Речь произнесенная 23 апреля 1885 г. в Харьковском Дворянском Собрании.
Милостивые Государи!
Приношу вам глубочайшую благодарность за то, что вы доставили мне духовное утешение помолиться вместе с вами – и удовольствие принять участие в этой трапезе и беседе вашей. Прошу с любовью принять мои приветствия и благожелания, которые хочу вам высказать по долгу моего служения.
Вы празднуете столетие знаменитой Грамоты, которою Екатерина Великая из древних именитых русских родов округлила вас в особое высшее сословие, оградила и почтила особыми правами и преимуществами. Сто лет – много времени даже и в жизни народа. В такой значительный период много могло произойти самых разнообразных явлений и в жизни вашего сословия. Конечно, на виду у всего нашего отечества прежде всего стоят великие заслуги дворянства русского на полях брани, в царских советах и правительственных учреждениях, в многочисленных опытах высокой честности, любви к родине и самопожертвования; а в последнее время мы и своими глазами видели беспримерные в истории ваши подвиги в освобождении миллионов русского народа от крепостной зависимости. Но жизнь человеческая идет так, что вместе с великим и благотворным всюду и незаметно прокрадывается в нее что-нибудь и требующее исправления, предосторожности и, во всяком случае, бдительного внимания для охранения себя и других от ошибок и опасностей. Простите, если я, как служитель Церкви, с откровенностью для блага вашего и нашего любезного отечества укажу вам нечто в этом роде, проверяя ваше настоящее положение по тем главным идеям, которые положены в основание дарованной вам дворянской Грамоты.
Четыре идеи составляют ее главное содержание. Во-первых, неприкосновенность Всероссийского Престола и Самодержавия Государей наших, как основного принципа существования, безопасности, чести и славы нашего отечества; во-вторых, идея дворянства, как ограды, крепкой стены, живой изгороди, охраняющей и стерегущей Высокий Престол великого русского царства. Третья идея, – это народ русский, – эта почва, этот грунт, в котором углубляется и откуда питается и получает свою мировую силу, свое высокое историческое значение и Самодержавная власть, и все составляющее цвет и славу нашего отечества. Четвертая идея, лежащая в основании трех первых, – идея, так ясно рисовавшаяся в великом уме Великой Государыни, – идея Русского государства, Самодержавием управляемого, дворянством предводимого, народом созидаемого.
Проверьте себя по этим основным принципам, из которых так ясно выступают ваше призвание и ваши обязанности, истекающие из самых дарованных вам преимуществ.
Русский Царь! Самодержавный Русский Государь! Священная глава могучего, великого Русского Царства! – При одном этом имени у кого из истых Русских дворян не дрогнет не только благоговейным трепетом, но и любовью и радостью сердце? Кто из вас хотя на минуту усомнится и остановится отдать все свое и всего себя на службу, на труд, на жертву по единому мановению нашего природного Великого Государя? Но не замечали ли вы, что нередко и при нашем глубоком убеждении в важности и благотворности общего начала, при сознании цельности нашего настроения, прокрадываются между нами и в нас самих частности, подробности, при тщательном разборе оказывающиеся в противоречии с общим течением жизни? От этих противоречий (вы их понимаете) в последнее время не убереглось и дворянство. Но по самой неестественности появления их в нашем отечестве, по тому дикому диссонансу, который они у нас производят, мы должны быть бдительны ко всякой мысли, слову, устному и печатному, где появляется хитро завернутая, блестящая новизною ложь чуждых нам учений о власти и государственном устройстве. Вы – ограда Престола, вы все до единого готовы лечь костьми вокруг него, чтобы защитить его от всякого врага; но дыша ревностью, мужеством, храбростью, отвагою против врагов внешних, будьте проницательны, бдительны, неутомимы в преследовании врагов внутренних, разлагающих наши силы умственные и нравственные, которые составляют основу и существо всякой силы внешней. Возвратите детям вашим истинно-христианское, практическо-благочестивое воспитание, которым отличались ваши предки; не давайте им в руки мнимо-научных, лживых систем о переустройстве государстве; следите за литературою; ограждайте не только Священную Особу Государя царствующего, но и самую идею Царя Самодержавного, этот политический догмат нашего отечества, без которого нельзя быть русским, как без веры во Христа – христианином. Пользуйтесь правом предстательства и ходатайства пред Престолом, дарованным вам Великою Екатериною, прежде всего для защиты вас самих и детей ваших властью Самодержавного Царя от этой темной силы, надвигающейся на нас в виде лжеумствования, лжезнания и лжесловесия. Во всех концах России читаются и слышатся речи и о федерализме, и о сепаратизме, и о партикуляризме, и социализме и пр. и пр. Следите за влиянием этих учений на наше общество, как следите за всем тем, что вредит вашему сельскому хозяйству, составляя, по разным вопросам общества, съезды, совещания. Что филоксера для винограда, что овражки и жучки для ваших полей и лугов, то эти ложные мысли и учения для всех благих насаждений и плодов, воспитанных и возращенных историей на почве нашего отечества.
Что касается самого дворянства, нет надобности вам напоминать о необходимости образования, о личном труде, об улучшении экономического быта: вы выравниваетесь с потребностями времени. Но не допускайте, чтобы редели ваши ряды, чтобы европейское образование и независимое состояние похищали из среды вашей лучшие силы, перенося их на чужую почву и претворяя русских дворян во всемирных граждан. Вам никто не воспрещает обозревать весь мир, наслаждаться красотами природы во всех широтах земного шара, но зачем увязать в чужой почве и забывать свою родину? Зовите всех домой. Наше отечество теперь не то, что было даже при Великой Екатерине, хотя и она в своей Грамоте с восторгом говорила о расширении пределов своего царства и его величии. Мы приобрели все климаты от северных морозов до экваториальных жаров; мы имеем и долы, и степи, и горы, и реки, соперничествующие в красоте с лучшими странами в мире; мы имеем плоды от клюквы и морошки до винограда и персиков; мы имеем минеральные воды, которым, по их качествам, начинают завидовать Германия и Франция; мы имеем всевозможные минеральные богатства; наконец, наше отечество двинулось вперед по всем частям общественного и государственного благоустройства. Зачем русскому дворянину быть последним в чужих странах, когда он может быть первым в родном царстве, величайшем из царств земных? Нам нужны дарования, нам нужны силы; мы должны собираться воедино.
Великая Екатерина призвала дворянство к единению и с народом для общего блага. С утешением назвала она в Грамоте свой народ „послушным, храбрым, неустрашимым, предприимчивым и сильным“. Да, чудный, этот серый, этот смиренный, с затаенною внутреннею силою народ, этот спокойный народ, как спокойно море до первой бури, до первой опасности для отечества! Он собрал вокруг себя множество племен от европейски – развитых до первобытных и диких, и со всеми живет мирно, с беспримерною веротерпимостью; со всеми охотно делится благами своей страны; с удивительною силою притяжения усвояет себе самые разнообразные расы, когда не мешают этому увлеченные ложными воззрениями лица, власть имеющие. Этому народу нужно стало научное и общественное образование. Вас по преимуществу призывал для наблюдения за этим великим делом в Бозе почивший ГОСУДАРЬ АЛЕКСАНДР II, на то же призывает вас и ныне благополучно царствующий ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР последним обращенным к вам ВЫСОЧАЙШИМ рескриптом, желая закрепить вас на наших землях для полезной деятельности среди народа. Но – в каком отношении стоит у нас просвещение высших классов к умственному развитию простого народа? Мы представляем из себя картину железнодорожного поезда, у которого оторвался локомотив и летит на всех парах вперед, оставляя стоять свои вагоны. Теперь мы хотим прикрепить к себе эти вагоны, мы хотим вести народ за собою к просвещению. Будьте внимательны вы, руководители, к делу, от которого зависит вся судьба нашего отечества. Не спешите учить народ, как вам хочется, а учите его прежде всего тому, чего он сам желает, – познанию своей веры и Церкви, нравственных обязанностей, своей священной грамоты, с которою он вырос в течении тысячи лет в народ великий. Дайте ему сначала насущный хлеб познания божественной истины, помогая ему спастись от разлагающих его пороков и искушений, а науки потом он сам запросит и столько и в том виде, как найдет для себя полезным. Он умен, сообразителен, дальновиден более, чем мы думаем; он лучше понимает нас и наши заблуждения, чем мы и его самого, и его недостатки.
Наконец, переходя к мысли о Русском царстве во всей его целости, мы замечаем еще силу, с которою вам нужно сдружиться для благоустроения отечества. Царствами человеческими управляет Господь, милует и награждает их за благочестие и молитвы народов, а делом молитвы и нравственно-христианской жизни руководит у нас священство Божие, называемое духовенством. Не забывайте его, не расходитесь с ним. Оно ныне захудало, но в тысячелетней жизни нашего отечества оно проложило не менее глубокую и светлую черту, чем и дворянство, – в воспитании народа и благоустроении русского царства. Вспомним время, когда из дворянских родов были великие святители: московские митрополиты Алексий и Филипп и патриарх Филарет Никитич, отец первого государя из Дома Романовых, и из Малороссии и Белоруссии, были из дворян архиепископы и епископы: Иоасаф Горленко, Амвросий Зертис-Каменский, Антоний Илляшевич, Георгий Еонисский, Сильверст Кулябка, Христофор Сулима, Павел Саббатовский; было время, когда в киевских духовных школах получили образование князь Безбородко, граф Завадовский, гетманы Иван Самойлович и Богдан Хмельницкий; было время, когда ряды белого духовенства пополнялись из всех сословий и отовсюду притекали к нам силы и дарования. Теперь мы замкнуты в тесное отдельное сословие. Не спрашивайте от нас многого. Но у вас избыток сил естественных, а у нас хранилище сил благодатных; у вас знания человеческие, у нас единая святая вера, просвещающая умы и сердца светом божественным; поделитесь с нами вашим и берите от нас то, что вверено нам Господом для вашего блага и спасения. Народу же понесем науку, вместе осмотренную, соображенную с его силами и нуждами, озаренную светом божественной истины, согретую благодатию святой Церкви и направленную ко благу временному и вечному.
Господь же милосердный, долготерпящий нашим немощам, заблуждениям и грехам, да поможет всем нам уразуметь истинные наши обязанности и наилучшие способы их исполнения. Запомним одну великую истину: если мы, русские люди, не повредим сами себе; если не допустим в свою внутреннюю жизнь гибельных начал разложения – умственного и нравственного; то, при помощи Божией, никакая земная сила не сокрушит нашего великого, нашего славного царства.