V. Недели православия и крестопоклонная в Иерусалиме в Святогробском храме.
В Иерусалиме в Святогробском храме, благодаря стечению сюда в это время в громадном количестве разноплеменных православных поклонников и на глазах всех многочисленных инославных соперников, ведущих с давних времен здесь ожесточенную борьбу с православием и старающихся всеми мерами уловлять в свои коварные сети наиболее слабых в кафолической вере, неделя православия празднуется наравне с дванадесятыми праздниками и обставляется необыкновенною торжественностью бого- служения, грандиозною величественностью религиозных обрядов и литаний и выходящим из ряда обычного порядка великолепием самой обстановки в храмах и в одеяниях священнослужителей, дабы, так сказать, наглядно показать и доказать всем, что „сия вера – апостольская, сия вера – отеческая, сия вера – православная, сия вера вселенную утверди“.
Вход в Святогробский храм (Воскресения Христова)
Кувуклий, – хранилище драгоценного для каждого христианина трехдневного ложа нашего Спасителя – сверху до низу уставляют к этому дню старинными и иногда в драгоценных окладах иконами, находящимися обычно, как плод горячей любви и благоговейного почитания сего святого места христолюбцами всего православного мира, в скевофилакии – ризнице. Перед каждою иконою и по всем линиям и карнизам кувуклия возжигаются всевозможной величины и разнообразного убранства свечи, и многочисленные серебреные, золотые и хрустальные разноцветные лампады. Иконы с такими же лампадами и свечами в этот день находят себе место сверху до низу и по всем линиям величественного иконостаса Воскресенского храма и даже на стенах его. Тысячи разноцветных стеклянных лампад, развешанных гирляндами по различным направлениям в храме и в куполе, освещают внутренность храма и его галлерей, до неимоверной тесноты переполненных православными богомольцами и зрителями-иноверцами.
Приход в храм патриарха с синодалами-архиереями и клириками ко всем богослужениям этого дня обставляется праздничною торжественностью. Патриарху устрояется праздничная встреча в южных дверях храма, где на него надевается бархатная мантия и вручаются ему в правую руку крест, а в левую патерица – жезл. Патриарх, приложившись к камню миропомазания, идет для поклонения Гробу Господню в кувуклий и оттуда, благословляя св. крестом направо и налево народ, направляется в свой трон, стоящий под роскошным балдахином с правой стороны Воскресенского храма. Благословив из трона на все стороны народ, патриарх, при пении „Ис полла эти, деспота“, садится на седалище и благословляет очередных ефимериев – священника и диакона начинать великую вечерню. С колокольни Воскресенского храма, помещенной посредине его иконостаса, внутри храма, раздаются сначала тяжеловесные удары в „древа тяжкая“, потом слышатся искусные токи в „била и клепала“ железные, переходящие, наконец, в доброшумный красный трезвон во „вся кампаны“. Все это занимает минут 20 времени и, при безмолвной благоговейной тишине в храме, производит на богомольцев глубокое впечатление, а греческому духовенству несомненно доставляет высокое и эстетическое наслаждение. С последним аккордом искусного звонаря на колокольне, быстро разверзаются царские двери, и вышедший из алтаря иеродиакон, как бы подхватывая замирающий под сводами храма звук колокола, возглашает высоким тенором: „Возстаните. Владыко, благослови“. Все поднимаются с своих мест. Иеромонах произносит: „Слава святей“, и патриарх в троносе читает предначинательный псалом. Каждение иеродиаконами на „Господи воззвах“ храма и народа с „сионами“, которые ониі поддерживают левыми руками на особых роскошных парчевых пеленах, приколо- тых к левому плечу стихаря, окропление всех молящихся розовою водою из флакона с весьма узким горлом, торжественный выход всего собора святогробских священнослужителей на средину храма для пения „Свете тихий“ и для совершения литии с благословением хлебов, – все это совершается в Святогробском храме по чину великих праздников. Из храма патриарх возвращается в патриархию торжественно, в сопровождении синодалов и всех сослуживших ему клириков.
Православная церковь Воскресения. (греческий кафоликон)
Утреня и литургия на Гробе Господнем совершаются по обычаю одним из очередных архиереев-синодалов в принятое время, т.е. в 12 ч. ночи и в 2 часа утра. Народ в громадном количестве переполняет Святогробский храм, оставаясь на всю эту ночь без сна и не желая уступить удобного моста, занятого в храме, чтобы хорошо видеть всю торжественную литанию следующего дня. В 6 ч. утра появляется патриарх в Святогробском храме, в сопровождении клириков и архиереев-синодалов, и совершает свой вход так же торжественно, как и накануне вечером. Патриарха облачают на средине храма священнослужители, причем для предстоящего торжества православия на него надевается в этот день роскошный саккос, по которому шиты шелками изображения святых, осыпанные жемчугом и драгоценными камнями, и старинная митра с драгоценными украшениямя и большим бриллиантовым орлом на передней ее стороне. Литургия совершается, по принятому здесь чину, на греческом и отчасти на славянском языках, но евангелие и апостол прочитываются в этот день на трех или даже на четырех языках – греческом, арабском, славянском и турецком, причем благовествующий евангелие иеродиакон восходит на амвон, находящийся над царскими дверями иконостаса, против кувуклия. Вовремя великого выхода многочисленные священнослужители вместе с св. Дарами выносят кресты, ковчеги с мощами u даже иконы.
По мере приближения к концу патриаршей литургии, начинает усиливаться оживление среди многочисленных богомольцев, число коих все увеличивается и увеличивается в храме. Нарочито для этого дня назначенный в Святогробский храм наряд турецких солдат, стоящих в два ряда по всему храму и галлереям, едва в состоянии сдерживать напор народных масс – православных и инославных, водворять порядок и давать проход лицам дипломатического персонала и участникам в крестном ходе.
После заамвонной молитвы начинается крестный ход пением молебна, в котором принимают участие все архиереи-синодалы и все греко-арабское духовенство, находящееся в это время в Иерусалиме. Крестный ход шествует в таком порядке: впереди идут патриаршие кавасы, в своих национальных богатых костюмах, с массивными булавами с серебряными набалдашниками в руках, для того, чтобы путь процессии был безпрепятственный, за ними богоносцы в стихарях, препоясанных по-иподиаконски, попарно с шитыми золотом и серебром хоругвями, причем с боку каждого из хоругвеносцев имеется в стихаре послушник с большою возженною свечею, далее хор певцов-сирийцев, ниже жезлоносцы с архиерейскими патерицами, диакона с рипидами, священники по-парно, одетые в белые шелковые ризы с малиновыми разводами, имея в руках по иконе84 и свечи, а иногда и по букету цветов, архимандриты и игумены с ковчегами в руках, также по-парно, архиереи-синодалы в малых омофорах на плечах и в клобуках, имея на руках, в серебряных окладах небольшие Евангелия, за ними хор певчих гре- ков, далее два иподиакона с рипидами, диакона по-парно с кадильницами и, наконец, священник с большим запрестольным крестом. Шествие замыкает патриарх в митре на голове и с крестом в руке.
Процессия с пением тропаря „Пречистому Твоему образу“ выходит из алтаря и направляется к кувуклию Гроба Господня, обходит его трижды и мимо камня миропомазания и Голгофы идет кругом храма Воскресения по южной галлерее, переходит потом в восточную и северную и останавливается против Гроба Господня. Процессия движется по галлереям весьма медленно, так как церковнослужители в это время окропляют народ розовою водою, а богомольцы, протискиваясь через ряды стоящих солдат, стараются всячески поцеловать какую-нибудь иконку, держимую в руках священнослужителями, или хотя бы прикоснуться своими устами к воскрилиям их священных риз. Все это делается благочивно и не спешно и с видимым покровительством со стороны местного клира по отношению к толпе богомольцев, объятой религиозным энтузиазмом. Певцы поют во время этой литании, длящейся около полутора часа, канон Спасителю. По приходе литании к кувуклию, патриарх прочитывает положенное на молебне евангелие, и литания оканчивается произнесением ектений о милости и здравии и преуспеянии и стоянии в вере православной всех христиан и в частности поклонников Св. Гроба и обычным отпустом. Процессия вступает снова в храм Воскресения. Священники, архимандриты и архиереи идут в алтарь и разоблачаются, а патриарх становится на ступеньках своего трона и раздает богомольцам антидор. Из храма патриарх возвращается в свои покои, в сопровождении всего освященного собора, которому он и предлагает обычное на Востоке угощение85.
Северная галлерея Святогробскаго храма – конечный пункт внутренних литаний
План Храма Воскресения Христова в Иерусалиме
Объяснение цифр на плане храма Воскресения
Литания святогробская, совершаемая в неделю православия и называемая здесь „парусиею“ или „παρρησία“, повторяется и в неделю крестопоклонную с той, впрочем, разницею, что и в богослужении этого дня и в литании воздается, как и подобает, особое чествование Голгофе и животворящему Кресту Господню. Об этой неделе и торжествах ее наш знаменитый пешеходец В. Альба-Плака-Барский замечает, что в этот день „соборное служение пресловутое, и парусия (сие есть соборное служение) избранная, еще большая паче первих: тогда бо бяше вящше кандилов и лампад возженных и всякой утвари церковной“86. Богослужение в Святогробском храме вечером совершает патриарх так же торжественно, как и накануне недели православия. В самое крестопоклонное воскресение утреню в полночь служит здесь один из архиереев-синодалов, который стоит в троне с левой стороны Воскресенского храма, имея на себе багряную87 мантию. После великого славословия на среброкованном, позлащенном88 блюде, наполяенном зеленью и цветами, со множеством небольших цветочных букетиков, архиерей выносит из алтаря, по троекратном обхождении престола, Св. животворящий Крест на средину храма для совершения установленного обряда поклонения и лобызания его верующими. Износимый в этот день Крест, величиною около двух четвертей, содержит в себе самую большую из сохранившихся в православной Церкви частицу животворящего Древа Господня, вложенную в его перекрестье, осыпан бриллиантами высокой ценности и заключен в поддоне в виде чаши, украшенном финифтью. Животворящий Крест износится из алтаря, в преднесении запрестольного креста, рипид и патериц, которые несут диаконы и клирики в стихарях, в предшествии диаконов с кадильницами и сонма священников, обносится вокруг аналоя трижды и затем полагается на нем. При поклонении св. Кресту, архиерей, восседающий иногда на кресле, поставленном вблизи аналоя, раздает букетики и зелень свяшеннослужителям и народу в благословение.
Литургия совершается в обычное время на Гробе Господнем и другая несколько позже – на Голгофе. Совершителями этих литургий всегда являются очередные владыки. Около 6 ч. утра торжественно является патриарх и со множеством священников приступает к совершению обычной литургии в Воскресенском храме, который, как и в неделю православия, бывает переполнен молящимися. После литургии со- вершается торжественная „парусия“, при участии всего иерусалимского духовенства. Порядок этой литании ничем не отличается от описанной нами литании в неделю православия, если не считать за отличие то, что все священники имеют в руках в этот день, вместо икон, кресты, а патриарх на голове несет вышеописанный Крест с частицею животворящего Древа Господня. Народ, стоящий по галлереям храма, по которым шествует крестный ход, прорывается через ряды турецких солдат и спешит целовать кресты, находящиеся в руках участников этой литании. Оканчивается торжество этого дня так же, как и в первое воскресенье поста, в патриархии обычным угощением священнослужителей и почетных участников этого торжества.
* * *
Иконы и ковчеги с мощами получают священники и архимандриты из рук сосудохранителя (скевофилакса) Святогробского храма, так как, по установившемуся всюду на Востоке обычаю, правом входа в ризницу никто не пользуется, и скевофилакс – ее безконтрольный распорядитель.
На православном Востоке в неделю православия после утрени перед литургиею совершается литания с изнесением святых икон во всех приходских и монастырских храмах, причем поется параклис (молебен) Спасителю. Торжество православия, по Типикону Великой Церкви константинопольской, выражается, кроме того, соверше-нием над коливом краткой заупокойной литии, на который патриарх поминает скон-чавшихся в вере и благочестии царей, патриархов, архиереев и всех православных христиан „от конец до конец вселенныя“. Такую литию совершают не только в первую субботу поста после великой вечерни, но и в самую неделю православия после литургии, причем в литии этой принимает участие все высшее и низшее духовенство. Так называемый у нас „чин анафематствования“ не совершается на православном Востоке нигде. Не читается ныне там и „Синодик“, который имел место в практике древне-византийской церкви с 842 г., во время совершения в этот день литургии, по-сле Трисвятого.
В. Григорович-Барский. Странств. по св. местам Востока 1723–1747 г.г., часть 1, стр. 379–380, СПБ. 1885, изд. Импер. Пр. Пал. Общества под редакциею Н. Барсукова.
Следует заметить, что в службе этого дня, постом вообще и на страстной седмице в частности, при богослужениях на православном Востоке всюду употребляются облачетя багряного цвета. Наших черных траурных облачений греки не употребляют.
В зелени под крестом на православном Востоке можно видеть нередко полынь, где она, конечно, растет. Благочестивые греки кладут ее в рот, чтобы ощущением ее горечи живее напомнить себе горечь и трудность поста, воздержания и покаяния.