Источник

27. Почтение к Августейшим

«Да радуется верноподданный народ» (19–1:2)

Святой Филарет с глубоким почтением относился к Царскому Дому: охотно делится воспоминаниями о действиях царского благочестия и неоднократно подчеркивает православную веру Августейших, молится о них.

«Должно делиться воспоминаниями, – заявляет Святитель, – благотворными для всей России. Таковы, между прочим, воспоминания о действиях царского благочестия. Частые молитвы и славословия царственного семейства, в храме дворца, слышали и изочли Небеса»...(18:4–5). «Вид благословенного семейства Государева очень приятен, и семейственной любовью, и домашним благочестием. В праздники Государь с некоторыми, старшими из детей, поет в своей домовой церкви всю Литургию» (12:341)... «Соседственная с дворцом (Чудовская) обитель святителя Алексия также нередко была свидетельницей царского благочестия. Кроме того, что благочестивейший Государь Император, благочестивейшая Государыня Императрица и прочие члены Августейшего дома, в первые минуты по прибытии в Москву и в последние пред отбытием из оной, обыкновенно посещают храм, где почивают мощи святителя Алексия, для уединенной молитвы и целования святых мощей его, подобные посещения неоднократно возобновлены были, частью во время Богослужения, частью кроме оного. Означим два по крайней мере случая. Ноябрь 25 дня (год 1837. – К. С.), государыня великая княжна Ольга Николаевна, ... прибыв в храм сей, собственными руками положила при мощах святителя Алексия ковер собственных ее трудов: и паки в тот же день во время вечерни приходила молиться купно с государыней великой княгиней Марией Николаевной. 30 ноября Государь Император, Государыня Императрица, Государь Цесаревич наследник престола и государыня великая княжна Мария Николаевна, без сопровождения чинами двора, прибыли в тот же храм и служили молебное пение, совершаемое местным духовенством. “Господи, спаси царя и услыши ны, воньже аще день призовем Тя”» (18:5).

Немного раньше (1835 год) Святитель свидетельствовал: «Бог сподобил нас ныне сретить благочестивейшего Государя Императора, благоговейно посетившего Успенский собор и чествовавшего древнюю в нем святыню» (36:4). «Всем и особенно нам, служащим в церкви, радостно и назидательно было видеть Высоких, со вниманием, благоговением и смирением притекающих к святыне. Слава Богу о всем» (4:303). Также Царские особы летом 1861 г. «изволили слушать молебное пение Преподобному Сергию и прикладывались к святым иконам и святым мощам. По обеде они изволили слушать всенощное бдение и в глубокую ночь еще раз входили в храм для уединенной молитвы» (19–2:97).

«Великая княжна Мария особенно любознательна в отношении к церковным предметам. Услышав о совершаемом мной пострижении в монашество, она пожелала присутствовать при сем и присутствовала с особенным вниманием, причем были также и прочие Великие Княжны и Великий Князь Константин» (12:341–342).

С любовью говорит святой Филарет о высоких качествах Государя: благости и кротости, соединенной с величием: «В присутствии их Величеств в Лавре я и полагал быть монастырскому пению, но учитель придворных певчих непременно требовал певчих и говорил еще (только не мне), что когда Государь Император был в Лавре, и я занемог, и при Вашем служении пели братия, то будто бы Государь был недоволен пением и его продолжением. – Их Величества благи, а около них мудрены» (10:375)... «Мы увидели гения России с кротким, но величественным взором, с Ангельской улыбкой... В 7 часов накануне праздника вступил он в Лавру – и пасмурная ночь улыбнулась. По крайней мере у нас в монастыре было весьма светло. На праздник, по Литургии, не забыл он посетить Семинарию нашу, а после обеда Вифанскую и возвратился в столицу» (12:13).

Подобные свидетельства имеются и в ряде других писем Московского Иерарха (см., например, 16:83; 17:72; 19–1:207...).

Святитель радуется, что Православная Церковь России имеет крепкого земного защитника в лице Императорского Двора: «Радуюсь за алтарь, стоящий под охраняющей сенью сего престола. Радуюсь за Православную Церковь, которая имеет защитника в Благочестивейшем Царе и Благотворительницу в Благочестивейшей Царице. Пророк написал обещание: “Будут Царие кормители Твои, и Царицы кормилицы Твоя”» (19–1:10–11). Святой Иерарх радуется о Царе и молится за него, как и за его близких: «Жизнодавче Христе! Благослови и благословляй жизнь и деяния Помазанника Твоего. Благословляй Его в Церкви Твоей, – возрастающими успехами в охранении и распространении православной веры и жизни по вере. Благословляй Его в царстве Его, – мирным устроением и возвышением общего и частного благоденствия. Благословляй Его царскую силу и за пределами отечества, – к ограждению спокойствия отечества и к низложению духа вражды и крамол. Благословляй Его и Благочестивейшую Супругу Его, в Августейшем Его семействе всех членов его, – обилием доблестей, подвизаемых ко всему благому по мановению Державного Главы семейства» (19–1:6)... И в письме к самому Государю, обращаясь к нему, говорит: «Царь Вселенной, видимой и невидимой, да продолжит и умножит Свои благословения над Вашим Царским достоинством, да сияет оно всегда величием, правдой и славой и всегда о нем... да радуется верноподданный народ. Радостнейшая и блаженнейшая из Матерей да предстательствует пред Сыном Своим и Богом, чтобы Ваши благоверные чада цвели, росли и восходили в совершенство к радости Вашей и ко благу усыновленных любовью Вашей сынов Отечества» (19–1:1–2).


Источник: Алфавит духовный. Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского / Проф. К.Е. Скурат. Москва : «Ковчег», 2010. — 368 с.

Комментарии для сайта Cackle