Источник

История Церкви допотопной

I. Сотворение

1. Сотворение мира

Мир, в котором мы живем и к которому принадлежим сами, состоит из существ, появившихся в известное время и имеющих определенное продолжение: это значит, что и весь он, в целом своем составе, когда-то не существовал. Действительно, к бытию возвал его Бог. (Быт.1:1–2; Вас. Вел. на шестоднев. Бес. I. Диоп. Ареон. Неб. Иер. гл. 6 и 7).

В самом начале Бог произвел из ничего (а) мiр духовный, небесный, невидимый и мир вещественный, земной, видимый а). (Евр.11:3, Рим. 4:17. Сн. 2Макк. 7:28).

В мире духовном создан мысленный свет, свойственный блаженству тех, которых возлюбит Бог; из небытия в бытие произведены разумные и невидимые телесными очами существа, и сотворено все украшение мысленных творений. Бестелесные разумные существа, смотря по степени приближения своего к Богу, составили высшие, средние и низшие чины. К высшему порядку принадлежат пламенеющие, дышащие огнем Серафимы, многосведущие Херувимы, и Престолы; к среднему – Господства, Силы и Власти, к низшему – Начальства, Архангелы и Ангелы. Из бесчисленного множества этих бесплотных духов семь непосредственно предстоят престолу Божию или невозбранно входят пред Славу Святого, это: Михаил, Гавриил, Рафаил и другие.

Судьбы духовного мира от нас утаены. Одно событие открыто. Некто Светоносец, сиявший в лике ангелов, как денница среди звезд, прежде чем чистая любовь к Богу всецело и неотъемлемо проникла существо его, уже восчувствовал, что у него есть ведение, которое беспрестанно растет и расширяется, и как бы дает ему заметить его превосходство: тогда он возмечтал быть равным Богу Всевышнему и не захотел быть послушным воле Творца своего. Вслед за тем, благость Творца оставила его, и он не удержался в своем чине: из духа чистого, светлого стал нечистым, темным. Как противник Богу, он назван сатаною; как порицатель всякого добра, который любит ложь и чернит все, что любезно Богу, назван клеветником, диаволом. Пример его непослушания Богу распространился и на других духов: он увлек их с неба за собою. Необъятная гордость, которая не допускала и тени смирения и не давала места раскаянию, затворила для них навсегда горнюю обитель света: низринутые в бездну, в вечных узах мрака, они соблюдаются на суд предопределенного великого дня.

Все видимое, из чего состоит мир вещественный, по первоначальном своем сотворении, не имело в себе ничего определенного: это было что-то безграничное, как бездна,– без прочных оснований, без уставившихся образов, как воды; нечто такое, чего нельзя созерцать и о чем нельзя ничего сказать положительного. Между тем Дух Божий носился над этим составом вещественного мира и вливал в него живоносную силу.

Быт. 1:3–25, 27, 31; 2:1–8

Действительное устройство миру Бог сообщил посредством Своего Слова.

Бог сказал: «да будет свет!» И стал свет. Бог отделил свет от тьмы; присутствие света назвал днем, а тьму – ночью. Этим наименованием дня и ночи Он положил начало времени, которым измеряется бытие земного мира и продолжение всех существ, находящихся в нем. Когда свет совершил свое первое срочное движение, – определились: вечер, утро и день.

Во второй день Бог сказал: «да будет твердь посреди вод, и да отделяет она воды от вод!» Тогда в новосозданной бездне бытия, или так называемых первоначальных водах, произошло разделение. Образовались открытые пространства, доступные свету. Они отделили темные массы вещества, из которых образовались огромные тела, в бесчисленном множестве рассеянные в неизмеримой области мироздания. Все эти мировые тела, в том числе и наш земной шар, твердо удержаны в своих Постоянных пределах силою, заключенною в тех пространствах; оттого совокупность их означена наименованием тверди. И назвал Бог твердь небом.

В третий день Бог сказал: «да соберутся воды под небесами в одно место, и да явится суша!» Так и стало: выдвинулся материк; воды втекли в углубления; океан опоясал шар земной. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод – морем. Потом оказал Бог: – «да произрастит земля зелень, траву с семенем и дерева с плодами, в которых заключалось бы семя для продолжения их рода на земле!» – Земля произвела и зелень, и траву, и дерева.

В четвертый день Бог оказал: «да будут светила на тверди небесной, чтоб отделять день от ночи, быть знамениями, определять времена, дни и годы, и да освещают они землю с тверди небесной! » И поставил Бог на тверди небесной солнце для освещения дня, месяц для сияния в ночи, и звезды.

В пятый день Бог сказал: «да породят воды пресмыкающиеся, существа живые, и птицы да полетят над землею по тверди небесной!» Тогда воды наполнились морскими чудовищами, рыбами и животными земноводными; в воздухе появились пернатые птицы. И благословил Бог все эти животные твари способностью размножаться.

В шестой день Бог сказал: «да произведет земля животных со способностью размножать свой род, скот, гадов и зверей земных!» Когда появились живые существа на суше, Бог сотворил и человека, мужской пол и женский.

Таким образом, в шесть дней совершены были небеса и земля, и все, что наполняет и украшает их. И воззрел Бог на все, что он создал: нашел все прекрасным. Единственными свидетелями устройства видимого мира были ангелы. Пораженные величием и красотою творения, они пели в горних селениях хвалебные песни Творцу и Богу1.

В седьмой день не было новых дел творения. Бог почил и благословил седьмой день, то есть, усвоил ему нечто радостное. Он предназначил разумным тварям освящать этот день воспоминаниями о благодеяниях Божиих и славословиями Творцу мира и Промыслителю.

2. Сотворение человека

Быт. 1:26, 2:7

Человека сотворил Бог не просто, как прочие твари видимого мира, единым повелением. Прежде был совет между Отцом, Сыном и Духом Божиим. Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествует он над рыбами морскими, над птицами небесными, над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». Потом образовал Бог состав человеческого тела из персти земной; наконец, вдунул в ноздри его дыхание жизни. И человек стал живым, одушевленным существом.

Совет Божий о человеке показывает, что он предопределяется к особенной, высшей цели, к достижению которой будет способствовать ему, несмотря на препятствия, имеющие встретиться в ограниченном существе его, и всемогущество Отца, и любовь Сына, и совершенствующая сила Духа. Цель его – уподобляться Богу непоколебимою верностью истине, неиссякающей любовью к добру и невозмущаемым блаженством: для этого душа, введенная в тело его чрез вдуновение Божие, получила, подобные Божественным, силы чистого ума, святой воли и светлого, добротолюбивого чувства. Душа присутствует во всем теле и управляет своим малым миром. Но она не составляет с телом одного нераздельного бытия: она отлична от тела, как и Бог отличен от управляемого Им мира; она, подобно Богу, есть дух и бессмертна.

Быт. 3:4–6; 8–17

Создавши человека, Бог ввел его в рай. Это был прекрасный сад в Едеме, на востоке. Он находился в той части Азии, которая орошается реками Тигром и Евфратом. В этой стороне, изобилующей дарами природы, богатой золотом, жемчугом и драгоценными камнями, при самом начале, когда еще ни дожди, ни росы не развили во всей красе растительности на других местах, Бог, особенным действием Своей творческой силы, произрастил из земли всякое дерево, приятное для взора и вкусное для пищи; посреди же сада древо жизни и древо познания добра и зла. Древо жизни было самое лучшее для пищи, потому что оно доставляло человеку возможность жить вечно и по телу. Древо познания добра и зла отличалось пред прочими своим прекрасным видом. Бог повелел человеку возделывать и хранить рай и, между прочим, дал такую заповедь: «ешь плоды со всякого дерева в этом саду, но плодов с древа познания добра и зла не ешь; потому что, как только вкусишь их, неизбежно умрешь».

Быт. 2:18–24; 1:28–30

Как к царю, созданному владычествовать над всеми живыми творениями земли, Бог привел к нему всех зверей и всех птиц, чтобы он осмотрел их и, в знак власти над ними, нарек им имена. Человек дал имена, вполне выражающие существенные свойства их. Без сомнения, каждое живое творение подавало человеку повод дивиться премудрости и благости Создателя, но человек не находил между ними ни одного, которому бы мог передать свои чувства. Имена, которые усвоил он животным, были ничто иное, как его мысли об них; выражая их членораздельными звуками, он полагал основание языку, как средству сообщать свои мысли другим; но ни одно из животных не обнаружило, что разумеет его язык; потому что ни одно не было одарено способностью разумных понятий. Человек почувствовал, что ему недостает собеседника, который был бы одарен одинаковыми с ним способностями души. Это чувство могло родить скуку, а она отравила бы его блаженство. Тогда Бог сказал: «не хорошо человеку оставаться одному; сотворю ему помощника такого, как и он». После этого навел Бог на человека крепкий сон; и во время сна вынул у него одно ребро; из этого ребра создал жену и привел ее к человеку. Когда человек увидел ее, сказал: «Вот это (точно, как я), – кость из костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться (замужнею) женою, потому что взята из мужа». Таким образом, внутреннее чувство сострастия сказало ему о происхождении ее из его собственного существа.

И Бог определил обоим жить в самом тесном союзе, который называется браком или супружеством. По намерению Божию, кто вступает в этот союз, тот, основывая новый дом, покидает отца своего и свою мать, и прилепляется к жене своей, так что оба, по взаимным чувствам любви, составляют одну душу, по своей общей судьбе –одно лицо.

Благословение, данное первой чете, заключалось в следующих словах: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и обладайте ею; владычествуете над рыбами морскими, над птицами небесными и над всяким живым существом, которое движется по земле». И назначил Бог в пищу людям траву с семенем и плоды с дерев, а зверям, птицам и пресмыкающимся – зелень травную.

Быт. 2:25

Таким образом, не было на земле существа выше и совершеннее человека; одно только имя Адам (красный, из красной глины образованный), которым нарек его Бог, напоминало ему, что и он, наряду с подвластными ему существами, есть творение, из одной с ними персти взятое, и что духовные преимущества его суть особенный дар Творца. Это напоминание о происхождении из персти земной должно было предохранять человека от той гордости, которая была причиною падения светоносного ангела. Но ни гордость, ни другие страсти и нехорошие чувства не были знакомы душе первых человеков: и Адам, и жена его были невинны; были оба наги и не стыдились.

II. Падение и воcстановление новых человеков

1. Грех прародителей

Блаженное состояние первых человеков терзало завистию духа тьмы2. Он решился лишить их рая и любви Творца, как сам лишен был неба и отвержен от Бога, и стал наблюдать удобный случай.

Когда Адам показал жене самые достопримечательные произведения рая, то, без сомнения, изъяснял, какой драгоценный дар для них заключался в древе жизни и сообщил заповедь Божию, которая запрещала им вкушать плоды с древа познания добра и зла. Запрещение, наложенное на это красивое дерево, к несчастию, привлекло все внимание жены. Она хотела было приблизить рукою заповедные плоды, чтобы хотя осмотреть их. Адам остановил ее, сказавши: «и не касайся3 ; умрешь!»! Запрещение усилило любопытство. Падший дух зорко следил за этим новым чувством, которое, возникнув в душе жены, оставалось неудовлетворенным и не хотело смириться пред волею Творца Законодателя, при одном намеке на заповедь.

Быт. 3:1–7

Раз жена остановилась одна перед запрещенным деревом. Оно показалось ей таким прекрасным, что в ее душу запало сомнение насчет того, чтобы Творец мог запретить пользоваться его плодами. Тогда падший дух вошел в змея, самое хитрое из живых существ на земле, и оказал жене: «правда ли, что Бог запретил есть плоды с деревьев в саду?» Жена отвечала: «мы можем есть плоды с деревьев в саду» и прибавила: «только насчет плодов с этого дерева, которое посреди сада, сказал Бог: не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы не умереть». Этим она высказала все, что у нее на сердце. Искуситель видел, что она не дорожит более послушанием Богу, Творцу своему, а боится одной смерти. Он сказал жене: «Вовсе не умрете; напротив, знает Бог, что как только вы вкусите плодов с этого дерева, откроются у вас глаза, и вы будете, как настоящие боги, сами знать добро и зло».

Теперь жене более прежнего показалось, что это дерево доставит самую вкусную пищу, что видом своим оно всех прекраснее, что нельзя противиться желанию пользоваться им, когда оно дает знание. После этого, она взяла плодов его и ела; принесла и мужу своему,– ел и он. Тогда, действительно, у них обоих открылись глава, но они не нашли себя преобразившимися в богов, а увидали, что они наги. Это значило, что они ощутили в себе нечто очень нехорошее, чего не знавали в невинном состоянии, и что теперь, пробиваясь наружу, выставляло их нечистыми и жалкими в собственных глазах. Им стыдно было друг друга, и они сшили смоковничные листья, сделали себе опоясания.

2. Объявление наказания за грех и обещание избавителя

Быт. 3:8–13

И вот, с наступлением вечерней прохлады дня, услыхали они, – в саду ходит Господь Бог. Будь они в прежнем невинном состоянии, они устремились бы в сретение своему Отцу. Но теперь страх и смущение овладели ими; они поспешили скрыться между деревьями сада. У них уже затмилось понятие о том, что Бог всеведущ. Чтобы не смутить еще более несчастных, Бог воззвал к Адаму: «где ты?» Адам отозвался: «я услыхал, – Ты ходишь в раю, и испугался; я наг, потому и скрылся». Чтобы расположить человека к искреннему признанию и дать место, хотя какой-нибудь заслуге, Бог, точно как незнающий о совершившемся грехе, продолжал спрашивать его: «кто же указал тебе на это, что ты наг? Уж не вкусил ли ты плодов с дерева, от которого Я запретил тебе есть!» Вместо того, чтобы сознаться и умолять о прощении, Адам стал оправдываться, и некоторым образом взносить жалобу на Самого Творца. «Жена», отвечал он, «которую Ты же мне дал,– она принесла мне плодов с дерева, и я ел». На этот раз Адам забыл, что Бог уже тогда приступил к созданию жены, когда он почувствовал свое одиночество и стал искать себе помощника. Бог обратился к жене и сказал: «ты что это сделала?» И жена сослалась: «змей обольстил меня, и я ела».

Быт. 3:14–19

Теперь Бог является Судиею, и произносит Свой суд на змея обольстителя, на жену и на мужа. Он сказал змею: «за то, что ты это сделал, проклят ты перед всем скотом и перед всеми зверями полевыми! Пресмыкаться будешь на чреве твоем и станешь есть прах во всю жизнь свою. И вражду положу между тобою и между женою, между твоим семенем и ее потомством. Один из ее потомков раздавит у тебя голову; тогда как ты ужалишь Его только в пяту.

Этими словами прокляты и змей – орудие искушения, и диавол-искуситель. Змей естественный поставлен в презрении у человека; хитрость его, всегда направленная во вред, производит в нас не удивление, а отвращение и боязнь. С другой стороны, хотя диавол и многих между людьми увлечет в соблазн, – не смотря на то, в потомстве жены всегда найдутся избранные, которые будут противодействовать распространению греха и делать безуспешными обольщения диавола; а Один из потомков жены, претерпевши страдания по его наветам, отнимет у него всю силу вредить людям, и решительною победою над ним доставят им избавление от всех бед, навлеченных грехом, и от самой смерти.

Жене Господь сказал: «(чтобы ты помнила, какие ужасные бедствия навлекла ты на все потомство свое) с тяжкими болезнями будешь рождать детей; подчинишься мужу своему; и (за то, что взяла верх над ним, когда ввела его в грех, теперь) он будет господствовать над тобою».

Наконец, Адаму сказал: «за то, что ты послушал слов жены своей и ел от дерева, с которого Я запретил тебе есть, проклята земля из-за тебя! Со скорбию будешь питаться от нее всю жизнь свою. Терн и волчец она будет произращать тебе; и (в скудости) ты принужден будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего (начнешь добывать себе, и в изнурении сил твоих) будешь есть хлеб, пока не возвратишься в землю, потому что ты из нее взят. Ты персть,– и в персть возвратишься».

Быт. 3:20–21

После этого праведного осуждения на тяжкие труды и на смерть, Адаму оставалось единственное утешение: ожидать Того Потомка от жены, Который возвратит всем людям жизнь и потерянное блаженство. В этих мыслях он нарек имя жене своей Ева, что значит жизнь, так как от нее, со всеми имеющими жить, должен родиться Податель жизни.

Но одно ожидание лучшей участи было бы бесполезно, если бы с ним не соединялись: смирение в духе, отвращение от греха, который внес смерть, живая вера в силу страданий будущего Избавителя и надежда возвратить себе прежнюю невинность. Чтобы усвоить человеку подобные мысли и внушить спасительные чувствования, Бог научил его закалать в жертву тельцов, овнов и козлов, снимать с них кожи и облекаться ими, а жертву сожигать огнем. Таким образом, вместе с жертвою, получила начало и одежда, которая стала защищать смертное тело человека от перемен воздушных, и вместе напоминала, что прикрыть его греховную наготу могут только заслуги обещанного Искупителя.

3. Изгнание Адама и Евы из рая

Быт. 3:22–24

После осуждения Адам и Ева уже не могли оставаться в раю. Была опасность, чтобы они не вкусили плодов с древа жизни: тогда они остались бы жить вечно. А жизнь без конца с совестью, которая потрясена, со страстями, которые беспрестанно возникают и никогда не удовлетворяются, со скорбию, которая, как неусыпающий червь, точит сердце, – такая жизнь, сама по себе, была бы страшною казнью, вечным мучением. Потому Бог выслал их из сада Едемского, чтобы Адам возделывал землю, из которой взят, и оттуда добывал себе пропитание. А дабы изгнанник опять не проложил себе пути к древу жизни, Бог у сада Едемского поставил Херувимов. И пламенный обращающийся меч преграждал все входы в первое блаженное жилище.

III. Состояние рода человеческого до потопа

1. Первые дети Адама и Евы – Каин и Авель

Быт. 4:1–2

У Адама стали рождаться от Евы дети. Родивши первого сына, Ева подумала, что она уже нашла Того Потомка, от Которого надобно ожидать им избавления, и назвала его: Каин, то есть, приобретение. Но этот сын, вероятно, возрастая, показывал дурные наклонности и причинял много огорчений отцу и матери, потому что другого сына Ева назвала Авелем, то есть суетою, в знак напрасного, обманутого ожидания.

Авель сделался пастырем овец, а Каин занимался земледелием. Без сомнения, оба научены были обязанностям благочестия и обрядам веры.

Быт. 4:3–8

В одно время, случилось каждому из них приносить Богу жертву. Каин принес дар Богу от плодов земли, а Авель – от первородных овнов своего стада. Авель закалял свою жертву с сокрушением сердечным и с верою в будущего Искупителя, а Каин готовил свои плоды с небрежностью, без благоговения, без мысли о Боге – Подателе благ. За то Бог явным знамением (может быть, ниспосланием огня с неба)4 показал Свое благоволение к жертве Авелевой, а на дар Каина не призрел. Каин сильно огорчился. Затаивши зависть к брату, который предпочтен ему, он уже не мог прямо смотреть и потупил лице. Чтобы охранить несчастного от последствий этого страшного недуга, которым до сих пор страдал только сатана, Бог сказал Каину: «Зачем ты огорчился и для чего потупил лице? Когда что делаешь хорошо, тогда ты (смотришь открыто и) поднимаешь голову. Но (вот), когда что сделаешь нехорошо, начнет сторожить тебя грех. Он влечет тебя к себе, но ты преодолей влечение».

Однако же Каин пренебрег Божественным внушением и весь отдался зависти. Раз он увел брата своего Авеля в поле и там, наедине, напал на него и убил его.

Быт. 4:9–16

Каин возвращался, не думая, чтобы кто мог видеть страшное дело его. Видел Бог. Он воззвал к Каину: «где Авель, брат твой?» Братоубийца отвечал: «не знаю! разве я сторож брату моему?» Тогда Господь сказал: «что ты это сделал? Кровь брата твоего возвысила голос от земли, и вопиет ко Мне. Итак, проклят ты от земли, которая, принявши кровь брата твоего от руки твоей, отвергает тебя! Когда ты будешь возделывать ее, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и станешь скитаться по земле». Каин сказал: «наказание мое так велико, что выносить его не станет сил. Впрочем, вот Ты сгоняешь меня с лица земли (где я родился), и оттуда, где бережет людей Твой взор, я скроюсь; буду изгнанником и стану скитаться по земле: тотчас же, кто встретится со мною, убьет меня». Но Господь сказал: «всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро». А чтобы, действительно, кто-нибудь, встретившись с Каином, не убил его и, таким образом, не сократил наказания, определенного ему в страх другим, Бог положил на нем особенный знак. Это было что-нибудь ужасное, что не допускало приближаться к злодею. И пошел Каин из тех мест, где Бог являл Свое присутствие, и где Он беседовал с людьми, как отец в семье своей, и поселился далеко от родных своих.

2. Нечестивое племя Каина

Быт. 4:17–24

Когда Каин сделался родоначальником особенного племени, то передал ему и свое нечестие, и свои пороки. Думали ли потомки его сколько-нибудь о Божием обетовании, об обязанностях веры – неизвестно, но они очень заботились о безопасности, об удобствах и выгодах, о чувственных приятностях и об удовольствиях земной жизни. Еще сам Каин, беспрестанно тревожимый страхом совести, построил город, который и назвал, по имени сына своего, Енохом. Праправнук Еноха, Ламех, первый показал пример многоженства. Он взял за себя двух жен, Аду и Селлу (Циллу). Когда этих женщин стали беспокоить отзывы, в которых сравнивали их мужа с Каином, как нововводителя преступления, дотоле неслыханного,– Ламех успокоил их тем, что он не убил ни одного человека, как Каин, и никакого не сделал зла даже малым детям, за что могли бы подвергнуть опасности жизнь его, и что если за Каина должно быть отмщено всемеро, то за Ламеха семьдесят раз всемеро. Это показывает, что и Ламеха, и его жен не страшил грех, а только личная опасность. От Ады родились: Иавал, изобретатель подвижной или кочевой жизни в шатрах, при стадах своих, и брат его, Иувал, изобретатель музыки и первых орудий ее – гуслей и свирели. От Селлы же родились: Фовел–кузнец, изобретатель искусства производить работы из меди и железа, и сестра его, Ноема, которой приписывают изобретение женских рукоделий, как то: пряденья льна и тканья полотен. А если судить по значению имени ее „прекрасная“, то можно почитать ее изобретательницею и тех женских нарядов, которые придуманы к возвышению природной красоты искусственным образом.

3. Благочестивое племя от Сифа

Быт. 4:25,5:31

Вместо Авеля у Адама родился от Евы третий сын, Сиф (основание), в котором положено было основание новому благочестивому племени, противоположному потомкам Каина. Это благочестивое племя преемственно, после Сифа, составляли, с своими детьми, Патриархи: Енос, Каинам, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех и Ной. Для лучшего сохранения обетования об Избавителе и первых священных постановлений, и для утверждения, посредством примера, благочестивой жизни, Бог благословил их необыкновенным в настоящее время долголетием: жизнь их простиралась до девятисот лет и далее; а в лице Мафусала достигла до девятисот шестидесяти девяти лет.

Быт. 4:26, 5:22–24, 28–29

При сыне Сифа, Еносе, начали отличать благочестивых его потомков от нечестивых потомков Каина именем сынов Божиих 5; потомков же Каина называли сынами человеческими.

Отец Мафусала, Енох, жил на земле менее всех, бывших до него, и многих после него Патриархов. Но он не испытал смерти. Он никогда в жизни не забывал, что Бог знает все мысли и видит все его дела и, сообразно с этих чувством присутствия Божия, располагал все свое поведение. За то Бог взял его с земли и переселил в жилище блаженных духов, не давши коснуться до него тлению.

Сын Мафусала и внук Еноха, Ламех, при усилившемся упадке благочестия и добрых нравов, находил утешение в сыне своем, Ное (утешителе), который не следовал развратным обычаям своего времени, а был верен благочестивым преданиям предков. Отец пророчествовал, что при нем будет покой земле, обремененной проклятием Божиим.

IV. Истребление первого мира потопом

1. Причины истребления первого мира

Быт. 6:1–7

Как ни далеки были, в самом начале, потомки Сифа от потомков Каина, но, впоследствии времени, взаимные сношения образовали между ними тесную связь. Дочери сынов человеческих, посвятивших себя удовольствиям чувственным, тонкостью искусства и заботливостью о своей внешности, старались делать заметною телесную красоту свою. Сыны благочестивого племени, высматривая их, стали вступать с ними в супружеские связи охотнее, чем с богобоязненными и скромными дочерями своего рода. Жены и матери, воспитанные и взросшие среди попечений об удовольствиях чувственности, в забвении всего, что требуется законом чистоты и святости, внесли пренебрежение ко внушениям совести и холодность к вере в домы мужей своих. Родилась и усилилась безнравственность, распространилось нечестие и на лучшей половине рода человеческого. Тогда Господь сказал: «Не вечно этим людям пренебрегать Духа Моего; они заблудились и предались порокам чувственности. Буду ожидать их покаяния еще сто двадцать лет». Между тем стали появляться на земле исполины, а особенно с того времени, как благочестивые потомки Сифа начали вступать в брак с дочерьми нечестивого племени Каинова. Превосходя других ростом, они прославились и своею силою, которую, впрочем, употребляли в обиду и для порабощения себе слабейших. Их дерзость и насилия, которых не могла обуздать никакая власть, произвели страшное расстройство в семейном быту и в общественной жизни.

Когда Бог увидел, что на земле развращение между человеками достигло крайней степени и что предметом мыслей их во всю жизнь только зло, – Он положил истребить с лица земли человеков, а с ними и скот, и гадов, и птиц, сотворенных для пользы человека.

2. Избрание Ноя и приготовление его для сохранения рода человеческого и других живых тварей

Быт. 6:8–22

В это время повсеместного растления нравов оставался непричастным злу богобоязненный Ной. В семействе у него были три сына: Сим, Хам и Иафет. Бог обратился к нему и сказал: «Земля наполнилась злодеяниями от людей, и Я истреблю их с земли. Сделай ты себе ковчег из смолистых дерев, с отделениями (по длине и широте) и осмоли его смолою со внутренней и наружной стороны. Сделай его длиною в триста локтей 6, шириною в пятьдесят, а высотою в тридцать, с отверстием наверху в локоть (шириною, простирающимся во всю длину ковчега), и с дверью сбоку ковчега. Устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. А Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить под небесами всякое существо, в котором есть дыхание. Но с тобою Я поставлю завет Мой: ты войдешь в ковчег, и с тобою сыновья твои, и жены сыновей твоих. Введи также в ковчег животных всех родов: из птиц, из скотов и из всех пресмыкающихся по земле, из каждого рода по паре войдут к тебе, чтобы им остаться в живых с тобою. Запаси у себя всякой пищи, которою бы могли пропитаться и ты, и они». Ной сделал все, что повелел ему Бог.

Быт. 7:4–10

За семь дней до наступления потопа Бог предварил Ноя новым откровением. Он дал ему повеление со всем семейством войти в ковчег, и взять с собою животных, присовокупивши, что чистых жертвенных, из скота – коров, овец и коз, а из птиц –голубей и горлиц надобно взять не по паре, а по семи; и предсказал, что через семь дней начнется дождь, который будет продолжаться сорок дней и сорок ночей. Ной сделал все нужные приготовления.

3. Потоп

Быт. 7:11–24

В семнадцатый день второго лунного месяца, считая с осеннего равноденствия 7, шестисотлетний Ной вошел в ковчег с тремя сыновьями своими, и с ними жена его и жены сыновей его. Особенным действием Промысла Божия собраны были и звери, скот, гады и птицы, и вошли в тот же ковчег. Наконец, Сам Бог затворил за ними дверь. И в тот же день полился на землю дождь, который не прерывался сорок дней и сорок ночей. Между тем и воды бездны морской устремились на сушу. Вода все более и более увеличивалась и подняла ковчег. Наконец, она покрыла самые высокие горы, так что ковчег, погруженный в нее на пятнадцать локтей, то есть, до половины высоты своей, носился беспрепятственно поверх высочайших гор Азии. И лишилось жизни все, что имело движение и дыхание на земле. Поднималась же вода в продолжение пяти месяцев или ровно 150 дней.

4. Прекращение потопа

Быт. 8:1–14

Наконец, в семнадцатый день седьмого месяца 8 Бог навел на землю сильный ветер, который очистил атмосферу от туманов и дождевых туч и двинул воды бездны морской обратно в их ложе, так что ковчег остановился на горах Араратских, в Армении. Воды убывали. В первый день десятого месяца показались верхи гор. Ной выждал сорок дней и, открывши сделанное им окно в ковчеге, выпустил ворона. Ворон, вылетевши, отлетал и прилетал опять наверх ковчега, но в ковчег не возвращался. Спустя семь дней, чтобы лучше узнать, стекла ли вода с земли, Ной выпустил от себя голубя, который, обыкновенно, любит места сухие и не отдаляется от жилища человеческого. Голубь не нашел, где поставить ногу свою, потому что вода была еще по всей земле, и возвратился в ковчег. Прошли другие семь дней, – Ной опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему вечером, неся свежий масличный лист в клюве. Из этого Ной узнал, что и при подошве горы воды убыли, и что из земли начинает пробиваться растительность. Наконец, еще через неделю опять выпустил голубя, но он уже не возвращался. С наступлением нового года, в самый первый день его, Ной, открывши кровлю ковчега, посмотрел и увидел, что воды нет более на земле. Во втором же месяце, в двадцать седьмому дню9, земля осушилась.

* * *

1

Иов.З8:1.

3

Быт. 3:3; См. 2:16.

4

Ефр. Сир. Толков. на кн. Быт. 4, 5.

6

Локоть есть мера от локтя до оконечности среднего пальца. Но у Евреев он состоял не из четырех, а из шести ладоней. На нашу меру в нем 10,5 вершков. Поэтому, ковчег длиною был 66 саж. 1 арш. 14 верш., шириною 10 саж. 2 арш. 13 верш., а высотою 6 саж. 1 арш. 11 верш.

7

По расчислению, приспособленному к Еврейскому тексту Св. Писания, этот день падает на конец ноября нашего Юдианского года.

8

Соответствует концу апреля.

9

То есть, к концу ноября. Итак, потов продолжался на земле ровно год, так называемый солнечный.


Источник: Священная история Ветхого Завета : [С присовокуплением летоисчисления] / Сост. законоучителем Имп. Уч-ща правоведения, доктором богословия Михаилом Богословским. – Изд. 10-е. - Москва : Собств. книжной торговли специально для иногородних А.Я. Панафидина, 1898. - VI, 314, 16 с.

Комментарии для сайта Cackle