeconomo S. С. M. Anno G. Christi 1657, prima Martii». To есть: «Из каталога книг недостойного иеромонаха Игнатия Кролевича, игумена монастыря Полоцкого, при храме св. Богоявления. Подарен мне (сей Требник) в царствующем граде Москве, преславным и благородным господином Федором Михайловичем Ртищевым, окольничим или кастеляном (начальником крепости) и главным казначеем Его Царского Величества, 1657 г. 1 марта». На полях того же (первого) листа есть другая надпись на латинском языке, показывающая принадлежность книги Симеону Петровскому Ситиановичу (Полоцкому), и еще заметка о поступлении ее в библиотеку монастыря Полоцкого.
«1748 года, ѳевраля дня, дана сия кніга, зовомая Требникъ (большой), въ сельцо Воскресенки35, въ новопостроенную каменную церковь во имя Обновленіе храма Воскресеніе Христова, Высокопетровскаго монастыря вотчины. Того жъ монастыря далъ архимандритъ Пахоми, въ вѣчное поминовенія души своей, родителей и сродніковъ его».
«172–1664 г., июля въ 8 день, на память святаго великомученика Прокопия, сия книга Святое Евангелiе (Учительное, 1662 г.) куплена в Петровской монастырь, что на Петровке, на монастырьские пустошные денги, при архимандрите Ѳеодорите».
Переводы с греческого языка на славянский, Епифания Славеницкого, иеромонаха Киево-печерского монастыря, напечатанные в одной книге в лист, 1665 года, в Москве. Таковы: 50 различных Слов св. Григория Назианзина, 11 Бесед св. Василия Великого на шестоднев, 4 Слова св. Афанасия Александрийского на Ариан и преп. Иоанна Дамаскина книга: Небеса или Изложение православной веры. По листам этого сборника написано: «1703 г., мая въ 8 день, по приказу боярони вдовы Ульены (Iулiанiи) Лвовны Нарышкиной, отдана сия книга во обитель Петровскова высокова монастыря, для поминовенiя мужа своего, боярина Василья Ѳедоровича Нарышкина и протчих их сродников36, а потписал, по приказу ее, человек ее Роман Кириловъ».
«Лѣта 7195 (1687) года, августа въ 6 день, церкви святаго пророка Иліи Обыденного, что за Пречистенскими вороты, священникъ Иродионъ Аѳанасьевъ. I положилъ книгу сию, нарицаемую Бесѣды Апостольския (изд. 1664 г.) въ выше помянутую церковь пророка Иліи по обѣщанію своему вѣчно. Подписалъ сию книгу, по ево Иродионову повелѣнію, Приказу Большаго Дворца подъячей Василей Плѣнжинъ (?)».
В конце книги написано: «175 (1667) г., августа въ 5 день, продалъ сию книгу Бесѣды Евангельские из книжнаго ряду Иван Ѳокин зачисто (за чистые деньги), а потписал своею рукою, попу Родиону Аѳанасьеву, а сея рука ево попова». Надо заметить, что по листам этой же книги имеется другая надпись: «Книга, глаголемая Бесѣды святаго Iоанна Златоустaго на святaго Апостола и Евангелиста Матѳея и протчих, Переяславля Залѣского Пречистые Богородицы Горицкого монастыря37 архимандрита Игнатiя келейная. Куплена на Москве, в книжномъ ряду, у сидѣльца у Iвана Максимова сына Бадѣева. Подписал i я, архимандритъ Iгнатiй, своею рукою, лѣта Господня 1702 г., октовриа в 23 день38.
«Книга, глаголемая Вечеря Душевная (соч. иеромонаха Симеона Полоцкого, 1683 г.), Тоболского Знаменского монастыря архимандрита Iгнатия келейная. Подписалъ я, архимандритъ Iгнатiй, своею рукою 7207 (1699) г., ѳевруария въ 19 день».
* * *
Из кн. 2-ой Чтений в обществе истории и древн. Росс., 1875 г.
В Петровском монастыре.
Это слово написано поверх строки, а первоначально было опущено.
Подробное описание сего Евангелия, составленное Даниловским архимандритом о. Амфилохием, издано с рисунками в 1871 г.
Из описных животов князей Голицыных, Василия Васильевича с сыном Алексеем, поступили в Царскую казну: „персоны и листы писаны на полотнах и на бумаге... персона святейшего Никона патриарха, сакос и омофор и понагия, наклеенные разных цветов объерми» (Домашний быт Русских Царей с XVI ст., соч. И. Забелина. М. 1862, ч. 1, стр. 171–172). Из Царской казны портрет сей отдан был в Петровский монастырь. В 1774 г. (см. опись сего года) находился в трапезе Боголюбской монаст. церкви, на правой стороне, меж окон, в столярном киоте. В позднейших описях не значится почему-то. Ныне (с 1863 г.) находится в зале Епархиальной Библиотеки, открытой в Петровском же монастыре.
День памяти св. Петра митрополита, в честь коего монастырь именуется Петровским.
Опись 1774 г.
Опись 1774 г.
Отец Иоанникий, из Московского купечества, в монашество пострижен в Симоновом монастыре 1772 г. 15 августа, посвящен в иеродиакона того же года 22 сент., во иеромонаха 1773 г. 1 марта. Был казначеем с 1772 г., наместником с 1773 по 1776, в каковом году переведен в Троицкую Сергиеву лавру на должность казначея, исправлял и должность эконома. Переведенный опять в Москву, на вакансию настоятеля в Петровском мон., посвящен в архимандрита 21 ноября 1788 года. Он состоял членом консистории и (до 1805 г.) благочинным над мужскими монастырями Московской епархии, † 1816 г. 9 апреля, на 87 году от рождения. (Из его послужного списка за 1805 г., найденного в монаст. архиве).
Верховые бояре–придворные, служившие при особе Царя и при членах Царского семейства.
Толгская церковь над его могилой построена.
Боголюбскую.
Крест со св. мощами внутри его, в 1812 г. был утрачен, а в следующем году заменен другим без мощей.
Ближний стольник. Жена его Акилина Петровна в 1711 г., в вечное поминовение схимонаха Илариона и мужа своего, пожертвовала в Новгородский Софийский собор тоже плащаницу. См. „Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях“, соч. архимандрита (ныне архиепископа Донского) Макария. М. 1860, ч. 2, стр. 302.
Подобной же работы образ Богоявления Господня, в вышину 4 ар. 13 вер., в ширину 2 ар. 10 вер., и такой же меры картина, изображающая проповедь Иоанна Предтечи в пустыне Иудейской.
Так по описи 1699 г. После икона была еще более украшена.
Того же года, 28 сент, взята у г-жи Кутузовой другая Казанская икона в гладком серебро-позолоченном окладе и с жемчужным ожерельем. К ней было привешено до 14 серебряных крестиков, мужских и женских, несколько серег, один перстень, да прикладных денег было рубль 12 алтын 4 деньги. Эта икона поставлена в алтаре той же церкви, против жертвенника. Опись 1699 г.
Это сестра Петра I, сконч. в 1716 г.
Год показан неверно и настоятель не тот. В расходной монаст. книге 1702 г., когда настоятельствовал архимандрит Иоасаф, пишется: „Марта в 14 день починен чудотворный образ Пресв. Богородицы Казанской, который взят у вдовы у Гликерьи Кутузовой. Дано иконописцу за работу 16 ал. 4 деньги“. Ошибочная на иконе надпись сделана, вероятно, в замен прежней полустершейся.
По взятии Турками Царь-града в 1453 г., он несколько времени был скрываем в Патриархии, откуда для безопасности отправлен в Афон, а потом в 1654 г. 17 окт. в Москву, к Царю Алексею Михайловичу. Патриарх Никон встретил его на Лобном месте и принес в Успенский собор. В конце того же года Протосингелл Иерусалимского Патриаршего престола Гавриил, в грамоте своей Московскому Государю писал, что эта св. икона некогда была покровительницей Константинополя и Греческих благочестивых Государей, и что Царь Ираклий имел ее с собой в походе против Персов (Древн. Росс. Вивлиофика, X). В благодарность за избавление Царь-града от Персон и Аваров, с суши и с моря, в 626 г., составлен акафист Пресв. Богородице, торжественно употребляемый в церковном утреннем богослужении в Похвальную субботу.
С чудной Влахернской иконы в России сделаны были и другие слепки. Один из них, сделанный в 1705 г., находящийся ныне в Спасо-Влахернской женской обители, Дмитровского уезда, в с. Дедепеве, прославился чудотворениями, а другой находится в селе Кузминках.
„Село Новоспасское, Дедепево тож“, соч. П. С. Казанского. М. 1847 стр. 83.
Это слово написано поверх строки, а первоначально было опущено.
В 7 вер. оt Ярославля, на левом берегу реки Толги, впадающей в Волгу.
См. I часть Сборника, стр. 58–59.
По описи 1774 г., „на ней писаны лица двух Ангелов и четырех Евангелистов, да Константина и Елены“. Нынешняя икона есть позднейшего письма.
Престол в церкви Петра митрополита в том же году устроен новый. Образа в иконостасе писаны в 169O г. Некоторые возобновлены.
В миру назывался Василием.
День памяти муч. Евсигния.
Она же в 1761 г., над престолом в Боголюбскоий ц. устроило резную вызолоченную сень, на четырех витых колоннах, упраздненную за ветхостью в 1865 г.
В Семеновской слободе.
Буквы, должно быть, вырезаны после, когда ковш этот поступил в собственность князя Василия Вас. Голицына.
Опись 1774 г.
На черте между Белым и Земляным городом.
Присутственное место, заведовавшее сношениями с иностранными державами.
Москов. Уезда, на речке Малой Петрице. Дано (сельцо) в монастырь в марте 1690 г., из описанных князя Василия Голицына вотчин.
Она же пожертвовала вышеописанную нами Дарохранительницу. В „Русской Родословной книге“ (изд. Русской Старины, 1873 г.) читаем: „Василий Феодорович боярин ум. 1702 г.“.
Упразднен в 1764 г., когда введены штаты по духовному ведомству.
Он же, вероятно, управлял Петровским монастырем с 1708 года и здесь скончался.