Источник

Июль

1 Июля. Поучение о долге Бога

Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его (Притч.19:17)

И бедный, который просит милостыню, и богатый, который дает, – оба одолжают у Господа, при условии, что бедный просит во Имя Господне и со смирением, а богатый дает во Имя Господне и с милосердием. Каждый получающий должен знать, что получает Божие; и каждый дающий должен знать, что дает Божие. Такое подаяние ценно и для одного, и для другого. Все мы приходим в этот мир нагими и уходим из него нагими. Все мы – нищие пред Богом, ибо не имеем ничего, что бы не от Бога получили. Поэтому дари брату-бедняку так же, как Бог тебе подарил. Ты не свое берешь, а своему даешь, когда творишь милостыню. Бедный человек должен быть для тебя важнее всего твоего имущества; так же, как для Бога, Создателя человека, каждый человек несравнимо дороже всякого имущества. Если тебе дано богатство, оно тебе дано для испытания. Оно – чтобы прошло испытание сердце твое; чтобы видел Бог и все Воинства Небесные, понял ли ты, от кого твое богатство и для чего оно дано. Благо тебе, если знаешь, что имущество твое от Бога и что оно Божие! Благо тебе, если бедных считаешь своими сотоварищами, своими домашними, и раздаешь им от того, что Бог тебе доверил! О, сколь безгранично человеколюбие Божие! Ведь все, что ты имеешь, принадлежит Богу, однако Бог считает Себя должником твоим, если ты от Ему принадлежащего берешь и бедным даешь; Он воздаст тебе за благодеяние твое. Какая милость с этой сравнится!

О, Господи Человеколюбивый, открой ум наш, чтобы мы понимали тайну Твоей милости, и сделай сердце наше мягким, как воск, чтобы оно, как воск, горело и светило отражением неизреченной милости Твоей! Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

2 Июля. Поучение о мщении и Отмстителе

Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя (Притч.20:22)

Не мсти; не отплачивай злом за зло. Достаточно зла от соседа твоего; если ты ему отплатишь злом за зло, усугубится зло в мире; если же ты ему подобным образом не отплатишь, то он еще может покаянием сжечь свое зло – и так, терпением и прощением, ты уменьшишь зло в мире.

Не мсти; не отплачивай злом за зло; предоставь Господу, Он видит и помнит, и в свое время узнаете и ты, и твой враг, что Господь видит и помнит. Ты спрашиваешь: «И что же я сделал, не отплачивая злом за зло?» Ты сделал самое мудрое из того, что мог сделать в данной ситуации, а именно: уступил, чтобы боролся Тот, Кто сильнее тебя, и Сильнейший будет победоносно бороться за тебя. Если же ты сам вступишь в борьбу со своим врагом, можешь быть побежденным. А Бог не может быть побежденным. Следовательно, ты уступи, чтобы боролся Победоносный и Непобедимый, и терпеливо жди.

Учись от малых детей: если на малыша нападает кто-то в присутствии его родителя, он не отвечает нападающему сам, а смотрит на родителя и плачет. Он знает, что родитель его защитит. А как тебе не знать того, что знает малое дитя? Твой небесный Родитель непрестанно рядом с тобой. Поэтому: не мсти, не отплачивай злом за зло, а смотри на Родителя и плачь. Только так ты обеспечишь себе победу в столкновении со злыми людьми.

О, Господи Всесильный, сказавший: Мне отмщение, защити нас всемогущей рукою Твоею от нечестивых и удержи нас от мести. Настави нас Духом Твоим Святым, что больший героизм – вытерпеть, а не отомстить. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

3 Июля. Поучение о том, что наше спасение в руках Божиих

Коня приготовляют на день битвы, но победа – от Господа (Притч.21:31)

Мы должны приготовляться, но от Бога зависит наш успех. Все наши приготовления – лишь как предложение Богу, но решают все не они, а Бог. Поэтому народ, на основании опыта своего, мудро говорит: «Человек предполагает, а Бог располагает».

Воин Христов, приготовляй ум свой, как доброго коня, вооружай сердце свое добродетелями, закаляй волю свою подвигами, но знай, что победа – от Господа.

Купец Христов, занимайся ежедневно пристойной торговлей, меняя материальное на Духовное, земное на Небесное и смертное на Бессмертное, но знай, что спасение – от Господа.

Пахарь Христов, паши и перепахивай душу свою, сей ежедневно доброе семя евангельское в нее, очищай ниву души своей от сорняков, охраняй ее, но знай, что спасение – от Господа.

Не помог конь фараону в Красном море. И не помогло богатство Вавилону в день расплаты с Богом. Все может кто-то приготовить, но в решающий час все потерять. Ибо спасение не в приготовлении, а в Господе. Поэтому святые, хотя они более всего приготовлены для Царствия Божия, и на смертном одре воздыхали, не зная, приготовлены ли они для Царства. А они хорошо помнили слова Господа: ...Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие... (Лк.17:10).

Давайте, братья, будем готовы ко дню испытания, хорошо подтянуты, опоясаны и вооружены, но будем надеяться не на свою готовность, а на Господа.

О, Господи, Спасителю наш, помилуй нас и спаси. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

4 Июля. Поучение о посевах и жатве

Сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет (Притч.22:8)

Если творишь неправду, беззаконие, то беда может и обойти тебя в тот день, когда ты творишь неправду, но она слышала глас неправды и придет непременно в свой час.

То, что сеется, бывает сладким; то, что сжинается, бывает горьким. Посев напоминает о жизни, а урожай и жатва – о смерти.

Будь внимателен, учись на Священном Писании:

Ева посеяла беззаконие вследствие непослушания – и ее уделом стали родовые муки.

Каин посеял беззаконие вследствие братоубийства – и его уделом стало бессонное блуждание по земле.

Содом и Гоморра посеяли беззаконие – и пожали мучения ужасной смерти.

Сыновья Илия первосвященника посеяли беззаконие, чиня скверное возле Ковчега Завета – и пожали мучения, потеряв жизни в страшном бою.

Вспомните Саула с его беззаконием и его мучениями. А вспомните Ахава и Иезавель. А вспомните Ирода и Иуду. А вспомните и день нынешний, и день вчерашний, и день позавчерашний, и всякий прошедший день, и вслушайтесь в слова каждого дня: Сеющий неправду пожнет беду! Есть ли кров дома, под которым не хранится такая наука? Есть ли хоть один живой человек, который не убедился в правильности этой науки на живых примерах вокруг себя?

О, Господи Премудрый, не зная воли Твоей, мы бы менее отвечали. Но поскольку Ты, Премилостивый, дал нам ее знать, дай также и сил, чтобы ее выполнять во все дни жизни нашей. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

5 Июля. Поучение о том, как ленивец оправдывается

Ленивец говорит: «Лев на улице!..» (Притч.22:13)

Чтобы оправдать свою лень, ленивец выделяет в делах трудности и препятствия, сверх всякой меры их преувеличивая. Когда ему мешает какой- то человек, он скажет, что мешает все селение; когда зашумит листва, он начнет оправдываться, что не может идти работать из-за бури; когда увидит возле дома зайца, скажет: «Лев!..»–только бы не выходить из дома и не браться за работу.

Лень полностью противна природе человеческой. Природа человеческая деятельна: она требует, чтобы человек действовал, работал, созидал. Лень – верный признак искаженности природы человека. Лень – страшный порок. Это ясно из того, что деятельный человек никогда не завидует ленивому, тогда как ленивый завидует деятельному; так же, как трезвый человек не завидует пьянице, тогда как пьяница завидует трезвеннику.

О, Господи Создателю Вседеятельный, спаси нас от тупой и порочной лени, из-за которой мы удаляемся от природы своей первозданной, от образа и подобия Твоего. Владыко всей твари! Вдохнови нас Духом Твоим Святым вседвижным и радостетворным. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

6 Июля. Поучение о том, что не следует завидовать грешникам

Не ревнуй злым людям (Притч.24:1)

Завидует ли кто прокаженным? Не завидует. Почему тогда кое-кто завидует злым людям, ежели зло является болезнью, страшнее проказы. Проказа – болезнь тела, а зло – болезнь души. Прокаженный может быть внутри здоровым, будучи внешне больным; злой же человек может быть внешне здоровым, однако он болен внутри, душа у него больна. А ведь более ценно дерево, больное снаружи, но имеющее здоровую древесину, нежели здоровое снаружи, но имеющее гнилую древесину. Так что проказа менее опасна, чем зло, то есть грех. А под злом Премудрый (Соломон) имел в виду грех.

Завидует ли врач больному? Не завидует. И праведник не завидует грешнику. Если не знаешь, праведен ли ты, испытай сердце свое: завидуешь ли грешнику? Если завидуешь, то не праведен ты; если же не завидуешь, то радуйся, праведниче Божий. <...> праведник, узнавая болезнь греха, ужасную и смертельную, не завидует грешнику, а сочувствует ему.

О, Господи Добрый и Сочувствующий, искорени зависть в сердцах наших, а укорени любовь. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

7 Июля. Поучение против злорадства

Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется (Притч.24:17)

Не радуйся его падению – он же человек. Он тебе брат, и пусть не веселится сердце твое, когда он споткнется. Бог создал его для жизни, и Бог не радуется его погибели. Тому, что печалит Бога, не радуйся и ты. Когда человек гибнет, это для Бога утрата; так неужели тебе стоит радоваться утрате Создателя твоего, Родителя твоего? Неужели стоит тебе радоваться, когда Ангелы плачут?

Когда упадет враг твой, молись Богу за него, чтобы его Бог спас, и благодари Бога, что это не ты упал. Вы из одной материи – ты и он, как два горшка из рук гончара. Если один горшок разбивается, стоит ли другому радоваться и смеяться? Ведь тот камешек, которым разбит один горшок, только и ждет чьей-то руки, чтобы подняла его и разбила также второй горшок. Из одного материала оба горшка, а маленький камешек может разбить сотню горшков.

Если одна овца потеряется, стоит ли радоваться остальному стаду? Нет, не стоит радоваться. Ведь вот, пастырь оставляет стадо и, озабоченный, идет искать потерявшуюся овцу. Утрата для пастыря – это утрата и для стада. Поэтому не радуйся, когда упадет враг твой, потому что Пастырь твой и его, Господь Иисус Христос, не радуется падению его.

О, Господи Иисусе Христе, Пастырю Добрый, изгони злорадство из сердец наших, а вместо него вложи в сердца наши сочувствие и братолюбие. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

8 Июля. Поучение о сегодняшнем и завтрашнем дне

Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день (Притч.27:1)

Не нужно хвалиться, братья, тем, что не в нашей власти. Времена и лета поставил Господь под Свою власть, и Он ими располагает. Одному лишь Богу ведомо, завтрашний день причтет нас к живым или мертвым. Некоторые люди умирали накануне дня своего венчания, некоторые опять-таки накануне увенчания царской короной. Так что пусть никто не говорит: «Завтра у меня будет самый счастливый день жизни – завтра я вступаю в брак!», или: «Завтра меня увенчают царской короной!», или: «Завтра я иду на большой пир!», или: «Завтра я получу большую прибыль!». О, пусть никто не говорит о счастье завтрашнего дня. Ведь еще этой ночью душа может покинуть тело и, окруженная черными демонами, оказаться в мытарствах! Еще этой ночью человек может расстаться со сродниками и друзьями, с богатством и почестями, с солнцем и звездами, а оказаться в обществе совсем незнакомом, в месте невиданном, на суде неожиданном.

Вместо того чтобы хвалиться днем завтрашним, будем лучше молиться Богу, чтобы хлеб наш насущный дал нам днесь. Может быть, нынешний день – для нас последний на земле. Поэтому лучше этот день провести в покаянии за все предшествующие наши дни на земле, чем строить фантазии о завтрашнем дне, который для нас может и не настать вовсе. Напрасное фантазирование о завтрашнем дне не может дать нам ничего хорошего, тогда как покаяние со слезами за один день может спасти нас от огня вечного.

Господи Праведный, угаси безумную суету в нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

9 Июля. Поучение о страхе нечестивых

Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев (Притч.28:1)

Даже теней боятся нечестивые: тени от деревьев кажутся им войском. Как только раздается шорох, нечестивый думает: мститель идет! Шум листьев он слышит как звон кандалов; голоса птиц он воспринимает как крики охотников, охотящихся на зверей; траву он считает подглядывающей за его преступлениями; воду – свидетельницей против себя; солнце – судьей; звезды – насмешниками. О, братья мои, сколько лжи рождается от страха! Ведь страх от греха, грех от дьявола, а дьявол – отец всякой лжи. Страх был первым результатом греха. Когда Адам согрешил, он скрылся от лица Господа Бога. И когда его Бог позвал, он сказал: ...Голос Твой я услышал и убоялся (Быт.3:10). До греха Адам не знал страха и не скрывался от Лица Божия, а наоборот, бежал всегда навстречу Богу. А как только согрешил, – испугался!

Праведник же, как лев, бесстрашен. Он без греха, потому и без страха. Без греха, потому и без слабости. Безгрешные очень сильны и очень смелы. Праведники сильны и неустрашимы. Таковы праведники, только праведники.

Господи Безгрешный, спаси нас от пустого страха, а прежде сохрани нас от греха, родителя страха. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

10 Июля. Поучение о высоком убежище (безопасности)

...Надеющийся на Господа будет безопасен1 (Притч.29:25)

В убежище Господнем праведник, в высоком убежище: до него вода не поднимется, его потоп не поглотит. Ведь Ноя потоп не поглотил, потому что для Ноя Господь был убежищем высоким.

Но есть, братья, один потоп, который хуже потопа водного. Это потоп страстей. Когда страсти разгорятся, когда они задымят и закоптят, когда пустят и распространят вокруг смрады свои – куда человеку бежать, кто его спасет? Единственно под руку Господа, единственно в убежище Его, убежище высокое. Потоп страстей понесся за Давидом, но он убежал и спрятался под рукой Господа, в убежище высоком спасся от огня, дыма и смрада гнавшихся за ним страстей.

Ни от какого потопа не спасает человек – спасает только Бог. Бог – Властитель облаков и укротитель страстей. Он – воистину высокое убежище. Прибегнем к Нему и скроемся под покровом Его. Пес показывает себя львом перед нищим, хотя он подобен пустому мешку у ног хозяина.

Господи Всевышний, на Престоле высоком восседающий, Ты для нас – убежище высокое. Буди милостив нам, Создателю наш, и протяни нам руку, чтобы мы поднялись до убежища Твоего. Спаси нас от вод бурных, которые несутся, чтобы нас потопить. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

11 Июля. Поучение о святости

...По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках (1Пет.1:15)

Святость, братья, – это добродетель, которая включает все остальные добродетели. Поэтому, братья, святой – это человек, украшенный всеми добродетелями. Ведь если какой-то человек склонен к молитвенности, однако не милосерден, то его невозможно назвать святым. Или если человек страдает, но без веры и надежды, – он не относится к святым. Или если кто-то весьма милосерден, но не имеет веры в Бога, – такой, конечно же, не может считаться святым. Святой – это совершенный человек, такой, каким был Адам в Раю; или, еще лучше сказать: такой, как Новый Адам, Господь Иисус Христос. Это Святой из святых. Это Сеятель святости на земле и Воспитатель святых в истории. Он нас позвал в достоинство святых. Он нам явил пример настоящего святого. Он является прототипом святого, так же, как Он является и прообразом человека. Понятие «настоящий человек», братья, не означает ничего иного, кроме как «святой». «Святой» и «человек» – одно и то же. Он, Иисус Христос, нам показал, что значит быть человеком, или что значит быть святым. А Его апостол, Петр, завещает нам: будьте святы во всех поступках! Святой свят не какой-то одной частью своей жизни, а всей жизнью. В каждой части и частичке нашей жизни мы должны быть святы, чтобы считаться святыми, то есть людьми по прототипу святых и прообразу человека, Господу Иисусу Христу.

Господи Всесвятый, Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

12 Июля. Поучение о страхе Божием

...Со страхом проводите время странствования вашего... (1Пет.1:17)

Это слова великого апостола Петра, слова, которые имеют сугубое подтверждение – небесное вдохновение и личный опыт. По небесному вдохновению простой рыбак Петр стал учителем народов, столпом веры, могущественным чудотворцем. А на личном опыте он познал, что вся его мудрость и сила от Бога, а поэтому нужно иметь в себе страх Божий. Не иной какой-то страх, а страх Божий.

Глупый человек пугается только тогда, когда молния сверкнет и гром прогремит, а мудрый боится Бога каждый день и каждый час. Творец молнии и грома страшнее молнии с громом, и Он не появляется перед тобой время от времени, как молния и гром, а пребывает рядом с тобой непрестанно и не удаляется от тебя. Поэтому недостаточно иметь страх Божий лишь время от времени, нужно страхом Божиим дышать. Страх Божий – это озон в удушливой атмосфере нашей души.

Этот озон приносит чистоту, легкость, благоухание, здоровье. Пока не утвердился в страхе Божием, Петр был только Петром, а не апостолом, героем, учителем народов и чудотворцем.

О, братья мои, не стоит радоваться до жатвы. Эта жизнь наша – не жатва, а сев, то есть труд, пот и страх. Земледелец живет в страхе, пока не соберет урожай с нивы. Оставим и мы радование на день жатвы, а сейчас время труда и страха. «Буду ли спасен?» – этот вопрос должен и нас беспокоить так же, как земледельца мучит вопрос: «Соберу ли урожай от трудов своих на ниве?» Земледелец трудится каждый день со страхом. Давайте и мы не забывать о страхе во все время жизни нашей на земле.

О, Господи Страшный и Сильный, сохрани нас во страхе Твоем. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

13 Июля. Поучение о силе и действенности добрых дел

...Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей...(1Пет.2:15)

Трудно, братья, спорить с безбожником, трудно разговаривать с безумным, трудно убеждать озлобленного. Безбожного, безумного и озлобленного трудно убедить словами. Их легче убедить делами. Пусть видят ваши добрые дела и славят Бога (1Пет.2:12). Тому, кто хочет спорить с вами, сделайте доброе дело, и вы спор выиграете. Одно дело милосердия вразумит безумного и ублажит озлобленного успешнее, чем многие часы разговора. Если безбожие, безумие и злоба происходят от невежества, это невежество – как бешенство, которое быстрее всего поддается обузданию добрым делом. Если же с безбожником споришь его безбожным способом, то усиливаешь ярость безбожия. И если с безумным разговариваешь издевательски, то мрак безумия усиливается. И если злобного пытаешься убедить гневом, то еще больше разжигаешь в нем огонь злобы. Кроткое и благое дело – как вода на пожаре. Вспоминай всегда святых апостолов и успешные способы их обхождения с людьми. Если тебя раздражает безбожник, это делает не он, человек, а дьявол; человек по природе своей набожен. Если тебя безумный поносит, это делает не он, человек, а дьявол; человек по природе своей разумен. Если тебя озлобленный гонит, это делает не он, человек, а дьявол; человек по природе своей мягок. Дьявол вызывает тебя на долгие споры и бесплодные разговоры, а от добрых дел бежит. Сделай доброе дело во Имя Христово – дьявол убежит; и ты тогда будешь иметь дело с людьми, с настоящими людьми – набожными, разумными и мягкими. Но все, что делаешь, делай во Имя Господне.

Господи Преблагий, помоги нам делать добро и добром побеждать во Имя Твое. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

14 Июля. Поучение о том, как следует радоваться Христу

О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений... (1Пет.1:6)

Так говорит святой апостол Петр, жизнь которого была полна многих искушений и частых скорбей. Так говорит человек, который оставил дом, домочадцев своих и пошел за Христом. Это человек, который ради Христа претерпел многие мучения – от голода, от жажды, от иудеев, от римлян, от ложных пророков, от жестоких язычников – и который, в конце концов, на Кресте распят; все ради Христа Господа. И он, который в жизни своей был немилосердно бит большими скорбями и большими искушениями, советует нам, чтобы мы радовались о Христе, и чтобы эта радость покрыла все наши сравнительно малые скорби и искушения.

Но почему, братья, мы должны радоваться о Христе? Потому что Он открыл и показал реальность самых больших и самых прекрасных надежд и мечтаний рода человеческого:

открыл нам Бога Единого, Живого, Всемогущего, Всемудрого и Всемилостивого и дал нам право называться Его сынами;

открыл и показал нам жизнь бессмертную и вечную, жизнь, несравнимо лучшую, чем эта жизнь на земле;

открыл нам Царство духовное, Царство Ангелов и праведников, Царство всякого добра, света, истины и справедливости;

открыл и показал нам цель нашего существования здесь, на земле, и смысл всех наших трудов и страданий в этой временной жизни;

открыл и показал нам океан радости небесной, по сравнению с которым все наши скорби и искушения – словно капли мутной воды, не способные этот океан замутить.

О, братья, какая радость нас ожидает! О, братья, сколь малую цену запрашивает у нас Господь, чтобы мы приобрели эту радость, в которой Ангелы купаются и в которой праведники плавают! Лишь бы мы исполнили несколько кратких заповедей Его – и это вся цена!

О, Господи Иисусе, предивный Источник радости, Гордость наша и Величие наше, Слава и Хвала наша, положи Свой перст на уста наши и не допусти, чтобы нас мутные капли скорби и искушений отравили. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

15 Июля. Поучение об испытании веры нашей

...Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа... (1Пет.1:7)

Вера наша, братья, испытывается чаще, нежели камыш ветрами колышется. И ветрам подобны эти испытания: слабую веру они вырывают, крепкую же еще больше укрепляют.

Наша вера испытывается человеческими мудрованиями и оглядками. А это очень сильные и жестокие ветры. Но мы можем перед ними устоять, если будем держаться слова Божия, и если против этих мудрований будем выставлять учение веры Христовой.

А еще вера наша испытывается страхом и стыдом: страхом перед людьми, которые ведут гонения на веру, и стыдом перед людьми, которые надменно презирают веру. Это также сильные ветры, перед которыми нам нужно устоять, если мы хотим живыми остаться. Как устоим? С помощью страха пред Богом, Который должен быть в душах наших всегда больше, нежели страх перед людьми; и с помощью стыда перед апостолами, святыми и мучениками, которые не устыдились веры своей перед царями, князьями и мудрецами мира сего.

А еще вера наша испытывается страданием и бедой. Это огонь, в котором наша вера должна либо сгореть, как солома, либо закалиться, как переплавленное золото. В этом испытании мы устоим, если будем помнить о Христе, распятом на Кресте за нас, и о многих тысячах пострадавших за веру, которые терпением все победили и вышли из огня, подобно золоту, которое на протяжении веков сияет среди Ангелов и среди людей.

Кроме того, наша вера испытывается смертью – смертью наших сродников и друзей, а также смертью человеческой вообще. Это огонь жестокий, в котором многие сожгли свою веру. Но является ли смерть окончанием всего? Поверьте, нет: она является началом всего – началом новой, настоящей жизни. Верь в Воскресение Христово, верь в загробную жизнь, верь в общее воскресение и Страшный Суд!

О, Господи Благий, утверди веру в нас и помилуй нас! Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

16 Июля. Поучение о радости от веры во Христа

...Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною...(1Пет.1:7–8)

Это слова святого апостола Петра. Он Господа видел и любил Его. Он на Господа смотрел и веровал в Него. Именно потому он восхваляет любовь тех, кто Христа не видел, и веру тех, кто не смотрел на Него своими глазами. Сам Господь сказал: Блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20:29). Блаженны не видевшие Господа так, как видел Его апостол, однако любящие Его любовью апостольской. Блаженны не смотревшие на Господа своими глазами так, как смотрел на Него апостол, однако верующие в Него верой апостольской!

Братья мои, если мы не видим Господа, то видим Его творение, которое озарило всю историю человечества от края до края и просветило духовным значением всякую тварь под небесами. Если мы не видим Господа, то видим Церковь Его Святую, которая строилась на Крови Его Пречистой многочисленными святыми, праведниками и бесчисленными душами, крещенными во Имя Его на протяжении веков и веков. Если мы не смотрим на Господа лицом к Лицу, как на Него апостолы смотрели, то мы верим, что Он среди нас в Теле и Крови, Которыми мы по заповеди Его причащаемся и, причащаясь, радуемся радостью несказанной.

Братья, Господь жив и Господь рядом! Это наша вера непоколебимая, и это искра огня, который зажигает сердца наши пламенем любви к Господу, Живому и Близкому.

Знать, что Господь Создатель наш из любви сошел на землю и явился как Человек ради нас, а еще знать, что Он был умерщвлен и что явился вновь Живым – какое же еще, более прочное, основание нужно для нашей веры, и какое же еще, более сильное, оправдание нужно для нашей любви?

Братья, Господь жив и Господь рядом! В наши дни тоже. Он является многим праведным душам, которые служат Ему с терпением.

О, Господи Живый, Ты был мертвым и ожил – оживляй и нас верой да любовью до последнего вздоха нашего на земле, чтобы мы с верой и любовью удостоились смотреть на Тебя лицом к Лицу, как апостолы Твои святые. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

17 Июля. Поучение о спасении душ как завершении веры

...Достигая наконец верою вашею спасения душ (1Пет.1:9)

Что есть завершение веры, братья? Спасение души. Что есть конечная цель веры? Спасение души. Что есть плод, результат веры? Спасение души. Мы, значит, принимаем веру не ради самой веры, а ради спасения душ наших. Никто не путешествует ради пути, а путешествует из-за кого-то либо чего-то, ожидающего его в конце этого пути. Никто не бросает в воду, где тонет кто-то, веревку ради самой веревки, а бросает ее ради утопающего, чтобы его спасти. Вот и веру нам Бог дал как путь, в конце которого путники обретут спасение душ своих. А еще как веревку подал Бог веру нам, утопающим в мутных водах греха, невежества и пороков, чтобы с помощью веры мы спасали жизни свои.

В этом предназначение веры. Кто знает, какова цена души человеческой и что значит спасение души, тот должен признать, что в этом мире нет ничего более нужного и более полезного, чем вера. Купец, носящий в глиняном горшке драгоценные камни, предусмотрительно и бережно хранит горшок, прячет его и бдит над ним. Разве купец из-за горшка несет такие труды и заботы? Не из-за горшка, а из-за драгоценных камней, которые хранятся в горшке. А вся наша земная жизнь подобна глиняному горшку, в котором хранится огромная драгоценность. Эта драгоценность – душа наша. Горшок дешев, а драгоценность есть драгоценность. Надо иметь веру, во-первых, в драгоценность души человеческой, во-вторых – в будущее сияние и жизнь души в Царстве Божием, в-третьих – в Бога Живого, ожидающего, что мы вернем Ему души, которые Он нам дал, и в-четвертых – в возможность души потеряться в этом мире. Кто имеет веру в это четвертое, тот будет знать, как сохранять свою душу, а еще будет знать, что спасение души – это окончание пути его, это цель веры его, это результат жизни его, это смысл существования его на земле и оправдание всех его страданий.

Мы веруем ради спасения душ наших. Кто имеет истинную веру, тот должен знать, что вера существует ради спасения душ. Кто думает, что его вера служит чему-то иному, а не спасению души его, тот и не имеет истинной веры, и не знает цены души своей.

О, Господи Иисусе Преблагий, давший нам веру светлую и победоносную, Ты поддержи и укрепи ее в нас, чтобы мы непостыженными предстали пред Судом Твоим с душами чистыми и светлыми. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

18 Июля. Поучение о трезвости ума

Посему (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя... (1Пет.1:13)

Ум – это, братья, вождь души и советник души. Животным Бог дал только душу, поэтому не дал им свободы, а Сам водит их умом Своим. Человеку Бог дал душу и ум. А с умом свободу. Ум и свобода неотделимы. Поэтому пусты слова некоторых философов о том, что человек действительно имеет ум, но не имеет свободы. Ведь из повседневного опыта ясно, что свобода – неразлучная спутница ума. Но поскольку человек не имеет совершенного ума, то он не имеет и совершенной свободы, а находится все-таки под надзором и руководством Божиим. Только Бог имеет совершенный ум и совершенную свободу; мы же имеем лишь образ и подобие ума и свободы Божиих. Мы имеем достаточно ума, чтобы познать волю Божию, и достаточно свободы, чтобы взяться за исполнение воли Божией. Когда ум потеряет самодержавную руководящую власть над душой, тогда в душе возникает многоначалие, которое означает путаницу, хаос и погибель.

Что означают слова апостола: ...Препоясав чресла ума вашего, бодрствуя!.. Они означают, что не следует позволять уму своему, чтобы он фантазировал, а сосредоточить его на размышлениях о Законе Божием. А еще означают, что не следует позволять уму своему, чтобы он злоупотреблял Богом данной ему свободой для повержения души в рабство телу, миру и дьяволу, а пригвоздить его ко Христу, как кресту, чтобы душа воскресла во Христе. И еще это значит, что следует оградить ум свой от всех самовольных мечтаний, которыми он упивается и попадает в плен к дьяволу, а держать его препоясанным в тесноте сердца своего, чтобы он молитвою трезвился и плачем очищался. Одним словом, это означает, что следует натренировать ум, чтобы он не злоупотреблял свободой своей в хулении Бога Живого и Милосердного, а также в умерщвлении души страстями.

О, Господи Иисусе, Уме Божий и Премудросте Божия, помоги нам препоясать ум свой, чтобы он умствовал только о том, что от Тебя и что Твое, и таким образом в трезвении и бодрствовании вел душу ко спасению. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

19 Июля. Поучение о страшной цене искупления

...Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца...(1Пет.1:18–19)

Мог ли, братья, кто-либо когда-либо купить за серебро и золото лекарство от греха? Никто никогда.

Мог ли, братья, кто-либо когда-либо из серебра и золота выковать оружие против дьявола? Никто никогда.

Могли, братья, кто-либо когда-либо откупиться от смерти с помощью серебра и золота? Никто никогда.

Требуется нечто намного дороже серебра и золота, чтобы получить и лекарство, и оружие, и искупление. Нужно драгоценную Кровь Сына Божия приложить к ранам греховным, чтобы исцелиться. Нужно драгоценную Кровь Сына Божия направить против злых духов, чтобы Она их мощью своей обожгла и прогнала от людей. Нужно драгоценной Кровью Сына Божия окропить кладбище земное, чтобы смерть умертвить, а мертвых оживить.

Безгрешный и Пречистый Агнец Божий заклан за нас, чтобы вытащить нас из троякой звериной пасти. Печальный, однако, животворный пир. Этот дорогой пир Господь приготовил, чтобы дать людям свободу. И грех, и дьявол, и смерть со всей силой набросились на Безгрешного и Пречистого Агнца. И умертвили Его, но от Крови Его сами гибнут. Эта кровь пролитая да будет им на погибель, а людям во спасение и жизнь.

О, братья мои, если не знаете, сколь ядовит грех, сколь жесток дьявол и сколь сурова смерть, оцените это по величине того выкупа, которым мы освобождены из их рабства. Драгоценная Кровь Христова – это наше искупление из рабства. Помните, братья, что если мы вновь добровольно, по легкомыслию и злобе, отдадимся в это ужасное тройное рабство, то нет больше никого ни на Небе, ни на земле, кто бы мог дать выкуп за нас. Ибо драгоценный выкуп – единственный, и он уже дан, раз навсегда.

О, Господи Милосердный, укрепи нас, чтобы мы удержались в свободе, которую Ты нам даровал. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

20 Июля. Поучение о словесном молоке

... Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь (1Пет.2:2–3)

Великий апостол рассматривает христиан как новорожденных младенцев. Крещение – это новое рождение, и от Крещения у человека исчисляется новая жизнь. А новорожденные духовные должны питаться негрубой пищей, так же, как новорожденные телесные. Какую пищу рекомендует апостол христианам? Чистое словесное молоко. Телесный младенец питается молоком несловесным, которое представляет лишь отражение молока настоящего, молока чистого словесного, которым должен питаться духовный младенец. А что это за чистое словесное молоко, питаться которым должен христианин? Апостол на это дает нам ответ, говоря: ...Ибо вы вкусили, что благ Господь. Значит, это молоко – Сам Господь Иисус, Живой и Животворный.

Христовы слова – чистое словесное молоко. Блаженны вы, братья, если душу свою питаете словами Христа как сладким молоком, потому что ваша душа возрастет, облагородится и будет приготовлена к Царству Божию.

Христовы чудеса – чистое словесное молоко. Блаженны вы, братья, если душу свою питаете этим сладким молоком, потому что вы будете подобны Ангелам, которые денно и нощно воспевают чудеса Христовы.

Христовы Тело и Кровь – чистое словесное молоко. Блаженны вы, братья, если душу свою питаете этим сладким молоком, потому что вы станете членами Живого и Бессмертного Тела Христова на Небесах.

Христова победа воскресная над смертью – чистое словесное молоко. Блаженны вы, братья, если душу свою питаете этим сладким молоком, потому что еще в этой жизни вы будете ходить как победители, а в жизни той будете стоять одесную Христа Победителя.

Сам Христос – чистое словесное молоко. И давайте, братья, желать этого молока более всякого иного, чтобы возрастать во спасение. А это единственная пища во спасение; все остальное – гниль и могила.

О, Господи Иисусе, Агнче Божий, Весь – чистое словесное молоко, напитай нас Собою, как напитал Ты апостолов Твоих святых, чтобы и мы возрастали должным образом во спасение. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

21 Июля. Поучение о камне живом

Приступая к нему, камню живому... и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое... (1Пет.2:4–5)

Братья, что означает камень, как не постоянство? Братья, чему нас учит камень, как не постоянству? А камень живой означает бессмертие. Камнем живым апостол именует Христа Господа, потому что Он бессмертен и дарует бессмертие. Камнями живыми апостол именует и христиан, как причастников бессмертия Христова.

Братья, что, по мнению неверных, происходит с человеком в конце концов? По их мнению, с человеком в конце концов происходит то же, что и с камнем: человек умирает, становится бесчувственным и превращается в прах. А камень уже мертв, бесчувствен и под воздействием среды превращается в прах. Таким образом, и верные, и неверные сравнивают человека с камнем: неверные – учитывая мертвенность и бесчувственность камня, а верные – учитывая прочность и постоянство камня. Для одних камень – символ смерти, для других – символ бессмертия.

Воистину, без Христа люди были и всегда остаются такими, как мертвые камни. Но Христос – как живой камень; только прикоснитесь к Нему – и вы станете как живые камни. Строя дом, строитель берет только те камни, которые отесаны и подготовлены, чтобы подходящим образом быть уложенными рядом с другими камнями в стену; камни же неотесанные, неподготовленные, нескладные и непрочные отвергаются, выбрасываются. Строя дом, или храм, Своего бессмертного Царства, Христос выбирает людей так, как строитель камни, по одной особенности, а именно – чтобы они были живыми, духовно живыми. Духовно мертвых людей Господь отвергает как непригодный материал, а принимает лишь тех, которые подобны Ему, как живые, и которые подходящим образом могут быть поставлены рядом с другими живыми камнями, то есть Ангелами, пророками, апостолами и всеми святыми.

Давайте, братья, стараться, чтобы стать священным материалом для священного дома Царства Христова, которое Он строит денно и нощно, чтобы к концу времен полностью завершить.

О Господи Иисусе, Зиждителю Царства Небесного, оживи нас Духом Твоим Святым и встрой нас как камни живые в дом славы Твоей вечной. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

22 Июля. Поучение о суде Божием над праведником

Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? (1Пет.4:17)

Когда придет суд Божий на дом праведника, пусть не злорадствует нечестивый, а пусть трепещет от страха. Если праведный и нечестивый соседи, а рука Божия падет на праведника, она пала на обоих: первого закалить, а второго предупредить. И если тяжкое страдание постигнет праведника – а оно его не постигнет без воли Божией, – пусть не радуется неправедный, ибо это страдание больше ради него, чем ради праведника; а именно: чтобы он видел, каков гнев Божий, и поспешил изменить дух свой, поправил дела свои. Пусть задумается: если такой гнев Божий на праведника, то каким он будет на меня?

Знайте, братья, что правда – это мощь, а неправда – немощь. Кто может больше выдержать и не сломиться под грузом – мощь или немощь? Без сомнения, мощь. Поэтому на праведника взваливается тяжелое бремя.

Пусть не насмехается неправедный, видя праведника под тяжелым бременем, и пусть не говорит: моя неправда лучше его правды! Но пусть он со страхом и трепетом смотрит на бремя праведника и пусть говорит себе искренне: это мое бремя, однако я слишком немощен, чтобы его нести, поэтому оно возложено на плечи другого, плечи праведника. Вот если бы я все увидел и раскаялся в путях своих, то покаянием бы укрепился для бремени, которое меня ждет. С дома Божия начаться суду – это неизмеримая милость Божия по отношению к грешникам, к слабым, немощным от грехов: пусть раскроют глаза и читают письмена гнева Божия. С дома Божия начаться суду, ибо крепок дом Божий; а дом Божий – это праведный человек, в котором обитает дух Божий. Когда ветер поколеблет каменную башню, пусть обитатели хижин укрепляют свои хижины.

О, братья мои, как судьбоносны и страшны эти слова апостола для грешника!

О, Господи Иисусе, Праведный и Милостивый, Милостивый и Праведный, помилуй нас и спаси. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

23 Июля. Поучение о должности пастырей духовных

...Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду... (1Пет.5:1–3)

Вот устав для пастырей стада Христова! В нескольких словах апостол Петр изобличил три мерзкие страсти, которые из пастырей делают волков, а именно: страсть гордыни (надзирая за ним не принужденно), страсть сребролюбия (не для гнусной корысти) и страсть властолюбия (и не господствуя).

В противовес этим мерзким страстям апостол выделил три добродетели, которые должны украшать священника Божия, а именно: страх Божий (...Пасите Божие стадо... богоугодно), усердие (из усердия) и служение примером (подавая пример стаду). Этот устав апостол дал не только как учитель, но и как пророк. Ибо столетия показали две основные категории пастырей: тех, которые руководствовались своими страстями при управлении Церковью – гордыней, сребролюбием и властолюбием; и тех, которые руководствовались страхом Божиим, усердием и примером служения. Из-за одних Церковь страдала, но не пропала, тогда как они сами пропали. Из-за других Церковь возрастала, развивалась и сияла в мире. Первые из них – волки, вторые – пастыри. Одни – противники и людей, и Бога; другие – друзья и людей, и Бога. Пастыреначальник Христос, требуя ответа от одних и других за каждую овцу, то есть за каждую душу человеческую, и воздаст справедливо каждому по заслугам. За гордыню, сребролюбие и властолюбие мнимых пастырей воздаст огнем вечным, а за страх Божий, усердие и служение примером настоящих пастырей воздаст радостью вечной.

О, Господи Иисусе, Пастыреначальниче, помоги пастырям стада Твоего словесного до конца исполнить заповедь Твоего святого апостола. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

24 Июля. Поучение о послушании и смиренномудрии

Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием... (1Пет.5:5)

Вот принципы настоящей соборности православной! Она основывается на безусловном послушании младших старшим, на взаимном подчинении равных между собой и на смиренномудрии как старших, так и младших. «Послушание» – хорошее слово, еще лучше – «смирение», но самое лучшее – «смиренномудрие»: именно «смиренномудрие» точно соответствует греческому слову, которое апостол употребил в своем послании. Смиренномудрие означает низкое мнение о себе, а высокое о Боге и непрестанное призывание Божией помощи, Божией мудрости, Божией милости и Божия достоинства.

Бог – Единственный Царь для людей. Поэтому Бог и противился желанию народа израильского, чтобы ему был поставлен царь из людей. Бог царствует, а люди служат Богу. И те, которые старейшинствуют, и те, которые подчиняются, в одинаковой мере являются слугами Божиими. Когда известно и признано, что Бог – Царь, а все люди – слуги Божии, то этим закладывается основание соборности, основание сообщества Ангельского. Тогда на этом основании возводится Дом Божий, сообщество Ангельское с помощью послушания младших старшим, на взаимном подчинении равных между собой и на смиренномудрии всех. Таким образом удается избежать двух страшных зол этого мира – тирании, то есть насильственной власти одного над другим, и анархии, то есть многовластия, избежать монотирании и политирании.

Принцип соборности – принцип органический, то есть жизненный. Это принцип взаимного служения, взаимной помощи и взаимной любви. Пусть нас Бог умудрит, братья, чтобы мы прибегли к этому спасительному принципу в нашей жизни.

Господи Иисусе, послушный и смиренный Человеколюбче, дай нам и утверди послушание Закону Твоему, а также взаимное послушание из любви и смиренномудрия перед несказанной силой и мудростью Твоею. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

25 Июля. Поучение об отношении Бога к гордым и смиренным

...Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1Пет.5:5)

Перед кем и перед чем, братья, человек может быть гордым? Перед Ангелами? Да ведь Ангелы бессмертны, а человек смертен. Перед людьми? Да ведь он зависим от многих людей и смертен, как все люди. Перед животными? Но как бы он жил, если бы ему не служили животные? Перед солнцем и звездами? Но без их света он продержался бы пару дней во мраке, да и пропал бы. Перед растениями? Но растения для него являются основной пищей. Перед землей? Но из земли тело его создано. Перед мертвыми? Но без них он бы не появился на свет. Тогда, значит, перед живыми? Но живых так много, что он – лишь как одна ниточка в большом ковре. Пред Богом? Но если бы не было воли Божией, его бы не было ни среди живых, ни среди мертвых. Так перед кем и перед чем, братья, человек может быть гордым?

Униженным и смиренным Бог дает благодать. То есть дает все, что им нужно, все, о чем они молятся Богу в униженности и смиренности своей. Кто эти униженные и смиренные? Это те, кто чувствует свою немощность и полную зависимость от Создателя своего. Они полны, как море, и зависимы, как море. Какой водоем полнее моря, и какой более зависим от дождя и рек? Гордый же подобен закрытому колодцу, закрытому от неба и от земли, и самодостаточному лишь тогда, когда он наполнен; а когда закрыт и отрезан от водных источников, то быстро пустеет.

Мудрый Соломон мудро говорит о Боге: Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать (Притч.3:34). Однако Божие посмевание не злорадно, как человеческие насмешки, оно – сожаление и гнев. И Божия милость не ограничена так, как человеческая милость, ибо она – милость царская, которая поражает своим сиянием, своей красотой и своей безграничностью.

О, Господи Боже, Создателю наш, укроти сердца наши, когда они наполнятся гордыней, и помоги нам во время гордости нашей ничтожной вспомнить Крест на Голгофе и Сына Твоего Единородного, в крови и страданиях за нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

26 Июля. Поучение о должной трезвости в борьбе против дьявола

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет.5:8)

Православные монахи возвели трезвение и внимание до подвига. Дух должен быть трезвым, чтобы чувствовать опасность, и внимательным, чтобы распознать, с какой стороны и от кого опасность приходит.

«Будь внимательным, дитя, чтобы на змею не наступить, чтобы в яму не угодить, чтобы с волком не встретиться, чтобы в воде на глубоком месте не очутиться, чтобы с пути в лесу не сбиться!» – так мать советует своему ребенку, опасаясь за сохранность его тела. Но не с меньшей любовью Церковь советует людям, опасаясь за их души: «Чада мои, будьте трезвы и внимательны! Давний противник ваш дьявол не отдыхает и не спит, а ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Трезвитесь и бодрствуйте, потому что вы – как овцы, а он – как лев. Когда овцы почувствуют смрадный запах волка, они бегут к своему пастырю. Трезвитесь, и вы почувствуете смрад дьявола, если к вам приблизится, и тогда бегите сразу же под защиту пастыря своего Христа Господа. А смрад дьявола вы почувствуете через помыслы свои, через чувства свои, через намерения свои, через похоти плотские. Все, что будете помышлять, воображать, чувствовать, намереваться, желать вопреки Христу и Закону Христову, – знайте, это уловка дьявольская, смрад дьявольский! Знайте и бегите к своему Пастырю, направляя к Нему весь ум свой, все сердце свое, всю душу свою, все тело свое».

Господи Иисусе, Пастырю наш трезвенный и бодрствующий, сделай нас ежечасно трезвенными и бодрствующими, чтобы нас противник наш не застиг врасплох и не поглотил. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

27 Июля. Поучение о твердыне веры

Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире (1Пет.5:9)

Братья, самая главная твердыня души человеческой – твердыня веры. На эту твердыню более всего нападает дьявол всеми стрелами своими и всей хитростью своей. Ибо дух нечистый и злобный знает, что, разрушив эту твердыню, он овладевает душой человеческой навсегда. Поэтому апостолы святые просили Господа: Умножь в нас веру (Лк. 17:5). Давайте и мы, братья, будем просить ежедневно, чтобы Господь умножил в нас веру, чтобы усилил и укрепил веру нашу. Змея при опасности более всего бережет голову, поэтому ее Сам Господь назвал мудрой. Давайте и мы также будем беречь главу нашей духовной жизни – а это вера. Ничто на свете не может заменить веры в Бога: ни философия, ни наука, ни богатство, ни слава, ни весь мир от края до края со всеми преходящими прелестями своими. Это дьявол знает, поэтому и совершает нападения на веру нашу, вводя в сомнения нас, колебля нас, смущая мысли наши, беспокоя сердца наши. И если дьявол знает, что главное – вера, то мы тем более должны это знать. Ведь это из-за нас Христос пришел на землю, из-за нас Он страдал на Кресте, нам передал заветы спасительной веры.

А усилить и утвердить веру мы не можем иначе как через страдания. Поэтому многострадальный апостол Петр и говорит: такие же (как и ваши) страдания случаются и с братьями вашими в мире. По причине смиренности апостол не говорит о своих страданиях, а говорит о страданиях братьев наших во Христе. Общая вера – общие страдания. За правую веру, братья, терпите не только вы, но и остальные братья ваши по вере.

Пусть это облегчает страдания ваши. Но более всего пусть облегчает страдания Первенец в страдании, Сам распятый Господь наш Иисус Христос. О, Господи Иисусе, Страдальче из Страдальцев и Победителю из Победителей, умножь в нас веру и укрепи нас силой благодати Твоей так, как Ты укрепил апостолов Твоих святых. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

28 Июля. Поучение о благодати и мире

...Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего (2Пет.1:2)

В познании Бога, братья, умножаются благодать и мир. В познании же сотворенного вне Бога, как отделенного от Бога или противопоставляемого Богу, умножается скорбь и беспокойство. О том, что скорбь и беспокойство умножается у тех, кто познает тварь без познания Бога, не свидетельствует ли нам большое число самоубийств среди тех, кто избрал себе в качестве профессии изучение природы и жизни человеческой без Бога? А как много среди них душ нервозных, раздраженных, озлобленных, помраченных, обезумевших, которых только месяц или день отделяет от самоубийства! А вот в познании Бога умножаются благодать и мир. Это апостол испытал лично и свой драгоценный опыт передает другим.

И благодать, и мир – это дары Неба, а не земли. Эти дары Бог дарует тем, кто старается умножить свои познания о Нем.

Каков, братья, наикратчайший путь познания Бога? Без сомнения, это путь через Иисуса Христа, Господа нашего. Он – Открыватель, и Он – Откровение, Мудрец и Мудрость, Учитель и Учение. От Него благодать, от Него мир. Кто познаёт Бога через познание сотворенных существ природных и через законы природы, как это делают не знающие Бога, не делает ничего плохого, но идет по окольному и косвенному пути, на котором многие блуждают и теряются. Кто познаёт Бога через совесть и судьбы людские, как это делают моралисты, не делает ничего плохого, но тоже идет по окольному и трудному пути, и тоже может заблудиться и потеряться. А вот кто познаёт Бога, познавая Господа Христа, тот идет по самому короткому и самому надежному пути.

Господи Иисусе, помоги нам на пути к Тебе и Отцу Твоему и Духу Святому. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

29 Июля. Поучение о верных как причастниках Божеского естества

...Дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества...(2Пет.1:4)

Как может, братья, смертный человек быть причастником Божеского естества? Может ли вечное соединиться с временным, славное с бесславным, тленное с нетленным, чистое с нечистым? Не может без особых условий. На эти условия и указывает апостол, а именно: одно условие со стороны Бога, а другое условие – со стороны человека. Как условие со стороны Бога он называет то, что от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, а как условие со стороны человека – удалиться от господствующего в мире растления похотью. Бог выполнил Свое условие и даровал нам от Своей силы, которая к нам пришла через познание Того, Кто призвал нас к славе и добродетели. Сейчас очередь человека, чтобы он исполнил свое условие, то есть чтобы, познав Христа Господа, удалился от господствующего в мире растления похотью. Господь Христос сначала открыл небо и все блага небесные, а тогда призвал людей, чтобы приступили и приняли эти блага. Как Он призвал? Только словами? Словами тоже, однако, не только словами, но также славой и добродетелями. Славой – значит Своим славным Воскресением; добродетелями – значит Своим чудесным служением и страданиями. Этим Он призвал нас, чтобы мы приняли превеликие обещания и чтобы ради них соделались причастниками Божеского естества. Но чтобы могли познать Христа и услышать призыв Его, мы должны сначала удалиться от господствующего в мире растления похотью. Если же не удалимся, то останемся слепыми пред Ним, пред Его славой и добродетелями, и глухими к Его призыву.

О, братья, сколь превелика милость Божия к нам! По этой превеликой милости Божией нам, смертным, предлагает усыновление Бессмертный, и нам, грешным, предлагается восхождение в Прославленное Тело Господа Иисуса. Но только при условии, которое не является ни большим бременем, ни тяжким крестом.

О, Господи Иисусе, Исполнение всех обещаний и Источник всех благ, исцели нас от слепоты и глухоты наших, и придай нам сил, чтобы удалиться от господствующего в мире растления похотью. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

30 Июля. Поучение о необходимости повторять и повторять

Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине (2Пет.1:12)

Пахарь пашет ниву. Не повторяет ли он каждую секунду одни и те же действия? А как бы иначе он мог вспахать ниву, если бы не вел борозду за бороздой от рассвета до заката?

Путник идет по дороге. Не повторяет ли он каждую секунду одни и те же действия, те же усилия? А как бы иначе он путь свой прошел и до цели своей добрался?

Столяр обрабатывает доски в мастерской. Не повторяет ли он с каждой доской те же действия, ту же работу? А как бы иначе он мог изготовить заказанное количество обработанных досок?

Разве, братья, не все наши полезные дела состоят из рядов и рядов повторений? Так что пусть не ленится проповедник истины и не заявляет: «Я им сказал, и повторять не стану!» И пусть не гордится слушатель истины и не заявляет: «Я это однажды уже слышал, и больше не нужно мне это слушать!»

Проповедник истины, не бойся повторять и повторять; снова и снова учи, снова и снова предостерегай. Без повторения невозможно ни ниву вспахать, ни путь пройти, ни доску обработать. А ты для того, чтобы пахать, вести, обрабатывать.

Слушатель истины, и ты не гордись и не говори, что уже один раз слышал истину. Истина – питание для души. Ты ел хлеб и сегодня, и вчера, и позавчера, и месяцы, и годы. И снова будешь его есть, чтобы тело твое было здоровым. Так питай и душу. Питай ее истиной, той же истиной и сегодня, и завтра, и до самой смерти. Чтобы душа твоя была здоровой, сильной и светлой.

О, Господи Иисусе, питай нас каждый день и каждый час истиной Твоей – Собою, о Иисусе, питание сладкое! Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

31 Июля. Поучение о напоминании, что скоро придется оставить тело

Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне (2Пет.1:13–14)

Вот благое напоминание телолюбцам, которые из-за тела забыли о душе своей. Тело должно оставить. Как бы мы его ни ценили, какие бы драгоценности на него ни вешали, как бы его ни миловали, ни лелеяли, мы его в один грядущий день должны оставить. О, как сильно и истинно это слово «оставить»! Когда душа отделяется от тела, она оставляет тело как ненужное. Когда мореплаватели после кораблекрушения на доске доберутся до берега, они выходят на берег, а доску оставляют. Когда наступает весна, змея сбрасывает с себя кожу и оставляет ее. Когда бабочка вылетит из кокона, кокон оставляется. Точно так же оставляется и тело, когда душа из него уходит. То, что не используется, что уже без пользы, а то и вредно для других, выбрасывается из дома, вывозится из города, убирается от солнца и зарывается глубоко в землю. Задумайтесь об этом, роскошные и украшенные, надменные и прожорливые!

Но пока душа в теле, она должна использовать тело для своего спасения, покоряясь закону Божию и совершая дела Божии. Видите, как трудолюбива душа апостола! Справедливым почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием... Это дело доверил ему Бог, и он хочет это дело добросовестно выполнять до конца, когда будет должен оставить тело. Будем и мы, братья, стараться, во-первых, принять напоминание апостола, а во-вторых, и сами напоминать другим, всем остальным, кому добра желаем. Быстро мы все приближаемся к берегу иного мира, и быстро приближается час, когда мы должны будем тела свои оставить и с нагими душами предстать пред Судом Божиим. Что же мы скажем на Божием Суде – на какие цели мы использовали в земной жизни сооружение из праха, именуемое телом?

О, Господи Иисусе, Праведный Судие, направи ум наш, чтобы думал о смерти и Суде. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

* * *

1

Свт. Николай здесь использует следующий вариант перевода: Надеющийся на Господа будет в высоком убежище. – Примеч. переводчика.


Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/ Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.2. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с.

Комментарии для сайта Cackle