Источник

26. Праздничные приветствия

«Прославим Дарующего нам новую жизнь» (9:91)

Праздничные приветствия святого Филарета – ко дням: 1) Рождества Господа нашего Иисуса Христа, 2) Новолетия, 3) Богоявления, 4) Воскресения Спасителя, 5) ко дням Ангела, 6) церковным дням Обители Пресвятой Троицы – исполнены великой радости о священных спасительных событиях и истинно Архипастырских – Отеческих пожеланий.

1. Ко дню, когда рождается «во спасение наше» Господь Иисус Христос (9:371); когда «и Небесные Служители Божии приемлют участие в радости... и приветствуют ею земнородных» (2:81); когда «Бездетный» несет «нам Свой мир и Свое благоволение» (2:46, 68), Святитель восклицает: «Слава Христу Богу, явившемуся в смирении естества нашего, да явит нам образы смирения. Он явился в вертепе, чтобы мы довольны были не красной кельей, – в яслях, чтобы мы не требовали мягкого одра, – в пеленах, чтобы мы любили простую одежду, – в несловесии младенческом, да будем яко дети простотой и незлобием, и да не разрешаем своего языка на празднословие» (9:119). – Восклицает и молит: да будет Он обновлением, да подаст «приращение благодати в подкрепление и утешение... на пользу благого служения» (2:27); «да обновит Он силы и дни да умножит, дела да благословит и управит к миру Вашему и ко благу Церкви Его» (14:239; 35:30), к продолжению «деятельности угодной Ему и Церкви Его» (35:30). «Христом Господом да избыточествует утешение Ваше и обилием Своим да покроет всякую скорбь, да облегчит всякий труд, да обратит Вам стропотная в правая и острая в пути гладки» (35:32); «прошу от Господа Вам и братии, как себе, продолжения древних милостей Господних и обновления нашего жития, да ветхого отложивше человека, в новом послужим нашему Владыце, во всецелой Ему преданности, в благой надежде спасения» (8:368–369). Святитель призывает всех прославить Рождество Христово: «Христос рождается; славите!» (10:268); «радуйтесь о Господе и возвещайте славу Его, и окружающим Вас да дарует Он ухо слышати слово истины, – ухо не только голове, но и сердцу» (14:253). Если Вифлеемские пастыри бессловесных, видевшие «только зарю славы Еммануила», вернулись славящее Бога о всем, что видели, «то кольми паче свойственно пастырям словесных и служителям слова возвещать славу Богочеловека, высокую в Его смирении и нисходящую до нашего уничижения в Его человеколюбии» (35:37–38; 2–47).

И к преосвященному Рязанскому Гавриилу Святитель пишет: «Благодарение Всеблагому Богу, еще даровавшему нам участие в радости велией, от превыспренних Небес ниспосланной, Ангелами возвещенной, землю обновившей, яко родися нам Спас, Иже есть Христос Господь. Блаженна сия радость, поскольку соединяет нас с самым ее Источником: но блага и та доля ее, которая соединяет нас между собой в вере и любви... Обновитель человеков и времен да обновит дни Ваши и во грядущее, и грядущие лета да продолжит исполнять Вас Своим светом и жизнью к распространению Его света и жизни во множестве верующих Ему» (2:74). (См. также: 2:92; 4:585; 7:26, 264; 9:371; 10:68; 33:431...).

2. В Новый год Святитель славит Бога за прошедшее и призывает Небесное благословение на новое лето:

«Слава Богу, даровавшему совершение протекшего и начатие Нового года!» (4:354)... «Бог да благословит Вам новое лето. Желаю Вам новых успехов и приобретений в благодати и благоугождении Богу, и прочее да приложится, к истинной пользе и к истинному утешению» (4:116)... Новый год «да будет лучший прежнего и да соделает нас лучшими прежнего, благих судеб Божиих споспешествованием» (33:430). Бог да подаст «новые дары Свои для продолжения подвигов» (33:433), да благосозиждется душевный дом и не оскудеет мир «во дни скудные миром» (4:564). «Бог да благословит новое лето Вам, отец наместник и братии, миром, здравием и охранением» (9:372). «В новое лето новое благословение Божие отцу наместнику и братии обителей, к обновлению жизни благодатной, к преуспеянию нового человека» (10:491). (См. также: 10:70; 35:41).

3. Сорадость и молитвенные пожелания Святителя сопутствуют дню Богоявления, или Крещения Господня: «Сорадуюсь Вашей радости при созерцании Богоявления. Явившаяся миру благодать Божия, спасительная всем человекам, да является спасительно уму Вашему и сердцу и жизни. Да славим Прославленного на Иордане гласом Отчим, да смиримся пред смирившимся на Иордане под руку раба. Да возлюбим, ради того Прославившегося и ради того Смирившегося, да явит нам Свою любовь» (3:57). «Освятивый воды крещением Своим и наитием Святого Духа да оросит Вас водой, яже превыше небес, росою Духа» (9:373).

4. «Нет поздравления, – утверждает святой Иерарх, – столь справедливого и многозначущего, как поздравление с Воскресением Христовым, торжественным началом Христианства. От воскресения Христова и мы наследуем наше воскресение: умственное от неведения к Богоявлению, воскресение нравственное от греха к добродетели, воскресение духовное от смерти к жизни вечной, не исключая и тела, ныне смертного; наконец, даже возрождение того, что есть лучшего в быту человеческом, ибо между народами христианскими и не христианскими разность подобна между мертвыми и живыми» (5:7).

Святитель указывает и подчеркивает источник и величие события: Воскресший Господь Христос есть «источник жизни, мира и радости» (9:136). Воскресение Христово – «велия сила не только тогда, когда оно благовествуется ведущими неведущим во спасение, но и тогда, когда благовествуется ведущими ведущим для обновления и умножения радости спасения» (2:28). – «Благодать Господа Воскресшего да изливает в сердца Ваши радость и мир, и да будет радость Господня силой Вашей к благоделанию и угождению Ему» (10:176).

Радостью Воскресения должно спешить поделиться: «Радость Воскресения Христова есть лучшее украшение жизни настоящей, так как и лучшее основание надежды для жизни будущей. Посему приятно делиться сокровищем сей радости во взаимном общении» (2:37). И Святитель делится: «Радость и мир Воскресшего да живут с Вами, да услаждают скорбное, да утишают немирное, и мир от Вас да преходит на достойных мира» (14:263). «Жизнь и свет, из гроба Его воссиявшие, да проникают Ваши души и жизнь Вашу, и да просвещают Вас и чрез Вас» (15:37).

Глубоко назидательны пасхальные приветствия Святителя, направленные к архиепископу Рязанскому Гавриилу:

«Если не познавшим еще воскресения ученикам Господним беседа любви и печали о Господе пострадавшем принесла ту пользу, что Он Сам приближался к ним, вразумил их о воскресении, исполнил сердце их ощущением Своего присутствия и, наконец, познался им в преломлении хлеба, то для познавшего уже воскресение может ли не быть благотворна беседа веры, любви и радости о Господе воскресшем и торжественно обещавшем пребывать с нами до скончания века?.. Молю Воскресшего, чтобы Он, приближался к Вам выну благодатью Своей, как приснотекущий Источник света и жизни, непрестанно исполнял светом истины Своея разумение Ваше, и пламенем любви Своея сердце Ваше, и чрез Вас распространял чистую истину и святую жизнь в верующем народе» (2:50).

«С любовью приемлю и воздаю Вам целование мира и радости во имя Господа Воскресшего. И изъявление благих желаний приемлю от Вас как благословение и назидание. Господь да умножит Вам Свой мир и Свою радость, которых мир не может дать, и отнять не может; и да сохранит Вашу жизнь и крепость для продолжения служения мира и спасения в Церкви Его Святой» (2:66).

Итак,

«отторгнемся хотя на время от земного и преходящего, к которому привязаны то по необходимости, то по долгу, то по воле; и свободно, и не развлеченно воззрим к Небесному и Вечному. Се из тридневного гроба восходит Свет жизни вечной. Одни видят и веруют; другие не видят и веруют: и все блаженны тем, что веруют. Да будет исполнена чувством радости и блаженства во имя Господа Воскресшего верующая душа Ваша; и не преходящая жизнь веры да возвышает временную жизнь Вашу и да одушевляет Вашу деятельность» (19–2:283).

«Христос Воскресе!.. Да будет Он Вашей жизнью, силой и радостью выну» (33:440). (См. также: 2:17, 22, 43, 67, 73, 91; 3:50; 4:124; 7:280; 9:280, 328, 403; 10:292, 387, 427, 461, 516; 13:18; 15:46; 16:31, 48; 19–2:172; 33:410...).

5. В день Ангела Святитель молитвенно желает постоянного предстательства Небесного Покровителя и дальнейших Божиих благословений:

Архимандриту Антонию: «Преподобный Антоний от Лавры Киевской да благословит круг дней Ваших, отец наместник, в Лавре Троицкой» (10:354); «да испросит Вам... новое благословение от Господа, чтобы продолжались дни Ваши в мире духовном и в крепости сил, к пользе обителей и братии» (10:241). «Да продолжит Господь лета и служение Ваше, много полезное Лавре и облегчительное мне» (10:298).

Князю С. М. Голицыну: «Празднуя день Преподобного Сергия, не могу не вспомнить, что Ваше сиятельство наречением его имени поручены его молитвенному покровительству от рождения на всю жизнь. Примите мое искреннее сорадование, что сей день Вашего Ангела, по благости Божией многократно светивший Вам, светит и ныне светом благословения Небесного и хранящего Вас Провидения. Да дарует Господь, чтобы он и впредь еще многократно к Вам возвращался с новым светом и новыми благословениями» (16:77).

А. Н. Муравьеву: «Здравствуйте, любезный во Господе Андрей Николаевич, душевно и телесно, в день Вашего Ангела, и на дни и лета многие. Да хранит он и возращает веру, которую благодатью своей в сердце Вашем посеял, и да приносит она плоды жизни и благоделания. Премудрым Провидением своим да управит он путь Вашей жизни, как лучше для Вашего спасения, но и как лучше для служения царствия его и для споспешествования благу ближних, да умножится Ваше вечное благо» (4:167).

6. Близко к своему сердцу принимает Московский Архипастырь и праздники святой Лавры Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия:

«Поздравляю Вас, отец наместник, с праздником Вашей обители. Надеюсь на милость Божию, что празднуете в мире» (9:339)... С праздником Преподобного Никона поздравляю. Молитесь радостно и Богоугодно, и меня вспомните» (9:364)...

«Прославим Дарующего нам новую жизнь, – заканчиваю представление праздничных приветствий Святителя его же словами, – и благодарностью за дар да возбуждаем себя в обновлении жизни ходити. И о сем друг за друга, как за себя, взаимно помолимся» (9:91).


Источник: Алфавит духовный. Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского / Проф. К.Е. Скурат. Москва : «Ковчег», 2010. — 368 с.

Комментарии для сайта Cackle