Благословенно Царство
Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа. Это единственное благословенное Царство, Феодул, открыл и возвестил миру Господь наш Иисус Христос. И это Царство возвещают христианские священники в алтарях в начале каждой литургии вот уже почти две тысячи лет.
Прежде сотворения солнца и луны, прежде звездного свода небесного, прежде всякой твари, всякого создания, прежде нашего и прежде всякого другого царства и общества или сродства существовало это благословенное Триединое Царство. В вечности, не тронутое временем; в бесконечности, не ограниченное пространством. Нематериальное, бесплотное, духовное. В праисконном и прототипном сродстве Рождающего, Рожденного и Исходящего. Полное и совершенное Существо. Полная и совершенная Истина. Полная и совершенная Сила. Полная и совершенная Любовь. Полная и совершенная Слава. Полное и совершенное Царство. Потому мы заканчиваем многие молитвы так, как были научены Спасителем в молитве Господней: «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
Индийцы и мусульмане злобятся на нас, христиан. Индийцы возмущаются, почему мы веруем только в одного-единственного Бога, а не в их пантеистический сонм бесчисленных богов. Мусульмане же негодуют, почему мы веруем якобы в трех богов, а не во Единого. И те, и другие неистовствуют безо всяких оснований. Прежде всего мы веруем так, как нам с неба Самим Богом открыто, а не как нам хочется. А открыто нам так, как в Новом Завете Божием записано и от отцов нам передано, то есть Бог Един, но Троичен. Три Ипостаси, но один Бог – Отец, Сын и Дух Святый – одно Божество, одна сила, и слава, и власть, одно Царство и господство. Это нам открыл Сам Предвечный Сын Божий, Который с небес сошел и на небо восшел и Который будет, как и Коран пишет373, Судией миру на Страшном Суде Божием374. А кто открыл многобожие индийцам? Люди, философы, риши, гуру, факиры, которые не сошли с неба и не восходили на небо, но были и остались в этой мировой самсаре, где все души переселяются из тела в тело. Или спросим мусульман: кто открыл Мухаммеду одного нетроичного Бога, который ни Отец, ни Сын, ни Дух Святый? Никто, кроме него самого, когда он самовольно перетолковывал оба Завета, Ветхий и Новый, на свой и, как он утверждает, ангела Джебраила лад. А мы не принимали [своей веры], по слову святого апостола Павла, ни от Ангела, ни от человека375, но от Самого Бога, явившегося людям во плоти, чтобы открыть им Царство Небесное и ввести их в это благословенное Царство.
Благословенно и царство Ангелов Божиих. Это самые совершенные из сотворенных существ. Это горние духи, сотворенные прежде физического мира, над ними не имеют власти ни время, ни болезнь, ни смерть, они вечно молоды, светлы и сильны. Бесчисленными мириадами стоят они у престола вечной славы, насыщаясь светом истины и напояясь сладостью любви от Отца и Сына, дыша одним и тем же веянием святости, святого единства и святой силы от Духа Святаго. Ангелы Божии названы «звездами утренними»376, потому что они были созданы первыми и стали утром Божиего творения, потому что сияют сиянием, исходящим от Бога: оно в них входит и через них просиявает. Еще они названы «сынами Божиими»377, хотя они сотворены, а не рождены, – потому что испытывают сыновнюю любовь и оказывают сыновнее послушание ко Творцу своему, как истинные сыновья к своему родителю. Вопросил Господь праведного Иова: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Когда ликовали все утренние звезды и радостно восклицали сыны Божии?» (ср.: Иов 38, 4, 7).
Первыми халдейские и персидские мудрецы, звездочеты, по звезде узнали, что родился великий и праведный Царь. И первыми пришли в Вифлеем поклониться Ему. Их вера была верой не в одного Бога, а во многих богов, перессоренных между собой, как и всюду в многобожных странах. Не знали они ничего и о благословенном Царстве Небесном, как не знают о нем ни Индия, ни Египет. Но Всевышний Бог направил их по Своему Промыслу, чтобы через них, язычников, постыдить надменный «единобожный» Иерусалим, который при первом же известии о новом Царе стал строить планы Его убийства.
Архангел Гавриил первым, еще до Рождения Христа, упомянул о Царствии Его, сказав Пресвятой Деве Марии: «Царству Его не будет конца»378.
Тридцатью годами позже первым возвестил приближение Царства Небесного Иоанн Предтеча на Иордане, провозглашая для отупевших евреев: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»379.
При третьем искушении сатана вывел Иисуса на гору высокую, показал Ему «все царства мира и славу их»380 и обещал дать Ему все это, если Он поклонится ему. Следовательно, показал он и Египет, и Халдею, и Персию, и Аравию, и Индию, и Китай, и Японию, и Америку, и Европу, и Славию381 – все эти неблагословенные царства и народы, закованные духом ада в его цепи лжи, лицемерия и отчаяния, – и сам богоборный Израиль в их числе. Но всю эту тогдашнюю собственность «князя мира сего»382, которую он, непоминаемый383, самовольно присвоил себе и своим змеиным ядом осквернил и отравил, – всю эту зловонную плесень решительно отказался принять Царь Небесный, Который из человеколюбия явился на землю, чтобы открыть людям двери Своего вечного Царства на небесах.
«Царство Мое не от мира сего», отвечал Иисус Своему судье Пилату, когда тот спросил Его: «Царь ли Ты?»384 Евреи же, с духом приземленным и взором, прахом земным ослепленным, увидев чудеса Его, захотели поставить Его своим царем. Но Он скрылся и удалился на гору (см.: Ин. 6, 15). Велика ли честь для Него – быть царем в одной стране, как того евреи хотели, или царем над всеми царствами земными, как сатана Ему предлагал?
Что стало со столькими царствами и царями земными, бывшими до и после Него? Что стало с царями египетскими – Хеопсом, Кафром, Менкерием385, Тутанхамоном386 и Рамзесом387 – могущественными? Предав свои души сатане, они стали воздвигать пирамиды высотою до небес, чтобы хоть тела свои сохранить в нетленности. Между тем сейчас саркофаги с их набальзамированными телами – купленные или похищенные из пирамид – демонстрируют в музеях европейских, точно обезьян в зоопарках.
Что стало с богатыми царями и махараджами388 из «Махабхараты» и «Рамаяны»389: с отважными Рамой и Арджуной390, с могущественными Акбаром391 и Могулом392 и прочими, которых столько воспевали и прославляли на земле? Что стало с их замечательными военачальниками и бесчисленными полками? Царства их перешли к их неприятелям, тела их рассыпались в прах, а души их сейчас – по учению индийскому – или говорят в иных человеческих телах, или блеют овцами, воют волками, шипят змеями.
Где самодержцы царств, виденных пророком Даниилом в видении?393 Где Навуходоносор, провозгласивший себя богом, и где его золотое царство Вавилонское?394 Где серебряное царство Персидское с царями Дарием, Киром и Ксерксом?395 Где медное царство Александра Македонского?396 И где Римское царство397 из железа и глины со всеми кесарями римскими, вскормленными волчицей398? Из их мертвых черепов можно было бы составить гору высотой с Арарат.
Где богдыханы китайские, в шелка облачавшиеся и по шелкам ходившие? Где их мудрые мандарины399 с множеством своих книг и умельцы их с изумительными рукотворениями своими? Где микадо японские, сыны неба, и где их славные самураи? Где страшные Тимуры400 со своими монгольскими армиями, будоражившими, как вихрь, всю Азию и Европу? Ковер из пыли накрыл их всех, и по этому ковру лишь погонщик изредка пройдет, погоняя верблюдов, проклиная пыль, застилающую ему глаза, и думая единственно о том, где бы ему найти еды для себя и для своих верблюдов.
Что стало с богатым Крезом, царем Лидийским?401 Что с искусными Микенами?402 Что с пресыщенным Содомом?403 Что с Атлантидой?404 Что с пребогатым Тиром?405 И с Финикией, царицей моря406, и ее храбрым полководцем Ганнибалом?407 И со столькими царями моавскими408 и ханаанскими?409 Кудесник ада, возведя их до наивысших призрачных высот и насладившись тем, как они ему кланяются, насмеялся под конец над трупами их и понесся плести, как паук, свои сети для новых жертв.
Все такие царства – все, не одно – предложил искуситель Спасителю мира при условии, что Он поклонится ему. И Спаситель отверг это. А на вопрос слуги того же самого искусителя, Понтия Пилата, царь ли Он, ответил: «Царство Мое не от мира сего»410.
Счастье наше и спасение в том, что Сын Божий, во-первых, отказался принять от противника Божиего все преходящие царства земные и обманчивую славу их; во-вторых, что убежал, когда евреи хотели поставить Его царем своей страны, и, в-третьих, что дал этот ответ Пилату: «Царство Мое не от мира сего».
Что было бы с Ним и что с нами, если бы Он, скажем, стал царем всех царств земных? В течение краткого века человеческого был бы Он знаменитее Навуходоносора и сильнее Александра, а по смерти тело Его рассыпалось бы в прах, а душа оказалась бы в аду. От Него остался бы лишь один пустой звук, точно так же, как от других царей, вассалов князя ада, бывших до Него.
Или, скажем, если бы Христос стал царем страны Иудейской. Был бы Он, вероятно, богаче Соломона411, но недолговечным, как и Соломон; время иссушило бы Его, как иссушает лилии полевые, а после Него взошли бы на Его престол какие-нибудь упрямцы, вроде Ровоама412, или конюхи, вроде Иеровоама, и раздробили бы Его царство и обездолили бы народ.
А что было бы с нами? Мы, как индийцы, обожали бы полчища божественных триад, разделенных в себе, поклонялись бы змеям и, пребывая в крайнем отчаянии, жаждали бы небытия, нирваны. Или, как евреи, до сих пор провозглашали бы то одного, то другого шарлатана мессией и снова ждали бы прихода мессии, причем не прореченного и всечеловеческого Мессии, а какого-нибудь разбойника с ятаганом413, который только евреям был бы на пользу, а всем остальным народам в погибель. В обоих случаях мы сегодня пребывали бы во мраке, будь то мрак индийский или мрак еврейский.
Мы же услаждаемся между тем в свете неслыханном и неописуемом. Ведь мы чада света, а не тьмы. Признали мы и приняли подлинного Мессию, бессмертного Царя царей и Господа господ, Чьему Царству «не будет конца», по свидетельству пророков и Ангелов Божиих414, каковое свидетельство подтверждает и историческая действительность в последние двадцать веков, ибо Он и ныне жив и царствует, и Его благословенное Царство непрестанно ширится и множится. Оно уже настолько увеличилось, что стало многочисленнее всех царств на земле. Однако его не видно, поскольку оно находится в духовном мире: ведь оно Царство Небесное, а не земное. А начаток человеческий этого Царства был весьма скромным, таким, что Иисус должен был ободрять его: «Не бойся, малое стадо́! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32).
Царство это не достигается без труда и без усилий: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). Наибольший труд и усилие взял на Себя Сам Господь Иисус в возвещении людям Царства Небесного: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча... и проповедуя Евангелие Царствия»415. Что для людей может быть отраднее, чем Радостная Весть о Царстве, причем о Царстве благословенном и вечном?
«Ищите же прежде Царства Божия; все остальное приложится вам»416, то есть просите у Царя Небесного прежде всего то, что больше всего и важнее всего и что Царь готов вам дать: просите быть наследниками Царства и царевичами, а о пище, питии и одежде не заботьтесь, как делают это язычники. Ведь язычники заботятся об этом второстепенном потому, что не знают главного; борются за царство земное, ибо не знают Царства Небесного; служат нечистому, подобно черным рабам, за корку хлеба или за рожки, которыми питаются свиньи, ибо у них помрачено зрение для ви́дения Отца Небесного, Отца света.
И, когда Богу молитесь, не забывайте просить Царства: «да придет Царствие Твое»417. Приидет Царство – приидет и Царь; приидет и вселится в вас Триединый Бог – Отец, и Сын, и Дух Святый. И если благословенно Царство, которое на небесах, то будет благословенно царство и внутри вас. И сердца ваши будут исполнены истины, света и радости, ибо вы поймете, зачем человек живет; воистину поймете отчетливо цель и смысл жизни.
Путники должны выполнять указания своего проводника, иначе собьются с пути и погибнут. Особенно неукоснительно следует им исполнять все указания Проводника, от самых главных до самых мелких, на тесном пути, ведущем в вечную жизнь в Царствии Небесном. Сказал Господь: «кто сотворит» (все, и самые маленькие заповеди) «и научит», «тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19). В одной этой фразе выражены два принципа: всякий путник должен сам исполнить заповеди Христовы – первый принцип, научить своих спутников, как идти правым путем, – второй. Только так смогут все путники достичь желанной цели – благословенного Царства Небесного. Ведь путь этот тесен и опасен, а по обеим сторонам его – соблазны и сети антихристовы.
Последователь Христов должен тщательно оберегать себя от всяких соблазнов, которыми злой дух желает совратить человека с правого пути. Потому Господь строго предостерегает нас, говоря: «Если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мк. 9, 47). Так нищий Лазарь, весь покрытый язвами, вошел в Царство Небесное, в то время как здоровый и откормленный богач был брошен в адское пекло418.
Всякая потеря в этом мире ради Царства Небесного означает стократное возмещение там, где уже нельзя будет потерять воздаяния. Сказал Господь: «нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной» (Лк. 18, 29), ибо Бог благословит его любовь к Себе и жертву, и многие удостоятся Царства Небесного и будут спасены. Таким образом, он получит и на этом, и на том свете больше, чем оставил. Духовное приобретение во много крат возмещает телесные потери. Ущемленный материально ради Христа будет духовно вознагражден, ибо кто за Христом идет и Ему служит, может в конце пути получить только вознаграждение, причем богатое-пребогатое, которое никогда не отнимется у него.
Но прежде всего в шествовании по пути вслед за Христом требуется вера. Чтобы продвигаться по любому неизвестному пути, требуется вера и доверие к проводнику или перевозчику, даже если они незнакомые нам люди. Без веры и доверия нельзя было бы пройти неведомыми путями. Менее всего возможно шествование в Царство Небесное без веры и доверия ко Христу – единственному Проводнику, знающему дорогу. Это очевидно для всякого. И ничего нет очевиднее этого, ибо каждодневно подтверждается опытом. И именно этого, самого очевидного для всякого, кто когда-нибудь где-нибудь путешествовал, требует Иисус от Своих последователей строго и безоговорочно. Он требует, чтобы все, кто хочет за Ним идти, имели детскую веру в Него. Не веру как итог старческого резонерствования, расчетов и выкладок, прибавлений и вычитаний, а абсолютную веру и полное доверие, какое испытывают дети к своим родителям.
Потому сказал Иисус ученикам Своим, бородатым рыбакам, воспрещавшим детям подходить к Учителю: «пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие»419. И затем еще сильнее подчеркивает: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10, 15; Лк. 18, 17). Другими словами: кто не верует Свидетелю Небесному, Проводнику в Царство Небесное, как дитя своему родителю, без сомнений и размышлений, тот не войдет в Царство Небесное. Ведь нет другого пути спасения, кроме веры в Него. А другого пути спасения нет потому, что нет, не было и быть не может другого проводника, который пришел бы из Царства Небесного, чтобы нас в Царство Небесное провести. Блаженны те, кто поверил Сыну Божиему и пошел за Ним. За две тысячи лет они наполнили райские обители, и мало остается еще ненаполненных.
Но Индия все еще твердит: «Не вера, а знание. Не Евангелие, а Веданта». И все языческие народы повторяют слова Индии: «Не вера, а знание».
И сатана, противник Христов, день и ночь вопит на всех языческих наречиях и во всех оязыченных университетах: «Не вера, а знание!». А это знание, это индийское жнани, не означает ничего иного, кроме нивелирования добра и зла и равноправия Брамы и Шивы, Бога и диавола. Здесь подтверждаются слова Господа, через пророка Иезекииля сказанные о язычниках: «не отделяют святаго от несвятаго и не указывают различия между нечистым и чистым» (Иез. 22, 26).
Это все равно как если бы слепой посреди дороги сказал зрячему поводырю своему:
– Ты не нужен мне. Уходи от меня. Я буду своей палкой тыкать и сам найду дорогу.
На это поводырь отвечает слепцу:
– Но я вижу дорогу, а ты не видишь. Я ходил этой дорогой, а ты нет. Возьми мою руку и спокойно иди со мной. Верь мне.
Но упрямый слепец отвечает сердито:
– Уходи, не нужен ты мне. Палка более надежный поводырь для меня, чем ты. Ощупывание пути скорее приведет меня к цели, чем вера в тебя.
Снова встревоженный поводырь говорит:
– Но на дороге встречаются разбойники и обманщики, они схватят тебя и уведут на ложный путь. Потому иди за мной.
Но слепец настаивает на своем и отгоняет поводыря:
– Уходи от меня, ощупывание дороги приведет меня быстрее и надежнее в мой город, чем твои глаза.
Так расходятся слепец и его поводырь.
Языческие народы щупают своей тростью, не видя, что эту трость держит в руке злой дух, а христианские народы свободно следуют за своим Поводырем, Господом Иисусом Христом, с полной верой и детским доверием к Нему. А Он испытывает любовь к тем, кто следует за Ним с верой, – невиданную на земной планете любовь, доказанную крайним унижением и муками на Кресте.
Христос сказал, что принес меч, чтобы разделить420. И разделил ослепленный мир. Одни слепцы, с верой в Него, пошли за Ним, своим Проводником. А другие слепцы, с верой в свою тросточку больше, чем во Христа, остались, чтобы тросточкой стучать и ощупывать незнакомый путь, без Поводыря.
* * *
Возможно, имеются в виду 7–8 аяты суры 33, в переводе Ю. Крачковского звучащие следующим образом: «И взяли Мы с пророков завет – и с тебя, и с Нуха, и Ибрахима, и Мусы, и Исы, сына Марйам, и взяли с них суровый завет, чтобы Он мог спросить верных про их верность, а для неверных приготовил мучительное наказание».
См.: Мф. 12:18, 20, 25:31–46; Ин. 5:22, 27–29; Деян. 10:42, 17:31; Рим. 14:10; 2Кор. 5, 10; 2Тим. 4, 1; Откр. 19:11–13.
Сла́вия, название Руси у арабских историков Х в. Славию отождествляют с землей ильменских славян, а ее центр – с Новгородом (Салау, Слава).
Непоминаемый, то есть нечистый, сатана. В оригинале использовано специальное существительное – «непомени́к», произносимое в Сербии вместо названий тяжких болезней и др.
Ср.: Ин. 18, 36, 33.
Хеопс (Хуфу), Кафр (Хафра, Хефрен) и Менкерий (Менкаура, Микерин), фараоны древнеегипетского царства, правившие в XXVIII-XXVII вв. до Р.Х., соорудили в Гизе грандиозный комплекс самых высоких в мире пирамид. У Хеопса было 30 пирамид, самая большая из них имеет высоту 146,6 м, длина ее основания 233 м, за ней следуют пирамиды двух других фараонов. У пирамиды Хефрена стоит знаменитый гигантский сфинкс.
Тутанхамон (1351–1342 до Р.Х.) стал известен благодаря его гробнице, открытой археологами в 1922 г. Через год после вскрытия гробницы умер спонсор археологических раскопок, а за ним 22 их участника и 3 посетителя гробницы, в этом было усмотрено «проклятие Тутанхамона». Он был сыном фараона Аменхотепа IV, установившего культ бога солнца Ра и символ этого бога – солнечный диск Атон. Аменхотеп присвоил себе имя Эхнатон («угодный Атону»), построил в честь солнечного диска город Ахетатон и перенес туда столицу из Фив. После его смерти Тутанхамон снова вернул столицу в Фивы.
Имя Рамзес, или Рамсес, носили 11 египетских фараонов; самым известным из них стал Рамзес II (1317–1251 до Р.Х.), благодаря построенному им гигантскому святилищу, известному ныне как Абу-Симбел. Капище это было вырублено в скале, в нем были 20-метровые статуи фараонов и 22-метровые статуи павианов, обезьян. В самой глубине святилища, в 55 метрах от входа в него, являлся своим поклонникам Рамзес, сам себя объявивший богом солнца. Раз в год он ночью совершал моление богу солнца, продолжавшееся до самого утра, пока этот самый бог не посылал свой луч на статую Рамзеса. В такую глубину луч проникал лишь 2 раза в год и только на одно мгновение. В капище так называемого малого храма стояла одна лишь статуя коровы. В конце 1950-х было намечено строительство Асуанской ГЭС, и Абу-Симбел должен был быть затоплен. Чтобы этого не произошло, он был разобран и в 1967 по частям перенесен в более высокое место. Этот перенос стал самым дорогостоящим проектом ЮНЕСКО.
Махара́джа – титул князей и царей в Индии.
"Рама́яна, древнеиндийский эпос, созданный в IV-III вв. до Р.Х.; «“Рамаяна” – любимая поэма индийцев. Многие ее стихи они знают с детства и пересказывают наизусть. В деревнях специальные сказители, чаще всего брахманы, долгими зимними ночами по частям нараспев пересказывают ее, как и другую великую эпическую поэму древней Индии, “Махабхарату”, жадно внимающим слушателям» (Васильев Л.С. История религий Востока. 2-е изд. М., 1988. С. 247). Сюжет «Рамаяны» составляет романтическая история царевича Рамы и его возлюбленной Ситы.
Арджуна, герой «Махабхараты», сын бога Индры. Шурином Арджуне доводился сам Кришна, «верховная божественная личность». «Бхагавад-гита», являющаяся частью «Махабхараты» и ставшая культовой книгой кришнаитов, есть совокупность религиозно-огласительных поучений, преподанных Арджуне Кришной.
Акбар Великий, индийский «царь Соломон» правил в 1542–1605 гг., внук Бабура, первого правителя из династии Великих Моголов – мусульман, вторгшихся в Индию в 1526 г. Акбар воссел на трон в возрасте 13 лет и за 20 лет покорил весь Индостан. В 1574 г. он приступил к внутренним реформам в своем государстве: ввел единое налоговое обложение, административное деление, единую систему мер и весов, единый солнечный календарь и свободу вероисповеданий. Акбар завязал торговые отношение даже с Европой, покровительствовал наукам, при нем была собрана большая библиотека, насчитывавшая более 24 тысяч томов, и создана школа живописи.
Видимо, под Могулом святитель Николай имеет в виду первого из Великих Моголов – Бабура (1483–1530), потомка Тимура, до покорения Индии правившего небольшим уделом в Средней Азии, а затем Кабулом. Многие жемчужины индийского зодчества были сооружены в эпоху Великих Моголов, например: мавзолеи Великих Моголов Акбара, Хумаюна и Тадж-Махал, мавзолей султана Шах-Джахана и его женыМумтаз-Махал, дворцы и мечети в Дели, а также великолепные сады на склонах с фонтанами и ручьями. Имя Могул стало нарицательным; оно использовалось как титул царей. Империя Великих Моголов распалась в XVIII в. на ряд государств, вскоре захваченных английскими колонизаторами.
См.: Дан. 10–12.
Навуходоно́сор I, правитель Вавилонского царства (1124–1103 до Р.Х.), отбил нападки еламитов, и при нем Вавилония пережила краткий подъем. Наивысшего расцвета Вавилонское царство достигло ранее, при царе Хаммурапи (1792–1750 до Р.Х.), завоевавшем весь Шумер и часть Северного Двуречья. После его смерти Вавилонское царство было покорено хеттами.
Персидское царство основал Кир II Великий (? – 530 до Р.Х.), в 558 г. до Р.Х., никому не известный до этого племенной вождь, грозный полководец. Захватив Мидию, он объявил себя царем персов, покорил Малую Азию, нанес в 546 г. поражение грекам, в 540 г. разбил халдеев, а в 539 г. завоевал Вавилон (см. предыдущую сноску). Ему наследовали могущественные цари, называемые Ахеменидами, почитатели Ахурамазды, начинавшие свои клинописные надписи словами: «Велик бог Ахурамазда». Вот, кроме основателя, имена важнейших из них представителей: Дарий I (522–486), Ксеркс I Великий (486–465), Артаксеркс III (358–338). Персидское царство Ахеменидов прекратило существование в 330 г. до Р.Х. в результате завоевания его Александром Македонским.
Александр Македонский (356–323 до Р.Х.) унаследовал от своего отца Филиппа богатое царство Македонию, в учители ему был взят сам Аристотель. Когда по смерти отца Александр в 20 лет стал царем, начались восстания, которые он подавил, до основания разрушив один из взбунтовавшихся городов, Фивы. Уже через 2 года, в 334 г., Александр выступил против самой мощной в то время державы, Персидской, и за 10 лет захватил не только ее, но и весь Восток. Он дошел до Индии и Средней Азии, ему, как освободителю от персидского рабства, поклонился Египет. В 324 г. Александр обосновался в Вавилоне и вскоре умер в возрасте 33 лет, вероятно от лихорадки или отравления. Уже к 311 г. его империя распалась на ряд государств, а в 276 г. в славной Македонии воцарилась новая династия – Антигониды.
Рим был основан по преданию в 754753 г. до Р.Х., в 64 г. до Р.Х. он разрушил царство Селевкидов, а в 30 г. завоевал царство Птолемеев, постепенно все Средиземноморье признало его власть. Империей Рим стал в 27 г. до Р.Х., когда его правитель Октавиан Август объявил себя императором. Римская империя была гигантской: в нее входили Италия, Франция, Испания, Англия, Германия до Рейна, весь Балканский полуостров, юг Крыма, Кавказское побережье, часть Армении, Малая Азия, Сирия, Палестина, вся населенная Африка, вплоть до пустыни. Со II в. по Р.Х. запад Римской империи стал клониться к упадку, а восток с 330 г. стал называться Византией. В 476 г. Рим был захвачен Одоакром, вождем одного из наемных германских отрядов на римской службе, низложившим последнего римского императора Ромула Августула. Восточная Римская империя под названием Византия просуществовавала еще около 1000 лет.
См.: Дан. 2, 31–45.
Мандари́н, португальское название китайского чиновника, образованного человека.
Тимур (Тамерлан, 1336–1405), один из величайших мировых завоевателей, родился в Бухарском ханстве в отуреченном монгольском племени барулас. Начинал он как главарь шайки разбойников, в 1370 г. стал великим эмиром (ханом он по скромности себя не называл) и обосновался в Самарканде. С 1379 г. начались его опустошительные завоевания: Хорезм, монгольские владения до Иртыша, Персия, прикаспийские области, Азербайджан, Закавказье, разгромил он и Золотую Орду. В 1395 г. Тамерлан вступил в южные пределы Руси. Узнав об этом, Московский митрополит Киприан (1330–1406) послал духовенство во Владимир за чудотворной Владимирской иконой Божией Матери, и 26 августа8 сентября весь московский люд и духовенство со слезами и мольбами встречали ее. В самый момент встречи (сретения, по-церковнославянски) дикий захватчик дремал в своем шатре и вдруг увидел сияющую Жену, идущую на него в окружении Ангелов с огненными мечами. Он немедленно отвел свои войска. На месте встречи иконы Божией Матери воздвигнут Сретенский монастырь. После этого Тамерлан захватил Дели, в 1402 г. пленил османского султана Баязида Молниеносного и опустошил всю Малую Азию, а через 3 года, заболев, умер. Тимур, в отличие от Чингисхана, имел любовь к наукам, хотя сам был неграмотен и жесток до зверства.
Крез, последний царь Лидии с 560 г. (595–546 до Р.Х.), страны на западе Малой Азии, из династии Мермнадов, интересен тем, что погиб из-за чрезмерного доверия дельфийскому оракулу. Упомянутая династия утвердилась на престоле по предсказанию этого оракула. В благодарность Крез подарил дельфийскому храму льва, отлитого из чистого золота; пьедестал для него был сделан из 117 золотых кирпичей. Оракул предсказал далее Крезу победу над Киром II, царем персидским, и в результате чего окрыленный Крез, утратив бдительность, был поражен Киром.
Мике́ны, древнегреческий город, известный с 3 тыс. до Р.Х.; с XVII в. столица одного из ахейских государств, центр эгейской культуры. В ходе персидских войн Микены погибли около 1200 г. до Р.Х. от пожара, и уже во времена Страбона, древнегреческого географа и историка (6463 до Р.Х. – 2324 от Р.Х.), от них не осталось никаких следов. Лишь в XIX в. археолог Шлиман сделал первые богатые находки на месте Микен.
Содом, древний город (см.: Быт. 10, 19), сожженный Богом дотла (см.: Быт. 18, 16–33; 19, 1–28) за распространившийся в нем разврат, прежде всего гомосексуализм, который по слову Божию (см.: Лев. 18, 22; 19, 13) и по законам большинства стран карался смертной казнью вплоть до конца ХХ в.
Атлантида, большой остров или архипелаг, известный по «Диалогам» Платона. На нем была очень развита цивилизация, многие атланты были искусными магами. В результате стихийного бедствия – землетрясения, извержения вулкана и чудовищного шторма, одновременно обрушившихся на Атлантиду, остров опустился на дно океана ок. 9500 г. до Р.Х. Все попытки доказать существование Атлантиды до сих пор не увенчивались успехом. Многие будоражащие ум сведения приводили в ХХ в. к созданию сект, так случилось и с Атлантидой: в конце 1970-х г. в США возникла секта «Поднимающихся атлантов», считающих себя магами, перевоплощением жителей Атлантиды, древних египтян и инопланетян. Секта эта была не первой из связывавших себя с Антлантидой: в 1960–1980-е годы тоже в США действовал шабаш «викка Атлантион», т.е. ведьмы Атлантиона.
Тир, древнейший богатый финикийский город на берегу Средиземного моря, был основан в 4 тыс. до Р.Х. и часто упоминается в Священном Писании. Богатства его были несметны: сенирские кипарисы, ливанские кедры, васанские дубы, слоновая кость, драгоценные металлы, кораллы, рубины и т.д. Из Тира поставлялись материалы для строительства храма Соломона, жителями Тира было основано много колоний в разных краях земли, в том числе сильный Карфаген («новый город»). Роскошь Тира сочеталась с безнравственностью; родом из Тира была нечестивая Иезавель, выданная замуж за израильского царя Ахава (см. примеч. 51). Пророки Божии не раз обличали Тир и предрекали его гибель (см., напр.: Ис. 23, 1; Иер. 25, 22; Ам. 1, 9–10; Иез. 26, 2). Наивысшего расцвета Тир достиг в начале 1 тыс. до Р.Х., его не смогли завоевать даже могущественные цари Салманасар и Навуходоносор. Однако Александру Македонскому это удалось: он сжег его, 10 тысяч тирян убил, а 40 тысяч продал в рабство. Ныне на его месте стоит город Сур в Ливане.
Финики́ей называлась древнейшая область Сирии на побережье Средиземного моря с многочисленными богатыми городами, главными из которых были Тир, Сидон и Библ. Часто Финикию называют также Ханааном, по происхождению финикийцы были хамитами. При разделении земли€ обетованной Финикия была разделена между тремя коленами израильскими, но никогда до конца не была покорена ими. Финикийцы были непревзойденными мореплавателями, ходившими на своих судах вокруг Африки, и купцами, торговавшими даже с далекой Британией и повсюду вместе с товарами распространявшими безнравственность. Им приписывают изобретение стекла и письменности, финикиец Кадм ввел в Греции буквы, откуда взяли начало и все западные и славянские алфавиты; от финикийской произошли и все восточные письменности: еврейская, арабская, сирийская, персидская и др. Финикийскими богами были Ваал, Астарта, Афродита и т.п., в их капищах совершался блуд (о гибели Тира см. в предыдущей сноске). Сидон – небольшой и бедный ныне ливанский город Сайда (Саид).
Имеется в виду карфагенский полководец Ганнибал (247 – ок. 183 до Р.Х.), поклявшийся в вечной ненависти к Риму и воевавший против него во 2-й Пунической («финикийской») войне. Прославился переходом через Альпы и победами над римлянами при Тразименском озере и Каннах. Имя Ганнибал – теофорное (богоносное), оно включает в себя имя бога Ваала, горячим поклонником которого был Ганнибал. На алтарь Ваала им было брошено только иберийцев три тысячи человек. Карфаген был колонией Финикии, жители его именовали себя хананеями, т.е. финикийцами.
Моавская страна располагалась на восточных берегах реки Иордан и Мертвого моря, ее населяли потомки Лота от его старшей дочери. Моавитяне были подвержены идолопоклонству и враждовали против израильтян, за что их обличали пророки Божии. В IX-VIII вв. до Р.Х. Моав был самостоятельным царством. Земля его, некогда плодородная, к настоящему времени стала дикой: достоянием крапивы, соляною рытвиною, пустынею вовеки (Соф. 2, 9).
Ханаан, древнее название территорий Палестины, Сирии и Финикии.
Соломон, сын царя Давида, в начале своего царствования (965–928 до Р.Х.) принес Богу тысячу всесожжений. И явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе. Соломон попросил у Бога только одного: я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа... даруй же рабу Твоему сердце разумное (3Цар. 3, 5, 7, 9). Бог даровал ему великую мудрость и великие богатства. Соломон построил Иерусалимский храм и написал книги Екклезиаста, Песнь песней, Притчей и Премудрости. Однако Соломон не всегда поклонялся Богу единому, и язычество в его дни проникало в народ израильский по многим каналам, в том числе через множество сидонянок в гареме Соломона, придерживавшихся своих обычаев. При Соломоне в Иерусалиме поклонялись Ваалу (см.: 3Цар. 11, 5), при нем был сооружен языческий тофет для принесения человеческих жертв (см. примеч. 32). Видимо, небезосновательно Соломону приписывается древнейшая из магических книг – «Ключи Соломона», объяснявшая, как заключать договор с диаволом, вызывать духов, стать богатым, продлить себе жизнь и т.п. Книга эта и «печать Соломона» (два переплетенных треугольника) используются в черной магии.
Ровоам, сын и преемник царя Соломона; в результате его немудрого правления от Иудеи отложились десять из двенадцати колен Израилевых. Оставшиеся колена Иудино и Вениаминово подверглись нападению Египетского царя Сусакима, царь Ровоам был пленен, Иудея была разорена и стала данницей Египта. Иеровоам был в 980 г. до Р.Х. избран отложившимися десятью коленами царем новообразованного царства Израильского. Первым же его нововведением стало отвержение Бога единого и воздвижение двух золотых тельцов для поклонения им, как якобы выведшим Израиль из Египета (см.: 3Цар. 12, 28). Соорудил он также идольский жертвенник и, назначив себя первосвященником, сам священнодействовал при нем. Левиты были устранены, священником мог стать любой израильтянин. Иеровоам вел войну с Иудеей, но потерпел поражение и умер (см.: 2Пар. 13, 13–19). Впрочем, Иеровоам не был исключением: ни один из следующих 18 царей царства Израильского, просуществовавшего 254 года, не отличался ни высокими нравственными качествами, ни верностью религии предков.
Ятага́н, длинный кривой нож, наподобие сабли, носимый за поясом.
См.: Лк. 16, 23.
См.: Мф. 10, 34–35.