Источник

II. Начало города Курска, сказание о явлении чудотворной Иконы Знамения Божией Матери, называемой Курская, и основание на месте явления Ея пустынной обители иноческой

Чудотворная Икона Знамения Божией Матери дала начало и существованию Коренной Пустыни, как построенной на месте Ея явления, а потому и историю обители прилично начать с сказания о явлении сей иконы, тем более, что и вся Курская область, обязана ей воссозданием, хранением и процветанием своего областного города.

Курск принадлежит к числу древнейших городов Южной России. Он построен Вятичами, первобытными жителями этой страны, не позже ІХ-го столетия. Сохранилось несомненное свидетельство о том, что Курск и его окрестности были просвещены христианской верой одновременно с другими древними областями Русскими. Преподобный Нестор в житии пр. Феодосия Печерского повествует, что по переселении родителей его из Василёва в Курск (в первой половине XI века) Феодосий еще будучи отроком, в сем граде: «Божественного Писания в наказание учителю вдан бысть», и притом «по вся дни хождаше в церковь Божию» и вскоре «начать пещи просфоры и продаяти», чем и занимался более двух лет. Когда же мать благочестивого отрока хотела отклонить его от любимого занятия, он тайно «иде в ин град не долече сущи, и обита у прозвутера, и делаше по обычаю дело свое». Отысканный матерью и насильно возвращенный в Курск, он и здесь продолжал ходить по вся дни в Церковь Божию, а своим смирением и покорностью заслужил любовь властелина града, так что этот властелин «повеле ему, яко да пребывает у его церкви». Значит, Христианство уже существовало тогда в Курске и его пределах, а в самом Курске была даже не одна церковь. Феодосий пошел из Курска в Киев к пр. Антонию, когда ему исполнилось 23 года от роду, а это было по свидетельству летописей в 1032 году.

Курск с самого покорения области Вятичей Киевскими князьями составлял часть Переяславского Княжения, столь знаменитого при Великих Князьях Всеволоде I и Мономахе. Первый известный по летописям «властелин Курска» был Изяслав Владимирович сын Мономаха, упоминаемый в летописях под 1095 годом.

С этого времени и почти до самого разорения татарами г. Курска, он часто упоминается в летописях в долгий период усобицы между Мономаховичами и Ольговичами. При Великом же Князе Ярополке (1132 – 1139), этот добродушный князь, не желая кровопролития, добровольно уступил Ольговичам Курск с частью Переяславской области и с этих пор Курск стал управляться удельными Князьями из рода Олега Великого Князя Черниговского, оставаясь во время дальнейших усобиц открытым для нападения пунктом, как один из пограничных (украинных) городов.

В 1185 году княжил в Курске Всеволод Святославич. В этом году «сдумавши, как выражается летописец, Ольгови вноуци па Половци, зане бяхоу не ходили том лете с всеми князи, но сами пойдоша о себе рекоучи: мы есми ци не князи, пойдем и такоже себе хвалы добудем»11. В этом походе участвовал и Всеволод Князь Курский с своей храброй дружиной. Неизвестный певец древней Руси, описавший это событие в произведени известном под названием: «Слово о полку Игореве» (по имени старшего из Ольговичей – Князя Игоря Новгород Северского), влагает в уста Курскому Князю Всеволоду следующий поэтический отзыв о его дружине: «А мои же Куряне сведоми имети, под трубами повити, под щеломы взлелеяны, конец копия вскремлени, пути им ведоми. Яруги им знаеми, луци у них напряжени, тулы отворени, сабли изострени, сами скачют акы серыи волцы в поле, ищучи себе чти, а князю слове». Известно, что поход этот кончился неудачей. Около 1223 года произошла первая встреча с Татарами на берегах Днепра, в которой участвовал и Курский Князь Олег с своею дружиной, обративший на себя внимание отличной храбростью, в сражении при реке Калке.

Но эти усилия не отвратили близкой грозы от Курска и его области: в 1237 году, при нашествии на Русь Батыя, вместе с другими городами и Курск был разорен до основания; однако область Курская продолжала существовать и после разорения Батыева. В 1278 г. покорил её Царь Ногай, а в 1283 г. некто татарин Ахмат, поданный Ногая, откупил дани в Курской области и населил в окрестностях разоренного Курска две слободы; принимая под свою защиту беглых преступников, он завёл там разные промыслы и производил торги. Когда же Русские Князья (потомки Святослава Ольговича) с дозволения Кипчакского Хана разорили Ахматовы слободы, тогда Ногай послал для защиты Ахмата войско (1285), а князья принуждены были на время уступить. Ахмат снова обстроил свои слободы у Курска, но они скоро были уничтожены нечаянными нападениями тех же Князей. После сего близкие окрестности Курска снова запустели, а самое пепелище древнего города поросло дремучим лесом, в которое жители Рыльска и других мест приходили для звериной ловли и добывания меда (бортного). Такое запустение Курска промыслом Божиим попущенное, продолжалось ровно 360 лет.

О духовном же состоянии Курской области во весь этот период, до явления в ней чудотворной иконы, мы имеем лишь одно частное известие в рукописном житии Св. Петра Митрополита Московского и всея России Чудотворца. Там повествуется, что Святитель этот, будучи родом из Волынской земли, по достижении 12-летнего возраста, оставил родительский дом и бежал в один из окрестных монастырей, где поселившись, принял пострижение во иноческой образ, удостоился священнического сана и между прочим изучил иконное писание. Потом оставив этот монастырь и обходя многие места и пустыни, нашёл безмолвное место на реке Рати протекающей от бывшего города Курска в 15 верстах и впадающей в реку Сейм, и здесь устроил себе жилище, воздвигнул церковь, построил кельи, и собрал не малое число братии, по просьбе коих вынужден был принять в созданном им монастыре игуменство22. Однажды, говорит жнзнеописатель Святителя, когда «по преданному уставу Митрополит Максим (1283 – 1308), шествова по градам, поучения ради людей Божиих», случилось ему проходить близ Ратского монастыря; узнав о сем, блаженный Игумен Пётр вышел на встречу Святителю со всею братией, для принятия его архипастырского благословения, при чем поднес ему в дар Икону Божией Матери, им самим написанную. Митрополит Максим принял эту икону с великою любовью и достигши града Владимира, поставил её честно в тамошней соборной церкви.

По смерти же Митрополита Максима, Великий Князь и все Бояре, следуя совету почившего о Господе Святителя, умолили Ратского Игумена Петра принять Святительский престол, который он занимал с честью с 1308 по 1326 год, скончался же в Москве «где богоприятное тело его и поныне видимо, источает чудеса с верою приходящим».

За 13 лет до описанного выше события, то есть, до избрания Игумена Ратской обители на престол Всероссийской Митрополии, и через 60 лет по разорении Курска Батыем, Господь Бог благоволил прославить окрестность Курска явлением чудотворной Иконы Знамения Божией Матери; после того, икона эта через 300 лет светила Курской области; наконец была виною восстановления областного её города связавшего с тех пор навсегда судьбу свою с этой драгоценнейшей из местных Святынь своих, которой по сему и усвоено преимущественно перед другими наименование Курской.

Явление этой Иконы в рукописном о сем сказании33 рассказывается так: в 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8-го сентября, случилось одному благочестивому мужу прийти ради своего прибытка в лес, которым поросли окрестности Курска, по его разорении, и по Божьему смотрению увидел он близ реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды; увидя это оный муж поставил честно обретенную им Икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места на лесистом острове, (где ныне находится Соборная монастырская церковь), часовню из леса срубленного на сем же месте и, поставив в ней чудотворную Икону, возвратились с миром восвояси.

По пронесшемся от оных людей слухе о явлении сей чудотворной Иконы, стали приходить на поклонение к ней из окрестных городов и селений многие люди, между которыми были и жители города Рыльска, где княжил в то время Князь прозванием Шемяка. Сведав о сей Св. Иконе, Князь властью своею приказал взять её и перенести из пустынной часовни в город Рыльск, что и было немедленно исполнено; когда же чудотворная Икона была честно перенесена к Рыльску, то несшие её из пустыни люди, остановясь у самых городских ворот, послали к своему Князю с известием о пришествии Св. Иконы к их городу, прося, чтобы он благоволил встретить её сам; но Князь отказался идти на встречу Иконе и приказал поставить её близ города.

Вскоре после оказанного, таким распоряжением, видимого непочтения к чудотворному Матери Божией Образу, недугующий неверием Князь был поражён слепотой; познав же вину свою, он притек к месту, где была поставлена Св. Икона, принес перед нею всенародное покаяние и получил исцеление, дав при том обет, построить для неё в городе Рыльске особый храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, что и исполнил вскоре по своём прозрении. Но сия чудотворная Икона не благоволила иметь в этом храме постоянное пребывание, чудесно перейдя опять в пустыню на место своего явления, где и пребывала по прежнему, источая исцеления с верою приходящим.

Один же из благочестивых иереев города Рыльска по прозванию Боголюб нередко, и особенно в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, посещал пустынную часовню и по усердию своему отправлял в ней молебствия собирающимся туда из разных мест богомольцам.

В некоторое время, пришедши на Русскую украйну, Крымские Татары и набредя на пустынную часовню, в которой имела пребывание сия чудотворная Икона, застали в ней уединенно молящегося иерея Боголюба и вознамерились истребить часовню огнём, для чего и обложили её хворостом, но не смотря на троекратно возобновляемое покушение, сжечь сей часовни не могли; по суеверию, сперва они отнесли этот неуспех к волшебству иерея Боголюба, но узнав от него, что причиною сего чуда надобно почитать находящуюся в часовне икону Божией Матери, вынесли её из часовни, которую потом сожгли до основания; по сожжении же оной взяв чудотворную Икону, рассекли её на две части и бросили одну часть на том же самом месте, а другую отнесли за версту, а иерея Боголюба связанного увлекли с собою в плен.

Находясь в плену у Крымцев, старец остался непреклонным на все увещания варваров переменить веру и пользуясь на честное слово некоторой свободой, не хотел воспользоваться никакими ухищрениями и человеческими средствами к своему освобождению, ибо возложил все упование свое на Матерь Божию, чая от Нея одной великие и богатые милости.

И не посрамилось упование благочестивого служителя истинной веры! Однажды пася стадо и поя по обычаю молебная Божией Матери, он был нечаянно услышан людьми, принадлежащими к свите Русского посла, прибывшего в то время к Хану Крымскому с поручением от Князей Российских. Узнав, что молящийся по русски старец есть пленный русский священник, посланник немедленно выкупил его из неволи, привез в Россию и согласно его прошению, отпустил с миром на то место, где он за несколько лет перед сим взят был варварами в плен.

При этом первою мыслью Старца было то, чтобы отыскать рассеченную на двое чудотворную Икону и Господь, исполняющий во благих желание верных рабов своих, дал и сему исполниться по вере его: придя на место явления Иконы, иерей Боголюб в кусте, сохранившимся промыслом Божиим нарочно для сего, цветов, скоро обрел одну половину Святой

Иконы, a в недальнем расстоянии, по той же самой примете, – другую, и едва только сложил обе половины, они в тоже самое время соединились чудесным образом так крепко, что не осталось и следов рассечения, а из места соединения обеих частей выступила роса.

Удостоверенный сим новым знамением в чудодейственной силе Иконы, иерей Боголюб построил на месте её явления хижину, поставил в ней чудотворную Икону и пробыл при ней молясь несколько дней; возвратясь же на свою родину в город Рыльск, поведал гражданам по порядку все бывшее с ним и о новом преславном чуде последовавшем от сей Иконы. Граждане услыша о сем, прославили Бога и, обновив церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенную в Рыльске Князем Шемякою, снова перенесли с честью чудотворную Икону из пустыни в свой город и поставили её в сей церкви. Но на другой день по утру, во время благовеста ко всенощному бдению, когда люди собрались в церковь для молитвы, не обрели Иконы на своём месте и, поискав её с великой печалью по всему городу, нигде не нашли; посланные же в пустыню, на место её явления, вскоре принесли весть, что Икона находится там, на прежнем своём месте: тогда, построив в пустыне для нее особую часовню, поставили в ней Св. Икону.

Впрочем и после сего, попытки перенести чудотворную Икону в город Рыльск повторялись гражданами оного ещё несколько раз, но кончались так же неуспешно; всякий раз Икона исчезала из города и чудесно появлялась на прежнем своём месте в пустыне, сияя там чудесами.

После же того, по прошествии довольного времени, из числа приходящих на место, где явилась Икона, для лесного промысла людей, случилось быть тут одному Рыльскому жителю по прозванию Малюта и в то самое время, как он находился на месте явления св. Иконы, внезапно обступили его нашедшие на Курскую область Крымские Татары. Не видя никакой надежды на избавление от смерти или плена, Малюта влез на стоявший здесь дуб, где помолясь от сердца к Божией Матери, был чудесно спасен от предстоящей опасности, ибо варвары хотя и напали на след Малюты и даже, ища его не раз проходили под тем самым деревом, на котором он укрывался, но не увидели его, охраняемого покровом Богоматери. По отшествии варваров, Малюта объявил о сем чудесном избавлении своим товарищам, которые исполнившись ревностью, решились во чтобы то ни стало, перенести чудотворную Икону в свой отечественный город. Согласясь между собою, они взяли Икону в челн и повезли рекой Тускарь, а из Тускари к Рыльску; но когда уже были в виду Рыльска, вдруг нечаянно сделалось на реке сильное волнение, так что плывущие в челне люди отчаялись в своей жизни, а три человека уже начали и утопать; тогда оставшиеся в челне заливаемом водой, познав вину и раскаявшись в своём дерзновении дали обет: если спасутся от потопления, не въезжая в Рыльск, доставить чудотворную Икону тем же путём на место её явления в пустыню. Мгновенно волнение утихло и те, которые уже были в воде спаслись от потопления; и тогда, не въезжая в Рыльск, они отвезли Икону обратно на прежнее место в пустынную часовню.

После сего стечение народа к чудотворной Иконе продолжалось по прежнему и как некогда Боголюб, так в последствии времени и с той же благочестивой целью и усердием приходил нередко в пустыню из Рыльска один благочестивый иерей по имени Георгий, совершая пред чудотворной Иконой молебное пение для богомольцев.

Так протекло 360 лет, наконец слава о чудесах сей Иконы коснулась слуха благочестивого Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича и он обратил милостивое внимание на судьбу города, о котором столько лет напоминала чудотворная Икона, самим своим именем, слывя издревле в народе под именем иконы Божией Матери Курская,

По повелению cero Государя в 1597 году, город Курск был возобновлен на том самом месте, где он находился до Батыева разорения; а чудотворная Икона Божией Матери Курская взята по Его Царскому повелению из пустыни в Москву, ради поклонения, и перенесена туда с великой честью.

По принесении же оной чудотворной Иконы в Царствующий Град Москву, благочестивый Царь встретил её сам с Патриархом Иовом, со всем освященным Собором, ближними боярами и войском, за городом, на месте, называемом Котлы; отсюда Св. Икона была с подобающей честью внесена в Царские чертоги, п по совершении пред ней молебного пения, Царь приказал сделать вокруг Иконы особую кипарисную доску с написанием на ней вверху Господа Саваофа, а по сторонам и внизу разных Пророков с хартиями в руках; притом украсил её сребропозлащенным окладом, жемчугом и драгоценными камнями, а супруга его благоверная Царица Ирина Феодоровна, имевшая о всём том украшении ревностное прилежание, привесила к оной Иконе пелену красного атласа, украшенную золотом, серебром, жемчугом и разными камнями, на которой вышита золотыми буквами следующая надпись: «Повелением Благоверного Государя и Великого Князя Феодора Иоанновича всея России Самодержца и Благоверныя Государыни Великия Княгини Ирины, и их Дщери Великия Княжны Феодосии, сделана сия пелена к образу Пречистыя Богородицы Курския, лета 7105» (1597) – 44.

Украсив таким образом, чудотворную икону, благочестивый Государь отпустил её с подобающей честью из Москвы обратно в пустыню, где тогда же повелел построить своим царским иждивением монастырь с церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в который и назначен Настоятелем – Игуменом, вышеупомянутый благочестивый иерей города Рыльска, Георгий, нареченный в монашестве Евфимием. Таково было начало Коренной Рождество-Богородицкой Пустыни!

* * *

1

1Летопись Переяславля Суздальского. Смотри Временник 1851 года кн. 9, стр. 96

2

2 Свидетельство жизнеописателя Святителя Петра, о существовании построенного им в окрестностях Курска на реке Рати монастыря, подтверждается и следующим фактом позднейшего времени: «В 1650 г. во время построения в Курском Знаменском монастыре по Царскому Указу и на Царское иждивение Соборной Церкви, – Курский Протопоп Григорий сыскал на старом городищи, отстоящем от Курска за 15 вёрст, близ реки именуемой Рать, в земляном валу от древности вшедшия в землю палаты, с которых по осмотру Курского Воеводы Князя И. М. Волконского, снят был план и послан к Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу; после сего по Царскому Указу, на постройку упомянутой церкви с оных палат был ломан рабочими людьми кирпич и дикий камень, часть которого была пережжена и на известь». Смотри историю о городе Курске, о явлении чудотворной Иконы Божией Матери Курская и проч., сочиненную в 1783 r., издана 1792 г. в Курске, стр. 35.

3

3 Рукопись ХVII столетия, распространенная во многих списках по всей Курской Епархии, ожидает и заслуживает особого издания для чтения народного.

4

4 Оная пелена и поныне находится в целости в Курском Знаменском Монастыре


Источник: Историческое описание коренной Рождество-Богородицкой пустыни / Сост. А.Л. [архимандрит Леонид (Кавелин)]. - Санкт-Петербург : В тип. М. Эттингра, 1865. – 244 с.

Комментарии для сайта Cackle