Поучение в неделю по Воздвижении
Кая польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою (Марк. 8:36).
Вот Господни слова, которые мы слышали в нынешнем Евангелии. Сими словами Господь научает нас, что спасение души для Бога и для нас дороже всякого земного сокровища, и что если мы погубим душу свою на веки, то ничто земное не принесет нам пользы. А потому о душе своей всего более и должны мы заботиться.
Конечно, Господь не запрещает нам заботиться и о земном. Он приказал нам трудиться, в поте лица есть хлеб (Быт. 3:19). Но ничто земное, как бы оно ни было дорого, не может сравниться с нашею душою и теми сокровищами, которые приготовил для нее Господь. Душа наша создана по образу и по подобию Божию и никогда не умирает: она должна жить вечною жизнью. Для искупления души нашей Господь приходил на землю, и своими крестными страданиями и смертью приготовил ей пресветлый рай на небесах и сокровища нетленные. Сих-то сокровищ, столь дорогих для нашей души, всего более и должны мы достигать, пока живем на земле. А достигаются они святою верою в Бога и добрыми делами. И если мы прежде всего и более всего будем заботиться о своей душе, то она будет сиять пред Богом и ангелами Господнею благодатью и несомненно войдет в небесное царство и там будет сиять вечно, как солнце.
Посмотрим теперь и на блага земные, каковы они? Всякое земное благо, как бы оно ни было дорого, непременно разрушится и уничтожится. Да, други мои, и дома наши, и всякие одежды наши, и все что мы имеем, при наших же глазах обветшавает, разрушается и уничтожается. Самые царские дворцы и всякие дорогие царские сокровища обветшавают и уничтожаются. Какого богатства не было у Израильского царя Соломона? Какою славою не превозносили его народы? Он был богаче, мудрее и славнее всех земных царей. Нам, конечно, никогда не нажить такого богатства, какое имел Соломон. И если собрать богатство со всего нашего села и из других сел, то оно будет значить пред Соломоновым богатством ничто иное, как капля. И что же этот Соломон? Все свое богатство, славу и величие земное назвал он лишь одною суетою. А суета – что за радость для души? Посему-то и Господне писание научает нас, чтобы мы ни к чему земному не прилагали своего сердца и не погубляли своей души. А душу свою легко можно погубить. Стоит только потерять Божий страх, предаться мирской суете и худым делам и никогда не каяться, и душа наша погибла.
А мы, други мои, о чем всего более заботимся? О земных ли благах, или о вечном спасении души? Нужно сказать истину, что мы то и дело думаем и хлопочем о том, как бы напитать и одеть грешное свое тело, как бы пожить на земле в довольстве и радости. Земледелец дни и ночи думает о том, как бы побольше уродилось хлеба на его поле; торговец и ремесленник хлопочет о том, как бы заработать лишнюю копейку и порадоваться своими заработками. Бедняк день и ночь думает о том, как бы освободиться от бедности; человек зажиточный стремится к большому, и когда встретит неудачу, или потеряет что-либо из своего имения, то нередко скорбит и досадует и даже плачет. Но как заботимся мы о своей душе? Живя в суетах мирских, мы то и дело, что грешим и грехами своими убиваем свою душу. Душа остается без Господней благодати, без добрых дел, недостойною пред Богом и Ангелами, а мы почти никогда об ней не пожалеем и не поскорбим о своих грехах.
Но, братие мои! Если душа наша бедна добрыми делами и живет во грехах, то, говорю, она погибнет. За свои грехи она пойдет в кромешный ад, и тогда ничто земное не поможет нам и из ада не выведет нас. В Евангелии говорится об одном богатом человеке, который, живя на земле, хорошо одевался, вкусно ел и всегда жил весело. Но как он жил во грехах, был беден добрыми делами и ничего не приобрел для своей души, то по смерти своей наследовал кромешный ад. И осталось все его богатство, все нарядные одежды и украшения, прошли все земные его радости, и настали для него только адские мучения.
Для пользы своих душ посмотрим теперь, братие, и на то, как смотрели на сокровища земные истинные христиане, достигающие небесного царства, и как дорожили они своею душою. Своей души и вечного царствия они не хотели променять ни за какое земное сокровище, и готовы были идти на мучения и на самую смерть. В житиях святых много есть на это примеров, но я укажу на св. мученика Гордия. Когда нечестивый князь-мучитель своею яростью и мучениями не мог отвратить св. Гордия от веры Христовой, то он стал прельщать его словами; много давал ему даров, но еще больше обещал от царя. «Царь, сказал он, даст тебе славнейшее между воинами место, многие имения, богатства и славу, все, что ты захочешь.“ Но св. Гордий, слыша такие обещания, посмеялся его безумию, говоря: «разве ты можешь дать мне что-либо такое, которое могло бы быть лучше небесного царства?“ Тогда нечестивый князь, пылая гневом, приказал св. Гордия посечь мечем (Чет.-Мин. 3 января).
Братие христиане! Не будем и мы менять своей души и сокровищ небесных на вещи земные и тленные, особливо же достигать их воровством, обманом и всякими неправдами. Заботясь о благах земных, насколько это не противно закону Господнему и не вредит нашей душе, будем прежде всего и более всего заботиться о вечном спасении своей души. Тогда, за добрые дела наши, Господь будет благословлять нас и благами земными, добрым здоровьем, а что всего дороже, наградит нас спасением вечным и сокровищами небесными. Аминь.