Источник

I Письма к крещёным татарам

Письма к о. Василию Тимофеевичу Тимофееву

1 письмо

(переведено с татарского, подлинник см. Приложение I, письмо №1).

мая 20 1872г.

Любезнейший отец Василий Тимофеевич!44

Мир тебе и усерднейший поклон от меня, от семейства моего и от кумы твоей. Прочитавши твоё письмо, мы очень обрадовалась. После того, как ты уехал, спустя дня два–три, от Гавриила агая (мадьяра)45 тебе пришло письмо, пишет очень хорошо46. Он из Астрахани проехал прямо в Петербург; встретил ли он тебя там, или нет? Если ты был у академика Антона Антоновича Шифнера, то вероятно встретил его. Наш часослов потихоньку двигается. В «Вечерне» довольно много мест изменил. «На горах станут воды» в начальном 103 псалме я изменил. Посмотревши в различные толкования, я посоветовался с Гордеем бабаем47 и после того, как он согласил, что было несогласного, я исправил согласно с толковниками; теперь, мне кажется, стало понятнее. А потом я отдал в типографию «Повечерия» и думаю, что напечатаю их до твоего возвращения. Михайло Тетвельский привёл двух ребят своих; теперь они живут (у нас). А сам Михайло идёт сдавать экзамен. Я посылал было его в Свияжск, но он думает идти в Чистополь. Тамошний смотритель (училища) ему знаком, в надежде на него-то он и идёт в Чистополь. Только у него в метрическом свидетельстве имя отца по ошибке написали наоборот. Из-за этого мы потратили целый день, ходя из консистории в казённую палату.

Вполне ли благополучно ты путешествуешь? Алексей Осипович Ключарев48 писал о тебе. Он писал мне, что Митрополит приказал дать тебе в монастыре и квартиру, и проводника с лошадью, и стол и во всём, что тебе будет нужно, помогать. Я очень порадовался. И Корсаков49 тоже едет в Москву. Я дал ему твой адрес. Там он, вероятно, тебя встретит.

А затем, да управит Господь твоё путешествие во здравии. Это (письмо) я написал по настоянию Евстафия Николаевича50, а то рука совсем не пишет. Не знаю, от чего. В иной день – жара, летом различного рода люди, крещёные чуваши, черемисы, все ходят – утомляют. В голове пусто, никаких дельных мыслей нет. Ну, да хоть ты-то здоров, слава Богу. Мы уже стали стареться, наше время прошло теперь. Будь здоров. Любезному Япрею51 поклон. Это писал я Николай Ильминский.

2 письмо

1 июня 1872.

Драгоценный наш Василий Тимофеевич!

Три твои письма мы получили с великою радостию. Каждое слово стоит золотого52. Слава Богу, Который тебя сближает с людьми хорошими и располагает к тебе сердца великих и знатных. Одно только маленько жаль нам стало, что ты до Киева-то мало времени взял. Это и Павел Васильевич53 сказал, и Владыка Антоний подтвердил. Ты просил слова Государя54 прислать, я отправил их к батюшке Алексею Осиповичу Ключареву. Только я опасаюсь, что мастер едва ли их красиво вырежет. Здесь я советовался с живописцем, как слова расположить, как края украсить. И мы отложили бы до того времени, когда этот господин поедет в Москву, и там сошёлся бы с мастером и ему указал бы, как высекать или вырезывать буквы. Но впрочем, красиво или не очень вырежут, дело в самых словах Государя, в их глубоком смысле.

Что тебе сказать о наших делах? Школа и твои семейные благополучны. Но вот маленькое неудобство.

1) Отары55 отпали за весьма небольшим исключением (около шести домов). Это я слышал от двоих священников.

2) Василий Семёнович вотяк56 умер.

Значит, число преданных Церкви Христовой уменьшается со всех сторон.

Больше писать нечего. Да, ещё: посылал я в Свияжский монастырь Василия Кулбагышского57 (Афанасьева) и Михаила Тетвельского58,–но их не приняли: тяжело де монастырю подолгу держать у себя. Андрей Васильев59 тоже вернулся из Свияжска, впрочем, его не высылали оттуда. Он отпросился у меня ненадолго домой.

Твой преданнейший слуга Н. Ильминский.

Гордий Семенович60 уехал в Белую с детьми и внуками своими. Граф, кажется, приехал в Москву и будет главным начальником выставки. Он велел всех инспекторов губернских послать на выставку. Если ты не скоро ещё оставишь Москву, напиши два три слова о выставке.

Япрею мой поклон.

Если увидишься с Алексеем Осиповичем, передай ему мой нижайший поклон, и скажи, что в майской книжке Отечественных Записок разбранили Алтайскую миссию, о. Владимира и о. Ландышева понапрасну, это старая сплетня и клевета, которую давно пора бы бросить. Константина Павловича Соколова61 проводили на Алтай в прошлое воскресенье.

3 письмо

17 сентября 1878 года.

Любезнейший отец, Василий Тимофеевич!

Податели сего Алтайские мальчики, кончившие курс центрального Улалинского училища, Михаил и Степан, приехали третьего дня вечером с монахинями, которые на утрие рано отправились на пароход, чтобы следовать в Москву. Михаил и Степан командированы по моему заявлению для корректуры при печатании алтайских переводов. Но эти переводы будут посланы через почту, и когда ещё дойдут. Теперь, чтобы занять свободное время этих мальчиков с пользой для переводного дела, я полагаю, чтобы они слухом и чтением ознакомились с вашим языком и книжками. Для усвоения языка им не то нужно, чтобы они сами говорили по-татарски, а только, чтобы они понимали татарскую речь, особенно чтобы понимали книжки татарские. Дай им на первый раз священную историю, и пусть они её читают, а кто-нибудь из толковых мальчиков или Семён Максимыч62 им толкует непонятные для них татарские слова по-русски, и пусть они переводят на свой алтайский язык, сначала устно, а потом и письменно. Сначала нужно, чтобы они прочитали с помощью кого-либо все наши книжки и познакомились с языком-то основательно. Потом, когда придут переводы и станем их печатать, то они перейдут и ко мне, а теперь пусть неделю другую живут в школе под надзором Симуша, и пусть питаются от него, а за издержки будет заплачено из сумм Переводческой Комиссии. Мне желательно, чтобы священная история и праздники, а равно «Ӳгет» и т. д. были переложены и напечатаны по-алтайски.

Вчера я их в полдень послал в школу, указав, чтобы шли всё по телеграфным столбам. Они и дошли и вернулись благополучно. Но как я второпях им ничего не пояснил и велел вернуться к обеду, то они только были в каменном доме, там побеседовали с учениками, а тебя не нашли и Симуша не видали, да и не подозревали вашего существования. Ну, это уж моя вина. А теперь я их отправляю к обедне и к тебе, так ты прими, уюти среди мальчиков школы, т. е. каменного дома, и внуши, чтобы они постоянно читали книжки татарские и старались понимать их.

Твой усердный слуга.

4 письмо

16 августа 1879 года.

Отче! Сейчас я получил 500 рублей63 из Конторы Государя Наследника. Приезжай их получить. Я сейчас должен идти к г. попечителю, оттуда вернусь часам к 11-ти. А ты в случае подъедешь, ну хоть к полдню.

5 письмо

Дорогой мой Василий Т-ч!

Вчера, 25 октября64, я имел счастие представляться сначала Государыне, а потом Государю.

Г. Министр Иван Давыдович Делянов мне исходатайствовал такой необычайный почёт. Государыня, заблаговременно предупреждённая, изволила принять меня весьма милостиво. Я ей слова два сказал о школе и о тебе, сообщил о твоём несчастии, что похоронил жену и взрослого сына. Государыня выслушала с большим участием. Государь Император тоже расспрашивал об инородческих школах.

Только что вернулся из Гатчины, получил твоё письмо второе от 19 октября. Сегодня по дороге к Владимиру Карловичу я зашёл к Константину Петровичу, которому мельком намекнул на твоё горе; Владимира Карловича я уже не застал дома – он очень рано выезжает. Но, по-видимому, слишком отчаиваться не следует. Бог милостив. Но ты, по получении сего, постарайся в присутствии всей школы отслужить молебен о здравии Государя и Государыни, Наследника и всего Царствующего Дома.

Это все ты держи про себя, ич бер кешегя дя. айтеб жяйелтя кюрмя65.

Твоим чадам, сотрудникам и всей школе мой поклон.

6 письмо

3 августа 1889 гола.

Милейший отче Василий Тимофеевич!

Ты уже, без сомнения, вернулся в Казань в свою школу. Соскучился я о тебе, но ты сюда не моги приехать, ибо можешь со мной разъехаться. Я полагаю приехать в Казань числу в 9–10 сего месяца66. Тогда вдоволь наговоримся. Слышал я, да и мне ты писал, что нагайбаки тебя приняли отлично, истинно по-братски, по-родственному. Ты непременно напиши Преосвященному Макарию Оренбургскому подробнее отчёт о твоей поездке, где ты был, что усмотрел со стороны нагайбаков, что говорил и делал и как был принят. Это будет Владыке Макарию приятно, да и полезно будет для их инородческого и миссионерского дела. Что ты напишешь, я желал бы прочитать67.

Алтынсарин-то умер68. Это очень жаль. Кто и как после него поведёт дело?

Если я вернусь в Казань в августе, я не приму на себе должность директорскую в семинарии-то69, а поселился бы к тебе и стали бы мы с тобой просматривать Евангелие, дабы приступить, наконец, к его печатанию. Поэтому ты непременно меня дождись в Казани, пока я приеду числу к 10-му, а то, если я приеду и не найду тебя в Казани, придётся мне тоже куда-нибудь удрать, и тогда мы долго не увидимся.

Мы живы и здоровы. Надеюсь, что и ты дорогой приобрёл здоровья довольный запас, испытавши много приятных впечатлений.

Кланяюсь тебе до земли. Екатерина Степановна также тебе усердно кланяется.

Преосвященный Владимир Кавказский желает поместить двоих новокрещёных калмычат в твою школу. Он написал тебе, и Василию Васильевичу70, и мне, но ни я, ни Василий Васильевич ему ничего не отписали. Напиши ему, или лучше телеграфируй, чтобы он тебе присылал калмычат.

Остаюсь пока жив, а впредь уповаю на Всевышнего.

Примечание. Остальные письма Н.И-ча к о. Василию Тим. Тимофееву представляют собою краткие записки о разнообразных предметах – по управлению татарской школой, по определению учеников её и учительской семинарии на учительские места и на священнослужительские должности, по составлению и изданию татарских переводов и т. д.

7 письмо

1868г.

В Урманчеево нужно послать список Рождественских тропаря и кондака и первый ирмос. А Пасхальное, обещай, что будете в своё время прислано.

Твой дневник теперь у Михаила Михайловича71. Не приедешь ли ты ко мне перед заседанием Совета Братства, т. е. часов в пять сегодня вечером? Нужно поговорить.

8 письмо

24 сентября 1869 года

Для расчёта с Степаном Петровичем имей в виду, что ему выдано Петром Дмитриевичем Шестаковым денег 30руб. 50коп., в таком расчёте: ему за учение с квартирой (но без помощника) 12руб. 50к. в месяц, попечитель отдал за три месяца: октябрь, ноябрь, декабрь. Следовало бы всего за три месяца отдать 37руб. 50; но у попечителя значится, что он получил или на него выдано пятирублёвого пособия по 11-е число ноября, поэтому он из октября вычел с Степана Петровича 5 рублей, да из ноября за 11 дней вычел 2 рубля: и того вычел он из 12рублёвого оклада 7 рублей, как уже полученные. Степан же Петрович мне говорит, что ты ему отдал по конец августа и сказал, что это последние его деньги. Я пред ним виноват, что не настоял на выдачу нового ему жалованья с сентября, хоть с половины. По расчёту же ему следует выдать за сентябрь 5руб. да ещё 7 рублей, которые я сосчитать выше, а всего 12 рублей.

В случае какой неясности ты сообщи мне, я схожу к Петру Дмитриевичу, – нельзя ли найти следы этого дела.

Твой покорный слуга Н. Ильминский.

9 письмо

25 января 1870 года.

1) Алексей Петрович Морев, тот самый, который подарил в школу множество книг творений святых отцов, теперь в Казани, а завтра выезжает в Уфу; он проедет как раз через Нижнюю Никиткину, где живёт Степан Павлов. Я просил его, и он согласился доставить Степану посылку. Не вздумаешь ли чрез А. П. Морева послать ему денег? Случай весьма удобный. Морев предполагал выехать завтра часа в 4 вечера.

2) Канон Св. Андрея Критского переписал, отдаю его переплести в книгу, чтобы лучше читать было и чтобы не растрепался. Вышло около 16 листов.

3) Приехали: Эраст Гаврилыч из Тавелей и Василий Егорыч Пеньковский, благочинный из Чистопольского уезда.

4) Сегодня я был у Щетинкина Павла Васильевича. Я ему сказал, что я сам хорошенько не знаю, а ты можешь ему указать и мальчика – Якова Абдинского и сказать об условиях и о содержании этому Якову. Павел Васильевич хотел побывать у тебя в школе, кстати, посмотреть школу ему любопытно; ты смотри, прими его хорошенько, покажи ему школу и пение. Он будет завтра или послезавтра.

10 письмо

31 мая 1871 года.

Этот молодой человек есть Миропиев. Ему с материю и братом маленьким нужно бы на вакацию поместиться. Если ты найдёшь возможным приютить их в одном из флигелей – девичьем или больничном – месяца на два или на три, то этот Миропиев стал бы заниматься с вашими учениками по русски и по арифметике. Но только теперь у него экзамены и потому он не может заниматься в день более полутора часа.

Я посылаю его к тебе на усмотрение.

11 письмо

1 Сентября 1871 года.

Игнатия Константиновича Иванова с братом его Дмитрием прими с распростёртыми объятиями. Пусть они посмотрят, как ваши ребята живут и поют, и учатся. Я бы желал, чтобы они пожили в школе, но им далеко до меня. Им можно поместиться у Петра Демидовича. Но ни Петра Демидовича дома нет, ни Гаврила Яковлича. Пока последний, т. е. Гавриил приедет, Игнатия Константиновича ты помести в школе дня на два. Это черемисин, кончивший курс в вятской семинарии, студент и занимается учительством. Сергей Андреевич Нурминский его прислал сюда для занятий.

12 письмо

22 Сентября 1871 года.

Теперь мудрено решить точно и определённо положение Якова Малого. Но в случае, если Братство найдёт нужным сделать это и найдёт средства осуществить свою мысль, то Якова можно будет достать со дна морского. Ты обсуди сам, как лучше; а я полагал бы теперь его не держать лишнюю неделю, а отпустить, куда ему нужно, чтобы и там дело не стало без всякой для нас пользы.

Одним словом, если Братство порешит да Владыка Антоний утвердит, то мы от Совета Братства и пошлём бумагу и так далее.

Для соображения посылаю тебе письмо Василия Егоровича Пеньковского.

Твой искренний и преданнейший слуга.

13 письмо

2 марта 1872 года.

Из Киксар-Боймурза тож приехал мальчик от Спиридона сюда учиться, с ним два большака человека. Покорнейше прошу, дозволь им ночевать в школе вместе с стариками, а мальчика присоедини к своему стаду. Затем прошу, помяни меня в своих молитвах.

Отец Владимир и Макарий кланяются тебе и всей школе; сегодня я получил от них письма,

14 письмо

28 сентября 1672 года.

Этого мальчика русского, по имени Владимира, помести вместе с нашими семинаристами.

15 письмо

8 февраля 1873 года.

Податели сего привели мальчика русского, он знает по-татарски малу толику. Хочет поступить в твою школу. Ты с ними потому потолкуй, что можно и чего нельзя.

Он умеет по-вотяцки; заставь-ко с ним поговорить сына покойного Василия Семёновича.

(На полях приписано). Завтра будет строительный Комитет осматривать материал. Ты будь дома утром.

16 письмо

(по татар. Прил.I, №2).

24 апреля 1874 года.

Отче! Давеча по дороге от тебя я вспомнил вот что: я неоднократно слыхал, что наши семинаристы из крещёных татар иногда уходят из семинарии в ненадлежащее время или в школу или к тебе и таким обр. оставляют уроки, которые задано приготовить.

Не можешь ли ты, пожалуйста, сказать им: в будничные дни часов до пяти, в виду того, что нет уроков, позволяется выходить для прогулки, потом, как только пробьёт пять часов, нужно садиться и приниматься за письмо или за другое какое либо дело. А так же ужин и вечерние молитвы оставлять не надо бы. Я хотел было сам им сказать, но как бы не показаться им каким либо противником твоим. Поэтому я решил: лучше ты сам скажи им об этом.

В семинарии они не отделались бы от своих товарищей ни в чём, исключая дурных дел; а так же и из порядков семинарских не выходили бы.

Твой почитатель.

17 письмо

18 апреля 1876 года.

Отец мой Василий Т-ч!

Не найдёшь ли ты возможным переслать через попутчика посылаемые тебе 50 экземпляров вотяцкого букваря г. председателю Тонкинского церковного попечительства для открытой им вотяцкой школы в деревне Старой Уче?

Сегодня я написал в Училищный Совет относительно экзаменов. Далее пусть Бог устроит дело к лучшему.

18 письмо

(по татар. прил.I, №3).

15 сентября 1876 года.

Отче! я ушёл, не дождавшись тебя. Так уж верно Богу угодно. К тебе у меня есть одно слово. Александр Григорьевич Безсонов72 обещался выйти из академии... Этого впрочем, не кончишь. Но что касается учеников, желающих сдать экзамен на учителя, ты подержи их в школе и заставляй учиться, до моего возвращения.

Тебе поклон и пожелание здоровья.

19 письмо

(по татар. Прил.I, №4).

15 марта 1877 года.

Отче! я не знаю, что делать с этим несчастным Аланским учителем. Подумай, пожалуйста, и напиши что-нибудь мне. Впрочем, как тебе покажется эта мысль? Пусть он теперь не возвращается в школу, т. е. в Аланку, и время то уж к празднику близко, а здесь поживёт у тебя в школе. Пусть он поживёт в школе, не то за делом, не то без дела, для успокоения сердечного. А после Пасхи пусть возвратится домой. По виду он очень симпатичный, очень добрый парень, кажется. Очень жаль.

Посылаю тебе книжку о сербском народе. Попечитель принёс мне 27 книг. Я дал из них 4 Кызыльскому Ивану. Попечитель приказал эти книги раздать по крещенским школам. Ты теперь раздели.

20 письмо

27 апреля 1877 года.

Сегодня у нас заседание губернского Училищного Совета, и как раз – Совета Братства. Очевидно я и Лиодор Александрович73 не можем явиться к Преосвященному Иоанну. Это уже не в первый раз. Наконец можно даже усомниться... Ты и сам, и Николая Петровича74 попроси явиться в Совет Братства непременно. Я не успел написать, а впрочем, постараюсь что-нибудь намазать по поводу отзыва Николая Евграфовича и послать к заседанию сегодняшнему.

21 письмо

24 октября 1877 года.

Даниил Яковлев явился ко мне с просьбой о месте. Если ты его знаешь, как дельного человека, то нельзя ли его послать в Черебатырево взамен тамошнего учителя, которого не одобряют? Я теперь переписываю смету братских школ, так ты пришли с ним ответ теперь же.

22 письмо

6 сентября 1878 года.

Пока ещё не собрались Ваши ученики, я бы покорнейше просил дозволить Семёну Алексеевичу Зайцеву помочь нашей семинарии. Аким Матвеевич Медведков теперь нездоров и не может по целым-то утрам заниматься в классе, так под его руководством Зайцев стал бы толковать приготовительному классу. Это продолжится с месяц не более, а вероятно меньше. Но для него была бы хорошая практика, которая пригодится и в школе.

NB. Ты пришли (в случае своего согласия, о котором я прошу убедительнейше тебя) Зайцева ко мне теперь же.

А прилагаемую записочку при первом случае, с попутчиками отошли в село Казыли.

23 письмо

13 сентября 1878 года.

Сегодня увидавшись с Андреем Васильевичем и узнавши, будто бы его отставили от учительства в Чуре, я подумал, что его бы полезно было поместить в Калейкино на учительское место, куда вчера я предполагал Андрея Егорова, или даже не рекомендовать ли его во священники в Онбию, где место доселе остаётся праздное по словам Федота Фёдоровича? Мне весьма бы желательно теперь же решить этот вопрос. Если, например, ты найдёшь пригодным во священники, а годов ему уже 31 год, то я бы хватил к Преосвященному Никанору телеграммой, и сегодня или завтра, в случае утвердительного ответа, Андрей Васильевич поехал бы в Уфу на пароходе, а если не так, то в Калейкину. Так поэтому и нужно мне тебя спросить, как ты думаешь.

Кстати: вчера бывшие учителя, отправляющееся с Федотом Фёдоровичем, имеют ли все свидетельства на звание учителя?

24 письмо

26 марта 1879 года.

Пришли мне с этим же посланным звание, имя и прозвание того мастера, который тебе работал парты, шкапы и прочее. Я напишу на его имя ассигновку на двести-то рублей.

О. Макарий прислал мне письмо, кланяется тебе, шлёт 2 рубля для ребят своих, которых благословляет.

25 письмо

7 октября 1879 года.

К молитвеннику крещенскому обложку-то не доставили. Ты там разузнай да попроси распорядиться. А иначе дело станет. Посылаю ещё тебе корректуры календаря. Я все иконы западного и польского края повычеркал, их зачем вам? Ты ещё просмотри, да, кстати, и отвези в типографию.

26 письмо

18 октября 1879 года.

Я полагаю, что Кондратию нужно сначала явиться к отцу Кузьме: если о. Кузьма найдёт необходимым иметь в Сатлыгане человека, то Кондратий там и останется. А если ничего поделать невозможно, тогда он сам отпустит Кондратия в Казаклары. Без согласия и без ведома о. Кузьмы, во всяком случае, неудобно. Потому что уничтожение школы в Сатлыгане ещё больше воодушевит отступников; а в Саврушах отступники станут после того подкапываться под школу. Я Кондратию высказал эти свои мысли, он согласен.

Теперь мне некогда, а после я напишу письмо о. Кузьме. Если же ему нужно ехать скоро, то ты напиши о. Кузьме от себя. Если и я успею написать, то и моё и твоё письма будут не лишние. Мы в том напишем согласно, что предоставим на волю о. Кузьме, как он порешит, так и будет.

Твой покорный слуга.

27 письмо

15 января 1880 года.

Податель сего Алтайский инородец Николай Григорьевич Палтатов путешествовал, или паче пешешествовал по святым местам, был в Киеве, Москве, Воронеже, теперь идёт домой на Алтай, в Улалу. Он живёт там же, где начальник миссии о. Макарий. Ему 37 лет, грамоте не знает, а наизусть умеет всё петь. Ты попроси его спеть алтайские стихи о кончине мира – калганчы чак, и другие; послушай, какой напев. Прими его в память о. Макария.

Твой усердный слуга.

28 письмо

14 июня 1880 года.

О. Михаил75 ещё не приехал; я боюсь, что и вовсе не приедет сегодня. Поэтому, чтобы не остаться без службы Божией, прошу тебя, пожалуйста приезжай ко всенощной. Ты приедешь часам к пяти. Если паче чаяния о. Михаил возвратится и сам вздумает служить всенощную, то ты или отстоишь здесь или в соборе с преосвящ. Николаем.

А завтра ты служишь ни с преосвящев. Николаем? Выпроси его позволения служить, да свои возгласы скажи по-татарски.

29 письмо

28 сентября 1881 года.

1) Вчера я с Илиодором Александровичем Износковым говорил, когда бы нам собраться у Николая Евграфовича Близновского составить смету школ. Нельзя ли вечером часов в семь завтра, во вторник или в среду? Ты утром съезди к нему и узнай и время назначьте; потом дай знать мне и Илиодору Александровичу.

2) Сегодня я получил от Владимира Ивановича Якубовича при письме дорогой подарок для школы.

А какой – завтра узнаешь.

Твой слуга.

30 письмо

14 октября 1881 года

1) Приезжай к нам сегодня вечером соборовать (т. е. елеопомазать) Елену Ивановну. Для сего возьми все нужное, книгу, принадлежности, облачение.

2) Нынче же привези свою переплетённую книгу – сборник отчётов по братству. Нужно мне для справок.

3) Захвати у Василья Васильевича несколько листов объявлений или реестр книг, напечатанных переводческой комиссией.

Не забудь же, все захвати и сам приезжай. Впрочем, старушка не особенно безнадёжна, но желает всё-таки помазаться (сослужить будет наш батюшка).

31 письмо

30 декабря 1881 года.

Пётр Николаевич приехал получить жалованье и привёз бумагу от новоучинённого учителя Михаила Афанасьева, вновь определённого, и школа-то вновь открыта. Во 1-х ты пожалуйста справься в своей черновой смете, есть ли тому и другому ассигнованное жалованье и по сколько, во 2-х Мих. Алекс. Машанов76 послал ли Ник. Алексеевичу Осокину77 смету о школах, и вообще есть ли у Ник. Алексеевича Осокина смета о школах? Если ты все эти сведения получишь и сообщишь мне чрез Петра Николаева, тогда и пошли его к г. Осокину.

Твой усердный слуга.

32 письмо

9 января 1882 года.

Сегодня утром я получил телеграмму от атамана 2-го отдела из Верхне-Уральска. Спрашивает, желает ли ехать на должность учительницы в Остроленку Авдотья Васильевна, а если она не желает, то просит рекомендовать другую учительницу. И кому, говорит, послать прогоны?

Что я должен ответить? Как дать знать Васильевой?

33 письмо

21 февраля 1882г.

Василий Атей!

Ты, пожалуйста, съезди к генералу Головину Василью Михайловичу. Живёт он, должно быть, против дома Кривошапкина в Малой поперечной Красной. На двери вероятно есть медная доска с подписью. Если его дома нет, то спроси его супругу. Скажи, что ты, со мною переговоривши, согласен принять на школьные хлебы сироту мальчика, но, во-первых он должен довольствоваться тем содержанием, какое имеют другие, а во 2-х он должен учиться, бывать в церкви, говеть, и все исполнять с прочими учениками. Если найдёшь время и возможность, переговори и насчёт летнего вакационного времени, где его держать и к чему его на летнее время пристроить. Но пожалуйста, возьми мальчика, а там увидим, как он себя поведёт.

Твой усердный слуга.

Если бы ты сегодня съездил, было бы ещё лучше.

34 письмо

8 апреля 1882г.

Возвращаю тебе письма Андрея и Дмитрия. Видно, Дмитрий-то большой негодяй. Хочется ему столкать Андрея с места. И зачем это он хочет пуститься в земледельческую науку? Мне кажется, его вовсе нужно из учителей долой. Ибо он уклоняется от настоящего дела – христианского образования. Напиши ему строже. А Андрей пусть приедет в Казань. Ему нужно разъяснить, чтобы он излишне не боялся. Он себя этим страхом только напрасно мучает.

Сегодня я получил письмо от Ильи Степановича Бердникова78. Он ведь нашёл дело об катехизисе 1803 года. Он напечатан и переведён-то по случаю отпадения крещёных татар Нижегородской губернии. Он списал все нужные бумаги из этого дела и обещал мне привезти с собой в начале мая.

Кланяюсь тебе.

35 письмо

[по татар. Прил.I, №6).

16 апреля 1882г.

Отче! Ты братец мой вот что.

С тобою мне необходимо побеседовать. Сегодня вечерком, а впрочем, если ты придёшь и около пяти часов, ладно было-бы. Если я буду спать, ты разбуди.

Твой слуга

36 письмо

22 апреля 1882 г.

Наш новопоставленный иерей Захарий подвизается служить, но он очень упал в силах, да и времени нет. Поэтому я послал Макара Софронова с моей и его запиской, взять его тулуп и ещё какую-то одёжу. Он все зябнет; так, когда он спит, ему лучше одеваться тулупом. Ты, пожалуйста, или дай лошадь с телегой, или пошли двоих мальчиков помочь Макыю донести одёжу о. Захарию.

Твой усердный слуга

37 письмо

5 мая 1882г.

Отче Василий!

Владыка Сергий в письме своём от 29 апреля, мною третьего дня полученном, пишет, что о. Глеба он переместил, по его прошению, в Новое Чурилино, и спрашивает, кого бы определить в Чуру? Я ему вчера ответил, что Якова Емельянова, припомнил я твои со мною об этом разговоры неоднократные, а потому я и не ждал тебя, а поспешил скорее писать Владыке, чтобы не задерживать деда. Не можешь ли заблаговременно сообщить о. Якову, чтобы он был готов?

Теперь кого в Юкачи?

38 письмо

14 октября 1882 года.

Достопочтенный отец Василий Тимофеевич!

Посылаю тебе счёт на сделанную мебель от столяра Ивана Судакова. Пошли ему подписаться, да смотри, чтобы он подписался, где я поставил карандашом крест, т. е. после итого, чтобы наша дальнейшие приписки были уже после его подписи. А сам ты подпишись внизу после моей подписи. И если можешь, завтра пришли эту бумагу мне.

39 письмо

11 января 1883 года.

Дорогой наш Василий Тимофеевич!

Семён Степанович, наш письмоводитель, сообщил мне для передачи тебе, что псаломщик Троицкой церкви был тяжело болен грудью, уже все доктора отказалось от него, но какой-то знахарь ему присоветовал принимать чистый дёготь, и он совершенно выздоровел. Пожалуйста, ты повидай этого псаломщика, а от него узнай, как было дело. Быть может, с Божией помощью это средство воздвигнет Васеньку твоего.

Твой усердный слуга.

40 письмо

5 февраля 1833г.

Я полагаю, с Иваном Семёновичем можно поступить двумя способами: или его оставить до лета в школе у тебя, или его теперь же назначать в приходские черемисские в приходе отца Ефрема Макаровича деревни. Ты как находишь? Если он ладен и полезен может быть для учительства, то нужно теперь же съездить в Илиодору Александровичу, чтобы приписать эту новую школу с учителем Иваном Семёновым и назначить ему, с подготовлением помещения, и пособие до 75 руб., т. е. ему 50р. до октября и 25р. на обзаведение как-бы. И всё выйдет 650 руб., а 350 достаточно для осенних месяцев.

41 письмо

2 сентября 1853 года.

Милостивый государь Василий Тимофеевич!

В понедельник, 5 сентября, у нас праздник Захария и Елизаветы. Всенощную, т. е. вечером в воскресенье хотел посетить новый попечитель и желал, чтобы было и по инородчески. Я покорнейше прошу тебя ко всенощной и в литургии для соборного сослужения. Дьякона русского приглашают, но не будет ли у тебя дьякона и из крещёных татар? Если О. Григорий уже произведён во священники, то Василий Меркурьевич уже не будет ли рукоположен в это воскресенье? Он бы следовательно и мог бы дьяконствовать во всенощную. И так, пожалуйста, приезжай ичмаса самъ ӳзеҥ79.

Твой усердный слуга.

42 письмо

(по татар. Прил.I, №7).

Сегодня я иду к вам за всенощную. Учителям совершенно нечего не нахожу сказать. Думаю что, будет хорошо помолиться единым духом, единым сердцем80.

43 письмо

8 сентября 1883 года.

Иван Семёнович сейчас пришёл ко мне. Я его думал послать к новопоставленному священнику Большакову учителем полуязыческой деревни. Но я вспомнил, что о. Филипп Гаврилов тоже спрашивал учителя. Мне думается, что Ивану Семенову будет гораздо лучше у Филиппа Гавриловича, и о. Филипп лучше может его руководить. Ты уведомь меня, как ты сам полагаешь, – лучше ли послать Ивана Семенова к о. Филиппу, опытному в инородческом ученье, или к о. Большакову – новичку в этом деле.

А вечером Иван Семенов мне принесёт твой ответ. И потом, если Ивана Семенова отправить к о. Филиппу, то кажется, его нужно проводить на Апазово.

Твой усердный слуга.

44 письмо

8 сентября 1883 года.

Ну, так ладно и кончено – Ивана Семенова к о. Филиппу!

Но ему нужно дать одеяния. Пожалуйста, сообрази его все нужды по одежде, обуви и т. далее. Устрой эту смету. А денег, я полагаю, возможно ему отпустить из сумм Переводч. Комиссии.

Твой усердный слуга.

45 письмо

12 сентября 1883 года.

Дорогой отец Василий Тимофеевич!

Ивана Семенова следует отправить сухопутно чрез Апазово. Если подогнать к ихнему базару, то Иван Семенов может живо добраться до Мамсинерей-Куюк.

Следует поэтому, снабдив его одеждою и вещами или книгами, подождать попутчиков, которые бы довезли его до Апазова или же до самого места.

Твой покорнейший слуга.

Я послал твою смету Василию Васильевичу81 и просил его, если есть деньги, выдать тебе для устройства необходимого Ивану Семенову до 30 рублей, как у тебя было написано.

Получил ли ты их?

46 письмо

14 сентября 1883 года.

Надо бы нам собраться у Илиодора Александровича да составить смету и раскладку школам на будущий братский год. Выбери времечко, как-нибудь вечером, или же утром в субботу, или в пятницу часов с десяти утра. Завтра мне не время.

Твой преданный слуга.

Я тебе посылаю письмо Якова Емельянова.

47 письмо

21 января 1884 года.

Батюшка Василий Тимофеевич!

Господин староста Куртинский просит на завтрашний день человек двенадцать мальчиков петь литургию. Я со своей стороны не имею препятствий; и если Вы не имеете затруднений, то благоволите отпустить по усмотрению.

Ваш покорный слуга.

48 письмо

28 апреля 1884г.

Батюшка Василий Тимофеевич!

Пришли мне новую книжку Православного Собеседника Март, Апрель. В прошлое заседание Совета Братства разрешено выдать учителям: Яныльскому 50руб., а Урясьбашскому 20рублей через тебя. Ты можешь эти деньги получить от Николая Алексеевича Осокина. Михаил Александрович Машанов тебе сообщит сущность решения.

Твой усердный слуга.

49 письмо

15 августа 1884г.

Податель сего, Александр Диомидович Сильницкий, студент Симбирской семинарии, прислан сюда для поступления в Академию. Он хочет учиться миссионерству и желает познакомиться с татарским языком. Я его с самого начала знакомлю с тобою и поручаю твоему попечению.

Сейчас я получил бумагу от оренбургского Преосвященного Вениамина, – просит рекомендовать ему татарина во священники Наваринской станицы к новокрещёным татарам. Если найдёшь время приезжай ко мне, не выберем-ли кого во священники-то.

Твой покорный слуга.

Это письмо посылаю с твоими ребятами, которые сейчас пришли ко мне.

А г. Сильницкий завтра придёт к тебе.

50 письмо

25 сентября 1884 года.

Вчера я пригласил бабая, забывши что сегодня у нас вечером всенощная. Всенощную ему лучше простоять у тебя в школе. Ты ему передай, чтобы он пришёл ко мне завтра вечером.

51 письмо

27 сентября 1884 года.

Сейчас я со слов Андрея Николаевича Бабина записал его жизнь и обстоятельства. Не можешь ли ты сегодня вечером приехать ко мне, только сам ты один, узеҥ геня аннан башка82, поговорим об нём откровенно.

Твой усердный слуга.

После я развязал твою вязанку с книгами в увидал документы о Мухаммед Галее. Ужо-то о них и рассудим.

Приезжай часам к шести вечера.

52 письмо

23 октября 1884 г.

Мне кажется, раз в году можно разрешить отлучиться для богослужения, особенно ради всех скорбящих радости83, певчим. Благослови их и пусть они идут и сегодня к утрени, и завтра к литургии.

Твой усерднейший слуга.

53 письмо

13 января 1885 года.

Батюшка Василий Тимофеевич!

Пришли с сими подателями экземпляров пять словарика татарско-русского.

Твой усердный слуга.

54 письмо

57 июля 1885 года.

Сегодня ко всенощной хотел приехать Владимир Карлович. Нужно позвать и Преосвященных Астраханского и Оренбургского. Преосвященный Астраханский Евгений остановился у о. ректора семинарии, а Преосвященного Оренбургского ты, я полагаю, найдёшь в архиерейском доме у Владыки Палладия. Не даст ли ему кареты или коляски Павел Васильевич или, в случае его отсутствия, Дмитрий Николаевич.

Нужно, чтобы всенощная прошла вполне благоговейно.

После всенощной устрой чай, какой Бог послал, попросту по-домашнему.

Твой усердный слуга.

55 письмо

22 июля 1886 г.

Подателя сего Василия Максимова прими пожить в школе, а кормиться он будет на свои гроши. Ему нужно приготовляться к экзамену. Снабди его книгами учебными. О. Дьякон ему кое-что поразъяснит, может и по-русски, и по-татарски.

Твой покорнейший слуга.

56 письмо

21 августа 1886 года.

Что же доселе я не получаю тетрадь, данную тебе для доставления в цензуру Николая Яковлевича Беляева? Мне её давно нужно. Пожалуйста, выручи и пришли с мальчиками.

Твой покорнейший слуга.

57 письмо

27 октября 1886 года.

В татарско-русском словаре я несколько переделал. 1) Из числа предметов отвлечённых я удалил Бога, душу и ещё два слова, по неуместности существ духовных (Бог и т. д.) в одном отделе с несуществующими предметами. А самое заглавие «кюз кюрмей торган»84 я заменил термином «уй тоя торган»85, хотя и оно не совсем хорошо. Кажется, рыбы совсем пропущены. Сделал и ещё небольшие перемены.

Твой усердный слуга.

Вчера я слышал, что главные члены консистории сильно и решительно стоят против принятия Семена Петровича в Казанскую епархию.

58 письмо

2 ноября 1886 года

Сейчас пришёл я от литургии. За литургией мне пришла мысль о рукоположении о. Василия Кибяка во священники. Мне думается, что задерживать его рукоположение неудобно. Во-первых, пока священник ещё не рукоположен для Уреевского прихода, до тех пор у бедной вдовы не отнята надежда переделать это дело на свою сторону. Она не сделает, а все будет сама мучиться, а может и переделаться. Тем более что дело отлагается почти на целый месяц. А во-вторых, я полагаю, что и самому о. Василию это не особенно приятно. Я посему полагал бы, согласно мнению Преосвященного Кирилла, чтобы он был рукоположен 8-го числа в Академии. Пусть Академия примет участие в миссионерском деле. Школа все равно, тремя неделями раньше или позже, должна отпустить его. Но сочти: до 8 числа почти неделя, да ещё неделю он будет учиться служению и требоисправлению. Найдёт, хоть по часу в день, заняться в школе.

Я это предоставляю решить тебе.

Твой усердный слуга.

А пришли ты мне сегодня вечером Ишменева-то поговорить о вчерашней мысли.

59 письмо

4 ноября 1886 года.

Вчера вечером я был у Преосвященного Кирилла. Батыгин ему подал прошение на о. Степана Кириллова. Сдано в консисторию на обсуждение и распоряжение. Говорили по этому случаю о Степане Петровиче Данилове, чтобы его в Елышево. Преосв. Кирилл согласен сам то, но едва ли согласится Владыка Палладий. Но сейчас мне приходит на мысль, что и Ст. Петрович там едва ли удобен, – слишком крут. Самое лучшее бы туда о. Василия Кибякова. Дело, впрочем, будет зависеть от дознания или следствия, которое вероятно назначат над о. Стефаном Елышевским. Вот какие наши дела. С нашими татарами нужно, значит, осторожно.

Твой усердный слуга.

60 письмо

22 апреля 1887 года.

Владимир Николаевич Витевский86 печатает нагайбацкие песни, доставленные ему отцом Игнатием, а переведённые Семёном Максимовичем, и много понаврано, ибо нагайбацкий язык отличается от здешнего. Пришли ко мне Ишменева, с ним мы и уладим это дело, да нельзя ли завтра утром пораньше, часам к семи утра, или осьми, не позже?

61 письмо

15 сентября 1887 года

Приехал сюда для осмотра учебных заведений, по поручению Мин. Народ Просвещения, оло кеше87 Кедров из Петербурга. Ты на всякий случай своих ребят и девиц можешь представить ему. Т.е. он, вероятно, приедет к вам. Парадные двери не запирай днём, а пусть стоит привратник. Когда приедет, то учащиеся должны быть по классам. Если посетитель пожелает послушать церковное пение по-татарски, тогда можно в церковь пригласить мальчиков. Впрочем, спроси сначала посетителей. Вероятно, он будет с Мих. Афанасьевичем88.

Быть нужно в готовности, т.е. не отлучаться из школы до того времени, пока не уедет гость.

62 письмо

5 мая 1888 года.

Зоя приехала ни с чем. У нас ей едва ли могут дать основательный экзамен. Пожалуйста, ты её порасспроси, как следует на экзамене, из Закона Божия поподробнее и постарайся узнать, может ли она на счёт пения татарского или чувашского и русского, на счёт толкования веры и т. п. быть полезною как учительница. И завтра, как приедешь ко мне, ты выскажи свои мысли.

Твой слуга.

63 письмо

5 мая 1888 года.

Завтра ты из собора не можешь ли заехать в семинарию к нам? Нужно переговорить кое что с тобой об экзаменующихся на звание учителя.

64 письмо

11 августа 1888 года.

Преосвященный Дионисий Уфимский, в письме от 29 июля, сообщает мне, что, вследствие моего письма от 8 мая, Его Преосвященство предназначил для Ивана Кондратьева священническое место в селе Ильбахтином. Владыка не знает, где теперь находится Иван, и писал вот мне и Вас. Влад. Катаринскому89, что бы мы Владыке сообщили, где находится теперь Кондратьев, а Кондратьеву велели бы явиться ко Владыке в Уфу с документами для принятия священства. Пожалуйста, ты разыщи Ивана и уведомь его, что Владыка уфимский ему готовит почётное я важное положение, – священническое, и какие ему нужны документы, и чтоб он озаботился представлением документов: метрического о его рождении и крещении, о рождении и крещении его жены, о их браке, свидетельство о выдержании испытания на звание учителя, о бытии его в семинарии, а также от инспектора одобрительное свидетельство о его учительском служении, и с которого времени он служит учителем. Но не будет ли трудновато получить увольнение от общества и от волостного старшины елышевсвого, который, кажется, татарин? Но впрочем, они не вправе задержать, ибо их фанатизм можно будет обойти; как начальство предпишет, то поневоле дадут надлежащее свидетельство. Пусть по крайности Иван явится ко Владыке с теми документами, какие у него есть; хорошо получить от приходского священника и от о. благочинного одобрение относительно его жизни в усердия в церкви.

Кланяюсь тебе и твоим домашним; Екатерина Степановна также кланяется всем.

Твой усердный слуга.

65 письмо

16 мая 1889 года

Я теперь надумал. Ты испытай учителя Дургинского в знании Закона Божия, особенно в его учительности и назидательности. И дай мне о нём отзыв совершенно точный и ясный.

Твой слуга.

66 письмо

4 сентября 1889 года.

Милостивый отец Василий Тимофеевич!

Я, вместе с батюшкой отцом настоятелем, прошу тебя и с отц. дьяконом Гурьевской церкви90 пожаловать сегодня вечером и завтра утром для участия в Богослужении по случаю храмового праздника нашего праведных Захария и Елисаветы.

67 письмо

4 ноября 1889 года.

Бумага Александра Александровича91 основана на законности, но по тону крайне прискорбная. Можно бы написать помягче. О. Тихомиров не соблюл формы, а всё-таки он потрудился, да и вообще он поддерживает приходские школы. Я бы полагал деньги казённые г. инспектору возвратить с благодарностью за его усердие и готовность, а из сумм Братства уплатить 60 рублей. Уже не разорит нас эта сумма. Зайди к Николаю Алексеевичу92, покажи ему бумагу г. инспектора и попроси, нельзя ли уплатить эти деньги из сумм Братства.

Ирмосы я просмотрел и приблизительно к греческому переправил. Ты, однако же, что не ладно, исправь по своему, чтобы было и близко и складно.

В 8-й песни 5-го гласа «Всемирный лик сплетше»... это собственно значит, что отроки из всех творений в мире сплели один хоровод и воспели песнь. Они ведь призывали всех и все к славословию Бога, перечисляя все твари, и небеса, и всё, всё... горы, холмы, змей и древа, и росу и проч. и проч., всех приглашали петь. Бумагу инспектора прочитал я и куда-то у себя в кабинете сунул. Теперь не найти, найду после и пришлю.

68 письмо

10 ноября 1889 года.

Григорию дай род одобрения, да его метрику, если есть, и пусть он напишет прошение, и завтра утром часу к одиннадцатому придёт. Он, кажется, порядочно держал. Отец Константин остался доволен по чтению славянскому и по Закону Божию.

Твой слуга.

69 письмо

29 ноября 1889 года.

Батюшка Василий Тимофеевич!

Пётр Дмитриевич93 скончался. Преосвященный Сергий давеча мне приказал, и я принял его приказание, чтобы ты со своим причтом и хором завтра к часу дня явился к усопшему. Преосвященный Сергий будет служить панихиду и твои певчие будут петь.

Отпевание в понедельник в Грузинской церкви. Служить обедню будет Преосв. Сергий, а отпевать – Владыка Павел. Петь будут архиерейские певчие, а твои на левом клиросе, а когда понесут на кладбище, то есть от Грузинской до Куртины, пусть, говорит, попеременно поют певчие и ваши; можно, я полагаю, и по-татарски спеть, хотя не много, и в церкви, и на улице. Но ты спроси позволения Анны Яковлевны94, и благословения Преосв. Сергия.

70 письмо

28 мая 1890 года.

Собери ты, что у тебя есть, о личности и чине, и где служил Григорий Терентьевич Афанасьев, и сегодня вечером приезжай ко мне, – непременно нужно.

71 письмо

29 марта 1891 года.

1) В Банке мне обменили школьные билеты, а церковные не обменили, а велели доставить бумагу от притча.

Ты напиши от имени причта и подпишись сам и о. диакон, да сам и явись в Банк.

2) Куда пропал начальный лист подлинника Псалтыри? Требуют оригинал ради цензорской подписи и печати, а без этого печатать нельзя, могут оштрафовать.

Пожалуйста, приезжай сегодня ко мне, все это нужно устроить.

72 письмо

10 апреля 1891 года.

Милый Василий Тимофеевич!

Письмо и стихи пока останутся у меня. Письмо Алёши очень интересно, но и очень жалостно. Надо будет подумать, хотя в его жалобности много влияния делает любовь к родным. Он боится отстать в знаниях, а Алтынсарин-то не получил в школе такого, как он, образования, а как отлично самостоятельно образовался. Ну, да об этом после, а вот что. Прочитывая корректуру 3-го листа, мне не понравилось слово в 23 стихе 34 псалма, на странице 74-й, слово тартышыуымны, я его заменил словом тикшерелеӳемне. С этим я подписал корректуру к печати. Если ты найдёшь эту мою перемену неправильной, то поспеши теперь же съездить к С. М. Чиркову и вели оставить по-старому. А если ладно, то тебе и ехать незачем.

Твой преданный слуга.

Для соображения посылаю и страничку, на которой сделана эта перемена.

* * *

44

Настоящее в следующее письмо писаны о. В.Т-чу во время командировки его на Политехническую Выставку в Москве 1872г. (о чём см. Отч. Братства Св. Гурия за 1871/2г. стр.47–50, а также «Центр. крещ. т. шк.» стр. 406–409).

45

Доцент Будапештской Академии г. Балинт, живший пред тем в казанской крещёно-тат. школе и изучавший татарский язык. В 1876г. Балинтом изданы в Будапеште словарь и хрестоматия к татарскому языку («Kasani-tatar Nyehvtamlmányak. I. Fuzet Kasani-tatar Szövegek Gyütotte es forditatta.Szentkatolnai Balint Gabor Budapest. 1875. II. Fuzet. Kasani-tatar Szotar. 1876». и т.д.)

46

т.е. по-татарски.

47

Гордий Семёнович Саблуков, профессор Д. Академии † 1880г.

48

Ныне Амвросий, Архиепископ Харьковский.

49

Дмитрий Александрович Корсаков, профессор Казанск. Университета.

50

Е.Н. Воронец, принимавший близкое участие в делах школы.

51

Один из учеников крещёно-тат. школы; ныне священник в селе Мамсинер Урж. у. Вятск. губ.

52

К сожалению, мы не имеем этих писем. Может быть, они попали в Совет Братства Св. Гурия и на основании их вероятно составлено описание поездки о. В.Т-ча в Москву (См. Отч. Бр. св. Гурия 1877г. страница 77).

53

) Щетинкин, храмоздатель и попечитель крещёно-татарской школы в Казани (Центр. Кр. т. школ. стр.482–84).

54

) Сказанные при посещении школы 27 Августа 1871г. (Центральн. крещёно-татарск. шк. 400 стр. или Отч. Бр. Св. Гурия 1876/7г. стр.7–8).

55

Отары, деревня Мамадыш. у.; – в настоящее время домов 20 возвращены в православие.

56

Крестьянин Чуринского прихода Мамадыш. уезда.

57

Из учеников крещ. т. шк., в настоящее время учителем в деревне Колбагушах Ланшевск. у.

58

Ныне священником.

59

Смотри ниже письма к нему Н.И-ча. Саблуков.

60

Саблуков.

61

Из окончивших курс в Вифанской семинарии, миссионер на Алтае.

62

Учитель крещ. тат. школы; его же ниже Н.И-ч называет Симуш.

63

О пожертвовании этой суммы см. Центр. кр. т. школа, 395 стр.

64

1885 года.

65

Настоящая вставка на татарском языке значит: Никому не говори, и не разглашай, пожалуйста. На полях письма со слов: «Только что...» обчёркнуто и против написано также по-татарски: «бусын жяшерен тот. жешегя а́йтмя», т. е держи это в секрете, посторонним не говори. Вместе с письмом Н.И-ча пишет о. В.Т-чу и Екатерина Степановна Ильминская, между прочим следующее: «Вы совершенно успокойтесь по поводу Вашего дела. Нашего милого Николая Ивановича здесь просто, как говорится, на руках носят, а потому всякая его просьба будет непременно исполнена. Вчера Николай Иванович представлялся Государю Императору и Императрице. Особенное внимание оказала ему Государыня. Я только душой радуюсь, глядя на Колю» – Всё это обчёркнуто пером Н.И-ча и на поле приписано: «мынысында ӳзеҥ геняукы кешегя а́йтмя» т.е. и это читай только сам и посторонним не рассказывай.

66

Письмо это писано из Ставрополя.

67

О своей поездке о. Василий представил Оренбургскому Преосвященному Макарию два рапорта. Рапорты были прочитаны в совете Оренбургского Братства и за тем напечатаны в Епарх. Ведомостях. О. Василий Т-ч получил в письме 13 января 1890г. от Преосвященного Макария искреннее выражение благодарности за миссионерскую поездку по Оренбургской епархии.

68

Инспектор школ в Тургайской области, тот самый, памяти которого Н.И-ч посвятил свой последний литературный труд: Воспоминания об И.А. Алтынсарине. (Казань 1891г.)

69

В конце августа производились приёмные экзамены в семинарии. Директору приходилось отказывать в приёме многим из державших экзамен и вместе с тем видеть их слёзы, мольбы, поклоны и проч. Н.И-ч за последние годы не мог выносить этого и возвращался из летнего отпуска обыкновенно в начале сентября, когда уже все дела с приёмными экзаменами бывали покончены. В этот же год он хотел вернуться из отпуска в августе и, так сказать, инкогнито поселиться в школе до сентября, чтобы заняться переводом Евангелия на татарский язык.

70

Вас. Васильев. Миротворцев, профессор Казан. Д. Академии (†1891).

71

М.М. Зефиров протоиерей, бывший профессор Казанской Академии потом Университета.

72

Студент академии, после инспектор школ в Оренбургском округе.

73

Износков.

74

Н.П. Остроумов доцент академии, ныне директор ташкентской гимназии.

75

0.М. Троицкий законоучитель учительской семинарии.

76

Профессор Казан. Дух. Академии, секретарь Братства св. Гурия.

77

Профессор Казан. Университета, казначей Братства св. Гурия † в конце 1895 года.

78

Профессор Каз. Дух. Академии, проживавший в то время в СПБ.

79

Ичмаса == по крайней мере; узеҥ == сам ты.

80

В школе был съезд учителей. Приведённое письмо Н.И-ча служит ответом на письмо о. Василия от 3 сентября 1883г., в котором он, между прочим, пишет по-татарски Н.И-чу: «Не сделайте меня лжецом пред 45-ю учителями. Я порадовал было их, что вы придёте в пятницу. Вы не пришли. День у нас прошёл печально. Хоть бы сегодня минут на 15-ть Вы зашли к нам, чтобы они (учителя) не остались в сомнении. Преданный Вам священник В. Тимофеев.»

81

Миротворцев, профессор Д. Академии и казначей Переводч. Комиссии.

82

Сам только, без него (т. е Бабина).

83

Разумеется Скорбяще-Богородицкая церковь при Казанской Окружной лечебнице душевнобольных.

84

Т. е невидимые глазами.

85

Мыслию постигаемые.

86

Преподаватель русского языка в учительской семинарии.

87

Важный человек – директор С.-Петербургского Филологического института тайный советник Константин Васильевич Кедров.

88

Малиновский – помощник попечителя Каз. учебного округа.

89

Инспектор инородческих школ Оренбургского округа.

90

т.е. школьной крещёно-татарской.

91

Инспектор Мамадышского уезда Каз. губ.

92

Осокин.

93

Шестаков, бывший попечитель Казанского уч. округа.

94

Супруга покойного.


Источник: Издание Редакции Православного Собеседника. Казань Типо-литография Императорского Университета 1896. От Казанского Комитета дух цензуры к печатанию разрешено, 22января 1896г. Читал профессор академии П. Знаменский

Комментарии для сайта Cackle