Источник

О святом крещении

«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).

«Вам принадлежит обетование и детям вашим» (Деян. 2:39).

Крещением называется такое неповторяемое (Еф. 4:5) таинство, в котором крещающийся, при троекратном погружении в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа, получает благодать Божию, прощающую его личные грехи и очищающую его от греха всеобщего, прародительского, после чего человек делается сыном Божиим, облекается во Христа и стает членом Его святой Церкви, новою тварью во Христе.

Что крещение не есть простой обряд принятия в общество верующих и обещания Богу доброй совести, как думают некоторые сектанты, и что оно не есть только союз Бога с человеком, как полагают другие, а что оно установлено Богом для омытия и прощения грехов человека, – видно из слова Божия: «Итак, говорит Анания Савлу, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22:16). «Покайтесь, говорит апостол Петр народу, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38).

Что же такое прародительский грех? Это грех Адамов, тот грех, с которым рождается в мир каждый человек. Как от зараженного источника течет зараженный поток, так от зараженного грехом первого человека – Адама происходит все грешное человечество. Вот этот Адамов грех, переходящий в каждого, появляющегося на свет, человека, и называется прародительским, или всеобщим грехом. Что каждый человек рождается с Адамовым грехом, это видно из слова Божия: «Кто, говорит праведный Иов, родится чистым от нечистаго? Ни один» (Иов. 14:4). Родившийся от благочестивых родителей царь Давид смиренно молится: «Я в беззакониях зачат и во грехе родила меня мат моя» (Пс. 50:7). Не говорит Давид: «во грехах», а – «во грехе», очевидно, разумея первородный, Адамов грех. Об этом грехе еще яснее учит св. ап. Павел: «Как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили»; или: «преступлением одного (то есть Адама) всем человекам осуждение» (Рим. 5:12, 18, 19). Мы все, говорит ап. Павел, были (до крещения) по природе чадами гнева, как и прочие» (Еф. 2:3). Что же произвел в человеке Адамов грех?

Он погубил и душу и тело наше: он сделал нас по природе чадами гнева, мертвыми по преступлениям нашим (Еф. 2:3); Адамов грех сделал нас чрез всю жизнь рабами диавола (Евр. 3:14–15), по воле которого люди жили (Еф. 2:2), ненавидя друг друга (1Ин. 3:8–10); он разлучал нас с Богом, убив в нас веру и любовь к Нему, сделав нас врагами Бога (Рим. 5:10); он явился причиною страданий всего рода человеческого здесь, на земле, и многих там за гробом.

Христос пострадал за всех людей, за грехи всего мира, но спасаются только те, кто очистится от первородного греха, для чего Он и установил крещение, которое «спасает нас воскресением Иисуса Христа» (1Петр. 3:21). А так как и теперь все дети рождаются с первородным грехом, ибо и теперь, вследствие навсегда поврежденной природы своей, все люди умирают (Рим. 6:23), то, чтобы освободить детей от этого всеобщего греха, с которым никто не может войти в царство небесное (Откр. 21:27), необходимо крестить и их, детей, чтобы они «омылись, освятились и оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор. 6:11); иначе они погибнут навсегда для вечной жизни.

I.

1) Сектант (духоборы и молокане): Никакого крещения водою не нужно: под водою в крещении нужно разуметь учение Христа: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во веки, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:13–14).

Объяснения православного: Под водою в приведенном месте должно разуметь благодать Св. Духа, что видно из подобного же места того же евангелиста Иоанна (7:38). Но если под водою в духовном смысле разуметь учение Христа и веру в Него, то отсюда вовсе не будет значить, что не нужно водного крещения: учение и вера – одно дело, а крещение водою совсем другое, почему Спаситель и говорит: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28:19). «Кто будет веровать и крестится, спасен будет» (Мк. 16:16).

Если бы под водою крещения везде должно было разуметь учение, то вышло бы, что Христос никого в иудее не учил, ибо о Нем сказано: «Сам Иисус не крестил, а ученики Его» (Ин.4:2), вышло бы, что и ап. Павел никого не учил, кроме Криспа, Гаия и семьи Стефана, ибо он говорит о себе: «Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия... Крестил я также Стефанов дом, а крестил ли еще кого, не знаю» (1 Kop. 1:14–16). А далее сам св. Апостол отличает крещение от учения: «Ибо Христос, говорит он, послал меня не крестить, а благовествовать» (ст. 17).

2) Сектант: Под водою в крещении разумеется еще и вера: « Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:38. 4:13).

Объяснения православного: Если под водою крещения должно разуметь веру, то зачем Христос кроме веры требует еще и крещение: «кто будет веровать и крестится, спасен будет» (Мк. 16:16). «Евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и Евнух, и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на Евнуха» (Деян. 8:36–39). По толкованию сектантов, выйдет, что Дух Святой сошел на Евнуха после того, как он и Филипп оставили учение и веру во Христа...

Об Иоанне Крестителе читаем: «Выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него в реке Иордане» (Map. 1:4–5). Если под крещением разуметь учение или веру, то неужели вся страна Иудейская и Иерусалимляне учились вере от Иоанна в реке Иордане?

О Спасителе говорится в Евангелии: «И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» (Мф. 3:16). Неужели Христос будучи Богом, учился, а потом прекратил учение или оставил веру в Отца Своего? Ведь так учить, это значит говорить величайшую ересь и богохульство. В следующем же стихе Сам Христос объясняет, что нужно разуметь под словами: «из чрева потекут реки воды живой». Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (ст. 39-й). Об этой живой воде, т. е. о благодати Духа Святого, учил Христос и Самарянку: «Вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14).

3) Сектант: Под крещением нужно разуметь страдания: « Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк. 12:50).

«Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься...» (Мф. 20:22–23).

Объяснения православного: Да, здесь действительно под «крещением» и «чашею» разумеются страдания Христа и Его учеников; но это не значит, что везде в Писании это слово означает страдания или мучения: «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там много было ѳоды: и приходили туда и крестились» (Ин. 3:23).

Если под словом «крещение» везде нужно разуметь страдания и мучения, то выйдет, что Иоанн везде мучил людей: и в пустыне (Map. 1:4), и в Иордане (ст. 5), и в Еноне; выйдет, что и Спаситель мучил людей в Иудее, где Он, сказано, с Апостолами «жил и крестил» (Ин. 3:22) и велел св. Апостолам мучить все народы, когда сказал им: «Идите, научите все народы, крестя их».

Для всякого здравомыслящего понятно, что не везде в Св: Писании под словом «крещение» можно разуметь страдание, или мучение.

4) Сектант (молокане, духоборы и «духовные христиане»): Для очищения от Адамова греха не нужно никакого крещения: «Если мы ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (Ин. 1:7. Евр. 9:13–14), ибо «мы имеем искупление Кровию Его» (Еф. 1:7. Мф. 26:28).

Объяснения православного: Совершенно справедливо, что Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха, что мы искуплены Кровию Его, но нужно помнить, что мы усваиваем это искупление и получаем очищение от грехов чрез приобщение к благодати Божией, нак об этом говорится и в недочитываемых сектантами словах приводимого ими места из послания к Ефесянам, где читаем, что мы получаем «прощение грехов, по богатству благодати Его» (ст. 7). Все люди искуплены Кровию Христа, но получает прощение грехов только тот, кто соединится с Ним, кто облечется в Него, кто возродится, омоется от них, освятится и оправдается благодатию Св. Духа, для получения которой и установлено Христом таинство св. Крещения: только «во Христа крестившиеся во Христа облеклись» (Гал. 3:27); «мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.., дабы нам не быть уже рабами греху, ибо умерший освободился от греха» (Рим. 6:4–7). Необходимо для прощения грехов получить чрез крещение водою Духа Святаго: «если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9–11),. почему и сказал Христос: «если кто не родится от воды и Духа, то не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).

Уже после совершенного Христом искупления ап. Петр говорит людям: «да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38); уже после страданий Христа за грехи всего мира Ананий говорит ослепшему было Савлу: «встань, крестись и омой грехи свои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22:16), и только о крестившихся, прежде бывших во грехах, св. Апостол говорит, что они «омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор. 6:11), ибо люди, будучи искуплены, омываются от грехов «банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3:5), то есть – Крещением.

5) Сектант: Вся Церковь вообще и каждый член ее в частности может спастись и без крещения – одним слушанием и исполнением слова Божия, как и сказано: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы святить ее банею водною посредством слова» (Еф. 5:25–26), как и Христос сказал: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк. 4:4).

«Постоянно любите друг друга от чистого сердца, говорит Апостол, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленнаго, от слова Божия, живого и пребывающего в век» (1Петр. 1:22–23. Деян. 10:6. Иак. 1:21).

Объяснения православного: В приводимом сектантами месте из послания к Ефесянам говорится о том, что Церковь Христова, т. е. все составляющие ее люди, очищены «банею водною», т. е. св. Крещением; выражение же св. Апостола: «посредством слова» – точнее указывает на то, как совершается св. крещение, какие произносятся во время крещения слова, т. е. указывает на повеление Спасителя крестить уверовавших в Него «во имя Отца и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28:19). Вот посредством какого слова Божия освящаются верующие во время их крещения.

Что касается других приводимых сектантами мест св. Писания, говорящих о том, что люди живы «словом Божиим», что они «возрождены от слова Божия», которое «может спасти души наши», то, конечно, не само по себе чтение или слушание слова Божия спасает человека, оно только рождает в нем веру в учение Господа нашего Иисуса Христа, чего для спасения далеко еще не достаточно, «потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:13); «не всякий, сказал Христос, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небеснаго» (Мф. 7:21). Воля же Отца Небесного, переданная людям чрез Его Сына, есть такая: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28:19); «кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16:16); «если кто не родится от воды и Духа, то не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:5).

Следовательно, учение слова Божия одно («научите»), а крещение («крестя») – другое дело; и исполняющий слово Божие непременно должен родиться от воды и Духа, иначе не войдет в Царство Божие.

6) Сектант (молокане, духоборы и «духовные христиане»): Водное крещение бесполезно, нужно духовно креститься, т. е. перестать грешить: «Хотя бы я омылся снежною водою и совершенно очистил руки мои, то и тогда Ты погрузишь меня в грязь, и возгнушаются мною одежды мои» (Иов. 9:30–31).

Объяснения православного: В обоих приводимых местах из книги Иова и пророка Иеремии высказывается сознание ветхозаветных людей, что они, как бы ни раскаивались в своих грехах, не могут совершенно очиститься от них, «ибо, говорить Иов Богу, нет между нами посредника» (Иов. 9:33). В Новом же Завете такой Посредник явился в лице Мессии Христа, «предавшего Себя за грехи всех» (1Тим. 2:5–6) и установившего для омытия грехов св. таинство водного Крещения (Деян. 2:38. 22:16), без которого никто не наследует вечной жизни (Мк. 16:16. Ин. 3:5).

«Что есть Крещение Христово? говорит блаженный Августин? Купель воды с произнесением слов; отнимите воду – нет крещения, отнимите слова – нет крещения».

7) Сектант (молокане и духоборы): Энох без обрезания и без крещения взят на небо, значит можно и нам без крещения спастить» (Быт. 5:24. Сир. 44:15).

Объяснения православного: На это нужно, во-первых, ответить, что когда жил Энох, тогда еще не было ни обрезания, ни крещения, почему он спасся одною верою в Бога (Евр. 11:5). Когда же Бог установил для ветхозаветных людей обрезание, а для новозаветных – крещение, то как без обрезания нельзя было в Ветхом Завете спастись (Быт. 17:9–14), так без крещения в Новом (Ин. 3:5).

Во-вторых, Энох пред кончиною мира явится опять на землю вместе с Илиею (Мал. 4:5), и оба они снова умрут, приняв за имя Христово крещение кровию, чтобы потом воскреснуть уже для вечной жизни (Откр. 11:3–12).

В-третьих, ссылаться на пример Эноха сектанты могли бы только тогда, если бы они за свою веру и жизнь живыми брались на небо, но ведь этого ни с кем из них еще не случилось и, конечно, никогда не случится.

8) Сектант (говорят так скопцы): Истинное крещение – это не водное крещение, а огненное, т. е. оскопление: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь его: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11).

Объяснения православного: Это изуверное учение ясно и решительно опровергается самим Св. Писанием, которое относит эти элова к сошествию Св. Духа на Апостолов в день Пятидесятницы в виде огненных языков: «И явились им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго» (Деян. 2:1–4). Так понимает слова Христа о крещении огнем и апостол Петр: «Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым» (Деян. 11:16).

9) Сектант (говорят хлысты): Под водою в крещении нужно разуметь благодать Св. Духа: кто получил Св. Духа, тот и крестился; «кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Heгo» (Ин. 7:38–39).

Объяснения православного: Да, здесь образно или приточно, Христос называет благодать Св. Духа водою. Но мы знаем из Писания, что люди и после того, как получали благодать Св. Духа, все-таки должны были креститься в воде для прощения грехов.

Христос не учил, что достаточно родиться только от Духа, а «от воды и Духа» (Ин. 3:5). Значит, вода – одно, а получение Св. Духа – другое. Так и ап. Петр учил: «покайтесь, говорил он, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38).

«Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех слушавших слово... тогда Петр сказал, кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа ? «И велел им креститься во имя Иисуса Христа» (Деян. 10:44–48).

Из приведенных мест Св. Писания ясно видно, что человеку нужно «родиться от воды и Духа»то есть принять водное крещение «во имя Иисуса Христа для прощения грехов» и потом уже получить благодать Св. Духа.

10) Сектант (так говорят «евангельские христиане» и баптисты): Крестить детей нельзя, ибо раньше, чем крестить человека, нужно научить его вере, как сказал Спаситель: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19).

Объяснения православного: Прежде всего нужно заметить, что здесь Христос говорит не о детях, а о взрослых, ибо малых детей не научишь вере; затем – не сказал Христос: «научите, а потом уже крестите»а сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Не сказал Христос: «сперва научите все народы, а потом крестите», а сказал: «научите все народы..., крестя их..., уча их...». Слова: «крестя», «уча», поставленные с словом научите, как это известно и хорошо грамотным школьникам, показывают на одновременность обозначаемых ими действий, то есть Христос говорит, чтобы Апостолы даже взрослых разом, одновременно учили и крестили, не ожидая, пока они подробно изучат все учение Христово. Корнилий сотник и темничный страж, конечно, не успели всему научиться, а были крещены (Деян. 10:44–48. 16:30–33). Следовательно, это место Писания говорит не в пользу сектантов.

11) Сектант: Нужно сперва уверовать, а потом уже креститься: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16:16).

Объяснения православного: И эти слова Христа, по вышеуказанной причине, относятся не к детям, а к взрослым. Если же толковать это место Писания по-сектантски, то выйдет, что и дети сектантов, как не имеющие еще веры, погибнут, ибо сказано: «кто не будет веровать, осужден будет».

12) Сектант: Прежде чем креститься, нужно покаяться в грехах; дети сделать этого не могут, следовательно, нельзя их и крестить: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите Дар Святаго Духа» (Деян. 2:38).

Объяснения православного: Это место св. Писания объясняется следующим же после него стихом: «ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (ст. 39). Из этого стиха очень ясно видно, что обетование о получении спасения чрез крещение принадлежит не только одним взрослым, а и детям, для которых принесение покаяния пред крещением совершенно излишне, ибо им, как не имеющим никаких личных грехов, решительно не в чем и каяться.

13) Сектант: Нужно сперва обещать Богу добрую совесть, а потом уже креститься: «Крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1Пет. 3:21). Дети обещания такого дать не могут, поэтому и крестить их нельзя.

Объяснения православного: О крещении детей здесь не говорится ни слова, а говорится вот о чем. Среди первых христиан были и такие, которые думали, что крещение– это простой христианский обряд омовения, как, например, обряд омовения рук у евреев. Апостол и говорит, что «крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа».

14) Сектант: Крестить детей излишне, ибо Христос сказал о детях, что они и так спасутся: «ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14).

Объяснения православного: Прежде всего нужно сказать, что здесь Спаситель ставит детей в пример за их простоту и незлобие, говоря, что «таковых», то есть таких незлобивых людей, как дети, есть Царство Небесное. Значит, здесь речь не столько о детях, сколько о взрослых. А затем здесь самое главное это то, что к Спасителю приносили детей иудейских (см. 1 ст. 19 гл.), которые, по ветхозаветному закону, были обрезаны и потому, действительно, могли спастись по вере в грядущего Мессию, как спасались и все ветхозаветные люди; дети же сектантов и не обрезаны и не крещены, подобно детям язычников; на таких детях остается прародительский грех, они не очистились от него в крещении, а слово Божие так говорит о Царстве Небесном: «и не войдет в него ничто нечистое» (Откр. 21:27). Не войдут, следовательно, в царство Божие и неочищенные крещением дети сектантов.

15) Сектант: Крестить детей не нужно, ибо они, как происходящие от родителей верующих, и так святы: « Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе, дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1 Корин. 7:14).

Объяснения православного: Слово «святой» не значит «безгрешный», а значит «избранный» и «освященный» Господом. Так, например, Моисей называет Еврейский народ «святым» и в то же время называет его «жестоковыйным», «строптивым», «глупым», «развращенным» и «несмысленным». «Ты народ святый у Господа Бога твоего, говорит Моисей об Израиле, тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор. 7:6). А несколько далее говорит: «Знай (ныне), что не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе, овладеть сей доброю землею, – ибо ты народ жестоковыйный» (Вт.9:6). Или: «Они (Израильтяне) развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный. Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? » (Вт. 32:5–6).

Также и ап. Павел в первой главе своего первого послания к Коринфянам называет всех их «призванными, святыми» (2 ст.), а в пятой и шестой главах называет Коринфян великими грешниками, у которых существовали тяжбы брата с братом (6:6), присвоение чужой собственности (6:7–8) и появилось «такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, – что некто вместо жены имеет жену отца своего». «И вы, говорит «святым» Коринфянам Апостол, возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать» (5:1–2). Св. Апостолы даже себя называли грешниками (1Ин. 1:8. Иак. 3:2).

Теперь ясно, что «святым» в новозаветном Писании называется прежде всего тот, кто «освящен во Христе Иисусе» в св. Крещении (1 Kop. 1:2), кто облекся во Христе в Крещении. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27); кто соединен со Христом в Крещении: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6:3. 5); «святым», наконец, может быть назван лишь тот, кто освящен и «спасен банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3:5), то есть Крещением, – кто в крещении «омылся, освятился и оправдался» (1Кор. 6:11).

Отсюда понятно, что дети коринфских родителей, из которых один верующий, а другой неверующий, называются «святыми» потому именно, что, благодаря верующему родителю, они были крещены, ибо нигде в Писании некрещенные не называются, да и не могут называтъся «святыми». Поэтому и сектантские дети, неомытые в крещении от первородного греха, не святы, а грешны и нечисты»ибо во Христа они не «облеклись» в крещении, не «соединились» с Ним, не «омылись»не «освятились», и не «оправдались»они все равно, что некрещенные дети язычников, пребывающие в рабстве диавола и первородного греха.

16) Сектант: Крестить детей не нужно, если родители крещены, ибо от таких родителей дети рождаются без Адамова греха: «Если начаток свят , то и целое, и если корень свят, то и ветви» (Рим. 11:16): «не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7:18).

Объяснения православного: Из всей 11-ой главы послания к Римлянам видно, что под «начатком» и «корнем» разумеются не крещенные христиане, а святые ветхозаветные патриархи, сохранившие истинную веру в Бога, от которых «некоторые из ветвей (т. е. язычники) отломились» (ст. 17). А под «деревом добрым» разумеется всякий истинный христианин, а не тот лишь, кто имеет детей; как и под «добрыми плодами» разумеются не дети крещенных христиан, а добрые их дела. Жизнь сама показывает, что у добрых родителей-христиан часто бывают дети хуже язычников. Для детей, рождающихся от крещенных и не крещенных родителей – один и тот же закон: все дети рождаются с Адамовым грехом, поэтому все в свое время и умирают, ибо «грехом смерть вошла» в мир (Рим. 5:12). Следовательно, если бы от крещенных родителей рождались дети без Адамова греха, то они никогда бы и не умирали. Но как «смерть царствовала от Адама и до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама» (Рим. 5:14), так и теперь она царствует над всеми рождающимися от не крещенных родителей, ибо «как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем (в Адаме) все согрешили» (ст. 12). И от этого Адамова греха каждого избавляет одно лишь крещение, почему и сказал Христос о всех рождающихся от крещенных и не крещенных родителей: «если кто не родится от воды и Духа, то не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).

II. Вопроcы и ответы православного

1) Могут ли дети без сознательной веры получить благодать Святого Духа и освятиться от Него?

Могут, и даже в утробе матери своей. Так Господь говорит Иеремии: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя, пророком для народов поставил тебя» (Иер. 1:5. См. еще: Суд. 13:4–7).

Об Иоанне Крестителе в Евангелии читаем: «Он будет велик пред Господом, не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» (Лк. 1:15).

При встрече с Богоматерью праведная Елисавета говорит ей: «Когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем» (Лк. 1:15 и 44).

Еще о детях читаем в Евангелии: «Видевши же первосвященники и книжники чудеса, которыя Он сотворил, и детей восклицающих в храме и говорящих: осана Сыну Давидову! вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Пс. 8:3. Мф. 21:15–16).

Мы уже раньше видели, как ко Христу приносили детей, и Он благословлял их (Мф. 19:15), возлагая на них пречистые Свои руки. Значит, дети способны были получить Христово благословение, хотя еще не имели полноты веры, как говорит и псалмопевец: «Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей. На тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты Бог мой» (Пс.21:10–11).

Итак, мы видим, что благодать Божия еще во чреве матери «освящает» пророка Иеремию, еще во чреве матери «исполняет» Духом Святым и радостию Иоанна Крестителя, и еще грудных детей научает приветствовать Спасителя. Значит, дети могут получать дары Св. Духа в самом раннем возрасте, а потому могут и должны получать дар Св. Духа в св. Крещении, ибо хотя в пророческом служении и таинстве крещения «дары различны, но Дух один и тот же» (1Кор. 12:4).

2) Могут ли неимеющие веры дети получить в Крещении прощение грехов по вере их родителей и восприемников?

Без всякого сомнения, могут! В св. Евангелии есть много примеров, как по вере одних получали благодать исцеления другие: так, например, по вере сотника выздоровел жестоко больной слуга его (Мф. 8:5–13); по вере матери-хананеянки (язычницы) выздоровела бесноватая дочь ее (Мф. 15:22–28); по вере отца исцелился бесноватый сын его (Мф. 17:15–18); по вере принесших расслабленного он не только исцелился, но и получил прощение грехов. Об этом св. Матфей так повествует: «И вот, принесли к Нему разслабленнаго, положенного на постели. И видя Иисус веру их (то есть принесших), сказал разслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:1–2. Map. 2:5).

Следовательно, и по вере родителей, восприемников и священнослужителей, совершающих крещение, дети могут получить прощение прародительского греха. В этом случае восприемники, или кумовья, то же, что и приносившие детей ко Христу, по вере которых Он обнял детей, «возложил руки на них и благословил их» (Map. 10:13 и 16).

3) Откуда еще видно, что можно и детей крестить?

Крещение заменило собою обрезание, как учит Ап. Павел: «В Нем (во Христе) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2:11–13). А обрезание совершалось над детьми (Быт. 17:10–14. Лк. 2:21); следовательно, над детьми же должно совершаться и крещение.

4) Обетование, или обещание, о крещении дано только взрослым или и детям?

Да, – и детям; почему и их должно крестить: «Покайтесь, говорил апостол Петр, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа, ибо вам, поясняет Апостол, принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2:38–39). Здесь Апостол уже прямо и ясно велит крестить и детей, ибо и им дано обетование о спасении (Иер. 31:34).

5) Откуда особенно ясно видно, что нужно и детей крестить?

Из слов Самого Христа Спасителя, сказанных Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, то не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Здесь Христос не делает исключения ни старому ни малому, а говорит для всех ясно, что кто не родится от воды и Духа, то есть, не примет св. Крещения, не может войти в Царство Божие; почему необходимо крестить и детей.

6) Облечены ли дети сектантов во Христа?

Нет! Только «во Христа крестившиеся во Христа облеклись» (Гал. 3:27); а они не крещены, следовательно, не облечены в Него и потому они не Его дети.

7) Соединены ли со Христом некрещенные дети сектантов и воскреснут ли они для вечной жизни с Ним?

Нет! «Крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились, и будучи соединены с Ним подобием смерти, должны быть соединены с Ним и подобием воскресения» (Рим. 6:5), а дети сектантов не соединены со Христом в крещении и для вечной с Ним жизни не воскреснут; они духовно мертвые.

8) Омылись ли дети сектантов от первородного греха, освятились ли Духом Божиим , оправдались ли пред Богом? «Спасены ли банею возрождения и обновления Святым Духом»?

Нет! Только крестившиеся «омылись, освятились и оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор. 6:11. Деян. 2:38 и 22:16), а они не крещены, они, несчастные, остаются во власти диавола, греха и духовной смерти, ибо Христос спасает людей «банею возрождения (т. е. Крещением) и обновления Святым Духом» (Тит. 3:5).

9) Чему уподобляет Христос тех, кто не родился в святом Крещении?

Уподобляет плоти: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:6). Дети сектантов рождены только по плоти и не рождены от воды и Духа: значит, они – плоть.

10) Какая ждет участь некрещенных?

«Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).

«Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1Кор. 15:50).

11) Какая участь ждет родителей, препятствующих детям приходить ко Христу чрез Крещение и тем губящих их души?

«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19:14).

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф. 23:13).

О таинствах св. Крещения учили многие св. отцы и учители Церкви. 1) Апостол Варнава так учит о таинстве св. Крещения: «Мы сходим (т. е. погружаемся) в воду (крещения) полные грехов и нечистоты, а выходим из нея с приобретением: со страхом в сердце и с надеждою на Иисуса в духе; получая же отпущение грехов и надежду на имя Господне, мы соделываемся новыми, совершенно вновь созданными, так что имеем младенческую душу, как возсозданные духовно».

2) Св. Ерм пишет о таинстве св. Крещения: «человек до принятия имени Сына Божия мертв; но как скоро примет эту печать, он отметает .мертвость и воспринимает жизнь. Печать же эта есть вода; в нее сходят люди мертвыми, а выходят из нея живыми» Ириней.

3) Тертуллиан следующими словами утверждает, что крещение должно совершаться чрез троекратное погружение: «Христос по воскресении дал ученикам последнюю Свою заповедь: крестить (вся языки) во Отца, и Сына, и Св. Духа, а не в одного, почему мы и погружаемся (в крещении) не однажды, а трижды, т. е. столько раз, сколько имен и лиц».

4) «Правила Апостольския» так говорят о троекратном погружении в воду крещающегося: «Аще кто епископ или пресвитер совершит не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню, да будет извержен».

5) Св. Кирилл Иерусалимский, говоря о крещении, замечает: «Вы трижды погружались в воду и снова извлекались из воды, сим прознаменуя и давая разуметь тридневное Господне пребывание во гробе ».

6) Св. Василий Великий о том же учит: «Великое таинство крещения совершается тремя погружениями и равными им по числу призываниями, чтобы и образ смерти (Христовой) отпечатлелся в нас, и просветились души крещаемых чрез предание им Боговедения»

7) Cв. Иоанн Златоуст так учит о силе св. крещения: «Всех оно очищает, будет ли кто женоподобный или блудник, или идолослужитель, или другой какой великий грешник, и хотя бы кто совмещал в себе всякое зло человеческое, но, погрузившись в купель вод, выходит из божественных вод чище лучей солнечных. Выходя из сей купели, он не только становится чистым, но святым и праведным, ибо Апостол сказал не только омылись, но: оправдались и освятились (1Кор. 6:11)... Крещение не просто отпускает нам грехи, не просто очищает нас от беззаконий, но так, – как бы вновь родились, ибо оно вновь творит и образует нас».

8) Св. Иоанн Дамаскин по тому же вопросу пишет: «Мы чрез крещение погребаемся с Господом, как говорит божественный Апостол (Рим. 6:4. Кол. 2:12)..., почему в крещении троекратным погружением означается тридневное Господне пребывание во гробе... Какия же должны быть слова призывания, тому Сам Господь научил учеников Своих, сказав: крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28:19).

9) Св Кирилл Иерусалимский о мученическом крещении кровию так учит: «кто не примет крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное, ибо Спаситель, искупляя вселенную крестом и быв пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, дабы одни во времена мира крестились водою, а другие во время гонений крестились собственною кровию». Об этом же учили Евсевий, Василий Великий, Амвросий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие.

О необходимости крещения детей учили очень многие отцы Церкви как-то: Климент Александрийский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Блаженный Августин и другие; но в этом отношении особенно важны для нас свидетельства отцов и учителей первых веков христианства.

1) Св. Дионисий Ареопагит, обращенный в христианство ап. Павлом (Деян. 17:34), в своей книге «О церковной иерархии» о крещении детей и поручении их восприемникам пишет: «Божественным нашим наставникам (т. е. Апостолам) изволися допускать к крещению и младенцев, под тем священным условием, чтобы естественные родители дитяти поручали его кому-либо из верующих, который бы хорошо наставил его в предметах Божественных, и потом заботился о дитяти, как отец, указанный свыше, и как страж его вечного спасения. Этого-то человека, когда он дает обещание руководить отрока к благочестивой жизни, заставляет терарх произносить отречения и священное исповедание… Думаю, что ничего нет странного в том, что младенец допускается до крещения. (Гл. 7, парагр. 11).

2) Св. Иустин Философ, замученный за Христа в 165 г., учил: «Младенцы удостаиваются благ, даруемых чрез крещение, по вере тех, кто приносит сих ко крещению» (Посл. Восточн. Патриархов, член 16).

Св. Ириней, епископ Лионский, замученный в 202 году, в своей книге «Против ересей» (кн. 2-я, гл. 39) пишет: «Христос пришел спасти чрез Себя всех, – всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога: младенцев, детей и отроков, юношей и старцев».

Знаменитый учитель Церкви Ориген, умерший в 270 году, пишет о крещении младенцев следующее: «Церковь получила от Апостолов предание крестить детей»... «Дети крещаются во оставление грехов; каких грехов, или когда они согрешили? Какая может быть у них другая причина крещения, кроме той, о которой мы упомянули: кто родится чистым от нечистаго? ни один (Иов. 14:4). Поскольку же в таинстве крещения омываются нечистоты рождения, то поэтому крещаются и младенцы, ибо если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Догм. Бог. Макария т. 2, стр. 340–342).

3) Св. Григорий Богослов, поучая христианских матерей, так говорит о необходимости крещения детей: «У тебя есть младенец, не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве, и с юных ногтей посвящен Духу. Ты боишься печати по немощи естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила и воспитала для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога».

4) Карфагенский собор (419–426 г.) сделал такое постановление о крещении детей: «Кто отвергает нужду крещения детей, или говорит, что хотя они и крещаются в отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею пакибытия, тот да будет анафема. Ибо реченное Апостолом: единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша, – подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры, и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения».

5) Святые отцы Церкви учили также и о неповторяемости крещения. Св. Златоуст, напр., пишет: «мы спогреблись Христу крещением в смерть; следовательно, как невозможно, чтобы Христос другой раз был распят, так невозможно и в другой раз креститься».

6) Блаженный Феодорит относительно тех, кто второй раз крещается, пишет: «Крайне не возможное дело, говорит Апостол приступившим ко святому крещению, причастившись благодати Духа Божия, приявших прообраз вечных благ, снова приступить и сподобиться другого крещения. Ибо это не иное, что значит, как снова Сына Божия пригвождать ко кресту, и снова наносить поругание, какое Ему нанесено было. Ибо как Он единожды претерпел страдание, так и нам подобает единожды приобщиться ему в страдании; спогребаемся же Ему и совозстаем с Ним чрез крещение, – а потому нам и невозможно снова воспользоваться даром крещения. »

7) Св. Иоанн Дамаскин об этом же учит: «Крещение знаменует смерть Господню, и мы чрез крещение спогребаемся с Господом, так однажды должно и креститься. А потому все те, которые, быв крещены во имя Отца, и Сына, и Св. Духа..., снова перекрещиваются (скажем, как православные, поступающие в сектантство), снова распинают Христа, по словам божественного Апостола» (Евр. 6:4–6).

8) В «Послании Восточных Патриархов» представители всей Восточной Кафолической Церкви так изложили учение о св. крещении: «Веруем, что святое крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо, ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царство Божие (Ин. 3:5). Посему оно нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху и без крещения не могут получить отпущения сего греха... Нельзя говорить, что крещение не разрешает от всех прежних грехов, но что они хотя и остаются, однако же не имеют уже силы. Учить таким образом есть крайнее нечестие, есть опровержение веры, а не исповедание ее. Напротив, всякий грех, существующий или существовавший прежде крещения, уничтожается и считается как бы не существующим или никогда не существовавшим». 10

III.

1) Первородный грех и грехом смерть вошли во всех человеков: Иов. 14:4. Пс. 50:7. Рим. 5:12, 17–19. Еф. 2:3.

2) От этого греха спасает св. Крещение: 1Петр. 3:21. Гал. 3:27. Рим. 6:5. 1Кор. 6:11. Деян. 2:38 и 22:16. Тит. 3:5, которое должно быть водное: Ин. 3:5. Деян. 8:38–39 и 10:47.

3) Некрещенный человек не может войти в Царство Божие: Ин. 3:5. 1Кор. 15:50. Откр. 21:27.

4) Поэтому нужно и детей крестить: Ин. 3:5. Деян. 2:38–39.

5) Дети и без веры могут получить освящение от Бога и благодать Св. Духа: Иер. 1:5. Суд. 13:4–7. Лк. 1:15. Мф. 21:15–16. Пс. 21:10–11. Мф. 19:15.

6) Дети крещаются по вере родителей, восприемников и совершителей крещения: Мф. 8:5–13. 15:22–28. 17:15–18. 9:1–2.

7) Крещение заменило обрезаше, совершавшееся над детъми: Быт. 17:10–14. Лк. 2:21 и Кол. 2:11–13.

8) Обетование о Крещении дано и детям: Деян. 2:38–39.

9) Главные основания для крещения детей: Ин. 3:5. Деян. 2:38–39.

10) Некрещенные дети сектантов не войдут в Царство Божие еще и потому, что они не облеклись во Христа: Гал. 3:27, не соединены с Ним: Рим. 6:5, не омылись, не освятились, не оправдались: 1Кор. 6:11, они не рождены в бане возрождения от Духа Святаго: Тит. 3:5, поэтому они – плоть и кровь: Ин. 3:6, которые Царства Божия не наследуют: 1Кор. 15:50.

11) Горе сектантам, препятствующим их детям приходить чрез св. Крещение ко Христу: Мф. 19:14 и 23:13.

* * *

10

Свидетельства о Крещении отцов Церкви взяты из книги Еп.Сильвестра: «Опыт Догм. Богосл.» т. IV.


Источник: Сборник 17-ти главнейших противосектантских бесед / М.А. Кальнев. - Одесса : тип. Епарх. дома, 1913. - [2], 381 с.

Комментарии для сайта Cackle