К Филипписеям послание Апостола Павла
Филиппы – римская военная колония в Македонии. Это было первое место, где Апостол Павел начал проповедь (Деян.16:12); не раз он туда и возвращался (Деян.20:2–6). Послание писано из Рима из заточения, в тяжкое время Неронова гонения, когда Апостол видимо готовился к последнему страданию.
Глава 1
Павел и Тимофей, рабы Иисус Христовы, всем святым о Христе Иисусе, сущим в Филиппах, с епископами и диаконами.
Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
Благодарственная молитва
Всякое воспоминание мое о вас – с благодарностью Богу.
Всегда, во всякой молитве моей за всех вас, с радостью,
благодарность за ваше общение в благовестии, от первого дня даже до ныне.
И уверен я в том за вас, что кто начал доброе дело, будет совершать его даже до дня Иисус Христова.
Так и праведно мне помышлять о всех вас, и все вы у меня в сердце, потому что все вы сообщники благодати моей и в узах моих, и в защите и утверждении благовестия.
Свидетель мне Бог, что люблю всех вас благоутробием Иисус Христовым.
И о том молюсь, чтобы любовь ваша паче и паче возрастала в познании и во всяком чувстве,
и будете вы, испытуя лучшее, чисты и непреткновенны в день Христов,
исполнены плодов праведности, чрез Иисуса Христа, во славу и хвалу Божию.
Успех Евангельской проповеди в узах
Надобно вам знать, братия, что бывшее со мною много послужило к успеху благовествования,
так что узы мои огласились о Христе во всей претории и у всех прочих.
И многие из братий о Господе, ободрившись узами моими, паче прежнего дерзают без страха проповедовать слово Божие.
Иные, правда, из зависти и ревности; но другие и с искренним желанием проповедуют Христа.
Одни из ревности возвещают Христа нечисто, думая увеличить тяжесть уз моих,
другие же по любви, зная, что я поставлен на защиту Евангелия.
Но что до того! Каким бы образом ни проповедали Христа – притворно или искренно, Он проповедуется, и я сему радуюсь.
И стану радоваться, ибо знаю, что все это будет мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисус Христова.
И тем совершится верное чаяние и упование мое, что ни в чем не буду посрамлен, но во всяком дерзновении и ныне, как всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнию ли или смертию.
Жизнь или смерть
Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение.
Но когда жизнь во плоти приносит плод моему делу, то не знаю, что избрать.
Влечет меня и то и другое: желание имею разрешиться и со Христом быть – это много лучше.
Но оставаться во плоти нужнее для вас.
И знаю это верно, и останусь и пребуду со всеми вами для успеха вашего и на радость веры.
И когда еще раз приду я к вам, да умножится чрез меня хвала ваша о Христе Иисусе.
О единении в духе
Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли и увижу вас, или не буду у вас, слышать об вас, что вы стоите в едином духе, единодушно подвизаясь за веру Евангельскую.
И не страшитесь ни в чем противников: это для них знамение погибели, а для вас – спасения, знамение от Бога.
Ибо вам дано, ради Христа, не только веровать в Него, но и страдать за Него – таким же подвигом,
какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.
Глава 2. О смирении, по образу Иисуса Христа
Итак, если есть какое утешение о Христе, есть какая отрада любви, какое общение духа, если есть какое милосердие и жалость,
исполните мою радость: живите в одной мысли, имете ту же любовь, будьте единодушны и единомудренны;
ничего не делайте по ревности или по тщеславию; но смиренномудренно друг друга честию возвышайте.
Не о себе только каждый заботься, но и о других.
Ибо дух мудрования тот же должен быть в вас, как и во Христе Иисусе.
Он, сущий во образе Божием, не мнил хищением быть равен Богу34,
но Себя умалил, приняв образ раба, в подобии человеческом был, и явился видом как человек.
Смирил Себя, послушлив был даже до смерти, и до смерти крестной.
Потому и Бог Его превознес и даровал Ему имя, паче всякого имени,
да преклонится имени Иисусовом всякое колено небесных и земных и преисподних,
и всякий язык да исповедует, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Итак, возлюбленные мои, как вы были всегда послушны мне, так не только тогда, когда я с вами, но тем еще более ныне, в отсутствии моем, со страхом и трепетом спасение свое совершайте.
Помните, Бог, в благоволении Своем, действует в вас, производит в вас и хотение и действие.
Все делайте без ропота и сомнения,
чтобы вы были неукоризненны и чисты, как чада Божии, непорочные среди строптивого и развращенного рода, в коем светитеся как светила в мире, содержа слово жизни.
И будет похвала мне в день Христов, что не тщетно подвизался я и не напрасно трудился.
Если же сверх жертвы и служения веры вашей, и я становлюсь жертвою, радуюсь и сорадуюсь со всеми вами:
так и вы радуйтесь и сорадуйтесь со мною.
О Тимофее
Надеюсь, однако в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я утешился духом, получив известия об вас:
кроме его, никого не имею столь единодушного, кто бы так искренно заботился об вас.
Все ищут своего, а не Иисус Христова.
А вы знаете, как он показал себя: как сын отцу, служил мне в благовествовании.
Итак, надеюсь послать его, как только узнаю, что́ будет со мною.
Надеюсь о Господе, что и сам скоро приду к вам.
О Епафродите
Однако почел я нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего: он же был и от вас посланник и служитель в моей нужде;
да и желал он сильно видеть всех вас и скорбел, что до вас дошел слух о его болезни.
Он был болен при смерти, но Бог помиловал его, и не только его, но и меня, чтобы не приложилась мне печаль к печали.
Потому я и поспешил послать его, чтобы вы, увидев его, снова возрадовались, и я был беспечален.
Примите же его о Господе со всякою радостью, и таковых имейте в уважении.
Ибо он за дело Христово близок был к смерти, не щадя живота своего, дабы выполнить, чего недоставало в вашей мне помощи.
Глава 3
Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же мне не леностно, а вам к утверждению полезно.
Стремление к совершенству и цель христианской жизни
Берегитесь псов тех, берегитесь злых деятелей, берегитесь обрезания.
Мы – обрезание, мы, служащие Богу духом, и хвалимся Христом Иисусом,
а не на плоть надеемся, хотя и я мог бы также надеяться на плоть. Если кто другой думает надеться, то я еще больше.
Обрезан в восьмой день, из рода Израилева, из колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по закону фарисей, по ревности гонитель церкви Божией,
по правде законной непорочен.
Но что́ было для меня приобретением, то́ Христа ради вменил я в тщету.
Да и все почитаю за тщетное перед превосходством познания Христа Иисуса Господа моего.
Его ради я от всего отказался и все считаю за отребие, чтобы Христа приобресть и в Нем найтись не со своею праведностью от закона, но с тою, что от веры во Христа, с праведностью, сущею от Бога в вере.
Так да познаю Его и силу воскресения Его и участие в страданиях Его,
чтобы, сообразуясь смерти Его, достигнуть и в воскресение из мертвых.
Не то, чтобы достиг уже я или пришел в совершенство, но стремлюсь, не достигну ли и я в том же, в чем достиг меня Христос Иисус.
Нет, братия, я не помышляю себя достигшим; одно мыслю:
задняя забывая, вперед простираясь, стремлюсь к цели – к почести вышняго звания Божия во Христе Иисусе.
И кто из нас совершен (в вере), так должен мыслить; если же что иное мыслите, и то Бог вам откроет.
Только должны мы, до чего достигли, так и мыслить, и по тому правилу жить.
Будьте мне подражатели, братия, и смотрите на тех, кто живет по тому образу, какой имеете в нас.
Ибо многие, о ком я часто говорил вам, а ныне и со слезами говорю, многие поступают как враги креста Христова.
Конец их – погибель, бог их – чрево и слава их – в сраме их: о земном они мыслят.
А наше жительство на небесах: оттуда и ожидаем Спасителя Господа нашего Иисуса Христа.
И Он тело уничижения нашего преобразит так, что станет оно сообразно телу славы Его, силою, коею действуя, превозмогает и вся покоряет Себе.
Глава 4. Увещания и наставления
Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так о Господе.
Еводию молю и Синтихию молю единомыслить о Господе.
Ей, и тебя прошу, верный товарищ мой, помогай им, подвизавшимся в проповеди евангельской со мною и с Климентом и с прочими моими сотрудниками, коих имена в книге жизни.
Радуйтесь всегда о Господе, и еще скажу: радуйтесь.
Кротость ваша разумна да будет всем человекам.
Господь близ. Ни о чем не пекитесь, но во всем, молитвою и молением, с благодарением, прошения ваши да открываются пред Богом.
И мир Божий, мир превыше всякого ума, да соблюдает сердца ваши и мысли ваши во Христе Иисусе.
Напоследок, братия, что́ только истинно, что́ честно, что́ праведно, что́ чисто, что́ любви и хвалы достойно, какая есть добродетель и какая хвала, о том помышляйте.
Чему вы научились, что́ прияли и слышали и видели во мне, то творите, и Бог мира будет с вами.
Дары, полученные от Филиппийцев
Великая была мне радость о Господе, что вы опять воспомянули меня своею обо мне заботою, как и прежде обо мне заботились; только время было неблагоприятное.
Не от нужды говорю так: я привык быть доволен тем, что есть у меня.
Умею жить и в скудости и в изобилии; научился всюду и во всяких обстоятельствах и насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.
Все могу о укрепляющем меня Христе.
Однако доброе дело ваше, что приняли участие в моей скорби.
Знаете вы, Филипписияне, что в начале благовестия, когда вышел я из Македонии, ни одна церковь, кроме вас одних, не показала мне усердия ни подаянием, ни приемом.
Вы и в Салонику раз и два присылали мне на нужду.
Не то хочу сказать, что искал бы я даяния, но ищу плода, чтобы множился плод на пользу вашу.
У меня довольно всего, и свыше меры; доволен, получив от Епафродита посланное от вас: то воня́ благоухания, жертва приятная, благоугодная Богу.
Бог же мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему во славе, о Христе Иисусе.
Богу же и Отцу нашему слава во веки веков. Аминь.
Целование мое всякому святому о Христе Иисусе. Целование вам от сущей со мною братии.
Целую вас все святые, особливо те, кои из дома кесарева.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
* * *
Предлагается (Хомяков) другая редакция перевода: «не помышлял хищением уравнять Себя с Богом».