Святая Троица

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, во имя Троицы Единосущной, и Нераздельней, и Животворящей, Бога Единаго, приказываю тебе, Феодул: встань!

Вижу, что ты зачарован; вижу, что очарован. Преветхая мудрость индийская тебя зачаровала; пыль индийская очаровала. Взгляд кобры зачаровывает мышей: дрожа, они дают себя проглотить. Светящийся взгляд лисицы валит кур с насеста. Так и тебя заколдовали стеклянные глаза Индии. Но будь же человеком, а не мышью или курицей. Встань и беги отсюда без оглядки. Индийская философия и индийская поэзия – две огромные силы, поработившие многие-премногие, даже крещеные, души. Но ни одну православную душу, а только еретические – поверхностные и расхристанные; те тростинки, которые любой вьюнок обвивает и душит.

Говоришь, что триплеты индийские восхищают мысль. Говоришь, что эти индийские триады очаровывают и что с помощью этих триплетов и триад легче думать. Европа не имела столь логичного инструмента при объяснении вещей, говоришь.

В Индии все рассматривается через троичность, но не через Троичность Святую во единстве, а через троичность в противоречии. Один триплет дробится на меньшие триплеты; одна триада крошится на другие триады. Всё без начала и всё без конца. Ведь в Индии ни у чего нет начала и конца. Ах, ничему и нигде нет начала и конца! В этом рок индийской мысли, фатум Индии. Нигде нет главы о сотворении мира и нигде нет эсхатологии340. Все бывание разыгрывается не под солнечным светом, а под призрачным светом блеклой луны. Бурление океана жизни без начала и бурление без конца. Потому в Индии одна-единственная наука презирается и чахнет – история. Ведь историческая наука бессильна там, где отрицаются начало и конец времени и пространства. И бессильна, и бесполезна. Историческая наука нигде так высоко не ценится и так тщательно не разрабатывается, как у народов христианских, придерживающихся Библии, в которой все связано с началом и завершением. Запомни это, Феодул, поразмысли над этим и расскажи другим.

Будь осторожен, взирая на индийские триплеты и триады. Все это блестит, но не сиянием дорогого металла, а блеском цветного стекла. Все это похоже на золото, но не золото; зеленеется, как изумруд, но не изумруд; синеется, как сапфир, но не сапфир; краснеется, как рубин, но не рубин; сверкает, как бриллиант, но не бриллиант. Обманчивый блеск дешевого цветного стекла ввел в заблуждение и одного еретического философа в Европе, который одурачил многих и одурачивает доныне, вот уже целое столетие341.

А ты приди в себя, Феодул, слуга Божий. Отведи свой взор от глаз кобры и вглядись в Христа Человеколюбца. Посмотри, Он тоже провозглашает триаду, только не ложную, а истинную.

Отец, Сын и Дух Святый – это Святая Триада, Святая Троица, Которую Господь Иисус открыл нам. Все Три Лица состоят в самом близком сродстве, все Три Лица нераздельны, но неслиянны. Троица триипостасна, но едина. Вечная гармония, вечная песнь, вечная музыка упоительных созвучий. Самое близкое, наитеснейшее сродство. Какое сродство может быть ближе и теснее, чем сродство Отца, Сына и Духа Святаго – того Духа, Которым дышат и Отец, и Сын? Тут нет трех различных, особых имен, наподобие Вишну, Брамы и Шивы, но только имена сроднические: Отец, Сын и Дух Святый. Здесь подчеркивается сродство, а не имя. Между тем в индийской триаде подчеркивается имя, а не сродство. Нигде в Веданте не упоминается о каком-либо сродстве между Вишну, Брамой и Шивой. Не говорится, что Вишну родил Браму или что Шива был каким-нибудь сродником одному или другому. Это три сообщника, а не три сродника, причем три неединодушных сообщника. Ведь что бы ни сказал Вишну, Брама начинает сомневаться в этом, а Шива отрицает. И все, что Вишну создает, Брама не одобряет, а Шива разрушает.

Такова же и триада египетская. Исида, Осирис и Гор представляют египетскую триаду – разумеется, несвятую и перессорившуюся. Осирис убил Гора, и Изис, или Исида, стремится отомстить Осирису.

Такова и триада эллино-римская: Зевс342, Нептун343 и Плутон344, то есть верховный бог, бог моря и бог гадеса, подземного мира. Вся эта триада пребывает в распрях, интригах и взаимном недоверии друг к другу, так же как и к прочим бесчисленным божествам, к этой распутной цыганщине олимпийской.

Совершенно иное являет Святая Троица христианская. Отдельные имена тут или неизвестны, или сокрыты. Открыты человечеству только имена сроднические: Отец, рождающий Сына, и Дух, исходящий от Отца. Отец, Сын и Дух Святый. Ни тени сходства с тезисом, антитезисом и синтезом. Ни тени конфликта и противоречия. Ни тени недоверчивого компаньонства. Нет, здесь нечто неслыханное и невиданное – или, по крайней мере, забытое – в истории рода человеческого. Это Откровение, это Открытие Христа о Святой Троице. И никогда Церковь Христова не упоминает Святую Троицу, не подчеркнув Ее единства и единосущия. Святая Троица – это один Бог, а не три. В противоположность этому триада индийская, равно как и египетская, и греческая, – это три бога с тремя различными именами, без родственных связей между собой345 и без единственного и самотождественного духа. Три разных бога, три разных имени, три разных духа. Так в Индии, так в Египте, так же и в Древней Греции и Риме. Так во всем языческом мире, где бы ни заходила речь о какой-нибудь божественной триаде.

А сейчас, Феодул, вот тебе дорожная карта, чтобы ты по ней мог отличить Святую Троицу во единстве от несвятых триад в раздоре, истину от обмана, свет от тьмы, жизнь от смертоносной плесени. Сказал Господь Иисус, Сын Предвечного Отца:

«Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына»346.

«Я Божий Сын»347.

«Я и Отец – одно»348.

«Отец во Мне и Я в Нем»349.

«Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего»350.

«Все, что имеет Отец, есть Мое»351.

«Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу»352.

«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое и Который от Отца исходит, Он вас научит всему и напомнит вам все, что Я говорил вам»353.

«И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне»354.

«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины»355.

«Дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне»356.

«Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца»357.

«Меня прославляет Отец Мой»358.

«Я не Сам от Себя пришел, но Он» (Отец) «послал Меня»359.

«Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно»360.

«Дух животворит; плоть не пользует нимало»361.

«Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня»362.

«Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца»363.

«Я пришел во имя Отца Моего»364.

«Отче праведный... да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них»365.

«Потому что» Ты «возлюбил Меня прежде основания мира»366.

По воскресении сказал Иисус ученикам Своим: «примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями... даже до края земли»367.

«При наступлении дня Пятидесятницы... исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»368.

Евангелист Иоанн пишет: «отвергающий Сына не имеет и Отца»369.

«Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном»370.

И еще много похожего содержится в Евангелии и в писаниях святых апостолов Христовых.

А все, что писано и передано Святой Церкви Божией во спасение людям, свидетельствует единодушно, что Святая Троица – один и единственный Бог. Без противоречивости в Себе. Ведь что думает Отец, то думает и Сын, думает и Дух Святый. И чего хочет Отец, хочет и Сын, хочет и Дух Святый. И что творит Отец, творит и Сын, творит и Дух Святый. И что любит Отец, любит и Сын, любит и Дух Святый. «Бог есть любовь»371. Отец любит Сына, любит и Духа Святаго. Сын любит Отца, любит и Духа Святаго. Дух любит Отца, любит и Сына. Один Бог, одна любовь, одна мысль, одна воля, одно действие. Из вечности в вечность. Насколько же это отличается от триад языческих с именами тройки богов, с именами, но без подлинного сродства и подлинного содействия!

В истории мира только Бог христианский – Бог без имени. Его единственное имя – Отец. Какого-либо другого Его имени Новый Завет не упоминает. Как это удивительно! И зачем нам другое имя?

Он хочет, чтобы мы были Его детьми. А дети – миллионы детей на свете – не знают другого имени своего родителя, кроме «отец» и «папа», еще меньше знают его фамилию. В Ветхом Завете еще упоминается имя Божие: Яхве, Иегова, Адонаи. В Новом Завете, в Завете сродства и любви, Бог именуется не иначе, как Отец. Вечный Отец, вечный Сын и вечный Дух Святый. Одна жизнь и один источник жизни. Если Сын именуется именем Иисус Христос, то это надо понимать как имя Сына воплощенного, Который вышел на сцену мировой драмы как Главный Герой, вошел в реку истории, в толпу многоименных как Мессия и Спаситель. В вечности же Отец – только Отец, Сын – Сын в объятиях Отчих и Дух Святый – в союзе любви Отца и Сына.

В индийских Ведах содержится следующее страшное учение: «Истина и ложь относительны, и обе они необходимы, как составные части иллюзии»372. Действительно страшно! Бес, следовательно, равносилен Богу, Шива-разрушитель равноправен с Вишной-созидателем! В верховной триаде индийской ложь восседает рядом с истиной и зло царствует наряду с добром. Но и то, и другое, говорят, – это иллюзия. Значит, тогда и верховные боги Индии – иллюзия!

Встань, Феодул, и перекрестись. Призови Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную, Нераздельную и Животворящую, Бога истины и света, к Которому ни малейшая ложь не смеет приблизиться и на Котором нет ни единого темного пятнышка.

Знай, что не могут помочь Индии люди, очарованные Индией, а помогут разочарованные. Если ты друг индийского человечества, то прежде разочаруйся и тогда уже помоги.

* * *

340

Эсхатология (греч.: εσχατος – последний, конечный и λόγος – слово, учение), учение о конце мира.

341

Речь идет о Гегеле. Вся его философия зиждется на индийском триплете: тезис, антитезис и синтез. Грубо им понятая, еще грубее, чем другими, им примененная, эта философия ученика индийской виртуозной мудрости произвела кавардак в европейском человечестве как в отношении мысли, так и в отношении практики.– Свт. Николай.

342

О Зевсе см. примеч. 29. Зевс, Посейдон (Нептун) и Плутон были братьями.

343

Нептун, древнейший римский бог, введение культа которого приписывалось Ромулу, основателю Рима. Нептун всегда был связан с водой, ему посвящался праздник, проводившийся 23 июля с целью предотвращения засухи, его почитали также люди, чья судьба зависела от моря; с ним связаны два божества – его жена Салация и нимфа Винилия; отож­дествляется он с греческим Посейдоном.

344

Плутон, одно из имен Аида, владыки царства мертвых в древнегреческой мифологии, или – Гадес (см. примеч. 37). Плутоном (греч.: богатый) он был назван потому, что владел как несметным количеством человеческих душ, так и нес­мет­ными сокровищами земных недр.

345

Языческие божества могут состоять друг с другом в родственных отношениях, как мы видели это на примере Осириса и его «дружной семейки» (см. примеч. 28), и зачастую плотски связаны друг с другом, но это не сообщает им Бо­жественности, а как раз наоборот, приземляет их.

372

Нивелирование истины и лжи – расхожая «мудрость» индийских религий и общее место всех пантеистических религий как таковых. Добро и зло считаются ими понятиями неразвитого, примитивного мышления, незнакомого с тонкими истинами философии. В европейской мысли идея релятивности истины и лжи развивалась философами, за подобные спекуляции названных софистами (греч.: σόφισμα – умная мысль, хитрость, обман). Однако их релятивизм совершенно лишен гнетущего индийского цинизма. К примеру, аргументация софиста Протагора (V в. до Р.Х.) такова: любое мнение является истинным, так как о каждой вещи можно высказать противоположное суждение. Скажем, верно и то, что эта стена белая, и то, что эта стена небелая, потому что со временем она испачкается и перестанет быть белой.

Комментарии для сайта Cackle