Источник

Письмо 281

Твои ложные сомнения решатся противным твоему мнению. Сколько было страхов и подозрений о письмах, и ненадежности о представлении, но всё выходит другое: и поэтому рассмотри своё делание, что ты не полагаешь Бога помощника себе, но уповаешь – на что? Не знаю. Где хочет Бог утешить, там и противные сердца располагает в пользу; а где нет Его благоволения, или требуется наказание, то «и всея твари о сем содействие есть в Его мановении». За таковую немощь надобно себя укорять и впредь научаться подклонять выю свою под крепкую руку Божию, ибо Он, и кажущимися нам противными, производит на пользу. Иосифа братия продали в неволю, – а он сделался повелителем Египта и их прокормитель; тpие отроки, Даниил, и множество многое примеров, как в ветхом так и в новом завете, и в историях найдешь немало примеров дивного промысла Божия о создании Своём; думал ли И...., что от Иосифа и Вениамина потерпит такие неприятности? И воистину жалко, что такая воздвигается крамола. Горе граду, аще юным царем управляем (Эккл.10:16) И ты думала от меня получать только наставления и утешения, а нашла оскорбления от моих писем. Ты находишь себя во всём невинною: так довольно для тебя этого утешения – правая совесть; пусть я буду виноват, но пред тобою оправданий приносить не имею нужды в моих действиях; и подробно изъяснять, или повторять то, о чем я тебе писал, также считаю за излишнее. Тебе есть время писать – пишешь к одному; а у меня 30 и 40 писем со стола не сходят, на которые надобно отвечать, – и не говорю пространно – но хотя бы кратко написать; а иное уже две недели и месяц лежит, а ты хочешь и пространного, и скорого ответа? Время, слабость, нездоровье и слабость глаз не позволяют всего оного исполнять.

О–ина скорбь видно также на пользу, по её устроению, к смирению её. Чудное дело – некоторые желают мантии не для спасения; но для мантии, т. е. для тщеславия, для самолюбия, и потому мантия бывает тяжела и неудобоносима; а когда ожидать оной по воле Божией, то будет спасительна. Труды её не пропадут, когда они по Бозе содеваются; содержание её обеспечено; а спасение и без мантии от неё не отъемлется; а когда будет ей на пользу, то и мантия ниспошлется; аще смирит себя, то и покой обрящет.

Очень рад, что У. В–на хотя несколько успокоилась; искушениями когда-нибудь придет в разум истинный. Приезду вашему к нам я не возбраняю, а отдаю на волю вашу; а паче, как Бог устроит. Теперь ей ничего не имею написать; когда целы письма, то пусть прочитывает; и о чем говорил, пусть воспоминает. А когда еще что нужно, пусть пишет; я хотя и немощен, но строк пять напишу помогающу Господу: только пусть не боится обличений, да и на ней не исполнится: не обличай злых и прочее ... (Притч.9:8).

Ты же, видя свои немощи, о коих писала, имей и к другим снисхождение; а себя зазирай; но о сем мне и писать бы не следовало; ибо ты пишешь там же, что тебя за это зазрела; далee простирайся на дела благие.

Всем вам испрашиваю от Господа мир и благословение, и желаю душевного и телесного здравия, и между собою согласия; остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 16 октября 1844 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle