Источник

Теория отменения – насх

Изложенные в гл. 3 и 4 сведения, касающиеся обнародования отдельных вдохновений Мухаммеда и собрания их в одну книгу, с неопровержимою очевидностью говорят за то, что в Коране нет ни внешнего, ни внутреннего порядка, вследствие чего чтение этой книги для не мусульманина становится столь утомительным, что даже любознательный читатель с трудом может довести чтение ее до конца, только по побуждению научного долга, как архивный материал, в надежде найти в ней какие-либо данные, проливающие свет на замечательного человека, как высказал Т. Карлейль156. В этом именно отношении Коран представляет собою своеобразный религиозно-законодательный кодекс, в котором на ряду с многочисленными повторениями насчитывается двести двадцать пять (225) стихов, противоречащих один другому. Для примирения всех этих противоречий в мусульманском богословии существует «теория отменения» («насх»), при помощи которой мусульмане еще первых веков пытались примирить замеченные в Коране противоречия157, основываясь на буквальном смысле слов Корана: «Когда Мы (Бог) отменяем какой-либо стих, или повелеваем забыть его, тогда Мы даем другой, лучший того, или равный ему»158.

В этом отношении первое место по важности занимает учение о значении той или другой религии в деле спасения людей.

Во второй главе Корана, появившейся в 622 г., по вступлении Мухаммеда в Медину (историки Корана признают эту главу первой «меданскою» главой), обнародовано учение о зависимости спасения человека от исповедания основных догматов, имеющих место в каждой более или менее развитой религии, и от добрых дел, одобряемых также всякою религией. В 59 ст. этой главы говорится: «Истинно: верующим, христианам, иудеям и сабеям, – тем, которые веруют в Бога, в последний день и делают доброе, – награда у Господа их: им не будет страха, и они не останутся в печали». Последние слова этого стиха объявлены были Мухаммедом в первый раз еще в Мекке, незадолго до бегства его в Медину. Именно, в 6-й главе Корана, принадлежащей к последнему (третьему) периоду Мухаммедовой деятельности в Мекке, в ст. 48 сказано: «Кто веровал им (посланникам) и делал добрые дела, – тем не было никакого страха, тем не было никакой печали».

Мысль о том, что вера в Бога и в последний день, а так же – что добрые дела составляют условие спасения человека, повторяется в Коране очень часто, особенно в меккских главах, и стоит в явном противоречии с другим учением Корана о зависимости спасения человека исключительно «от исповедания ислама». Но в 3-й главе, относимой историками Корана к 3-му году Мухаммедовой жизни в Медине, в 17 стихе положительно сказано, что религия Аллаха есть «ислам», а в стихе 79-м той же главы подтверждено: «кто следует другому какому-либо вероуставу, «а не исламу», в том нет ничего угодного Богу: в будущей жизни он будет в числе несчастных». В 5-й главе, относимой к последнему году Мухаммедовой жизни на земле, в стихе 5-м, от имени Бога объявлено: «сегодня Я завершил для вас вероустав ваш, в полноте проявил мое благодеяние вам: Я благоизволил поставить вероуставом для вас ислам». Очевидно, 73-й стих этой же главы. в котором говорится, что верующим, иудействующим, сабеям и назарянам не будет ни страха, ни печали, – вставлен редакторами Корана в пятую главу по недосмотру, потому что он находится в полном противоречии не только с выше приведенным 5-м стихом, но и со многими другими стихами пятой главы, направленными против иудеев и христиан. Пятая глава Корана, как последняя по времени обнародования, проникнута «нетерпимостью» к иудеям и христианам159.

В связи с учением об исламе стоит учение о посланниках (пророках), взгляд на которых подвергался также колебаниям и привел Мухаммеда к противоречию. Исходя из той мысли, что религия Божия всегда была одна и та же, Мухаммед учил, что в разное время Бог посылал к разным народам избранных из их же среды мужей (пророков), которые и возвещали соотечественникам божественный закон и истинный путь ко спасению: «Прежде тебя (Мухаммеда) Мы посылали посланников... На каждое определенное время было свое писание160. Не было ни одного народа, у которого не было бы проповедника161, и каждый посланник говорил на языке своего народа для того, чтобы говорить понятно им162. Главная задача посланников Божиих состояла в том, чтобы верно передать соотечественникам закон Божий – вероучение ислама163. Так были посылаемы: Ной, Гуд, Салих, Лот, Авраам, Моисей, Аарон, Шуаиб, Исмаил, Исаак, Иаков, Иона, Давид, Соломон, Иисус и наконец Мухаммед164. Все эти посланники проповедовали одну и ту же религию: у них было одно и то же писание. «Скажи: мы веруем в Бога и в то, что свыше ниспослано нам; в то, что было ниспослано Аврааму, Исмаилу, Исааку, Иакову и коленам его; в то, что дано было Моисею, Иисусу и пророкам от Господа их: мы не делаем различия между ними165.

При таком взгляде на единство и преемство откровений Божиих не могло быть места в Коране для «теории отменения»: многочисленные166 посланники, которых Бог в разное время воздвигал среди разных народов, только напоминали своим соотечественникам и разъясняли единую волю Божию – истинное богопочитание, единый ислам167. Не было ни одного народа, у которого не было бы своего проповедника веры (гл. 35, ст. 22); и в последний день суда эти проповедники будут свидетельствовать против своих неверовавших соотечественников (гл. 16, стр. 91). И Мухаммед, хотя и мало осведомленный относительно древних еврейских пророков, старался подражать им в своей жизни и проповеднической деятельности, а в постигавших его неудачах и огорчениях утешал себя примерами из жизни своих предшественников, которых так же оскорбляли, преследовали и даже убивали168.

Проповедуя такое учение, Мухаммед надеялся, что его без труда признают истинным пророком Божиим не только арабы, но иудеи и христиане; однако он ошибся в своих предположениях. Тогда, чтобы выйти из затруднительного положения, он объявил от имени Божия, что христиане и иудеи забыли некоторые откровения Божия, а некоторые умышленно исказили169 и потому он считал себя обязанным поучать истинной вере не только арабов, но и христиан, и иудеев, говоря: «Знающие писание! К вам пришел посланник Наш; он ясно укажет вам многое из того, что скрыли вы из писания, и «отменит» многое»170.

Таким образом, Мухаммед из «посланника арабов, постепенно превратился во «всемирного» проповедника и притом в «последнего» и совершеннейшего пророка. В этом смысле он называется в Коране «печатью пророков»171. Вот в каких выражениях новейший апологет ислама172 высказывает свою мысль о превосходстве Мухаммеда пред другими пророками и о законченности его миссии: «Преимущество Мухаммеда над другими пророками, мудрецами и философами других стран состоит в неоспоримом факте, что труд его увенчался успехом при его жизни. Иисус, Моисей. Зороастр. Сакьямуни, Платон – все имели свои понятия о царстве Божием, о республиках, свои идеи, долженствовавшие возвысить униженное человечество к нравственной жизни. Все они оставили этот мир, не увидев исполнения своих светлых стремлений, или поручили обязанность возвышения своих собратий кровожадным ученикам, или царственным ученикам173. Мухаммеду было назначено исполнить как свою миссию, так и миссию своих предшественников. Ему одному было дано увидеть исполнение своего преобразовательного труда: никакой царственный ученик не пришел к нему на помощь (с) указом о насильственном навязывании нового учения»... «Когда народы Аравии собрались для присоединения к его вере, Мухаммед почувствовал, что задача его исполнена». (Коран, гл. 110)... «Смиренный проповедник возвысился до управления Аравией, сравнялся с Хозревом и Кесарем и сделался распорядителем судьбы народов»... (Стр. 245, 247 и 254).

Нет нужды опровергать все эти ходульные фразы, показывающие только, что каждый последователь религии старается защитить ее от возражений противников. Из истории известно, во-первых, что халифы и их полководцы не стеснялись в средствах распространения и насаждения ислама среди иноверцев не только Европы, но и Азии, по буквальной заповеди Корана – воевать с кяфирами (см. историю ислама). Для нас пока достаточно сказать, что Мухаммед еще при жизни своей поставить свою скромную личность народного (неученого) проповедника рядом с именем Аллаха174, и тем не менее мусульманам предписывается соблюдать веру не только в Коран, но и в те писания, которые Бог послал прежде (гл. 4, ст. 135). Иудеев, к которым Мухаммед сначала относился с терпимостью, потому что хотел привлечь их на свою сторону, и христиан, которых прежде даже одобрял за кротость и любовь к ближним, он стал теперь считать опасными людьми, с которыми не следовало дружить175.

Одновременно с новым взглядом на себя, как на всемирного и последнего пророка, Мухаммед изменил взгляд и на способ распространения веры-ислама среди народов, признававших древние религии. в первые годы проповеднической деятельности Мухаммеда в Мекке, у него не было еще значительного числа приверженцев, и он чувствовал себя бессильным против своих врагов; поэтому он говорил, что послан только проповедовать и предостерегать. Так в 17 гл. (ст. 106), относимой к меккским главам 2-го периода. Бог говорит Мухаммеду: «Мы послали тебя проповедовать и предостерегать». В 28 стихе 18-й (меккской) главы Бог говорит Мухаммеду: «Скажи: истина от Господа вашего; кто хочет, уверует; кто хочет, будете неверным». В согласии с таким взглядом на распространение ислама, в 88-й главе Корана Мухаммеду заповедано: «Учи их» (ст. 21–22). В гл. 50 заповедуется не принуждать неверных (ст. 44). В гл. 10-й, появившейся в последние годы жизни Мухаммеда в Мекке, Бог спрашиваете (ст. 99–100) Мухаммеда: «Принудишь ли ты людей силою быть мусульманами? И отвечает: «ни одна душа не может уверовать без соизволения Божия». В 16-й главе, относимой также к последнему меккскому периоду, Бог повелевает Мухаммеду: «Призывай на путь Господа твоего мудрыми, добрыми наставлениями и веди с ними споры о том, что добро. Будь терпелив» (ст. 126). В 29-й главе (также меккской) Мухаммеду было предписано Богом вступать с иудеями и христианами в споры только о том, что есть лучшего и говорит: «мы веруем в то, что свыше ниспослано нам и что ниспослано вам; Бог ваш и Бог наш – един» (ст. 45).

Так, действительно, Мухаммед и поступал, пока жил в Мекке, где не чувствовал себя достаточно сильным. Многие стихи Корана этого времени дышат кротостью и терпимостью. Даже в Медине, в первое время он высказывал тот же взгляд, что ислам нужно распространять силою убеждения, а не принуждением: в религии не должно быть принуждения (гл. 2, ст. 257). Столкнувшись здесь с иудеями и христианами, Мухаммед, чтобы склонить их на свою сторону, соглашался на уступки, подобно тому, как уступал раньше арабам язычникам176. Но все такие уступки не приводили к желательным результатам, а время шло и требовало решительных мер, особенно после Оходской битвы; поэтому он объявил от имени Божия открытую войну за веру, пока остаются на земле другие веры, кроме ислама. Возбуждение к войне сначала с неверующими арабами, а затем уже с иудеями и христианами постоянно, в продолжение всего мединского периода его жизни (622–632), озабочивало Мухаммеда и было естественно в его положении: новому вероучению (исламу) угрожала серьезная опасность со стороны его врагов; необходимо было уничтожить этих врагов, чтобы всех арабов сделать верующими в ислам и последователями Корана. В средствах выбора не было: кротких увещаний арабы не слушали, угроз и обличений не страшились: оставалось прибегнуть к вооруженной силе, чтобы самому избежать насилия со стороны врагов. Особенно были опасны для Мухаммеда некоторые арабские племена и иудеи, занимавшие в разных местностях Аравии целые города и селения: арабские христиане были не страшны для ислама вследствие своей малочисленности и кротости. В тоже время у Мухаммеда начало развиваться и чувство личного властолюбия, искусно прикрываемое высоким призванием национального арабского пророка... Таким образом появились в Коране совершенно новые предписания о войне с неверными, стоящие в явном противоречии с первоначальным взглядом Мухаммеда на способ распространения ислама. Эти новые предписания, касающиеся открытой войны с неверными, обнародованы Мухаммедом во 2-й, 8, 9 и др. главах Корана.

На войну с неверными («джигит, газават») последователи Корана всегда смотрели и до сих пор смотрят, как на «священную войну». Правила ведения этой войны подробно изложены в мусульманском законоведении (шариат, агкаид) и изучаются в мусульманских школах; к этому учению последователи ислама обращаются каждый раз, когда им предстоит вооруженное столкновение с иноверцами. История Турции, Кавказа, Туркестана. Афганистана, Египта, Алжира, Индии полна примерами, доказывающими высказанную мысль177. При этом особенное внимание обращает на себя тот факт, что не только самостоятельные мусульманские государства пользовались этим учением, но и те последователи ислама, которые утратили свою политическую независимость и находятся в подчинении у христианских народов178. Но новейшие защитники Корана усиленно стараются доказывать, что проповеданная в Коране война за веру имела «оборонительный» характер, а не наступательный. «Ислам взялся за меч для самозащиты и всегда будет держать его для этой цели, но «никогда» (!) не вмешивался в догматы какой-либо нравственной религии, никогда не преследовал и никогда не устанавливал инквизиции. Он никогда не прибегал к костру, или колесу, чтобы заглушить различие мнений, или подавить человеческую совесть, или уничтожить ересь», говорит Мир-Али179, очевидно, упустил из вида главную задачу своей апологии: дело не в инквизиции и не в Крестовых походах, а в принципах Евангелия и Корана. Сравнение судьбы учредителя христианства и законодателя ислама, изложенное на стр. 345–348 книги Мир-Али, отличается искусственными натяжками, в чем не было надобности, так как И. Христос проповедовал царство небесное и совсем не стремился к земной власти, а Мухаммед ставил свою земную власть условием спасения людей (Коран, 24, 26).

Противодействие иудеев и христиан вероучению Мухаммеда, которое он считал тождественным с вероучением древних пророков, привело основателя ислама к новой мысли – об искажении иудеями и христианами своих священных книг, Мухаммед, как будто, рассуждал таким образом: проповедуемое им учение должно быть сходно с учением св. книг иудеев и христиан, которые должны найти указания на него в своих св. книгах и признать его (Мухаммеда) истинным пророком: но так как иудеи, а потом и христиане не признали его обещанным им Утешителем, то Мухаммед объявил, что в св. книгах иудеев и христиан есть искажения, или они забыли часть Божиих откровений (ср. гл. 2. ст. 72–73; гл. 3, ст. 72). В 5-й главе Корана сам Бог представляется обличающим иудеев и христиан за искажение св. книг: «Знающие писания! К вам пришел посланник Наш (т. е. Мухаммед); он ясно укажет вам многое из того, что скрыли вы из писания, и «отменит» многое» (ст. 18).

Изложенные и другие противоречия Корана подрывали веру в авторитет Корана, как слова Божия не только по мысли, но и по букве, как вероустава, происшедшего всецело от Бога. В самом Коране (4 гл., 84 ст.) говорится: «Не рассматривали ли они внимательно Корана? Если бы он был не от Бога, то наверное нашли бы в нем множество противоречий». Стих этот, по надписанию главы, относится к мединским; но, вероятно, он происхождения меккского, потому что противоречия в Коране стали появляться уже в Медине, когда Мухаммед начал изменять свои первоначальные взгляды на религиозные и общественные порядки. Но где бы не явился этот стих, в данном случае важно то, что Мухаммед, считая отсутствие противоречий одним из доказательств божественного происхождения Корана, оказался еще на первых порах своей жизни в Медине в неловком положении от сознания, что в Коране начали замечаться противоречия, на которые уже стали обращать внимание неверующие в Мухаммеда иудеи и старались подрывать веру в авторитет Корана. Тогда-то Мухаммед и нашелся вынужденным объявить в Коране, что видимые противоречия Корана в некоторых стихах не суть противоречия в собственном смысле, а только замена одних стихов другими, лучшими. В 16 гл. 103 ст. говорится: «Когда Мы «заменяем» один стих Корана другим (Бог лучше знает, что Он открыл), то неверующие говорят: это ты выдумываешь сам... Нет! Большая часть их не знают этого». Во 2 гл. 100 ст. говорится также: «Мы «не отменим» ни одного стиха этой книги и ни одному стиху не позволим уничтожиться в твоей памяти, «не заменив» его другим лучшим, или равным ему». «Бог, что захочет», то уничтожает или сохраняет. Мать книг (т. е. небесный первотекст Корана) находится в Его руках», – говорится в 13 гл. 39 стихе.

Так защищал себя Мухаммед от высказываемых его врагами укоризн и от подозрения в обмане: «Не может быть, чтобы пророк обманывал»... говорится в 3-й гл. 155 ст. Корана.

Но, очевидно, такая защита Мухаммеда не убеждала его врагов. Особенно по смерти его, в исламе выступили враждебные одна другой религиозные партии, которые старались не только укорять и обличать одна другую в неправоте мнений, но и подрывать авторитет самого ислама. Одним из поводов к такому возражению против ислама служили противоречивые места в Коране. Тогда правоверная партия озаботилась не только утвердить главные положения ислама, но и защитить недостатки Мухаммеда и Корана.

На основании приведенных стихов Корана, в которых говорится, что сам Бог «заменяет» один стих Корана другим, мухаммеданские правоверные богословы составили особую теорию о так называемом «насхе», т. е. об «отменении» одних стихов Корана и замене их другими. Этой теорией мусульманские ученые старались убедить если не своих противников, то по крайней мере самих себя в том, что в Коране нет противоречий, которые бы оставались неустранимыми. Теория эта имеет целью прикрыть недостатки Корана, примирить противоречия в его учении каким бы то ни было образом и успокоить религиозное сознание верующих мусульман. Чтобы должным образом объяснять Коран, необходимо, по этой теории, знать стихи отменяющие («насых») и стихи отмененные («мансух»), как указал на это еще Алий, осудивший в свое время Абдуррахмана, ученика Абу-Мусы-Аш’ари, за то, что при объяснении Корана Абдуррахман не принимал в соображение «насыха и мансуха». Мнение свое мусульманские богословы подкрепляют уже известным нам стихом Корана (2:100) и на основании этого стиха заключают, что некоторые положения Корана отменены другими, что в замен одних религиозных установлений в религиозной практике ислама получили силу другие порядки. Так, например, во время Адама было позволено его сыновьям жениться на своих родных сестрах, но после, при Моисее, это разрешение было отменено и при Мухаммеде подтверждено.

По «теории отменения», изложенной в кратком виде в трактате Джалаледдина Ас-Суюти180, отменяются: 1) одна св. книга другою; 2) одно предание другим преданием; 3) отменение предания св. книгой и 4) отменение св. книги преданием.

Отменяемое же бывает трех родов.

1) Когда легкое предписание заменяется более трудным, например: сначала за прелюбодеяние назначалось тюремное заключение, пожизненное или временное, а потом за это преступление было назначено телесное наказание плетью и даже побиение камнями.

2) Когда тяжелое постановление заменялось более легким, например: во время первых воин ислама каждый мусульманин не должен был бежать с поля сражения от десяти врагов, нападавших на него, а впоследствии мусульманам запрещалось бежать уже не от десяти, а от двух только врагов.

3) Когда одно постановление отменялось другим, равным по значению, например: в первые годы мединской жизни Мухаммед, чтобы угодить иудеям, предписал своим последователям обращаться лицом во время молитвы к Иерусалимскому храму, а потом вместо Иерусалимского храма было указано мусульманам обращаться во время молитвы к языческому храму арабов – Меккской Каабе (Коран, 2:136–145).

В 43 главах Корана нет отменяющих и отмененных стихов, в шести главах есть только отменяющие стихи, в 40 главах встречаются только отмененные стихи и в 25 главах содержатся отменяющие и отмененные стихи181.

При отменении стихов Корана отменяются: 1) текст, чтение и смысл стихов Корана; 2) отменяются текст и чтение стиха, но остается его смысл; 3) отменяется смысл, но остаются текст и чтение стиха.

Примером полного отменения служит отменение целой главы Корана, из которой предание сохранило только один стих, читавшийся так: «Если бы сын человеческий имел две долины золота, то непременно пожелал бы третьей, а если бы имел три долины золота, то пожелал бы четвертой». Точно также известно из предания, что Ибн-Мас’уд заучил со слов Мухаммеда главу Корана и, пришедши домой, записал ее. Но на утро Ибн- Мас’уд не мог припомнить этой главы, хотя с вечера и знал ее наизусть. Поэтому он обратился к своей записи, на которой была записана названная глава, и к своему удивлению заметил, что написанное вчера было совершенно изглажено. Тогда он обратился к Мухаммеду и рассказал ему о случившемся. Мухаммед отвечал, что эта глава вчера же была взята обратно на небо. Так. обр., глава эта отменена и по чтению и по букве, и по смыслу.

Примером отменения текста и чтения, но не смысла служит стих, не находящийся теперь в Коране, но читавшийся так: «Если мужчина и женщина впадут в прелюбодеяние, то побивайте их обоих камнями. Таково наказание от Бога, потому что Бог всесилен и премудр». Этот стих был известен при Омаре, который ввел его в закон, но не внес в Коран182.

Наконец, примером отменения смысла, но не текста служит гл. 9, стих 5: «По окончании священных месяцев, убивайте многобожников везде, где найдете их, берите их в плен, подкарауливайте их во всякой засаде. Но если они обратятся, если станут совершать молитву и подавать милостыню, то оставьте их в покое, потому что Бог терпелив и милосерд». Этот стих имеет у мусульман особое значение, как отменивший многие стихи Корана, и носит даже особе название «Стих меча», подобно тому, как 256 стих 2-й главы известен под именем «Стих Престола Божия». «Стих меча» отменяет: а) 2 гл. 186–187 ст.. в которых заповедуется Мухаммеду сдержанность во время войны: б) 257 ст. той же главы, где говорится, что в религии нет принуждения; в) гл. 6, ст. 108, где запрещается Мухаммеду раздражать язычников поношением их богов; г) гл. 18, ст. 28, где вера и неверие предоставлены на волю каждого человека и д) наконец все те стихи, в которых заповедуется Мухаммеду только предлагать свое учение (42:47). терпеливо переносить возражения и насмешки неверующих (20:130), опровергать их с кротостью (41:34; 16:126; 23:98; 29:45), приглашать к принятию ислама ласкою и вообще держать себя, как прилично проповеднику (35:21–23), а не как полицейскому чиновнику (42:4; 6:104–107, и предоставлять все дела неверующих суду Божию (95:8; 22:67–68).

Теория отменения прилагается и к учению Корана о свешенных книгах иудеев и христиан, в таком смысле: каждый последующий пророк данным ему от Бога законом отменяет закон предшественника. А так как Мухаммед есть последний пророк, «печать пророков», то и данная ему книга «Коран» отменяет собою все священные книги бывших прежде него пророков. Это отменение простирается не только на текст и чтение, но и на сам смысл, и таким образом осуждает священные книги евреев и христиан на совершенное забвение. Между тем в гл. 5, ст. 47–48 сказано, что в Законе Моисея заключается суд Бога, что в нем правота и свет. Подобно этому, в ст. 50–51 сказано, что в Евангелии – правота и свет, подтверждающие то, что было в Законе Моисея –руководство и учение для богобоязливых. Которые не судят по Закону и Евангелию, в Коране названы нечестивыми (ст. 49–51). Если же признать, что в Коране ничего не опушено (6:38 и 59), и что Коран – истолкование всем вещам (12:111; 16:91), то как согласить с этим заявление о невозможности записать все, что о некоторых пророках не рассказано в Коране (4:162; 40:78; 18:109; 31:26).

Слабая сторона теории отменения состоит в том, что вопреки ее положению о замене одного стиха другим лучшим, оказывается иногда, что отменяющий стих хуже отменяемого. Сначала Мухаммед распространял свое учение только убеждением с кротостью и утверждал в Коране, что этот именно способ и есть лучший, заповеданный Богом, а потом стал утверждать, что Бог, открыл ему новый способ распространения своей веры посредством войны; но между тем сам же Мухаммед объявлял ранее, что насильно никого не должно принуждать к вере: «Если бы было угодно Господу твоему – говорится в Коране, – то все вообще обитатели земли уверовали бы в тебя, и принудишь ли ты людей насильно веровать? Никто не может веровать без соизволения Божия. (10:99–100). По смыслу приведенных стихов Корана, насильственные средства не могут служить к распространению веры (50:44). Значит, они не надежны:

Иногда из теории отменения получаются странные заключения. Из положения о более высоком достоинстве отменяющего стиха не следует, очевидно, того, чтобы отмененный стих не имел никакого достоинства. Как откровение Божие, и отмененный стих должен быть, по крайней мере, для известного времени хорош, как думают об этом и мусульмане. Прилагая же эти соображения к вопросу о спасении человека верою и добрыми делами, как об этом говорится в Коране, мы получим несообразное заключение, именно, что откровение Божие не имеет приличествующего ему достоинства. В некоторых местах Корана, как было упомянуто, высказывается взгляд Мухаммеда на другие религии – взгляд, отличающийся веротерпимостью: все спасутся – и христиане, и иудеи, и сабейцы, и последовали Мухаммеда, словом все, кто верует в Бога и последний день и творит добрые дела (2:59; 5:73). Но этот стих отменен по смыслу другим стихом, в котором говорится, что последователи иных религий, кроме ислама, не угодны Богу и в будущей жизни будут в числе несчастных (3:79), между тем в 78 стихе той же главы сам Бог предлагает Мухаммеду признать откровения, данные прежде него бывшим пророкам, и не делать различия между всеми ними.

По той же теории отменения, некоторые отменяющие стихи («насых») появились прежде отмененных ими стихов («мансух»). Примером такого странного отменения служит 234 ст. 2 гл., который был ниспослан Мухаммеду прежде 241 ст. той же главы, отмененного ранним стихом. В 234 ст. говорится: «Если кто из вас умирает, оставляя жен, то жены должны ждать четыре месяца и десять дней. По окончании этого срока, они могут располагать собою добровольно, и вы не будете отвечать за них: Бог ведает ваши поступки». Этот стих, явившийся ранее 241, отменил его, а в 241 ст. говорится: «Кто из вас умирает, оставляя после себя жен, должен назначить им содержание достаточное «на год», без выхода их из дома. Если же они сами оставят дом в течение этого времени (и выйдут замуж), то вы не отвечаете за то, что они сделают добровольно». Дело здесь в том, что сначала Мухаммед назначил 4 мес. и 10 дней для иддата183 вдов, каковой срок вошел в закон, а после сказал, что срок этот продолжится год.

Другой пример такого отменения представляет 49-й стих 33 главы, где сказано: «Пророк! тебе позволено жениться на женах, которых ты одаришь, на пленницах, которые по изволению Божию попадут в твои руки, на дочерях твоих дядей и теток по матери и по отцу, которые переселились с тобою в Медину, и на всякой верующей, которая отдастся в руки пророка, если пророк захочет жениться на ней. Это – твое особенное право, а не всех верующих». После этого в 52 ст. было открыто ему: «Вперед тебе не позволено брать других жен, менять их одну на другую, даже когда тебя обворожит их красота, кроме невольниц, которых ты можешь приобретать».

Кроме приведенных противоречий, в Коране есть и такие противоречия, на которые мусульманские ученые не обращали своего внимания и потому не позаботились примирить их своею теорией о насхе. Таково (3:127; 57:21) предоставление Корана о рае, занимающем пространство, равное небу и земле, и потому исключающее возможность существования земли и ада, не говоря уже о том, что оно противоречит другому представлению, по которому рай весь помещается на небе (34:36). Такое же противоречие заключается в представлении, что престол Божий обширнее неба и земли (2:256), а между тем некоторые богословы думают, что у Бога на небе два престола. В одном месте Корана говорится, что идолы не живые существа, а только имена (53:23), а в другом месте говорится, что в день суда Бог соберет ложных богов и заставит их отвечать (25:13–20), а потом ввергнет их в ад, где они будут топливом геенны, в которой будет только один визг... (21:98–100).

Особенно много противоречий в учении Корана о предопределении и добрых делах: в одних стихах Корана добрые дела признаются условием спасения человека, а в других стихах говорится, что Бог спасает, кого захочет, и осуждает на вечные муки, кого захочет184.

Не легко высказать заключительное слово об изложенной «теории отменения». Без сомнения, Коран, как религиозная доктрина, как истина, исходящая от Бога», не должен бы заключать в себе противоречий, как об этом и заявлено в Коране (4:84); но религиозное сознание Мухаммеда развивалось постепенно, под влиянием различных исторических обстоятельств, и он неизбежно менял свои убеждения, а увлеченные им последователи его, жившие непосредственным чувством обаяния его личностью, как посланника Божия, благоговейно запоминали и записывались его изречения прежние и последующие и переживали сладостные минуты религиозного восторга; они в каждый данный момент не замечали противоречий, которые были заметны для упорных врагов Корана, имевших возможность относиться к словам Мухаммеда спокойно и критически обсуждать его проповеди. При том же сам Мухаммед не заботился придать Корану вид систематически изложенного кодекса, а собиратели Корана не решались свободно распоряжаться «словом Божиим» и старались внести в сборник все, что находили записанным и подтвержденным свидетелями185. Так получилась беспорядочная книга, для оправдания которой и была придумана «теория отменения», не только не улучшившая дела, а еще более запутавшая его. Можно с уверенностью сказать, что в действительности все отменяющие стихи были обнародованы «после» отмененных, а не наоборот, как учит иногда «теория насха». При таком взгляде на дело, многие недостатки Корана должны быть отнесены на долю собирателей и редакторов его, не умевших разместить стихов Корана в строгом хронологическом порядке.

* * *

156

Герои и героическое в истории. Перев. с английского. С.-Петербург, 1891 г. Стр. 90–91.

157

Собиратели Корана заботились только о том, чтобы внести в свой сборник все изречения Мухаммеда, не думая при этом о последствиях такой чисто механической работы, о науке и научной критике среди арабов, конечно, не могло быть и речи в то время, когда сам алфавит только еще входил в употребление и состоял из неуклюжих букв, не имевших над собой диакритических точек и гласных знаков. (См. оттиск на стр. 107 и др.).

158

Коран, гл. 2, ст. 100.

159

См. стихи 17, 18, 21, 56, 65, 76–77, 116–117.

160

Коран, гл. 13, ст. 38. Это изречение вложено М. Горьким в уста татарина («На дне») и послужили поводом к полемике Рус. Богатства с Миром Божиим.

161

Гл. 35, ст. 22.

162

Гл. 14, ст. 4.

163

Гл. 24. ст. 53. См. параллельные места.

164

В Коране названы далеко не все пророки, упоминаемые в Библии.

165

Гл. 3, ст. 78.

166

По преданию, всех пророков было 124 тысячи и даже более.

167

Гл. 29, ст. 19, ст. 2, ст. 130 и 285; гл. 4, ст. 135–151.

168

Кроме И. Христа, смерть которого отрицается в Коране (гл. 4, ст. 156).

169

Гл. 5, ст. 17–49 и им. др.

170

Гл. 5. ст. 18.

171

Гл. 33, ст. 40.

172

Ученый индийский мусульманин Мир-Али (как сообщает г. Гаспринский), издавший в 1902 г. в Берлине русский перевод своей книги «Жизнь и учение Мухаммеда, или дух ислама» (стр. 1–437).

173

Мир-Али подразумевает в этом случае: евр. пророка Иосию, Асоку – буддистов, Дария – последователей Зороастра и Константина Великого.

174

Гл. 24, ст. 62 и др.

175

Гл. 5, ст. 56; гл. 9, ст. 23. См. сл. «Неверный» в Указатель к Корану.

176

В Мекке Мухаммед оставил неприкосновенными Каабу и обряды хаджа, а в Медине, в подражание иудеям и христианам, установил пост и допускал сначала обращение лица к иерусалимскому храму во время молитвы. (См. подробно в Миссионерском противомусульманском сборнике, вып. VII–VІІІ).

177

Ср. Войны Турции с Россией и последнюю войну с Италией.

178

Разумеются мусульманские восстания в разных странах см. главу X в соч. Н. Ф. Дубровина «История Крымской войны и обороны Севастополя». Том I. (С.-Петербург, 1900) и описание Андижанского восстания в 1898 г.

179

Жизнь и учение Мухаммеда или дух ислама. Том I, стр. 361 и 362 и вся глава XII. Но автор умалчивает об отношениях мусул. правителей к вероотступникам и к иноверцам: первых побивали камнями, а последних разными стеснениями принуждали к принятию ислама (Гиргас). Автор умалчивает также о зверствах турок по отношению к балканским христианам и к грекам даже в XIX и XX стол., когда турки стали считать себя уже образованным народом и ввели даже конституцию.

180

Напечатано в Тафсире Абдаллы бен-Аббаса (Миср, 1316). Есть и отдельное издание.

181

Главы Корана, в которых нет отменяющих и отмененных стихов, следующие: 1, 12, 36, 49, 55, 57, 61, 62, 66, 67, 69, 71, 72, 77, 78, 79, 82, 83, 84, 85, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 104, 106, 107, 108, 110, 111, 112, 113, 114.

Шесть глав Корана, в которых есть стихи отменяющие, но нет отмененных, следующие: 48, 59, 63, 64, 65, 87.

Сорок глав, в которых есть только отмененные стихи, следующие: 6, 7, 10, 11, 13, 16, 17, 18, 20, 23, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 35, 37, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 46, 47, 50, 53, 54, 60, 68, 70, 75, 76, 80, 86, 88, 95, 109.

Главы Корана, в которых содержатся отменяющие и отмененные стихи 2, 3, 4, 5, 8, 9, 14, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 33, 34, 40, 42, 51, 52, 56, 58, 73, 74, 81, 103

182

См. Сведения о Коране, стр. 138 и 335.

183

Специальный термин, определяющий для вдов срок вдовства их до нового замужества.

184

См. в Указателе к Корану, сл. Бог и Награда.

185

См. выше (стр. 61–95) историю текста Корана.


Источник: Исламоведение : 1-. / Н.П. Остроумов. - Ташкент : Сыр-Дарьин. обл. стат. ком., 1910-1912. / 3. Коран. Ч. 1. – Ташкент: тип. При канц. Турк. Ген.-Губ., 1912. – 160 с.

Комментарии для сайта Cackle